Решение по делу № 2-262/2016 ~ М-3395/2015 от 30.12.2015

Дело № 2-262/16 г.

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

г. Тында                                        04 февраля 2016 года

Тындинский районный суд Амурской области в составе:

председательствующего судьи Меринова В.А.,

при секретаре Брулевой И.С.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Федоровой <данные изъяты> к Государственному казенному учреждению Амурской области - Управление социальной защиты населения по г.Тында и Тындинскому району, Министерству социальной защиты Амурской области, Министерству финансов Амурской области о признании действий незаконными, возложении обязанности осуществить выплату компенсации части расходов по уплате процентов по кредитному договору,

УСТАНОВИЛ:

Федорова Е.А. обратилась в суд с исковым заявлением, в обоснование заявленных требований указав, что ДД.ММ.ГГГГ она заключила кредитный договор с ОАО АКБ «РОСБАНК» на приобретение квартиры, расположенной по адресу: <адрес>.

В установленном законом порядке она обратилась в ГКУ АО УСЗН по г.Тында и Тындинскому району с заявлением о компенсации части расходов по уплате процентов по ипотечному кредиту.

ДД.ММ.ГГГГ ГКУ АО УСЗН по г.Тында и Тындинскому району было принято решение о предоставлении ей социальной выплаты в виде компенсации части расходов по уплате процентов по кредитному договору.

С июля 2013 года по май 2015 года компенсация части расходов по уплате процентов по кредитному договору от ДД.ММ.ГГГГ ГКУ АО УСЗН по г.Тында и Тындинскому району не производилась, в связи с чем образовалась задолженность по указанным выплатам, сумма задолженности по компенсации части расходов по уплате процентов по кредитному договору от ДД.ММ.ГГГГ за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ составляет <данные изъяты> рублей.

Просила суд признать незаконным бездействие ГКУ Амурской области - Управление социальной защиты населения по г.Тында и Тындинскому району, Министерства социальной защиты Амурской области, Министерства финансов Амурской области в части несвоевременной выплаты компенсации части расходов по уплате процентов по кредитному договору от ДД.ММ.ГГГГ за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ.

Возложить на ГКУ АО УСЗН по г.Тында и Тындинскому району обязанность осуществить ей выплату компенсации части расходов по уплате процентов по кредитному договору от ДД.ММ.ГГГГ за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в сумме <данные изъяты> рублей.

В судебное заседание не явились истец Федорова Е.А., представитель ответчика ГКУ Амурской области - Управление социальной защиты населения по г.Тында и Тындинскому району, просили рассмотреть дело в их отсутствие; представитель Министерства социальной защиты Амурской области, представитель Министерства финансов Амурской области, были надлежащим образом извещены о времени и месте рассмотрения дела, причины неявки суду не известны.

На основании ст.167 ГПК РФ судом определено о рассмотрении дела при данной явке.

Исследовав представленные доказательства, суд приходит к следующим выводам.

Как следует из материалов дела, ДД.ММ.ГГГГ между ОАО АКБ «РОСБАНК» и Федоровой Е.А., Федоровым Г.В. был заключен кредитный договор, по условиям которого им был предоставлен кредит в размере <данные изъяты> рублей сроком на 122 месяца на приобретение квартиры, расположенной по адресу: <адрес>.

Согласно справке ГКУ АО УСЗН по г.Тында и Тындинскому району от ДД.ММ.ГГГГ Федорова Е.А. состоит на учете в Государственном казенном учреждении Амурской области - Управление социальной защиты населения по г.Тында и Тындинскому району с ДД.ММ.ГГГГ как получатель мер социальной поддержки в виде компенсации части расходов по уплате процентов по ипотечному кредиту в соответствии с постановлением Правительства Амурской области от 25 января 2012 года №26 "Об утверждении Положения о предоставлении социальных выплат в виде компенсации части расходов по уплате процентов по ипотечным кредитам, полученным гражданами на строительство или приобретение жилья и компенсации расходов по уплате процентов по ипотечным кредитам (займам) гражданам, пострадавшим от действий (бездействия) застройщиков" в соответствии с подпрограммой «Развитие ипотечного жилищного кредитования в Амурской области» государственной программы Амурской области "Обеспечение качественным жильем и услугами ЖКХ населения Амурской области на 2014 - 2020 годы". Задолженность по компенсации части расходов по уплате процентов по кредитному договору перед истцом за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ составляет <данные изъяты> рублей.

Выплаты компенсации части расходов по уплате процентов по кредитному договору истцу были компенсированы ГКУ АО УСЗН по г.Тында и Тындинскому району с июля 2013 года по май 2015 года, однако с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ компенсация части расходов по уплате процентов по кредитному договору от ДД.ММ.ГГГГ ГКУ АО УСЗН по г.Тында и Тындинскому району истцу не осуществляется.

В рамках настоящего дела истец ставит вопрос о признании незаконным бездействия ответчика ГКУ Амурской области - Управление социальной защиты населения по г.Тынды и Тындинскому району, связанного с несвоевременной выплатой указанных средств, возложении обязанности осуществить выплату компенсации части расходов по уплате процентов по кредитному договору,

Разрешая заявленные требования по существу, суд исходит из следующего.

Как следует из представленных материалов, отношения сторон по оказанию государственной поддержки путем компенсации расходов по уплате процентов по ипотечному кредиту возникли в рамках подпрограммы «Развитие ипотечного жилищного кредитования в Амурской области на 2012 – 2013 года», долгосрочной целевой программы «Обеспечение качественным жильем и услугами ЖКХ населения Амурской области на 2012 – 2015 годы» (утв. постановлением Правительства Амурской области от 23 ноября 2011 года № 617).

Постановлением Правительства Амурской области от 24 октября 2013 года №519 постановление Правительства Амурской области от 23 ноября 2011 года №617 утратило силу с 1 января 2014 года.

Постановлением Правительства Амурской области от 25 сентября 2013 года №446 утверждена государственная программа Амурской области «Обеспечение доступным и качественным жильем населения Амурской области на 2014 – 2020 годы», в рамках которой предусмотрена подпрограмма «Развитие ипотечного жилищного кредитования в Амурской области». Государственная программа введена в действие с 01 января 2014 года.

В число программных мероприятий также включено оказание государственной поддержки путем компенсации части расходов по уплате по ипотечным кредитам (займам), полученным гражданами на строительство или приобретение жилья на территории Амурской области.

В ходе судебного разбирательства установлено, не оспаривается участвующими в деле лицами и подтверждено справкой о сумме задолженности, что истец Федорова Е.А. соответствует условиям действия государственной программы, введенной с 01 января 2014 года, и вправе рассчитывать на получение социальных выплат, предусмотренных программными мероприятиями подпрограммы «Развитие ипотечного жилищного кредитования в Амурской области» государственная программа Амурской области «Обеспечение доступным и качественным жильем населения Амурской области на 2014 – 2020 годы».

Из материалов дела также следует, что в период с ДД.ММ.ГГГГ года по ДД.ММ.ГГГГ выплата, предусмотренная в качестве программных мероприятий указанных подпрограмм, истцу не осуществлялась.

Отсутствие выплаты денежных средств за указанный период обусловлено недостаточным финансированием программных мероприятий из бюджета Амурской области.

Согласно приложению №8 к Закону Амурской области от 16.12.2013 № 298-ОЗ «Об областном бюджете на 2014 год и плановый период 2015 и 2016 годов» государственная поддержка путем компенсации части расходов по уплате процентов по ипотечным кредитам (займам), полученным гражданами на строительство или приобретение жилья на территории Амурской области, и расходов по уплате процентов по ипотечным кредитам (займам) гражданам, пострадавшим от действий (бездействия) застройщиков составила – 40 000 рублей.

Согласно Закону Амурской области от 10.12.2014 № 458-ОЗ «Об областном бюджете на 2015 год и плановый период 2016 и 2017 годов», в 2015 году расходы по основному мероприятию «Оказание государственной поддержки путем компенсации части расходов по уплате процентов по ипотечным кредитам (займам), полученным гражданами на строительство или приобретение жилья на территории Амурской области, и расходов по уплате процентов по ипотечным кредитам (займам) гражданам, пострадавшим от действий (бездействия) застройщиков» утверждены в сумме 39 950 рублей.

Постановлением Правительства Амурской области от 25 января 2012 года №26 (с последующими изменениями) утверждено Положение о предоставлении социальных выплат в виде компенсации части расходов по уплате процентов по ипотечным кредитам, полученным гражданами на строительство или приобретение жилья, и компенсации расходов по уплате процентов по ипотечным кредитам (займам) гражданам, пострадавшим от действий (бездействия) застройщиков.

В соответствии с пунктом 1 Положения данный нормативный документ устанавливает условия и порядок предоставления социальных выплат в виде компенсации части расходов по уплате процентов по ипотечным кредитам, полученным гражданами на строительство или приобретение жилья, и компенсации расходов по уплате процентов по ипотечным кредитам (займам) гражданам, пострадавшим от действий (бездействия) застройщиков.

Согласно пункту 4 Положения компенсации подлежат фактические расходы граждан, понесенные за первые 36 (тридцать шесть) месяцев пользования ипотечным кредитом. Размер компенсации рассчитывается за каждый месяц по приведенной в данной норме формуле.

Исходя из пунктов 6 и 7 Положения, гражданин, претендующий на получение компенсации, обращается в государственное казенное учреждение - управление социальной защиты населения по городским округам и муниципальным районам области (далее - ГКУ УСЗН) по месту регистрации с заявлением о компенсации части расходов по уплате процентов по кредитному договору по форме согласно приложению № 1 к настоящему Положению.

ГКУ УСЗН в течение 5 рабочих дней рассматривает заявление и принимает при первом обращении гражданина решение о принятии (отказе в принятии) расходов к компенсации по форме согласно приложениям № 3, № 4 к настоящему Положению.

Согласно пунктам 8.1, 9 и 10 Положения предоставление компенсации гражданам и гражданам, пострадавшим от действий (бездействия) застройщиков, производится на основании решения о принятии расходов к компенсации в порядке очередности подачи заявления в ГКУ УСЗН при условии соблюдения требований настоящего Положения.

Выплаты компенсации производятся ГКУ УСЗН в течение 5 рабочих дней после получения денежных средств от Министерства социальной защиты населения Амурской области путем перечисления денежных средств на банковский счет гражданина (гражданина, пострадавшего от действий (бездействия) застройщика), открытый в банке или иной кредитной организации. Реквизиты банковского счета для перечисления средств указываются гражданином (гражданином, пострадавшим от действий (бездействия) застройщика) в заявлении.

Выплата компенсации, а также расходы на оплату банковских услуг по зачислению средств на счета граждан осуществляются за счет средств областного бюджета, предусмотренных министерству социальной защиты населения области на текущий год.

Принимая во внимание механизм реализации государственной поддержки в виде компенсации части расходов по уплате процентов по ипотечным кредитам (займам), полученным гражданами на строительство или приобретение жилья на территории Амурской области, а также функции государственного казенного учреждения Амурской области – управление социальной защиты населения по городу Тында и Тындинскому району, которые ограничены приемом заявления для участия в подпрограмме и перечислением денежных средств, поступивших в рамках доведенных лимитов бюджетного финансирования, суд не может признать, что нарушение прав заявителя допущено именно действиями (бездействием) управления социальной защиты.

ГКУ АО УСЗН по г.Тында и Тындинскому району не участвует в процессе формирования объема финансирования, распределяет полученные средства в пределах доведенного лимита.

В этой связи суд не усматривает достаточных правовых и фактических оснований для удовлетворения требований истца о признании незаконным бездействия именно ГКУ АО УСЗН по г.Тында и Тындинскому району.

Между тем, несмотря на указанное обстоятельство, суд полагает, что требование о возложении на ГКУ АО УСЗН по г. Тында и Тындинскому району (как уполномоченный орган) обязанности по выплате суммы задолженности в рамках оказания мер государственной поддержки подлежит удовлетворению.

Конституция Российской Федерации, провозглашая Российскую Федерацию правовым и социальным государством, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека, признает и гарантирует права и свободы человека и гражданина согласно общепризнанным принципам и нормам международного права и в соответствии с Конституцией Российской Федерации, устанавливает, что в Российской Федерации охраняются труд и здоровье людей, обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты, и гарантирует каждому социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности и в иных случаях, установленных законом (статья 1, часть 1; статья 7; статья 17, часть 1; статья 39, часть 1).

В силу приведенных конституционных положений и исходя из гуманистических начал социального государства, призванного, прежде всего, защищать права и свободы человека и гражданина, которые определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием (статьи 2 и 18 Конституции Российской Федерации), законодатель обязан создать такую систему социальной защиты, которая позволяла бы наиболее уязвимым категориям граждан получать поддержку, включая материальную, со стороны государства и общества и обеспечивала бы благоприятные, не ущемляющие охраняемое государством достоинство личности (статья 21, часть 1, Конституции Российской Федерации) условия для реализации своих прав теми, кто в силу возраста, состояния здоровья или по другим, не зависящим от них причинам, не может иметь надлежащий уровень материального благосостояния.

Исходя из описания подпрограммы «Развитие ипотечного жилищного кредитования в Амурской области» государственной программы Амурской области "Обеспечение доступным и качественным жильем населения Амурской области на 2014 - 2020 годы", запланированные ими программные мероприятия направлены на поддержку и стимулирование граждан со средними и невысокими доходами.

Как отмечено в подпрограмме «Развитие ипотечного жилищного кредитования в Амурской области», на рынке жилья области отмечается структурный дисбаланс спроса и предложения. Ипотека доступна не многим по объективным причинам. Механизмом ипотечного кредитования не могут воспользоваться большинство граждан, имеющих потребность в жилье. У большинства граждан области с умеренными доходами (т.е. доходами ниже средних, но не позволяющими гражданам быть отнесенными к категории малоимущих) материальные возможности для решения индивидуально инициативной жилищной проблемы отсутствуют. Доходы граждан невысоки, уровень инфляции превышает рост реальных располагаемых денежных доходов населения.

Таким образом, по своей правовой природе предусмотренная подпрограммами государственная поддержка в виде компенсации расходов по уплате по ипотечным кредитам (займам) представляет собой меру социальной защиты, право на введение которой, определение круга субъектов, на которые она распространяется, источника и порядка ее финансирования, а также ее изменения является дискрецией органов государственной власти Амурской области.

Однако, как неоднократно указывал Конституционный Суд Российской Федерации, в сфере социального регулирования должен соблюдаться принцип поддержания доверия граждан к закону и действиям государства, предполагающий правовую определенность, сохранение разумной стабильности правового регулирования, недопустимость внесения произвольных изменений в действующую систему норм и предсказуемость законодательной и правоприменительной политики, с тем, чтобы участники соответствующих правоотношений могли в разумных пределах предвидеть последствия своего поведения и быть уверенными в неизменности своего официально признанного статуса, приобретенных прав, действенности их государственной защиты, т.е. в том, что приобретенное ими на основе действующего законодательства право будет уважаться властями и будет реализовано (постановления от 16 декабря 1997 года № 20-П, от 24 мая 2001 года № 8-П, от 19 июня 2002 года № 11-П, от 23 апреля 2004 года № 9-П, Определение от 4 декабря 2003 года № 415-О и др.).

Принимая во внимание приведенные принципы, учитывая при этом, что истец Федорова Е.А. приобрела статус участника подпрограммы, предполагающей оказание мер социальной поддержки, сохраняла указанный статус весь спорный период, у нее возникло право рассчитывать на получение социальной выплаты, при этом возражение ответчика на отсутствие достаточного финансирования, не может стать препятствием к реализации предоставленного истцу права.

Предусмотренная подпрограммами государственная поддержка в виде компенсации части расходов по уплате по ипотечным кредитам (займам) представляет собой меру социальной защиты, право на введение которой, определение круга субъектов, на которые она распространяется, источника и порядка ее финансирования, а также ее изменения является дискрецией органов государственной власти. Поскольку государство, включая истца в качестве участника указанной подпрограммы, и признавая тем самым ее право на получение социальной выплаты, взяло на себя определенное публично-правовое обязательство по ее социальной поддержке, то исключается произвольный отказ от него, что неоднократно подтверждалось в Постановлениях Конституционного Суда РФ (Постановления от 01 декабря 1997 г. №-18-П, от 19 июня 2002 г. № 11-П, от 23 апреля 2004 г. № 8-П, Определения от 4 декабря 2003 г. № 415-О от 15 февраля 2005 г. № 170-О от 27 декабря 2005 г. № 502-О и др.).

О нормативном характере подпрограммы свидетельствуют положения, определяющие условия участия граждан в долгосрочной целевой программе «Обеспечение качественным жильем и услугами ЖКХ населения Амурской области на 2012-2015-годы», направления реализации Программы и правила использования средств, предоставленных в качестве социальных выплат.

С учетом указанных обстоятельств и в связи с признанием права гражданина нарушенным, суд считает необходимым возложить на государственное казенное учреждение Амурской области – Управление социальной защиты населения по городу Тында и Тындинскому району обязанность осуществить истцу компенсацию части расходов по уплате процентов по кредитному договору от ДД.ММ.ГГГГ за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в размере <данные изъяты> рублей.

Согласно ч.1 ст.98 ГПК РФ стороне, в пользу которой состоялось решение, суд присуждает возместить с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы. Поскольку исковые требования истца удовлетворены, то с ответчика в пользу истца подлежат взысканию расходы по оплате государственной пошлины в сумме <данные изъяты> рублей.

Руководствуясь ст.ст.194-198 ГПК РФ, суд –

РЕШИЛ:

Исковые требования Федоровой <данные изъяты> удовлетворить частично.

Возложить на государственное казенное учреждение Амурской области Управление социальной защиты населения по г. Тында и Тындинскому району за счет средств бюджета Амурской области – обязанность осуществить выплату Федоровой <данные изъяты> компенсации части расходов по уплате процентов по кредитному договору от ДД.ММ.ГГГГ за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в размере <данные изъяты> рублей.

В удовлетворении остальной части требований отказать.

Взыскать с государственного казенного учреждения Амурской области Управление социальной защиты населения по г.Тында и Тындинскому району за счет средств бюджета Амурской области в пользу Федоровой Екатерины Александровны расходы по уплате государственной пошлины в размере <данные изъяты> рублей.

На решение может быть подана апелляционная жалоба в Амурский областной суд через Тындинский районный суд в течение одного месяца со дня принятия решения в окончательной форме.

Судья         В.А. Меринов

Решение в окончательной форме принято 04 февраля 2016 года.    

2-262/2016 ~ М-3395/2015

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Федорова Екатерина Александровна
Ответчики
ГКУ Управление социальной защиты населения
Другие
Министерство социальной защиты населения
Министерство финансов
Правительство Амурской области
Суд
Тындинский районный суд
Судья
Меринов Владимир Анатольевич
30.12.2015[И] Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
31.12.2015[И] Передача материалов судье
11.01.2016[И] Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
11.01.2016[И] Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
11.01.2016[И] Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
04.02.2016[И] Судебное заседание
04.02.2016[И] Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
12.07.2016[И] Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
28.12.2016[И] Дело оформлено
28.12.2016[И] Дело передано в архив
Решение (?)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее