Дело № 2-572/2017
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
25 января 2016 года город Пермь
Свердловский районный суд г. Перми в составе:
председательствующего судьи Кочегаровой Д.Ф., при секретаре Тетериной М.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в <адрес> гражданское дело по исковому заявлению Весенин О.Г. к Департаменту земельных отношений администрации <адрес> о признании отказа в предоставлении земельного участка незаконным,
установил:
Весенин О.Г. обратился в суд, указав, что распоряжением начальника Департамента земельных отношений администрации <адрес> № от ДД.ММ.ГГГГ., Садоводческому Некоммерческому Товариществу -ОРГАНИЗАЦИЯ- (СНТ -ОРГАНИЗАЦИЯ- был предоставлен в аренду на четыре года и одиннадцать месяцев земельный участок с кадастровым номером №, площадью 100 649 кв. м. для размещения садоводческого некоммерческого товарищества в <адрес> за счет земель населенных пунктов. Во исполнение указанного распоряжения Отдел договоров администрации города подготовил договор аренды, который ДД.ММ.ГГГГ. был заключен с СНТ -ОРГАНИЗАЦИЯ- а ДД.ММ.ГГГГ, зарегистрирован в Управлении ФРС по <адрес>, как договор аренды недвижимого имущества, заключаемый на срок свыше одного года.
Пунктом 3.3. названного Распоряжения № от ДД.ММ.ГГГГ, регламентировано, право СНТ -ОРГАНИЗАЦИЯ- в перераспределении земельных участков из состава земельного участка, переданного в аренду, между членами СНТ. Пунктом 4 делегировано право членов СНТ после фактического образования нового земельного участка и его распределения члену СНТ, на использование этого садового земельного участка по его прямому назначению.
Он является членом СНТ -ОРГАНИЗАЦИЯ- На основании решения Общего собрания СНТ ФИО29 ему передан земельный участок для садоводства с кадастровым номером №, площадью 1692 кв.м., участок 150, расположенный: <адрес>, созданный путем выделения из арендованного СНТ <адрес> земельного надела. Он приступил к обработке данного земельного участка: (корчевание пней; планировка; строительство забора); он внес все необходимые членские и вступительные взносы и получил на руки изготовленный Кадастровый паспорт его земельного участка. Используемый им земельный участок, как вновь сформированный поставлен на кадастровый учет, самостоятельным объектом недвижимого имущества.
После передачи земельного участка, он обратился с Заявлением от ДД.ММ.ГГГГ, установленного образца и приложенному к заявлению копиями документов, в администрацию гор. <адрес> Департамент земельных отношений о передаче этого земельного участка с кадастровым номером №, площадью 1692 кв.м., участок 150, расположенного: <адрес>, ему в собственность, без проведения обязательной процедуры торгов. Основанием для передачи земельного участка в собственность указал: пункт 2 п.п. 3) ст. 39.3 Земельного Кодекса РФ (2. Без проведения торгов осуществляется продажа: 3) земельных участков, образованных из земельного участка, предоставленного некоммерческой организации, созданной гражданами, для ведения садоводства, огородничества, дачного хозяйства (за исключением земельных участков, отнесенных к имуществу общего пользования), членам этой некоммерческой организации).
Письмом № от ДД.ММ.ГГГГ., ему отказано в предоставлении земельного участка в собственность, по следующему основанию:
1) Пунктом 4 распоряжения № от ДД.ММ.ГГГГ, предусмотрено не приступать к использованию садовых земельных участков до их образования и распределения между членами СНТ -ОРГАНИЗАЦИЯ- в соответствии с требованиями действующего законодательства. Далее Ответчик полагает, что требования действующего законодательства в части толкования ст. 11.3. Земельного Кодекса РФ, нарушено, поскольку в администрацию города и Департамент земельных отношений не предоставлен проект Межевания территории.
Считает отказ Ответчика, не правомерным и надуманным, основанным на неверном толковании норм материального права и собственного распоряжения. Письмо с отказом совершения действия не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту, а именно пункту 2 п.п. 3) ст. 39.3. Земельного Кодекса РФ. В указанной Норме права, нет прав на применение отсылочных норм, позволяющих отказать в реализации права на приобретение земельного участка в собственность. Как указано, выше, его земельный участок, сформирован из числа земельного участка переданного в аренду путем выделения, поставлен на кадастровый учет и распределен члену Товарищества на основе учредительных документов. При выделении земельного участка и постановке его на кадастровый учет, государственным органом кадастрового учета, проверяется законность выделения участка, и соблюдение технических нормативов. При выделении земельного участка согласовываются границы со всеми смежными землепользователями. Следует иметь в виду, что переданный в аренду СНТ -ОРГАНИЗАЦИЯ- - Земельный участок, никогда не являлся единым объектом недвижимости, поскольку, состоял из множества самостоятельных раздельных земельных участков расположенных на территории СНТ -ОРГАНИЗАЦИЯ- но не обрабатываемых и не используемых по назначению. Таким образом, ссылка на необходимость изготовления самостоятельного Проекта межевания территории по арендному земельному участку - бессмысленна. Территория СНТ -ОРГАНИЗАЦИЯ- сформирована ранее: Имеет дороги общего пользования (подъезды к участкам); Электрические сети общего пользования; единую охраняемую территорию. Часть земельных участков СНТ -ОРГАНИЗАЦИЯ- (более 80%) передана в собственность членам товарищества и у них есть Свидетельства о праве собственности. Часть земельных участков оформляется в собственность по настоящее время. Поэтому, то буквальное толкование, которое вносит Ответчик в норму ст. 11.3. Земельного Кодекса РФ, в настоящем случае неприменимо к спорному правоотношению.
