Решение от 04.02.2016 по делу № 2-141/2016 (2-7553/2015;) от 14.10.2015

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

г.Сочи

04.02.2016 г.

Центральный районный суд г.Сочи Краснодарского края в составе

председательствующего судьи Качур С.В.,

при секретаре судебного заседания Лебединской М.П.,

с участием представителя истцов Гончарова Д.В.,

представителя ответчика администрации г.Сочи Язвенко М.В.,

представителя ответчика МУП г.Сочи "Водосток" Полторак В.В.,

представителя ответчика ФКУ "Управление Федеральных автомобильных дорог "Черноморье" Федерального дорожного агентства (ФКУ Упрдор "Черноморье") Чолокян К.А., Никитина С.В.,

рассмотрев в судебном заседании гражданское дело по иску Хахвичамиашвили А. И., Холина С. Г., Плахтий В. А., Масловского И. И.ича, Тер-Аванесяна Г. В., Денискиной Г. А., Половинкиной Н. В., Стрельникова Б. А., Плотниковой О. В., Шамайда О. И., Карапетяна Р. М., Овакимяна А. Л., Кирко С. А., Маркарян С. А. к администрации Адлерского района г.Сочи, администрации г.Сочи, МУП г.Сочи "Водосток", Федеральному казенному учреждению "Управление Федеральных автомобильных дорог "Черноморье" Федерального дорожного агентства" о возмещении убытков, причиненных в результате повреждения имущества,

уководствуясь ст.1945-199 ГПК РФ, судРуковолдствуясь ст.194-199 ГПК РФ, суд

установил:

Истцы обратились в суд с иском администрации Адлерского района г.Сочи, администрации г.Сочи, МУП г.Сочи "Водосток", Федеральному казенному учреждению "Управление Федеральных автомобильных дорог "Черноморье" Федерального дорожного агентства", которым просят взыскать с ответчиков солидарно в счет возмещения убытков, причиненных повреждением имущества, следующие денежные компенсации:

Хахвичамиашвили А.И. - 2550028,93 рублей, 10000 рублей на оплату услуг оценщика;

Холину С.Г. - 424376,06 рублей, 10000 рублей на оплату услуг оценщика;

Плахтий В.А. - 340519,96 рублей, 10000 рублей на оплату услуг оценщика;

Масловскому И.И. - 188774,59 рублей, 10000 рублей на оплату услуг оценщика;

Тер-Аванесяну Г.В. - 601015,59 рублей, 10000 рублей на оплату услуг оценщика;

Денискиной Г.А. - 436005,01 рубль, 10000 рублей на оплату услуг оценщика;

Половинкиной Н.В. - 405148,71 рубль, 10000 рублей на оплату услуг оценщика;

Стрельникову Б.А. - 644196,59 рублей, 10000 рублей на оплату услуг оценщика;

Плотниковой О.В. - 356109,84 рубля, 10000 рублей на оплату услуг оценщика;

Шамайда О.И. - 332003,37 рублей, 10000 рублей на оплату услуг оценщика;

Карапетян Р.М. - 610630,72 рублей, 10000 рублей на оплату услуг оценщика;

Овакимян А.Л. - 202421,50 рублей, 10000 рублей на оплату услуг оценщика;

Кирко С.А. - 750689,24 рублей, 10000 рублей на оплату услуг оценщика;

Маркарян С.А. - 453091,59 рублей, 10000 рублей на оплату услуг оценщика.

В обоснование требований указывают, что истцам (всего 14 человек) на праве собственности принадлежат автомобили, которые 25.06.2015 г. были повреждены в результате подтопления проезжей части ливневыми водами в Адлерском районе г.Сочи.

Согласно ст.15 ГК РФ лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков, если законом или договором не предусмотрено возмещение убытков в меньшем размере. Под убытками понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб), а также неполученные доходы, которые это лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено (упущенная выгода). Если лицо, нарушившее право, получило вследствие этого доходы, лицо, право которого нарушено, вправе требовать возмещения наряду с другими убытками упущенной выгоды в размере не меньшем, чем такие доходы.

На основании ст. 064 ГК РФ, вред, причиненный личности или имуществу гражданина, а также вред, причиненный имуществу юридического лица, подлежит возмещению в полном объеме лицом, причинившим вред. Законом или договором может быть установлена обязанность причинителя вреда по выплате потерпевшему компенсацию сверх возмещения вреда. Лицо, причинившее вред, освобождается от возмещения вреда, если докажет, что вред причинен не по его вине. Законом может быть предусмотрено возмещение вреда и при отсутствии вины причинителя вреда.

В силу статей 1069, 1071 ГК РФ, вред причиненный гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления либо должностных лиц этих органов, в том числе в результате издания не соответствующего закону или иному правовому акту акта государственного органа или органа местного самоуправления, подлежит возмещению. Вред возмещается за счет соответственно казны Российской Федерации, казны субъекта Российской Федерации или казны муниципального образования. В случаях, когда в соответствии с настоящим Кодексом или другими законами причиненный вред подлежит возмещению за счет казны Российской Федерации, казны субъекта Российской Федерации или казны муниципального образования, от имени казны выступают соответствующие финансовые органы, если в соответствии с п.3 ст.125 ГК РФ эта обязанность не возложена на другой орган, юридическое лицо или гражданина.

В ст.12 Федерального закона от 10.12.1995 г. № 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения" предусматривается, что ремонт и содержание дорог на территории РФ должны обеспечивать нормативным документам, относящимся к обеспечению безопасности дорожного движения, удостоверяется актами контрольных осмотров либо обследований дорог, проводимых с участием соответствующих органов исполнительной власти. Обязанность по обеспечению соответствия состояния дорог при их содержании установленным техническим регламентам и другим нормативным документам возлагается на лица, осуществляющие содержание автомобильных дорог.

В силу норм ст.4 Федерального закона от 10.12.1995 г. № 196-ФЗ к полномочиям органов местного самоуправления поселения в области обеспечения безопасности дорожного движения относится осуществление мероприятий по обеспечению безопасности дорожного движения на автомобильных дорогах местного значения, в том числе на объектах улично-дорожной сети, в границах населенных пунктов поселения при осуществлении дорожной деятельности.

В соответствии с п.10 ст.5 Федерального закона от 08.11.2007 г. № 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" автомобильными дорогами общего пользования местного значения муниципального района являются автомобильные дороги общего пользования в границах муниципального района, за исключением автомобильных дорог общего пользования федерального, регионального или межмуниципального значения, автомобильных дорог общего пользования местного значения поселений, частных автомобильных дорог.

Согласно ст.13 Федерального закона от 08.11.2007 г. № 257-ФЗ к полномочиям органов местного самоуправления в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности относится осуществление муниципального контроля за обеспечением сохранности автомобильных дорог местного значения.

В силу п.5 ст.14 Федерального закона от 06.10.2003 г. № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения поселения относится дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения и обеспечение безопасности дорожного движения на них, включая создание и обеспечение функционирования парковок (парковочных мест), осуществление муниципального контроля за сохранностью автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством РФ.

Согласно ст.16 Федерального закона от 06.10.2003 г. № 131-ФЗ к вопросам местного значения городского округа относятся: владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности городского округа; организация в границах городского округа, в частности, водоотведения; дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах городского округа и обеспечение безопасности дорожного движения на них, включая создание и обеспечение функционирования парковок (парковочных мест), осуществление муниципального контроля за сохранностью автомобильных дорог местного значения в границах городского округа, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации.

По общему правилу, установленному пунктами 1 и 2 ст.1064 ГК РФ, ответственность за причинение вреда возлагается на лицо, причинившее вред, если оно не докажет отсутствие своей вины.

В силу ст.1083 ГК РФ вред, возникший вследствие умысла потерпевшего, возмещению не подлежит. Если грубая неосторожность самого потерпевшего содействовала возникновению или увеличению вреда, в зависимости от степени вины потерпевшего и причинителя вреда размер возмещения должен быть уменьшен.

Предусмотренная ст.1064 ГК РФ презумпция вины причинителя вреда предполагает, что доказательства отсутствия его вины, а также наличия обстоятельств, исключающих основания для возложения на него ответственности за причинение вреда, должен представить сам ответчик.

В соответствии с п.2 ст.28 Федерального закона от 08.11.2007 г. № 257-ФЗ пользователи автомобильными дорогами имеют право получать компенсацию вреда, причиненного их жизни, здоровью или имуществу в случае строительства, реконструкции, капитального ремонта, ремонта и содержания автомобильных дорог вследствие нарушений требований настоящего Федерального закона, требований технических регламентов лицами, осуществляющими строительство, реконструкцию, капитальный ремонт, ремонт и содержание автомобильных дорог, в порядке, предусмотренном гражданским законодательством.

Согласно п.12.9 СП 42.13330.2011 Градостроительство. Планировка и застройка городских и сельских поселений, проектирование дождевой канализации следует осуществлять на основании действующих нормативных документов: СП 32.13330, СанПиН 2.1.5.980, Водного кодекса РФ.

Пункт 12.11 СП 42.13330.2011, предусматривает, что для определения размеров отводящих труб и водосточных каналов необходимо учитывать расчетный максимальный расход дождевой воды, поступающей в сеть. Этот расход зависит от принятой расчетной интенсивности дождя, его продолжительности, коэффициента стока и площади водосбора. На территории городов следует, как правило, применять закрытую систему водоотвода. Применение открытых водоотводящих устройств допускается в средних и малых городах, сельских населенных пунктах, на парковых территориях с устройством мостков или труб на пересечении с дорогами. Минимальный диаметр водостоков принимается равным 400 мм. Рекомендуется применение открытых водоотводящих устройств в виде кюветных лотков, сопутствующих автомагистралям, и в районах малоэтажного строительства. Открытая дождевая канализация состоит из лотков и канав разного размера с искусственной или естественной одеждой и выпусков упрощенных конструкций. Дождеприемники при этом не устраивают.

На основании п.12.13 СП 42.13330.2011, расчет водосточной сети следует производить на дождевой сток по СП 32.13330. При однократном превышении расчетной интенсивности, при которой коллектор дождевой канализации должен пропускать лишь часть расхода дождевого стока, остальная его часть временно затопляет проезжую часть улиц и при наличии уклона стекает по ее лоткам. Высота затопления улиц при этом должна быть меньше высоты затопления подвальных и полуподвальных помещений. Период однократного переполнения сети дождевой канализации принимается в зависимости от характера территории, площади территории и величины интенсивности дождя по СП 32.13330.

В соответствии с п.13.1, 13.6 СП 42.13330.2011, мероприятия по инженерной подготовке следует устанавливать с учетом прогноза изменения инженерно-геологических условий, характера использования и планировочной организации территории.

При разработке проектов планировки и застройки городских и сельских поселений следует предусматривать при необходимости инженерную защиту от затопления, подтопления, селевых потоков, снежных лавин, оползней и обвалов. Территории поселений, расположенных на прибрежных участках, должны быть защищены от затопления паводковыми водами, ветровым нагоном воды; от подтопления грунтовыми водами - подсыпкой (намывом) или обвалованием.

Согласно ст.18 Федерального закона от 21.12.1994 г. № 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" граждане Российской Федерации имеют право в том числе на защиту жизни, здоровья и личного имущества в случае возникновения чрезвычайных ситуаций; быть информированными о риске, которому они могут подвергнуться в определенных местах пребывания на территории страны, и о мерах необходимой безопасности; на возмещение ущерба, причиненного их здоровью и имуществу вследствие чрезвычайных ситуаций.

Указывают, что их имуществу в виде автомобилей причинен вред в связи с неисполнением администрациями г.Сочи и Адлерского района, как органами местного самоуправления возложенных на них в силу норм федерального законодательства обязанностей по надлежащему содержанию муниципального имущества. Ими также не были предприняты меры к информированию населения о затоплении, ограждении территории затопления для исключения транспортных средств в зону затопления. В связи с чем они обязаны компенсировать нам причиненный ненадлежащим исполнением своих обязанностей ущерб.

В свою очередь МУП Водосток г.Сочи, Федеральное казенное учреждение "Управление Федеральных автомобильных дорог "Черноморье" Федерального дорожного агентства" должны понести ответственность в связи ненадлежащим обслуживанием дорожного полотна и ливневой системы, которое также повлекло для них причинение убытков.

Доказательств соответствия действий ответчиков, в силу ст.1064 ГК РФ, действующему законодательству в области защиты населения при чрезвычайных ситуациях, а также соответствия технических и инженерных сооружений по защите и обеспечению безопасности населения и его имущества в период причинения ущерба каждому из истцов, ответчиками не представлено. Вред каждому из транспортных средств был причинен при нахождении на территории Адлерского района г.Сочи 25.06.2015 г.

ФКУ "Управление Федеральных автомобильных дорог "Черноморье" Федерального дорожного агентства (ФКУ Упрдор "Черноморье") представлен отзыв на иск.

В обоснование возражений ФКУ Упрдор "Черноморье" указывает, что ст.3 Федерального закона от 08.11.2007 г. № 257-ФЗ определено, что для целей указанного Федерального закона под автомобильной дорогой понимается объект транспортной инфраструктуры, предназначенный для движения транспортных средств и включающий в себя земельные участки в границах полосы отвода автомобильной дороги и расположенные на них или под ними конструктивные элементы (дорожное полотно, дорожное покрытие и подобные элементы) и дорожные сооружения, являющиеся ее технологической частью, - защитные дорожные сооружения, искусственные дорожные сооружения, производственные объекты, элементы обустройства автомобильных дорог (п.1).

Таким образом, автомобильная дорога, в соответствии с требованиями Федерального закона от 08.11.2007 г. № 257-ФЗ - объект транспортной инфраструктуры, расположенный на земельных участках в границах полосы отвода автомобильной дороги.

