Дело № 2а-3861/2019 59RS0001-01-2019-005137-86
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
17 декабря 2019 года
Дзержинский районный суд города Перми в составе:
председательствующего судьи Мухиной Е.В.,
при секретаре Корековой Д.С.,
с участием представителя административного ответчика Шулепова Г.А. по доверенности,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное исковое заявление Инспекции Федеральной налоговой службы России по Индустриальному району г. Перми к Шулеповой З.В. о взыскании пени по транспортному налогу за период с Дата в размере 2360,96 рублей,
УСТАНОВИЛ:
Инспекция Федеральной налоговой службы России по Индустриальному району г. Перми обратилась в суд с административным исковым заявлением к Шулеповой З.В. о взыскании пени по транспортному налогу в размере 2 360,96 рублей. Свои требования административный истец мотивирует тем, что Шулепова З.В. в нарушение законодательства о налогах и сборах своевременно не уплатила законно установленные налоги, в связи с чем исчислены пени. До обращения в суд ответчику, на основании ст. 69, 70 НК РФ направлялось требование с предложением добровольно уплатить пени в размере 6274,27 рублей, однако до настоящего времени задолженность налогоплательщиком не погашена.
Административный истец - Инспекция Федеральной налоговой службы России по Индустриальному району г. Перми (далее – ИФНС, административный истец, налоговый орган) в судебное заседание не явился, о времени и месте извещен надлежащим образом, представлено заявление о рассмотрении дела без участия представителя, на заявленных требованиях настаивают.
Административный ответчик Шулепова З.В. в судебное заседание не явилась, извещена, направила письменные возражения о несогласии с требованиями, согласно которых решением Дзержинского районного суда г. Перми № административному истцу отказано в удовлетворении требований о взыскании задолженности по транспортному налогу за Дата, таким образом, возможность взыскания пени по транспортному налогу утрачена, просит производство по делу прекратить.
Представитель административного ответчика Шулепов Г.А. с требованиями административного искового заявления не согласился, указал об отсутствии задолженности.
Заслушав участвующее в деле лицо, исследовав материалы дела, судебного приказа №, административного дела №, суд приходит к следующему.
Согласно ч. 1 ст. 286 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее КАС РФ) органы государственной власти, иные государственные органы, органы местного самоуправления, другие органы, наделенные в соответствии с федеральным законом функциями контроля за уплатой обязательных платежей (далее - контрольные органы), вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением о взыскании с физических лиц денежных сумм в счет уплаты установленных законом обязательных платежей и санкций, если у этих лиц имеется задолженность по обязательным платежам, требование контрольного органа об уплате взыскиваемой денежной суммы не исполнено в добровольном порядке или пропущен указанный в таком требовании срок уплаты денежной суммы и федеральным законом не предусмотрен иной порядок взыскания обязательных платежей и санкций.
В соответствии со ст. 57 Конституции РФ каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы.
К налогам подлежащим уплате физическими лицами, в том числе относятся: транспортный налог; земельный налог; налог на имущество физических лиц, порядок и сроки уплаты которых, в зависимости от периода исчисления таких налогов, регулируется положениями: ст. 357, п.1 ст. 358 НК РФ; ст. 388, п.1 ст. 389, п.1 ст. 390, п.1 ст. 391, п.1 ст. 393, п.1 ст. 394 НК РФ, ст. 65 ЗК РФ; Законом РФ от 09.12.1991 №2003-1 «О налогах на имущество физических лиц», главой 23 НК РФ.
В силу ст. 357 НК РФ налогоплательщиками транспортного налога признаются лица, на которых в соответствии с законодательством Российской Федерации зарегистрированы транспортные средства, признаваемые объектом налогообложения в соответствии со статьей 358 настоящего Кодекса, если иное не предусмотрено настоящей статьей. В силу п. 1 ст. 358 НК РФ автомобили признаются объектом налогообложения.
В соответствии со ст. 13 НК РФ транспортный налог относится к региональным налогам, регулируется нормами гл. 28 НК РФ, гл. 6 Закона Пермской области от 30.08.2001 № 1685-296 «О налогообложении в Пермском крае» (на момент возникновения спорных правоотношения).
Заявление о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов за счет имущества физического лица (далее в настоящей статье - заявление о взыскании) подается в отношении всех требований об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, по которым истек срок исполнения и которые не исполнены этим физическим лицом на дату подачи налоговым органом (таможенным органом) заявления о взыскании в суд.
Указанное заявление о взыскании подается налоговым органом (таможенным органом) в суд, если общая сумма налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, подлежащая взысканию с физического лица, превышает 3 000 рублей, за исключением случая, предусмотренного абзацем третьим пункта 2 настоящей статьи.
Заявление о взыскании подается в суд общей юрисдикции налоговым органом (таможенным органом) в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, если иное не предусмотрено настоящим пунктом.
Требование о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов за счет имущества физического лица может быть предъявлено налоговым органом (таможенным органом) в порядке искового производства не позднее шести месяцев со дня вынесения судом определения об отмене судебного приказа.
Установлено, что Шулепова З.В., Дата, зарегистрированная с ...
В адрес административного ответчика направлено налоговое уведомление № о начислении транспортного налога за Дата в размере 12122,00 рублей.
Дата административным истцом направлено налогоплательщику требование № об уплате 6274,27 рублей пени по транспортному налогу со сроком уплаты до Дата
В установленный законом срок налоговый орган обратился на судебный участок с заявлением о взыскании пени.
Дата мировым судьей судебного участка № Дзержинского судебного района г. Перми вынесен судебный приказ № о взыскании указанной задолженности и пени, который по заявлению должника отменен Дата
Нарушений процессуальных сроков при подаче административного искового заявления не установлено.
Вместе с тем, имеются основания для отказа в удовлетворении требований в силу следующего.
Согласно статье 72 НК РФ способом обеспечения исполнения обязанности по уплате налогов и сборов являются пени.
В соответствии с пунктами 1, 2 статьи 75 НК РФ пеней признается установленная этой статьей денежная сумма, которую налогоплательщик должен выплатить в случае уплаты причитающихся налогов или сборов в более поздние по сравнению с установленными законодательством о налогах и сборах сроки.
В силу пунктов 3, 5 статьи 75 НК РФ пени начисляются за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога или сбора, начиная со следующего за установленным законодательством о налогах и сборах дня уплаты налога и сбора или после уплаты таких сумм в полном объеме.
Таким образом, из вышеперечисленных положений законодательства следует, что уплата пеней является дополнительной обязанностью налогоплательщика (помимо обязанности по уплате самих налогов).
Решением Дзержинского районного суда г. Перми от ...
В силу п.п. 5, 6 ст. 75 НК РФ пени уплачиваются одновременно с уплатой сумм налога и сбора или после уплаты таких сумм в полном объеме и могут быть взысканы принудительно за счет денежных средств налогоплательщика на счетах в банке, а также за счет иного имущества налогоплательщика в порядке, предусмотренном ст. 46-48 НК РФ.
Согласно разъяснениям Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенным в п. 57 Постановления от 30.07.2013 № 57, при применении указанных норм судам необходимо исходить из того, что пени могут взыскиваться только в том случае, если налоговым органом были своевременно приняты меры к принудительному взысканию суммы соответствующего налога. В этом случае начисление пеней осуществляется по день фактического погашения недоимки.
Таким образом, исходя из вышеуказанных норм права, пени являются способом обеспечения исполнения обязанности по уплате налога, с истечением срока взыскания задолженности по основному обязательству истекает срок давности и по дополнительному. Исполнение обязанности по уплате пеней не может рассматриваться в отрыве от исполнения обязанности по уплате налога, уплата пеней является дополнительной обязанностью налогоплательщика помимо обязанности по уплате налога и способом обеспечения исполнения обязанности по уплате налога. В случае нарушения срока взыскания задолженности по налогу, пени не могут выступать в качестве способа обеспечения исполнения обязанности по его уплате, их начисление и взыскание при таких обстоятельствах будут противоречить положениям НК РФ.
Судом проверен предоставленный налоговым органом расчет пени. Установлено, что пени исчислены исходя из размера транспортного налога 12122,00 рублей, подлежащему уплате за Дата, из них пени в размере 72,73 рублей включены в требование №, а остальной размер исчислен с Дата с той же суммы, хотя налоговым органом период обозначен с Дата
В силу подпункта 5 пункта 1 статьи 59 НК РФ признание недоимки и задолженности по пеням и штрафам безнадежными к взысканию допускается в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации о налогах и сборах.
Статья 59 НК РФ устанавливает правила признания недоимки и задолженности по пеням и штрафам безнадежными к взысканию и списанию, что означает невозможность применения мер, направленных на принудительное исполнение налоговой обязанности, в связи с чем задолженность исключается из лицевого счета налогоплательщика и более не может выступать предметом взыскания, содержит открытый перечень обстоятельств, при наличии которых допускается признание недоимки и задолженности по пеням и штрафам безнадежными к взысканию.
С учетом того, что пени являются способом обеспечения исполнения обязанности по уплате налогов и производны от основного обязательства, то в случае признания безнадежным к взысканию недоимки по налогам, безнадежными к взысканию признаются и пени, начисленные на указанную недоимку, так как дополнительное обязательство не может существовать неразрывно от основного.
Из приведенных норм права следует, что прекращение обязанности налогоплательщика по уплате налогов возможно на основании судебного акта, устанавливающего утрату налоговым органом возможности взыскания недоимки, пеней, штрафов, который может быть принят по итогам судебного разбирательства.
Учитывая изложенное, суд приходит к выводу, что возможность взыскания пени за несвоевременную уплату транспортного налога за Дата в размере 2360,96 рублей, налоговым органом утрачена.
В соответствии с ч.1 ст. 111 КАС РФ стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы, за исключением случаев, предусмотренных статьей 107 и частью 3 статьи 109 настоящего Кодекса. По делам о взыскании обязательных платежей и санкций судебные расходы распределяются между сторонами пропорционально удовлетворенным требованиям.
Согласно ч.2 ст. 114 КАС РФ при отказе в иске судебные расходы, понесенные судом в связи с рассмотрением административного дела, взыскиваются с административного истца, не освобожденного от уплаты судебных расходов, в доход федерального бюджета.
Поскольку административному истцу в удовлетворении исковых требований отказано, то оснований для взыскания с административного ответчика судебных расходов не имеется.
Руководствуясь ст.ст. 177, 175-176 КАС РФ,
РЕШИЛ:
В удовлетворении административных исковых требований Инспекции Федеральной налоговой службы России по Индустриальному району г. Перми к Шулеповой З.В., зарегистрированной по адресу: Адрес о взыскании пени по транспортному налогу за период с Дата в размере 2360,96 рублей – отказать.
Решение в течение месяца со дня изготовления мотивированного решения может быть обжаловано в Пермский краевой суд через Дзержинский районный суд г. Перми.
...
Судья Е.В.Мухина
...