Доказательств того, что его спорный земельный участок сформирован и (или) поставлен на государственный кадастровый учет с нарушением норм действующего законодательства, а также доказательств того, что у департамента может возникнуть обязанность по уменьшению данного земельного участка административным ответчиком не будет представлено.
Обоснование отказа в предоставлении земельного участка со ссылкой на нарушение ст. 11.3. Земельного Кодекса РФ, является незаконным потому, что в соответствии с Административным регламентом, утвержденным Постановлением администрации города <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ №, для получения земельного участка в собственность не требуется предоставление «Проекта межевания территории» ответчику, как обязательного документа, для принятия решения.
Просит признать незаконным отказ ДЗО администрации <адрес> в передаче прав собственности на земельный участок с кадастровым номером №, площадью 1692 кв.м., участок 150, расположенного: <адрес>; обязать ДЗО администрации <адрес> передать ему в собственность вышеуказанный земельный участок.
Истец в судебное заседание не явился, просил рассмотреть дело без его участия.
Представитель Департамента земельных отношений администрации <адрес> в судебное заседание не явилась, представила заявление о рассмотрении дела без ее участия, с исковыми требованиями не согласилась, поддержала возражения, изложенные в ранее представленном отзыве на исковое заявление.
Представитель третьего лица СНТ -ОРГАНИЗАЦИЯ- в судебное заседание не явился, извещен.
Заслушав мнение сторон, изучив документы дела, суд приходит к следующему.
Право на земельный участок на основании акта государственного органа, органа местного самоуправления или должностного лица приобретается и регистрируется гражданами юридическими лицами своей волей и в своем интересе (п. 2 ст. 1 ГК РФ).
Защита гражданских прав, основанных на акте (действии) органа государственной власти, органа местного самоуправления или должностного лица, а также защита гражданских прав, нарушенных актом, действием (бездействием) государственного органа, органа местного самоуправления или должностного лица должна осуществляться, соответственно, способами и в сроки, которые установлены гражданским законодательством, и в процедуре, установленной процессуальным законом для разрешения споров о гражданских правах и обязанностях.
В силу положений статьи 12 Гражданского кодекса РФ защита гражданских прав осуществляется путем признания недействительным акта государственного органа или органа местного самоуправления (абзац 6 нормы).
В случае признания судом акта недействительным нарушенное право подлежит восстановлению либо защите иными способами, предусмотренными статьей 12 Гражданского кодекса РФ.
Судом установлено, что распоряжением начальника Департамента земельных отношений администрации <адрес> № от ДД.ММ.ГГГГ. СНТ -ОРГАНИЗАЦИЯ- был предоставлен в аренду на 4 года и 11 месяцев земельный участок с кадастровым номером № площадью 100 649 кв. м. для размещения садоводческого некоммерческого товарищества в <адрес> за счет земель населенных пунктов (л.д. 8).
Пунктом 3.3 Распоряжения СНТ -ОРГАНИЗАЦИЯ- регламентировано, право СНТ -ОРГАНИЗАЦИЯ- в перераспределении земельных участков из состава земельного участка, переданного в аренду, между членами СНТ.
Пунктом 4 делегировано право членов СНТ после фактического образования нового земельного участка и его распределения члену СНТ, на использование этого садового земельного участка по его прямому назначению.
На основании вышеуказанного распоряжения между ДЗО администрации <адрес> и СНТ -ОРГАНИЗАЦИЯ- ДД.ММ.ГГГГ. заключен договор аренды земельного участка кадастровым номером № площадью 100 649 кв.м., расположенного на землях населенных пунктов и находящегося по адресу: <адрес> для размещения садоводческого некоммерческого товарищества (л.д. 10-13).
Согласно выписке из протокола № общего собрания членов СНТ -ОРГАНИЗАЦИЯ- от ДД.ММ.ГГГГ. Весенин О.Г. принят в члены товарищества и за ним закреплен земельный участок № (л.д. 15).
Данный земельный участок имеет кадастровый №, образован из земельного участка с кадастровым номером №, что подтверждается кадастровым паспортом земельного участка от ДД.ММ.ГГГГ. (л.д. 17-19).
Истец обратился в ДЗО администрации <адрес> с заявлением о предоставлении в собственность земельного участка с кадастровым номером № площадью 1692 кв.м., расположенного по адресу: <адрес>. В качестве основания для предоставления земельного участка в собственность указала пункт 2 ст. 39.3 Земельного кодекса РФ.
ДЗО администрации <адрес> письмом № № от ДД.ММ.ГГГГ. отказал истцу в предоставлении в собственность указанного земельного участка по следующим основаниям: пунктом 4 распоряжения № от ДД.ММ.ГГГГ. предусмотрена невозможность приступить к использованию садовых земельных участков до их образования и распределения между членами СНТ -ОРГАНИЗАЦИЯ- в соответствии с требованиями действующего законодательства. Далее ответчик полагает, что требования действующего законодательства в части толкования ст. 11.3 Земельного кодекса РФ нарушены, поскольку в администрацию <адрес> и ДЗО администрации <адрес> не предоставлен проект межевания территории (л.д. 23-25).
Истец считает данное решение незаконным, основанным на неверном толковании норм материального права.
С доводами истца о незаконности отказа в предоставлении в собственность земельного участка суд согласен по следующим основаниям.
В оспариваемом решении ответчиком указано на не предоставление проекта межевания территории, предусмотренного ст. 11.3 Земельного кодекса РФ в редакции Федерального закона от 23.06.2014 № 171-ФЗ «О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации».
Однако, следует отметить, что статьей 34 Федерального закона № 171-ФЗ установлен ряд переходных положений, в том числе в части принятия уполномоченным органом решений в соответствии с Земельным кодексом РФ в редакции, действовавшей до дня вступления в силу Федерального закона № 171-ФЗ.
Из текста названной статьи следует, что предоставление земельных участков, по которым до 01.03.2015 года уполномоченным органом были приняты решения в рамках статей 30, 31, 32, 34 и др. Земельного кодекса РФ, будет осуществляться в соответствии с Земельным кодексом РФ (в редакции, действовавшей до дня вступления в силу Федерального закона).
Так, земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности, предоставляется лицу в соответствии с Земельным кодексом РФ и иными федеральными законами в редакции, действовавших до дня вступления в силу федерального закона № 171-ФЗ в случае, если принято решение о предварительном согласовании места размещения объекта, утверждена схема расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте территории в целях его предоставления для целей, не связанных со строительством и (или) с эксплуатацией зданий, сооружений.
Также п. 9 ст. 34 Федерального закона № 171-ФЗ установлено, что до 1 января 2020 года в случае, если в соответствии с Федеральным законом от 15 апреля 1998 года № 66-ФЗ «О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан» (в редакции, действовавшей до дня вступления в силу настоящего Федерального закона) утвержден проект организации и застройки территории садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения граждан, раздел земельного участка, предоставленного указанному объединению или в совместную собственность членов указанного объединения, осуществляется в соответствии с проектом организации и застройки данной территории. При этом утверждение проекта планировки данной территории и проекта межевания данной территории не требуется.
В материалы настоящего гражданского дела предоставлены доказательства того, что уполномоченным органом до ДД.ММ.ГГГГ. были приняты решения в рамках ст.ст. 30, 31, 32 Земельного кодекса РФ, а именно: был произведен выбор земельного участка в порядке ст. 31 Земельного кодекса РФ, результаты выбора земельного участка оформлены актом о выборе земельного участка от 09.10.2013г. № (л.д. 62), к акту о выборе прилагалась утвержденная схема расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории в порядке ч. 5 ст. 31 Земельного кодекса РФ.
Исполнительный орган принял решение о предварительном согласовании места размещения объекта, утверждающее акт о выборе земельного участка в порядке ч. 6 ст. 31 Земельного кодекса в виде Распоряжения начальника ДЗО администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ. № «О предварительном согласовании СНТ -ОРГАНИЗАЦИЯ- коллектива многодетных семей места размещения объекта в <адрес>» (л.д. 9).
Данное решение в силу ч. 8 ст. 31 Земельного кодекса РФ явилось основанием для последующего принятия решения о предоставлении земельного участка в порядке ст. 32 Земельного кодекса РФ.
Согласно распоряжению начальника ДЗО администрации <адрес> № от ДД.ММ.ГГГГ. СНТ -ОРГАНИЗАЦИЯ- предоставлен в аренду на 4 года 11 месяцев земельный участок с кадастровым номером № площадью 100 649 кв.м. для размещения садоводческого некоммерческого товарищества в <адрес> за счет земель населенных пунктов.
Все требования данного постановления были исполнены: был подписан и зарегистрирован в установленном порядке договор аренды земельного участка, в установленном порядке осуществлено образование 57 земельных участков путем раздела земельного участка с кадастровым номером № площадью 100 649 кв.м., их постановка на кадастровый учет, в том числе земельного участка истца, распределение между членами СНТ -ОРГАНИЗАЦИЯ- земельных участков, что подтверждается выпиской из протокола № общего собрания членов СНТ от ДД.ММ.ГГГГ
Таким образом, учитывая, что в данном случае уполномоченным органом до ДД.ММ.ГГГГ приняты соответствующие решения, связанные с предоставлением земельного участка с предварительным согласованием места размещения объектов, предоставление такого земельного участка должно осуществляется в порядке, предусмотренном ст.ст. 30, 31, 32 Земельного кодекса РФ, то есть в редакции, действовавшей до ДД.ММ.ГГГГ., а не в порядке, установленном Федеральным законом № 171-ФЗ.
Также следует учесть, что СНТ создано еще в ДД.ММ.ГГГГ зарегистрировано в ЕГРЮЛ в ДД.ММ.ГГГГ и в отношении земельного участка СНТ -ОРГАНИЗАЦИЯ- ранее был утвержден проект организации и застройки. Запрашиваемый истцом земельный участок находится в общей территории СНТ и в пределах его единой границы, что подтверждается Схемой расположения земельного участка на кадастровом плане территории от ДД.ММ.ГГГГ где спорный земельный участок входит в земельный участок с №; Проектом организации и застройки СНТ -ОРГАНИЗАЦИЯ- от ДД.ММ.ГГГГ.; и Планом границ землепользования от ДД.ММ.ГГГГ. При таких обстоятельствах, по мнению суда, предоставление проекта межевания территории, с учетом того, что ранее уже утвержден проект организации и застройки - не требовалось.
Таким образом, доводы ответчика о невозможности предоставления истцу земельного участка со ссылкой на то, что не предоставлен проект межевания территории – не могут быть приняты судом во внимание.
При таких обстоятельствах оспариваемое решение является не соответствующим закону, чем нарушено право истца на рассмотрение его заявки и принятия по ней решения, исходя из оснований, установленных в соответствии с требованиями федерального законодательства.
На основании подп. 2 п. 1 ст. 8 Гражданского кодекса РФ гражданские права и обязанности могут возникать из актов государственных органов и органов местного самоуправления, которые предусмотрены законом в качестве основания возникновения данных прав и обязанностей, а применительно в подп. П. 1 указанной статьи – вследствие действий должностных лиц этих органов.
К законам, рассматривающим акты органов государственной власти, органов местного самоуправления и действия должностных лиц этих органов в качестве основания возникновения гражданских прав и обязанностей, относится, в частности, Земельный кодекс РФ.
В п. 2 ст. 9, п. 2 ст. 10 и п. 2 ст. 11 Земельного кодекса РФ предусматривается право органов государственной власти и органов местного самоуправления распоряжаться в пределах своей компетенции земельными участками, находящимися в собственности соответствующих публично-правовых образований.
Акт государственного органа или акт органа местного самоуправления о предоставлении земельного участка, изданный этим органом в ходе реализации полномочий, установленных в п. 2 ст. 9, п. 2 ст. 10, п. 2 ст. 11 Земельного кодекса РФ, является основанием, в частности, для регистрации права собственности на земельный участок, которая подтверждает соответствующее гражданское право, основанное на данном акте.
Право на земельный участок на основании акта государственного органа, органа местного самоуправления или должностного лица приобретается и регистрируется гражданами юридическими лицами своей волей и в своем интересе (п. 2 ст. 1 ГК РФ).
С учетом изложенного, требования истца подлежат удовлетворению в полном объеме.
Руководствуясь ст.ст. 194-198, 199 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л :
Исковые требования Весенин О.Г. удовлетворить
Признать незаконным отказ Департамента земельных отношений администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № об отказе в предоставлении в собственность Весенин О.Г. земельного участка с кадастровым номером № площадью 1692 кв.м., участок 150, расположенного по адресу: <адрес>, СНТ -ОРГАНИЗАЦИЯ-
Обязать Департамент земельных отношений администрации <адрес> устранить допущенные нарушения путем принятия решения о предоставлении Весенин О.Г. в собственность земельного участка с кадастровым номером № площадью 1692 кв.м., участок № по адресу: <адрес>, СНТ -ОРГАНИЗАЦИЯ-
Решение в апелляционном порядке может быть обжаловано сторонами в Пермский краевой суд через Свердловский районный суд города Перми, в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Судья: Д.Ф. Кочегарова
Мотивированное решение изготовлено 01.02.2017 года.