№
РЕШЕНИЕ
по делу об административном правонарушении
30 ноября 2018 года г. Ханты-Мансийск
Судья Ханты-Мансийского районного суда Ханты-Мансийского автономного округа-Югры Ахметов Р.М.,
с участием:
представителя юридического лица, привлекаемого к административной ответственности – Замятина Н.Н., представителя Природнадзора Югреы Артемьева А.С.
рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу представителя ООО «Газпромнефть-Хантос» Замятина Н.Н. на постановление заместителя начальника Ханты-Мансийского управления по контролю и надзору в сфере охраны окружающей среды, объектов животного мира и лесных отношений Природнадзора Югры, старшего государственного инспектора ХМАО-Югры в области охраны окружающей среды Артемьева А.С. № от ДД.ММ.ГГГГ, которым юридическое лицо – Общество с ограниченной ответственностью «Газпромнефть-Хантос» привлечено к административной ответственности по ст.8.5 КоАП РФ к наказанию в виде штрафа в размере 20 000 рублей,
УСТАНОВИЛ:
Постановлением старшего государственного инспектора ХМАО-Югры в области охраны окружающей среды, заместителя начальника Ханты-Мансийского управления по контролю и надзору в сфере охраны окружающей среды, объектов животного мира и лесных отношений Природнадзора Югры Артемьева А.С. № от ДД.ММ.ГГГГ юридическое лицо - Общество с ограниченной ответственностью «Газпромнефть-Хантос» привлечено к административной ответственности по ст.8.5 КоАП РФ к наказанию в виде штрафа в размере 20 000 рублей.
Не согласившись с вынесенным постановлением, представитель ООО «Газпромнефть-Хантос» Замятин Н.Н. обратился в суд с жалобой об его отмене и прекращении производства по делу, указав, что событие правонарушения отсутствует, вина Общества не доказана, поскольку отбор воды и почвы специализированной организацией не отбирались, не осуществлялась оценка проб, наличие предполагаемого загрязнения установлено визуально, что не позволяет судить о загрязнении окружающей среды нефтью, нефтепродуктами, подтоварной водой, либо газовым конденсатом; площадь загрязненного участка также не установлена, следовательно, Общество не обязано было направлять сведения по установленной форме.
В судебном заседании защитник Общества доводы жалобы поддержал в полном объеме, указав, что бремя доказывания вины Общества и предоставления надлежащих доказательств лежит на административном органе. Никаких аварий на предприятии не было, каких-либо работ по устранению последствий инцидента они не проводили. При этом, участок который был обследован, находится в хозяйственном ведении ООО «Газпромнефть-Хантос».
Представитель Природнадзора Югры в судебном заседании с доводами жалобы не согласился, указав о наличии состава правонарушения в действиях ООО «Газпромнефть-Хантос», на доказанность вины и отсутствие процессуальных нарушений по делу, дополнил их тем, что общество привлечено к ответственности не за загрязнение окружающей среды, а за не сообщение об инциденте.
Суд, заслушав стороны, изучив доводы жалобы и исследовав письменные материалы дела, установил следующее.
Постановлением старшего государственного инспектора ХМАО-Югры в области охраны окружающей среды, заместителя начальника Ханты-Мансийского управления по контролю и надзору в сфере охраны окружающей среды, объектов животного мира и лесных отношений Природнадзора Югры Артемьева А.С. № от ДД.ММ.ГГГГ юридическое лицо - Общество с ограниченной ответственностью «Газпромнефть-Хантос» привлечено к административной ответственности по ст.8.5 КоАП РФ к наказанию в виде штрафа в размере № рублей привлечено к административной ответственности по ст.8.5 КоАП РФ за то, что ДД.ММ.ГГГГ в 12:08 часов с левой стороны дороги (без твердого покрытия) ведущей от Причала к п. Сибирский в 100-120 метрах от кустовой площадки № Южной части Приобского месторождения <адрес> (левобережная часть р. Иртыша) обследован участок, на поверхности почвы которого в естественном понижении рельефа в открытом виде обнаружено маслянистое вещество черного цвета (предположительно подтоварная вода с примесью нефти). Участок частично отсыпан песком, установлен бон для препятствия дальнейшего распространения загрязнения на прилегающие участки. На поверхности мутной воды имеется радужная пленка. На прилегающей территории проведена работа по рыхлению верхнего слоя почвы и отсыпка песком с последующей планировкой территории. Северная и северо-западная сторона обследованного участка покрыта травянисто-кустарниковой растительностью, на которой имеются следы маслянистой жидкости. Участок не обвалован полностью, через установленный бон по поверхности воды растеклась жидкость темно-серого цвета. На месте обследованного участка присутствует запах, характерный для нефтепродуктов. Загрязненный участок находится в коридоре коммуникаций, на котором имеются высоковольтные линии на железных опорах и заглубленные нефтепромысловые трубопроводы.
Координаты зафиксированы GPS навигатором (Garmin MAP 62 stc), проведена видео и фотосъемка участка (персональный видеорегистратор DSJ-Z4, фотоаппарат Canon Power-shot А1300). Указанная территория, расположена в границах южной части Приобского месторождения - зона деятельности ООО «Газпромнефть-Хантос». Сведения о разливах нефти, нефтепродуктов, газового конденсата, подтоварной воды, произошедших в июле 2018 г. на территории <адрес> от юридического лица ООО «Газпромнефть-Хантос» по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ не направлены.
Осуществляя хозяйственную деятельность и не направив в установленный срок (в срок не позднее 24 часов с момента обнаружения разлива загрязняющей жидкости) сведения о состоянии окружающей среды и источнике загрязнения окружающей среды, юридическое лицо ООО «Газпромнефть-Хантос» допустило нарушение ст.ст 3, 6 Федерального закона от 10.01.2002 г. №7-ФЗ «Об охране окружающей среды», п. 4 постановления Правительства РФ от 15.04.2002 N 240 "О порядке организации мероприятий по предупреждению и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов на территории Российской Федерации", п.1.4 приложения 4 постановления Правительства ХМАО-Югры от 14.01.2011 №5-п «О требованиях к разработке планов по предупреждению и ликвидации разливов нефти, нефтепродуктов, газового конденсата, подтоварной воды на территории ХМАО-Югры».
Административное правонарушение совершено юридическим лицом ООО «Газпромнефть-Хантос» в ДД.ММ.ГГГГ г. по месту регистрации юридического лица - <адрес>.
Суд находит обжалуемое постановление, законным, обоснованным по следующим основаниям.
Согласно ст. 3 Федерального закона от 10.01.2002 года № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» хозяйственная и иная деятельность органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, юридических и физических лиц, оказывающая воздействие на окружающую среду, должна осуществляться на основе принципа: соблюдение права каждого на получение достоверной информации о состоянии окружающей среды, а также участие граждан в принятии решений, касающихся их прав на благоприятную окружающую среду, в соответствии с законодательством.
В соответствии с ч.1 ст.9 Федерального закона от 21.07.1997 года №116-ФЗ «о промышленной безопасности опасных производственных объектов» организация, эксплуатирующая опасный производственный объект, обязана своевременно информировать в установленном порядке федеральный орган исполнительной власти в области промышленной безопасности, его территориальные органы, а также иные органы государственной власти, органы местного самоуправления и население об аварии на опасном производственном объекте
Административная ответственность по ст.8.5 КоАП РФ предусмотрена за сокрытие, умышленное искажение или несвоевременное сообщение полной и достоверной информации о состоянии окружающей среды и природных ресурсов, об источниках загрязнения окружающей среды и природных ресурсов или иного вредного воздействия на окружающую среду и природные ресурсы, о радиационной обстановке данных, полученных при осуществлении производственного экологического контроля, информации, содержащейся в заявлении о постановке на государственный учет объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, декларации о воздействии на окружающую среду, декларации о плате за негативное воздействие на окружающую среду, отчете о выполнении плана мероприятий по охране окружающей среды или программы повышения экологической эффективности, а равно искажение сведений о состоянии земель, водных объектов и других объектов окружающей среды лицами, обязанными сообщать такую информацию.
Под сокрытием информации понимается недоведение ее до сведения лиц, имеющих право на ее получение; под искажением информации - сообщение неполных или неверных данных; несвоевременное сообщение полной и достоверной информации означает нарушение сроков ее доведения до заинтересованных лиц (органов).
Таким образом, объективная сторона правонарушения предусмотренного ст.8.5 КоАП РФ представляет собой действие (бездействие) и выражается в сокрытии, умышленном искажении или несвоевременном сообщении полной и достоверной информации о состоянии окружающей среды и природных ресурсов, об источниках загрязнения окружающей среды и природных ресурсов или ином вредном воздействии на окружающую среду и природные ресурсы, о радиационной обстановке, а равно искажение сведений о состоянии земель, водных объектов и других объектов окружающей среды лицами, обязанными сообщать такую информацию.
Объектом данного правонарушения являются общественные отношения, которые обеспечивают доступность экологической информации. Право на предоставление такой информации декларировано в ст. 42 Конституции Российской Федерации, согласно которой, каждый имеет право на достоверную информацию о состоянии окружающей среды.
Предметом правонарушения является порядок оборота экологической информации, который урегулирован Федеральным законом "Об информации, информационных технологиях и о защите информации" и другими нормативными актами, устанавливающими специальные правила о предоставлении, собирании, распространении информации, затрагивающей экологические права и интересы граждан, охрану окружающей среды и природопользование.
Согласно п. 4 Правил организации мероприятий по предупреждению и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов на территории Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 15 апреля 2002 года N 240 "О порядке организации мероприятий по предупреждению и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов на территории Российской Федерации" организации обязаны немедленно оповещать в установленном порядке соответствующие органы государственной власти и органы местного самоуправления о фактах разливов нефти и нефтепродуктов и организовывать работу по их локализации и ликвидации.
В силу п. 3 основных требований к разработке планов по предупреждению и ликвидации аварийных разливов нефти и нефтепродуктов, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 21.08.2000 г. N 613 "О неотложных мерах по предупреждению и ликвидации аварийных разливов нефти и нефтепродуктов" определено, что разливы нефти и нефтепродуктов классифицируются как чрезвычайные ситуации и ликвидируются в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Согласно п. 1.4 постановления Правительством Ханты-Мансийского автономного округа - Югры в соответствии с названными нормативными актами принято постановление от 14.01.2011 г. N 5-п "О требованиях к разработке планов по предупреждению и ликвидации аварийных разливов нефти и нефтепродуктов, газового конденсата, подтоварной воды на территории Ханты-Мансийского автономного округа - Югры" утверждена схема оповещения организациями контролирующих органов по фактам разливов нефти, нефтепродуктов, подтоварной воды, об аварийных ситуациях на предприятиях.
При этом согласно данной схемы Природнадзор Югры является одним из контролирующих органов, которые хозяйствующим субъектам надлежит извещать о разливах нефти, нефтепродуктов, подтоварной воды и об иных аварийных ситуациях на производстве.
Пунктом 1.8 и 1.9 данного постановления утверждены типовая форма оперативного сообщения об аварии (инциденте) и типовая форма сведений об аварии (инциденте) на трубопроводе.
Согласно приложения №8 данного постановления Правительства ХМАО-Югры организация на территории которой произошла авария (инцидент), должна направить сведения в Природнадзор Югры и иные уполномоченные службы в срок не позднее 24 часов с моменты обнаружения разлива нефти, нефтепродуктов, газового конденсата, подтоварной воды.
При этом, в соответствии с п. 4 приложения 1 постановления Правительства ХМАО-Югры от 14.01.2011 г. N 5-п, сведения по форме приложения №9 организация, на территории которой произошла авария (инцидент) обязана представить в Природнадзор Югры и иные уполномоченные службы в срок не позднее 3 суток с момента окончания технического расследования причин аварии.
Из обжалуемого постановления следует, что Обществом с ограниченной ответственностью «Газпромнефть-Хантос» сведения о разливах нефти, нефтепродуктов, газового конденсата, подтоварной воды, произошедших в ДД.ММ.ГГГГ г. на территории Ханты-Мансийского района по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ не направлены в уполномоченные федеральные службы и уполномоченные службы автономного округа, согласно схеме оповещения организациями контролирующих органов по фактам аварий (инцидентов) на предприятиях, связанных с разливами нефти, нефтепродуктов, газового конденсата, подтоварной воды, в том числе, которые могут привести к ЧС (приложение 8, п. 1.8 указанного постановления Правительства Ханты- Мансийского автономного округа - Югры от ДД.ММ.ГГГГ №-п «О требованиях к разработке планов по предупреждению и ликвидации разливов нефти, нефтепродуктов, газового конденсата, подтоварной воды на территории Ханты- Мансийского автономного округа - Югры».
Как на доказательство виновности ООО «Газпромнефть-Хантос» должностное лицо административного органа в своем постановлении ссылается на отсутствие оперативного сообщения об инциденте разлива, отсутствием сведений об аварии (инциденте) и разлива, произошедшего в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ на объектах Южной части Приобского месторождения в районе куста №, отчетом № о проведении осмотра территории, указанной в обращении гражданина от ДД.ММ.ГГГГ.
Из материалов дела следует, что на основании письменного обращения гражданина ФИО7 от 13.07.2018г. с целью подтверждения возникновения угрозы причинения вреда жизни, здоровью граждан, вреда животным, растениям, окружающей среде, угрозы чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера на лесных участках в районе промысловых дорог и кустов №, №а, №, № Южной части Приобского месторождения Ханты-Мансийского района Природнадзором Югры в соответствии с распоряжением и плановым заданием от ДД.ММ.ГГГГ проведен плановый (рейдовый) осмотр, обследование лесных участков, расположенных в кварталах №, № Пойменного урочища и кварталах №, № Правдинского урочища Правдинского участкового лесничества, Самаровского территориального отдела-лесничества.
По результатам осмотра территории в районе кустовой площадки № Южной части Приобского месторождения Ханты-Мансийского района (левобережная часть р. Иртыш) составлен отчет № о проведении осмотра территории, указанной в обращении ФИО7, из которого усматривается: обследован участок ДД.ММ.ГГГГ в 12:08 часов с левой стороны дороги (без твердого покрытия) ведущей от Причала к п. Сибирский в 100-120 метрах от кустовой площадки № Южной части Приобского месторождения Ханты-Мансийского района (левобережная часть р. Иртыша), на поверхности почвы которого в естественном понижении рельефа в открытом виде обнаружено маслянистое вещество черного цвета (предположительно подтоварная вода с примесью нефти). Участок частично отсыпан песком, установлен бон для препятствия дальнейшего распространения загрязнения на прилегающие участки. На поверхности мутной воды имеется радужная пленка. На прилегающей территории проведена работа по рыхлению верхнего слоя почвы и отсыпка песком с последующей планировкой территории. Северная и северо-западная сторона обследованного участка покрыта травянисто-кустарниковой растительностью, на которой имеются следы маслянистой жидкости. Участок не обвалован полностью, через установленный бон по поверхности воды растеклась жидкость темно-серого цвета. На месте обследованного участка присутствует запах, характерный для нефтепродуктов. Загрязненный участок находится в коридоре коммуникаций, на котором имеются высоковольтные линии на железных опорах и заглубленные нефтепромысловые трубопроводы.
Координаты зафиксированы GPS навигатором (Garmin MAP 62 stc), проведена видео и фотосъемка участка (персональный видеорегистратор DSJ-Z4, фотоаппарат Canon Power-shot А1300). Указанная территория, расположена в границах южной части Приобского месторождения - зона деятельности ООО «Газпромнефть-Хантос». К отчету прилагается фототаблица, карта-схема, снимки, компакт-диск.
При этом, как установлено в ходе судебного заседания на основании представленных доказательств в предполагаемом месте разлива были произведены работы по его устранению, а именно участок отсыпан песком, установлен бон, препятствующий дальнейшему распространению обнаруженной жидкости, проведены работы по рыхлению почвы, отсыпке и обваловке. Данные обстоятельства подтверждаются отчетом № с фототаблицей, что фактически косвенно подтверждает факт произошедшего инцидента и принятии мер по её ликвидации.
Кроме этого, как установлено в ходе судебного заседания ООО «Газпромнефть-Хантос» в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ не исполнило возложенную на нее обязанность, как хозяйствующего субъекта, по немедленному уведомлению Природнадзора Югры о произошедшей аварии (инциденту) и разливу загрязняющих веществ, что и составляет объективную сторону состава административного правонарушения, предусмотренного ст. 8.5 КоАП РФ.
При вынесении постановления в отношении ООО «Газпромнефть-Хантос» должностным лицом материалы дела исследованы в полном объеме, им дана надлежащая оценка, действия ООО «Газпромнефть-Хантос» верно квалифицированы по ст.8.5 КоАП РФ.
Таким образом, доводы представителя ООО «Газпромнефть-Хантос» о том, что не установлен факт наличия загрязнения окружающей среды, поскольку пробы воды и почвы специализированной организацией не отбирались и исследование не проводилось, суд находит необоснованными и расценивает их способ защиты избранный с целью избежать административной ответственности.
Также суд находит необоснованными доводы представителя ООО «Газпромнефть-Хантос» о том, что Природнадзор Югры вышел за рамки представленных полномочий, так как место разлива находится в землях промышленности, поскольку как следует из вышеуказанных нормативных актов, на организацию осуществляющую разведку месторождений, добычу нефти, переработку, транспортировку, хранение и реализацию нефти и нефтепродуктов, возложена обязанность по соблюдению нормативных актов как на федеральном уровне, так и требования нормативных актов субъекта РФ. При этом, согласно вышеуказанных нормативных актов на ООО «Газпромнефть-Хантос» возложена обязанность также извещать Природнадзор Югры о разливе загрязняющих веществ.
Каких-либо процессуальных нарушений, допущенных при составлении (оформлении) административного материала и вынесении постановления о назначении административного наказания судом не установлено.
Наказание ООО «Газпромнефть-Хантос» назначено в соответствии с требованиями закона, с учетом всех обстоятельств дела в пределах санкции статьи.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.30.6-30.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, суд
РЕШИЛ:
Постановление заместителя начальника Ханты-Мансийского управления по контролю и надзору в сфере охраны окружающей среды, объектов животного мира и лесных отношений Природнадзора Югры, старшего государственного инспектора ХМАО-Югры в области охраны окружающей среды Артемьева А.С. № от ДД.ММ.ГГГГ, которым юридическое лицо – Общество с ограниченной ответственностью «Газпромнефть-Хантос» привлечено к административной ответственности по ст.8.5 КоАП РФ к наказанию в виде штрафа в размере 20 000 рублей, - оставить без изменения, а жалобу представителя ООО «Газпромнефть-Хантос» Замятина Н.Н.- без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в суд Ханты-Мансийского автономного округа-Югры через Ханты-Мансийский районный суд в течение 10 суток со дня получения или вручения его копии.
Судья Ханты-Мансийского
районного суда подпись Р.М. Ахметов
Копия верна
Судья Ханты-Мансийского
районного суда Р.М. Ахметов