Решение по делу № 2-132/2016 от 21.01.2016

Дело № 2-132/2016 г.

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

06 мая 2016 года                                    г. Пласт

Пластский городской суд Челябинской области в составе:

председательствующего Бодровой Е.Б.

при секретаре Джаран Е.С.,

с участием прокурора Бутюгиной Е.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора г. Пласта Челябинской области в интересах неопределенного круга лиц к публичному акционерному обществу «Челябэнергосбыт» в лице Магнитогорского филиала о признании незаконными действий по начислению и взиманию платы за потребленную электроэнергию на общедомовые нужды, возложении обязанности,

У С Т А Н О В И Л:

    

Прокурор г. Пласта Челябинской области (далее – прокурор) в интересах неопределенного круга лиц после уточнения исковых требований обратился к Магнитогорскому филиалу публичного акционерного общества «Челябэнергосбыт», публичному акционерному обществу «Челябэнергосбыт» (далее – ПАО «Челябэнергосбыт») с иском о признании незаконными действий по начислению и взиманию платы с собственников и нанимателей жилых помещений в многоквартирных домах в г. Пласте и Пластовском муниципальном районе Челябинской области, обслуживаемых управляющей организацией обществом с ограниченной ответственностью «Районная управляющая компания», за потребленную электроэнергию на общедомовые нужды; возложении обязанности прекратить выставление к оплате счетов за электроэнергию, потребленную на общедомовые нужды, собственникам и нанимателям жилых помещений в многоквартирных домах, расположенных по адресам: <адрес> возложении обязанности произвести перерасчет платы за электроэнергию, потребленную на общедомовые нужды, собственникам и нанимателям жилых помещений в многоквартирных домах, расположенных по вышеуказанным адресам, с момента начала начисления такой платы (т. 1, л.д. 5-9, 220-224; т. 2, л.д. 15-19).

В обоснование иска прокурор указал, что при проведении прокуратурой города проверки по обращениям жителей установлено начисление и взимание Магнитогорским филиалом ПАО «Челябэнергосбыт» с ДД.ММ.ГГГГ платы за потребленную электроэнергию на общедомовые нужды собственникам и нанимателям жилых помещений во всех многоквартирных домах, расположенных в г. Пласте и Пластовском муниципальном районе, управление которыми осуществляется управляющей организацией – обществом с ограниченной ответственностью «Районная управляющая компания» (далее – ООО «РУК»), что противоречит требованиям частей 7, 7.1 ст. 155 Жилищного кодекса Российской Федерации.

В судебном заседании прокурор Бутюгина Е.В. иск поддержала.

Представитель ответчика ПАО «Челябэнергосбыт» Ушакова Д.Е., действующая на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ (т. 2, л.д. 22), иск не признала, ссылаясь на то, что установленное ограничение на внесение платы за коммунальные услуги в многоквартирном доме ресурсоснабжающим организациям относится лишь к случаям, когда управляющей организацией, выбранной для управления многоквартирным домом, заключен договор с ресурсоснабжающей организацией, осуществляющей энергоснабжение. Поскольку до настоящего времени ООО «РУК» с заявлением о заключении договора на поставку электроэнергии, потребляемой на общедомовые нужды, в ПАО «Челябэнергосбыт» не обращалось, ответ на оферту, направленную ДД.ММ.ГГГГ, не представило.

Письменный отзыв представителя ответчика Голегузовой Е.Н., действующей на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ (т. 1, л.д. 213), на исковое заявление приобщен к делу (т. 1, л.д. 50-53).

Представитель третьего лица ООО «РУК» Валиахметов Ю.М., действующий на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ (т. 1, л.д. 245), против удовлетворения иска возражал.

Суд, заслушав участников процесса, исследовав материалы дела, считает иск прокурора подлежащим удовлетворению.

В силу статей 153, 154 Жилищного кодекса Российской Федерации граждане и организации обязаны своевременно и полностью вносить плату за жилое помещение и коммунальные услуги. Пласта за коммунальные услуги для нанимателей и собственников включает в себя плату за электроснабжение.

Согласно ч. 2 ст. 161 Жилищного кодекса Российской Федерации собственники помещений в многоквартирном доме обязаны выбрать один из способов управления многоквартирным домом: непосредственное управление собственниками помещений в многоквартирном доме, количество квартир в котором составляет не более чем тридцать; управление товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом; управление управляющей организацией.

В соответствии с ч. 7 ст. 155 Жилищного кодекса Российской Федерации собственники помещений в многоквартирном доме, в котором не созданы товарищество собственников жилья либо жилищный кооператив или иной специализированный потребительский кооператив и управление которым осуществляется управляющей организацией, плату за жилое помещение и коммунальные услуги вносят этой управляющей организации, за исключением случаев, предусмотренных частью 7.1 настоящей статьи и статьей 171 настоящего Кодекса.

Управляющая организация, которая получает плату за коммунальные услуги, осуществляет расчеты за ресурсы с лицами, с которыми она заключила договор ресурсоснабжения (пункт 6.2 указанной статьи).

Согласно ч. 7.1 ст. 155 Жилищного кодекса Российской Федерации (в редакции, действовавшей на момент возникновения спорных правоотношений) на основании решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме собственники помещений в многоквартирном доме и наниматели жилых помещений по договорам социального найма или договорам найма жилых помещений государственного либо муниципального жилищного фонда в данном доме могут вносить плату за все или некоторые коммунальные услуги (за исключением коммунальных услуг, потребляемых при использовании общего имущества в многоквартирном доме) ресурсоснабжающим организациям.

Из анализа вышеприведенных правовых норм следует, что жилищное законодательство не допускало возможности прямой оплаты собственниками и нанимателями помещений в многоквартирных домах коммунальных услуг, потребляемых при использовании общего имущества, непосредственно ресурсоснабжающим организациям, за исключением случая осуществления собственниками помещений в многоквартирном доме непосредственного управления таким домом (ч. 8 ст. 155 Жилищного кодекса Российской Федерации).

Федеральным законом от 29 июня 2015 года № 176-ФЗ изменена редакция ч. 7.1 ст. 155 Жилищного кодекса Российской Федерации (вступил в силу 30 июня 2015 года), согласно которой на основании решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме собственники помещений в многоквартирном доме и наниматели жилых помещений по договорам социального найма или договорам найма жилых помещений государственного либо муниципального жилищного фонда в данном доме могут вносить плату за все или некоторые коммунальные услуги ресурсоснабжающим организациям.

Таким образом, с ДД.ММ.ГГГГ собственники помещений и наниматели жилых помещений многоквартирного дома, управление которым осуществляется управляющей организацией, вправе производить оплату коммунальных услуг, в том числе потребляемых на общедомовые нужды, ресурсоснабжающей организации, но только при принятии собственниками помещений этого дома решения на общем собрании о внесении платы за услуги ресурсоснабжающей организации.

При отсутствии договора между ресурсоснабжающей организацией и управляющей компанией о приобретении коммунальных ресурсов, собственники и наниматели жилых помещений многоквартирных домов вправе вносить плату за коммунальные услуги непосредственно ресурсоснабжающей организации, которая вправе взимать плату за поставляемые коммунальные услуги, за исключением коммунальной услуги, потребляемой при использовании общего имущества в многоквартирном доме.

В судебном заседании установлено и не оспаривается сторонами, что управление многоквартирными домами по указанным выше адресам осуществляется управляющей организацией ООО «Районная управляющая компания». Решения о внесении платы за электроэнергию, потребляемую на общедомовые нужды, ресурсоснабжающей организации собственниками помещений этих домов на общем собрании не принимались. В связи с этим ПАО «Челябэнергосбыт» в лице Магнитогорского филиала ПАО «Челябэнергосбыт» не вправе выставлять собственникам и нанимателям счета и получать оплату за электроэнергию, потребляемую на общедомовые нужды. Кроме того, после обращения прокурора с настоящим иском в суд выставление таких счетов ответчиком приостановлено.

Довод представителей ПАО «Челябэнергосбыт» и ООО «РУК» о том, что между ними не заключен договор на энергоснабжение в целях предоставления управляющей организации коммунального ресурса потребителям, поэтому ресурсоснабжающая организация выступает исполнителем коммунальной услуги и имеет право требовать оплаты за потребленную электроэнергию, является несостоятельным.

<данные изъяты>

В соответствии с п. 1, пп. «а» п. 9 Правил предоставления коммунальных услуг, положениями постановления Правительства Российской Федерации от 14 февраля 2012 года «О правилах, обязательных при заключении договоров снабжения коммунальными ресурсами для целей оказания коммунальных услуг» потребителями коммунальных услуг выступают собственники помещений и наниматели жилых помещений в многоквартирном доме, а исполнителем услуг – управляющая компания, которая одновременно является абонентом в отношениях с ресурсоснабжающей организацией.

В силу ч. 1 ст. 161 Жилищного кодекса Российской Федерации предоставление коммунальных услуг является одной из целей управления многоквартирным домом.

При управлении многоквартирным домом управляющей организацией она несет ответственность перед собственниками помещений в многоквартирном доме за оказание всех услуг и (или) выполнение работ, которые обеспечивают надлежащее содержание общего имущества в данном доме и качество которых должно соответствовать требованиям технических регламентов и установленных Правительством Российской Федерации правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, за предоставление коммунальных услуг в зависимости от уровня благоустройства данного дома, качество которых должно соответствовать требованиям установленных Правительством Российской Федерации правил предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах (ч. 2.3 ст. 161 Жилищного кодекса Российской Федерации).

Лицо, которое несет ответственность за содержание и ремонт общего имущества в многоквартирном доме, в пределах оказания данных услуг обязано обеспечивать состояние общего имущества в многоквартирном доме на уровне, необходимом для предоставления коммунальных услуг надлежащего качества (ч. 16 ст. 161 Жилищного кодекса Российской Федерации).

Из системного толкования приведенных норм права следует, что в случае, когда управление многоквартирным домом осуществляется управляющей организацией, именно она является исполнителем коммунальных услуг, поскольку на ней в силу закона лежит обязанность по предоставлению коммунальных услуг потребителям; она отвечает за содержание общедомовых сетей и качество коммунальных услуг; в ее пользу потребители должны производить оплату этих услуг на общедомовые нужды(если решением общего собрания собственников помещений многоквартирного дома не предусмотрено внесение платы в ресурсоснабжающую организацию.

Согласно п. 44 Правил предоставления коммунальных услуг распределяемый между потребителями объем коммунальной услуги, предоставленной на общедомовые нужды за расчетный период, не может превышать объема коммунальной услуги, рассчитанного исходя из нормативов потребления коммунальной услуги, предоставленной на общедомовые нужды, за исключением случаев, когда общим собранием собственников помещений в многоквартирном доме, проведенным в установленном порядке, принято решение о распределении объема коммунальной услуги в размере превышения объема коммунальной услуги, предоставленной на общедомовые нужды, определенного исходя из показаний коллективного (общедомового) прибора учета, над объемом, рассчитанным исходя из нормативов потребления коммунальной услуги, предоставленной на общедомовые нужды, между всеми жилыми и нежилыми помещениями пропорционально размеру общей площади каждого жилого и нежилого помещения.

В случае если указанное решение не принято, объем коммунальной услуги в размере превышения объема коммунальной услуги, предоставленной на общедомовые нужды, определенного исходя из показаний коллективного (общедомового) прибора учета, над объемом, рассчитанным исходя из нормативов потребления коммунальной услуги, предоставленной на общедомовые нужды, исполнитель (управляющая организация) оплачивает за счет собственных средств.

Объем коммунального ресурса, потребленного в многоквартирном доме на общедомовые нужды, потери в сетях напрямую зависят от надлежащего исполнения обязанностей по содержанию общедомовых инженерных сетей.

Отнесение на исполнителя, осуществляющего управление многоквартирным домом, превышения объема коммунальной услуги, предоставленной на общедомовые нужды, над нормативом коммунальной услуги на общедомовые нужды в случае, если собственниками помещений в многоквартирном доме не принято иное решение, направлено на стимулирование управляющей организации к выполнению мероприятий по эффективному управлению многоквартирным домом (выявлению несанкционированного подключения, внедоговорного потребления коммунальных услуг и др.).

Действующим законодательством ресурсоснабжающим организациям не предоставлено право взыскивать с потребителей плату за коммунальные услуги, потребленные на общедомовые нужды (если решением общего собрания собственников помещений многоквартирного дома не предусмотрено внесение платы в ресурсоснабжающую организацию – с июня 2015 года), следовательно, такие организации не вправе производить расчет и требовать напрямую от жильцов многоквартирных домов, обслуживаемых управляющими компаниями, плату за коммунальные ресурсы, израсходованные на общедомовые нужды, а также компенсации потерь, поскольку не являются исполнителями и не управляют многоквартирными домами, в связи с чем не отвечают за качество коммунальных услуг и услуг по содержанию общедомовых инженерных сетей.

В силу ч. 1 ст. 45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований. Заявление в защиту прав, свобод и законных интересов гражданина может быть подано прокурором только в случае, если гражданин по состоянию здоровья, возрасту, недееспособности и другим уважительным причинам не может сам обратиться в суд.

Поскольку граждан, чьи права нарушены неправомерными действиями ответчика, определить невозможно в связи со значительным количеством лиц, проживающих в вышеперечисленных домах, и возможной сменой собственников и нанимателей жилых помещений, обращение прокурора с заявлением в защиту прав неопределенного круга лиц является законным и обоснованным.

При таких обстоятельствах исковые требования прокурора в интересах неопределенного круга лиц подлежат удовлетворению в полном объеме.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 194-198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

Р Е Ш И Л:

Признать незаконными действия публичного акционерного общества «Челябэнергосбыт» в лице Магнитогорского филиала ПАО «Челябэнергосбыт» по начислению и взиманию платы с собственников и нанимателей жилых помещений в многоквартирных домах в г. Пласте и Пластовском муниципальном районе Челябинской области, обслуживаемых управляющей организацией обществом с ограниченной ответственностью «Районная управляющая компания», за потребленную электроэнергию на общедомовые нужды.

Возложить на публичное акционерное общество «Челябэнергосбыт» в лице Магнитогорского филиала ПАО «Челябэнергосбыт» обязанность прекратить выставление к оплате счетов за электроэнергию, потребленную на общедомовые нужды, собственникам и нанимателям жилых помещений в многоквартирных домах, расположенных по адресам: <адрес>

Возложить на публичное акционерное общество «Челябэнергосбыт» в лице Магнитогорского филиала ПАО «Челябэнергосбыт» обязанность произвести перерасчет платы за электроэнергию, потребленную на общедомовые нужды, собственникам и нанимателям жилых помещений в многоквартирных домах, расположенных по адресам: <адрес> с момента начала начисления такой платы.

Решение может быть обжаловано в Челябинской областной суд в течение месяца со дня принятия судом решения в окончательной форме с подачей жалобы через Пластский городской суд Челябинской области.

    

Председательствующий    

2-132/2016

Категория:
Гражданские
Истцы
прокурор
Ответчики
ПАО "Челябэнергосбыт"
Другие
ПАО "Челябэнергосбыт"
ООО "Районная управляющая компания"
Суд
Пластский городской суд Челябинской области
Дело на странице суда
plast.chel.sudrf.ru
21.01.2016Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
21.01.2016Передача материалов судье
26.01.2016Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
26.01.2016Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
01.02.2016Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
01.03.2016Судебное заседание
01.03.2016Судебное заседание
21.03.2016Судебное заседание
29.04.2016Судебное заседание
06.05.2016Судебное заседание
11.05.2016Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
27.05.2016Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее