Решение по делу № 2-458/2018 ~ М-475/2018 от 23.08.2018

Дело №2-458/2018

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

с. Троицкое                           22 октября 2018 года

Троицкий районный суд Алтайского края в составе:

председательствующего:     Фроловой О.С.,

при секретаре:       Штановой Е.Н.,

рассмотрев в открытом судебном заседании дело по иску прокурора Троицкого района в интересах Кириченко Е.М. к Министерству здравоохранения Алтайского края, КГБУЗ «Троицкая ЦРБ» о возложении обязанности организовать и обеспечить доставку хронического больного от места его фактического проживания до места получения медицинской помощи и обратно, обеспечить финансирование указанных мероприятий,

УСТАНОВИЛ:

Истец обратился к ответчику с указанным иском. В обоснование требований истец указал, что прокуратурой Троицкого района, в связи с поступившим обращением Кириченко Е.М., проведена проверка исполнения законодательства об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации.

В настоящее время основным способом лечения хронической почечной недостаточности является заместительная почечная терапия, которая осуществляется посредством гемодиализа.

Данный вид специализированной медицинской помощи предоставляется больным хронической почечной недостаточностью в рамках постановления Правительства РФ от 19.12.2016 № 1403 «О Программе государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на 2017 год и на плановый период 2018 и 2019 годов», а также Территориальной программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на 2015 год и на плановый период 2016 и 2017 годов, утвержденной постановлением Администрации Алтайского края от 24.12.2014 № 578.

Как установлено в ходе проведения проверки, Кириченко Е.М., проживающая в <адрес>, является инвалидом 1 группы, инвалидность установлена бессрочно, диагноз: <данные изъяты> Кириченко Е.М. показано прохождение регулярного, 3 раза в неделю по 4 часа лечения программным гемодиализом. Данная процедура для Кириченко Е.М. является жизненно необходимой.

Ближайшим на расстоянии, превышающем <данные изъяты> км. от с. Горновое лечебным учреждением, в котором организовано оказание специализированной медицинской помощи посредством гемодиализа пациентам с хронической почечной недостаточностью является краевое государственное бюджетное учреждение здравоохранения «Центральная городская больница, г. Бийск».

В настоящее время прямое транспортное сообщение между г. Бийском и с. Горновое, а также между с. Троицкое и с. Горновое отсутствует, существует только регулярное железнодорожное сообщение между с. Троицкое и г. Бийском. Однако расписание движения железнодорожного транспорта не совпадает с графиком проведения медицинской процедуры.

Географическая удаленность между данными населенными пунктами, состояние здоровья Кириченко Е.М., нуждающейся в необходимом для жизнеобеспечения специализированном лечении в отделении гемодиализа, невозможность проведения гемодиализа по месту ее жительства свидетельствуют, что проезд от места жительства к месту получения данной процедуры является неотъемлемой частью вида медицинских услуг. Учитывая необходимую периодичность проведения лечения, размер дохода Кириченко Е.М., самостоятельная оплата транспортных расходов существенно влияет на материальное положение ее семьи.

Обращение Кириченко Е.М. в КГБУЗ «Троицкая ЦРБ» по вопросу бесплатной доставки ее к месту лечения оставлено без удовлетворения по тем основаниям, что проезд пациентов до места оказания медицинских услуг не включен в тариф на оплату медицинской помощи, так как данный вид деятельности не относится к медицинским услугам.

По этим же основаниям отклонено представление прокурора, внесенное главному врачу КГБУЗ «Троицкая ЦРБ» по результатам проведенной проверки.

В соответствии с положениями федерального законодательства постановлением Правительства Алтайского края от 26.12.2017 N 480 утверждена Территориальная программа государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на 2018 год и на плановый период 2019 и 2020 годов (далее - Программа).

В соответствии с разделом 1 Программа устанавливает: перечень видов, форм и условий медицинской помощи, оказание которой осуществляется бесплатно; перечень заболеваний и состояний, оказание медицинской помощи при которых осуществляется бесплатно; категории граждан, оказание медицинской помощи которым осуществляется бесплатно; нормативы объема медицинской помощи; нормативы финансовых затрат на единицу объема медицинской помощи; подушевые нормативы финансирования; порядок и структуру формирования тарифов на медицинскую помощь и способы ее оплаты; порядок и условия предоставления медицинской помощи.

Согласно разделу 5 Программы источниками финансового обеспечения Программы являются средства федерального бюджета, краевого бюджета, средства обязательного медицинского страхования.

В соответствии с разделом 2 Программы гражданам Российской Федерации в рамках Программы бесплатно предоставляются:

первичная медико-санитарная помощь, в том числе первичная доврачебная, первичная врачебная и первичная специализированная;

специализированная, в том числе высокотехнологичная, медицинская помощь;

скорая, в том числе скорая специализированная, медицинская помощь;

паллиативная медицинская помощь в медицинских организациях.

Согласно приказу Министерства здравоохранения РФ от 13.08.2002 № 254 «О совершенствовании организации оказания диализной помощи населению Российской Федерации» диализ является основным методом заместительного лечения почечной недостаточности, обеспечивающим спасение жизни больных и значительное увеличение ее продолжительности и повышение качества.

В силу п. п. 1, 6 Положения об организации деятельности отделения диализа, утвержденного названным приказом, отделение диализа является структурным подразделением лечебно-профилактического учреждения (стационара), оказывающим специализированную медицинскую помощь больным, нуждающимся в проведении почечной заместительной терапии методами гемо- и перитонеального диализа. Проведение заместительной почечной терапии методом программного гемодиализа является специализированной медицинской помощью и подпадает под категорию бесплатной медицинской помощи для населения.

В соответствии с Приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от 20.12.2012 № 1271-н терапия методом гемодиализа и перитонеального диализа отнесена к специализированной медицинской помощи.

Специфика заболевания и самой процедуры гемодиализа обуславливает необходимость обеспечения транспортировки граждан в медицинские учреждения, оказывающие указанную медицинскую услугу. Следовательно, транспортировка граждан в медицинские учреждения, оказывающие специализированную медицинскую помощь в виде проведения заместительной терапии методом программного гемодиализа, является составляющей частью мероприятий по оказанию специализированной медицинской помощи, необходимость которой обусловлена спецификой заболевания и самой процедуры гемодиализа.

Финансирование данного вида специализированной помощи на территории Алтайского края на 2018 год предусмотрено за счет средств обязательного медицинского страхования в силу Территориальной программы, утвержденной постановлением Правительства Алтайского края от 26.12.2017 N 480.

Учитывая наличие указанных особых обстоятельств, а именно необходимость систематического получения жизненно необходимой медицинской услуги, состояние здоровья Кириченко Е.М., ее тяжелое имущественное и социальное положение, в случае удовлетворения исковых требований прокурора, решение суда необходимо обратить к немедленному исполнению.

На основании изложенного, просили обязать Министерство здравоохранения Алтайского края, КГБУЗ «Троицкая ЦРБ» организовать и обеспечить доставку Кириченко Е.М., ДД.ММ.ГГГГ г.р., страдающей хронической почечной недостаточностью, проживающей на территории Троицкого района Алтайского края, от места ее фактического проживания до места получения медицинской помощи методом заместительной почечной терапии (гемодиализ) и обратно по графику гемодиализа, а также обеспечить финансирование указанных мероприятий.

В судебном заседании помощник прокурора Попова А.А. на требованиях настаивала по основаниям, изложенным в исковом заявлении.

Кириченко Е.М. обратилась с заявлением о рассмотрении дела в её отсутствие, т.к. находится на диализе в г. Бийск, просила требования удовлетворить.

Представитель ответчика КГБУЗ «Троицкая ЦРБ» Главный врач Фадин К.Н. указал, что у них отсутствуют средства на осуществление перевозки больной на диализ.

От Министерства здравоохранения Алтайского края поступил отзыв о том, что с требованиями не согласны, т.к. законодательством решение вопроса по транспортировке граждан в медицинские учреждения, оказывающие специализированную медицинскую помощь, не отнесено к полномочиям органов государственной власти субъекта РФ.

От Территориального Фонда обязательного медицинского страхования поступил отзыв о том, что оплата заместительной почечной терапии методом гемодиализа осуществляется по тарифам, утвержденным в установленном порядке за счет средств обязательного медицинского страхования, в том числе в части приобретения расходных материалов. При этом проезд пациентов до места оказания медицинских услуг не включен в тариф на оплату медицинской помощи.

Суд, изучив материалы гражданского дела, выслушав пояснения участвующих лиц, приходит к следующему.

Как установлено в ходе проведения проверки, Кириченко Е.М., проживающая в <адрес>, является инвали<адрес> группы, инвалидность установлена бессрочно, диагноз: <данные изъяты>. Кириченко Е.М. показано прохождение регулярного, 3 раза в неделю по 4 часа лечения программным гемодиализом (л.д. 15). Данная процедура для Кириченко Е.М. является жизненно необходимой.

Ближайшим на расстоянии, превышающем <данные изъяты> км. от с. Горновое лечебным учреждением, в котором организовано оказание специализированной медицинской помощи посредством гемодиализа пациентам с хронической почечной недостаточностью является краевое государственное бюджетное учреждение здравоохранения «Центральная городская больница, г. Бийск».

В настоящее время прямое транспортное сообщение между г. Бийском и с. Горновое, а также между с. Троицкое и с. Горновое отсутствует, существует только регулярное железнодорожное сообщение между с. Троицкое и г. Бийском. Однако расписание движения железнодорожного транспорта не совпадает с графиком проведения медицинской процедуры.

Обращение Кириченко Е.М. в КГБУЗ «Троицкая ЦРБ» по вопросу бесплатной доставки ее к месту лечения оставлено без удовлетворения по тем основаниям, что проезд пациентов до места оказания медицинских услуг не включен в тариф на оплату медицинской помощи, так как данный вид деятельности не относится к медицинским услугам (л.д. 8-10).

По этим же основаниям отклонено представление прокурора, внесенное главному врачу КГБУЗ «Троицкая ЦРБ» по результатам проведенной проверки.

Согласно выписке из истории болезни Кириченко Е.М. рекомендован гемодиализ 3 раза в неделю по 4 часа в КГБУЗ «Центральная городская больница, г. Бийск» отделение диализа (л.д. 15).

Согласно ст. 41 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на охрану здоровья и медицинскую помощь. Медицинская помощь в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения оказывается гражданам бесплатно за счет средств соответствующего бюджета, страховых взносов, других поступлений. В Российской Федерации финансируются федеральные программы охраны и укрепления здоровья населения, принимаются меры по развитию государственной, муниципальной, частной систем здравоохранения, поощряется деятельность, способствующая укреплению здоровья человека;

Пунктом 2 ст. 19 Федерального закона № 323 установлено право каждого на медицинскую помощь в гарантированном объеме, оказываемую без взимания платы в соответствии с программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи.

Одним из принципов охраны здоровья в соответствии с п. 6 ст. 4 Федерального закона от № 323 является доступность и качество медицинской помощи, которые обеспечиваются, в том числе, организацией оказания медицинской помощи по принципу приближенности к месту жительства, месту работы или обучения; предоставлением медицинской организацией гарантированного объема медицинской помощи в соответствии с программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи; транспортной доступностью медицинских организаций для всех групп населения, в том числе инвалидов и других групп населения с ограниченными возможностями передвижения (ст. 10).

В силу положений п. 2 ст. 9 Федерального закона № 323 органы государственной власти и органы местного самоуправления, должностные лица организаций несут в пределах своих полномочий ответственность за обеспечение гарантий в сфере охраны здоровья, установленных законодательством Российской Федерации.

К полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере охраны здоровья относится организация оказания населению субъекта Российской Федерации, среди прочих видов медицинских услуг, специализированной медицинской помощи (п. п. 5 ч. 1 ст. 16 Федерального закона № 323-ФЗ).

В целях организации оказания населению медицинской помощи органы государственной власти субъектов Российской Федерации утверждают территориальные программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи, включающие в себя территориальные программы обязательного медицинского страхования, установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации об обязательном медицинском страховании (ч. 1 ст. 81 Федерального закона № 323).

В соответствии с ч. 2 ст. 83 Федерального закона № 323 финансовое обеспечение оказания гражданам специализированной медицинской помощи осуществляется за счет: средств обязательного медицинского страхования; бюджетных ассигнований бюджетов субъектов Российской Федерации, выделяемых в рамках территориальных программ государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи (в части медицинской помощи, не включенной в территориальные программы обязательного медицинского страхования, а также расходов, не включенных в структуру тарифов на оплату медицинской помощи, предусмотренную в территориальных программах обязательного медицинского страхования); бюджетных ассигнований федерального бюджета, источником которых в том числе являются межбюджетные трансферты из бюджета Федерального фонда обязательного медицинского страхования, выделяемых медицинским организациям, подведомственным федеральным органам исполнительной власти (в части медицинской помощи, не включенной в базовую программу обязательного медицинского страхования, а также расходов, не включенных в структуру тарифов на оплату медицинской помощи, предусмотренную в базовой программе обязательного медицинского страхования); иных источников в соответствии с настоящим Федеральным законом.

Пунктом 16 Письма Минздрава Российской Федерации от 13.12.2017 №11-7/10/2-8616 «О формировании и экономическом обосновании территориальной программы государственных гарантий бесплатного оказания медицинской помощи на 2018 год и плановый период 2019 и 2020 годов» предусмотрено, что заменительная почечная терапия методами гемодиализа и перитонеального диализа застрахованным лицам проводится в рамках первичной специализированной и специализированной медицинской помощи и оплачивается по тарифам, утвержденным в установленном порядке за счет средств обязательного медицинского страхования, в том числе в части приобретения расходных материалов; при этом проезд пациентов до места оказания медицинских услуг не включен в тариф на оплату медицинской помощи.

Из содержания п. 21 ч.2 ст. 26.3 Федерального закона от 06.10.1999 № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» следует, что к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым данным органом за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета), относится решение вопросов организации оказания населению субъекта Российской Федерации, в том числе специализированной медицинской помощи.

Постановлением Администрации Алтайского края от 26.12.2017 № 480, действующим на момент разрешения спора, утверждена Территориальная программа государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на 2018 год и плановый период 2019 и 2020 годов, устанавливающую перечень видов, форм и условий медицинской помощи, оказание которой осуществляется бесплатно, перечень заболеваний и состояний, оказание медицинской помощи при которых осуществляется бесплатно; категории граждан, которым медицинская помощь оказывается бесплатно; порядок и структуру формирования тарифов на медицинскую помощь, и способы ее оплаты.

Источником финансового обеспечения данной Программы, согласно разделу V, являются средства федерального, краевого бюджетов, средства обязательного медицинского страхования. Данным же разделом также установлено, что за счет средств обязательного медицинского страхования в рамках территориальной программы обязательного медицинского страхования застрахованным лицам оказываются, как первичная медико - санитарная помощь, так и специализированная, в том числе высокотехнологичная медицинская помощь, включенная в перечень видов данной помощи, финансовое обеспечение которой осуществляется за счет средств обязательного медицинского страхования при заболеваниях и состояниях, указанных в разделе III Программы, в том числе болезнях мочеполовой системы.

Согласно разделу II указанной Программы гражданам Российской Федерации бесплатно предоставляется специализированная, в том числе высокотехнологичная, медицинская помощь. Специализированная медицинская помощь оказывается бесплатно в стационарных условиях и в условиях дневного стационара врачами-специалистами и включает в себя профилактику, диагностику и лечение заболеваний и состояний (в том числе в период беременности, родов и послеродовой период), требующих использования специальных методов и сложных медицинских технологий, а также медицинскую реабилитацию.

Разделом V Территориальной программы предусмотрено, что финансовое обеспечение при сосудистых осложнений сахарного диабета (нефропатии), лечение которых проводится методом диализа, застрахованным лицам осуществляется за счет средств обязательного медицинского страхования.

В соответствии с пунктом 1.1, подпунктом 1 пункта 2.1.1 положения о Министерстве здравоохранения Алтайского края, утвержденного указом Губернатора Алтайского края от 05 декабря 2016 года №151 (далее - Положение), Министерство здравоохранения Алтайского края является органом исполнительной власти, обеспечивающим на территории Алтайского края реализацию государственной политики в сфере охраны здоровья граждан и фармацевтической деятельности. Министерство в установленной сфере деятельности осуществляет реализацию на территории Алтайского края единой государственной политики в области охраны здоровья граждан и фармацевтической деятельности, разработку приоритетных направлений развития здравоохранения края.

Согласно подпункту 7 пункта 2.1.1 Положения Министерство осуществляет обеспечение оказания населению Алтайского края первичной медико-санитарной помощи, специализированной, в том числе высокотехнологичной, медицинской помощи, скорой, в том числе скорой специализированной, медицинской помощи и паллиативной медицинской помощи в подведомственных медицинских организациях.

Перевозка граждан, нуждающихся в соответствующей медицинской помощи, в лечебные учреждения, оказывающие специализированную медицинскую помощь в виде процедуры гемодиализа, не относясь непосредственно к медицинской услуге, является составной частью мероприятия по оказанию услуги, охватывается понятием медицинской помощи, обязанность по организации которой, в силу закона, возложена на субъект Российской Федерации, интересы которого в области здравоохранения представляет ответчик (Министерство здравоохранения Алтайского края), учитывая тот факт, что гемодиализ на территории населенного пункта, где проживает истец (с. Горновое) не проводится, необходимая доступность медицинской помощи не обеспечена, такая услуга доступна в ближайшем населенном пункте - г. Бийске, при необходимости Кириченко Е.М. в данной медицинской помощи три раза в неделю, принимая во внимание тот факт, что расходы на перевозку до лечебного учреждения, проводящего процедуру гемодиализа, в состав тарифа за счет средств ОМС не входит, суд приходит к выводу, что на Министерстве здравоохранения Алтайского края лежит обязанность по финансированию перевозки нуждающихся в медицинской помощи граждан до лечебного учреждения и обратно с целью оказания специализированной медицинской помощи - гемодиализа.

Суд также исходит из того, что администрация Алтайского края гарантировала за счет средств обязательного медицинского страхования застрахованным лицам на территории Алтайского края оказание специализированной медицинской помощи, включая проведение лечения методом диализа, следовательно обязанность по организации и обеспечению бесплатной медицинской услугой по транспортировке Кириченко Е.М. от места жительства до места получения специализированной медицинской помощи методом гемодиализа и обратно в соответствии с графиком гемодиализа лежит на Министерстве здравоохранения Алтайского края, в связи с чем, исковые требования подлежат удовлетворению.

Не включение в состав тарифа на обязательное медицинское страхование расходы на доставку пациентов на гемодиализ в рамках программы государственных гарантий медицинская эвакуация пациентов, страдающих почечной недостаточностью, а также то, что доставка пациентов для прохождения гемодиализа является транспортной услугой, обеспечение амбулаторных больных транспортными услугами не входит в компетенцию Министерства здравоохранения Алтайского края, - не является основанием для отказа в удовлетворении иска и возложении на указанное Министерство заявленной в иске обязанности, поскольку администрация Алтайского края гарантировала за счет средств обязательного медицинского страхования застрахованным лицам на территории Алтайского края оказание специализированной медицинской помощи, включая проведение лечения методом диализа, при этом оказание такой помощи возложено на Министерство здравоохранения Алтайского края.

Ссылка ответчиков об отсутствии норм права о включении транспортировки больных для оказания специализированной медицинской помощи в состав специализированной медицинской помощи и в стандарт по оказанию такой помощи является необоснованной, т.к. по существу противоречат нормам ст. ст. 10, 11 Федерального закона № 323, согласно которым оказываемая медицинская помощь (в т.ч. и специализированная) должна быть доступна, отказ в медицинской помощи недопустим, а фактически из-за отдаленности лечебного учреждения нуждающиеся в постоянной медицинской помощи граждане лишены возможности получить жизненно необходимую процедуру гемодиализа, которая должна предоставляться им бесплатно.

Отсутствие принятых нормативных актов субъекта о возможности возмещения расходов по транспортировке, неуказание такого обязательства в качестве расходного обязательства не может нарушать конституционное право граждан на охрану здоровья и медицинскую помощь (ст. 41 Конституции Российской Федерации), при наличии обязанности субъекта Российской Федерации по финансированию таких расходов (п. 2 ч. 1 ст. 83 Федерального закона № 323-ФЗ, п. 21 ч. 2 ст. 26.3 Федерального закона от 06.10.1999 № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации»).

При этом КГБУЗ «Троицкая ЦРБ» не является надлежащим ответчиком по настоящему делу, в связи с чем требования к нему удовлетворению не подлежат. Руководствуясь изложенным, ст.194-199 ГПК РФ суд

РЕШИЛ:

Исковые требования прокурора Троицкого района в интересах Кириченко Е.М. к Министерству здравоохранения Алтайского края, - удовлетворить. Возложить на Министерство здравоохранения Алтайского края обязанность по организации и обеспечению доставки Кириченко Е.М., ДД.ММ.ГГГГ г.р., страдающей <данные изъяты>, проживающей на территории Троицкого района Алтайского края, от места её фактического проживания до места получения медицинской помощи методом гемодиализа и обратно по графику гемодиализа, обеспечив финансирование указанных мероприятий.

В удовлетворении требований к КГБУЗ «Троицкая ЦРБ» - отказать.

Решение может быть обжаловано в Алтайский краевой суд в течение месяца со дня его вынесения в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы через Троицкий районный суд.

         Председательствующий                                                                                 О.С. Фролова

2-458/2018 ~ М-475/2018

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН ЧАСТИЧНО
Истцы
Прокурор Троицкого района
Кириченко Е.М.
Ответчики
Министерство здравоохранения Алтайского края
КГБУЗ "Троицкая ЦРБ"
Другие
Территориальный отдел Фонда обязательного медицинского страхования
Суд
Троицкий районный суд
Судья
Фролова Ольга Сергеевна
23.08.2018[И] Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
23.08.2018[И] Передача материалов судье
24.08.2018[И] Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
24.08.2018[И] Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
24.08.2018[И] Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
19.09.2018[И] Судебное заседание
22.10.2018[И] Судебное заседание
22.10.2018[И] Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
22.10.2018[И] Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
22.10.2018[И] Дело оформлено
03.12.2018[И] Дело передано в архив
Решение (?)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее