Дело №
Решение
Именем Российской Федерации
<адрес> ДД.ММ.ГГГГ
Хасавюртовский районный суд Республики Дагестан в составе:
председательствующего – судьи Минтемировой З.А.,
при секретаре Шамсудиновой Д.Д.,
с участием представителя истца – старшего помощника прокурора <адрес> Курчаева А.В.,
представителя ответчика – главы МО «<адрес>» <адрес> Акаева Н.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в городе Хасавюрт
гражданское дело по иску прокурора <адрес> в защиту неопределенного круга лиц, к муниципальному образованию «<адрес>» о признании бездействия муниципального образования незаконным и возложении на муниципальное образование обязанности по опубликованию в средствах массовой информации бюджета сельского поселения на 2015 год и отчетов об исполнении бюджета за 4 квартал 2014 года,
установил:
<адрес> обратился в суд с иском в защиту интересов неопределенного круга лиц к муниципальному образованию «<адрес>» <адрес> РД (далее МО «<адрес>»), в котором просит признать не соответствующим закону бездействие МО «<адрес>», выразившиеся в не опубликовании в местных средствах массовой информации бюджета сельского поселения на 2015 год и отчетов об исполнении бюджета за 4 квартал 2014 года.
В судебном заседании представитель истца – помощник прокурора <адрес> Курчаев А.В. поддержал заявленные прокурором требования в полном объеме, уточнил требования, просил для исполнения возложенных на ответчика обязанностей установить срок - в течение месяца с момента вступления решения в законную силу и пояснил, что прокуратурой района по заданию Прокуратуры Республики проведена проверка исполнения органами местного самоуправления бюджетного законодательства. В ходе проведенной проверки в деятельности МО «<адрес>» выявлены существенные нарушения действующего законодательства. Так, ответчик, в нарушении ст.5 Бюджетного Кодекса принятое представительным органом муниципального образования решение об утверждении местного бюджета и отчет об исполнении бюджета за 4 квартал 2014 года, в течение 10 дней после их подписания, не были опубликованы в средствах массовой информации. По результатам проверки прокуратурой района главе муниципального образования было внесено представление об устранении выявленных нарушений закона. Однако, по результатам контрольной проверки установлено, что нарушения закона не устранены по настоящее время и каких-либо мер по их устранению не принято. Несоблюдение МО «<адрес>» требований законодательства влечет за собой нарушение конституционных прав жителей муниципалитета. По изложенным доводам истец просит признать незаконным бездействие муниципального образования «<адрес>» <адрес> РД, выразившееся в не опубликовании в средствах массовой информации бюджета сельского поселения на 2015 год и отчетов об исполнении бюджета за 4 квартал 2014 года и обязать муниципальное образование «<адрес>» <адрес> опубликовать в средствах массовой информации бюджет сельского поселения на 2015 год и отчеты об исполнении бюджета за 4 квартал 2014 года в течение одного месяца со дня вступления в законную силу судебного решения.
Представитель ответчика - глава МО «<адрес>» Акаев Н.С. в судебном заседании исковые требования прокурора не признал и суду пояснил, что Собранием депутатов МО «<адрес>» был утвержден бюджет МО «<адрес>» на 2015 год, но данный бюджет не был официально опубликован в местных средствах массовой информации в установленный законом срок. Каких-либо мер для своевременного опубликования бюджета муниципального образования на 2015 год и отчета об исполнении бюджета за 4 квартал 2014 года, ни в средствах массовой информации, ни в сети "Интернет" МО «<адрес>» также не принималось. Администрация МО знает о необходимости опубликования в средствах массовой информации вышеуказанных документов, однако, на это у них не было средств и времени. В настоящее время должностными лицами МО «<адрес>» принимаются меры по устранению выявленных прокуратурой района нарушений.
Выслушав объяснения сторон, исследовав письменные материалы дела и дав оценку собранным по делу доказательствам в их совокупности, суд находит иск подлежащим удовлетворению.
Согласно ч.3 ст.15 Конституции РФ любые нормативные правовые акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, не могут применяться, если они не опубликованы официально для всеобщего сведения.
В ч.2 ст.24 Конституции РФ также установлено, что органы государственной власти и органы местного самоуправления, их должностные лица обязаны обеспечить каждому возможность ознакомления с документами и материалами, непосредственно затрагивающими его права и свободы, если иное не предусмотрено законом.
В соответствии с общими нормами действующего законодательства бюджет муниципального образования является нормативным правовым актом, непосредственно касающимся прав и свобод населения муниципального образования.
В силу п.2 ст. 5 Бюджетного кодекса РФ в отношении муниципальных правовых актов представительных органов муниципальных образований о местных бюджетах (решений о бюджетах), такие акты должны быть официально опубликованы не позднее 10 дней после их подписания в установленном порядке.
В соответствии со ст. 28 Бюджетного кодекса РФ бюджетная система Российской Федерации основывается, в том числе, на принципах прозрачности (открытости).
Принцип прозрачности (открытости) означает обязательное опубликование в средствах массовой информации утвержденных бюджетов и отчетов об их исполнении, полноту представления информации о ходе исполнения бюджета, а также доступность иных сведений о бюджетах по решению законодательных (представительных) органов государственной власти, представительных органов муниципальных образований, обязательную открытость для общества и средств массовой информации проектов бюджетов (ст. 36 Бюджетного кодекса РФ).
Из ч.2 ст.47 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" следует, что и проект местного бюджета, решение об утверждении местного бюджета, годовой отчет о его исполнении, ежеквартальные сведения о ходе исполнения местного бюджета вступают в силу после их официального опубликования (обнародования), а значит данные акты подлежат официальному опубликованию.
Органы местного самоуправления обеспечивают жителям поселения возможность ознакомиться с указанными документами и сведениями в случае невозможности их опубликования.
Согласно ч.3 ст.47 вышеуказанного закона порядок опубликования (обнародования) муниципальных правовых актов устанавливается уставом муниципального образования и должен обеспечить возможность ознакомления с ними граждан.
В соответствии с ч.3 ст.58 Устава МО «<адрес>» проект местного бюджета, решение об утверждении местного бюджета, годовой отчет о его исполнении, ежеквартальные сведения о ходе исполнения местного бюджета и о численности муниципальных служащих органов местного самоуправления, работников муниципальных учреждений с указанием фактических затрат на их денежное содержание подлежат официальному опубликованию.
Не опубликование правовых актов в сфере бюджетных правоотношений ставит под угрозу осуществление законных прав и интересов неопределенного круга лиц, затрагивает их права и законные интересы, влечет их неисполнение.
Следовательно, в силу требования федерального законодательства должностные лица МО «<адрес>» обязаны опубликовать в средствах массовой информации бюджет сельского поселения на 2015 год и отчет об исполнении бюджета за 4 квартал 2014 года, однако, данная обязанность ответчиком не была исполнена.
Из представления заместителя прокурора <адрес> усматривается, что по итогам проверки проведенной прокуратурой района главе МО «<адрес>» предписано устранить выявленные нарушения бюджетного законодательства и принять меры по их недопущению в будущем, а также рассмотреть вопрос о привлечении виновных должностных лиц к дисциплинарной ответственности.
Согласно письменному ответу на представление заместителя прокурора <адрес> за ненадлежащее исполнение возложенных обязанностей, выразившихся в нарушении бюджетного законодательства, ответственное за публикацию бюджета сельского поселения на 2015 год и отчетов об исполнении бюджета, должностное лицо привлечено к дисциплинарной ответственности, но сами нарушения также не устранены.
Факт того, что выявленные в ходе проведённой прокуратурой района проверки нарушения не устранены также подтверждается и справкой о результатах контрольной проверки исполнения органами местного самоуправления требований бюджетного законодательства, из которой видно, что нарушения бюджетного законодательства в МО «<адрес>» не устранены.
В судебном заседании глава МО «<адрес>» подтвердил, что бюджет сельского поселения на 2015 год и отчет об исполнении бюджета за 4 квартал 2014 года в средствах массовой информации не публиковались.
Таким образом, в судебном заседании установлено, что на момент рассмотрения дела судом бюджет сельского поселения на 2015 год и отчет об исполнении бюджета за 4 квартал 2014 года в средствах массовой информации ответчиком не были опубликованы.
С учетом изложенного, суд считает требования прокурора <адрес>, действующего в интересах неопределенного круга лиц, обоснованными и подлежащими удовлетворению.
В силу ч.2 ст.206 ГПК РФ, при принятии решения суда, обязывающего ответчика совершить определенные действия, не связанные с передачей имущества или денежных сумм, в случае, если указанные действия могут быть совершены только ответчиком, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено. Решение суда, обязывающее организацию или коллегиальный орган совершить определенные действия (исполнить решение суда), не связанные с передачей имущества или денежных сумм, исполняется их руководителем в установленный срок
Суд полагает, что установление срока исполнения решения суда должно способствовать реальному исполнению решения суда, и полагает разумным и достаточным для исполнения возложенных на ответчика обязанностей установить срок в течение месяца с момента вступления решения в законную силу.
На основании п.19 ч.1 ст.333.36 НК РФ, органы местного самоуправления, выступающие по делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции в качестве истцов и ответчиков, освобождаются от уплаты государственной пошлины, в связи с чем, государственную пошлину с ответчика суд не взыскивает.
На основании изложенного, руководствуясь ст.194-199 ГПК РФ, суд,
решил:
Исковое заявление прокурора <адрес> Республики Дагестан в защиту неопределенного круга лиц, к муниципальному образованию «<адрес>» о признании бездействия МО незаконным и возложении на МО обязанности по опубликованию в средствах массовой информации бюджета сельского поселения на 2015 год и отчетов об исполнении бюджета за 4 квартал 2014 года, удовлетворить.
Признать незаконным бездействие муниципального образования «<адрес>» <адрес>, выразившееся в не опубликовании в средствах массовой информации бюджета сельского поселения на 2015 год и отчетов об исполнении бюджета за 4 квартал 2014 года.
Обязать муниципальное образование «<адрес>» <адрес> опубликовать в средствах массовой информации бюджет сельского поселения на 2015 год и отчеты об исполнении бюджета за 4 квартал 2014 года в течение одного месяца со дня вступления в законную силу судебного решения.
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Дагестан в течение месяца со дня его вынесения в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы через Хасавюртовский районный суд.
Мотивированное решение составлено ДД.ММ.ГГГГ.
Судья З.А. Минтемирова