Дело № 2-5342/2016
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
30 августа 2016 года г.Кызыл
Кызылский городской суд Республики Тыва в составе председательствующего судьи Ойдуп У.М., при секретаре Комбу С.С., с участием истца, представителя истца Оюн Д.Д., представителя ответчика Министерства здравоохранения Республики Тыва Кожендуева О.А., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Кара-Монгуш В. Д. о признании законного права на получение единовременной компенсационной выплаты в размере одного миллиона рублей, обязании Министерства здравоохранения Республики Тыва заключить договор о предоставлении единовременной компенсационной выплаты в размере одного миллиона рублей,
установил:
Истец обратилась в суд, указывая, что с 2012 года в Российской Федерации действует программа поддержки молодых врачей, практикующих в сельской местности. Ее основные положения закреплены Федеральным законом № 326-ФЗ «Об обязательном медицинском страховании». Истец родилась ДД.ММ.ГГГГ, окончила в ХХХХ Министерства здравоохранения РФ. Присуждена квалификация врача по специальности ХХХХ. Закончила в ХХХХ Имеет сертификат специалиста по указанной специальности. Приказом Министерства здравоохранения Республики Тыва от ДД.ММ.ГГГГ №у направлена на работу в ГБУЗ РТ ХХХХ для работы по специальности. Приказом главного врача ХХХХ от ДД.ММ.ГГГГ № принята на работу ХХХХ. ДД.ММ.ГГГГ заключен трудовой договор между истцом и ХХХХ До настоящего времени продолжает работать в ХХХХ ХХХХ расположена в сельской местности. В селе ХХХХ Истец в возрасте ХХХХ окончила ВУЗ и прибыла по направлению Министерства здравоохранения РТ в сельскую местность для работы врачом в сельской местности. Имеет прописку в селе ХХХХ и фактически там проживает. Следовательно, истец имеет право на получение единой компенсационной выплаты в размере одного миллиона рублей в соответствии с частью 12.1 ст. 51 Федерального закона № 326-ФЗ. Однако Министерство здравоохранения Республики Тыва отказывается заключить с истцом договор о предоставлении единовременной компенсационной выплаты в размере одного миллиона рублей. Истец неоднократно обращалась к ответчику, но получила отказ. Просит признать за истцом законное право на получение единовременной компенсационной выплаты в размере одного миллиона рублей. Обязать Министерство здравоохранения Республики Тыва заключить с истцом договор о предоставлении единовременной компенсационной выплаты в размере одного миллиона рублей
Определением суда к участию в деле привлечены в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельные требования Правительство Республики Тыва, Министерство финансов Республики Тыва.
В судебном заседании истец, и ее представитель Оюн Д.Д. действующая по доверенности, просили удовлетворить иск.
Представитель ответчика Министерства здравоохранения Республики Тыва Кажендуев О.А.. просил отказать в удовлетворении требований, ссылаясь на то, что в 2014 году Правительством Республики Тыва не принимались нормативно-правовые акты по возложению полномочий на Министерство здравоохранения Республики Тыва (далее –Министерство) по выплате единовременных пособий врачам. Кроме того вообще в 2014 году Правительством РТ не принимались правовые акты по выделению в республиканский бюджет денежных средств по софинансированию по программе «земский доктор». Министерство не может заключить договор с истцом, так как его не уполномочили на это. Поэтому требования истца заявлены не к надлежащему ответчику.
Представитель третьего лица Тандинская Центральная кожууная больница, в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом, просил рассмотреть дело без его участия.
Представитель третьего лица, не заявляющего самостоятельные требования Фонд обязательного медицинского страхования и Территориального фонда обязательного медицинского страхования Республики Тыва в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом. Ранее представил отзыв на исковое заявление с возражениями по заявленным истцом требованиям.
Представители третьих лиц, не заявляющих самостоятельные требования Правительство Республики Тыва, Министерство финансов Республики Тыва в судебное заседание не явились, извещены судом надлежащим образом, о причинах неявки суду не сообщили.
Суд продолжил рассмотрение дела по правилам ст. 167 ГПК РФ, в отсутствие лиц, не явившихся в суд надлежащим образом извещенных и не сообщивших суду о причинах не явки.
Выслушав участников судебного заседания, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.
В соответствии с ч.12.1 ст. 51 Федерального закона от 29.11.2010 № 326-ФЗ «Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации» (в ред. Федеральных законов от 01.12.2012 N 213-ФЗ, от 25.11.2013 N 317-ФЗ, от 01.12.2014 N 418-ФЗ) в 2012 году осуществляются единовременные компенсационные выплаты медицинским работникам в возрасте до 35 лет, прибывшим в 2011 - 2012 годах после окончания образовательного учреждения высшего профессионального образования на работу в сельский населенный пункт или переехавшим на работу в сельский населенный пункт из другого населенного пункта и заключившим с уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации договор, предусмотренный пунктом 3 части 12.2 настоящей статьи (далее - договор). В целях осуществления единовременных компенсационных выплат в 2012 году из бюджета Федерального фонда бюджетам территориальных фондов предоставляются иные межбюджетные трансферты из расчета один миллион рублей на одного указанного медицинского работника. В 2013 - 2014 годах осуществляются единовременные компенсационные выплаты медицинским работникам в возрасте до 35 лет, прибывшим в 2013 - 2014 годах после окончания образовательного учреждения высшего профессионального образования на работу в сельский населенный пункт либо рабочий поселок или переехавшим на работу в сельский населенный пункт либо рабочий поселок из другого населенного пункта и заключившим с уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации договор, в размере одного миллиона рублей на одного указанного медицинского работника. Финансовое обеспечение единовременных компенсационных выплат медицинским работникам в 2013 - 2014 годах осуществляется в равных долях за счет иных межбюджетных трансфертов, предоставляемых бюджету территориального фонда из бюджета Федерального фонда в соответствии с федеральным законом о бюджете Федерального фонда на очередной финансовый год и на плановый период, и средств бюджетов субъектов Российской Федерации. В 2015 году осуществляются единовременные компенсационные выплаты медицинским работникам в возрасте до 45 лет, имеющим высшее образование, прибывшим в 2015 году на работу в сельский населенный пункт либо рабочий поселок или переехавшим на работу в сельский населенный пункт либо рабочий поселок из другого населенного пункта и заключившим с уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации договор, в размере одного миллиона рублей на одного указанного медицинского работника. Финансовое обеспечение единовременных компенсационных выплат медицинским работникам в 2015 году осуществляется за счет иных межбюджетных трансфертов, предоставляемых бюджету территориального фонда из бюджета Федерального фонда в соответствии с федеральным законом о бюджете Федерального фонда на очередной финансовый год и на плановый период, и средств бюджетов субъектов Российской Федерации в равных долях.
В вышеуказанном федеральном законе дана основополагающая характеристика понятию единовременная выплата, а именно, она должна носить компенсационный характер. То есть единовременная компенсационная выплата призвана возместить медицинскому работнику понесенные вследствие прибытия (переезда) на работу в сельский населенный пункт затраты.
В определении Конституционного Суда Российской Федерации от 21 ноября 2013 года N 1798-О "Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданина Р. на нарушение его конституционных прав положением ч. 12.1 ст. 51 Федерального закона "Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации" отмечено, что правовое регулирование, установленное в ч. 12.1 ст. 51 Федерального закона "Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации", осуществлено в пределах дискреционных полномочий законодателя и направлено на создание дополнительных стимулов к переезду на работу в сельские населенные пункты и рабочие поселки для молодых квалифицированных специалистов (медицинских работников), что согласуется с целями проводимой государством социальной политики и не может рассматриваться как нарушающее конституционные предписания и трудовые права.
Основной целью правовой нормы, установленной частью 12.1 ст. 51 Федерального закона N 326-ФЗ является привлечение медицинских работников в сельские населенные пункты. Обязательным условием для предоставления медицинским работникам единовременной компенсационной выплаты является трудоустройство и переезд на работу в сельский населенный пункт в качестве новых специалистов, в целях восполнения кадрового дефицита сельских медицинских учреждений.
Как указано в Федеральном законе, единовременная компенсационная выплата призвана возместить медицинскому работнику понесенные вследствие прибытия (переезда) на работу в сельский населенный пункт затраты либо возможность трудоустроится в сельской местности врачом сразу после окончания ВУЗа.
Обязательным условием для предоставления медицинским работникам единовременной компенсационной выплаты является трудоустройство и переезд на работу в сельский населенный пункт в качестве новых специалистов, в целях восполнения кадрового дефицита, поскольку иное противоречило бы целям, заложенным законодателем при принятии указанного выше Федерального закона, призванным с учетом компенсационной природы спорной единовременной выплаты, стимулировать медицинских работников к переезду на работу в сельские населенные пункты и компенсировать связанные с переездом и обустройством затраты, а также неудобства, обусловленные менее комфортными, по сравнению с иными (не сельскими) населенными пунктами, условиями проживания.
Таким образом, единовременная компенсационная выплата имеет целевое назначение, предоставляется в целях восполнения кадрового дефицита сельских медицинских учреждений.
Согласно ст. 51 Федерального закона от 29 ноября 2010 года N 326-ФЗ "Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации", финансовое обеспечение единовременных компенсационных выплат медицинским работникам в 2013 - 2014 годах осуществляется в равных долях за счет иных межбюджетных трансфертов, предоставляемых бюджету территориального фонда из бюджета Федерального фонда в соответствии с федеральным законом о бюджете Федерального фонда на очередной финансовый год и на плановый период, и средств бюджетов субъектов Российской Федерации.
Таким образом, из содержания приведенных нормативных положений, регулирующих отношения по предоставлению отдельным категориям граждан - медицинским работникам единовременных компенсационных выплат медицинским работникам в 2013 - 2014 годах, следует, что они закрепляют механизм реализации права на единовременные компенсационные выплаты, определяют источник и объемы финансирования государственной социальной помощи в виде единовременных компенсационных выплат, а также порядок реализации гражданами права на получение таковых.
В развитие указанной номы Федерального закона орган исполнительной власти субъекта РФ должен принять ряд нормативных правовых актов оговаривающих порядок заключения договоров, выплат единовременных пособий, уполномоченный орган власти для заключения договоров, а также о выделении бюджетных средств для софинасирования указанных выплат.
Как установлено судом, истец родилась ХХХХ Приказом Министерства здравоохранения Республики Тыва орт ДД.ММ.ГГГГ №у направлена на работу в ХХХХ для работы по специальности. Приказом главного врача ХХХХ принята на работу ХХХХ. ДД.ММ.ГГГГ заключен трудовой договор между истцом и ХХХХ. До настоящего времени продолжает работать в ХХХХ ХХХХ больница расположена в сельской местности.
По утверждению истца обратилась в Министерство здравоохранения Республики Тыва в сентябре 2014 года с заявлением о предоставлении единовременных компенсационных выплат по программе «Земский доктор».
Предоставлен ответ Министерства здравоохранения Республики Тыва от ДД.ММ.ГГГГ № на обращение истца от ДД.ММ.ГГГГ с отказом с разъяснениями, что в связи с отсутствием финансирования из республиканского бюджета программа «Земский доктор» в 2014 года не реализована. Так как истец прибыла в 2014 году, то ею утрачено право на получение единовременной компенсационной выплаты в 2016 году.
Проверяя данные об отсутствии в 2014 году правового регулирования на уровне Республики Тыва порядка предоставления единовременных компенсационных выплат врачам, прибывшим в сельскую местность, судом установлено, что действительно в 2014 году Правительством Республики Тыва нормативные правовые акты по указанному вопросу не принимались и финансовые бюджетные средства в бюджет республики для софинасирования программы, не закладывались.
Так, Правительство Республики Тыва регулировало отношения по вопросу осуществления единовременных компенсационных выплат медицинским работникам с высшим профессиональным образованием, прибывшим (переехавшим) на работу в сельский населенный пункт, в 2012 году постановлением от ДД.ММ.ГГГГ №, в 2013 году –от ДД.ММ.ГГГГ №, в 2015 году- ДД.ММ.ГГГГ №.
В 2014 году Правительство Республики Тыва правового регулирование по вопросу осуществления единовременных компенсационных выплат медицинским работникам с высшим профессиональным образованием, прибывшим (переехавшим) на работу в сельский населенный пункт в 2014 году не произвело.
Из представления прокурора Республики Тыва от ДД.ММ.ГГГГ на имя Главы Республики Тыва следует, что в 2014 году предусмотренная Федеральным законом № 326-ФЗ «Об обязательном медицинском страховании» мера социальной поддержки молодых специалистов, прибывших в сельскую местность, в виде единовременного пособия в размере 1 млн. рублей в республике не предоставлялась в связи с отсутствием финансирования из Федерального фонда ОМС по причине невыполнения Правительством республики условий софинасирования.
Из ответа заместителя Председателя Правительства Республики Тыва Н. от ДД.ММ.ГГГГ на представление прокурора следует, что осуществление компенсационных выплат медицинским работникам в 2014 году было возможно лишь при наличии в республиканском бюджете Республики Тыва ассигнований на софинасирование данных мероприятий. Таким образом, участие республики в реализации программы «земский доктор» является правом субъекта, а не обязанностью. Кроме того, так как указанные врачи прибыли на работу в сельский населенный пункт в 2014 году, предоставление выплаты указанным врачам в 2015 году, также не представилось возможным, так как в соответствии с ч. 12.1 ст. 51 ФЗ «Об обязательном медицинском страховании в РФ» в 2015 году осуществляются единовременные компенсационные выплаты медицинским работникам в возрасте 45 лет, имеющим высшее образование, прибывшим в 2015 году на работу в сельский населенный пункт. Предоставление выплат указанным медицинским работникам в текущем году также невозможно, поскольку в 2016 году правом на выплату обладают врачи, прибывшие на работу в сельский населенный пункт в 2016 году.
Согласно Приложение 4 к Закону Республики Тыва от 10 декабря 2013 г. N 2254 ВХ-1 на межбюджетные трансферты на осуществление единовременных выплат медицинским работникам в рамках социальных выплат по непрограммным направлениям деятельности органов управления государственными внебюджетными фондами Российской Федерации заложено 20 млн. руб.
Из письма Федерального фонда обязательного медицинского страхования от 15.01.2016 года № 159/21-21и следует, что в случае непредставления нормативных правовых актов и отсутствия необходимых средств в бюджете субъекта РФ заявки на предоставление иных межбюджетных трансфертов из бюджета Федерального фонда к рассмотрению не принимаются.
В соответствии с ч. 5 ст. 130 Бюджетного кодекса РФ при несоблюдении органами государственной власти субъектов Российской Федерации условий предоставления межбюджетных трансфертов из федерального бюджета, определенных бюджетным законодательством Российской Федерации, а также при нарушении предельных значений, установленных пунктами 2 и 3 статьи 92.1 и статьей 107 настоящего Кодекса, и в случаях, предусмотренных главой 30 настоящего Кодекса, Министерство финансов Российской Федерации вправе принять решение о приостановлении (сокращении) в установленном им порядке предоставления межбюджетных трансфертов (за исключением субвенций) соответствующим бюджетам субъектов Российской Федерации до приведения в соответствие с требованиями настоящей статьи положений, обуславливающих условия предоставления межбюджетных трансфертов.
Частью 10 ст. 130 Бюджетного кодекса РФ установлено, что распределение межбюджетных трансфертов, предоставляемых бюджетам субъектов Российской Федерации из федерального бюджета в целях осуществления единовременных денежных выплат, установленных федеральными законами и указами Президента Российской Федерации, после подтверждения уполномоченными исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации потребности в таких межбюджетных трансфертах, осуществляется на основании заявок, представляемых указанными исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации.
Исходя из этих данных, суд приходит к выводу, что в 2014 году в виду отсутствия финансирования в бюджете республики, денежные средства для реализации программы не были предусмотрены, соответственно Фонд ОМС денежные средства, предусмотренные в 2014 году для Республики Тыва, не смог реализовать в виду бюджетных правил равного долевого участия (межбюджетных трансфертов), в связи с чем, не был обозначен порядок осуществления выплат медицинским работникам, прибывшим в 2014 году в сельскую местность для работы. В отсутствие правового регулирования и не финансированием в порядке равно долевого участия в указанной выше программы, заключение договоров о предоставлении единовременных компенсационных выплат медицинским работникам прибывшим в 2014 году на работу в сельскую местность в 2016 году не представляется возможным.
По вопросу отсутствия у Правительства Республики Тыва в 2014 году финансовых средств для обеспечения реализации программы установлено, что деятельность органов государственной власти субъектов РФ осуществляется в соответствии с закрепленными Конституцией РФ принципами. К таким принципам относятся: принцип разграничения предметов ведения и полномочий между органами государственной власти РФ и органами государственной власти субъектов РФ, принцип самостоятельного осуществления органами государственной власти субъектов РФ своих полномочий.
Федеральный законодатель при регулировании вопросов, относящихся к тому или иному предмету совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов, вправе, разграничивая полномочия органов государственной власти Российской Федерации и органов государственной власти субъектов Российской Федерации, определять конкретные полномочия и компетенцию органов государственной власти субъектов Российской Федерации, в том числе передавать им осуществление части полномочий. В силу приведенной правовой позиции федеральный законодатель при определении в рамках реформирования системы социальной защиты конкретных форм участия в ее реализации органов государственной власти субъектов Российской Федерации, вправе - исходя из того, что координация вопросов здравоохранения и социальная защита, согласно статье 72 Конституции Российской Федерации, находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, - передать субъектам Российской Федерации полномочие по долевому участию в реализации социальных программ. Именно по этой причине в отношении единовременных компенсационных выплат медицинским работникам предусмотрено право (не обязанность) органов государственной власти субъектов Российской Федерации на софинасирование в равных долях за счет бюджетных ассигнований субъектов Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 1 статьи 85 Бюджетного кодекса Российской Федерации расходные обязательства субъекта Российской Федерации возникают, в том числе в результате принятия законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации при осуществлении органами государственной власти субъектов Российской Федерации полномочий, которые в соответствии с Федеральным законом "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" подлежат финансовому обеспечению за счет субвенций из федерального бюджета, и полномочий по предметам совместного ведения. В статье 26.3.1 названного Федерального закона предусмотрено, что органы государственной власти субъекта Российской Федерации вправе осуществлять расходы за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации на осуществление полномочий по предметам ведения Российской Федерации, а также полномочий по предметам совместного ведения по решению вопросов, не указанных в пункте 2 статьи 26.3, если возможность осуществления таких расходов предусмотрена федеральными законами. Финансирование этих полномочий не является обязанностью субъекта Российской Федерации, осуществляется при наличии возможности.
Таким образом, выделение бюджетных средств для осуществления выплат единовременных компенсационных выплат медицинским работникам прибывшим в сельскую местность является правом Республики Тыва, а не обязанностью.
Само по себе принятие нормативно-правового акта Республики Тыва относится к исключительной компетенции органов исполнительной власти Республики Тыва. При отсутствие нормативного правового акта, регулирующего спорные отношения, делает невозможным их юридическое регулирование, но при этом не исключает наличие таких отношений.
Министерство здравоохранения Республики Тыва назначалось уполномоченным органом на заключение договором о предоставлении единовременной компенсационной выплаты в размере одного миллиона рублей в 2012, 2013, 2015 годах соответствующими постановлениями Правительства Республики Тыва. Как установлено судом на 2014 год Министерство таковым уполномоченным лицом никаким правовым актом не назначалось.
При таком положении дел исковые требования истца к Министерству здравоохранения Республики Тыва об обязании заключить договор о предоставлении единовременной компенсационной выплаты в размере одного миллиона рублей, являются необоснованными.
Анализ нормы ст. 51 Федерального закона и постановлений Правительства Республики Тыва от 14.02.2012 года № 74, от 12.09.2013 года № 557, 07.09.2015 года № 421 указывает на то, что медицинский работник имеет право реализовать свое право на получение единовременных компенсационных выплат только в том году, когда он прибыл в сельскую местность. Поэтому исковые требования истца о возложении на Министерство обязанности заключить с ней договор в настоящее время также является несостоятельным и по этому основанию.
Оценив доводы истца о том, что она имеет право на получение единовременной компенсационной выплаты в размере одного миллиона рублей в виду того, что в ДД.ММ.ГГГГ принята на работу ХХХХ, суд приходит к выводу, что сама оценка критериев соответствия врача заявившего о выплате ему единовременной компенсационной выплаты лежит на органе исполнительной власти субъекта уполномоченного в законном установленном порядке регулировать данные вопросы. Суд не имеет правовой возможности подменять полномочия компетентного органа.
Однако, суд отмечает, что доводы истца о наличии у нее права на получение единовременной компенсационной выплаты в связи с трудоустройством в 2014 году в ХХХХ, основаны на неверном примени норм права.
Одного критерия назначения на должность врача в сельской местности, как это понимает истец, недостаточно. Из анализа оснований изложенных в ч. 12.1 ст. 51 Федерального закона № 326-ФЗ, следует, что необходимо наличие фактора прибытия в сельскую местность после окончания образовательного учреждения высшего профессионального образования либо переезд в сельскую местность. В связи с чем истец должна была, в первом случае, доказать, что после окончания образовательного учреждения высшего профессионального образования она прибыла для работы в сельской местности, во втором случае, представить доказательства именно факта трудоустройства связанного с переездом, изменение фактических условий проживания с городских на сельские и несением расходов с указанным обстоятельством, наличием каких-либо неудобств, которые призвана компенсировать Республика Тыва. Как указывалось выше такова природа компенсационных выплат направленная на стимулирование прибытия в сельскую местность врачей недостающей специализации и компенсировать при этом затраты связанные с таким прибытием. Таких доказательств истцом не предоставлено.
Из диплома № от ДД.ММ.ГГГГ следует, что истец получила квалификацию врача по специальности «ХХХХ Соответственно истец окончила образовательное учреждение высшего профессионального образования в ДД.ММ.ГГГГ Получение ею в Государственном бюджетном образовательном учреждении высшего профессионального образования ХХХХ послевузовского профессионального образования (интернатура) квалификации ХХХХ не является основанием для утверждения о том, что она получила высшее профессиональное образование в ХХХХ
В связи с чем по первому основанию истец не может быть отнесена к лицам, прибывшим в сельскую местность для работы врачом сразу после получения высшего профессионального образования, так как она получила высшее профессиональное образование врача в 2013 году, а не в 2014 году после окончания интернатуры. Также по второму основанию истец не представила доказательств того, что она переехала в сельскую местность для работы врачом, при этом претерпев существенные изменения (неудобства) в связи с этим. Из этого следует, что это выбор самого истца работать в селе ХХХХ, при том, что ранее она не была трудоустроена врачом где-либо. Из паспорта истца следует, что она прописана в <адрес> ДД.ММ.ГГГГ. Соответственно она не переехала в ХХХХ в <адрес>. Каких-либо доказательств того, что ее направили в виду кадрового дефицита врачей ХХХХ в связи с чем ей пришлось переехать, суду не предоставлено.
Таким образом, исковые требования о признании за истцом права от ДД.ММ.ГГГГ №, в ХХХХ –от ДД.ММ.ГГГГ №, в ХХХХ- ДД.ММ.ГГГГ № на получение единовременной компенсационной выплаты в размере одного миллиона рублей и об обязании Министерство здравоохранения Республики Тыва заключить договор о предоставлении единовременной компенсационной выплаты в размере одного миллиона рублей, не подлежат удовлетворению.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 194-198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
Исковое заявление Кара-Монгуш В. Д. о признании законного права на получение единовременной компенсационной выплаты в размере одного миллиона рублей, обязании Министерства здравоохранения Республики Тыва заключить договор о предоставлении единовременной компенсационной выплаты вы размере одного миллиона рублей, оставить без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Тыва в течение месяца со дня изготовления мотивированного решения путем подачи апелляционной жалобы через Кызылский городской суд. Мотивированное решение изготовлено 06 сентября 2016 года (с учетом выходных дней 3,4 сентября 2016 года).
Председательствующий У.М.Ойдуп