Судья: Разумов А.В. гр. дело № 33-4804/2014
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
20 июня 2014 года г.Самара
Судебная коллегия по гражданским делам Самарского областного суда в составе:
председательствующего: Шабаевой Е.И.,
судей: Сивохина Д.А. (докладчик) и Толмосовой А.А.,
при секретаре: Моревой Н.П.
рассмотрела в открытом судебном заседании дело по апелляционной жалобе представителя ГУ МВД России по Самарской области на решение Автозаводского районного суда г.Тольятти Самарской области от 24 февраля 2014 года, которым постановлено:
«Заявление Леонтьева В.А. - удовлетворить.
Признать незаконным отказ ГУВД МВД России по Самарской области в лице Центральной жилищно-бытовой комиссии в принятии на учет на получение единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения.
Восстановить Леонтьева В.А. в списках очередности на получение единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения с датой постановки с 25 марта 1994 года».
Заслушав доклад судьи Самарского областного суда Сивохина Д.А., объяснения представителя ГУ МВД России по Самарской области Шулаева В.А. (по доверенности) в поддержание доводов апелляционной жалобы, возражения Леонтьева В.А. и его представителя Евсикова С.В. (по доверенности) относительно доводов апелляционной жалобы, судебная коллегия
установила:
Леонтьев В.А. обратился в суд с заявлением о признании отказа ГУ МВД России по Самарской области в лице Центральной жилищно-бытовой комиссии ГУ МВД России по Самарской области в принятии на учет для получения единовременной социальной выплаты для приобретения и строительства жилого помещения незаконным, признании за ним права на получение единовременной социальной выплаты для приобретения и строительства жилого помещения и о возложении обязанности на ГУ МВД России по Самарской области в лице Центральной жилищно-бытовой комиссии принять его на указанный учет.
В обоснование заявленных требований Леонтьев О.В. указал на то, что решением Центральной жилищно-бытовой комиссии ГУ МВД По Самарской области от 18 сентября 2013 года ему было отказано в постановке на учет для получения единовременной социальной выплаты для приобретения и строительства жилого помещения незаконным, признании за ним права на получение единовременной социальной выплаты для приобретения и строительства жилого помещения, предусмотренной статьей 4 Федерального закона от 19 июля 2011 г. N 247-ФЗ "О социальных гарантиях сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации" (далее - Федеральный закон от 19 июля 2011 г. N 247-ФЗ) в связи с тем, что он не состоит на учете в качестве нуждающегося в жилом помещении в органе внутренних дел по месту прохождения службы со ссылкой на статью 6 Федерального закона от 19 июля 2011 г. N 247-ФЗ.
Ссылаясь на то, что при рассмотрении его заявления необходимо руководствоваться пунктом 6 статьи 4 Федерального закона от 19 июля 2011 г. N 247-ФЗ, на то, что оснований для его снятия с учета для получения единовременной выплаты, предусмотренных пунктом 19 Правил предоставления единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.12.2011 N 1223 не имелось и что оспариваемым отказом нарушено его право на жилье, Леонтьев О.В. просил удовлетворить заявленные им требования.
В судебном заседании Леонтьев В.А. и его представитель заявленные требования поддержали.
Представитель ГУ МВД России по Самарской области просил рассмотреть дело в свое отсутствие, против удовлетворения заявленных Леонтьевым В.А. требований возражал по основаниям, изложенным в отзыве (л.д. 22-24, 28).
Судом постановлено вышеуказанное решение (л.д. 114-117).
В апелляционной жалобе представитель ГУ МВД России по Самарской области считает его незаконным и подлежащим отмене, просит постановить по делу новое решение, которым в удовлетворении заявления Леонтьева В.А. отказать (л.д. 118-122).
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия находит решение суда подлежащим отмене как постановленное с нарушением норм материального права.
Разрешая спор и удовлетворяя требования Леонтьева В.А., суд сослался на часть 2 статьи 6 Федерального закона от 29 декабря 2004г. № 189-ФЗ «О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации» согласно которой граждане, принятые на учет до 1 марта 2005 года в целях последующего предоставления им жилых помещений по договорам социального найма, сохраняют право состоять на данном учете до получения ими жилых помещений по договорам социального найма; на пункт 6 статьи 6 Федерального закона от 19 июля 2011 г. N 247-ФЗ, в силу которого право на получение единовременной социальной выплаты сохраняют те граждане РФ, уволенные со службы в органах внутренних дел с правом на пенсию, которые приняты в период прохождения службы на учет в качестве имеющих право на получение единовременной социальной выплаты; на пункт 19 Правил предоставления единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.12.2011 N 1223, согласно которому сотрудник снимается с учета для получения единовременной выплаты: по личному заявлению, подаваемому в письменной форме на имя руководителя органа; в случае изменения (улучшения) жилищных условий, в результате которого утрачиваются основания получения единовременной выплаты; в случае реализации сотрудником права на получение единовременной выплаты; в случае выявления сведений, не соответствующих сведениям, указанным в заявлении и представленных документах, послуживших основанием для принятия сотрудника на учет для получения единовременной выплаты (если данные сведения свидетельствуют об отсутствии у сотрудника права на принятие на такой учет); в случае увольнения сотрудника со службы (за исключением увольнения со службы по основаниям, дающим право на получение пенсии).
При этом суд исходил из того, что Леонтьев В.А., уволенный 16 ноября 2011 года со службы в органах внутренних дел с правом на пенсию, принятый в период прохождения службы в УВД г.Тольятти на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий с 25 марта 1994 года и снятый с него 23 сентября 2005 года в связи с переводом из одного подразделения органов внутренних дел в другое подразделение в пределах г.Тольятти имеет право на получение единовременной социальной выплат поскольку основание послужившее для его снятия с учета для получения социальной выплаты не входит в перечень оснований для снятия с данного учета, который содержится в пункте 19 Правил предоставления единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.12.2011 N 1223.
Однако ссылка решения на указанные нормы закона не свидетельствуют о наличии у заявителя права на единовременную социальную выплату для приобретения или строительства жилого помещения, поскольку суд неправильно применил Федеральный закон от 19 июля 2011 г. N 247-ФЗ "О социальных гарантиях сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации" и Федеральный закон от 29 декабря 2004г. № 189-ФЗ «О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации».
Как следует из материалов дела, Леонтьев В.А. является майором милиции в отставке, уволен приказом №336 л/с от 1 ноября 2011 года (по сокращению штатов) с должности участкового уполномоченного милиции 1 отдела милиции УВД по Балаковскому району Саратовской области и стаж его службы в органах внутренних дел на момент увольнения превышал в календарном исчислении 10 лет.
Из материалов дела усматривается, что Леонтьев В.А., его дочь А и сын В постоянно зарегистрированы по договору социального найма в 3-х комнатной квартире общей площадью 65,30 кв.м по адресу: <адрес>, кроме них в квартире зарегистрированы родители заявителя, на одного человека приходится 13,86 кв.м общей площади. Жена заявителя зарегистрирована в доме общей площадью 193 кв.м по адресу6 <адрес> в данном доме всего зарегистрировано 274 человека, дочь АН от другого брака имеет временную регистрацию в Саратовской области, фактически семья Леонтьева В.А. из пяти человек проживает по договору найма по адресу: <адрес>
Центральная жилищно-бытовая комиссия ГУ МВД России по Самарской области по итогам своего заседания 18 сентября 2013 года приняла решение об отказе в принятии Леонтьева В.А. на учет на получение единовременной социальной выплаты для приобретения и строительства жилого помещения.
Из имеющейся в деле выписки из протокола заседания Центральной жилищно-бытовой комиссии ГУ МВД по Самарской области от 18 сентября 2013 года, причиной принятия такого решения комиссия указала то, что Леонтьевым В.А. не представлены документы, подтверждающие, что он состоит на учете в качестве нуждающегося в жилом помещении в органе внутренних дел по месту прохождения службы (л.д. 8).
Из материалов дела также следует, что Леонтьев В.А. в период прохождения службы в УВД г.Тольятти Самарской области принят на учете в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий 25 марта 1994 года и исключен из списка нуждающихся 23 сентября 2005 года в связи с переменой места службы в пределах г.Тольятти (перевод из ОВО УВД Центрального района в ОВО УВД Автозаводского района). Данное решение никем не оспорено и не отменено.
21 октября 2007 года Леонтьев В.А. перевелся для дальнейшего прохождения службы в УВД по Балаковскому району Саратовской области, откуда 16 ноября 2011 года был уволен по сокращению штатов.
При рассмотрении дела в суде первой и второй инстанций Леонтьев В.А. не отрицал тот факт что не был принят на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий по месту прохождения службы в ОВО УВД Автозаводского района г.Тольятти Самарской области и в УВД по Балаковскому району Саратовской области.
В соответствии со статьей 46 (частями 1 и 2) Конституции Российской Федерации решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд.
Реализуя указанные конституционные предписания, ст. 254 ГПК РФ предоставляет гражданину, организации право оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы; к таким действиям (бездействию) относятся коллегиальные и единоличные решения и действия (бездействие), в результате которых нарушены права и свободы гражданина.
К решениям, действиям (бездействию) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих, оспариваемым в порядке гражданского судопроизводства, относятся коллегиальные и единоличные решения и действия (бездействие), в результате которых нарушены права и свободы гражданина, созданы препятствия к осуществлению гражданином его прав и свобод, на гражданина незаконно возложена какая-либо обязанность или он незаконно привлечен к ответственности (ст. 255 ГПК РФ).
По данной категории дел обязанность по доказыванию законности оспариваемых решений, действий (бездействия) согласно ч. 1 ст. 249 ГПК РФ и с учетом положений п. 20 Пленума Верховного Суда РФ от 10.02.2009 г. N 2 "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих" возлагается на орган или лицо, которые приняли оспариваемые решения или совершили оспариваемые действия (бездействие), а на заявителя в силу ч. 1 ст. 247 ГПК РФ возложена обязанность доказать нарушение его прав и свобод.
Частью 1 ст. 258 ГПК РФ предусмотрено, что суд, признав заявление обоснованным, принимает решение об обязанности соответствующего органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего устранить в полном объеме допущенное нарушение прав и свобод гражданина или препятствие к осуществлению гражданином его прав и свобод.
В соответствии с ч. 1 ст. 44 Федерального закона от 07.02.2011 г. N 3-ФЗ «О полиции» (вступил в силу с 01.03.2011 г.) обеспечение сотрудника полиции жилым помещением осуществляется за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета посредством предоставления ему служебного жилого помещения или жилого помещения в собственность либо единовременной социальной выплаты на его приобретение в порядке и на условиях, предусмотренных федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
С 1 января 2012 года отношения, связанные с денежным довольствием и пенсионным обеспечением сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации, обеспечением жилыми помещениями, медицинским обслуживанием сотрудников, граждан Российской Федерации, уволенных со службы в органах внутренних дел, и членов их семей, а также с предоставлением им иных социальных гарантий, регулируются Федеральным законом от 19.07.2011 г. N 247-ФЗ "О социальных гарантиях сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации".
Статьей 4 данного Закона предусмотрено, что сотрудник, имеющий стаж службы в органах внутренних дел не менее 10 лет в календарном исчислении, имеет право на единовременную социальную выплату для приобретения или строительства жилого помещения один раз за весь период службы в органах внутренних дел. Единовременная социальная выплата предоставляется сотруднику в пределах бюджетных ассигнований, предусмотренных федеральному органу исполнительной власти в сфере внутренних дел, по решению руководителя федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел, руководителя иного федерального органа исполнительной власти, в котором проходят службу сотрудники, при условии, что сотрудник является нанимателем жилого помещения по договору социального найма или членом семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственником жилого помещения или членом семьи собственника жилого помещения и обеспечен общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее 15 квадратных метров.
Единовременная социальная выплата предоставляется сотруднику с учетом совместно проживающих с ним членов его семьи.
В соответствии с пунктом 5 Правил предоставления единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2011 г. N 1223, принятие сотрудника на учет для получения единовременной выплаты осуществляется на основании заявления сотрудника на имя руководителя федерального органа исполнительной власти, органа, в котором указывается, что по прежним местам службы единовременная выплата не предоставлялась.
Согласно пункту 16 Правил N 1223 отказ в принятии сотрудника на учет для получения единовременной выплаты допускается в случае, если представленные документы и сведения, полученные по результатам проведенной комиссией проверки, не подтверждают наличие условий, необходимых для принятия сотрудника на такой учет.
Вводя новый порядок обеспечения сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации жилыми помещениями - в виде предоставления им единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения, федеральный законодатель предусмотрел распространение данной льготы и на граждан Российской Федерации, уволенных со службы в органах внутренних дел, которые до вступления в силу Жилищного кодекса Российской Федерации (т.е. до 1 марта 2005 года) были приняты на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях соответствующим территориальным органом федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел, иным федеральным органом исполнительной власти, в котором проходят службу сотрудники (статья 6 Федерального закона "О социальных гарантиях сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации").
Приведенные законоположения направлены на обеспечение права такой категории имеющих определенный федеральным законодательством особый статус граждан, как сотрудники органов внутренних дел, на меру социальной защиты в виде обеспечения жилыми помещениями. Само же по себе введение правового регулирования, закрепившего особенности реализации данного права в связи с изменением с 1 марта 2005 года порядка предоставления жилых помещений не может рассматриваться как нарушение правового равенства между теми лицами, которые были участниками правоотношений по ранее действовавшему законодательству, и лицами, являющимися участниками правоотношений, регламентированных новыми правовыми нормами. Иное исключало бы возможность реализации закрепленного в Конституции Российской Федерации (статья 71, пункт "а") полномочия федерального законодателя по внесению изменений в правовое регулирование (Определение Конституционного Суда Российской Федерации от 24 декабря 2013 года N 2016-О).
Предоставление единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения только тем уволенным со службы в органах внутренних дел гражданам Российской Федерации, которые в период службы в органах внутренних дел были в установленном законодательством порядке приняты на соответствующий учет, по своей правовой природе является входящей в систему мер социальной защиты данной категории граждан льготой, направленной на удовлетворение потребности в жилье нуждающихся в нем граждан. Вместе с тем данная льгота не предоставлена тем гражданам, которые были уволены со службы в органах внутренних дел, но не состояли на учете ни в качестве имеющих право на единовременную социальную выплату (в органах внутренних дел), ни в качестве нуждающихся в жилых помещениях (в органах местного самоуправления).
Как указал Конституционный Суд Российской Федерации, право на жилищные льготы непосредственно из Конституции Российской Федерации не вытекает, поэтому их введение, отмена, изменение порядка и условий предоставления, а также круга получателей относятся к полномочиям законодателя и зависят от ряда социально-экономических факторов, в том числе от имеющихся у государства финансовых возможностей (определения Конституционного Суда Российской Федерации от 4 февраля 2014 года N 234-О, N 235-О и N 236-О).
Кроме того, положения Федерального закона "О социальных гарантиях сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" и Правил предоставления единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.12.2011 N 1223, на которые ссылается Леонтьев В.А. не могут быть применены к данному спору, поскольку как установлено судом он был уволен со службы в органах внутренних дел до вступления в силу указанного Федерального закона и утверждения указанных Правил и после снятия с учета нуждающихся в улучшении жилищных условий вновь по месту службы в органах внутренних дел поставлен не был. Доводы заявителя, по существу, сводятся к распространению правового регулирования, предусмотренного в его статьях 4 и 6, устанавливающих специальную льготу в виде предоставления единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения, на тех уволенных сотрудников органов внутренних дел, которые не были приняты на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях в период службы в органах внутренних дел.
Ссылка заявителя на часть 2 статьи 6 Федерального закона от 29 декабря 2004г. № 189-ФЗ «О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации» является несостоятельной, поскольку согласно указанной норме сохраняют право состоять на учете нуждающихся до получения ими жилых помещений по договорам социального найма граждане, принятые на учет до 1 марта 2005 года в целях последующего предоставления им жилых помещений по договорам социального найма. Леонтьев В.А. как уже отмечалось выше, снят с такого учета 23 сентября 2005 года.
Трактовка данной нормы закона заявителем, исходя лишь из того обстоятельства, что он был принят на учет в 25 марта 1994 года в качестве нуждающегося в жилых помещениях в период службы в органах внутренних дел без учета того обстоятельства, что он был с него впоследствии снят не может быть признана правильной.
Судебная коллегия полагает, что при таких обстоятельствах решение Автозаводского районного суда г.Тольятти Самарской области от 24 февраля 2014 года подлежит отмене, по делу надлежит постановить новое решение об отказе в удовлетворении требований Леонтьева В.А.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 328 ГПК РФ, судебная коллегия
определила:
Решение Автозаводского районного суда Тольятти Самарской области от 24 февраля года отменить, постановить новое решение, которым в удовлетворении заявления Леонтьева В.А. о признании отказа ГУ МВД России по Самарской области в лице Центральной жилищно-бытовой комиссии ГУ МВД России по Самарской области в принятии на учет для получения единовременной социальной выплаты для приобретения и строительства жилого помещения незаконным, признании за ним права на получение единовременной социальной выплаты для приобретения и строительства жилого помещения и о возложении обязанности на ГУ МВД России по Самарской области в лице Центральной жилищно-бытовой комиссии принять его на указанный учет - отказать.
Председательствующий:
Судьи: