Дело № 2А-1250/2019
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
29 января 2018 года г. Одинцово
Одинцовский городской суд Московской области в составе:
председательствующего судьи Мироновой Т.В.
при секретаре Николаевой К.А.
рассмотрев в открытом судебном заседании дело по административному иску Полищук Олега Марковича к Главному управлению МВД России по АДРЕС о признании незаконным решения об отказе в предоставлении временного убежища на территории Российской Федерации,
У С Т А Н О В И Л:
Полищук О.М. обратился в суд с административным исковым заявлением к Главному управлению МВД России по Московской области о признании незаконным решения № от 21.12.2018г. по итогам рассмотрения его заявления о предоставлении временного убежища на территории Российской Федерации.
В обоснование заявленных требований Полищук О.М. указал, что он родился в АДРЕС, в детстве являлся гражданином АДРЕС. В 1991 году совместно с родителями выехали на постоянное место жительства в АДРЕС. В 1997 году приобрел гражданство АДРЕС, обучался в АДРЕС. Состоит в браке с гражданкой РФ П,Т,А, в котором родились дети: П,Д,О 1 (ДД.ММ.ГГГГ.) и П,Д,О, 2 (ДД.ММ.ГГГГ.). Оба ребенка родились на территории РФ и имеют гражданство РФ. С 2011 г. он постоянно проживал на территории РФ на основании разрешения на временное проживание, а затем вида на жительство, действовавшего до 21 февраля 2018 г. В 2017 г. он совместно с супругой приобрел в ипотеку квартиру, расположенную по адресу: АДРЕС родственные связи обучается в № классе Одинцовского лицея № им. Наименование, родственные связи посещает среднюю группу № МАДОУ центр развития ребенка – детский сад №. В 2017 году он был привлечен к уголовной ответственности на территории РФ, освобожден 31 августа 2018 года, в связи с чем, не успел подать документы на приобретение гражданства РФ. Его супруга и дети проживают на территории РФ, не владеют английским языком. У нет возможности проживать в другой стране, а в случае выезда он окажется в изоляции от членов своей семьи. родственные связи в выдаче визы в посольстве АДРЕС в г. Москве отказали по неизвестным причинам.
03 октября 2018 г. он обратился в УВМ ГУ МВД России по Московской области с заявлением о предоставлении временного убежища на территории РФ, однако получил отказ, в связи с чем, вынужден обратиться с административным иском в суд.
Административный истец, его представитель в судебное заседание явились, на удовлетворении иска настаивали по доводам, изложенным в иске.
Представитель административного ответчика в судебное заседание не явился, представил в суд ходатайство о рассмотрении дела в его отсутствие ввиду невозможности участия, а также возражения на административное исковое заявление, в связи с чем, дело рассмотрено в его отсутствие.
Выслушав пояснения административного истца, его представителя, изучив возражения ответчика, материалы дела, суд приходит к следующему.
В соответствии с ч. 1 ст. 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
Так, по смыслу части 1 статьи 218, части 2 статьи 227 КАС РФ необходимым условием для удовлетворения административного иска, рассматриваемого в порядке главы 22 КАС РФ, является наличие обстоятельств, свидетельствующих о несоответствии обжалуемого решения, действий (бездействия) административного ответчика требованиям действующего законодательства и нарушение прав административного истца в результате принятия такого решения, совершения действий (бездействия). При этом на административного истца процессуальным законом возложена обязанность по доказыванию обстоятельств, свидетельствующих о нарушении его прав, а также соблюдению срока обращения в суд за защитой нарушенного права. Административный ответчик обязан доказать, что принятое им решение, действия (бездействие) соответствуют закону.
Вопросы предоставления лицам временного убежища регламентированы нормами Федерального закона от 19.02.1993 N 4528-1 "О беженцах".
Федеральный закон от 19.02.1993 N 4528-1 "О беженцах", устанавливая, среди прочего, правовые гарантии защиты прав и законных интересов беженцев в соответствии с Конституцией Российской Федерации, общепризнанными принципами и нормами международного права и международными договорами Российской Федерации (преамбула), рассматривает беженца как лицо, которое не является гражданином Российской Федерации и которое в силу вполне обоснованных опасений стать жертвой преследований по признаку расы, вероисповедания, гражданства, национальности, принадлежности к определенной социальной группе или политических убеждений находится вне страны своей гражданской принадлежности и не может пользоваться защитой этой страны или не желает пользоваться такой защитой, вследствие таких опасений; или, не имея определенного гражданства и находясь вне страны своего прежнего обычного местожительства в результате подобных событий, не может или не желает вернуться в нее вследствие таких опасений (подпункт 1 пункта 1 статьи 1).
Данный Федеральный закон, помимо предоставления иностранному гражданину или лицу без гражданства статуса беженца (статья 3), предусматривает также возможность предоставления данным лицам временного убежища (статья 12).
Согласно п. 1 ст. 12 указанного Федерального закона предоставление иностранному гражданину или лицу без гражданства временного убежища осуществляется в порядке, определяемом Правительством РФ.
Решение о предоставлении временного убежища принимается территориальным органом федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на осуществление функций по контролю и надзору в сфере миграции, по месту подачи иностранным гражданином или лицом без гражданства заявления с просьбой о предоставлении возможности временно пребывать на территории Российской Федерации.
Согласно п. 2 ст. 12 указанного Федерального закона временное убежище может быть предоставлено иностранному гражданину или лицу без гражданства, если они имеют основания для признания беженцем, но ограничиваются заявлением в письменной форме с просьбой о предоставлении возможности временно пребывать на территории РФ, либо не имеют оснований для признания беженцем по обстоятельствам, предусмотренным настоящим Федеральным законом, но из гуманных побуждений не могут быть выдворены (депортированы) за пределы территории РФ.
Причинами, по которым может предоставляться временное убежище из гуманных побуждений, являются: тяжелое состояние здоровья лица, подлежащего выдворению, если в государстве его гражданской принадлежности (прежнего обычного места жительства), куда лицо должно быть выдворено, ему не может быть оказана необходимая медицинская помощь, вследствие чего его жизнь окажется в опасности; реальная угроза для жизни или свободы лица вследствие голода, эпидемии, чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера либо внутреннего или международного конфликта, охватывающего всю территорию государства его гражданской принадлежности (прежнего обычного места жительства), куда это лицо должно быть выдворено; реальная угроза для лица в случае его возвращения на территорию государства гражданской принадлежности стать жертвой пыток и других жестоких, бесчеловечных или унижающих достоинство видов обращения и наказания.
Порядок предоставления временного убежища определен Постановлением Правительства РФ от 09.04.2001 N 274 «О предоставлении временного убежища на территории Российской Федерации».
В соответствии с пунктом 7 Положения порядка предоставления временного убежища на территории Российской Федерации, решение о предоставлении временного убежища принимается при наличии оснований для признания лица беженцем по результатам проверки сведений об этом лице и прибывших с ним членов его семьи, в том числе обстоятельств прибытия на территорию Российской Федерации либо существования гуманных причин, требующих временного пребывания данного лица на территории Российской Федерации (например, состояние здоровья), до устранения таких причин или изменения правового положения лица.
Из анализа указанных норм права следует, что при отсутствии гуманных причин или оснований для придания статуса беженца иностранному гражданину временное убежище не предоставляется.
Кроме того, по своей правовой природе временное убежище, предоставляемое в соответствии с подпунктом 2 пункта 2 статьи 12 Федерального закона "О беженцах", является мерой дополнительной защиты, препятствующей выдворению (депортации) лиц, не имеющих законных оснований для пребывания на территории Российской Федерации, однако в силу сложной жизненной ситуации временного характера вынужденных находиться на территории Российской Федерации. Данный институт носит экстраординарный характер и действует наряду с общими основаниями легализации пребывания (проживания) иностранных граждан и лиц без гражданства на территории Российской Федерации.
Временное убежище не может рассматриваться как альтернатива общему порядку получения разрешения на пребывание (проживание) на территории Российской Федерации при наличии у лица оснований для легализации своего правового положения на территории Российской Федерации в обычном порядке. Иное привело бы к возможности злоупотребления правом со стороны лиц, не являющихся гражданами Российской Федерации, и к нарушению конституционного принципа равенства, который, как неоднократно отмечал Конституционный Суд Российской Федерации, гарантирует одинаковые права и обязанности для субъектов, относящихся к одной категории (Постановление от 27 апреля 2001 года N 7-П).
Таким образом, предоставление иностранному гражданину и лицу без гражданства временного убежища на территории Российской Федерации возможно только при исчерпании предусмотренных законодательством механизмов получения разрешения на пребывание (проживание) на территории Российской Федерации.
Судом установлено, что Полищук Олег Маркович, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, является гражданином АДРЕС Родился в АДРЕС, родной язык – язык, в совершенстве владеет язык языком. Женат на гражданке РФ П,Т,А,, ДД.ММ.ГГГГ г.р. (свидетельство о заключении брака выдано Дворцом Бракосочетания № УЗАГС АДРЕС 25.09.2013 г.) В совместном браке имеют несовершеннолетних детей: родственные связи П,Д,О 1, ДД.ММ.ГГГГ г.р., П,Д,О, 2, ДД.ММ.ГГГГ г.р. Дети являются гражданами РФ.
Полищук О.М. неоднократно посещал территорию Российской Федерации, последний раз прибыл на территорию Российской Федерации 22.01.2015 г. При пересечении Государственной границы предъявил паспорт гражданина АДРЕС 22.02.2008 г. Въездная виза не требовалась, так как на момент въезда имел вид на жительство в Российской Федерации.
До прибытия на территорию Российской Федерации Полищук О.М. постоянно проживал на территории АДРЕС
В настоящее время Полищук О.М. пребывает на территории Московской области, состоит на миграционном учете по адресу: АДРЕС. Данная квартира была приобретена его родственные связи П,Т,А, по кредитному договору № от 20.03.2017 г., истец является поручителем по данному кредитному договору. Документов, разрешающих осуществлять трудовую деятельность иностранным гражданам на территории Российской Федерации не имеет.
03 октября 2018 г. Полищук О.М. обратился в УВМ ГУ МВД России по Московской области с заявлением о предоставлении временного убежища на территории Российской Федерации. От подачи ходатайства о признании его беженцем на территории Российской Федерации отказался, о чем написал соответствующее заявление.
При проведении анкетирования Полищук О.М. сообщил, что острых либо хронических заболеваний, препятствующих выезду с территории Российской Федерации (оказания неотложной медицинской помощи) не имеет. Был направлен на обязательное медицинское освидетельствование, по результатам которого заболеваний не выявлено.
Полищук О.М. указал, что реальной угрозы быть подвергнутому пыткам, жестокому обращению, насилию на территории АДРЕС для него нет. Ни полицией, ни военными властями какой-либо из стран не разыскивается. В инциденты с применением физического насилия вовлечен не был.
Согласно приговору Басманного районного суда г. Москвы от 19 апреля 2018 года Полищук О. признан виновным в совершении преступления, предусмотренного ч.3 ст.30, ч.4 ст159 УК РФ, приговорен к наказанию в виде 1 года лишения свободы с отбыванием наказания в исправительной колонии общего режима. Отбывал наказание на территории АДРЕС в период с 12.10.2017 г. по 31.08.2018 г. (справка об освобождении №).
В политических, религиозных либо общественных организациях истец не состоял. Считает Российскую Федерацию своей родиной, так как рожден в РСФСР. Также указал, что покинул государство гражданской принадлежности из-за жены и детей, которые являются гражданами Российской Федерации. Опасается покидать территорию Российской Федерации из-за того, что имеет судимость, и въезд на территорию Российской Федерации ему могут запретить, тем самым он не сможет находиться со своей семьей. Супруге Полищука О. в выдаче визы в Посольстве АДРЕС отказали по неизвестным причинам.
В период с 09.12.2011 г. по 18.10.2014 г. Полищук О.М. имел разрешение на временное проживание в Российской Федерации. В период с 05.03.2014 по 21.02.2018 г. имел вид на жительство в Российской Федерации. Документы на приобретение гражданства Российской Федерации не успел подать вовремя, так как отбывал наказание в период последнего года действия вида на жительство.
Со слов административного истца, на территории АДРЕС проживают его родители.
Результат проверки по учетам СПО «Мигрант-1» МВД России показал, что Полищук О.М. неоднократно привлекался к административной ответственности за совершение административного правонарушения по ст.12.16 КоАП РФ, с назначением наказания в виде штрафа. В контрольном списке лиц, въезд которым на территорию Российской Федерации не разрешен, не значится.
Решением от 21.12.2018 г. л/д №№ по итогам рассмотрения заявления о предоставлении временного убежища на территории Российской Федерации гражданину Соединенных АДРЕС Полищуку О.М. отказано в предоставлении временного убежища на территории Российской Федерации в связи с отсутствием оснований предусмотренных пп 2 п.2 ст.12 Федерального закона «О беженцах», п.7 Порядка предоставления временного убежища на территории Российской Федерации, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 09.04.2001 года №274.
Оценивая собранные по делу доказательства в их совокупности и установленные на их основе обстоятельства, суд не находит оснований для удовлетворения административного искового заявления и признания решения ГУ МВД России по АДРЕС незаконным. Административным истцом в настоящем деле не было приведено объективных доказательств и убедительных аргументов, подтверждающих его опасения стать жертвой или быть подвергнутым наказанию, преследованию, реальным угрозам безопасности либо негуманному обращению в случае возвращения в страну гражданской принадлежности, неспособности властей обеспечить безопасность своим гражданам.
Административный ответчик в полной мере рассмотрел все обстоятельства и правомерно сделал вывод об отсутствии правовых оснований для предоставления истцу временного убежища на территории Российской Федерации, поскольку данный институт не подменяет собой легализацию положения иностранных граждан в Российской Федерации, а заявленные основания иска не подтверждают наличие гуманных причин, дающих основания для предоставления временного убежища на территории Российской Федерации.
Само по себе наличие членов семьи, граждан Российской Федерации, не является обстоятельством временного характера и не может рассматриваться как единственное обстоятельство, требующее предоставление временного убежища на территории Российской Федерации.
Кроме того, суд учитывает, что в соответствии с Определением Конституционного Суда РФ от 30 сентября 2010 г. N 1317-О-П "По жалобе Закарии Мусы Ясира Мустафы, М. и ряда других иностранных граждан на нарушение их конституционных прав подпунктом 2 пункта 2 статьи 12 Федерального закона "О беженцах" отсутствие в указанном Федеральном законе, а также конкретизирующем его постановлении Правительства Российской Федерации исчерпывающего перечня обстоятельств, относящихся к гуманным побуждениям, достаточным для предоставления лицу временного убежища на территории Российской Федерации, не означает, однако, наличия у правоприменителя неограниченной свободы усмотрения при разрешении вопроса о предоставлении временного убежища, - принятие такого решения должно осуществляться с учетом правовой природы и предназначения института временного убежища, а также конституционного принципа признания прав и свобод человека высшей ценностью (статья 2 Конституции Российской Федерации).
Из поданного в суд заявления следует, что Полищук О.М. рассматривает режим временного убежища в качестве способа для легализации своего нахождения на территории Российской Федерации.
Подобное понимание административным истцом порядка и оснований предоставления иностранному гражданину временного убежища, противоречат понятию временного убежища, определенному подпунктом 3 пункта 1 статьи 1 Федерального закона от 19.02.1993 N 4528-1 «О беженцах».
Таким образом, исходя из вышеизложенного, руководствуясь ст. ст. 14, 175-177 КАС РФ суд
Р Е Ш И Л :
В удовлетворении административного искового заявления Полищук Олега Марковича к Главному управлению МВД России по Московской области о признании незаконным решения об отказе в предоставлении временного убежища на территории Российской Федерации – отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Московский областной суд через Одинцовский городской суд в течение месяца со дня постановления решения в окончательной форме.
Судья Миронова Т.В.