Дело № 2-4056/2013
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
19 августа 2013 года г. Ижевск
Октябрьский районный суд г. Ижевска Удмуртской Республики в составе:
председательствующего судьи Плеханова А.Н.,
при секретаре Кашицыной А.И.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Серова С.А. об оспаривании решений Управления охраны фауны Удмуртской Республики от 02 августа 2013 года об отказе в выдаче разрешений на добычу одного взрослого медведя и одного взрослого кабана в целях любительской и спортивной охоты на территории общедоступных охотничьих угодий Вавожского района Удмуртской Республики,
У С Т А Н О В И Л:
Серов С.А. (далее по тексту – заявитель) обратился в суд с заявлением об оспаривании решений Управления охраны фауны Удмуртской Республики (далее по тексту Управление) от 02 августа 2013 года об отказе в выдаче разрешений на добычу одного взрослого медведя и одного взрослого кабана в целях любительской и спортивной охоты на территории общедоступных охотничьих угодий Вавожского района Удмуртской Республики. Заявление мотивировал следующим.
<дата> Серов С.А. обратился в Управление с двумя заявлениями о выдаче разрешений на добычу одного взрослого медведя и одного взрослого кабана в целях любительской и спортивной охоты на территории общедоступных охотничьих угодий Вавожского района Удмуртской Республики.
Письмами от <дата> Управление сообщило, что в случае выдачи разрешений будет «превышена установленная квота добычи охотничьих ресурсов», в связи с чем в выдаче разрешений заявителю отказано.
Данными решениями (отказами в выдаче разрешений) созданы препятствия к осуществлению Серовым С.А. права на охоту, поскольку оно возникает только с момента выдачи разрешения, при осуществлении охоты в общедоступных угодьях охотник обязан иметь разрешение.
Судом к участию в деле в качестве заинтересованного лица привлечено должностное лицо, рассмотревшее заявления Серова С.А. – заместитель начальника Управления Пластинин М.Е. (л.д.11).
В судебное заседание Серов С.А., будучи надлежащим образом извещен, о месте и времени рассмотрения дела, не явился, о причинах неявки не сообщил, с ходатайством об отложении судебного заседания не обратился, представил заявление о рассмотрении дела без его участия, в связи с чем, судом вынесено определение о рассмотрении дела в порядке ст.257 ГПК РФ, в отсутствие заявителя.
В судебном заседании представитель Серова С.А. – Ильин А.Г., действующий на основании доверенности (л.д. 74), доводы заявлении подержал, суду пояснил, что ответы на заявления получены лично Серовым С.А. <дата>.
В судебном заседании должностное лицо заместитель начальника Управления Пластинин М.Е., действующий в своих интересах и в интересах Управления по доверенности (л.д.17), полагал заявление не подлежащим удовлетворению. Представил письменные возражения, в которых указал о законности принятых решений. Дополнительно пояснил, что Серов С.А. в течение года, предшествующего началу срока сезона охоты, добычу волков, регулирование численности лисиц не осуществлял; работы по подкормке кабана в зимнее время на территории общедоступных охотничьих угодий в соответствии с договором, заключенным с уполномоченным органом не проводил.
Суд, выслушав объяснения лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, материалы выданных разрешений на добычу охотничьих ресурсов в общедоступных охотничьих угодий Вавожского района Удмуртской Республики, приходит к следующему.
<дата> Серов С.А. путем личного предоставления обратился в Управление с заявлениями о выдаче разрешений на:
- добычу 1 взрослого медведя в общедоступных охотничьих угодьях Вавожского района Удмуртской Республики в период охоты с <дата> по <дата> в целях любительской и спортивной охоты;
- добычу 1 взрослого кабана в общедоступных охотничьих угодьях Вавожского района Удмуртской Республики в период охоты с <дата> по <дата> в целях любительской и спортивной охоты;;
Указанные заявления приняты и зарегистрированы в Управлении <дата> в 09.27 час.
Распоряжением Председателя Правительства Удмуртской Республики от <дата> <номер>-рп Пластинин М.Е. назначен на должность заместителя начальника Управления.
Письмами заместителя начальника Управления Пластинина М.Е. от 02 августа <номер> и <номер> Серову С.А. отказано в выдаче разрешений по указанным заявлениям в связи с тем, что в случае выдачи разрешений по заявлениям Серова С.А. от <дата> будет превышена установленная квота добычи охотничьих ресурсов.
Эти обстоятельства следуют из содержания заявления, объяснений лиц участвующих, исследованных материалов гражданского дела, в деле сторонами фактически не оспариваются и подтверждаются представленными и исследованными доказательствами.
В соответствии со статьей 254 ГПК РФ гражданин вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считает, что нарушены его права и свободы.
Согласно ст.256 ГПК РФ гражданин вправе обратиться в суд с заявлением в течение трех месяцев со дня, когда ему стало известно о нарушении его прав и свобод.
Исходя из положений части 1 статьи 4 и части 1 статьи 256 ГПК РФ срок обращения с заявлением в суд начинает течь с даты, следующей за днем, когда заявителю стало известно о нарушении его прав и свобод, о создании препятствий к осуществлению его прав и свобод, о возложении обязанности или о привлечении к ответственности.
Поскольку об оспариваемых действиях Серову С.А. стало известно из писем заместителя начальника Управления Пластинина М.Е. от 02 августа <номер> и <номер> и полученных заявителем лично <дата> (л.д.75,77), а рассматриваемое заявление подано в суд <дата> (л.д.11), то трехмесячный срок обращения в суд, установленный ст.256 ГПКРФ, заявителем не пропущен.
Согласно статье 3 ГПК РФ заинтересованное лицо вправе в порядке, установленном законодательством о гражданском судопроизводстве, обратиться в суд на защитой нарушенных либо оспариваемых прав, свобод или законных интересов, то есть по общему правилу правом на обращение в суд наделено лицо права, свободы и законные интересы которого нарушены.
Согласно статье 255 ГПК РФ к решениям, действиям (бездействию) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих, оспариваемым в порядке гражданского судопроизводства, относятся коллегиальные и единоличные решения и действия (бездействие), в результате которых:
нарушены права и свободы гражданина;
созданы препятствия к осуществлению гражданином его прав и свобод;
на гражданина незаконно возложена какая-либо обязанность или он незаконно привлечен к ответственности.
Согласно пункту 28 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 10 февраля 2009 года №2 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании решений, действий (бездействий) органов государственной власти и органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих» - исходя из положений статьи 258 ГПК РФ суд удовлетворяет заявление об оспаривании решения, действия (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если установит, что оспариваемое решение, действие (бездействие) нарушает права и свободы заявителя, а также не соответствует закону или иному нормативному правовому акту.
Таким образом, для удовлетворения требований заявителя необходимо наличие совокупности следующих условий: незаконности оспариваемых действий и решений, а также нарушения прав и свобод заявителя, либо создания препятствий к осуществлению заявителем его прав и свобод.
При рассмотрении настоящего гражданского дела данные условия не подтвердились.
В соответствии со статьями 12, 56 ГПК РФ правосудие, по гражданским делам, осуществляется на основе состязательности и равноправия сторон, каждая из которых должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, при этом суд определяет какие обстоятельства имеют значение для дела какой стороне надлежит их доказывать, выносит обстоятельства на обсуждение, даже если стороны на них не ссылались.
В порядке статей 12, 56 ГПК РФ обязанность по доказыванию факта нарушения прав и свобод заявителя или создания препятствий к их осуществлению оспариваемыми действиями и решениями судом возложена на заявителя.
Возражения по заявлению, в том числе законность оспариваемых действий и решений, правомочность их принятия, законность процедуры принятия решений должен был доказать должностное лицо, чьё решение оспаривается.
Спора о праве Серова С.А. на добычу охотничьих ресурсов при осуществлении любительской и спортивной охоты в соответствии со ст.14,20,21 Федерального закона от 24.07.2009 N 209-ФЗ «Об охоте и о сохранении охотничьих ресурсов и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» между сторонами не имеется.
Порядок выдачи разрешений на добычу охотничьих ресурсов регламентирован, приказом Минприроды России от 23.04.2010 N 121 (в ред. от 19.06.2012) "Об утверждении порядка выдачи разрешений на добычу охотничьих ресурсов и формы бланка разрешения на добычу охотничьих ресурсов" (далее по тексту Порядок), согласно которому:
Выдача разрешений на добычу охотничьих ресурсов (далее - разрешение) осуществляется физическому лицу, сведения о котором содержатся в государственном охотхозяйственном реестре в случаях осуществления им охоты в общедоступных охотничьих угодьях – органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации (п.4).
Для получения разрешения соответствующее физическое лицо представляет заявление лично или по почте указанным в пункте 4 настоящего Порядка юридическому лицу, индивидуальному предпринимателю, заключившим охотхозяйственные соглашения, или в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации либо в природоохранное учреждение (далее - уполномоченные соответственно юридическое лицо, индивидуальный предприниматель, орган исполнительной власти, учреждение).
В заявлении указываются:
фамилия, имя, отчество заявителя;
данные основного документа, удостоверяющего личность заявителя;
вид охоты, который предполагается осуществлять;
сведения о добываемых охотничьих ресурсах и их количестве;
предполагаемые сроки охоты;
места охоты;
дата выдачи охотничьего билета и его учетные серия и номер (п.10).
Уполномоченные соответственно юридическое лицо, индивидуальный предприниматель, орган исполнительной власти, учреждение при личном представлении заявления в течение 1-го рабочего дня, а при получении заявления по почте в течение 5-ти рабочих дней со дня получения заявления осуществляет проверку содержания заявления и комплектности прилагаемых к нему документов, оформляет и выдает заявителю разрешение, в получении которого делается соответствующая отметка в разрешении, или направляет заявителю в случаях, указанных в пункте 19 настоящего Порядка, мотивированный отказ с указанием причин отказа (п.15).
В судебном заседании установлено, что заявления о выдаче разрешений на добычу одного взрослого медведя и одного взрослого кабана в целях любительской и спортивной охоты на территории общедоступных охотничьих угодий Вавожского района Удмуртской Республики были лично предоставлены Серовым С.А. и поступили в Управление <дата> в 09.27 час.
Данное обстоятельство, заинтересованными лицами, в ходе рассмотрения дела не оспаривалось, и подтверждается отметками о регистрации заявлений предоставленных Серовым С.А. в материалы дела.
Поскольку указанные заявления поступили в Управление путем личного предоставления их Серовым С.А., то их рассмотрение, должно было осуществлено уполномоченным должностным лицом, в рассматриваемом случае – заместителем начальника Управления Пластининым М.Е., в соответствии с пунктом 15 Порядка в течение 1 –го рабочего дня
Из буквального толкования пункта 15 Порядка следует, что установленный им, срок рассмотрения при личном представлении заявления, в течение 1-го рабочего дня, начинает своё течение со дня получения заявления.
Соответственно, заместителем начальника Управления Пластининым М.Е., действия по проверке содержания всех заявлений Серова С.А., комплектности приложенных к ним документов, оформлению и выдаче заявителю разрешений, или направление заявителю, мотивированных отказов с указанием их причин, должны были осуществлены в течение 1-го рабочего дня со дня получения заявлений Серова С.А.Управлением, а именно <дата>.
В судебном заседании установлено, что мотивированный отказ с указанием причин отказа в выдаче разрешений Серову С.А., на добычу одного взрослого медведя и одного взрослого кабана в целях любительской и спортивной охоты на территории общедоступных охотничьих угодий Вавожского района Удмуртской Республики, был дан <дата>, то есть с нарушением установленного срока для рассмотрения.
Вместе с тем, в рассматриваемом деле, нарушение заместителем начальника Управления Пластининым М.Е., срока рассмотрения заявлений Серова С.А., является несущественным нарушением порядка их рассмотрения и не влечет за собой признание оспариваемых заявителем решений незаконными.
Более того, необходимой совокупности доказательств того, что нарушение заместителем начальника Управления Пластининым М.Е. однодневного срока, установленного пунктом 15 Порядка, повлекло нарушение прав заявителя, в судебное заседание Серовым С.А. не представлено.
Оценивая отказы заместителя начальника Управления Пластинина М.Е. в выдаче разрешений Серову С.А. на добычу одного взрослого медведя и одного взрослого кабана в целях любительской и спортивной охоты на территории общедоступных охотничьих угодий Вавожского района Удмуртской Республики, на соответствие требованиям закона и иного нормативного правового акта, регулирующих данные правоотношения суд приходит к следующему.
Пунктами 1, 3, 6 статьи 31 Федерального закона от 24 июля 2009 г. N 209-ФЗ «Об охоте и о сохранении охотничьих ресурсов и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» установлено, что выдача разрешений на добычу охотничьих ресурсов осуществляется в общедоступных охотничьих угодьях органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации; разрешение на добычу копытных животных и медведей выдается на отлов или отстрел одной особи таких животных; порядок распределения разрешений на добычу охотничьих ресурсов между физическими лицами, осуществляющими охоту в общедоступных охотничьих угодьях, устанавливается законом субъекта Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 1 Положения об Управлении, утвержденного Постановлением Правительства УР от 28 мая 2012 г. N 219 "Об Управлении охраны фауны Удмуртской Республики" Управление является исполнительным органом государственной власти Удмуртской Республики, реализующим на территории Удмуртской Республики государственную политику и осуществляющим полномочия в области охраны, воспроизводства и использования объектов животного мира и среды их обитания, в области охоты и сохранения охотничьих ресурсов, в области рыболовства и сохранения водных биоресурсов, а также осуществляющим координацию деятельности в указанных областях других исполнительных органов государственной власти Удмуртской Республики. Управление осуществляет отдельные полномочия Российской Федерации в области организации, регулирования и охраны водных биологических ресурсов, охраны и использования охотничьих ресурсов по контролю, надзору, выдаче разрешений на добычу охотничьих ресурсов и заключению охотхозяйственных соглашений, охраны и использования охотничьих ресурсов, охраны и использования объектов животного мира (за исключением охотничьих ресурсов и водных биологических ресурсов).
Порядок распределения разрешений на добычу охотничьих ресурсов между физическими лицами, осуществляющими охоту в общедоступных охотничьих угодьях в Удмуртской Республике, установлен законом Удмуртской Республики от 22 июня 2012 года № 31-РЗ (далее Закон № 31-РЗ).
Согласно статьям 1 и 2 Закона № 31-РЗ распределение разрешений осуществляется исполнительным органом государственной власти Удмуртской Республики, реализующим на территории Удмуртской Республики государственную политику и осуществляющим полномочия в области охоты и сохранения охотничьих ресурсов, на основании поданных заявлений на выдачу разрешений. Заявления на выдачу разрешений на добычу охотничьих ресурсов, добыча которых осуществляется в соответствии с лимитами их добычи, подаются в уполномоченный орган после их утверждения.
В соответствии с частями 1 и 3 статьи 3 Закона УР распределение разрешений между заявителями осуществляется в порядке очередности, установленной исходя из даты и времени подачи или поступления заявления на выдачу разрешения в уполномоченный орган, в пределах квот добычи охотничьих ресурсов, норм допустимой добычи охотничьих ресурсов, норм пропускной способности, установленных в отношении общедоступных охотничьих угодий. При рассмотрении заявлений на выдачу разрешений, поданных несколькими заявителями в один день или поступивших по почте в один день, очередность рассмотрения заявлений устанавливается исходя из времени их подачи или поступления.
Распределение разрешений на добычу копытных животных и медведя осуществляется в следующем порядке:
1) 50 процентов разрешений распределяются между заявителями:
осуществлявшими, в течение года, предшествующего началу срока сезона охоты, добычу волков на территории общедоступных охотничьих угодий;
осуществлявшими, в течение года, предшествующего началу срока сезона охоты, регулирование численности лисиц;
проводившими в течение года, предшествующего началу срока сезона охоты, работы по подкормке кабана в зимнее время на территории общедоступных охотничьих угодий в соответствии с договором, заключенным с уполномоченным органом;
2) 50 процентов разрешений распределяются между иными заявителями.
Таким образом, действующим законодательством установлено, что выдача разрешений на добычу охотничьих ресурсов, добыча которых осуществляется в соответствии с лимитами их добычи, должна производиться в соответствии с установленными квотами.
Кабан в соответствии с перечнем видов охотничьих ресурсов, утвержденным приказом Минприроды РФ от 17.05.2010 N 164 (в редакции действующей на момент принятия оспариваемых решений) относится к видам охотничьих ресурсов добыча которых осуществляется в соответствии с лимитами их добычи.
Квоты добычи кабанов и медведей на территории Удмуртской Республики на период с 1 августа 2013 года до 1 августа 2014 года установлены Указом Президента Удмуртской Республики от 01 августа 2013 года № 139.
Согласно которому квоты, объемы добычи кабанов старше 1 года, без подразделения по половому признаку (взрослых) в общедоступных охотничьих угодий Вавожского района Удмуртской Республики составляют 40 особей, в возрасте до 1 года – 40 особей. Квота добычи медведя составляет 2 особи.
Таким образом, Управление, могло распределить в общедоступные охотничьи угодья Вавожского района Удмуртской Республики между заявителями:
- указанными в пункте 1 части 3 статьи 3 Закона № 31-РЗ, 50 процентов разрешений, то есть на добычу 20 взрослых особей кабанов, 20 особей в возрасте до 1 года и 1 медведя.
- не указанными в пункте 1 части 3 статьи 3 Закона № 31-РЗ, 50 процентов разрешений, то есть на добычу 20 взрослых особей кабанов, 20 особей в возрасте до 1 года и 1 медведя.
Из объяснений представителя заинтересованного лица следует, что Серов С.А. не относится к категории заявителей указанных в пункте 1 части 3 статьи 3 Закона №31-РЗ, в связи с чем его заявление рассматривалось в порядке очередности.
Доказательств того, что Серов С.А. в течение года, предшествующего началу срока сезона охоты осуществлял добычу волков, регулирование численности лисиц либо выполнял работы по подкормке кабана в зимнее время на территории общедоступных охотничьих угодий в соответствии с договором, заключенным с уполномоченным органом заявитель как в Управление <дата>, так и в материалы дела не предоставил.
Таким образом, заявление Серова С.А. подлежало рассмотрению Управлением в порядке очередности, исходя из даты и времени его поступления.
В судебном заседании установлено, что Серов С.А. обратился в Управление с двумя заявлениями о выдаче разрешений на добычу одного взрослого кабана и одного медведя в общедоступные охотничьи угодья Вавожского района Удмуртской Республики <дата> в 9 часов 27 минут.
Как следует из предоставленных Управлением заявлений граждан, чек-ордеров на оплату сбора за пользование объектами животного мира, корешков к разрешениям граждан, к указанному времени были приняты решения о выдаче разрешений общедоступные охотничьи угодья Вавожского района Удмуртской Республики на добычу 1 взрослого кабана каждому, по заявлениям З., К., Ш., Р., Е., С., К., Х., У., Ф., М., А., Г., Т., Н., Ж., Р., Б., В., Г. (всего 20 разрешений) и на добычу 1 медведя по заявлению Ш. (1 разрешение) поступивших в Управление <дата> в период времени с 08 часов 34 минут до 09 часов 20 минут (л.д. 47-67).
Обстоятельств, свидетельствующих о нарушении порядка регистрации поступивших заявлений, в судебном заседании не установлено.
Соответственно, к моменту поступления заявлений Серова С.А. (<дата> в 09 часов 27 минут) квота добычи кабанов старше 1 года, без подразделения по половому признаку (взрослых) и медведя в общедоступных охотничьих угодий Вавожского района Удмуртской Республики была израсходована.
В соответствии с пунктом 19 Порядка, отказ в выдаче разрешения направляется заявителю в следующих случаях:
заявитель представил заявление и прилагаемые документы, которые не соответствуют требованиям настоящего Порядка или содержат недостоверные сведения;
в отношении охоты в охотничьих угодьях, отдельных видов охотничьих ресурсов или охотничьих ресурсов определенных пола и возраста, указанных в заявлении, правилами охоты установлены запреты в соответствии с Федеральным законом от 24 июля 2009 года N 209-ФЗ;
орудия охоты и способы охоты, указанные в заявлении, не соответствуют международным стандартам на гуманный отлов диких животных;
указанные в заявлении сроки охоты не соответствуют срокам охоты, установленным правилами охоты;
если при выдаче заявителю разрешения будут превышены установленная квота добычи охотничьих ресурсов либо нормы допустимой добычи охотничьих ресурсов или нормы пропускной способности охотничьего угодья.
Отказ в выдаче разрешений Серову С.А. на добычу одного взрослого медведя и одного взрослого кабана в целях любительской и спортивной охоты на территории общедоступных охотничьих угодий Вавожского района Удмуртской Республики, изложенный заместителем начальника Управления Пластининым М.Е. в письмах от 02 августа <номер>(медведь) и <номер> (кабан), мотивирован тем, что в случае выдачи разрешений по заявлениям Серова С.А. от <дата> будет превышена установленная квота добычи охотничьих ресурсов.
При указанных обстоятельствах следует признать, что оспариваемые решения об отказе в выдаче разрешений Серову С.А на добычу одного взрослого медведя и одного взрослого кабана в целях любительской и спортивной охоты на территории общедоступных охотничьих угодий Вавожского района Удмуртской Республики соответствует закону.
Кроме того, обязательным условием для удовлетворения заявления является доказанность факта нарушения решениями прав либо свобод, создания препятствий к осуществлению Серовым С.А. его прав и свобод.
Вместе с тем данные о том, что в результате принятых решений нарушены права или свободы заявителя, созданы препятствий к осуществлению Серовым С.А. его прав и свобод отсутствуют.
Объяснения заявителя, его представителя о том, что оспариваемыми решениями созданы препятствия к реализации Серовым С.А. права на охоту иными доказательствами не подтверждены, в связи с чем признаются судом недостаточными для признания данного обстоятельства доказанным.
Таким образом, Серов С.А. не доказал в судебном заседании факт нарушения его прав и свобод, создания препятствий к осуществлению им права на охоту оспариваемыми решениями.
В силу вышеизложенного требования Серова С.А. не подлежат удовлетворению.
Поскольку в удовлетворении заявления Серову С.А. отказано, то понесенные им судебные расходы по оплате государственной пошлины возмещению за счёт Управления в силу ст.98 ГПК РФ не подлежат.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.194-199,258 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Заявление Серова С.А. об оспаривании решений Управления охраны фауны Удмуртской Республики от 02 августа 2013 года об отказе в выдаче разрешений на добычу одного взрослого медведя и одного взрослого кабана в целях любительской и спортивной охоты на территории общедоступных охотничьих угодий Вавожского района Удмуртской Республики оставить без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в Верховный суд Удмуртской Республики в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме через районный суд.
Решение в окончательной форме принято 05 сентября 2013 года.
Председательствующий судья А.Н. Плеханов