Судья Семенова С.Н. Дело № 7/2-127/15
РЕШЕНИЕ
г. Якутск 23 марта 2015 года
Верховный суд Республики Саха (Якутия) в составе
судьи Дмитриевой Л.А.,
при секретаре Никитине В.В.,
с участием прокурора Посельского Ф.В.
рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу старшего государственного инспектора Вилюйского бассейнового комитета охраны природы Минприроды РС (Я) Афанасьева М.Д. на решение Нюрбинского районного суда Республики Саха (Якутия) от 11 февраля 2015 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 8.21 КоАП РФ в отношении Муниципального унитарного предприятия «Нюрбинское автотранспортное предприятие»,
постановлено:
Отменить постановление старшего государственного инспектора Вилюйского бассейнового комитета охраны природы Афанасьева М.Д. от 02.02.2015 № ... по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 8.21 Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации в отношении Муниципального унитарного предприятия «Нюрбинское автотранспортное предприятие» за незаконностью.
Дело об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 8.21 Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации в отношении Муниципального унитарного предприятия «Нюрбинское автотранспортное предприятие» направить в Нюрбинский районный суд Республики Саха (Якутия) для рассмотрения по существу.
Изучив материалы дела об административном правонарушении, суд
у с т а н о в и л:
Постановлением старшего государственного инспектора Вилюйского бассейнового комитета охраны природы Афанасьева М.Д. от 02 февраля 2015 № ... Муниципальное унитарное предприятие «Нюрбинское автотранспортное предприятие» признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 8.21 КоАП РФ, назначено наказание в виде административного штрафа в размере 180 000 рублей. Событием правонарушения явилось несоблюдение законодательства об охране атмосферного воздуха, а также платности природопользования, а именно производится выброс вредных веществ в атмосферный воздух без специального разрешения.
Не согласившись с указанным постановлением, директор МУП «Нюрбинское АТП» В. обратился в Нюрбинский районный суд РС (Я) с жалобой, указывая на то, что административным органом не представлено достаточных доказательств о выбросе в атмосферный воздух вредных веществ при эксплуатации стационарных источников. Просил постановление отменить, производство по делу отменить за отсутствием состава административного правонарушения.
11 февраля 2015 года Нюрбинским районным судом вынесено вышеуказанное решение.
Не согласившись с указанным решением суда, старший государственный инспектор Вилюйского бассейнового комитета охраны природы Минприроды РС (Я) Афанасьев М.Д., обратился в Верховный суд РС (Я) с жалобой, в которой просит его отменить и направить дело на новое рассмотрение, в связи с существенными нарушениями норм процессуального права.
В судебное заседание представитель лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, а также должностное лицо административного органа, надлежащим образом извещенные о времени и месте судебного разбирательства, не явились, в суд представлены ходатайства о рассмотрения дела в отсутствие названных лиц. По правилам, изложенным в п. 4 ч. 2 ст. 30.6 КоАП РФ суд рассматривает жалобу на постановление по делу об административном правонарушении в отсутствие участников производства по делу.
Проверив материалы дела об административном правонарушении, изучив доводы жалобы, выслушав мнение прокурора, полагавшего жалобу обоснованной, прихожу к следующему.
В соответствии с ч. 1 ст. 8.21 КоАП РФ административным правонарушением признается выброс вредных веществ в атмосферный воздух или вредное физическое воздействие на него без специального разрешения.
По смыслу данной нормы административная ответственность наступает в случае, когда на выброс вредных веществ в атмосферный воздух требуется получить специальное разрешение, однако, такое разрешение отсутствует.
В соответствии со ст. 20 Федерального закона от 30.03.1999 N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения", атмосферный воздух в городских и сельских поселениях, на территориях промышленных организаций, а также воздух в рабочих зонах производственных помещений, жилых и других помещениях не должен оказывать вредное воздействие на человека.
Предельно допустимые выбросы устанавливаются территориальными органами федерального органа исполнительной власти в области охраны окружающей среды для конкретного стационарного источника выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и их совокупности (организации в целом) (п. 3 ст. 12 Закона N 96-ФЗ).
В соответствии с ч. 1 ст. 23 Федерального закона от 10.01.2002г. N 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» нормативы допустимых выбросов и сбросов веществ и микроорганизмов устанавливаются для стационарных, передвижных и иных источников воздействия на окружающую среду субъектами хозяйственной и иной деятельности исходя из нормативов допустимой антропогенной нагрузки на окружающую среду, нормативов качества окружающей среды, а также технологических нормативов.
На основании ч. 4 ст. 23 Закона N 7-ФЗ выбросы и сбросы химических веществ, в том числе радиоактивных, иных веществ и микроорганизмов в окружающую среду в пределах установленных нормативов допустимых выбросов и сбросов веществ и микроорганизмов, лимитов на выбросы и сбросы, допускаются на основании разрешений, выданных органами исполнительной власти, осуществляющими государственное управление в области охраны окружающей среды.
В силу требований ст. 14 ФЗ "Об охране атмосферного воздуха" N 96-ФЗ выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух стационарным источником допускается на основании разрешения, выданного территориальным органом федерального органа исполнительной власти в области охраны окружающей среды, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющими государственное управление в области охраны окружающей среды, в порядке, определенном Правительством Российской Федерации. Разрешением на выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух устанавливаются предельно допустимые выбросы и другие условия, которые обеспечивают охрану атмосферного воздуха. Вредные физические воздействия на атмосферный воздух допускаются на основании разрешений, выданных в порядке, определенном Правительством Российской Федерации. За выдачу разрешений на выбросы вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и вредные физические воздействия на атмосферный воздух уплачивается государственная пошлина в размерах и порядке, которые установлены законодательством Российской Федерации о налогах и сборах. При отсутствии разрешений на выбросы вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и вредные физические воздействия на атмосферный воздух, а также при нарушении условий, предусмотренных данными разрешениями, выбросы вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и вредные физические воздействия на него могут быть ограничены, приостановлены или прекращены в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
Наличие разрешения на выброс вредных (загрязняющих) веществ в окружающую среду является обязательным условием при осуществлении хозяйственной и иной деятельности, поскольку в силу указанной нормы Закона разрешением устанавливаются предельно допустимые выбросы и другие условия, которые обеспечивают охрану атмосферного воздуха.Из материалов дела установлено, что прокуратурой Нюрбинского района РС (Я) с привлечением специалистов Вилюйского бассейнового комитета охраны природы МОП РС (Я) проведена проверка соблюдения законодательства об охране атмосферного воздуха, а также платности природопользования в МУП «Нюрбинское АТП», расположенном по адресу: ...........
По результатам проверки установлено следующее.
МУП «Нюрбинское АТП» эксплуатирует .......... стационарных источника выбросов на атмосферный воздух: котельная, работающая на твердом топливе, в которой установлен один котел КСВР – 0,63. Потребление угля за 2014 год составило .......... тонн. Гараж площадью .......... кв.м. таким образом, в результате хозяйственной деятельности предприятие оказывает вредное воздействие на атмосферный воздух.
28 января 2015 года и.о. прокурора Нюрбинского района С. в отношении МУП «Нюрбинское АТП» вынесено постановление о возбуждении дела об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 8.21 КоАП РФ.
02 февраля 2015 постановлением старшего государственного инспектора Вилюйского бассейнового комитета охраны природы Афанасьева М.Д. № ... МУП «Нюрбинское АТП» признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 8.21 КоАП РФ, назначено наказание в виде административного штрафа в размере 180 000 рублей.
11 февраля 2015 года Нюрбинским районный судом данное постановление отменено, дело передано в Нюрбинский районный суд РС (Я) для рассмотрения по существу, в связи с нарушением административным органом правил подведомственности.
Однако с таким выводом суда следует не согласиться по следующим основаниям.
Согласно положениям ст. ст. 23.29, 23.1 ч. 2 КоАП РФ дела об административных правонарушениях, предусмотренных ст. 8.21 КоАП РФ рассматривают органы, осуществляющие государственный экологический контроль.
Судьями дела данной категории рассматриваются в случаях, если орган или должностное лицо, к которым поступило дело о таком административном правонарушении, передает его на рассмотрение судьи, о чем в соответствии с ч. 2 ст. 29.9 КоАП РФ выносится определение.
На основании ст. 6 Федерального закона от 10.01.2002г. N 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» органы государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере отношений, связанных с охраной окружающей среды (одним из компонентов которой является атмосферный воздух), осуществляют контроль в области охраны окружающей среды (государственный экологический контроль) за объектами хозяйственной и иной деятельности независимо от форм собственности, находящимися на территориях субъектов Российской Федерации, за исключением объектов хозяйственной и иной деятельности, подлежащих федеральному государственному экологическому контролю.
В соответствии с п. 4 Правил осуществления государственного контроля в области охраны окружающей среды (государственного экологического контроля), утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 27.01.2009 N 53 государственный экологический контроль осуществляется Федеральной службой по надзору в сфере природопользования и органами, уполномоченными высшими исполнительными органами государственной власти соответствующих субъектов Российской Федерации на осуществление государственного экологического контроля в соответствии с установленной компетенцией.
В соответствии с п. 1 Положения о Министерстве охраны природы Республики Саха (Якутия) и его Коллегии, утвержденном Указом Президента РС (Я) от 31.12.2011 № 1179, Министерство охраны природы Республики Саха (Якутия) (далее - Министерство) является исполнительным органом государственной власти Республики Саха (Якутия), осуществляющим функции по выработке государственной политики, нормативно-правовому регулированию и управлению, государственному надзору и контролю в сфере охраны окружающей среды, включая атмосферный воздух, водные объекты, объекты животного мира, не отнесенные к объектам охоты, и среду их обитания, особо охраняемые природные территории, в сфере обращения с отходами производства и потребления, мониторинга окружающей среды, проведения государственной экологической экспертизы, обеспечения радиационной безопасности, экологического образования и просвещения.
Согласно п. 3.2.2 настоящего Положения Министерство в соответствии с возложенными на него задачами обладает полномочиями в организации и осуществлении государственного надзора в области охраны атмосферного воздуха на объектах хозяйственной и иной деятельности, подлежащих региональному государственному экологическому надзору.
Согласно п. 4.1.9 Положения Министерство уполномочено составлять протоколы об административных правонарушениях, связанных с нарушениями обязательных требований, рассматривать дела об указанных административных правонарушениях и принимать меры по предотвращению таких нарушений. Осуществлять плановые (рейдовые) осмотры по региональному государственному экологическому надзору в соответствии с ведомственными нормативными актами Министерства.
Следовательно, Министерство охраны природы РС (Я) и его структурные подразделения – районные комитеты охраны природы наделены полномочиями на осуществление функций государственного экологического контроля в сфере охраны окружающей среды, и соответственно рассматривать дела об административных правонарушениях.
Из разъяснений, содержащихся в подпункте «в» пункта 3 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 24.03.2005 N 5 (ред. от 19.12.2013) "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" следует, что судьи рассматривают также отнесенные к компетенции иных органов (должностных лиц) дела, указанные в части 2 статьи 23.1 КоАП РФ, при условии, что они были переданы на их рассмотрение в связи с тем, что уполномоченный орган (должностное лицо) с учетом характера совершенного правонарушения, личности лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, и других указанных в законе обстоятельств признал необходимым обсудить вопрос о возможности применения мер наказания, назначение которых отнесено к исключительной компетенции судей.
По смыслу данной правовой позиции вышестоящего судебного органа, передача дел данной категории на рассмотрение судье относится к компетенции названных выше органов (должностных лиц).
Таким образом, решение Нюрбинского районного суда от 11 февраля 2015 года подлежит отмене, а дело направлению на новое рассмотрение по существу жалобы.
В соответствии с п. 4 ч. 1 ст. 30.7 КоАП РФ по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении суд выносит решение об отмене постановления и о возвращении дела на новое рассмотрение судье, в орган, должностному лицу, правомочным рассмотреть дело, в случаях существенного нарушения процессуальных требований, предусмотренных настоящим Кодексом, если это не позволило всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело
Руководствуясь ст. 30.7 КоАП РФ,
решил:
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░ ░░ (░) ░░ 11 ░░░░░░░ 2015 ░░░░ ░░ ░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░░░ ░. 1 ░░. 8.21 ░░░░ ░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ «░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░» ░░░░░░░░, ░░░░ ░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░ (░) ░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░.
░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░ (░): ░.░. ░░░░░░░░░