Судья Николаева Л.А. Дело № 33а-397/16
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
г.Якутск 27 января 2016г.
Судебная коллегия по административным делам Верховного суда Республики Саха (Якутия) в составе: председательствующего Ноевой В.В.,
судей Оконешниковой М.М., Ивановой М.Н.,
при секретаре Кононове С.К., с участием административного истца Дьяковой Ю.В., ее представителя Чистоедова Д.В., представителя ответчика Мыреева Г.Г.,
рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по апелляционной жалобе административного ответчика на решение Якутского городского суда Республики Саха (Якутия) от 23 ноября 2015 года, которым по делу по административному иску Дьяковой Ю.В. к Министерству образования Республики Саха (Якутия) о признании незаконным действий государственного органа и обязании включить в Единый республиканский реестр детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей на получение жилого помещения,
постановлено:
Административное исковое заявление Дьяковой Ю.В. к Министерству образования Республики Саха (Якутия) о признании незаконным действий государственного органа и обязании включить в Единый республиканский реестр детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей на получение жилого помещения, удовлетворить.
Признать незаконным действие Министерства образования Республики Саха (Якутия) об отказе включить Дьякову Ю.В. в Единый республиканский реестр детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей на получение жилого помещения.
Обязать Министерство образования Республики Саха (Якутия) включить Дьякову Ю.В. в Единый республиканский реестр детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей на получение жилого помещения.
Заслушав доклад судьи Ивановой М.Н., пояснения участников процесса, изучив материалы дела, судебная коллегия
установила:
Дьякова Ю.В. обратилась в суд с административным исковым заявлением к Министерству образования Республики Саха (Якутия) о признании незаконным действий государственного органа и обязании включить в Единый республиканский реестр детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей на получение жилого помещения. В обоснование иска указано, что она является лицом, оставшимся без попечения родителей, в связи с лишением матери в 1993 году родительских прав, отца не имеет. 01.04.2015 заключением комиссии Окружной администрации города Якутска по решению жилищных вопросов детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. 23.07.2015 письмом министра образования РС (Я) на имя главы ОА г. Якутска ей отказано во включении в реестр нуждающихся в обеспечении жильем в г. Якутске по причине отсутствия судебного акта о лишении матери родительских прав и истечения срока давности действия уведомления об отсутствии в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним. Полагая данный отказ незаконным, просит возложить на ответчика обязанность по устранению нарушения ее прав.
Судом вынесено вышеуказанное решение. Административный ответчик в апелляционной жалобе просит отменить решение суда и принять новое об отказе в удовлетворении иска в связи неправильным применением судом норм материального права. Указывает, дополнительные гарантии для детей, оставшихся без попечения родителей, распространяются исключительно на лиц, не достигших возраста 23 лет, тогда как истцу на момент обращения с заявлением исполнилось .......... года, что судом не учтено.
Согласно ч. 1 ст. 308 Кодекса административного судопроизводства РФ (далее - КАС РФ), суд апелляционной инстанции рассматривает административное дело в полном объеме и не связан основаниями и доводами, изложенными в апелляционной жалобе и возражениях относительно жалобы.
Судебная коллегия, обсудив доводы апелляционной жалобы, исследовав материалы дела, приходит к следующему.
Удовлетворяя исковое заявление, суд первой инстанции исходил из того, что имеются достаточные данные для признания истца ребенком, оставшимся без попечения родителей, не имеющим жилого помещения, как следствие, имеющим право на включение в Единый республиканский реестр детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей на получение жилого помещения.
Судебная коллегия считает данный вывод суда неправильным.
В соответствии с пунктом 1 статьи 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 года № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» (в редакции, действовавшей до 1 января 2013 года) дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечивались органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм.
Аналогичная норма содержалась и в подпункте 2 пункта 2 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации.
Согласно ч.1 ст.109.1 ЖК РФ предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений осуществляется в соответствии с законодательством РФ и законодательством субъектов РФ.
Согласно ст.1 Закона Республики Саха (Якутия) от 15.12.2012 1154-З № 1201-IV «Об обеспечении жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» право на обеспечение жилыми помещениями специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений имеют дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей:
1) не являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семей нанимателей жилых помещений по договорам социального найма либо собственниками жилых помещений;
2) являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семей нанимателей жилых помещений по договорам социального найма либо собственниками жилых помещений, проживание в которых признается невозможным в соответствии с порядком, утверждаемым Правительством Республики Саха (Якутия);
3) признанные нуждающимися в жилых помещениях до вступления в силу настоящего Закона и не реализовавшие принадлежащее им право на обеспечение жилыми помещениями;
4) достигшие возраста 23 лет до фактического обеспечения их жилыми помещениями.
Для реализации права на предоставление жилого помещения в рамках действия указанного Закона должно быть установлено, что истец относится к категории детей-сирот или детей, оставшихся без попечения родителей, либо лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не достиг возраста 23 лет, поскольку дополнительные гарантии, установленные Федеральным законом от 21 декабря 1996 года № 159-ФЗ, в том числе и на обеспечение жилой площадью, распространяются исключительно на лиц, не достигших возраста 23 лет, не имеет закрепленного за ним жилого помещения, и состоит на учете нуждающихся в жилом помещении.
Следовательно, до достижения возраста 23 лет дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, и лица из их числа, в целях реализации своего права на обеспечение вне очереди жилым помещением должны были встать на учет нуждающихся в получении жилых помещений. По достижении возраста 23 лет указанные граждане уже не могут рассматриваться в качестве лиц, имеющих право на предусмотренные Федеральным законом от 21 декабря 1996 года № 159-ФЗ меры социальной поддержки, так как они утрачивают одно из установленных законодателем условий получения такой социальной поддержки.
Из материалов дела следует, что предположительно в 1994 году мать истца С. была лишена родительских прав в отношении дочери Дьяковой Ю.В., _______ года рождения , которая воспитывалась в .......... детском доме.
В апреле 2015 года заключением комиссии Окружной администрации города Якутска по решению жилищных вопросов детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей принято решение о включении Дьяковой Ю.В. в Единый республиканский реестр, состоящих на учете в качестве нуждающихся в обеспечении жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из их числа, получателей государственной и муниципальной поддержки на приобретение жилых помещений по Республике Саха (Якутия).
Данное решение было направлено в Министерство образования Республики Саха (Якутия). 23.07.2015 административным ответчиком отказано во включении Дьяковой Ю.В. в Единый республиканский реестр детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из их числа и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями в Республике Саха (Якутия), в связи с отсутствием решения суда о лишении родительских прав матери С. и сроком давности получения уведомления об отсутствии в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним запрашиваемых сведений от 03.12.2015 г. с исх. № ....
Согласно материалам делам и пояснения участникам процесса, данным в ходе рассмотрения дела в суде апелляционной инстанции, на момент обращения в ОА г. Якутска с заявлением о постановке на учет, Дьякова Ю.В. достигла ..........-летнего возраста, на учете нуждающихся в жилом помещении ранее не состояла.
Данное обстоятельство указывает на отсутствие оснований для предоставлении мер социальной поддержки в виде предоставления жилого помещения независимо от причин отказа, изложенных в письме Министерства образования РС (Я) от 23.07.2015.
Доказательств о наличии уважительных причин, в силу которых Дьякова Ю.В. не была поставлена на учет нуждающихся в жилом помещении до достижения ею 23 возраста, материалы дела не содержат.
Утверждение о том, что истица ранее обращалась в уполномоченные органы, а представленные ею документы были утеряны, объективными данными не подтверждаются.
Следовательно, не встав на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий, истец по достижении 23 лет утратил право на жилищное обеспечение в соответствии с ранее действовавшим законодательством и оснований для применения пункта 9 статьи 8 Федерального закона «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» не имеется.
Однако, указанные обстоятельства не были приняты во внимание судом при вынесении решения, что повлекло неправильное применение норм материального права.
Учитывая отсутствие доказательств обращения истца с заявлением о постановке на учет для обеспечения жилым помещением до достижения 23 лет, выводы суда первой инстанции об удовлетворении исковых требований являются ошибочными.
С учетом изложенного, решение суда подлежит отмене в соответствии с положениями п. 1, 4 ч. 2 ст. 310 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
По делу надлежит принять новое решение об отказе в удовлетворении административного иска Дьяковой Ю.В. по основаниям, изложенным выше.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 308, 309, 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░ (░░░░░░) ░░ 23 ░░░░░░ 2015 ░░░░ ░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░, ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░ ░.░. ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░ (░░░░░░) ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░-░░░░░ ░ ░░░░░, ░░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░.
░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░: ░░░░░ ░.░.
░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░.░.
░░░░░░░ ░.░.