АРБИТРАЖНЫЙ СУД ХАБАРОВСКОГО КРАЯ
Именем Российской Федерации
Р Е Ш Е Н И Е
г. Хабаровск дело № А73-12535/2012
22 октября 2012 года
Резолютивная часть судебного акта объявлена 22 октября 2012г.
Арбитражный суд в составе:
судьи Кулешова А.В.
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Ткаченко О.А.
рассмотрев в заседании суда дело по заявлению Дальневосточного межрегионального управления государственного автодорожного надзора Федеральной службы по надзору на транспорте
к Индивидуальному предпринимателю Коновалову Виктору Петровичу
о привлечении к административной ответственности по ч. 3 ст. 14.1 КоАП РФ
при участии:
от административного органа: Шестаков Дмитрий Игоревич - государственный инспектор; удостоверение
от лица, привлекаемого к административной ответственности: Индивидуальный предприниматель Коновалов Виктор Петрович; паспорт
Суд установил:
Дальневосточное межрегиональное управление государственного автодорожного надзора Федеральной службы по надзору на транспорте (далее – административный орган) обратилось в Арбитражный суд Хабаровского края с заявлением №3.1/4970 от 24.09.2012 г. о привлечении Индивидуального предпринимателя Коновалова Виктора Петровича к административной ответственности по части 3 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
С согласия участвующих в деле лиц суд закончил предварительное судебное заседание и приступил к рассмотрению дела по существу в одном судебном заседании.
В судебном заседании представитель административного органа на требовании о привлечении Индивидуального предпринимателя Коновалова В.П. к административной ответственности по части 3 статьи 14.1 КоАП РФ настаивал и привел доводы, изложенные в заявлении.
Предприниматель с требованиями административного органа согласился, факт административного правонарушения признал и обратился к суду с ходатайством о назначении административного наказания по нижнему пределу санкции, предусмотренной ч. 3 статьей 14.1 КоАП РФ.
Заслушав участвующих в судебном заседании лиц, исследовав материалы дела, суд считает, что Коновалов В.П. подлежит привлечению к административной ответственности по следующим основаниям.
Коновалов В.П. зарегистрирован в качестве Индивидуального предпринимателя Инспекцией Федеральной налоговой службы России по Индустриальному району г. Хабаровска 23.11.2011 г. за основным государственным регистрационным номером 304272324300014.
Перевозку пассажиров автомобильным транспортом, оборудованным для перевозки более 8 человек, предприниматель осуществляет на основании лицензии АСС-27-034793 от 18.09.2009 г., выданной Дальневосточным межрегиональным управлением государственного автодорожного надзора Федеральной службы по надзору в сфере транспорта.
В ходе плановой проверки, проведенной в период с 11.09.2012 г. по 24.09.2012 г. на основании приказа от 15.08.2012 г. №07-374 государственным инспектором Шестаковым Д.И. установлено, что Индивидуальным предпринимателем допущены нарушения условий лицензии. По результатам проверки составлен акт проверки №132 от 24.09.2012 г.
24.09.2012 г. государственным инспектором Шестаковым Д.И. в отношении Коновалова В.П. и с его участием, составлен протокол №599 об административном правонарушении по части 3 статьи 14.1 КоАП РФ, из которого следует, что предпринимателем не соблюдается установленный законодательством Российской Федерации режим труда и отдыха водителей, а именно: график работы водителей разработан с нарушениями продолжительности ежедневной работы (смены) и ежедневного (междусменного) отдыха водителей транспортных средств. Так водитель Понуркин А.В. (путевой лист № 204 от 03.07.2012 г.) закончил работу в 20 часов 40 минут, а 04.07.2012 г. (путевой лист № 205 от 04.07.2012 г.) начал работу в 06 часов 10 минут, продолжительность ежедневного (междусменного) отдыха составила 9 часов 30 минут, при норме не менее 12 часов. Водитель Коновалов В.П. (путевой лист №209 от 09.07.2012 г.) закончил работу в 19 часов 15 минут, а 10.07.2012 г. (путевой лист №210 от 10.07.2012 г.) начал работу в 06 часов 15 минут, продолжительность ежедневного (междусменного) отдыха составила 11 часов 00 минут, при норме не менее 12 часов.
Индивидуальным предпринимателем не проводится учет и анализ причин дорожно-транспортных происшествий и нарушений правил дорожного движения, с участием принадлежащих ему транспортных средств.
Реквизиты путевых листов не всегда заполняются в полном объеме, а именно: показания одометра не заверяются уполномоченными лицами их штампами, не указаны полностью имя и отчество водителя, отсутствует отметка о прохождении послерейсового медицинского осмотра (путевые листы №204 от 03.07.2012 г., №205 от 04.07.2012 г., №209 от 09.07.2012 г., №210 от 10.07.2012 г.).
Ознакомившись с протоколом об административном правонарушении, предприниматель с фактами нарушений согласился.
В соответствии с пунктами 2, 3 и 4 статьи 7 Федерального закона от 04.05.2011 г. №99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» должностные лица лицензирующих органов в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, при осуществлении лицензирования имеют право проводить проверки соискателей лицензии и лицензиатов; выдавать лицензиатам предписания об устранении выявленных нарушений лицензионных требований; применять меры по пресечению административных правонарушений и привлечению виновных в их совершении лиц к административной ответственности в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
В силу части 3 статьи 28.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, протоколы об административных правонарушениях, предусмотренных частями 2 и 3 и 4 статьи 14.1 Кодекса, вправе составлять должностные лица федеральных органов исполнительной власти, их структурных подразделений и территориальных органов, а также иных государственных органов, осуществляющих лицензирование отдельных видов деятельности и контроль за соблюдением условий лицензий, в пределах компетенции соответствующего органа.
Согласно подпункту «з» пункта 4 Положения о лицензировании перевозок пассажиров автомобильным транспортом, оборудованным для перевозок более 8 человек (за исключением случая, если указанная деятельность осуществляется для обеспечения собственных нужд юридического лица или индивидуального предпринимателя), утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 02.04.2012 г. №280 лицензионными требованиями при осуществлении деятельности по перевозке пассажиров являются: соблюдение лицензиатом требований, установленных статьей 20 Федерального закона "О безопасности дорожного движения".
Статьей 20 Федерального закона от 10.12.1995 г. №196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» (с изменениями и дополнениями) предусмотрено, что юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие на территории Российской Федерации деятельность, связанную с эксплуатацией транспортных средств, обязаны, в частности: организовать работу водителей в соответствии с требованиями, обеспечивающими безопасность дорожного движения; соблюдать установленный законодательством Российской Федерации режим труда и отдыха водителей.
Из пункта 4 Положения об особенностях режима рабочего времени и времени отдыха водителей автомобилей, утвержденного приказом Министерства транспорта Российской Федерации от 20.08.2004 г. №15 следует, что графики работы (сменности) на линии составляются работодателем для всех водителей ежемесячно на каждый день (смену) с ежедневным или суммированным учетом рабочего времени и доводятся до сведения водителей не позднее чем за один месяц до введения их в действие. Графиками работы (сменности) устанавливается время начала, окончания и продолжительность ежедневной работы (смены), время перерывов для отдыха и питания, время ежедневного (междусменного) и еженедельного отдыха. График работы (сменности) утверждается работодателем с учетом мнения представительного органа работников.
Пунктом 11 Положения установлено, что при суммированном учете рабочего времени водителям, работающим на регулярных городских и пригородных автобусных маршрутах, продолжительность ежедневной работы (смены) может быть увеличена работодателем до 12 часов по согласованию с представительным органом работников.
Согласно пункту 25 Положения продолжительность ежедневного (междусменного) отдыха вместе с временем перерыва для отдыха и питания должна быть не менее двойной продолжительности времени работы в предшествующий отдыху рабочий день (смену). При суммированном учете рабочего времени продолжительность ежедневного (междусменного) отдыха должна быть не менее 12 часов.
В соответствии с пунктами 2.3.6., 2.5.4. Требований по обеспечению безопасности дорожного движения, предъявляемых при лицензировании перевозочной деятельности на автомобильном транспорте, утвержденных приказом Минтранса РФ от 30.03.1994 г. № 15 при выполнении лицензируемой перевозочной деятельности в целях предупреждения дорожно-транспортных происшествий, владельцы лицензий обеспечивают надежность водительского состава, в том числе, за счет: соблюдения установленных режимов труда и отдыха водителей; контроля технического состояния транспортных средств перед выездом на линию и при возвращении к месту стоянки.
Пунктами 15 и 16 Правил учета дорожно-транспортных происшествий, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 29.06.1995 г. №647 предусмотрено, что владельцы транспортных средств учитывают дорожно-транспортные происшествия с участием принадлежащих им транспортных средств независимо от места их совершения. Форма учета дорожно-транспортных происшествий владельцами транспортных средств определяется Министерством транспорта Российской Федерации по согласованию с Министерством внутренних дел Российской Федерации.
Статьей 6 Федерального закона от 08.11.2007 г. №259-ФЗ «Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта» предусмотрено, что обязательные реквизиты и порядок заполнения путевых листов утверждаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере транспорта, в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Согласно подпунктам 4 и 5 пункта 3 Обязательных реквизитов и порядка заполнения путевых листов, утвержденных приказом Министерства транспорта Российской Федерации от 18.09.2008 г. №152 путевой лист должен содержать следующие обязательные реквизиты: сведения о транспортном средстве; сведения о водителе.
Из подпункта 3 пункта 6 Порядка также следует, что сведения о транспортном средстве включают: показания одометра (полные км пробега) при выезде транспортного средства из гаража (депо) и его заезде в гараж (депо). При этом пунктом 13 Порядка предусмотрено, что даты, время и показания одометра при выезде транспортного средства с постоянной стоянки и его заезде на постоянную стоянку проставляются уполномоченными лицами, назначенными решением руководителя предприятия или индивидуального предпринимателя, и заверяются их штампами или подписями с указанием инициалов и фамилий.
Подпунктами 1 и 2 пункта 7 Порядка предусмотрено, что сведения о водителе включают: фамилию, имя, отчество водителя; дату (число, месяц, год) и время (часы, минуты) проведения предрейсового и послерейсового медицинского осмотра водителя. Из пункта 16 Порядка следует, что даты и время проведения предрейсового и послерейсового медицинского осмотра водителя проставляются медицинским работником, проводившим соответствующий осмотр, и заверяются его штампом и подписью с указанием фамилии, имени и отчества.
Согласно пункту 7 статьи 3 Федерального закона от 04.05.2011 г. №99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» лицензионные требования – совокупность требований, которые установлены положениями о лицензировании конкретных видов деятельности, основаны на соответствующих требованиях законодательства Российской Федерации и направлены на обеспечение достижения целей лицензирования.
Поскольку деятельность индивидуальных предпринимателей по перевозке пассажиров связана с эксплуатацией источников повышенной опасности, то при осуществлении такого вида деятельности они обязаны неукоснительно соблюдать установленные законодательством требования и условия.
Факт административного правонарушения административным органом доказан и нашел свое подтверждение в ходе судебного разбирательства. При этом он подтверждается: протоколом об административном правонарушении от 24.09.2012 г. №599; актом проверки от 24.09.2012 г. №132; путевыми листами №204 от 03.07.2012 г., №205 от 04.07.2012 г., №209 от 09.07.2012 г., №210 от 10.07.2012 г.; и не оспаривается самим индивидуальным предпринимателем.
Осуществление предпринимательской деятельности с нарушением условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией), является в соответствии с частью 3 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях административным правонарушением и влечет наложение административного штрафа на должностных лиц – от трех тысяч до четырех тысяч рублей.
Вина предпринимателя в форме неосторожности заключается в том, что он предвидел возможность наступления вредных последствий своего действия (бездействия), но без достаточных к тому оснований самонадеянно рассчитывал на предотвращение таких последствий либо не предвидел возможности наступления таких последствий, хотя должен был и мог их предвидеть.
Нарушений установленного Федеральным законом от 26.12.2008 г. №294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» и статьей 19 Федерального закона от 04.05.2011 г. №99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» порядка проведения проверки, а также установленного Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях порядка составления протокола об административном правонарушении, судом не установлено.
Таким образом, административный орган правомерно расценил действия Индивидуального предпринимателя Коновалова В.П. как административное правонарушение и обоснованно обратился в арбитражный суд с заявлением о привлечении его к административной ответственности.
Поскольку предприниматель ранее к административной ответственности за однородные правонарушения не привлекался, с фактом административного правонарушения согласился, и с учетом отсутствия обстоятельств, отягчающих административную ответственность, суд считает возможным назначить административное наказание по нижнему пределу штрафной санкции, предусмотренной частью 3 статьи 14.1 КоАП РФ.
Руководствуясь статьями 167-170, 205-206 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
Р Е Ш И Л:
Индивидуального предпринимателя Коновалова Виктора Петровича, 6 ноября 1956 года рождения, уроженца ст. Урми, Смидовичского района, Еврейской автономной области, проживающего: 680051, г. Хабаровск, ул. Ворошилова, д. 50, кв. 156, зарегистрированного Инспекцией Федеральной налоговой службы России по Индустриальному району г. Хабаровска 23.11.2011 г. за основным государственным регистрационным номером 304272324300014, ИНН 272306031909 привлечь к административной ответственности по части 3 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и подвергнуть штрафу в размере 3000 (трех тысяч) рублей в доход бюджета города Хабаровска.
Административный штраф должен быть уплачен не позднее тридцати дней со дня вступления решения в законную силу по следующим реквизитам:
Получатель платежа – УФК по Хабаровскому краю (Дальневосточное межрегиональное УГАДН Федеральной службы по надзору в сфере транспорта), ИНН 2724135422 КПП 272401001 ОКАТО 08401000000, счет №40101810300000010001 в ГРКЦ ГУ Банка России по Хабаровскому краю г. Хабаровск, БИК 040813001. Код бюджетной классификации 10611690040046000140 – прочие поступления от денежных взысканий (штрафов) и иных сумм в возмещение ущерба, зачисляемые в бюджет городского округа «Город Хабаровск».
Решение вступает в законную силу по истечении десятидневного срока со дня его принятия (изготовления его в полном объеме), если не подана апелляционная жалоба. В случае подачи апелляционной жалобы решение, если оно не отменено и не изменено, вступает в законную силу со дня принятия постановления арбитражного суда апелляционной инстанции.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Шестой арбитражный апелляционный суд в течение десяти дней с даты принятия решения.
Апелляционная жалоба подается в арбитражный суд апелляционной инстанции через арбитражный суд, принявший решение – Арбитражный суд Хабаровского края.
Судья А.В. Кулешов