Дело № 2-13/2013
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
22 января 2014 года с. Аскино
Резолютивная часть решения объявлена 22 января 2014 года.
Решение в окончательной форме принято судом 27 января 2014 года.
Аскинский районный суд Республики Башкортостан в составе:
председательствующего судьи Гиниятуллина Т.Б.,
при секретаре Гайнановой Н.З.,
представителя ответчика ГУ УПФ в Аскинском районе РБ – ФИО1 по доверенности от 19.12.2013 г.
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению
Садертдинова С.Р. к ГУ УПФ РФ в Аскинском районе РБ
о признании незаконным решения об отказе в назначении досрочной трудовой
пенсии по старости,
установил:
В Аскинский районный суд РБ с указанным исковым заявлением к государственному учреждению Управление пенсионного фонда РФ в Аскинском районе РБ обратился Садертдинов С.Р.
В обоснование своего иска указывается, что он обратился в ГУ УПФ РФ в Аскинском районе РБ за назначением досрочной трудовой пенсии в связи с педагогической деятельностью, однако решением от 13.09.2013 г. № ему было отказано в назначении пенсии, при этом в стаж не зачтены следующие периоды:
- работа в качестве <данные изъяты> с 01.06.1986 по 24.07.1986 г.;
- служба в составе ВС ССР с 28.06.1986 по 25.06.1988 в двойном исчислении;
- время обучения в педагогическом институте с четвертого по пятый курс с 26.06.1988 по 15.08.1990 г.;
- работа в качестве учителя <данные изъяты> с 31.08.2008 по 23.09.2009 г.;
- работа учителем <данные изъяты> 01.03.2010 по 31.08.2010 г.;
- работа в качестве учителя <данные изъяты> с 14.03..2012 по 23.03.2012г.;
- работа в качестве заместителя директора <данные изъяты> по учебно-воспитательной работе и <данные изъяты> с 23.09.2009 по 05.10.2012 г.
Считает решение пенсионного фонда незаконным. Просит признать названные периоды таковыми, и назначить ему досрочную трудовую пенсию по старости.
В судебное заседание Садертдинов С.Р. не явился, просил рассмотреть гражданское дело без его участия. В связи с чем, и на основании ст. 167 ГПК РФ суд рассмотрел дело без участия истца.
Представитель ответчика ФИО1 исковые требования Садертдинова С.Р. не признала указав, что период его в работы в качестве пионервожатого не подлежит зачету, поскольку не подтверждается соответствующими документами. Служба в Армии может быть засчитана в стаж в календарном исчислении. Время обучения в педагогическом институте, работа в качестве учителя МБОУ СОШ <данные изъяты> может быть засчитана как учителю в сельской местности независимо от учебной нагрузки. Работа в должности заместителя директора ДЮСШ с<данные изъяты> и <данные изъяты> может быть засчитана только в том случае, если на 01.01.2001 г. у лица имеется стаж работы в должностях и учреждениях, указанных в Списке, продолжительностью не менее 16 лет 8 месяцев, и у лица имеется факт работы (независимо от ее продолжительности) в период с 01.11.1999 по 31.12.2000 г. в должностях и учреждениях, указанных в п. 2 раздела «Наименование должностей» и в п. 2 раздела «Наименование учреждений» (то есть «директор», «заместитель директора»).
Суд, выслушав мнение представителя ГУ УПФ РФ в Аскинском районе, исследовав представленные сторонами письменные доказательства, приходит к следующему.
Решением № от 03.09.2013 г. ГУ УПФ в Аскинском районе РБ Садертдинову С.Р. по его заявлению от 04.09.2013 г. отказано в назначении трудовой пенсии по старости, причина отказа – отсутствие требуемого 25-летнего стажа педагогической деятельности в государственных и муниципальных учреждениях для детей. В стаж педагогической деятельности засчитано время работы истца
- с 15.08.1990 по 31.07.1990 г. – учитель <данные изъяты>;
- с 01.08.1991 по 31.08.2008 – директор <данные изъяты>;
- с 05.10.2012 по 04.09.2013 г. – воспитатель <данные изъяты>.
Из решения управления пенсионного фонда усматривается, что в стаж педагогической деятельности истца не засчитаны заявленные им периоды:
- работа в качестве пионервожатого <данные изъяты> 01.06.1986 по 24.07.1986 г.;
- служба в составе ВС ССР с 28.06.1986 по 25.06.1988 в двойном исчислении;
- время обучения в педагогическом институте с четвертого по пятый курс с 26.06.1988 по 15.08.1990 г.;
- работа в качестве учителя <данные изъяты> с 31.08.2008 по 23.09.2009 г.;
- работа учителем <данные изъяты> 01.03.2010 по 31.08.2010 г.;
- работа в качестве учителя <данные изъяты> с 14.03..2012 по 23.03.2012г.;
- работа в качестве заместителя директора ДЮСШ <данные изъяты> по учебно-воспитательной работе и <данные изъяты> с 23.09.2009 по 05.10.2012 г.
Статьей 7 Федерального закона от 17 декабря 2001 года N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" предусмотрено, что право на трудовую пенсию по старости имеют мужчины, достигшие возраста 60 лет, и женщины, достигшие возраста 55 лет.
В силу подпункта 19 пункта 1 статьи 27 указанного Закона трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 7 настоящего Федерального закона, лицам, не менее 25 лет осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей.
Согласно пункту 2 статьи 27 названного Закона списки соответствующих работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается трудовая пенсия по старости в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации.
Положения части 2 статьи 6, части 4 статьи 15, части 1 статьи 17, статей 18, 19 и части 1 статьи 55 Конституции Российской Федерации предполагают правовую определенность и связанную с ней предсказуемость законодательной политики в сфере пенсионного обеспечения, необходимых для того, чтобы участники соответствующих правоотношений могли в разумных пределах предвидеть последствия своего поведения и быть уверенными в том, что приобретенное ими на основе действующего законодательства право будет уважаться властями и будет реализовано.
Конституционный Суд Российской Федерации в Постановлении от ДД.ММ.ГГГГ N 2-П со ссылкой на Постановление от ДД.ММ.ГГГГ N 8-П и Определение от ДД.ММ.ГГГГ N 320-О указал на то, что в отношении граждан, приобретших пенсионные права до введения нового правового регулирования, сохраняются ранее приобретенные права на пенсию в соответствии с условиями и нормами законодательства Российской Федерации, действовавшего на момент приобретения права.
В нарушении ч. 1 ст. 56 ГПК РФ Садертдиновым С.Р. не представлено каких либо доказательств, подтверждающих его факт работы в качестве пионервожатого <данные изъяты> с 01.06.1986 по 24.06.1986 г. В связи с чем, суд не находит оснований для удовлетворения данных требований.
Факт прохождения Садертдиновым С.Р. военной службы по призыву в рядах ВС СССР с 28.06.1986 по 25.06.1988 г. подтверждается справкой № от 15.04.2013 г. Отдела военного комиссариата РБ по Аскинскому району (л.д. 17), не оспаривается представителем ответчика.
В указанный спорный период времени (1986-1988г.г.) действовало утвержденное Постановлением Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 года N 1397 Положение о порядке исчисления стажа для назначения пенсий за выслугу лет работникам просвещения и здравоохранения, подпунктом "г" пункта 1 которого предусматривалось, что учителям, врачам и другим работникам просвещения и здравоохранения в стаж работы по специальности, кроме работы в учреждениях, организациях и должностях, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет, засчитывается служба в составе Вооруженных Сил СССР. Согласно п. 4 данного Положения указанный период засчитывается, если не менее 2/3 стажа, требуемого для назначении пенсии в соответствии с настоящим Постановлением, приходится на работу в учреждениях, организациях и должностях, работа в которых дает право на эту пенсию.
Период службы Садертдинова С.Р. в Советской Армии относится к периодам деятельности до 1 января 2002 года, то есть до установления нового правового регулирования назначения досрочных трудовых пенсий педагогическим работникам.
Садертдинов С.Р. выработал более 2/3 стажа, требуемого для назначения пенсии, в учреждениях, организациях и должностях, работа в которых дает право на эту пенсию, что подтверждено самим ответчиком, исчислившим специальный педагогический стаж истца в 18 лет 11 месяцев 18 дней.
Таким образом, вышеназванный период службы Садертдинова С.Р. подлежит включению в стаж работы по специальности при досрочном назначение трудовой пенсии по старости независимо от времени его обращения за назначением пенсии и времени возникновения у него на это права.
Иное толкование и применение пенсионного законодательства повлекло бы ограничение конституционного права на социальное обеспечение, которое не может быть оправдано указанными в части 3 статьи 55 Конституции Российской Федерации целями, ради достижения которых допускается ограничение федеральным законом прав и свобод человека и гражданина.
Оценивая доводы истца о необходимости включения времени службы в Армии в специальный стаж в льготном исчислении исходя из расчета один день службы за два дня занятия педагогической деятельностью, суд находит их не обоснованными и подлежащими отказу в удовлетворении по следующим основаниям.
Так, в вышеприведенном Положении, утвержденном Постановлением Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 года N 1397, отсутствуют нормы, предусматривающие исчисление специального педагогического стажа за время прохождения службы по призыву в льготном порядке как один день военной службы за два дня работы.
Таким образом, в соответствии с действовавшим в спорный период времени законодательством служба в составе Вооруженных Сил СССР засчитывалась в специальный педагогический стаж (выслугу лет) при назначении пенсии работникам просвещения только в календарном порядке.
Постановлением Правительства Российской Федерации N 781 от 29 октября 2002 года утверждены Список должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, а также Правила исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, которые не предусматривают возможности для зачета в специальный стаж педагогических работников периодов прохождения военной службы по призыву, в том числе в льготном исчислении.
Согласно абзацу первому пункта 3 статьи 10 Федерального закона "О статусе военнослужащих" время нахождения граждан на военной службе по контракту засчитывается в их общий трудовой стаж, включается в стаж государственной службы государственного служащего и в стаж работы по специальности из расчета один день военной службы за один день работы, а время нахождения граждан на военной службе по призыву (в том числе офицеров, призванных на военную службу в соответствии с указом Президента Российской Федерации) - один день военной службы за два дня работы.
Из анализа приведенной нормы права следует, что в льготном порядке как один день военной службы за два дня работы засчитывается время нахождения граждан на военной службе по призыву при исчислении общего трудового стажа, стажа государственной службы государственного служащего, а не специального педагогического стажа при установлении досрочной трудовой пенсии по старости.
При таких обстоятельствах положения абзаца первого пункта 3 статьи 10 Федерального закона "О статусе военнослужащих" к спорным правоотношениям не применимы, поскольку не регулируют вопросы включения периодов военной службы в специальный педагогический стаж при установлении досрочной трудовой пенсии по старости.
На основании изложенного в данной части иска суд отказывает в удовлетворении.
Из материалов дела следует, что Садертдинов С.Р. после службы в Армии продолжил учебу в <данные изъяты> на 4 и 5 курсе с 26.06.1988 по 15.08.1990 г.
Согласно "Положению о порядке исчисления стажа для назначения пенсий за выслугу лет работникам просвещения и здравоохранения", утвержденному постановлением Совета Министров СССР от 17.12.1959 года N 1397, действовавшему в спорный период, время обучения в педагогических учебных заведениях и университетах, если этому времени непосредственно предшествовала и непосредственно за ним следовала педагогическая деятельность, засчитывается в соответствующий стаж при условии, если не менее 2/3 стажа, требуемого для назначения досрочной пенсии, приходится на работу в учреждениях, организациях и должностях, работа в которых дает право на такую пенсию. Данное положение утратило силу с 1 октября 1993 года.
Как следует из материалов дела, в том числе и из трудовой книжки истца, периоду обучения в <данные изъяты> в спорном периоде предшествовала служба в Армии, то есть истец до указанных периодов педагогическую деятельность не осуществлял, соответственно порядок зачета в специальный педагогический стаж времени обучения в высших учебных заведениях, предусмотренный п. 2 Положения "О порядке исчисления стажа для назначения пенсий за выслугу лет работникам просвещения и здравоохранения", утвержденного Постановлением Совета Министров СССР от 17.12.1959 г. N 1397, не соблюден.
Таким образом, в удовлетворении этой части исковых требований суд считает необходимым отказать Садертдинову С.Р.
Пунктом 4 Правил, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 29 октября 2002 года N 781, предусматривается, что периоды выполнявшейся с 01 сентября 2000 года работы в должностях в учреждениях, указанных в Списке, засчитываются в стаж работы при условии выполнения (суммарно по основанному и другим местам работы) нормы рабочего времени (педагогической или учебной нагрузки), установленной за ставку заработной платы (должностной оклад), за исключением случаев, определенных настоящими Правилами.
Пунктом 6 данных Правил предусмотрено включение работы в должности учителя расположенных в сельской местности общеобразовательных школ всех наименований (за исключением вечерних (сменных) и открытых (сменных) общеобразовательных школ) в стаж работы независимо от выполняемой учебной нагрузки.
Согласно имеющимся в материалах дела справкам Садертдинов С.Р. работал в качестве учителя <данные изъяты> с 31.08.2008 по 23.09.2009 г., учителем <данные изъяты> с 01.03.2010 по 31.08.2010 г., работы в качестве учителя <данные изъяты> с 14.03.2012 по 23.03.2012 г. Данный факт не оспаривается ответчиком.
Таким образом, указанные периоды суд считает необходимым включить в педагогический стаж.
Приказом Министерства образования Российской Федерации от 25 января 1993 года №21 наименования должностей руководящих и педагогических работников учреждений образования приведены в соответствие с наименованиями, предусмотренными в тарифно-квалификационных характеристиках, утвержденных приказом от 11 ноября 1992 года № 406, согласно п. 4 которого руководители кружков, секций, студий и других объединений учащихся стали именоваться педагогами дополнительного образования.
Списком должностей и учреждений, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 года №781, предусмотрено, что работа в должности «педагог дополнительного образования» в учреждении дополнительного образования детей (дом пионеров и школьников) засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии.
В соответствии с п.4 Правил исчисления периодов работы, дающей право е досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществляющим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, в соответствии с п.п. 19 п.1 ст.27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в РФ», утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 года №781, периоды выполнявшейся до 1 сентября 2000 г. работы в должностях в учреждениях, указанных в списке, засчитываются в стаж работы независимо от условия выполнения в эти периоды нормы рабочего времени (педагогической или учебной нагрузки), а начиная с 1 сентября 2000 г. - при условии выполнения (суммарно по основному и другим местам работы) нормы рабочего времени (педагогической или учебной нагрузки), установленной за ставку заработной платы (должностной оклад), за исключением случаев определенных настоящими Правилами.
В соответствии с п.12 указанных Правил работа в должностях, указанных в пункте 2 раздела "Наименование должностей" списка, в учреждениях, указанных в пункте 2 раздела "Наименование учреждений" списка, за периоды начиная с 1 января 2001 г. засчитывается в стаж работы при наличии одновременно следующих условий:
на 1 января 2001 г. у лица имеется стаж работы в должностях в учреждениях, указанных в списке, продолжительностью не менее 16 лет 8 месяцев;
у лица имеется факт работы (независимо от ее продолжительности) в период с 1 ноября 1999 г. по 31 декабря 2000 г. в должностях в учреждениях, указанных в пункте 2 раздела "Наименование должностей" и в пункте 2 раздела "Наименование учреждений" списка.
Согласно материалам дела и трудовой книжке Садертдинова С.Р., с 23.09.2009 по 05.10.2012 г. он занимал должность заместителя директора по воспитательной работе и тренера-преподавателя <данные изъяты>.
Согласно уставу МБОУ ДОД «Детско-юношеская спортивная школа» с. Аскино МР Аскинский район РБ реализует дополнительные образовательные программы спортивной направленности.
Суд не находит оснований о зачете указанного периода работы Садертдинова С.Р. в должности <данные изъяты> в льготный стаж, поскольку истцом не соблюдены оба условия, содержащиеся в указанных выше Правилах. В связи с чем, суд в удовлетворении иска в указанной части отказывает.
Таким образом, по состоянию на 04.09.2013 г. стаж педагогической деятельности Садертдинова С.Р. составлял 18 лет 11 месяцев 18 дней (засчитанный пенсионным органом стаж) + 1 год 23 дня (время работы учителем <данные изъяты>) + 6 месяцев 1 день (время работы учителем <данные изъяты>) + 10 дней (<данные изъяты>) + 1 год 11 месяцев 28 дней (время службы в СА в одинарном исчислении) = 22 года 06 мес. 20 дня.
Поскольку на момент обращения в Пенсионный фонд РФ Садертдинов С.Р. не выработал стаж педагогической деятельности более 25 лет, оснований для признания решения ответчика об отказе в назначении досрочной трудовой пенсии не имеется, ввиду того, что у истца на момент обращения еще не возникло право на досрочное назначение пенсии в связи с осуществлением педагогической деятельности.
Руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ, суд
решил:
Исковые требования Садертдинова С.Р. удовлетворить частично.
Признать незаконным решение Государственного учреждения - Управления Пенсионного Фонда РФ в Аскинском районе Республики Башкортостан от 13.09.2013 № об отказе Садертдинову С.Р. включить в специальный стаж, дающий право на назначение досрочной трудовой пенсии по старости, следующих периодов:
- служба в составе ВС ССР с 28.06.1986 по 25.06.1988 г. в одинарном исчислении;
- работа в качестве учителя <данные изъяты> с 31.08.2008 по 23.09.2009 г.;
- работа учителем в <данные изъяты> с 01.03.2010 по 31.08.2010 г.;
- работа в качестве учителя <данные изъяты> с 14.03.2012 по 23.03.2012г.
Включить указанные периоды в стаж для назначения досрочной трудовой пенсии в связи с педагогической деятельностью.
В удовлетворении остальной части иска - отказать.
Решение может быть обжаловано в Верховный суд Республики Башкортостан через Аскинский районный суд Республики Башкортостан в течение одного месяца со дня изготовления решения в окончательной форме.
Судья: /Подпись/.
Копия верна.
Председательствующий судья: Т.Б. Гиниятуллин