г. Нязепетровск 25 декабря 2014 года
Нязепетровский районный суд Челябинской области в составе председательствующего Ерофеевой И.А.,
при секретаре Гузачёвой Н.В.,
с участием истицы Овчинниковой Н.Н., представителя ответчика Борониной Л.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Овчинниковой Н.Н. к Государственному Учреждению Управление Пенсионного Фонда Российской Федерации в Нязепетровском районе Челябинской области об обжаловании решения комиссии, включении периодов в педагогический стаж, признании права на досрочную трудовую пенсию,
УСТАНОВИЛ:
Овчинникова Н.Н. обратилась в суд с иском к Государственному Учреждению Управление Пенсионного Фонда Российской Федерации в Нязепетровском районе об обжаловании решения комиссии, включении периодов в педагогический стаж, признании права на досрочную трудовую пенсию.
В обоснование иска Овчинникова Н.Н. указывает, что с ДД.ММ.ГГГГ по настоящее время осуществляет педагогическую деятельность, последнее время работает в Муниципальном бюджетном общеобразовательном учреждении для детей- сирот и детей, оставшихся без попечения родителей «Детский дом» г. Нязепетровска в должности воспитателя. ДД.ММ.ГГГГ обратилась к ответчику с заявлением о назначении досрочной трудовой пенсии в соответствии с п.п. 19 п. 1 ст. 27 ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ» от 17 декабря 2001 года, № 173-ФЗ. Решением ответчика в назначении досрочной трудовой пенсии отказано по мотивам отсутствия необходимого педагогического стажа работы 25 лет. В специальный педагогический стаж ответчиком не засчитаны периоды: с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ и с 1 января по ДД.ММ.ГГГГ - курсы повышения квалификации; с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с 8 октября по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ- учебные отпуска. За исключением данных периодов продолжительность имеющегося стажа педагогической работы составляет 24 года 4 месяца 14 дней. С решением ответчика об отказе в назначении досрочной трудовой пенсии не согласна, полагает, что спорные периоды должны быть включены в стаж педагогической деятельности, решение ГУ Управления Пенсионного Фонда РФ нарушает её право на досрочное назначение пенсии за выслугу лет.
В судебном заседании истица Овчинникова Н.Н. поддержала заявленные исковые требования, пояснила, что период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ как курсы повышения квалификации работодателем был отражен в уточняющей справке неверно, на самом деле это период работы, засчитан ГУ Управлением Пенсионного Фонда РФ в специальный стаж педагогической деятельности. При обращении к ответчику с заявлением о назначении досрочной трудовой деятельности в специальный стаж педагогической деятельности ответчиком засчитано 24 года 4 месяца 14 дней, тогда как периоды нахождения на курсах повышения квалификации и в учебных отпусках составляют 9 месяцев 08 дней, при условии включения данных периодов специальный стаж составит более 25 лет. Полагает, что курсы повышения квалификации и учебные отпуска необоснованно не засчитаны в специальный педагогический стаж, так как на курсы повышения квалификации была направлена по приказу руководителя, учебный отпуск предоставлялся в связи с обучением в период с 2006 года по 2011 год в ГОУ ВПО Челябинский государственный педагогический университет по специальности «специалист по социальной работе», в указанные периоды за ней сохранялось прежнее место работы, средний заработок, из которого производились отчисления в Пенсионный Фонд. Настаивает на удовлетворении заявленных требований.
Представитель ответчика ГУ Управление Пенсионного Фонда РФ в Нязепетровском районе Челябинской области Боронина Л.В. заявленные Овчинниковой Н.Н. требования не признала, суду показала, что период с 1 ноября по ДД.ММ.ГГГГ на основании справки работодателя в настоящее время засчитан Овчинниковой Н.Н. в специальный стаж педагогической деятельности, поскольку в первоначально представленной справке был указан как курсы повышения квалификации неверно. Полагает, что решение об отказе в назначении Овчинниковой Н.Н. досрочной трудовой пенсии в связи с педагогической деятельностью вынесено комиссией по рассмотрению вопросов реализации пенсионных прав граждан обоснованно, поскольку на момент обращения, ДД.ММ.ГГГГ, необходимого педагогического стажа у Овчинниковой Н.Н. не имелось, спорные периоды- нахождения на курсах повышения квалификации и учебные отпуска не могут быть засчитаны в специальный стаж педагогической деятельности, поскольку Правилами исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», утверждённых Постановлением Правительства РФ от 11 июля 2002 года, № 516, данные периоды для включения в стаж педагогической деятельности не предусмотрены.
Заслушав истицу Овчинникову Н.Н., представителя ответчика Боронину Л.В., исследовав материалы дела, суд приходит к выводу о том, что исковые требования заявлены Овчинниковой Н.Н. обоснованно, подлежат удовлетворению.
В силу норм ст. ст. 39, 55 Конституции РФ гарантируется социальное обеспечение граждан, права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в которой необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.
Федеральный закон от 17 декабря 1991 года «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», устанавливая основания возникновения и порядок реализации права граждан Российской Федерации на трудовые пенсии, предусматривает право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости для лиц, которые длительное время были заняты на работах с вредными, тяжелыми условиями труда, а также иной профессиональной деятельностью, в процессе которой организм человека подвергается неблагоприятному воздействию различного рода факторов, обусловленных спецификой и характером труда.
Согласно пп. 19 п. 1 ст. 27 Закона РФ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» от 17. 12. 2001 года, № 173- ФЗ досрочная трудовая пенсия по старости назначается независимо от возраста лицам, не менее 25 лет осуществляющим педагогическую деятельность в государственных и муниципальных учреждениях для детей.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 года, № 781 утверждён Список должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, в соответствии с подпунктом 19 пункта 1 статьи 27 Федерального Закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», предусмотрена работа в государственных и муниципальных учреждениях для детей. Пунктом 1 раздела «Наименование учреждений» предусмотрены общеобразовательные учреждения «средняя общеобразовательная школа».
Пунктом 5 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» (с изменениями от 2 мая 2006 года, 18 июня 2007 года), утверждённых Постановлением Правительства РФ от 11 июля 2002 года, № 516, предусмотрено, что в стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, кроме периодов работы включаются также периоды получения пособия по государственному социальному страхованию в период временной нетрудоспособности, а также периоды ежегодных основного и дополнительных оплачиваемых отпусков.
В соответствии со ст. 173 Трудового Кодекса Российской Федерации работникам, направленным на обучение работодателем или поступившим самостоятельно в имеющие государственную аккредитацию образовательные учреждения высшего профессионального образования независимо от их организационно- правовых форм по заочной и очно- заочной (вечерней) формам обучения, успешно обучающихся в этих учреждениях, работодатель предоставляет дополнительные отпуска с сохранением среднего заработка. Причём данные дополнительные отпуска предоставляются работодателем ежегодно, пока работник обучается в высшем учебном заведении.
Согласно правовой позиции, изложенной в п. 23 Постановления Пленума Верховного суда Российской Федерации от 20. 12. 2005 года, № 25 «О некоторых вопросах, возникших у судов при рассмотрении дел, связанных с реализацией гражданами права на трудовые пенсии», если истец в установленном законом порядке обращался в пенсионный орган за назначением пенсии, однако в этом ему было необоснованно отказано, суд вправе обязать пенсионный орган назначить истцу пенсию со дня обращения с заявлением в пенсионный орган, либо с более раннего срока, если это установлено Федеральным Законом «О трудовых пенсиях в Российской Федерации».
Из пояснений истицы, материалов дела установлено, что Овчинникова Н.Н., являясь с ДД.ММ.ГГГГ по настоящее время педагогическим работником, ДД.ММ.ГГГГ обратилась в Государственное Учреждение Управление Пенсионного фонда РФ в Нязепетровском районе с заявлением о назначении досрочной трудовой пенсии за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью.
В назначении Овчинниковой Н.Н. досрочной трудовой пенсии за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью ответчиком было отказано по мотивам отсутствия на день сдачи документов 25 лет педагогического стажа, о чём свидетельствуют решение руководителя ГУ Управления Пенсионного Фонда РФ в Нязепетровском районе от ДД.ММ.ГГГГ, №, протокол заседания комиссии по рассмотрению вопросов реализации пенсионных прав граждан УПФР в Нязепетровском районе Челябинской области от ДД.ММ.ГГГГ, № (л.д. 8 -13).
При изучении документов Овчинниковой Н.Н. комиссией по рассмотрению вопросов реализации пенсионных прав граждан установлено, что её страховой стаж составляет 28 лет 3 месяца 27 дней, специальный педагогический стаж, учтённый на ДД.ММ.ГГГГ, составляет 24 года 4 месяца 14 дней: учтены периоды работы Овчинниковой Н.Н. в качестве воспитателя детского сада № с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ; с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ воспитателем детского сада № «Алёнушка»; в качестве воспитателя Муниципального дошкольного образовательного учреждения ясли- сад № «Алёнушка» с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ и с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ; в качестве воспитателя Муниципального образовательного учреждения для детей- сирот и детей, оставшихся без попечения родителей «Детский дом» с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 10).
В специальный стаж Овчинниковой Н.Н. не засчитаны периоды с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ и с 1 по ДД.ММ.ГГГГ - курсы повышения квалификации; учебные отпуска - с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с 8 октября по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 10- 11).
Из пояснений представителя ответчика Борониной Л.В., данных в судебном заседании, следует, что период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ засчитан ГУ Управлением Пенсионного Фонда РФ в Нязепетровском районе Челябинской области в специальный стаж педагогической деятельности истицы Овчинниковой Н.Н., поскольку был указан в справке работодателя как курсы повышения квалификации неверно, что не отрицает сама истица, поэтому рассматривать указанный период в качестве спорного у суда в настоящее время оснований не имеется.
Исходя из смысла положений ст. 187 ТК РФ при направлении работодателем работника для повышения квалификации с отрывом от работы за ним сохраняются место работы (должность) и средняя заработная плата по основному месту работы. За время нахождения истицы на курсах повышения квалификации работодателем производились соответствующие отчисления (страховые выплаты в Пенсионный Фонд).
При таких обстоятельствах суд полагает, что поскольку прохождение курсов повышения квалификации является обязанностью работника, за которым в этот период сохраняется место работы (должность) и средняя заработная плата, прохождение курсов повышения квалификации осуществлялось по направлению работодателя, непосредственно связано с трудовой деятельностью, повышением профессиональной квалификации, обеспечивает исполнение основной трудовой функции педагогического работника на более высоком уровне, поэтому указанный спорный период - ДД.ММ.ГГГГ- подлежит включению в стаж работы, дающий право на назначение досрочной трудовой пенсии по старости в связи с осуществлением педагогической деятельности.
Из представленных в материалы дела уточняющих справок Управления образования Администрации Нязепетровского муниципального района Челябинской области от ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, выписок из приказов о предоставлении дополнительных отпусков, копии диплома Челябинского государственного педагогического университета, выданного ДД.ММ.ГГГГ на имя «Овчинниковой Н.Н.» следует, что Овчинникова Н.Н. в 2006 году поступила на заочное обучение в Челябинский государственный педагогический университет, в период обучения работодателем ей предоставлялись дополнительные учебные отпуска с сохранением заработной платы для прохождения учебных сессий, на основании справок- вызовов учебного заведения (л.д. 14- 24, 29- 37). Следовательно, указанные периоды как дополнительные оплачиваемые отпуска, предусмотренные Трудовым Кодексом Российской Федерации, подлежат включению в специальный трудовой стаж.
Суд полагает, что иное толкование и применение трудового и пенсионного законодательства повлекло бы ограничение конституционного права на социальное обеспечение, которое не может быть оправдано указанными в части 3 ст. 55 Конституции Российской Федерации целями, ради достижения которых допускается ограничение федеральным законом прав и свобод человека и гражданина.
Стаж педагогической деятельности истицы Овчинниковой Н.Н., включая указанные спорные периоды: прохождение курсов повышения квалификации (19 дней), учебные отпуска (7 месяцев 19 дней) и учтенный ответчиком по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ (24 года 6 месяцев 14 дней), с учетом того, что Овчинникова Н.Н. продолжает работать воспитателем в Муниципальном бюджетном образовательном учреждении для детей- сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, составляет более 25 лет, что даёт ей право на назначение пенсии за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью с ДД.ММ.ГГГГ.
Таким образом, в назначении Овчинниковой Н.Н. досрочной трудовой пенсии за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью при обращении ДД.ММ.ГГГГ Государственным Учреждением Управлением Пенсионного Фонда РФ в Нязепетровском районе было отказано необоснованно.
При указанных обстоятельствах, принимая во внимание социальную значимость пенсионного обеспечения, и учитывая, что Конституция РФ возлагает на государство обязанность создавать все необходимые условия для беспрепятственного осуществления права граждан на социальное обеспечение, исковые требования Овчинниковой Н.Н. подлежат удовлетворению- следует обязать Государственное Учреждение Управление пенсионного Фонда РФ в Нязепетровском районе Челябинской области включить спорные периоды - прохождение курсов повышения квалификации и учебные отпуска в специальный педагогический стаж и признать за ней право на досрочную трудовую пенсию с ДД.ММ.ГГГГ.
С ответчика - ГУ Управление Пенсионного Фонда РФ в Нязепетровском районе Челябинской области, согласно ст. 98 ГПК РФ подлежат взысканию в пользу истицы Овчинниковой Н.Н. судебные расходы в размере 1 700 рублей, из которых оплата государственной пошлины - 200 рублей, за оказание юридической помощи- 1 500 рублей.
На основании изложенного, руководствуясь пп. 19 п. 1 ст. 27 ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ», ст. ст. 12, 56 и 198 ГПК РФ,
Р Е Ш И Л :
░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░ ░░.░░.░░░░, № ░░░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░.░. ░░░░░░░ ░░░░░░ ░ 1 ░░ ░░.░░.░░░░ (░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░) ░ ░ ░░.░░.░░░░ ░░ ░░.░░.░░░░, ░ ░░.░░.░░░░ ░░ ░░.░░.░░░░, ░ 8 ░░░░░░░ ░░ ░░.░░.░░░░, ░ ░░.░░.░░░░ ░░ ░░.░░.░░░░, ░ ░░.░░.░░░░ ░░ ░░.░░.░░░░, ░ ░░.░░.░░░░ ░░ ░░.░░.░░░░, ░ ░░.░░.░░░░ ░░ ░░.░░.░░░░, ░ ░░.░░.░░░░ ░░ ░░.░░.░░░░, ░ ░░.░░.░░░░ ░░ ░░.░░.░░░░, ░ ░░.░░.░░░░ ░░ ░░.░░.░░░░, ░ ░░.░░.░░░░ ░░ ░░.░░.░░░░ ░ ░░░░ ░░░░░░, ░░░░░░ ░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░ ░.░. ░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░░░ ░░░ ░ ░░.░░.░░░░.
░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░.░. ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ 1 700 (░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░) ░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░.
░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░.░. ░░░░░░░░