Дело № 2-3727/2016 года
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
09 августа 2016 года г. Калининград
Ленинградский районный суд г. Калининграда в составе:
председательствующего судьи Никифоровой Ю.С.
при секретаре Цурмиловой М.М.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Касьянова И.А. к военному комиссариату Калининградской области о взыскании компенсации морального вреда,
УСТАНОВИЛ:
Касьянов И.А. обратился в суд с иском о компенсации морального вреда к центру социального обеспечения военного комиссариата по Калининградской области. В обоснование заявленных требований указывал, что решением Ленинградского районного суда г. Калининграда от ДД.ММ.ГГГГ были удовлетворены его исковые требования к военному комиссариату Калининградской области о признании незаконным отказа в выплате денежной компенсации за наем жилого помещения и взыскании денежной компенсации за наем жилого помещения за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в сумме <данные изъяты> рублей. Указанное решение суда вступило в законную силу и имеет преюдициальное значение для разрешения заявленных им требований о компенсации морального вреда. Ссылаясь на незаконность действий ответчика, установленных вышеуказанным решением суда, настаивал на причинении ему морального вреда, который выразился в том, что он, являясь бывшим военнослужащим, имея звание «Ветеран боевых действий», имея предусмотренное законом право на получение компенсации за наем жилого помещения в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, ввиду нежелания ответчика применять действующее законодательство, непрофессионализма и халатности сотрудников военного комиссариата, такую компенсацию не получал, был вынужден обратился в суд за защитой своих прав. Данный судебных процесс отрывал его от работы, также он был вынужден занимать денежные средства для оплаты услуг представителя для участия в судебном заседании. Все вышеизложенное приводило его к нервному стрессу, пошатнуло его веру в справедливость и законность. Просил взыскать с ответчика в его пользу компенсацию морального вреда в размере <данные изъяты> рублей.
Определением суда от ДД.ММ.ГГГГ в порядке ст. 41 Гражданского процессуального кодекса РФ (далее ГПК РФ) по ходатайству стороны истца произведена замена ненадлежащего ответчика Центр социального обеспечения военного комиссариата по Калининградской области на военный комиссариат Калининградской области.
В судебном заседании Касьянов И.А. заявленные исковые требования поддержал по основаниям, изложенным в иске, просил удовлетворить. Пояснил, что решение Ленинградского районного суда г. Калининграда от ДД.ММ.ГГГГ военным комиссариатом Калининградской области было исполнено.
Представитель истца Кузьмичев Н.И. в судебном заседании на удовлетворении заявленных требований о компенсации морального вреда также настаивал, ссылаясь на основания, изложенные в иске. Дополнительно указал, что в ДД.ММ.ГГГГ истец также обращался в военную прокуратуру Калининградского гарнизона по факту нарушения военным комиссариатом Калининградской области его прав на получение денежной компенсации за наем жилого помещения. В ходе проведенной проверки также были установлены нарушения действующего законодательства со стороны ответчика.
Представители военного комиссариата Калининградской области Гордиенко С.Г. и Кожина О.В. в судебном заседании с заявленными исковыми требованиями не согласились. Указали, что право истца на получение денежной компенсации за наем жилого помещения ими никогда не оспаривалось. Имел только место спор относительно даты возникновения такого права, который был разрешен судом. Решение суда военным комиссариатом было исполнено. Каких-либо нарушений должностных обязанностей сотрудниками военного комиссариата Калининградской области при рассмотрении спорного вопроса в отношении Касьянова И.А. не установлено.
Выслушав пояснения лиц, участвующих в деле, исследовав письменные материалы дела и дав им оценку в соответствии с положениями ст. 67 ГПК РФ, суд приходит к следующим выводам.
Так, в ходе рассмотрения настоящего спора судом установлено, что Касьянов И.А. проходил военную службу в Вооруженных Силах Министерства обороны РФ, общая продолжительность его военной службы в календарном исчислении составила 10 лет и 9 месяцев. Приказом командира в/ч № от ДД.ММ.ГГГГ № истец уволен в запас в связи с организационно-штатными мероприятиями и исключен из списков личного состава, с ДД.ММ.ГГГГ учтен в реестре военнослужащих, принятых на учет нуждающихся в жилых помещениях, составом семьи 1 человек и местом предоставления жилья - <адрес>. Однако жилое помещение последнему так и не было предоставлено. Начиная с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ истец являлся нанимателем жилого помещения - <адрес>, ежемесячные платежи за его наем в разные периоды составляли от <данные изъяты> до <данные изъяты> рублей.
Военный комиссариат Калининградской области отказал Касьянову И.А. в выплате денежной компенсации за наем (поднаем) жилых помещений за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, сославшись на то, что такая компенсация гражданам, уволенным с военной службы и вставшим на учет нуждающихся в жилых помещениях после 01 января 2005 года законодательством, действовавшим до внесения изменений в п. 14 ст. 15 Федерального закона от 27 мая 1998 года № 76-ФЗ «О статусе военнослужащих», внесенных Федеральным законом от 21 октября 2013 года № 277-ФЗ, предусмотрена не была. Компенсация за наем жилого помещения была назначена и выплачивалась истцу только с ДД.ММ.ГГГГ – то есть с момента вступления в силу изменений в п. 14 ст. 15 Федерального закона от 27 мая 1998 года № 76-ФЗ «О статусе военнослужащих», внесенных Федеральным законом от 21 октября 2013 года № 277-ФЗ.
Не согласившись с такой позицией военного комиссариата Калининградской области, Касьянов И.А. обратился в Ленинградский районный суд г. Калининграда с иском к военному комиссариату Калининградской области о признании незаконным отказ в выплате денежной компенсации за наем жилого помещения за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ и взыскании соответствующей денежной суммы в размере <данные изъяты> рублей в его пользу.
Решением Ленинградского районного суда г. Калининграда от ДД.ММ.ГГГГ, вступившим в законную силу ДД.ММ.ГГГГ, такие требования Касьянова И.А. были удовлетворены. Принимая такое решение, суд исходил из того, что гарантированное законом право граждан, прослуживших в рядах Вооруженных Сил РФ 10 лет и более и на момент увольнения с военной службы в связи с организационно-штатными мероприятиями не обеспеченных жилыми помещениями, к числу которых относится истец, на получение ежемесячной денежной компенсации за наем жилья не может быть поставлено в зависимость от даты постановки на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, органа, в котором они состоят на учете, а также даты их увольнения с военной службы. Иное ставило бы таких граждан, в том числе истца, в неравное положение с лицами, относящимися к той же категории, что недопустимо в силу ч. 2 ст. 19 и ч. 3 ст. 35 Конституции РФ.
Ссылаясь на вышеуказанное решение суда и положения ст. 61 ГПК РФ, Касьянов И.А., указывая на незаконность действий сотрудников военного комиссариата Калининградской области, выразившихся в отказе ему в выплате денежной компенсации, просил взыскать в его пользу компенсацию морального вреда.
Между тем суд не усматривает правовых оснований для удовлетворения заявленных Касьяновым И.А. исковых требований.
Так, согласно ст.151 Гражданского кодекса РФ (далее ГК РФ), если гражданину причинен моральный вред (физические или нравственные страдания) действиями, нарушающими его личные неимущественные права либо посягающими на принадлежащие гражданину другие нематериальные блага, а также в других случаях, предусмотренных законом, суд может возложить на нарушителя обязанность денежной компенсации указанного вреда. В соответствии с абз. 2 ст. 151 ГК РФ при определении размеров компенсации морального вреда суд принимает во внимание степень вины нарушителя и иные заслуживающие внимания обстоятельства. Суд должен также учитывать степень физических и нравственных страданий, связанных с индивидуальными особенностями лица, которому причинен вред.
Под моральным вредом понимаются нравственные или физические страдания, причиненные действиями (бездействием), посягающими на принадлежащие гражданину от рождения или в силу закона нематериальные блага (жизнь, здоровье, достоинство личности, деловая репутация, неприкосновенность частной жизни, личная и семейная тайна и т.п.), или нарушающими его личные неимущественные права (право на пользование своим именем, право авторства и другие неимущественные права в соответствии с законами об охране прав на результаты интеллектуальной деятельности). В иных случаях (например, если вред причинен имущественным правам гражданина) моральный вред компенсируется лишь постольку, поскольку это будет прямо предусмотрено нормами того или иного федерального закона.
Согласно ч.1 ст.1099 ГК РФ основания и размер компенсации гражданину морального вреда определяются правилами, предусмотренными настоящей главой и статьей 151 настоящего Кодекса.
В соответствии с ч.2 указанной статьи моральный вред, причиненный действиями (бездействием), нарушающими имущественные права гражданина, подлежит компенсации в случаях, предусмотренных законом. Данные случаи перечислены в нормативных актах.
Согласно Постановлению пленума Верховного Суда РФ от 20 декабря 1994 года N 10 «Некоторые вопросы применения законодательства о компенсации морального вреда» суду в целях обеспечения правильного и своевременного разрешения возникшего спора необходимо по каждому делу выяснять характер взаимоотношений сторон и какими правовыми нормами они регулируются, допускает ли законодательство возможность компенсации морального вреда по данному виду правоотношений. Суду следует также устанавливать, чем подтверждается факт причинения потерпевшему нравственных или физических страданий, при каких обстоятельствах и какими действиями (бездействием) они нанесены, степень вины причинителя, какие нравственные или физические страдания перенесены потерпевшим, в какой сумме он оценивает их компенсацию и другие обстоятельства, имеющие значение для разрешения конкретного спора.
Таким образом, законодатель установил ответственность в виде компенсации морального вреда лишь за действия, нарушающие личные неимущественные права гражданина либо посягающими на принадлежащие гражданину другие нематериальные блага. В иных случаях компенсация морального вреда может иметь место при наличии указания об этом в законе.
В рамках рассмотрения настоящего дела истцом заявлены исковые требования о компенсации морального вреда, который причинен ему в результате незаконных действий ответчика по невыплате денежной компенсации за наем жилого помещения, то есть требования о компенсации морального вреда, причиненного в результате нарушения его имущественных прав.
Между тем, законодательство РФ не предусматривает возможности взыскания морального вреда по данным основаниям.
В соответствии со ст. 56 ГПК РФ, содержание которой следует рассматривать в контексте с положениями ч. 3 ст. 123 Конституции РФ и ст. 12 ГПК РФ, закрепляющих принципы состязательности гражданского судопроизводства и принцип равноправия сторон, каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
Однако, доказательства причинения вреда здоровью истца, либо причинение истцу нравственных страданий по вине ответчика в материалах дела отсутствуют.
Кроме того, доводов об обращении за медицинской помощью в больницу, или за психологической помощью в специализированные учреждения, в иске нет.
Таким образом, исходя из положений статей 151, 1100 ГК РФ, принимая во внимание, что достоверных и объективных доказательств в подтверждение факта причинения истцу физических либо нравственных страданий виновными действиями ответчика суду не представлено, учитывая, что законом не предусмотрена компенсация морального вреда в связи с нарушением имущественных прав истца, отсутствуют правовые основания для удовлетворения исковых требований о компенсации морального вреда.
На основании изложенного, руководствуясь положениями ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования Касьянова И.А. к военному комиссариату Калининградской области о взыскании компенсации морального вреда – оставить без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в Калининградский областной суд через Ленинградский районный суд г. Калининграда в течение месяца со дня вынесения решения суда в окончательном виде.
Мотивированное решение суда изготовлено 10 августа 2016 года.
Судья Ю.С.Никифорова