Решение по делу № 2-132/2015 от 23.03.2015

Дело № 2-132/2015

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

с. Целинное 06 мая 2015 года

Целинный районный суд Курганской области в составе председательствующего судьи Тельманова А.С.,

при секретаре Жаркиной Н.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Целинного района Курганской области в интересах Шушакова И.В. к Правительству Курганской области, Администрации Целинного района Курганской области о предоставлении жилого помещения,

У С Т А Н О В И Л:

Прокурор Целинного района Курганской области обратился в суд с исковым заявлением в интересах Шушакова И.В. к Правительству Курганской области, Администрации Целинного района о предоставлении благоустроенного жилого помещения по договору найма специализированных жилых помещений, на территории Целинного района Курганской области, соответствующего социальным и санитарно-техническим нормам, площадью не менее 18 кв.м. В исковых требованиях к Правительству Курганской области просил возложить обязанность профинансировать указанные мероприятия. В обоснование заявленных требований указал, что в результате проведенной проверки установлено, что Шушаков И.В. относится к категории детей, оставшихся без попечения родителей, и поставлен на учёт в качестве нуждающегося в предоставлении жилья по договору специализированного найма. В настоящее время Шушаков имеет право на предоставление жилого помещения, соответствующего социальным и санитарно-техническим нормам, площадью не менее 18 кв.м., по месту проживания, то есть на территории Целинного района Курганской области.

В судебном заседании помощник прокурора Целинного района Курганской области Воскреса И.Н. поддержал заявленные исковые требования в соответствии с доводами, изложенными в исковом заявлении.

Истец Шушаков И.В. в судебное заседание не явился, о времени и месте извещен надлежащим образом.

Представитель ответчика Администрации Целинного района Курганской области в судебное заседание не явился, о месте и времени рассмотрения дела извещен надлежащим образом. В письменном заявлении, направленном в суд, исковые требования признал, последствия признания исковых требований разъяснены и понятны, просил рассмотреть дело без их участия.

Представитель ответчика Правительства Курганской области в судебное заседание не явился, о месте и времени рассмотрения дела извещен надлежащим образом. В письменных возражениях на исковое заявление, направленных в суд, просил в удовлетворении требований к Правительству Курганской области отказать, считая себя ненадлежащим ответчиком. Кроме того, указал, что федеральным законодательством с 1 января 2013 года исключено право на внеочередное предоставление жилых помещений детям-сиротам и лицам, из числа детей-сирот. Также истцом не предоставлено доказательств невыполнения Правительством Курганской области полномочий по финансированию данных мероприятий, а также факта подачи заявки Администрации Целинного района Курганской области на финансирование. Заявляя требование о финансировании, истец фактически выступает в интересах муниципального образования в том время, как иск заявлен в защиту прав физического лица.

Представитель третьего лица отдела опеки и попечительства Управления социальной политики Администрации Целинного района в судебное заседание не явился, о времени и месте извещен надлежащим образом.

Представитель третьего лица Главного Управления образования Курганской области в судебное заседание не явился, о месте и времени рассмотрения дела извещен надлежащим образом.

Представитель третьего лица Финансового управления Курганской области в судебное заседание не явился, направил в суд отзыв на исковое заявление, где указал, что предоставление жилых помещений детям-сиротам и лицам из числа детей-сирот из специализированного жилищного фонда носит заявительный характер. Указанная мера социальной поддержки предоставляется однократно, право на внеочередное предоставление отсутствует. Нормы Бюджетного кодекса РФ к правоотношениям, в которых одной из сторон выступают граждане, не применимы, в связи с чем, суд не должен решать вопросы, касающиеся бюджетных правоотношений, считает, что исковые требования в части требований о возложении обязанностей на Правительство Курганской области заявлены за пределами подведомственности суда общей юрисдикции. Также полагает, что исковые требования к Правительству Курганской области некорректны в связи с отсутствием указания на размер подлежащих взысканию денежных сумм. Просил в иске отказать и рассмотреть дело в отсутствие представителя управления.

