г/<адрес>.
РЕШЕНИЕ
Именем Российской ФедерацииДД.ММ.ГГГГ ст. Наурская
Наурский районный суд ЧР
в составе:
Председательствующего судьи Жукова М.И.,
при секретаре Такаевой З.З.,
с участием старшего помощника прокурора <адрес> ЧР Татаева И.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению заместителя прокурора <адрес> ЧР в интересах неопределенного круга лиц к администрации Ново-Солкушинского сельского поселения Наурского муниципального района ЧР о признании бездействия администрации незаконным и возложении обязанности опубликовывать в районной газете МБУ <адрес> газета «Терская правда» сведения о ходе исполнения местного бюджета и численности муниципальных служащих с указанием фактических затрат на их денежное содержание за 2012 год, в течении десяти дней со дня вступления решения суда в законную силу, суд
УСТАНОВИЛ:
Наурский районный суд ЧР обратился с исковым заявлением заместитель прокурора <адрес> ЧР в интересах неопределенного круга лиц к администрации Ново-Солкушинского сельского поселения Наурского муниципального района ЧР о признании бездействия администрации незаконным и возложении обязанности опубликовывать в районной газете МБУ <адрес> газета «Терская правда» сведения о ходе исполнения местного бюджета и численности муниципальных служащих с указанием фактических затрат на их денежное содержание за 2012 год, в течении десяти дней со дня вступления решения суда в законную силу, так как прокуратурой района проведена проверка исполнения органами местного самоуправления законодательства о муниципальной службе и противодействию коррупции, в ходе которой установлено, что администрацией Ново-Солкушинского сельского поселения Наурского муниципального района (далее - сельское поселение) допущены нарушения действующего федерального законодательства.
В соответствии с ч. 6 ст. 52 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее - ФЗ № 131-ФЗ) ежеквартальные сведения о ходе исполнения местного бюджета и численности муниципальных служащих органов местного самоуправления, работников муниципальных учреждений с указанием фактических затрат на их денежное содержание подлежат официальному опубликованию.
В соответствии со ст. 28 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее - БК РФ) бюджетная система Российской Федерации основана на принципах прозрачности (открытости).
Статьей 36 БК РФ определено, что принцип прозрачности (открытости) означает обязательное опубликование в средствах массовой информации утвержденных бюджетов и отчетов об их исполнении, полноту представления информации о ходе исполнения бюджетов, а также доступность иных сведений о бюджетах по решению законодательных (представительных) органов государственной власти, представительных органов муниципальных образований.
В соответствии с п. 6 ст. 52 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее - Федеральный закон № 131-ФЗ), проект местного бюджета, решение об утверждении местного бюджета, годовой отчет о его исполнении, ежеквартальные сведения о ходе исполнения местного бюджета и о численности муниципальных служащих органов местного самоуправления, работников муниципальных учреждений с указанием фактических затрат на их денежное содержание подлежат официальному опубликованию.
Органы местного самоуправления поселения обеспечивают жителям поселения возможность ознакомиться с указанными документами и сведениями в случае невозможности их опубликования.
Согласно ч.2 ст.8 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» гражданин (физическое лицо) имеет право на получение от государственных органов, органов местного самоуправления, их должностных лиц в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, информации, непосредственно затрагивающей его права и свободы.
В соответствии с п.4 ч.4 ст.8 данного закона не может быть ограничен доступ к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления, а также об использовании бюджетных средств (за исключением сведений, составляющих государственную и служебную тайну).
Противодействие коррупции в РФ согласно ст.3 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» основывается на следующих основных принципах: признание, обеспечение и защита основных прав и свобод человека и гражданина; законность, публичность и открытость деятельности государственных органов и органов местного самоуправления.
Администрацией сельского поселения сведения о ходе исполнения местного бюджета и численности муниципальных служащих с указанием фактических затрат на их денежное содержание за четвертый квартал 2012 года не опубликовывались.
Таким образом, бездействие сельского поселения, выразившееся в неопубликовании сведений о ходе исполнения местного бюджета и о численности муниципальных служащих органов местного самоуправления, работников муниципальных учреждений с указанием фактических затрат на их денежное содержание, нарушает основные принципы, на которых основывается противодействии коррупции в Российской Федерации, и затрагивает право неопределенного круга лиц на получение необходимой информации о деятельности органов местного самоуправления.
В соответствии со ст.1 ФЗ № 131-ФЗ местное самоуправления в РФ - форма осуществления народом своей власти, обеспечивающая в пределах, установленных Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, а в случаях, установленных федеральными законами, - законами субъектов Российской Федерации, самостоятельное и под свою ответственность решение населением непосредственно и (или) через органы местного самоуправления вопросов местного значения исходя из интересов населения с учетом исторических и иных местных традиций.
Согласно ч.2 ст.2 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 25-ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации» муниципальная служба - профессиональная деятельность граждан, которая осуществляется на постоянной основе на должностях муниципальной службы, замещаемых путем заключения трудового договора (контракта).Как следует из преамбулы ч.1 ст.2 ФЗ № 131-ФЗ должностное лицо местного самоуправления - выборное либо заключившее контракт (трудовой договор) лицо, наделенное исполнительно-распорядительными полномочиями по решению вопросов местного значения и (или) по организации деятельности органа местного самоуправления.
Нарушения федерального законодательства в данной сфере правоотношений способствует возникновению коррупционных проявлений и злоупотреблений служебным положением, а также может послужить предпосылкой социальной напряженности в обществе.
Одним из положительных факторов эффективного и целенаправленного разрешения вопросов местного значения, то есть вопросов непосредственного обеспечения жизнедеятельности населения муниципального образования, является соблюдение законодательства о муниципальной службе и противодействии коррупции, а также своевременное и полное отражение сведений о ходе исполнения местного бюджета и деятельности муниципальных служащих, с указанием фактических затрат на их денежное содержание.
Администрацией сельского поселения грубо нарушаются требования законодательства о местном самоуправлении, а также права граждан, проживающих на территории муниципального образования. Такие основные функции и задачи местного самоуправления, как обеспечение участия населения в разрешении вопросов местного самоуправления, управления муниципальной собственностью, обеспечение комплексного развития территории, обеспечение удовлетворения потребностей населения в социально-культурных, коммунально-бытовых и других жизненно важных услугах, охрана общественного порядка, напрямую зависят от соблюдения органами местного самоуправления действующего законодательства, в том числе, о муниципальной службе.
Обеспечение нормальной деятельности органов местного самоуправления прямо связано с грамотным и законным использованием бюджетных средств, чему во многом может помещать отсутствие сведений о ходе исполнения местного бюджета и численности муниципальных служащих с указанием фактических затрат на их денежное содержание. Муниципальное образование, муниципальные служащие представляют в первую очередь интересы неопределенного круга лиц, проживающих в его границах. Неисполнение требований законодательства о муниципальной службе органами местного самоуправления затрагивает, в том числе, имущественные интересы населения муниципального образования, касаются благосостояния ее жителей.
Бездействие администрации муниципального образования, выразившееся в том, что своевременно сведения о ходе исполнения местного бюджета и численности муниципальных служащих с указанием фактических затрат на их денежное содержание не опубликованы, затрагивает и нарушает права и свободы граждан, создает значительные препятствия для осуществления правомочий в правоотношениях в сфере муниципальной службы, которое в соответствии со ст.255 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации оспаривается в гражданском судопроизводстве.
Круг лиц, в защиту которых выступает прокурор района является неопределенным, поскольку его невозможно индивидуализировать, привлечь к участию в деле в качестве истцов, решить вопрос о правах каждого из них при разрешении дела.
В силу ч.1 ст.45 Гражданского процессуального кодекса РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов гражданина, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.
Старший помощник прокурора <адрес> ЧР Татаев И.А. в судебном заседании поддержал требования в полном объеме и просит их удовлетворить.
Ответчик глава администрации Ново-Солкушинского сельского поселения Наурского муниципального района ЧР Муталипов Р.М. в судебное заседание не явился, однако в материалах дела имеется заявление, о том, что глава администрации Ново-Солкушинского сельского поселения Наурского муниципального района ЧР Муталипов Р.М. согласен с требования <адрес> ЧР и просит рассмотреть исковое заявление без его участия.
Старший помощник прокурора <адрес> ЧР Татаев И.А. в судебном заседании не возражал о рассмотрении дела без участия ответчика в связи с заявлением ответчика.
В соответствии с ч. 6 ст. 52 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее - ФЗ № 131-ФЗ) ежеквартальные сведения о ходе исполнения местного бюджета и численности муниципальных служащих органов местного самоуправления, работников муниципальных учреждений с указанием фактических затрат на их денежное содержание подлежат официальному опубликованию.
В соответствии со ст. 28 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее - БК РФ) бюджетная система Российской Федерации основана на принципах прозрачности (открытости).
Статьей 36 БК РФ определено, что принцип прозрачности (открытости) означает обязательное опубликование в средствах массовой информации утвержденных бюджетов и отчетов об их исполнении, полноту представления информации о ходе исполнения бюджетов, а также доступность иных сведений о бюджетах по решению законодательных (представительных) органов государственной власти, представительных органов муниципальных образований.
В соответствии с п. 6 ст. 52 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее - Федеральный закон № 131-ФЗ), проект местного бюджета, решение об утверждении местного бюджета, годовой отчет о его исполнении, ежеквартальные сведения о ходе исполнения местного бюджета и о численности муниципальных служащих органов местного самоуправления, работников муниципальных учреждений с указанием фактических затрат на их денежное содержание подлежат официальному опубликованию.
Согласно ч.2 ст.8 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» гражданин (физическое лицо) имеет право на получение от государственных органов, органов местного самоуправления, их должностных лиц в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, информации, непосредственно затрагивающей его права и свободы.
В соответствии со ст.1 ФЗ № 131-ФЗ местное самоуправления в РФ - форма осуществления народом своей власти, обеспечивающая в пределах, установленных Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, а в случаях, установленных федеральными законами, - законами субъектов Российской Федерации, самостоятельное и под свою ответственность решение населением непосредственно и (или) через органы местного самоуправления вопросов местного значения исходя из интересов населения с учетом исторических и иных местных традиций.
Администрацией сельского поселения грубо нарушаются требования законодательства о местном самоуправлении, а также права граждан, проживающих на территории муниципального образования. Такие основные функции и задачи местного самоуправления, как обеспечение участия населения в разрешении вопросов местного самоуправления, управления муниципальной собственностью, обеспечение комплексного развития территории, обеспечение удовлетворения потребностей населения в социально-культурных, коммунально-бытовых и других жизненно важных услугах, охрана общественного порядка, напрямую зависят от соблюдения органами местного самоуправления действующего законодательства, в том числе, о муниципальной службе.
Обеспечение нормальной деятельности органов местного самоуправления прямо связано с грамотным и законным использованием бюджетных средств, чему во многом может помещать отсутствие сведений о ходе исполнения местного бюджета и численности муниципальных служащих с указанием фактических затрат на их денежное содержание. Муниципальное образование, муниципальные служащие представляют в первую очередь интересы неопределенного круга лиц, проживающих в его границах. Неисполнение требований законодательства о муниципальной службе органами местного самоуправления затрагивает, в том числе, имущественные интересы населения муниципального образования, касаются благосостояния ее жителей.
Так же требования прокурора подтверждаются объяснением и заявлением главы администрации Ново-Солкушинского сельского поселения Наурского муниципального района ЧР Муталипова Р.М. о том, что он согласен с требования <адрес> ЧР и просит рассмотреть исковое заявление без его участия.
Суд, выслушав участников процесса, изучив материалы дела: объяснение главы администрации Ново-Солкушинского сельского поселения Наурского муниципального района ЧР Муталипова Р.М., копию устава администрации Ново-Солкушинского сельского поселения Наурского муниципального района ЧР, заявление главы администрации Ново-Солкушинского сельского поселения Наурского муниципального района ЧР Муталипова Р.М. о том, что он согласен с требования <адрес> ЧР и просит рассмотреть исковое заявление без его участия, считает, что требования истца обоснованы и подлежат удовлетворению в полном объеме.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Признать бездействие администрации Ново-Солкушинского сельского поселения Наурского муниципального района ЧР - незаконным.
Возложить на администрацию Ново-Солкушинского сельского поселения Наурского муниципального района ЧР обязанность опубликовать в районной газете МБУ <адрес> газета «Терская правда» сведения о ходе исполнения местного бюджета и численности муниципальных служащих с указанием фактических затрат на их денежное содержание за 2012 год, в течение десяти дней со дня вступления решения суда в законную силу.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в течении месяца со дня оглашения в Верховный Суд Чеченской Республики.
Председательствующий М.И. Жуков
Решение вступило в законную силу «___»____________ 2013 г.
Судья М.И. Жуков
копия верна:
Судья М.И. Жуков
секретарь З.З. Такаева