Дело №2-277/2013
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
10 апреля 2013 года город Оса
Осинский районный суд Пермского края в составе судьи Пьянкова Д.А., при секретаре к., с участием истца Д., ее представителя А., действующего по доверенности, представителя ответчика - Администрации Осинского городского поселения, С., действующей по доверенности,
рассмотрев в судебном заседании гражданское дело по иску Д. к Администрации Осинского городского поселения, МИФНС №8 России по Пермскому краю о возложении обязанности по формированию земельного участка, оспаривании начисления по земельному налогу,
УСТАНОВИЛ:
В Осинский районный суд обратилась Д. с исковым заявлением к Администрации Осинского городского поселения, МИФНС №8 России по Пермскому краю в котором просит:
1.Обязать администрацию Осинского городского поселения произвести все необходимые юридически значимые действия по надлежащему формированию земельного участка под многоквартирным домом <адрес>
2. Признать неправомерными действия МИФНС №8 России по Пермскому краю в взыманию земельного налога за долю в праве общей долевой собственности общего имущества многоквартирного жилого дома по адресу: <адрес>.
В обоснование исковых требований истец ссылаясь на положения ст.36 ЖК, ст.11.1 ЗК, ст.ст.11,389 НК РФ, и на то обстоятельство, что земельный участок по адресу: <адрес>, по ее мнению, не сформирован надлежащим образом, с установлением на местности границ данного земельного участка. При этом заявитель ссылается на кадастровую выписку о земельном участке № от 29.01.2013., согласно которой (в разделе 16) граница земельного участка не установлена в соответствии с требованиями земельного законодательства. Заявитель полагает, что право общей долевой собственности и связанная с ним обязанность по уплате налога у нее не возникли (л.д.3-4).
Представитель налогового органа в письменном отзыве, указывает на то, что заявитель на основании сведений, предоставляемых органом кадастрового учета, имеет в собственности (0,0038 доли) земельный участок по адресу: <адрес>. Полагает, ссылаясь на положения ст.387, 388, 390, 392, 396, 397 НК РФ, ст.65, 66 ЗК РФ, ст.16 Федерального закона «О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации», ст.36, 37 ЖК РФ, п.3 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от 23.07.2009. №9, что заявитель Д. является собственником данного земельного участка и надлежащим плательщиком земельного налога. (л.д.21-22).
В письменном отзыве представитель администрации Осинского городского поселения, с доводами жалобы на согласилась, указав на то, что земельный участок по адресу: <адрес> был сформирован и поставлен на государственный кадастровый учет 25 января 1999 г. В 2003 г. были выполнены работы по межеванию, площадь участка была уточнена и составила 6815 кв.м., что отражено в пояснительной записке к кадастровому делу. Ссылаясь на положения ст.11.1 ЗК РФ, ч.7 ст.38 Федерального закона «О государственном кадастре недвижимости», материалы дела, полагает, что границы земельного участка на местности установлены и участок является ранее учтенным, на основании ст.1, 45 Федерального закона «О государственном кадастре недвижимости». Указывает на то, что при формировании земельного участка использовалась система координат МСК-63, а не действующая в настоящее время система МСК-59, в связи с чем границы участка подлежат не установлению, а уточнению. В части требования о признании неправомерными действий налогового органа приводит доводы аналогичные доводам МИФНС №8 России по Пермскому краю. (л.д.24-25).
Представитель третьего лица - Филиала ФГБУ «ФКП Росреестра» по Пермскому краю в письменном отзыве указала на то, что земельный участок по адресу: <адрес> кадастровым номером № является ранее учтенным земельным участком, который в настоящее время находится в долевой собственности собственников помещений данного многоквартирного дома. Границы данного земельного участка не установлены в соответствии с требованиями действующего законодательства, поскольку документы, подтверждающие межевание отсутствовали. Указала на право собственников помещений в многоквартирном доме уточнить площадь и местоположение границ данного земельного участка. (л.д.52-55).
В судебное заседание не явились представители МИФНС №8 России по Пермскому краю, Филиала ФГБУ «ФКП Росреестра» по Пермскому краю, извещенные о месте и времени судебного заседания, просившие о рассмотрении дела без их участия.
В судебном заседании истец и ее представитель не удовлетворении заявленных требований настаивали, указав на доводы, изложенные в исковом заявлении.
Представитель ответчика - Администрации Осинского городского поселения с заявленными требованиями не согласилась по доводам, изложенным в письменном отзыве.
Суд, заслушав мнение сторон, изучив материалы дела, материалы кадастрового дела, приходит к следующему.
В судебном заседании установлено:
Постановлением главы администрации Осинского района от 25 января 1999 г. №35 изъяты из состава земель бессрочного пользования МП «Управление домами» и переданы в аренду МУ «Дирекция единого заказчика» земельные участки, в том числе участок по адресу: <адрес> площадью 6815 кв.м..
20 мая 2003 г. комитет имущественных отношений Осинского района обратился с заявлением о постановке на государственный кадастровый учет указанного земельного участка.
Согласно материалам кадастрового дела, выписке из Единого государственного реестра земель, в отношении земельного участка по адресу: <адрес> кадастровым номером № установлены его площадь, со схемой, описанием границ земельного участка с указанием координат поворотных точек, кадастровая стоимость. Утвержден акт определения кадастровой стоимости земельного участка. Кроме того, в материалах дела имеется акт согласования границ земельного участка с МУ «Дирекция единого заказчика», со схемой его расположения, планом. Из пояснительной записки кадастрового инженера следует, что в ходе работ по межеванию проводилось обследование земельного участка в натуре с установлением его координат (материалы кадастрового дела).
Согласно кадастровому плану (выписке из государственного земельного кадастра) земельный участок по адресу: <адрес> кадастровым номером № категории земель населенных пунктов с разрешенным использованием «под жилую застройку многоэтажную» имеет площадь 6815 кв.м. согласно материалам межевания. План имеет схему границ земельного участка, в нем отсутствует отметка о том, что границы земельного участка не установлены (л.д.31-32).
Истец Д. с 06 декабря 2001 г. является собственником 1/3 доли в праве собственности на квартиру по адресу: <адрес>, что следует из свидетельства о регистрации права (л.д.7).
07 ноября 2012 г. Д. обратилась в администрацию Осинского городского поселения с заявлением о предоставлении землеустроительного дела, кадастрового плана земельного участка, списка собственников (л.д.46-47).
28 ноября 2013 г. администрацией Осинского городского поселения в адрес Д. был направлен ответ, содержащий разъяснения права получение документов в соответствующих органах власти, сведения о том, что земельный участок под указанным домом был сформирован до вступления в силу Жилищного кодекса РФ и поставлен на кадастровый учет. (л.д.48-49).
31 января 2013 г. Д. обратилась в администрацию Осинского городского поселения с заявлением о проведении работ по уточнению границ земельного участка с определением размера площади участка, достаточного для обслуживания данного дома и дальнейшей его постановке на кадастровый учет (л.д.8).
06 февраля 2013 г. администрацией Осинского городского поселения в адрес Д. был направлен ответ, содержащий сведения о том, что земельный участок под указанным домом был сформирован до вступления в силу Жилищного кодекса РФ и поставлен на кадастровый учет. Разъяснено право на проведение кадастровых работ за свой счет. (л.д.9).
29 января 2013 г. решением техника 1 категории межрайонного отдела №2 филиала ФГБУ «Федеральная кадастровая плата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» по Пермскому краю было отказано в выдаче кадастрового паспорта, рекомендовано уточнить местоположение границ ранее учтенного земельного участка и внести соответствующие сведения в государственный кадастр недвижимости (л.д.10).
Согласно кадастровой выписке (выписке из государственного кадастра недвижимости) от 29 января 2013 г. о земельном участке по адресу: <адрес> кадастровым номером № (равнозначен номеру №), категории земель населенных пунктов, с разрешенным использованием «под домами многоэтажной многоквартирной застройки», он был поставлен на кадастровый учет 25 января 1999 г. его площадь составляет 6815 кв.м., кадастровая стоимость 6 188 428,90 руб., правообладателями являются собственники помещений в многоквартирном доме на основании Федерального закона «О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации» от 23.12.2004. №189-ФЗ. Границы земельного участка не установлены в соответствии с требованиями земельного законодательства (л.д.11, 44).
Как следует из требования об уплате налога, уведомления заявителю Д. был начислен земельный налог, взымаемый по ставкам п.п.1 п.1 ст.394 НК РФ за период 2010-2011 г. (л.д.12, 13, 23).
Оценивая доводы сторон и установленные обстоятельства, суд считает, что заявленные требования по доводам, изложенным в исковом заявлении, не подлежат удовлетворению.
В соответствии с п.4 ч.1 ст. 36 Жилищного кодекса Российской Федерации Собственникам помещений в многоквартирном доме принадлежит на праве общей долевой собственности общее имущество в многоквартирном доме, а именно: … земельный участок, на котором расположен данный дом, с элементами озеленения и благоустройства, иные предназначенные для обслуживания, эксплуатации и благоустройства данного дома и расположенные на указанном земельном участке объекты. Границы и размер земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом, определяются в соответствии с требованиями земельного законодательства и законодательства о градостроительной деятельности.
Согласно ст. 16 Федерального закона от 29.12.2004 года N 189-ФЗ "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации" в существующей застройке поселений земельный участок, на котором расположены многоквартирный дом и иные входящие в состав такого дома объекты недвижимого имущества, является общей долевой собственностью собственников помещений в многоквартирном доме.
Земельный участок, на котором расположены многоквартирный дом и иные входящие в состав такого дома объекты недвижимого имущества, который сформирован до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации и в отношении которого проведен государственный кадастровый учет, переходит бесплатно в общую долевую собственность собственников помещений в многоквартирном доме.
В случае, если земельный участок, на котором расположены многоквартирный дом и иные входящие в состав такого дома объекты недвижимого имущества, не сформирован до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации, на основании решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме любое уполномоченное указанным собранием лицо вправе обратиться в органы государственной власти или органы местного самоуправления с заявлением о формировании земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом.
Формирование земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом, осуществляется органами государственной власти или органами местного самоуправления.
С момента формирования земельного участка и проведения его государственного кадастрового учета земельный участок, на котором расположены многоквартирный дом и иные входящие в состав такого дома объекты недвижимого имущества, переходит бесплатно в общую долевую собственность собственников помещений в многоквартирном доме.
Указанные положения имеют своей целью обеспечение прав собственников жилых и нежилых помещений в таких домах, исходя из правовой природы общего имущества многоквартирных домов как имущества, не имеющего самостоятельной потребительской ценности и предназначенного в первую очередь для обеспечения возможности пользования указанными помещениями.
Как указано в п. 4 Постановления Конституционного Суда РФ от 12.05.2010 года N 12-П, признание конкретного земельного участка, не имеющего, как правило, естественных границ, объектом гражданских прав, равно как и объектом налогообложения невозможно без точного определения его границ в соответствии с федеральными законами, как того требует статья 11.1 Земельного кодекса Российской Федерации во взаимосвязи со статьями 11 и 389 Налогового кодекса Российской Федерации.
Именно поэтому федеральный законодатель обусловил переход земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом и иные входящие в его состав объекты недвижимого имущества, в общую долевую собственность собственников помещений в таком доме необходимостью формирования данного земельного участка по правилам земельного законодательства и законодательства о градостроительной деятельности, возложив его осуществление на органы государственной власти или органы местного самоуправления.
Согласно п. 2.2 указанного Постановления, как следует из ст. 16 ФЗ "О введении в действие Жилищного кодекса РФ", переход в общую долевую собственность собственников помещений в многоквартирном доме земельного участка, на котором расположен этот дом, связывается с завершением процесса формирования земельного участка и проведения его государственного кадастрового учета (части 2, 3 и 5) и не предполагает принятие органами государственной власти или органами местного самоуправления специального решения о предоставлении конкретного земельного участка, ограничивая их участие в процессе передачи права собственности исключительно вопросами формирования земельного участка (часть 4).
Суд отмечает, что термин «формирование земельного участка» не имеет определения в действующем законодательстве.
В то же время Верховный Суд РФ в Определении от 14 марта 2007 г. по делу N 73-Г07-2 к проведению работ по формированию земельного участка относит изготовление землеустроительной документации, межевание и постановку на кадастровый учет.
Таким образом, указанные положения связывают возникновение права собственности владельцев квартир в многоквартирном доме на земельный участок под таким домом, с окончанием процедуры формирования земельного участка.
Порядок кадастрового учета до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации определялся Федеральным законом от 02.01.2000 N 28-ФЗ "О государственном земельном кадастре".
В силу ч. 2, 6, 8 ст. 19 Федерального закона от 02.01.2000 N 28-ФЗ "О государственном земельном кадастре" действовавшего на период постановки земельного участка на учет, для проведения государственного кадастрового учета земельных участков органы государственной власти, органы местного самоуправления, заинтересованные правообладатели земельных участков или уполномоченные правообладателями земельных участков лица подают в органы, осуществляющие деятельность по ведению государственного земельного кадастра, заявки, правоустанавливающие документы на земельные участки и документы о межевании земельных участков.
Проведение государственного кадастрового учета земельных участков включает в себя проверку представленных заявителями документов, составление описаний земельных участков в Едином государственном реестре земель, присвоение кадастровых номеров земельным участкам, изготовление кадастровых карт (планов) земельных участков и формирование кадастровых дел.
В результате проведения государственного кадастрового учета земельных участков заявителям выдаются удостоверенные в установленном порядке кадастровые карты (планы) земельных участков…
Таким образом, предоставляемые органом местного самоуправления документы для кадастрового учета, служили основанием для внесения соответствующих сведений в Единый государственный реестр земель, формирования кадастрового дела, выдачи кадастрового плана.
В отсутствие данных документов, либо их несоответствию требования закона и подзаконных актов, орган кадастрового учета в соответствии со ст.20 указанного документа отказывает в проведении кадастрового учета земельного участка.
В силу ст.14 Федерального закона от 02.01.2000 N 28-ФЗ "О государственном земельном кадастре", Единый государственный реестр земель представляет собой документ, который предназначен для проведения государственного кадастрового учета земельных участков. Единый государственный реестр земель содержит сведения о существующих и прекративших существование земельных участках.
В Едином государственном реестре земель содержатся следующие основные сведения о земельных участках: кадастровые номера; местоположение (адрес); площадь; категория земель и разрешенное использование земельных участков; описание границ земельных участков, их отдельных частей; зарегистрированные в установленном порядке вещные права и ограничения (обременения); экономические характеристики, в том числе размеры платы за землю; качественные характеристики, в том числе показатели состояния плодородия земель для отдельных категорий земель; наличие объектов недвижимого имущества, прочно связанных с земельными участками.
Моментом возникновения или моментом прекращения существования земельного участка как объекта государственного кадастрового учета в соответствующих границах является дата внесения соответствующей записи в Единый государственный реестр земель.
Согласно ст.15 Федерального закона от 02.01.2000 N 28-ФЗ "О государственном земельном кадастре" кадастровое дело представляет собой совокупность скомплектованных в установленном порядке документов, подтверждающих факт возникновения или прекращения существования земельного участка как объекта государственного кадастрового учета.
Как следует из материалов дела, материалов кадастрового дела в 2003 г. органом кадастрового учета не было отказано органу местного самоуправления в осуществлении кадастрового учета ни по мотиву не предоставления документов, ни по мотиву их несоответствия закону, подзаконным актам, в том числе приказам Роскомзема, а напротив, был выдан кадастровый план земельного участка, содержащий его схему, сформировано кадастровое дело, содержащее сведения о межевании, установлении границ земельного участка, сведения об участке внесены в ЕГРЗ.
Таким образом, земельный участок по адресу: <адрес> был отмежеван, его границы установлены, он был поставлен на кадастровый учет.
Данные обстоятельства свидетельствуют о том, что указанный земельный участок был сформирован в 2003 году, в соответствии с действовавшим в этот период законодательством.
Формирование земельного участка до введения в действие Жилищного кодекса РФ послужила основанием, в соответствии со ст.16 Федерального закона «О введении в действие Жилищного кодекса РФ», ст.36 ЖК РФ для возникновения у жильцов многоквартирного дома по адресу: <адрес> права собственности на земельный участок по данным домом и внесения соответствующей отметки в государственный кадастр недвижимости.
При изложенных обстоятельствах суд не может согласиться с доводам заявления о том, что земельный участок по адресу: <адрес> не был сформирован надлежащим образом органом местного самоуправления до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации, поскольку как следует из представленных суду материалов он был поставлен на кадастровый учет, площадь и местоположение границ участка устанавливалась, сведения об этом вносились в государственный земельный кадастр. Соответственно, не может быть возложена на орган местного самоуправления обязанность по повторному формированию указанного земельного участка.
То обстоятельство, что в настоящее время в государственном кадастре недвижимости отсутствуют сведения о местоположении границ земельного участка, не свидетельствует о том, что работы по установлению границ земельного участка органом местного самоуправления не проводились.
Положения ч.7 ст.36 Земельного кодекса РФ, предполагающей обязанность органа местного самоуправления утвердить и выдать заявителю схему расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории, в отсутствие документов необходимых для выдачи кадастрового паспорта, не может быть применима, поскольку определяет порядок приобретения права собственности на земельный участок собственниками много квартирных домов.
В данном же случае право собственности на земельный участок владельцев жилых помещений в доме по адресу: <адрес> признано соответствующими государственными органами и считается возникшим, а заявитель и иные собственники, не лишены права своими действиями уточнять местоположение границы и площадь принадлежащего им земельного участка, в пределах установленных жилищным, земельным и градостроительным законодательством.
Доводы заявления о необоснованном начислении земельного налога не могут быть приняты в связи со следующим.
В силу ст.65 Земельного кодекс Российской Федерации использование земли является платными и осуществляется путем уплаты земельного налога или арендной платы.
В соответствии с ч.1 ст.37 Жилищного кодекса Российской Федерации доля в праве общей собственности на общее имущество в многоквартирном доме собственника помещения в этом доме пропорциональна размеру общей площади указанного помещения
Согласно пункту 1 статьи 388 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) плательщиками земельного налога признаются организации и физические лица, обладающие земельными участками на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения.
В силу пункта 1 статьи 389 НК РФ объектом налогообложения является земельный участок, под которым согласно статье 11.1 Земельного кодекса Российской Федерации понимается часть земной поверхности, границы которой определены в соответствии с федеральными законами.
Следовательно, объект налогообложения возникнет только тогда, когда конкретный земельный участок будет сформирован.
Пунктами 1 и 2 статьи 390 НК РФ предусмотрено, что налоговая база по земельному налогу определяется как кадастровая стоимость земельного участка, которая устанавливается в соответствии с земельным законодательством.
В соответствии с п.3 ст.391 НК РФ если иное не предусмотрено пунктом 3 настоящей статьи, налоговая база для каждого налогоплательщика, являющегося физическим лицом, определяется налоговыми органами на основании сведений, которые представляются в налоговые органы органами, осуществляющими кадастровый учет, ведение государственного кадастра недвижимости и государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним.
В силу п.2 ст.392 НК РФ налоговая база в отношении земельных участков, находящихся в общей совместной собственности, определяется для каждого из налогоплательщиков, являющихся собственниками данного земельного участка, в равных долях.
Как следует из материалов кадастрового дела местоположение, границы, площадь земельного участка по адресу: <адрес>, и его кадастровая стоимость определялись в 2003 г., что, по мнению суда, свидетельствует о его формировании.
Имеющиеся сведения о земельном участке, в том числе его площади и кадастровой стоимости предоставляются налоговому органу органом кадастрового учета.
Таким образом, соответственно, возникла и налоговая база по данному земельному участку.
Из вышеуказанных положений Жилищного кодекса РФ, Федерального закона «О введении в действие Жилищного кодекса РФ» следует, что право общей долевой собственности на данный земельный участок жильцов многоквартирного дома по адресу: <адрес> возникло в силу закона, независимо от регистрации такого права и издания какого-либо акта органа местного самоуправления.
При изложенных обстоятельствах, поскольку заявитель является одним из собственников земельного участка по адресу: <адрес>, площадь и кадастровая стоимость которого определены в соответствии с требованиями законодательства, у нее возникла обязанность по оплате земельного налога в соответствии с вышеуказанными положениями. Соответственно требование о признании незаконными действий налогового органа во взыманию такого налога не могут быть судом признаны неправомерными.
Руководствуясь ст.198-199 ГПК РФ,
РЕШИЛ:
Требования Д. о возложении на администрацию Осинского городского поселения обязанности произвести все необходимые юридически значимые действия по надлежащему формированию земельного участка под многоквартирным домом <адрес>; признании неправомерными действий Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы №8 России по Пермскому краю по взыманию земельного налога за долю в праве общей долевой собственности общего имущества многоквартирного жилого дома по адресу: <адрес>, оставить без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в Пермский краевой суд через Осинский районный суд в течение месяца с даты изготовления решения в окончательной форме.
Решение в окончательной форме изготовлено 15 апреля 2013 г.
Судья Д.А.Пьянков