Исследовав материалы дела, заслушав лиц, участвующих в деле, суд приходит к следующему.

В соответствии со ст. 40 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на жилище. Никто не может быть произвольно лишен жилища. Органы государственной власти и органы местного самоуправления создают условия для осуществления права на жилище.

Частью 3 статьи 40 Конституции РФ установлен круг лиц, которые обеспечиваются жильем в соответствии с установленными законом нормами из государственных, муниципальных и других жилищных фондов бесплатно или за доступную плату на условиях социального найма.

Подпунктами «ж», «к» ст. 72 Конституции Российской Федерации защита семьи и детства, социальная защита и жилищное законодательство отнесены к совместному ведению Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.

Федеральный закон от 21.12.1996 № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» (далее – Федеральный закон № 159-ФЗ) как в прежней, так и в новой редакции, закрепляет общие принципы, содержание и меры государственной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа, в том числе, обеспечение жильем.

Согласно ст. 1 Федерального закона № 159-ФЗ детьми, оставшимися без попечения родителей, являются лица в возрасте до 18 лет, которые остались без попечения единственного или обоих родителей в связи с отсутствием родителей или лишением их родительских прав. Лицами из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, являются лица в возрасте от 18 до 23 лет, у которых, когда они находились в возрасте до 18 лет, умерли оба или единственный родитель, а также которые остались без попечения единственного или обоих родителей и имеют в соответствии с настоящим Федеральным законом право на дополнительные гарантии по социальной поддержке.

С 01.01.2013 предусмотрен новый порядок предоставления жилья детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (Федеральный закон от 29.02.2012 № 15-ФЗ).

В соответствии с ч. 1 ст. 109.1 ЖК РФ предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшихся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.

По договору социального найма жилое помещение должно предоставляться гражданам по месту их жительства (в границах соответствующего населенного пункта) общей площадью на одного человека не менее нормы предоставления (ч. 5 ст. 57 ЖК РФ).

Согласно ст. 8 Федерального закона № 159-ФЗ (в редакции от 29.02.2012) детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.

Жилые помещения предоставляются указанным лицам по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия.

Аналогичные положения содержатся в ст. 6 Закона Курганской области от 31.12.2004 № 6 «О дополнительных видах социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, о порядке и размере выплаты денежных средств на содержание ребенка, находящегося под опекой (попечительством) в приемной семье».

По смыслу вышеприведенной нормы закона жилые помещения, предназначенные для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, предоставляются указанным категориям граждан при их нуждаемости в жилом помещении.

В соответствии со ст. 4, 5 названного выше Федерального закона N 159-ФЗ в редакции Федерального закона в редакции от 29.02.2012, предусмотренные настоящим Федеральным законом дополнительные гарантии для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (за исключением детей, обучающихся в федеральных государственных образовательных учреждениях), являются расходными обязательствами субъектов Российской Федерации.

Согласно п. 6 ст. 26.3 Федерального закона от 06.10.1999 № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации», стст. 19, 20 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» органы местного самоуправления могут наделяться отдельными государственными полномочиями на основании федерального закона или закона субъекта Российской Федерации.

Финансовое обеспечение отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления, осуществляется только за счет предоставляемых местным бюджетам субвенций из соответствующих бюджетов.

Органы местного самоуправления несут ответственность за осуществление отдельных государственных полномочий в пределах выделенных муниципальным образованиям на эти цели материальных ресурсов и финансовых средств.

Статьей 86 БК РФ устанавливает, что расходные обязательства, возникающие у муниципального образования в связи с осуществлением переданных ему полномочий, исполняются за счет и в пределах субвенций, специально предоставленных из бюджета субъекта Российской Федерации.

В соответствии с п. 44 ст. 3 Закона Курганской области от 05.10.2007 № 288 «О наделении органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов Курганской области отдельными государственными полномочиями Курганской области по опеке и попечительству» предусмотрено наделение органов местного самоуправления государственными полномочиями по обеспечению детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями специализированного жилищного фонда. Данным законом, а также Законом Курганской области от 28.11.2014 № 87 «Об областном бюджете на 2015 год и на плановый период 2016 и 2017 годов» предусмотрено выделение субвенций в 2015 году органам местного самоуправления на обеспечение жилыми помещениями граждан категории «дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей».

Как следует из преамбулы Федерального закона "О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" N 159-ФЗ от 21.12.1996, его положения распространяются на детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа.

Согласно статье 1 указанного Закона дети-сироты - лица в возрасте до 18 лет, у которых умерли оба или единственный родитель; дети, оставшиеся без попечения родителей, - лица в возрасте до 18 лет, которые остались без попечения единственного или обоих родителей в связи с отсутствием родителей или лишением их родительских прав, ограничением их в родительских правах, признанием родителей безвестно отсутствующими, недееспособными (ограниченно дееспособными), находящимися в лечебных учреждениях, объявлением их умершими, отбыванием ими наказания в учреждениях, исполняющих наказание в виде лишения свободы, нахождением в местах содержания под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений; уклонением родителей от воспитания детей или от защиты их прав и интересов, отказом родителей взять своих детей из воспитательных, лечебных учреждений, учреждений социальной защиты населения и других аналогичных учреждений и в иных случаях признания ребенка оставшимся без попечения родителей в установленном законом порядке; лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, - лица в возрасте от 18 до 23 лет, у которых, когда они находились в возрасте до 18 лет, умерли оба или единственный родитель, а также которые остались без попечения единственного или обоих родителей и имеют в соответствии с настоящим Федеральным законом право на дополнительные гарантии по социальной поддержке.

Решением Целинной сельской Думы № 14 от 13 июля 2009 года «Об установлении учетной нормы и нормы предоставления площади жилого помещения по договору социального найма» установлена норма предоставления площади жилого помещения по договору социального найма, исходя из которого определяется размер общей площади жилого помещения, предоставляемого по договору социального найма, в муниципальном жилищном фонде Целинного сельсовета, в размере не менее 18 квадратных метров общей площади жилого помещения на каждого члена семьи.

Решением Целинной районной Думы № 101 от 06 марта 2012 года установлена норма предоставления площади жилого помещения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей и лиц из их числа по договору социального найма в размере 18 квадратных метров на одного человека.

В соответствии с записью акта о рождении от (данные изъяты) родителями Шушакова В.И., (данные изъяты) года рождения, являются мать Ш., отец Ш.

Согласно решению Целинного районного суда Курганской области от (данные изъяты) Ш. лишены родительских прав в отношении сына Шушакова И.В.

Распоряжением Главы Целинного района № (данные изъяты) за несовершеннолетним Шушаковым И.В., (данные изъяты) года рождения, закреплено жилое помещение по адресу: (данные изъяты).

Согласно справке № (данные изъяты), предоставленной ТП УФМС России по Курганской области в Целинном районе, Шушаков И.В. значится зарегистрированным по месту жительства с (данные изъяты) по адресу: (данные изъяты).

Из договора № (данные изъяты) передачи жилого помещения в собственность граждан следует, что указанное жилое помещение принадлежит Ш.

Из заявления от (данные изъяты) Шушакова И.В., адресованного Главе Администрации Целинного района, следует, что он просит признать факт невозможности проживания в указанном выше жилом помещении, закрепленным за ним, по причине того, что там проживают его родители, которые лишены в отношении истца родительских прав.

Распоряжением № (данные изъяты) проживание в жилом помещении, расположенном по адресу: (данные изъяты)., признано невозможным.

В материалах дела имеется копия заявления Шушакова И.В. о включении его в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц, из числа, которые подлежащих обеспечению специализированными жилыми помещениями на территории Целинного района, адресованное Главе Администрации Целинного района.

В судебном заседании установлено, что Шушаков завершил обучение в образовательном учреждении общего образования, в настоящее время в каких-либо образовательных учреждениях профессионального образования он не обучается, на военной службе по призыву либо в исправительных учреждениях не находится.

Из справки № (данные изъяты) Шушаков И.В. является лицом из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и имеет право на дополнительные гарантии по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

Распоряжением № 998-р от 29.11.2013 Администрации Целинного района Курганской области Шушаков И.В. включен в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из их числа, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями по договору найма специализированного жилого помещения на территории Целинного района. Порядковый номер 74.

Из уведомления, представленного Федеральной службой государственной регистрации и картографии по Курганской области следует, что в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним отсутствует информация о правах Шушакова И.В. на имеющиеся у него объекты недвижимого имущества.

Из ответа, предоставленного Целинным филиалом ГУП «Кургантехинвентаризация» следует, что информация о зарегистрированных правах на объекты недвижимости, принадлежащие Шушакову И.В., в архиве Целинного филиала отсутствует.

Таким образом, до настоящего времени Шушаков жильем не обеспечен, жилых помещений ни в собственности, ни по договору социального найма не имеет.

Из смысла вышеприведенных норм следует, что государственные полномочия по предоставлению жилья лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, должны исполняться муниципальным образованием за счет и в пределах субвенций, специально предоставленных из бюджета субъекта Российской Федерации, а в случае недостаточности переданных денежных средств на органы государственной власти субъекта Российской Федерации должна быть возложена обязанность по финансированию расходов по предоставлению жилых помещений.

Согласно информации от 03.04.2015, представленной финансовым отделом Администрации Целинного района, за прошедший период 2015 года субвенций по исполнению государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления по обеспечению детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, жильем в бюджет Целинного района не поступало.

В соответствии с информацией Финансового управления Курганской области от 07.04.2015 № 08-25/877 Законом Курганской области 28 ноября 2014 года № 87 «Об областном бюджете на 2015 год и на плановый период 2016 и 2017 годов» в 2015 году предусмотрены: субвенции на обеспечение предоставления жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из их числа по договорам найма специализированных жилых помещений за счет средств федерального бюджета - 77320,4 тыс. руб., из них по Целинном району данные субвенции не предусмотрены; субвенции на однократное предоставление детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, благоустроенных жилых помещений специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений за счет средств областного бюджета - 105300,0 тыс. руб., из них Целинному району - 1000,0 тыс. руб.; иные межбюджетные трансферты на исполнение судебных актов о возложении на органы местного самоуправления муниципальных образований Курганской области обязанности по предоставлению детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, детям, находящимся по опекой (попечительством), лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не имеющих закрепленного жилого помещения, жилых помещений по договорам социального найма, а также по выплате денежной компенсации в счет предоставления указанных жилых помещений за счет средств областного бюджета - 114700,0 тыс. руб., из них Целинном району не предусмотрены. По состоянию на 06.04.2015 субвенции на обеспечение жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, за счет средств областного бюджета, а также за счет средств федерального бюджета бюджету Целинного района в 2015 году не перечислялись.

Из ответа Главного управления образования Курганской области № 1393/2 от 06.04.2015 следует, что по состоянию на 03.04.2015 финансирование на обеспечение жильем детей-сирот Курганской области не осуществлялось.

Таким образом, в судебном заседании установлено, что субъектом Российской Федерации на цели осуществления переданных государственных полномочий по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей Администрация Целинного района не профинансирована, поэтому исковые требования прокурора правомерно адресованы Правительству Курганской области в части требований по покрытию расходов органа местного самоуправления в связи с предоставлением истцу жилого помещения.

Возложение на Правительство Курганской области вышеуказанной обязанности не является вторжением суда в межбюджетные отношения ответчиков, к которым в силу ст.ст. 1 и 6 БК РФ отнесены правоотношения в сфере утверждения и исполнения бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, а также взаимоотношения между публично-правовыми образованиями по вопросам регулирования бюджетных правоотношений, организации и осуществления бюджетного процесса. Оно направлено на обеспечение реальной возможности исполнения в разумные сроки судебного решения о предоставлении жилья Шушакову И.В.

Процедура исполнения судебных постановлений по гражданским делам представляет собой последнюю, завершающую стадию гражданского судопроизводства, которой оканчивается процесс судебного разбирательства.

В п. 12 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 10.10.2003 № 5 «О применении судами общей юрисдикции общепризнанных принципов и норм международного права и международных договоров Российской Федерации» с учетом положения п. 1 ст. 6 Конвенции о защите прав человека и основных свобод разъяснено, что исполнение судебного решения рассматривается как составляющая судебного разбирательства.

С учетом изложенного выше, суд считает несостоятельными доводы Финансового управления Курганской области и Правительства Курганской области о необоснованном возложении на Правительство Курганской области обязанности по финансированию предоставляемого истцу жилого помещения и разрешении судом вопроса, не отнесенного к подведомственности суда общей юрисдикции, так как возложение на Правительство Курганской области обязанности по финансированию предоставления жилья истцу является необходимой мерой для исполнения решения суда в части предоставления жилого помещения и связано с недостаточным финансированием Целинного района на осуществление данных полномочий.

Доводы Финансового управления Курганской области и Правительства Курганской области об отсутствии нормативного основания для внеочередного предоставления жилья истцу не состоятелен и не может быть принят во внимание судом. С 01.01.2013 граждане указанной категории обеспечиваются жилыми помещениями по договорам найма специализированного жилого помещения. Предоставление жилых помещений нуждающимся в них детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, и лицам из их числа должно быть обеспечено немедленно при наступлении предусмотренных в п. 1 ст. 8 Федерального закона № 159-ФЗ обстоятельств (достижение совершеннолетия, приобретение полной дееспособности до достижения совершеннолетия, завершение обучения в образовательных организациях профессионального образования, окончание военной службы по призыву либо отбывания наказания в исправительных учреждениях). При этом ни федеральное, ни региональное законодательство не предусматривают предоставление жилых помещений специализированного жилищного фонда в порядке очередности.

С учетом наличия у Шушакова права на получение мер социальной поддержки в соответствии с Федеральным законом № 159-ФЗ, и признания его нуждающимся в получении жилья, а также принимая во внимание приведенные выше положения закона, суд находит исковые требования прокурора Целинного района в интересах Шушакова И.В. подлежащими удовлетворению в полном объеме.

На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Исковые требования прокурора Целинного района Курганской области в интересах Шушакова И.В. к Правительству Курганской области, Администрации Целинного района Курганской области о возложении обязанности по предоставлению и финансированию обеспечения благоустроенным жилым помещением специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения, удовлетворить.

Обязать Администрацию Целинного района Курганской области предоставить Шушакову И.В. благоустроенное жилое помещение по договору найма специализированных жилых помещений на территории Целинного района Курганской области, соответствующее социальным и санитарно-техническим нормам, площадью не менее 18 кв.м.

Обязать Правительство Курганской области профинансировать мероприятия по предоставлению Шушакову И.В. по договору найма специализированных жилых помещений благоустроенного жилого помещения, на территории Целинного района Курганской области, соответствующего социальным и санитарно-техническим требованиям, площадью не менее 18 кв.м.

Решение может быть обжаловано в Курганский областной суд через Целинный районный суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме. Мотивированное решение составлено 6 мая 2015 года.

Судья: А.С. Тельманов

Справка

Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Курганского областного суда от 21.07.2015 решение Целинного районного суда Курганской области от 6 мая 2015 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Правительства Курганской области - без удовлетворения.

Судья: А.С. Тельманов

2-132/2015

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Шушаков Иван Владимирович
Ответчики
Правительство Курганской области
Администрация Целинного района
Другие
Отдел опеки и попечительства Администрации Целинного района Курганской области
Суд
Целинный районный суд Курганской области
Дело на сайте суда
celinny.krg.sudrf.ru
23.03.2015Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
23.03.2015Передача материалов судье
24.03.2015Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
24.03.2015Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
14.04.2015Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
06.05.2015Судебное заседание
06.05.2015Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
15.05.2015Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
31.07.2015Дело оформлено
06.05.2015
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее