Дело № 2-368/2015
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
г. Жуковка Брянской области 16 сентября 2015 года
Жуковский районный суд Брянской области в составе:
председательствующего судьи Злотниковой В.В.,
при секретаре Фединой С.С.,
с участием:
представителя истца - МО МВД России «Жуковский» - Патрикеевой Т.Н.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску МО МВД России «Жуковский» к Долгополову В.Ю., Гарусову А.Н., Бондарь М.П. о прекращении права собственности на огнестрельное оружие,
УСТАНОВИЛ:
Представитель МО МВД России «Жуковский» Патрикеева Т.Н. обратилась в суд с исковым заявлением к Долгополову В.Ю., Гарусову А.Н., Бондарь М.П. о прекращении права собственности на огнестрельное оружие.
В обоснование исковых требований Патрикеева Т.Н. указала, что ФИО2 являлся собственником двуствольного охотничьего ружья марки <данные изъяты>. Разрешение на хранение и ношение указанного оружия было выдано ему 25.11.2006 г. на срок до 25 ноября 2011 года. 23.06.2014 г. ФИО2 умер, в связи с чем 03.07.2014 года принадлежащее ему ружье было изъято и передано на хранение в МО МВД России «Жуковский». Наследник ФИО2 - его дочь Бондарь М.П. мер к устранению причин, послуживших основанием для изъятия оружия, не предприняла, разрешение на право хранения и ношения оружия не получила до настоящего времени.
Гарусов А.Н. является собственником оружия самообороны ограниченного поражения марки <данные изъяты>. Разрешение на хранение и ношение указанного оружия было выдано ему 29.04.2009 года на срок до 29.04.2014 года. В связи с истечением срока действия разрешения 17.06.2014 года указанное оружие было изъято у Гарусова А.Н. и передано на хранение в МО МВД России «Жуковский». До настоящего времени Гарусов А.Н. мер к устранению причин, послуживших основанием для изъятия оружия, не принял, в МО МВД России «Жуковский» с заявлением о выдаче разрешения разрешение на право хранения и ношения оружия не обратился до настоящего времени.
Долгополов В.Ю. является собственником оружия самообороны ограниченного поражения марки <данные изъяты>. Разрешение на хранение и ношение указанного оружия было выдано ему 05.12.2006 года на срок до 05.12.2011 года. В связи с истечением срока действия разрешения 23.01.2012 года указанное оружие было изъято у собственника и передано на хранение в МО МВД России «Жуковский». Долгополов В.Ю. мер к устранению причин, послуживших основанием для изъятия оружия, не принял, в МО МВД России «Жуковский с заявлением о выдаче разрешения разрешение на право хранения и ношения оружия не обратился до настоящего времени.
В связи с изложенным представитель истца Патрикеева Т.Н. просит в иске прекратить право собственности Долгополова В.Ю., Гарусова А.Н., Бондарь М.П. на принадлежащее им оружие, изъять у них данное оружие в пользу МО МВД России «Жуковский» для его последующего уничтожения.
В судебном заседании представитель истца Патрикеева Т.Н. исковые требования поддержала по основаниям, указанным в иске.
Ответчики Бондарь М.П., Гарусов А.Н., Долгополов В.Ю. в судебное заседание не явились. Разрешая вопрос о возможности рассмотрения дела в их отсутствие, суд учитывает, что Бондарь М.П. и Гарусов А.Н. получили судебные повестки. Ответчику Долгополову В.Ю. судебные повестки два раза направлялись по месту жительства, подтвержденному адресной справкой и вернулись в суд с отметкой об истечении срока хранения, то есть в связи с неявкой адресата в почтовое отделение связи за их получением.
Принимая во внимание данные обстоятельства и учитывая, что сведения о дате и времени судебного заседания по настоящему гражданскому делу общедоступны в сети Интернет на сайте Жуковского районного суда Брянской области, суд в соответствии с ч.4 ст.167 ГПК РФ определил рассматривать гражданское дело в отсутствие ответчика Долгополова В.Ю., считая его извещенным о месте и времени судебного заседания, а также в отсутствие ответчиков Бондарь М.П. и Гарусова А.Н.
Судом установлено, что в собственности Долгополова В.Ю. имеется оружие самообороны ограниченного поражения марки <данные изъяты>. Разрешение на хранение и ношение указанного оружия было выдано 05.12.2006 года на срок до 05.12.2011 года. Указанное оружие было изъято у собственника 23.01.2012 г. в связи с истечением срока действия разрешения (л.д. 43-44).
Гарусов А.Н. является собственником оружия самообороны ограниченного поражения марки <данные изъяты>. Разрешение на хранение и ношение указанного оружия было выдано 29.04.2009 года на срок до 29.04.2014 года. Указанное оружие было изъято у собственника 17.06.2014 г. в связи с истечением срока действия разрешения (л.д. 21-24).
Собственником двуствольного охотничьего ружья марки <данные изъяты> являлся ФИО2 Разрешение на хранение и ношение указанного оружия было выдано ему 25.11.2006 г. ФИО2 умер 23.06.2014 года. В связи со смертью собственника 03.07.2014 года оружие было изъято и передано на хранение в МО МВД России «Жуковский». Согласно письму нотариуса наследником к имуществу ФИО2 является его дочь Бондарь М.П., которой 13.05.2015 года выдано свидетельство о праве на наследство по закону на денежные вклады (л.д. 6-16, 87-89).
Выслушав представителя истца, исследовав письменные доказательства, суд приходит к следующему.
В соответствии с п.1 ст. 235 ГК РФ право собственности прекращается при отчуждении собственником своего имущества другим лицам, отказа собственника от права собственности, гибели или уничтожении имущества и при утрате права собственности на имущество в иных случаях, предусмотренных законом.
Согласно ст.238 ГК РФ, если по основаниям, допускаемым законом, в собственности лица оказалось имущество, которое в силу закона не может ему принадлежать, это имущество должно быть отчуждено собственником в течение года с момента возникновения права собственности на имущество, если законом не установлен иной срок (ч.1).
В случаях, когда имущество не отчуждено собственником в сроки, указанные в пункте 1 настоящей статьи, такое имущество, с учетом его характера и назначения, по решению суда, вынесенному по заявлению государственного органа или органа местного самоуправления, подлежит принудительной продаже с передачей бывшему собственнику вырученной суммы либо передаче в государственную или муниципальную собственность с возмещением бывшему собственнику стоимости имущества, определенной судом. При этом вычитаются затраты на отчуждение имущества (ч.2 ).
Если в собственности гражданина или юридического лица по основаниям, допускаемым законом, окажется вещь, на приобретение которой необходимо особое разрешение, а в его выдаче собственнику отказано, эта вещь подлежит отчуждению в порядке, установленном для имущества, которое не может принадлежать данному собственнику (ч.3).
На основании ст.3 Федерального закона от 13.12.1996 года № 150-ФЗ "Об оружии" гражданину Российской Федерации органом внутренних дел по месту жительства при регистрации огнестрельного гладкоствольного длинноствольного оружия самообороны выдается разрешение на его хранение, при регистрации охотничьего огнестрельного длинноствольного оружия, спортивного огнестрельного длинноствольного оружия, пневматического оружия или огнестрельного оружия ограниченного поражения - разрешение на его хранение и ношение сроком на пять лет на основании документа, подтверждающего законность приобретения соответствующего оружия, при регистрации спортивного огнестрельного короткоствольного оружия с нарезным стволом - разрешение на его хранение и использование на стрелковом объекте сроком на пять лет без права ношения. Продление срока действия разрешения осуществляется в порядке, предусмотренном статьей 9 настоящего Федерального закона.
Исходя из положений ч. 2 ст. 20 и ч. 5 ст. 27 Федерального закона "Об оружии" дарение и наследование гражданского оружия, зарегистрированного в органах внутренних дел, производятся в порядке, определяемом законодательством Российской Федерации, при наличии у наследника или лица, в пользу которого осуществляется дарение, лицензии на приобретение гражданского оружия. В случае смерти собственника гражданского оружия до решения вопроса о наследовании имущества и получения лицензии на приобретение гражданского оружия указанное оружие незамедлительно изымается для ответственного хранения органами внутренних дел, его зарегистрировавшими, но не более одного года. По истечении одного года органом внутренних дел принимаются установленные гражданским законодательством меры по принудительному отчуждению оружия.
В соответствии со ст. 1180 Гражданского кодекса Российской Федерации наследование оружия производится на общих основаниях и специального разрешения для вступления в права наследования оружием не требуется. Меры по охране входящих в состав наследства ограничено оборотоспособных вещей до получения наследником специального разрешения на эти вещи осуществляется с соблюдением порядка, установленного законом для соответствующего имущества. При отказе наследнику в выдаче указанного разрешения его право собственности на такое имущество подлежит прекращению в соответствии со ст. 238 ГК РФ, а суммы, вырученные от реализации имущества, передаются наследнику за вычетом расходов на его реализацию.
По содержанию и смыслу вышеприведенных правовых норм возможность принудительного отчуждения оружия, приобретенного в порядке наследования, связана с истечением годичного срока с момента возникновения права собственности на него.
Как следует из материалов дела ФИО2, владевший при жизни двуствольным охотничьим ружьем марки <данные изъяты>, умер 23.06.2014 г.
Наследником имущества после смерти ФИО2 является его дочь Бондарь М.П., которой 13.05.2015 года выдано свидетельство о праве на наследство по закону на денежные вклады (л.д. 87).
В силу ч.2 ст.1152 ГК РФ принятие наследником части наследства означает принятие всего причитающегося ему наследства, в чем бы оно ни заключалось и где бы оно ни находилось.
Согласно ч.4 ст.1152 ГК РФ принятое наследство признается принадлежащим наследнику со дня открытия наследства независимо от времени его фактического принятия.
Несмотря на то, что срок действия разрешения на право хранения и ношения оружия, выданного ФИО2, истек 25.11.2011 года, то есть более чем за два года до момента его смерти, при этом в установленном законом порядке решение о прекращении права собственности ФИО2 на оружие (в данном случае на двуствольное охотничье ружье марки <данные изъяты>) принято не было, то при таких обстоятельствах наследницу ФИО7 - его дочь Бондарь М.П., вступившую в наследство на денежные вклады, следует считать принявшей в порядке наследования двуствольное охотничье ружье марки <данные изъяты> и являющейся его собственником.
Учитывая, что годичный срок с момента возникновения права собственности Бондарь М.П. на вышеуказанное двуствольное охотничье ружье не истек к моменту вынесения судебного решения и заканчивается 13 мая 2016 года, оснований для удовлетворения исковых требований и прекращения права собственности Бондарь М.П. на вышеуказанное охотничье ружье не имеется. Бондарь М.П. вправе в срок до 13 мая 2016 года совершить действия, направленные на получение разрешения на хранение и ношение охотничьего ружья марки <данные изъяты>, принадлежащего ее отцу ФИО2
Обсуждая исковые требования, предъявленные к ответчикам Гарусову А.Н. и Долгополову В.Ю. суд учитывает, что ответчики в течение года с момента установления обстоятельств, ставших причиной изъятия оружия, то есть с момента окончания срока действия разрешения на право хранения и ношения оружия, с заявлениями о получении нового разрешения или его продлении в соответствующие органы не обратились. В этой связи Долгополов В.Ю. и Гарусов А.Н. не вправе на законных основаниях владеть оружием. Право собственности Долгополова В.Ю. на оружие самообороны ограниченного поражения марки <данные изъяты>, и право собственности Гарусова А.Н. на оружие самообороны ограниченного поражения марки <данные изъяты>, подлежит прекращению, а само оружие - реализации в установленном законом порядке.
Законных оснований для передачи оружия, принадлежащего ответчикам Долгополову В.Ю. и Гарусову А.Н. в МО МВД России «Жуковский» для его уничтожения, о чем представитель истца просила в исковом заявлении, не имеется.
В силу положений ст. 103 ГПК РФ с ответчиков Долгополова В.Ю., Гарусова А.Н., в отношении которых удовлетворены исковые требования о прекращении права собственности, подлежит взысканию в доход бюджета Жуковского муниципального района государственная пошлина в размере 300 рублей с каждого, от уплаты которой истец при подаче иска был освобожден.
Руководствуясь ст.ст.194-198 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Исковые требования МО МВД России «Жуковский» удовлетворить частично.
Прекратить право собственности Долгополова В.Ю, на оружие самообороны ограниченного поражения марки <данные изъяты>.
МО МВД России «Жуковский» разрешить реализацию в установленном законом порядке оружия самообороны ограниченного поражения марки <данные изъяты> с передачей ответчику Долгополову В.Ю. вырученной от продажи оружия суммы за вычетом затрат, связанных с реализацией оружия.
Взыскать с Долгополова В.Ю, в доход бюджета Жуковского муниципального района государственную пошлину в размере 300 рублей.
Прекратить право собственности Гарусова А.Н. на оружие самообороны ограниченного поражения марки <данные изъяты>.
МО МВД России «Жуковский» разрешить реализацию в установленном законом порядке оружия самообороны ограниченного поражения марки <данные изъяты> с передачей ответчику Гарусову А.Н. вырученной от продажи оружия суммы за вычетом затрат, связанных с реализацией оружия.
Взыскать с Гарусова А.Н. в доход бюджета Жуковского муниципального района государственную пошлину в размере 300 рублей.
В удовлетворении остальной части иска отказать.
Решение может быть обжаловано сторонами в апелляционном порядке в Брянский областной суд в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.
Председательствующий судья подпись В. В. Злотникова
Решение вступило в законную силу 22 октября 2015 года
Судья В. В. Злотникова