№ 3а-258/2019
РЕШЕНИЕ
именем Российской Федерации23 декабря 2019 г. г.Петрозаводск
Верховный Суд Республики Карелия в составепредседательствующего судьи Кудряшовой Е.П. при секретаре Макаршиной А.А.,с участием представителя административного истца Лушина В.В., представителя административного ответчика государственного бюджетного учреждения Республики Карелия «Центр государственной кадастровой оценки» Зайцевой Е.В.,рассмотрев в открытом судебномзаседанииадминистративное дело по административному исковому заявлению общества с ограниченной ответственностью «Строительно-финансовая компания» об оспаривании результатовопределениякадастровой стоимости земельных участков,
установил:
общество с ограниченной ответственностью «Строительно-финансовая компания» (далее - ООО «Строительно-финансовая компания») обратилось в суд с административным иском по тем основаниям, чтооно является собственником объектов недвижимости, расположенных на земельном участкес кадастровым номером (...), общей площадью (...) кв.м, расположенного по адресу: (...), и на земельном участке с кадастровым номером (...), общей площадью (...) кв.м, расположенного по адресу: (...)
По состоянию на 01 января 2018 г. кадастровая стоимость земельных участков установлена в размере 14654108 руб. 23 коп.и 11023796 руб. 19 коп. соответственно.
По инициативе административного истца индивидуальный предприниматель Д. А.О. подготовил отчет №(...) от 08 ноября 2019 г. об оценке рыночной стоимости земельных участков, согласно которому рыночная стоимость земельных участков, указанных выше, определена в размере 8227000 руб. и 6189000 руб.
Административный истец полагает, что кадастровая стоимость земельных участков значительно превышает их рыночную стоимость, что влечет соответствующее увеличение выкупной цены, в связи с чемпросит установить кадастровую стоимость земельных участковс кадастровыми номерами (...) в размере их рыночной стоимости.
В судебном заседании представитель административного истца поддержаладминистративные исковые требования, по основаниям, изложенным в административном иске.
Представитель административного ответчика пояснила, что представленный в обоснование размера рыночной стоимости земельных участков отчет нельзя признать достоверным, так как он составлен с многочисленными нарушениями федеральных стандартов оценки.
Иные лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещенные о времени и месте судебного разбирательства, не явились, в представленных отзывах замечаний к отчету не содержится.
Выслушав явившихся лиц, показания свидетеля Д. А.О., изучив письменные доказательства, суд приходит к следующим выводам.
Судом установлено, чтоООО «Строительно-финансовая компания»на праве собственности принадлежатобъекты недвижимости, расположенные на земельном участке с кадастровым номером (...), общей площадью (...) кв.м, расположенного по адресу: (...), категория земель - (...), разрешенное использование – (...) и на земельном участке с кадастровым номером 10(...), общей площадью (...) кв.м, расположенном по адресу: Республика Карелия, г. Петрозаводск, в районе улица Фурманова, категория земель - (...), разрешенное использование - (...)), что подтверждается выписками из Единого государственного реестра недвижимости об основных характеристиках и зарегистрированных правах объекта недвижимости от 04 декабря 2019 г.
В соответствии со статьей 39.3 Земельного кодекса Российской Федерации продажа земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на торгах, проводимых в форме аукционов, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 2 настоящей статьи.Без проведения торгов осуществляется продажа земельных участков, на которых расположены здания, сооружения, собственникам таких зданий, сооружений либо помещений в них в случаях, предусмотренных статьей 39.20 настоящего Кодекса.
Принимая во внимание, что административный истец намерен приобрести земельные участки, а размерих выкупной стоимости исчисляется исходя из размера его кадастровой стоимости, следовательно, результаты ее определения затрагивают права и обязанности административного истца.
В соответствии с пунктом 2 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель, за исключением случаев, определенных пунктом 3 настоящей статьи. Государственная кадастровая оценка земель проводится в соответствии с законодательством Российской Федерации об оценочной деятельности. Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации утверждают средний уровень кадастровой стоимости по муниципальному району (городскому округу).
Кадастровая стоимость объектов недвижимости определяется в результате государственной кадастровой оценки в целях реализации Федерального закона от 29 июля 1998 г. №135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» (далее - Федеральный закон № 135-ФЗ) иФедерального закона от 03 июля 2016 г. №237-ФЗ «О государственной кадастровой оценке»(далее - Федеральный закон №237-ФЗ), согласно положениям которых актуализация результатов государственной кадастровой оценки должна проводиться не чаще одного раза в три года и не реже одного раза в пять лет. Результаты кадастровой оценки утверждаются органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации и используются преимущественно для целей налогообложения, а также для расчета арендной платы и выкупной цены земельных участков.
Государственный кадастровый учет земельного участка с кадастровым номером (...) был осуществлен 12 июля 2010 г. решением органа кадастрового учета в соответствии с действующим на тот момент Федеральным законом от 24 июля 2007 г. №221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» на основании заявления о государственном кадастровом учете объекта недвижимостиот 05 июля 2010 г., межевого плана от 05 июля 2010 г.
Государственный кадастровый учет земельного участка с кадастровым номером (...) был осуществлен 24 мая 2012 г. решением органа кадастрового учета в соответствии с действующим на тот момент Федеральным законом от 25 апреля 2012 г. №221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» на основании заявления о государственном кадастровом учете объекта недвижимости от 25 апреля 2010 г., межевого плана от 23 апреля2012 г.
Кадастровая стоимость земельных участков с кадастровыми номерами 10(...) была утверждена приказом Министерства имущественных и земельных отношений Республики Карелия от 22 ноября 2018 г. №221 «Об утверждении результатов определения кадастровой стоимости земельных участков категории земель населенных пунктов и земельных участков категории земель особо охраняемых территорий и объектов, расположенных на территории Республики Карелия» и составила14654108 руб. 23 коп.и 11023796 руб. 19 коп. соответственно. по состоянию на 01 января 2018 г.
Данные обстоятельства лицами, участвующими в деле, не оспаривались.
Таким образом, кадастровая стоимость, которую оспаривает административный истец в настоящее время, является актуальной.
Учитывая, что административный истецс административным иском об оспаривании результатов кадастровой стоимости обратился28 ноября 2019 г., следовательно, в случае удовлетворения административного иска, кадастровая стоимость подлежит применению с 01 января 2019 г.
Согласно статье 11 Федерального закона № 237-ФЗ государственная кадастровая оценка проводится не чаще одного раза в три года (в городах федерального значения - не чаще одного раза в два года) и не реже одного раза в пять лет, за исключением проведения внеочередной государственной кадастровой оценки. Указанный срок определяется со дня принятия акта об утверждении результатов определения кадастровой стоимости до дня принятия акта об утверждении следующих результатов определения кадастровой стоимости.
Ввиду закрепленной законом периодичности проведения государственной кадастровой оценки заявление о пересмотре кадастровой стоимости может быть подано в суд не позднее пяти лет с даты внесения в государственный кадастр недвижимости оспариваемых результатов определения кадастровой стоимости в том случае, если на момент обращения в суд в государственный кадастр недвижимости не внесены очередные результаты определения кадастровой стоимости либо сведения, связанные с изменением качественных или количественных характеристик объекта недвижимости, повлекшие изменение его кадастровой стоимости (часть 3 статьи 245 КАС РФ).
Сведения о кадастровой оценке земельного участка внесены в Единый государственный реестр недвижимости 28 января 2019 г., то есть административный истецобратился в суд с административный иском без пропуска установленного Федеральный законом №237-ФЗ срока.
Пунктом 3 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации (в редакции Федерального закона от 22 июля 2010 г. №167-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» и отдельные законодательные акты Российской Федерации») установлено, что в случаях определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости.
В соответствии с пунктом 1 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации рыночная стоимость земельного участка устанавливается в соответствии с федеральным законом об оценочной деятельности.
Кадастровая стоимость объекта недвижимости определяется для целей, предусмотренных законодательством Российской Федерации, в том числе для целей налогообложения, на основе рыночной информации и иной информации, связанной с экономическими характеристиками использования объекта недвижимости, без учета иных, кроме права собственности, имущественных прав на данный объект недвижимости (пункт 3 Федерального стандарта оценки «Определение кадастровой стоимости объектов недвижимости (ФСО №4)», утвержденного приказом Минэкономразвития РФ от22 октября 2010 г. № 508).
Одним из оснований для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости в силу статьи 22Федерального закона №237-ФЗ является установление в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость.
Полагая, что установленная кадастровая стоимость земельного участка, не соответствует его рыночной стоимости, административный истецобратился28 ноября 2019 г. с административным иском в суд.
Установление рыночной стоимости, полученной в результате индивидуальной оценки объекта, и внесение ее в качестве кадастровой стоимости направлено, прежде всего, на уточнение результатов массовой оценки, полученной без учета уникальных характеристик конкретного объекта недвижимости. В связи с этим рыночная стоимость, подлежащая внесению в государственный кадастр недвижимости в качестве кадастровой, должна быть сопоставима с результатами массовой оценки и не может быть определена произвольно на произвольную дату.
Рыночная стоимость земельных участков с кадастровыми номерами (...), определена в размере 8227000 руб. и 6189000 руб. по состоянию на 01 января 2018 г. на основании отчета об оценке рыночной стоимости земельных участков №(...) от 08 ноября 2019 г., выполненного индивидуальным предпринимателем Д. А.О.
По смыслу статьи 22 Федерального закона № 237-ФЗ отчет, составленный по основаниям и в порядке, которые предусмотрены действующим законодательством, является основанием для пересмотра кадастровой стоимости объекта недвижимости.
Сопоставив представленные документы о рыночной стоимости земельных участков, изучив мнения лиц, участвующих в деле, отраженные в отзывах, показания свидетеля Д. А.О., а также учитывая то, что доказательств, свидетельствующих о допущенных специалистом при составлении отчета нарушениях, повлекших установление недостоверного размера рыночной стоимости объектов недвижимости не представлено, ходатайств о назначении судебной оценочной экспертизы не заявлено, суд приходит к выводу о том, что отчет в целом соответствует требованиям законодательства, в связи с чем суд признает его достоверным и отвечающим требованиям действующего законодательства, соглашаясь с рыночной стоимостью земельных участков в размере 8227000 руб. и 6189000 руб.
На основании части 4 статьи 7, пункта 5 части 2 статьи 14 Федерального закона от 13 июля 2015 г. №218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» и статьи 17 Федерального закона № 237-ФЗ установление судом кадастровой стоимости является основанием для органа регистрации прав внести такую стоимость в качестве новой кадастровой стоимости в Единый государственный реестр недвижимости.
В случае изменения кадастровой стоимости в порядке, установленном статьей 22 настоящего Федерального закона, сведения о кадастровой стоимости применяются для целей, предусмотренных законодательством Российской Федерации, с 1 января года, в котором в суд или комиссию по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости подано заявление об оспаривании, но не ранее даты внесения в Единый государственный реестр недвижимости сведений о кадастровой стоимости, которая являлась предметом оспаривания (пункт 4 статьи 18 Федерального закона № 237-ФЗ).
Руководствуясь статьями 175-180, 249 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
решил:
административное исковое заявлениеобщества с ограниченной ответственностью «Строительно-финансовая компания» удовлетворить.
Установить по состоянию на 01 января 2018 г. кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером (...), общей площадью (...) кв.м, расположенного по адресу: (...) в размере его рыночной стоимости, равной 8227000 руб. начинаяс 01 января 2019 г. и до даты внесения сведений о кадастровой стоимости, определенной в рамках проведения очередной государственной кадастровой оценки, в Единый государственный реестр недвижимости.
Установить по состоянию на 01 января 2018 г. кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером (...), общей площадью (...) кв.м, расположенном по адресу: (...) в размере его рыночной стоимости, равной 6189000 руб. начиная с 01 января 2019 г. и до даты внесения сведений о кадастровой стоимости, определенной в рамках проведения очередной государственной кадастровой оценки, в Единый государственный реестр недвижимости.
Датой подачи заявления о пересмотре кадастровой стоимости считать 28 ноября 2019 г.
На решение может быть подана апелляционная жалоба во Второй апелляционный суд общей юрисдикции в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме через Верховный Суд Республики Карелия.
Судья Е.П. Кудряшова
Мотивированное решение
составлено25 декабря 2019 г.