Решение по делу № 3а-2205/2019 ~ М-1800/2019 от 29.10.2019

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

13 декабря 2019 года г. Самара

Самарский областной суд в составе:

Председательствующего судьи Родиной Т.А.

При секретаре Матвеевой О.Ю.

с участием прокурора Самарцевой А.В.

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело № 3а-2205/2019 по административному исковому заявлению Кондрашова А.В. об оспаривании нормативного правового акта в части,

с участием представителя Кондрашова А.В. по доверенности Анюхиной В.И.,

У с т а н о в и л :

Кондрашов А.В. обратился в Самарский областной суд с административным исковым заявлением, в котором с учетом уточнения просил признать недействующим со дня принятия пункт Перечня объектов недвижимого имущества, находящихся на территории Самарской области, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость для целей налогообложения, на 2017 год, утверждённый приказом министерства имущественных отношений Самарской области от 14 ноября 2016 года № 1907, в части включения в него нежилого помещения с кадастровым номером , расположенного по адресу: <адрес>.

Требования обоснованы тем, что в названный пункт Перечня включено нежилое помещение с кадастровым номером , не подпадающее под критерии, установленные статьёй 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, поскольку в этом помещении предоставляются косметологические услуги медицинского характера. Включение указанного объекта недвижимости в Перечень незаконно возлагает на административного истца обязанность по уплате налога на имущество в повышенном размере, что влечет нарушение его прав.

Представитель административного истца по доверенности Анюхина В.И. поддержала заявленные уточненные требования по основаниям, изложенным в административном исковом заявлении.

Министерство имущественных отношений Самарской области не направило в суд своего представителя, о времени и месте рассмотрения дела извещено надлежащим образом.

Заслушав представителя административного истца, исследовав материалы дела, выслушав заключение прокурора, полагавшего, что заявленные требования подлежат удовлетворению, суд приходит к выводу о том, что заявленные требования следует удовлетворить.

В соответствии с требованиями статей 72 и 76 Конституции Российской Федерации, подпункта 33 пункта 2 статьи 26.3 Федерального закона «Об общих принципах организации законодательных /представительных/ и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» от 6 октября 1999 № 184-ФЗ к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения отнесено, в том числе, решение вопросов установления, изменения и отмены региональных налогов и сборов.

Налог на имущество физических лиц относится к местным налогам, устанавливается главой 32 Налогового кодекса Российской Федерации и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований.

Пунктом 7 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации установлено, что уполномоченный орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации не позднее 1-го числа очередного налогового периода по налогу определяет на этот налоговый период перечень объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1 и 2 пункта 1 настоящей статьи, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, направляет перечень в электронной форме в налоговый орган по субъекту Российской Федерации, размещает перечень на своем официальном сайте или на официальном сайте субъекта Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».

В соответствии с Постановлением Правительства Самарской области Министерство имущественных отношений Самарской области от 25 ноября 2014 года № 719 уполномочено органом исполнительной власти Самарской области на утверждение перечня объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1 и 2 пункта 1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость.

В рамках переданных полномочий приказом Министерства имущественных отношений Самарской области от 14 ноября 2016 года № 1907 утвержден Перечень на 2017 год.

Нежилое помещение с кадастровым номером , расположенное по адресу: <адрес>, включено в пункт указанного Перечня.

Приказ министерства от 14 ноября 2016 года № 1907 официально опубликован в издании "Волжская коммуна", N 313 (29859), 24.11.2016, на официальном сайте Правительства Самарской области http://www.pravo.samregion.ru, 24.11.2016, в издании "Волжская коммуна", N 316 (29862), 29.11.2016 (продолжение), в издании "Волжская коммуна", N 318 (29864), 30.11.2016 (продолжение).

В соответствии с пунктом 1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации налоговая база определяется с учетом особенностей, установленных настоящей статьей, как кадастровая стоимость имущества в отношении следующих видов недвижимого имущества, признаваемого объектом налогообложения:

1) административно-деловые центры и торговые центры (комплексы) и здания в них;

2) нежилые здания, назначение, разрешенное использование или наименование которых в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) объектов недвижимости предусматривает размещение офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания либо которые фактически используются для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания;

3) объекты недвижимого имущества иностранных организаций, не осуществляющих деятельности в Российской Федерации через постоянные представительства, а также объекты недвижимого имущества иностранных организаций, не относящиеся к деятельности данных организаций в Российской Федерации через постоянные представительства;

4) жилые дома и жилые здания, не учитываемые на балансе в качестве объектов основных средств в порядке, установленном для ведения бухгалтерского учета.

Согласно пункту 3 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации в целях настоящей статьи административно-деловым центром признается отдельно стоящее нежилое здание (строение, сооружение), здания в котором принадлежат одному или нескольким собственникам и которое отвечает хотя бы одному из следующих условий:

1) здание (строение, сооружение) расположено на земельном участке, один из видов разрешенного использования которого предусматривает размещение офисных зданий делового, административного и коммерческого назначения;

2) здание (строение, сооружение) предназначено для использования или фактически используется в целях делового, административного или коммерческого назначения. При этом:

здание (строение, сооружение) признается предназначенным для использования в целях делового, административного или коммерческого назначения, если назначение, разрешенное использование или наименование помещений общей площадью не менее 20 процентов общей площади этого здания (строения, сооружения) в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) таких объектов недвижимости предусматривает размещение офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры (включая централизованные приемные здания, комнаты для проведения встреч, офисное оборудование, парковки);

фактическим использованием здания (строения, сооружения) в целях делового, административного или коммерческого назначения признается использование не менее 20 процентов его общей площади для размещения офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры (включая централизованные приемные здания, комнаты для проведения встреч, офисное оборудование, парковки).

Пунктом 4 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации в целях настоящей статьи торговым центром (комплексом) признается отдельно стоящее нежилое здание (строение, сооружение), здания в котором принадлежат одному или нескольким собственникам и которое отвечает хотя бы одному из следующих условий:

1) здание (строение, сооружение) расположено на земельном участке, один из видов разрешенного использования которого предусматривает размещение торговых объектов, объектов общественного питания и (или) бытового обслуживания;

2) здание (строение, сооружение) предназначено для использования или фактически используется в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания. При этом:

здание (строение, сооружение) признается предназначенным для использования в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания, если назначение, разрешенное использование или наименование помещений общей площадью не менее 20 процентов общей площади этого здания (строения, сооружения) в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) таких объектов недвижимости предусматривает размещение торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания;

фактическим использованием здания (строения, сооружения) в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания признается использование не менее 20 процентов его общей площади для размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания.

Из материалов дела следует, что Кондрашову А.В. на праве собственности принадлежит нежилое помещение с кадастровым номером площадью 433,9 кв. м, расположенное по адресу: <адрес>.

Согласно выписки из Единого государственного реестра недвижимости данное нежилое помещение имеет назначение и наименование– нежилое помещение.

По сведениям технического паспорта в указанном помещении площадью 433,9 кв. м расположены кабинеты, коридоры, тамбуры, лестничные клетки, санузлы, подсобное помещение, холл.

При этом, термин «кабинет» не тождественен термину офис, остальные помещения в объектах недвижимости не подразумевают их предназначение в качестве офисных или торговых объектов, объектов общественного питания или бытового обслуживания.

Указанное нежилое помещение расположено в здании многоквартирного дома с кадастровым номером .

Сведения об основных характеристиках и зарегистрированных правах на земельный участок по адресу: <адрес>, в Едином государственном реестре недвижимости отсутствуют.

Министерство имущественных отношений Самарской области не усмотрело оснований для исключения из Перечня объекта недвижимости с кадастровым номером , поскольку по результатам его осмотра объекта, проведенного 26 августа 2019 года государственным учреждением Самарской области «Центр размещения рекламы», установлено использование более 20% общей площади нежилого помещения под объект бытового обслуживания ( косметологические кабинеты).

Между тем, акт осмотра от 26 августа 2019 года не может быть принят судом во внимание, поскольку осмотр фактического использования объекта недвижимости произведен после утверждения оспариваемого нормативного правового акта, а на момент принятия оспариваемого нормативного акта мероприятия по определению фактического использования нежилого помещения министерством не проводились.

Как следует из пояснений представителя административного истца, часть помещений в нежилом помещении с кадастровым номером в 2017 году использовалась самим Кондрашовым А.В., часть - арендатором обществом с ограниченной ответственностью «Доктор Борменталь Самара», часть помещений не использовалась вовсе.

Кондрашов А.В. является индивидуальным предпринимателем, основным видом деятельности которого является деятельность в области здравоохранения.

Основным видом деятельности общества с ограниченной ответственностью «Доктор Борменталь Самара» является общая врачебная практика.

Косметологические услуги, оказываемые в нежилом помещении обществом с ограниченной ответственностью «Доктор Борменталь Самара», согласно представленной лицензии относятся к медицинской деятельности.

Суду представлен договор безвозмездного пользования, заключенный 9 января 2017 года Кондрашовым А.В. с АНО «Стройная нация» для осуществления медицинских услуг на основании лицензии.

Основным видом деятельности АНО «Стройная нация» является деятельность физкультурно-оздоровительная.

Однако, как следует из пояснений представителя административного истца, АНО «Стройная нация» не оформила лицензию на осуществление медицинской деятельности, в связи с этим помещения по договору безвозмездного пользования ею не использовались. В подтверждение этого обстоятельства представлен отчет о деятельности некоммерческой деятельности АНО «Стройная нация» за 2017 год, из которого следует, что деятельность организацией не велась.

Учитывая вышеизложенные обстоятельства, а также то, что проверка фактического использования нежилого помещения на момент принятия оспариваемого нормативного правового акта не производилась, а также принимая во внимание, что в силу пункта 7 статьи 3 Налогового кодекса Российской Федерации все неустранимые сомнения, противоречия и неясности актов законодательства о налогах и сборах толкуются в пользу налогоплательщика (плательщика сбора, плательщика страховых взносов, налогового агента), суд приходит к выводу о том, что включение нежилого помещения с кадастровым номером не соответствует критериям включения в Перечень, предусмотренным статьёй 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации.

В связи с этим требования административного истца о признании недействующим Перечня объектов недвижимого имущества, находящихся на территории Самарской области, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость для целей налогообложения, на 2017 год, утверждённого приказом министерства имущественных отношений Самарской области от 14 ноября 2016 года № 1907, в части включения в него под пунктом нежилого помещения с кадастровым номером подлежат удовлетворению.

В соответствии с подпунктом 1 пункта 2 статьи 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации установив, что оспариваемый нормативный правовой акт полностью или в части не соответствует нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, суд признает этот нормативный правовой акт недействующим полностью или в части со дня его принятия или иного указанного судом времени.

С учетом ограниченного срока применения оспариваемой нормы (2017, год), суд полагает, что восстановлению прав и законных интересов административного истца будет способствовать признание оспариваемой нормы недействующей со дня принятия.

На основании изложенного и руководствуясь статьями 208-215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

Р е ш и л :

Требования Кондрашова А.В. удовлетворить.

Признать недействующим Перечень объектов недвижимого имущества, находящихся на территории Самарской области, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость для целей налогообложения, на 2017 год, утверждённый приказом министерства имущественных отношений Самарской области от 14 ноября 2016 года № 1907, в части включения в него под пунктом нежилого помещения с кадастровым номером , расположенного по адресу: <адрес>, со дня принятия.

Решение может быть обжаловано в четвертый апелляционный суд общей юрисдикции в течение одного месяца со дня изготовления решения суда в окончательной форме.

Судья: Т.А.Родина

Мотивированное решение изготовлено 18 декабря 2019 года.

3а-2205/2019 ~ М-1800/2019

Категория:
Административные
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Кондрашов А.В.
Прокуратура Самарской области
Ответчики
Министерство имущественных отношений Самарской области
Суд
Самарский областной суд
Судья
Родина Т. А.
29.10.2019[Адм.] Регистрация административного искового заявления
30.10.2019[Адм.] Передача материалов судье
31.10.2019[Адм.] Решение вопроса о принятии к производству
31.10.2019[Адм.] Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
20.11.2019[Адм.] Подготовка дела (собеседование)
20.11.2019[Адм.] Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
09.12.2019[Адм.] Судебное заседание
13.12.2019[Адм.] Судебное заседание
18.12.2019[Адм.] Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
Решение (?)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее