Решение по делу № 33-1828/2015 от 16.04.2015

Судья Филиппова И.В. Дело № 33-1828/2015 г.

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

СУДЕБНАЯ КОЛЛЕГИЯ ПО ГРАЖДАНСКИМ ДЕЛАМ

ВЕРХОВНОГО СУДА РЕСПУБЛИКИ КОМИ

в составе председательствующего Архаровой Л.В.,

судей Захваткина И.В., Орловой И.А.,

при секретаре Забоевой Н.Ю.,

рассмотрев в судебном заседании 23 апреля 2015 года апелляционные жалобы Министерства архитектуры и строительства Республики Коми и М., действующей в интересах К.Е.В., Д., Д.А.В., Г., на решение Печорского городского суда Республики Коми от 04 февраля 2015 года, по которому:

Признано заК. на получение жилищной субсидии за счет федерального бюджета для приобретения жилья за пределами районов Крайнего Севера с датой постановки на учет27 октября 2003 года.

Г., <Дата обезличена> года рождения признана членом семьи К.Е.В., <Дата обезличена> года рождения.

В остальной части исковые требования К.Е.В., Д. к Министерству архитектуры, строительства и коммунального хозяйства Республики Коми, администрации муниципального района «Печора» оставлены без удовлетворения,

а также по частной жалобе М., действующей в интересах К.Е.В., Д., на определение Печорского городского суда Республики Коми от 04 февраля 2015 года, которым:

Взысканы с администрации муниципального района "Печора" в пользу Д. расходы за подготовку иска в суд и расходы по оплате помощи представителя 2 000 рублей (две тысячи рублей).

Взысканы с Министерства архитектуры, строительства и коммунального хозяйства Республики Коми в пользу Д. расходы за подготовку иска в суд и расходы по оплате помощи представителя 2 000 рублей (две тысячи рублей).

Заслушав доклад судьи Орловой И.А., судебная коллегия

У С Т А Н О В И Л А:

К.Е.В., Д. обратились в суд с иском к администрации муниципального района «Печора», Министерству архитектуры, строительства и коммунального хозяйства Республики Коми о признании права на получение социальной выплаты для приобретения жилья за пределами района Крайнего Севера, возложении обязанности выдать социальную выплату для приобретения жилья в связи с переселением. В обоснование иска истцы указали, что Д. стояла вочередина получениежилищногосертификатав связи с выездом из местностей, приравненных к районам Крайнего Севера с 17 сентября 1998 года составом семьи три человека. К.Е.В. (сыну Д.) установлена инвалидность с детства и учетное дело было переоформлено на К.Е.В., он поставлен на учет по дате постановки - 17 сентября 1998 года в список категории инвалиды. Письмом Министерства архитектуры, строительства и коммунального хозяйства Республики Коми от 27.10.2014 № 11-13-13/2627 К.Е.В. отказано в оформлении и выдаче государственногожилищногосертификатав связи с тем, что истцы не имели права состоять на учете на получение субсидии с датой постановки на учет 17 сентября 1998 года. С даннымрешениемистцы не согласны, полагают, что являются участниками программы с 17 сентября 1998 года и имеют право на получениесертификата.

Судом постановлены указанные выше решение и определение.

В апелляционной жалобе Министерство архитектуры и строительства Республики Коми просит решение суда отменить, указывая на неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для дела, а также на допущенные нарушения норм материального права.

В апелляционной жалобе М. также просит решение суда отменить в той части, в которой в удовлетворении требований отказано.

В частной жалобе М. просит определение суда отменить и взыскать сумму расходов на оплату услуг представителя в полном объеме.

Лица, участвующие в деле, в судебное заседания суда апелляционной инстанции не явились, извещены надлежащим образом, в связи с чем судебная коллегия считает возможным на основании ст.167 Гражданского процессуального кодекса РФ рассмотреть дело в их отсутствие.

Проверив законность и обоснованность решения и определения суда первой инстанции исходя из доводов, изложенных в частной и апелляционных жалобах, судебная коллегия не находит оснований для их отмены.

Условия предоставления и порядок определения размера жилищных субсидий, выделяемых за счет средств федерального бюджета на строительство или приобретение жилых помещений гражданам РФ, выезжающим из РКС и приравненных к ним местностей, а также гражданам, выехавшим из указанных районов и местностей не ранее 01.01.1992 года, регулируются Федеральным законом «О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей» от 25.10.2002 года № 125-ФЗ. Данным законом установлено, что право на получение за счет средств федерального бюджета жилищных субсидий (единовременных социальных выплат) на приобретение или строительство жилых помещений имеют инвалиды с детства, родившиеся в РКС и приравненных к ним местностях или за пределами указанных районов и местностей (в случае, если на дату их рождения местом жительства их матерей являлись РКС и приравненные к ним местности) и прожившие в РКС и приравненных к ним местностях не менее пятнадцати календарных лет. Такое право сохраняется за гражданами, которые в соответствии с ранее действовавшим законодательством приобрели его при наличии стажа работы в указанных районах и местностях не менее десяти календарных лет и состояли по месту жительства на учете в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий.

Порядок регистрации и учета граждан Российской Федерации, желающих выехать из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, имеющих право на получение социальных выплат для приобретения жилья за счет средств федерального бюджета в соответствии с Федеральным законом «О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей» установлен Постановлением Правительства Российской Федерации от 10 декабря 2002 года N 879 «Об утверждении Положения о регистрации и учете граждан, имеющих право на получение социальных выплат для приобретения жилья в связи с переселением из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей». В соответствии с пунктами 24, 25 указанного Положения органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации ежегодно утверждают единые списки граждан, имеющих право на получение социальных выплат для приобретения жилья, формируемые на основании списков, указанных в пунктах 17, 18 настоящего Положения, которые являются основанием для предоставления социальных выплат для приобретения жилья.

Согласно п. 20 Положения в случае изменения оснований, в соответствии с которыми ФИО8 были поставлены на учет имеющих право на получение социальных выплат для приобретения жилья, им предоставляются социальные выплаты для приобретения жилья в соответствии с изменившимися условиями (при этом очередность определяется по номеру и дате подачи первоначального заявления) либо они подлежат снятию с учета.

Из анализа изложенных правовых норм следует, что сам факт постановки органом местного самоуправления гражданина на учет для получения жилищной субсидии на приобретение жилья в связи с выездом из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей означает констатацию наличия оснований для его признания таковым и, как следствие, влечет возникновение у этого гражданина права на получение единовременной социальной выплаты с соблюдением очередности.

Из материалов дела следует, что К.Е.В. родился <Дата обезличена> гола в г. Печоре Республики Коми.30 октября 2009года ему повторно была установлена бессрочно инвалидность с детства. На основании заявленияК.Е.В. администрацией муниципального района «Печора» очередь Д. на получения жилья за пределами г.Печоры, состоявшей в списках по категории «инвалиды» с датой постановки на учет17 сентября 1998 года и составом семьи 3 человека (Д.А.В. и К.Е.В.), переведена наК.Е.В.с первоначальной датой постановки – 17 сентября 1998 года.

При формировании общереспубликанских списков граждан–участников Подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» по состоянию на 01.01.2010 – 01.01.2013 К.Е.В. включен в них по категории «инвалиды» с датой постановки на учет17 сентября 1998 года и составом семьи 3 человека, включая Д., Д.А.В., с указанием адреса регистрации <Адрес обезличен>.

13 января 2014 года К.Е.В. обратился в администрацию МР «Печора» с заявлением о выдаче жилищного сертификатав 2014 году, как лицу, выезжающему из местностей, приравненных к районам Крайнего Севера, с приложением требуемых документов.

Письмом Министерства архитектуры, строительства икоммунального хозяйства от 27 октября 2014 года К.Е.В. отказано в предоставлении жилищной субсидии.
Министерствоархитектуры, строительства икоммунального хозяйства, отказывая в оформлении и выдаче К.Е.В. государственногожилищногосертификата, сослалось на то, что администрация муниципального района «Печора» в нарушение федерального законодательства поставила на учет на переселение Д., с датой постановки на учет с 17 сентября 1998 года, перевела очередь с Д. на К.Е.В. с присвоением даты постановки на учет 17 сентября 1998 года. На дату постановки на учет К.Е.В. 17 сентября 1998 года действовал Федеральный закон от 25.07.1998 года № 131-ФЗ «О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей». Поскольку К.Е.В. было 9 лет 10 месяцев 21 день на дату постановки 17 сентября 1998 года и он не имел стажа (времени проживания) в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях не менее 15 лет.

Принимая во внимание то обстоятельство, что предоставление жилищной субсидии инвалидам с детства гарантировано государством и обусловлено только их рождением и проживанием в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях не менее 15 лет (если право определялось до 01.01.2003 года – 10 лет), суд пришел к правильному выводу о наличии у К.Е.В. права на предоставление жилищной субсидии. Доводы апелляционной жалобы об обратном не основаны на законе и обстоятельствах дела. Установив, что К.Е.В.достиг 15-летнего возраста17 октября 2003года, при этом он проживает в РКС и является инвалидом с детства, суд правомерно счел возможным признать за истцом право на получение жилищной субсидии с датой постановки на учет17 октября 2003года. При этом суд исходил из принципа поддержания доверия граждан к закону и действиям государства, который предполагает правовую определенность, сохранение разумной стабильности правового регулирования, недопустимость внесения произвольных изменений в действующую систему норм и предсказуемость политики в социальной сфере.

Доводы апелляционной жалобы М. о необходимости определить дату постановки на учет с 17 сентября 1998 года признаются судебной коллегией несостоятельными, поскольку на указанную дату К.Е.В. 10-летнего возраста не достиг, соответственно, права претендовать на получение субсидии по нормам ранее действующего законодательства у него не возникло. При этом вступивший с 01.01.2003 года в законную силу Федеральный закон от 25.10.2002 № 125-ФЗ «О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей» в ст.1 прямо установил требования к времени проживания инвалидов с детства, родившихся в РКС и приравненных к ним местностях или за пределами указанных районов и местностей (в случае, если на дату их рождения местом жительства их матерей являлись РКС и приравненные к ним местности) - не менее пятнадцати календарных лет.

Ссылки в апелляционной жалобе Министерства архитектуры и строительства Республики Коми на то, что в силу действующего законодательства постановка на учет на переселение из районов Крайнего Севера носит заявительный характер, и К.Е.В. не подавал заявление о принятии его на учет на получение субсидии, не ставят под сомнение законность принятого по делу судебного акта, поскольку указанные обстоятельства не могут являться основанием для ограничения предусмотренного Федеральным законом «О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей» права К.Е.В. на переселение из районов Крайнего Севера при соблюдении предусмотренных законом условий.

Удовлетворяя заявленные истцом требования в части признания Г. членом семьи К.Е.В., суд первой инстанции исходил из того, что факт совместного проживания Д.А.В., К.Е.В. и Г. и факт ведения ими общего хозяйства подтверждается совокупностью имеющихся в материалах дела доказательств, в том числе объяснениями со стороны истцов. Оснований не согласиться с указанным выводом, как об этом ставится вопрос в апелляционной жалобе Министерства архитектуры и строительства Республики Коми, судебная коллегия не усматривает.

В соответствии со ст.98 Гражданского процессуального кодекса РФ стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает возместить с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы, за исключением случаев, предусмотренных частью 96 Гражданского процессуального кодекса РФ.

К издержкам, связанным с рассмотрением дела, относятся, в том числе расходы на оплату услуг представителей (ст.94 Гражданского процессуального кодекса РФ).

Согласно ст.100 Гражданского процессуального кодекса РФ, расходы на оплату услуг представителя присуждаются судом в разумных пределах.

Частично удовлетворяя требования о взыскании расходов на оплату услуг представителя, суд первой инстанции обоснованно руководствовался тем обстоятельством, что при рассмотрении дела интересы Д. на основании ордера представляла адвокат М., стоимость юридических услуг которой составила 8000 рублей, при этом оплата услуг произведена истцом в полном объеме, что подтверждается соответствующей квитанцией.

При определении размера расходов на оплату услуг представителя суд принял во внимание степень сложности дела и фактическое участие М. в оказании юридических услуг истцу (участие в судебном разбирательстве, совершение иных процессуальных действий) и счел соответствующей критерию разумности сумму на оплату услуг представителя в размере 4000 рублей (по 2000 рублей с каждого из ответчиков).

Доводы частной жалобы о том, что размер расходов на оплату услуг представителя чрезмерно занижен судом первой инстанции, отклоняются судебной коллегией, поскольку взыскание расходов на оплату услуг представителя произведено судом первой инстанции в соответствии с требованиями ст.ст.98, 100 Гражданского процессуального кодекса РФ, с учетом критериев разумности, справедливости и соблюдения баланса прав и интересов лиц, участвующих в деле.

При таких обстоятельствах, судебная коллегия приходит к выводу о том, что доводы частной и апелляционных жалоб своего подтверждения в ходе апелляционного рассмотрения дела не нашли, при этом суд первой инстанции в полном объеме и в соответствии с нормами процессуального права исследовал представленные сторонами доказательства. Выводы суда основаны на правильном применении норм материального права, обжалуемые судебные постановления отвечают требованиям законности и обоснованности и отмене не подлежат.

Руководствуясь статьями 328, 334 Гражданского процессуального кодекса РФ, судебная коллегия

О П Р Е Д Е Л И Л А:

Решение Печорского городского суда Республики Коми от 04 февраля 2015 года оставить без изменения, апелляционные жалобы Министерства архитектуры и строительства Республики Коми, М., действующей в интересах К.Е.В., Д., Д.А.В., Г.-без удовлетворения.

Определение Печорского городского суда Республики Коми от 04 февраля 2015 года оставить без изменения, частную жалобу М., действующей в интересах К.Е.В., Д. - без удовлетворения.

Председательствующий

Судьи

33-1828/2015

Категория:
Гражданские
Статус:
РЕШЕНИЕ оставлено БЕЗ ИЗМЕНЕНИЯ
Истцы
Карась Е.В.
Дмитренко Н.П.
Ответчики
Администрация М.".
Министерство архитектуры, строительства и коммунального хозяйства РК
Другие
Мартынова Л.Н.
Суд
Верховный Суд Республики Коми
Судья
Орлова И А
Дело на странице суда
vs.komi.sudrf.ru
23.04.2015Судебное заседание
28.04.2015Передано в экспедицию
28.04.2015Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
23.04.2015
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее