Дело № 2-2092/2017
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
г. Воркута Республика Коми 16 ноября 2017 года
Воркутинский городской суд Республики Коми в составе председательствующего судьи Бунякиной Е.А.,
при секретаре судебного заседания Осиповой К.А.,
с участием представителя истца Гочелашвили С.В.,
представителя ответчика Галкина М.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Головко Игоря Марьяновича к Государственному Учреждению - Управление Пенсионного Фонда Российской Федерации в г. Воркуте Республики Коми о включении периодов службы в армии, подготовки к профессиональной деятельности в специальный стаж, перерасчете пенсии, взыскании судебных расходов,
у с т а н о в и л:
Истец обратился в суд с иском к ответчику о включении периодов службы в армии, подготовки к профессиональной деятельности в специальный стаж, перерасчете пенсии, взыскании судебных расходов. Просил суд обязать ответчика включить в специальный стаж по Списку №1 периоды службы в армии с 06.11.1976 по 04.11.1978 гг., обучения в ТУ №2 с 06.09.1979 по 16.03.1980, а также период подготовки к профессиональной деятельности с 19.10.1987 по 30.10.1987 гг., период работы в качестве проходчика подземного участка на шахте «Воргашорская» с 08.06.1976 по 15.07.1976 гг.; обязать произвести перерасчет пенсии с учетом стажевого коэффициента, рассчитанного по специальному стажу с 01.01.2002 по 31.12.2009 и с 01.12.2011 по 31.10.2017 в размере 0,66, а с 01.11.2017 с учетом стажевого коэффициента 0,69; выплатить недоплату пенсии в связи с перерасчетом пенсии с индексацией на индексы роста потребительских цен по Республике Коми, взыскать судебные расходы на представителя в сумме 14 000 руб. В обоснование заявленных требований истец указал, что является получателем пенсии по пп.1 п.1 ст. 27 Закона 173-ФЗ от 17.12.2001 «О трудовых пенсиях в РФ». Ответчиком не учтены в специальный стаж по Списку № 1 указанные выше периоды, с чем он не согласен. Считает, что с учетом спорных периодов его стажевый коэффициент по специальному стажу составит 0,66 за периоды с 01.01.2002 по 31.12.2009 и с 01.12.2011 по 31.10.2017, а с 01.11.2017 составит 0,69.
Ответчик с исковыми требованиями не согласился, в отзыве на исковое заявление указал, что действующим пенсионным законодательством не предусмотрено включение в специальный стаж периодов военной службы и подготовки к профессиональной деятельности. Индексация по индексам потребительских цен не предусмотрена пенсионным законодательством, поскольку содержит иной механизм индексации пенсии. В удовлетворении исковых требований просит отказать. Судебные расходы считают завышенными.
В судебном заседании истец участия не принимал, извещён надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела, ходатайствовал о рассмотрении дела в свое отсутствие, представителя направил. Согласно статье 167 ГПК РФ дело рассмотрено без участия истца.
В судебном заседании представитель истца поддержала исковые требования.
Представитель ответчика с иском не согласился по доводам отзыва.
Заслушав стороны, исследовав материалы дела, пенсионное дело истца, суд приходит к следующему выводу.
Из смысла действующего пенсионного законодательства следует, что в период с 01.01.2002 по 31.12.2014 гг. размер пенсии определялся в соответствии с нормами Федерального закона от 17.12.2001 N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации". В соответствии с п.3 ст. 36 Федерального закона от 28.12.2013 N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" Федеральный закон от 17.12.2001 N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" не применяется с 1 января 2015 года, за исключением норм, регулирующих исчисление размера трудовых пенсий и подлежащих применению в целях определения размеров страховых пенсий в части, не противоречащей указанному Федеральному закону.
В силу ст. 34 Федерального закона от 28.12.2013 N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" для лиц, которым по состоянию на 31 декабря 2014 года установлена трудовая пенсия по старости, трудовая пенсия по инвалидности, трудовая пенсия по случаю потери кормильца в соответствии с Федеральным законом от 17 декабря 2001 года N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", величина индивидуального пенсионного коэффициента за периоды до 1 января 2015 года определяется на основании документов выплатного дела исходя из размера установленной им трудовой пенсии по старости, трудовой пенсии по инвалидности, трудовой пенсии по случаю потери кормильца (без учета доли страховой части трудовой пенсии по старости (по инвалидности), фиксированного базового размера страховой части трудовой пенсии по старости, трудовой пенсии по инвалидности, трудовой пенсии по случаю потери кормильца и накопительной части трудовой пенсии), деленного на стоимость одного пенсионного коэффициента по состоянию на 1 января 2015 года, указанную в части 10 статьи 15 настоящего Федерального закона.
Для лиц, которым по состоянию на 31 декабря 2014 года установлена доля страховой части трудовой пенсии по старости (по инвалидности), величина индивидуального пенсионного коэффициента за периоды до 1 января 2015 года определяется на основании документов выплатного дела исходя из размера доли страховой части трудовой пенсии по старости (по инвалидности), установленного по состоянию на 31 декабря 2014 года, деленного на стоимость одного пенсионного коэффициента по состоянию на 1 января 2015 года, указанную в части 10 статьи 15 настоящего Федерального закона.
Если при перерасчете размеров трудовой пенсии по старости, трудовой пенсии по инвалидности, трудовой пенсии по случаю потери кормильца или доли страховой части трудовой пенсии по старости (по инвалидности) в соответствии с частями 1 и 2 настоящей статьи размер страховой пенсии по старости, страховой пенсии по инвалидности, страховой пенсии по случаю потери кормильца (без учета фиксированной выплаты к страховой пенсии) или размер доли страховой пенсии не достигает получаемого пенсионером на день вступления в силу настоящего Федерального закона размера страховой части трудовой пенсии по старости, трудовой пенсии по инвалидности, трудовой пенсии по случаю потери кормильца (без учета фиксированного базового размера страховой части трудовой пенсии по старости, трудовой пенсии по инвалидности, трудовой пенсии по случаю потери кормильца и накопительной части трудовой пенсии), размера доли страховой части трудовой пенсии по старости (по инвалидности), пенсионеру выплачивается страховая пенсия, доля страховой пенсии в прежнем, более высоком размере.
Из материалов пенсионного дела следует, что размер пенсии истца, рассчитанный по нормам Федерального закона от 17 декабря 2001 года № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ» выше размера пенсии определенного с учетом норм Федерального закона от 28.12.2013 N 400-ФЗ "О страховых пенсиях". Поскольку истец просит включить периоды в специальный трудовой стаж и произвести перерасчет пенсии с 01 января 2002 г., суд приходит к выводу о том, что к спорным правоотношениям следует применять пенсионное законодательство, действовавшее на момент установления истцу пенсии по пп.1 п.1 ст.27 Федерального закона от 17.12.2001 N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации"
Истец с 18.08.2001 по 31.12.2001 гг. являлся получателем пенсии по ст. 12А. Закона 340-1 от 20.11.1990 «О государственных пенсиях в РФ», с 01 января 2002 г. являлся получателем пенсии по пп.1 п.1 ст.27 и ст. 28.1 Федерального закона от 17.12.2001 N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации". Согласно копии военного билета истец проходил военную службу по призыву с 06.11.1976 года по 04.11.1978 года. По данным трудовой книжки и копии диплома в период с 06.09.1979 по 04.07.1990 гг. истец обучался в ТУ №2 г.Воркуты. Согласно таблице трудовой деятельности период военной службы по призыву истца с 06.11.1976 года по 04.11.1978 года и период обучения в образовательном учреждении исключены ответчиком из специального стажа истца. Период работы истца после службы в армии в должности подземного горнорабочего на шахте Северная, так и период работы истца после обучения в ТУ №2 г.Воркуты в должности подземного электрослесаря на шахте «Северная» относятся к специальному стажу по Списку №1 и включены ответчиком в специальный стаж по Списку №1.
Проверив расчет специального стажа истца, суд считает доводы истца обоснованными по следующим основаниям. Положения части 2 статьи 6, части 4 статьи 15, части 1 статьи 17, статей 18, 19 и части 1 статьи 55 Конституции Российской Федерации предполагают правовую определенность и связанную с ней предсказуемость законодательной политики в сфере пенсионного обеспечения, необходимых для того, чтобы участники соответствующих правоотношений могли в разумных пределах предвидеть последствия своего поведения и быть уверенными в том, что приобретенное ими на основе действующего законодательства право будет уважаться властями и будет реализовано.
Конституционный Суд Российской Федерации в Постановлении от 29 января 2004 г. N 2-П со ссылкой на Постановление от 24 мая 2001 г. N 8-П и Определение от 5 ноября 2002 г. N 320-О указал на то, что в отношении граждан, приобретших пенсионные права до введения нового правового регулирования, сохраняются ранее приобретенные права на пенсию в соответствии с условиями и нормами законодательства Российской Федерации, действовавшего на момент приобретения права. Таким образом, на период обучения истца, прохождения им военной службы, могут быть применены нормы действующего на тот период законодательства.
В соответствии с подпунктом «з» пункта 109 Положения о порядке назначения и выплаты пенсий, утвержденного Постановлением Совета Министров СССР от 3 августа 1972 г. №590, действовавшем в период обучения истца в СПТУ №3 г.Воркуты, службы в Вооруженных Силах СССР, кроме работы в качестве рабочего или служащего в общий стаж работы засчитывается также обучение в училищах и школах системы государственных трудовых резервов и системы профессионально-технического образования (в ремесленных, железнодорожных училищах, горнопромышленных школах и училищах, школах фабрично-заводского обучения, училищах механизации сельского хозяйства, технических училищах, профессионально-технических училищах и т.д.) и в других училищах, школах и на курсах по подготовке кадров, по повышению квалификации и по переквалификации.
Согласно подпункту «к» пункта 109 Положения о порядке назначения и выплаты пенсий, утвержденного Постановлением Совета Министров СССР от 3 августа 1972 г. N 590, служба в составе Вооруженных Сил СССР также засчитывается в стаж работы, при этом, при назначении на льготных условиях или в льготных размерах пенсий по старости и инвалидности рабочим и служащим, работавшим на подземных работах, на работах с вредными условиями труда и в горячих цехах и на других работах с тяжелыми условиями труда периоды, указанные в подпунктах "к" и "л", приравниваются по выбору обратившегося за назначением пенсии либо к работе, которая предшествовала данному периоду, либо к работе, которая следовала за окончанием этого периода. Период, указанный в подпункте "з", приравнивается к работе, которая следовала за окончанием этого периода. Таким образом, на период обучения истца в техническом училище, прохождения службы в Советской Армии, действующее правовое регулирование предусматривало возможность зачета такой деятельности в стаж работы с вредными условиями труда при определённых условиях.
В соответствии с Разъяснением № 4 «О некоторых вопросах установления трудовых пенсий в соответствии со статьями 27, 28, 30 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», утвержденным Постановлением Минтруда РФ от 17.10.2003г. №70, при исчислении продолжительности страхового стажа и (или) стажа на соответствующих видах работ в целях определения права на трудовую пенсию по старости, в том числе досрочно назначаемую (статьи 27,28 Закона от 17.12.2001г.), в указанный стаж включаются все периоды работы и иной общественно полезной деятельности, которые засчитывались соответственно в общий трудовой стаж и в специальный трудовой стаж при назначении пенсии по законодательству, действовавшему в период выполнения данной работы (деятельности), с применением правил подсчёта соответствующего стажа, предусмотренных указанным законодательством (в том числе с учётом льготного порядка исчисления стажа).
Поскольку у ответчика имелись сведения об учебе истца в ТУ №2 г.Воркуты и службе в армии, периоды после службы в армии, а также период работы истца после обучения в ТУ №2 г.Воркуты относятся к специальному стажу по Списку №1 и включены ответчиком в специальный стаж по Списку №1, суд приходит к выводу о том, что сами спорные периоды обучения с 06.09.1979 по 16.03.1980 гг. и период службы в армии подлежат зачету в специальный стаж истца с 01.01.2002 г., так как соответствуют предусмотренным законом требованиям.
Иное толкование и применение пенсионного законодательства повлекло бы ограничение конституционного права на социальное обеспечение, которое не может быть оправдано указанными в части 3 статьи 55 Конституции Российской Федерации целями, ради достижения которых допускается ограничение федеральным законом прав и свобод человека и гражданина.
Из таблицы трудовой деятельности следует, что период с 19.10.1987 по 30.10.1987 гг. обозначен как ДВСТО (подготовка к профессиональной деятельности) и исключен ответчиком из специального стажа истца по Списку №1. Из свидетельства (л.д. 19), имеющейся в материалах дела следует, что в период с 19.10.1987 по 30.10.1987 гг. истец обучался на курсах повышения квалификации в УКК ОВУ.
Некоторые вопросы исчисления стажа на соответствующих видах работ регулируются также Правилами исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со ст. ст. 27 и 28 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации N 516 от 11 июля 2002 г. В силу п. 4 данных Правил в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, засчитываются периоды работы, выполняемой постоянно в течение полного рабочего дня, если иное не предусмотрено Правилами или иными нормативными правовыми актами, при условии уплаты за эти периоды страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации.
В силу ст. 212 Трудового кодекса Российской Федерации, работодатель обязан обеспечить: обучение безопасным методам и приемам выполнения работ и оказанию первой помощи пострадавшим на производстве, проведение инструктажа по охране труда, стажировки на рабочем месте и проверки знания требований охраны труда; недопущение к работе лиц, не прошедших в установленном порядке обучение и инструктаж по охране труда, стажировку и проверку знаний требований охраны труда.
Постановлением Госгортехнадзора РФ от 05.06.2003 N 50 утверждены Правила безопасности в угольных шахтах. Указанные Правила распространяются на все организации, осуществляющие свою деятельность на угольных шахтах, независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности и обязательны для всех инженерно-технических работников, занимающихся проектированием, строительством и эксплуатацией угольных шахт, конструированием, изготовлением, монтажом, эксплуатацией и ремонтом технических устройств, надзорных и контролирующих органов, аварийно-спасательных служб, а также лиц сторонних организаций, чья работа связана с посещением шахт.
Пунктами 3, 17, 20 Правил установлено, что рабочие и служащие обязаны соблюдать инструкции по охране труда, разработанные на основании требований настоящих Правил и устанавливающие правила выполнения работ, безопасной эксплуатации оборудования и поведения в горных выработках, производственных помещениях и на строительных площадках шахты. Для всех поступающих на работу лиц, а также для лиц, переводимых на другую работу, обязательно проведение инструктажа по безопасности труда, обучение безопасным методам и приемам выполнения работ, оказания первой помощи пострадавшим.
Рабочие, занятые на горных работах, должны иметь профессиональное образование, соответствующее профилю выполняемых работ, должны быть обучены безопасным приемам работы, знать сигналы аварийного оповещения, правила поведения при авариях, места расположения средств спасения и уметь пользоваться ими. Иметь инструкции по безопасному ведению технологических процессов, безопасному обслуживанию и эксплуатации машин и механизмов. Рабочие не реже чем каждые шесть месяцев должны проходить повторный инструктаж по безопасности труда и не реже одного раза в год - проверку знания инструкций по профессиям. Результаты проверки оформляются протоколом с записью в журнал инструктажа и личную карточку рабочего.
Прохождение предварительного обучения, соответствующих курсов повышения квалификации и технического инструктажа на основании приказа руководителя является обязательной частью трудовой деятельности истца, как работника угольной промышленности.
Согласно ст. 187 Трудового кодекса Российской Федерации, в случае направления работодателем работника для повышения квалификации с отрывом от работы за ним сохраняется место работы (должность) и средняя заработная плата. Поэтому периоды нахождения на курсах повышения квалификации являются периодами работы с сохранением средней заработной платы, с которой работодатель должен производить отчисление страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации.
Следовательно, указанный выше период прохождения истцом курсов повышения квалификации являются периодами работы с сохранением средней заработной платы, с которой работодатель должен производить отчисление страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации и в силу пункта 4 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со ст. ст. 27 и 28 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», утвержденных Постановлением Правительства РФ от 11 июля 2002 года № 516.
При таких обстоятельствах, учитывая, что для прохождения курсов повышения квалификации истец направлялся работодателем на учебу в связи с его профессиональной деятельностью, без чего не мог быть допущен к работе, в указанные периоды за истцом сохранялась заработная плата и уплачивались взносы в Пенсионный фонд, период прохождения обучения истца на курсах подлежит включению в специальный стаж работы истца.
В связи с изложенным, включению в специальный стаж истца по Списку №1 подлежит период прохождения обучения на курсах повышения квалификации с отрывом от производства в УКК ОВУ с 19.10.1987 по 30.10.1987 гг.
Между тем, истцом заявлено требование о перерасчете пенсии с 01.11.2017 с учетом стажевого коэффициента 0,69. Таким образом, суд проверяет наличие специального стажа, для определения стажевого коэффициента в указанном размере с 01.11.2017 года. Из материалов дела следует, что истец обучался в период с 01.09.1972 по 26.05.1976 в СПТУ №3 по специальности машинист горных выемочных машин. Из материалов пенсионного дела следует, что при назначении пенсии ответчик не располагал сведениями о том, что после обучения в СПТУ №3 истец работал на работах с вредными условиями труда, поскольку истцом представлена ответчику трудовая книжка, где записи о такой работе отсутствуют. При обращении в суд с настоящим иском Головко И.М. заявлено требование о включении в специальный стаж по списку №1 периода работы в качестве проходчика подземного участка на шахте «Воргашорская» с 08.06.1976 по 15.07.1976 гг. и предоставлена соответствующая справка, подтверждающая работу с вредными условиями труда (л.д. 22). Указанный выше период работы как раз следовал за периодом учебы в СПТУ №3.
Из смысла действующего пенсионного законодательства следует, что перерасчет пенсии производится с 1 го числа месяца, следующего за месяцем в котором было обращение пенсионера с заявлением о перерасчете.
Списком № 1 «производств, цехов, профессий и должностей на подземных работах…», утвержденным постановлением Совета Министров СССР от 22 августа 1956 г. № 1173 разделом 1 «Горные работы», подразделом 1 «Подземные работы» предусмотрены все рабочие, инженерно-технические работники и служащие, занятые полный рабочий день на подземных работах по добыче угля, руды, сланца, нефти, озокерита, газа, графита, асбеста, соли, слюды и других рудных и нерудных ископаемых, в геологоразведке, на дренажных шахтах, на строительстве шахт, рудников и других подземных сооружений, а также все работники, занятые полный рабочий день под землей на обслуживании указанных выше рабочих и служащих (медперсонал подземных здравпунктов, работники подземной телефонной связи и т.д.). При таких обстоятельствах, поскольку до обращения в суд ответчик не располагал сведениями о том, что в период с 08.06.1976 по 15.07.1976 гг. истец работал проходчиком подземного участка на шахте «Воргашорская», суд приходит к выводу о том, что указанный выше период подлежит включению в специальный стаж с 01.11.2017 года. Указанный выше спорный период следует за обучением истца в СПТУ №3.
Таким образом, период обучения с 01.09.1972 по 26.05.1976 в СПТУ №3 по специальности машинист горных выемочных машин с учетом указанных выше норм Положения о порядке назначения и выплаты пенсий, утвержденного Постановлением Совета Министров СССР от 3 августа 1972 г. N 590 и с учетом включения в специальный стаж истца периода работы проходчиком подземного участка на шахте «Воргашорская», также может быть включен в специальный стаж с 01.11.2017 года.
Следовательно, стаж истца по Списку №1 на 01.01.2002 г. с учетом спорных периодов в календарном исчислении составит более 21 лет, а с 01.11.2017 г. более 24 лет. При этом общий трудовой стаж истца в льготном исчислении составляет более 20 лет.
Из материалов пенсионного дела следует, что ответчик с 01.01.2010 выплачивал истцу пенсию в повышенном размере с учетом конвертации пенсионных прав в РПК по специальному стажу и с валоризацией по общему трудовому стажу, а с 01.08.2010 с учетом НПК равному 235347,96, соответствующему стажевому коэффициенту 0,73. Размер пенсии приведен в соответствие с 01.12.2011 года.
При таких обстоятельствах, суд считает подлежащими удовлетворению исковые требования истца о возложении обязанности на ответчика произвести перерасчет пенсии с 01 января 2002 года по 31 декабря 2009 года и с 01 декабря 2011 года по 31 октября 2017 года с учетом стажевого коэффициента 0,66, рассчитанного исходя из специального стажа, а с 01 ноября 2017 года с учетом стажевого коэффициента 0,69, рассчитанного из специального стажа с учетом спорных периодов.
Федеральным законом от 24.07.2009 N 213-ФЗ в закон 173-ФЗ от 17.12.2001г. «О трудовых пенсиях в РФ» с 01.01.2010г. были введены ст.ст. 30.1, 30.2 и 30.3. Анализ статей 30.1, 30.2, 30.3 Федерального закона от 17 декабря 2001 года № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ» позволяет суду сделать вывод о том, что сумма валоризации величины расчетного пенсионного капитала может быть определена как из общего трудового, так и из специального стажа пенсионера.
При добытых в судебном заседании доказательствах суд возлагает на ответчика обязанность произвести перерасчет пенсии истцу с 01 января 2002 года по 31 декабря 2009 года и с 01 декабря 2011 года по 31 октября 2017 года с учетом стажевого коэффициента 0,66, по специальному стажу, а с 01 ноября 2017 года с учетом стажевого коэффициента 0,69 по специальному стажу с учетом спорных периодов.
Истец в исковом заявлении просит выплатить недоплату пенсии в связи с перерасчетом пенсии с индексацией на индексы роста потребительских цен по Республике Коми. Действующим пенсионным законодательством и законодательством Республики Коми не предусмотрены специальные нормы позволяющие производить индексацию недоплаты пенсии в связи с перерасчетом на индексы роста потребительских цен по Республике Коми.
В соответствии со статьей 15 Гражданского кодекса (далее ГК РФ) лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков, если законом или договором не предусмотрено возмещение убытков в меньшем размере.
Вместе с тем правоотношения, связанные с пенсионным обеспечением регулируются специальными нормативными правовыми актами, в том числе Федеральным законом от 17 декабря 2001 г. № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» (далее — Закон № 173-ФЗ) и Федеральным законом от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» (далее — Закон № 400-ФЗ). Согласно пункту 6 статьи 17 Закона № 173-ФЗ размер страховой части пенсии (включая фиксированный базовый размер страховой части трудовой пенсии), частью 6 статьи 16 и части 10 статьи 18 Закона № 400-ФЗ индексируется (повышается, корректируется) с учетом темпов роста инфляции в пределах средств, предусмотренных на эти цели в федеральном бюджете и бюджете Пенсионного фонда Российской Федерации на соответствующий финансовый год. Право определять коэффициент индексации, а также ее периодичность предоставлено Правительству Российской Федерации.
В силу пункта 6 статьи 17 Закона № 173-ФЗ размер страховой части трудовой пенсии (включая фиксированный базовый размер страховой части трудовой пенсии) индексировались в следующем порядке: при росте цен за каждый календарный квартал не менее чем на 6 процентов -один раз в три месяца с 1-го числа месяца, следующего за первым месяцем очередного квартала, то есть с 1 февраля, 1 мая, 1 августа и 1 ноября; при меньшем уровне роста цен, но не менее чем на 6 процентов за каждое полугодие - один раз в шесть месяцев, то есть с 1 августа и 1 февраля, если в течение соответствующего полугодия не производилась индексация в соответствии с подпунктом 1 настоящего пункта; в случае роста цен за соответствующее полугодие менее чем на 6 процентов -один раз в год с 1 февраля, если в течение года не производилась индексация в соответствии с подпунктами 1 и 2 настоящего пункта; коэффициент индексации размера страховой части трудовой пенсии по старости и размеров трудовой пенсии по инвалидности и трудовой пенсии по случаю потери кормильца определяется Правительством Российской Федерации исходя из уровня роста цен за соответствующий период; в случае, если годовой индекс роста среднемесячной заработной платы в Российской Федерации превысит суммарный коэффициент произведенной индексации размера страховой части трудовой пенсии по старости и размеров трудовой пенсии по инвалидности и трудовой пенсии по случаю потери кормильца за этот же год (подпункты 1 - 3 настоящего пункта), с 1 апреля следующего года производится дополнительное увеличение размера страховой части трудовой пенсии на разницу между годовым индексом роста среднемесячной заработной платы в Российской Федерации и указанным коэффициентом. При этом дополнительное увеличение размера страховой части трудовой пенсии (с учетом ранее произведенной индексации) не может превышать индекс роста доходов бюджета Пенсионного фонда Российской Федерации в расчете на одного пенсионера, направляемых на выплату страховой части трудовых пенсий.
Согласно части 6 и часть 7 Статья 16 Закона № 400-ФЗ размер фиксированной выплаты к страховой пенсии подлежит ежегодной индексации с 1 февраля на индекс роста потребительских цен за прошедший год. Ежегодно с 1 апреля Правительство Российской Федерации вправе принять решение о дополнительном увеличении размера фиксированной выплаты к страховой пенсии с учетом роста доходов Пенсионного фонда Российской Федерации. Коэффициент индексации (дополнительного увеличения) размера фиксированной выплаты к страховой пенсии определяется Правительством Российской Федерации.
Согласно части 10 статьи 18 Закона № 400-ФЗ размер страховой пенсии ежегодно корректируется в следующем порядке: 1) с 1 февраля в связи с установлением стоимости пенсионного коэффициента на указанную дату исходя из роста потребительских цен за прошедший год; 2) c 1 апреля в связи с установлением стоимости пенсионного коэффициента на указанную дату. В случае, если установленная в соответствии с пунктом 2 части 20 статьи 15 настоящего Федерального закона стоимость пенсионного коэффициента превысит размер стоимости пенсионного коэффициента, установленной в соответствии с пунктом 1 части 20 статьи 15 настоящего Федерального закона, с 1 апреля производится дополнительное увеличение размера страховой пенсии на указанную разницу. Указанная правовая позиция согласуется с определением Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации от 7 декабря 2015 г. № 77-КГ15-10.
Прожиточный минимум - стоимостная оценка потребительской корзины, а также обязательные платежи и сборы (ст. 1 Федерального закона от 24 октября 1997 г. № 134-ФЗ "О прожиточном минимуме в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон "О прожиточном минимуме в Российской Федерации"). На основании п. 1 ст. 4 Федерального закона "О прожиточном минимуме в Российской Федерации" величина прожиточного минимума на душу населения и по основным социально-демографическим группам населения в целом по Российской Федерации и в субъектах Российской Федерации (за исключением случаев, предусмотренных пунктами 3 и 4 данной статьи) определяется ежеквартально на основании потребительской корзины и данных федерального органа исполнительной власти по статистике об уровне потребительских цен на продукты питания и индексах потребительских цен на продукты питания, непродовольственные товары и услуги и расходов по обязательным платежам и сборам.
Основные социально-демографические группы населения - трудоспособное население, пенсионеры, дети (ст. 1 Федерального закона "О прожиточном минимуме в Российской Федерации"). В соответствии с Федеральным законом "О прожиточном минимуме в Российской Федерации" постановлением Правительства Российской Федерации от 29 января 2013 г. № 56 утверждены Правила исчисления величины прожиточного минимума на душу населения и по основным социально-демографическим группам населения в целом по Российской Федерации. Пунктом 2 ст. 4 Федерального закона "О прожиточном минимуме в Российской Федерации" определено, что величина прожиточного минимума на душу населения и по основным социально-демографическим группам населения в целом по Российской Федерации (за исключением случаев, предусмотренных п. 3 этой статьи) устанавливается Правительством Российской Федерации, в субъектах Российской Федерации (за исключением случаев, предусмотренных п. 4 этой статьи) - в порядке, установленном законами субъектов Российской Федерации. Во исполнение данной нормы Правительство Российской Федерации ежегодно устанавливает величину прожиточного минимума пенсионера в Российской Федерации. С учетом темпов роста прожиточного минимума пенсионера в Российской Федерации за прошедший год Правительство Российской Федерации, реализуя в соответствии со статьей 17 Закона № 173-ФЗ, статьей 16 и статьей 18 Закона № 400-ФЗ предоставленное ему полномочие, ежегодно утверждает постановлениями коэффициент индексации страховых пенсий и поручает Пенсионному фонду Российской Федерации проинформировать свои территориальные органы о размере коэффициента для увеличения соответствующих пенсий.
Из приведенных нормативных положений следует, что законом установлен механизм индексации страховых пенсий, то есть их увеличение в связи с ростом стоимости потребительской корзины, а также обязательных платежей и сборов. Посредством индексации страховых пенсий обеспечивается жизнедеятельность пенсионера, поддерживается покупательная способность его доходов, а также возможность нести расходы по обязательным платежам и сборам, оплачивать услуги. Коэффициент индексации страховых пенсий устанавливается исходя из удорожания стоимости потребительской корзины, при определении которой уполномоченным органом учитываются инфляционные процессы.
УПФР в г. Воркуте Республики Коми и Головко И.М. не являются субъектами гражданских правоотношений. Пенсионный орган в спорных правоотношениях является лицом, уполномоченным законом на осуществление из средств федерального бюджета пенсионного обеспечения в целях, как указано в статье 2 Закона № 173-ФЗ и статье 3 Закона № 400-ФЗ, компенсации застрахованным лицам заработной платы и иных выплат и вознаграждений, утраченных ими в связи с наступлением нетрудоспособности. Таким образом, спорные отношения являются по своему содержанию пенсионными и регулируются специальными нормативными правовыми актами в сфере пенсионного обеспечения, в том числе Федеральными законами «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» и «О страховых пенсиях», следовательно, к требованиям истца о возмещении убытков не могут быть применены положения ст. 15 ГК РФ.
Поскольку действующим пенсионным законодательством и законодательством Республики Коми не предусмотрены специальные нормы позволяющие производить индексацию недоплаты пенсии на индексы роста потребительских цен по Республике Коми, пенсионное законодательство включает в себя иной механизм индексации пенсии, который ответчиком не нарушен, суд приходит к выводу о том, что в удовлетворении исковых требований об индексации недоплаты пенсии на индексы роста потребительских цен по Республике Коми следует отказать.
За составление искового заявления истцом оплачено в ООО «Май» 28.07.2017 года 14 000 рублей, которые он просит взыскать с ответчика. Договор возмездного оказания услуг, заключенный между истцом и ООО «Май» подтверждает оказание юридических услуг истцу, связанных с рассмотрением гражданского дела. В соответствии со статьями 98, 100 ГПК РФ, принимая во внимание степень сложности дела, социальной значимости данной категории дела, ходатайство ответчика об уменьшении судебных расходов, с учетом разумности и справедливости, суд уменьшает расходы на представителя до 7000 рублей.
В соответствии со статьёй 103 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, с ответчика подлежит взысканию государственная пошлина в размере 300 рублей.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
Возложить обязанность на Государственное Учреждение - Управление Пенсионного фонда РФ в г. Воркуте Республики Коми зачесть Головко Игорю Марьяновичу в стаж на соответствующих видах работ по Списку № 1 с 01 января 2002 года периоды службы в Вооруженных Силах СССР с 06.11.1976 года по 04.11.1978 года, периоды обучения в ТУ №2 г.Воркуты с 06.09.1979 по 16.03.1980 гг., период подготовки к профессиональной деятельности с 19.10.1987 по 30.10.1987; с 01 ноября 2017 года периоды обучения в СПТУ №3 г.Воркуты с 01.09.1972 по 26.05.1976 гг., период работы в качестве проходчика подземного участка на шахте «Воргашорская» с 08.06.1976 по 15.07.1976 гг.; установить стажевый коэффициент 0,66 по специальному стажу с 01 января 2002 года по 31 декабря 2009 года и с 01 декабря 2011 года по 31 октября 2017 года; установить стажевый коэффициент 0,69 по специальному стажу с 01 ноября 2017 года бессрочно и выплатить в его пользу недоплату пенсии за период с 01 января 2002 года по 30 ноября 2017 года с учетом индексации, предусмотренной Федеральным законом от 17 декабря 2001 года № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ» и Федеральным законом от 28.12.2013 N 400-ФЗ "О страховых пенсиях".
Взыскать с Государственного Учреждения - Управления Пенсионного Фонда Российской Федерации в г.Воркуте Республики Коми в пользу Головко Игоря Марьяновича судебные расходы на представителя в сумме 7000 (семь тысяч) рублей.
Взыскать с Государственного Учреждения - Управления Пенсионного фонда РФ в г. Воркуте государственную пошлину в бюджет муниципального образования городского округа «Воркута» в размере 300 (триста) рублей.
В удовлетворении исковых требований Головко Игоря Марьяновича к Государственному Учреждению - Управление Пенсионного фонда РФ в г. Воркуте Республики Коми об индексации недоплаты пенсии на индексы роста потребительских цен по Республике Коми - отказать
Решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный суд Республики Коми через Воркутинский городской суд Республики Коми в течение месяца со дня принятия решения.
Председательствующий судья Е.А. Бунякина