Улица Урожайная Адлерского района г.Сочи находится за полосой отвода автомобильной дороги А-147 Джубга-Сочи-граница с Республикой Абхазия, что подтверждается топографическим планом автомобильной дороги ФАД "Джубга-Сочи".

Так, 20.04.2015 г. между ФКУ Упрдор "Черноморье" (заказчик) и ЗАО "ПО РОСДорСтрой" (исполнитель) заключен государственный контракт № 5/15САД на оказание услуг по содержанию действующей сети автомобильных дорог общего пользования федерального значения: А-147 "Джубга-Сочи-граница с Республикой Абхазия", А-148 "Дублер курортного проспекта", А-149 Адлер- Красная Поляна, "Автодорожная составляющая совмещенной дороги Адлер-горноклиматический курорт "Альпика-Сервис" на участке км 0+000 - км 45+600.

Общие сроки оказания услуг по Контракту: начало: 01.05.2015 г., окончание 31.12.2015 г.

При этом в соответствии с условиями государственного контракта заключенного ФКУ Упрдор "Черноморье" обязанность по содержанию имущества в составе автомобильных дорог в соответствии с положениями ст.210 ГК РФ возлагается на исполнителя.

Предметом государственного контракта является обязанность исполнителя по выполнению мероприятий по технике безопасности, безопасности дорожного движения, пожарной безопасности и других норм безопасности, рациональному использованию территории, охране окружающей среды, зеленных насаждений и земли, требований природоохранного законодательства и законодательства по охране и сохранению среды обитания водных биологических ресурсов, правил использования полос отвода и придорожных полос, иных норм, обязанность выполнения которых возникает в связи с эксплуатацией и осуществлением содержания Объекта.

Согласно положению вышеуказанного контракта исполнитель принимает на себя обязательства по оказанию услуг по содержанию сети автомобильных дорог общего пользования федерального значения А-147 "Джубга-Сочи-граница с республикой Абхазия", выполнению комплекса услуг по содержанию автодорог и искусственных дорожных сооружений в их составе в пределах полосы отвода и достижению заданного уровня содержания в соответствии с техническим заданием на оказание услуг, в целях обеспечения разрешенного скоростного режима, а также непрерывности безопасности и удобства движения пользователей участка автомобильной дороги.

Состав объекта контракта, его описание, основные технические и эксплуатационные характеристики и параметры, составленные в соответствии с кадастровым и техническими паспортами Объекта, указаны в Техническом задании (приложение № 1 Контракту).

В соответствии с разделом III Технического задания в состав работ по содержанию автомобильных дорог входят: Полоса отвода, земляное полотно и система водоотвода, в том числе поддержание элементов системы водоотвода в чистоте и в порядке (в том числе прочистка, профилирование, укрепление стенок и дна кюветов и водоотводных канав, устранение дефектов их укреплений, прочистка и устранение мелких повреждений ливневой канализации, дренажных устройств, быстротоков, водобойных колодцев, перепадов, лотков, подводящих и отводящих русел у труб и мостов); устройство дренажных прорезей; противопаводковые мероприятия.

Кроме того, ФКУ Упрдор "Черноморье" поясняет следующее.

В соответствии со ст.8 ГК РФ, гражданские права и обязанности возникают не только из договоров и иных сделок, предусмотренных законом, но и по другим основаниям, в частности, вследствие причинения вреда другому лицу.

В силу ст.12 Федерального закона от 10.12.1995 г. № 196-ФЗ ремонт и содержание дорог на территории Российской Федерации должны обеспечивать безопасность дорожного движения. Соответствие состояния дорог техническим регламентам и другим нормативным документам, относящимся к обеспечению безопасности дорожного движения, удостоверяется актами контрольных осмотров либо обследований дорог, проводимых с участием соответствующих органов исполнительной власти.

Статьей 28 Федерального закона от 08.11.2007 г. № 257-ФЗ установлено, что пользователи автомобильными дорогами имеют право 1 получать компенсацию вреда, причиненного их жизни, здоровью или имуществу в случае строительства, реконструкции, капитального ремонта, ремонта и содержания автомобильных дорог вследствие нарушений требований настоящего Федерального закона, требований технических регламентов лицами, осуществляющими строительство, реконструкцию, капитальный ремонт, ремонт и содержание автомобильных дорог, в порядке, предусмотренном гражданским законодательством.

По общему правилу, установленному пункты 1 и 2 ст.1064 ГК РФ ответственность за причинение вреда возлагается на лицо, причинившее вред, если оно не докажет отсутствие своей вины. В случаях, специально предусмотренных законом, вред возмещается независимо от вины причинителя вреда (п.1 ст.1070, ст.1079, п.1 ст.1095, ст.1100 ГК РФ). Обязанность по возмещению вреда может быть возложена на лиц, не являющихся причинителями вреда (статьи 1069, 1070, 1073, 1074, 1079 и 1095 ГК РФ).

Согласно ст.15 ГК РФ, лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков, если законом или договором не предусмотрено возмещение убытков в меньшем размере.

По смыслу приведенных норм права в их совокупности следует, что истец должен доказать факт причинения убытков, его размер, неправомерность действий (бездействия) ответчика, прямую причинно-следственную связь между неправомерными действиями (бездействием) ответчика и наступившими последствиями (вредом), ответчик должен доказать, что вред причинён не по его вине.

В соответствии с частями 1, 2 ст.209 ГК РФ, собственнику принадлежат права владения, пользования и распоряжения своим имуществом, собственник вправе по своему усмотрению совершать в отношении принадлежащего ему имущества любые действия, не противоречащие закону и иным правовым актам и не нарушающие права и охраняемые законом интересы других лиц, в том числе отчуждать свое имущество в собственность другим лицам, передавать им, оставаясь собственником, права владения, пользования и распоряжения имуществом, отдавать имущество в залог и обременять его другими способами, распоряжаться им иным образом.

В силу ст.210 ГК РФ собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.

Таким образом, действующее законодательство предусматривает возложение ответственности по возмещению вреда не только на непосредственного причинителя, но и на иное лицо, в том числе на собственника имущества; при этом действующее законодательство допускает, что собственник имущества вправе переложить бремя содержания принадлежащего ему имущества на иное лицо в рамках закона и договора.

ФКУ Упрдор "Черноморье" не согласно с доводами иска о том, что причинение вреда имуществу истцов произошло вследствие ненадлежащего обслуживания Управлением дорожного полотна и ливневой системы. Доказательств, свидетельствующих о том, что ливневая канализация проходящая под федеральной автомобильной дорогой А-147 находилась в технически неисправном состоянии, истцами суду не представлено.

ФКУ Упрдор "Черноморье" полагает, что повреждение транспортных средств, принадлежащих истцам, произошло вследствие неконтролируемого природного явления.

Из справки ФГБУ "СЦГМС ЧАМ" от 08.07.2015 г. № 271 следует, что 25.06.2015 г. на территории г.Сочи (Адлерский, Хостинский, Центральный, Лазаревский районы) наблюдался комплекс гидрометеорологических явлений, которые образуют опасное явление: сильный дождь, грозы, местами ливни, резкие подъёмы уровня воды в реках и малых водотоках, местами превышающие неблагоприятные и опасные отметки, с выходом воды из русел и затоплением поймы. Месячная норма осадков в июне составляет: агрометеостанция Сочи - 91 мм, метеостанция АМСГ Адлер - 96 мм. Соответственно в адлерском районе г.Сочи количество выпавших за 12 часов осадков, категории опасного явления, составляет 180 % от месячной нормы.

Согласно ст.1 Федерального закона от 21.12.1994 г. № 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" чрезвычайная ситуация - это обстановка на определенной территории, сложившаяся в результате аварии, опасного природного явления, катастрофы, стихийного или иного бедствия, которые могут повлечь или повлекли за собой человеческие жертвы, ущерб здоровью людей или окружающей среде, значительные материальные потери и нарушение условий жизнедеятельности людей.

В соответствии с ГОСТ Р 22.0 03-95 "Природные чрезвычайные ситуации", к опасным метеорологическим явлениям и процессам 9определение п 3.4.1) которые могут быть источником природной чрезвычайной ситуации (определение п. 3.1.2) относится.. . 3.4.11 Ливень: кратковременные атмосферные осадки большой интенсивности, обычно в виде дождя или снега.

Исходя из понятия "непреодолимая сила", установленных фактических обстоятельств произошедшего, ФКУ Упрдор "Черноморье" считает, что затопление автомобилей истцов было вызвано именно экстремальными погодными условиями, имевшими место 25.06.2015 г. - выпадением большого количества осадков в виде ливня. Данное обстоятельство является непреодолимой силой, чрезвычайным и непредотвратимым при данных условиях.

Данное обстоятельство подтверждается распоряжением главы администрации (губернатора) Краснодарского края от 25.06.2015 г. № 266-р "О введении режима чрезвычайной ситуации на территории Краснодарского края" и решением № 34 от 25.06.2015 г. "О мерах по защите населения и территории муниципального образования город-курорт Сочи с неблагоприятными погодными явлениями".

Доказательств того, что выпадение осадков явилось следствием ненадлежащего исполнения ФКУ Упрдор "Черноморье" своих обязательств либо иных их неправомерных действий истцами суду не представлено, в связи с чем, на ФКУ Упрдор "Черноморье", в силу ст.1064 ГК РФ, не может быть возложена ответственность в связи с отсутствием его вины, а также в соответствии со ст.211 ГК РФ, имеет место случайное повреждение имущества, риск которого несет его собственник.

В силу вышеизложенного, ФКУ Упрдор "Черноморье" приходит к выводу об отсутствии правовых оснований для удовлетворения иска.

МУП г.Сочи "Водосток" представлен отзыв на иск, согласно которого с исковыми требованиями не согласно.

МУП г.Сочи "Водосток" указывает, что, в обоснование своих возражений приводит следующее.

Согласно Уставу МУП г.Сочи "Водосток" является коммерческой организацией и владеет, пользуется и распоряжается имуществом, принадлежащим ему на праве хозяйственного ведения. Право хозяйственного ведения в отношении муниципального имущества, возникает у Предприятия с момента передачи имущества Собственником имущества. Ливневая сеть в составе автомобильных дорог, сети ливневой канализации по <адрес>, пер.Александровский в <адрес> г.Сочи, на которых, в период подтопления, находились автомобили истцов, не передавались в хозяйственное ведение МУП г.Сочи "Водосток" и не находятся на балансе Предприятия, данный факт подтверждается справкой Департамента имущественных отношений Администрации г.Сочи ( от ДД.ММ.ГГГГ). Контракт на выполнение работ по содержанию сетей ливневой канализации по вышеперечисленным <адрес> г.Сочи с МУП г.Сочи "Водосток" не заключался.

Кроме того, Уставом предприятия не предусмотрена деятельность по содержанию дорог, дорожных покрытий, других дорожных сооружений.

25.06.2015 г. на территории г.Сочи сложилась чрезвычайная ситуация природного характера. Факт чрезвычайной ситуации подтверждается справкой ФГБУ "Специализированный центр по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды Черного и Азовского морей" № 271 от 08.07.2015 г., согласно которой, 25.06.2015 г. на территории г.Сочи наблюдался комплекс гидрометеорологических явлений (КМЯ), которые образуют опасное явление (ОЯ): сильный дождь, грозы, местами ливни, резкие подъемы уровня воды в реках и малых водотоках, местами превышающие неблагоприятные и опасные отметки, с выходом воды из русел и затоплением поймы. В Адлерском районе г.Сочи количество выпавших за 12 часов осадков, категории опасного явления, составило 180 % от месячной нормы.

25.06.2015 г. Решением № 34 Комиссии по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций при администрации г.Сочи принято:

Классифицировать чрезвычайную ситуацию 25.06.2015 г. - "Чрезвычайная ситуация муниципального характера".

Пунктом 11 указанного выше Решения, МУП г.Сочи "Водосток" поручено проверить готовность к пропуску вод подведомственных ливневых систем и при необходимости привести их в готовность. Как указывалось выше, сети ливневой канализации по улицам, на которых подверглись подтоплению автомобили истцов, не состоят на балансе МУП г.Сочи "Водосток" и не закреплялись за предприятием на праве хозяйственного ведения.

Резюмируя изложенное: 25.06.2015 г. на территории г.Сочи сложилась чрезвычайная ситуация природного характера, что подтверждается уполномоченными на то органами. Имущество истцов подверглось подтоплению вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств (п.3 ст.401 ГК РФ).

Абзацем 1 п.1 ст.1064 ГК РФ предусмотрено, что вред, причиненный личности или имуществу гражданина, а также вред, причиненный имуществу юридического лица, подлежит возмещению в полном объеме лицом, причинившим вред.

По смыслу норм права, для возложения на лицо имущественной ответственности за причиненный вред необходимы наличие таких обстоятельств, как наступление вреда, противоправность поведения причинителя вреда и его вина, а также причинно-следственная связь между действиями причинителя вреда и наступившими неблагоприятными последствиями.

Таким образом, для наступления ответственности за причинение вреда необходима связь между поведением ответчика и наступившим вредом. В связи с этим факт чрезвычайной ситуации, объявленной на территории Адлерского района, а также, отсутствие на балансе МУП г.Сочи "Водосток" сетей ливневой канализации, проходящей по улицам, на которых произошло подтопление имущества Истцов, соответственно, обязанности обслуживать и содержать указанные сети, является обстоятельством, имеющим юридическое значение для правильного разрешения настоящего дела.

В судебном засдаении представитель истцов, ответчики ФКУ Упрдор "Черноморье" и МУП г.Сочи "Водосток" ссылались на обоснование своих требований и возражений.

Представитель администрации г.Сочи просил отказать в удовлетворении заявленных требований ввиду отсутствия обязанности органа местного самоуправления в силу федерального закона "О водоснабжении, водоотведении" наличие на каждой улице систем, а также в виду введения режима чрезвычайной ситуации правовым актом губернатора, а также в связи с наличием акта, описывающего порядок и основание возмещения в случае повреждения недвижимого имущества при чрезвычайной ситуации.

Представитель администрации Адлерского района г.Сочи (ответчик) в судебное заседание не явился, что не является препятствием к разрешению спора в его отсутствие по правилам ст.167 ГПК РФ.

Изучив доводы сторон, материалы дела, суд не находит иск подлежащим удовлетворению.

Согласно ст.15 ГК РФ, лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков, если законом или договором не предусмотрено возмещение убытков в меньшем размере.

В силу ст.8 ГК РФ, гражданские права и обязанности возникают не только из договоров и иных сделок, предусмотренных законом, но и по другим основаниям, в частности, вследствие причинения вреда другому лицу.

По общему правилу, установленному пунктами 1 и 2 ст.1064 ГК РФ, ответственность за причинение вреда возлагается на лицо, причинившее вред, если оно не докажет отсутствие своей вины. В случаях, специально предусмотренных законом, вред возмещается независимо от вины причинителя вреда (п.1 ст.1070, ст.1079, п.1 ст.1095, ст.1100 ГК РФ). Обязанность по возмещению вреда может быть возложена на лиц, не являющихся причинителями вреда (статьи 1069, 1070, 1073, 1074, 1079 и 1095 ГК РФ).

Материалами дела установлено, что принадлежащему истцам имуществу (автомобилям) причинен ущерб в результате выпадения 25.06.2015 г. большого количества осадков в виде дождя и затопления жилого массива и проезжих частей Адлерского района г.Сочи.

В силу ст.12 Федерального закона от 10.12.1995 г. № 196-ФЗ ремонт и содержание дорог на территории Российской Федерации должны обеспечивать безопасность дорожного движения. Соответствие состояния дорог техническим регламентам и другим нормативным документам, относящимся к обеспечению безопасности дорожного движения, удостоверяется актами контрольных осмотров либо обследований дорог, проводимых с участием соответствующих органов исполнительной власти.

Статьей 28 Федерального закона от 08.11.2007 г. № 257-ФЗ установлено, что пользователи автомобильными дорогами имеют право получать компенсацию вреда, причиненного их жизни, здоровью или имуществу в случае строительства, реконструкции, капитального ремонта, ремонта и содержания автомобильных дорог вследствие нарушений требований настоящего Федерального закона, требований технических регламентов лицами, осуществляющими строительство, реконструкцию, капитальный ремонт, ремонт и содержание автомобильных дорог, в порядке, предусмотренном гражданским законодательством.

В соответствии с п.1 ст.1064 ГК РФ вред, причиненный личности или имуществу гражданина, подлежит возмещению в полном объеме лицом, причинившим вред.

Ответственность, предусмотренная названной нормой, наступает при условии доказанности следующих обстоятельств: наличие вреда, противоправность поведения причинителя вреда, его вина, размер причиненного вреда, а также причинно-следственная связь между противоправными действиями и наступившими неблагоприятными последствиями.

Согласно ч.1 ст.12 ГПК РФ правосудие по гражданским делам осуществляется на основе состязательности и равноправия сторон, а в силу ч.1 ст.56 каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основание своих требований и возражений.

Таким образом, на истце и ответчике в равной степени лежит бремя доказывания выдвигаемых ими доводов и возражений.

Однако допустимых и достоверных доказательств в обоснование своих требований истцами представлено не было.

Отказывая в удовлетворении иска, суд исходит из толкования понятия "чрезвычайная ситуация природного характер" и "непреодолимая сила", в связи с чем пришел к выводу о том, что затопление автомобилей истцов было вызвано именно экстремальными погодными условиями - выпадением большого количества осадков в виде ливня, произошедшего 25.06.2015 г. Данное обстоятельство является непреодолимой силой, чрезвычайным и непредотвратимым при данных условиях.

Из справки ФГБУ "СЦГМС ЧАМ" от 08.07.2015 г. № 271 следует, что 25.06.2015 г. на территории г.Сочи (Адлерский, Хостинский, Центральный, Лазаревский районы) наблюдался комплекс гидрометеорологических явлений, которые образуют опасное явление: сильный дождь, грозы, местами ливни, резкие подъёмы уровня воды в реках и малых водотоках, местами превышающие неблагоприятные и опасные отметки, с выходом воды из русел и затоплением поймы. Месячная норма осадков в июне составляет: агрометеостанция Сочи - 91 мм, метеостанция АМСГ Адлер - 96 мм. Соответственно в адлерском районе г.Сочи количество выпавших за 12 часов осадков, категории опасного явления, составляет 180 % от месячной нормы.

Согласно ст.1 Федерального закона от 21.12.1994 г. № 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" чрезвычайная ситуация - это обстановка на определенной территории, сложившаяся в результате аварии, опасного природного явления, катастрофы, стихийного или иного бедствия, которые могут повлечь или повлекли за собой человеческие жертвы, ущерб здоровью людей или окружающей среде, значительные материальные потери и нарушение условий жизнедеятельности людей.

В соответствии с ГОСТ Р 22.0 03-95 "Природные чрезвычайные ситуации", к опасным метеорологическим явлениям и процессам 9определение п 3.4.1) которые могут быть источником природной чрезвычайной ситуации (определение п. 3.1.2) относится.. . 3.4.11 Ливень: кратковременные атмосферные осадки большой интенсивности, обычно в виде дождя или снега.

Исходя из понятия "непреодолимая сила", установленных фактических обстоятельств произошедшего, ФКУ Упрдор "Черноморье" считает, что затопление автомобилей истцов было вызвано именно экстремальными погодными условиями, имевшими место 25.06.2015 г. - выпадением большого количества осадков в виде ливня. Данное обстоятельство является непреодолимой силой, чрезвычайным и непредотвратимым при данных условиях.

В соответствии со ст.1 Федерального закона от 21.12.1994 г. № 68-ФЗ, чрезвычайная ситуация - это обстановка на определенной территории, сложившаяся в результате аварии, опасного природного явления, катастрофы, стихийного или иного бедствия, которые могут повлечь или повлекли за собой человеческие жертвы, ущерб здоровью людей или окружающей среде, значительные материальные потери и нарушение условий жизнедеятельности людей.

Материалами дела установлено и не оспаривается сторонами, что повреждение принадлежащего истцам автомобилей произошло вследствие неконтролируемого природного явления.

Вопреки доводам истцов подтверждением того обстоятельства, что событие от 25.06.2015 г. является чрезвычайной ситуацией, является распоряжение главы администрации (губернатора) Краснодарского края от 25.06.2015 г. № 266-р "О введении режима чрезвычайной ситуации на территории Краснодарского края" и решением № 34 от 25.06.2015 г. "О мерах по защите населения и территории муниципального образования город-курорт Сочи с неблагоприятными погодными явлениями", которыми в результате обильных осадков в виде дождя, в целях защиты населения и своевременной ликвидации последствий, данная ситуация признана чрезвычайной.

При указанных обстоятельствах суд не усматривает вины ответчиков в причинении повреждений автомобилям истцов, в связи с чем на ответчиков не может быть возложена материальная ответственность в виде возмещения ущерба, причиненного повреждением автомобилей.

Учитывая, что повреждение автомобилей произошло в результате чрезвычайного происшествия, то есть случайного обстоятельства, в силу ст.211 ГК РФ истцы, как собственники автомобилей, несут риск случайного повреждения своего имущества.

Доводы о том, что дождеприемные устройства на участке дороги отсутствовали в положенном количестве или не соответствовали ГОСТам, не могут повлечь принятия иного решения, так как допустимых доказательств причинения ущерба истцу именно таким несоответствием представлено не было.

Руководствуясь ст.194-199 ГПК РФ, суд

решил:

    ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░. ░., ░░░░░░ ░. ░., ░░░░░░░ ░. ░., ░░░░░░░░░░░ ░. ░.░░░, ░░░-░░░░░░░░░ ░. ░., ░░░░░░░░░░ ░. ░., ░░░░░░░░░░░░ ░. ░., ░░░░░░░░░░░░ ░. ░., ░░░░░░░░░░░ ░. ░., ░░░░░░░ ░. ░., ░░░░░░░░░░ ░. ░., ░░░░░░░░░ ░. ░., ░░░░░ ░. ░., ░░░░░░░░ ░. ░. ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░.░░░░, ░░░░░░░░░░░░░ ░.░░░░, ░░░ ░.░░░░ "░░░░░░░░", ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ "░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ "░░░░░░░░░░" ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░" ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░

    ░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░.░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░.

    ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ 09.02.2016 ░.

    ░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░

14.10.2015Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
19.10.2015Передача материалов судье
19.10.2015Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
02.11.2015Рассмотрение исправленных материалов, поступивших в суд
02.11.2015Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
15.12.2015Подготовка дела (собеседование)
15.12.2015Вынесено определение в порядке ст. 152 ч.3 ГПК РФ (о назначении срока проведения предв. суд. заседания выходящего за пределы установленных ГПК)
13.01.2016Предварительное судебное заседание
04.02.2016Судебное заседание
09.02.2016Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
02.03.2016Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
04.02.2016
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее