Судья Сутягина Е.М. |
№21-177/2016 |
ВЕРХОВНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ КАРЕЛИЯ
РЕШЕНИЕ
18 апреля 2016 г. |
г.Петрозаводск |
Судья Верховного Суда Республики Карелия Коваленко С.В., рассмотрев протест Карельского межрайонного природоохранного прокурора на решение судьи Лахденпохского районного суда Республики Карелия от 09 марта 2016 г. по делам об административных правонарушениях, предусмотренных частью 1 статьи 8.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении открытого акционерного общества «Лахденпохский леспромхоз»,
установил:постановлениями заместителя главного государственного лесного инспектора по Республике Карелия, заместителя начальника отдела федерального государственного лесного и пожарного надзора Министерства по природопользованию и экологии Республики Карелия №856/15л и №857/15л от 20 января 2016 г. ОАО «Лахденпохский ЛПХ» признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 8.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и юридическому лицу назначено наказание в виде административного штрафа в размере 50500 руб. и 50400 руб. соответственно.
Решением судьи Лахденпохского районного суда Республики Карелия от 09 марта 2016 г. данные постановления отменены, дела об административных правонарушениях возвращены должностному лицу на новое рассмотрение.
С таким решением не согласен Карельский межрайонный природоохранный прокурор. В протесте поставлен вопрос об отмене решения с возвращением дела на новое рассмотрение в суд и указано, что предприятие подлежит привлечению к административной ответственности за каждое из правонарушений и положения части 5 статьи 4.1 и части 2 статьи 4.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях применению не подлежат. Вменяемые нарушения правил заготовки древесины образуют самостоятельные составы административных правонарушений, поскольку совершены на различных лесных участках, которые в соответствии с лесным законодательством имеют свои границы, месторасположение и площадь, время совершения правонарушений и время их обнаружения также различны.
На рассмотрение настоящего дела по указанной жалобе законный представитель или защитник ОАО «Лахденпохский ЛПХ», надлежащим образом извещенного о времени и месте рассмотрения дела, не явились.
Заслушав объяснения прокурора Иовлева Д.С., поддержавшего протест Карельского межрайонного природоохранного прокурора, объяснения представителя административного органа Б. О.А., проверив дело, прихожу к следующим выводам.
В соответствии с частью 1 статьи 8.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях нарушение правил заготовки древесины влечет предупреждение или наложение административного штрафа на юридических лиц в размере от пятидесяти тысяч до ста тысяч рублей.
На основании части 3 статьи 16 Лесного кодекса Российской Федерации порядок осуществления рубок лесных насаждений определяется правилами заготовки древесины, правилами санитарной безопасности в лесах, правилами пожарной безопасности в лесах, правилами ухода за лесами.
Согласно подпунктам «з», «к» пункта 13 Правил заготовки древесины, утвержденных приказом Рослесхоза от 01.08.2011 №337, при заготовке древесины не допускается оставление не вывезенной в установленный срок (включая предоставление отсрочки) древесины на лесосеке; не допускается невыполнение или несвоевременное выполнение работ по очистке лесосеки.
По постановлению №856/15л основанием для привлечения ОАО «Лахденпохский ЛПХ» к административной ответственности послужило то обстоятельство, что 17 июня 2015 г. при проведении должностными лицами Ихальского участкового лесничества осмотра мест рубок в квартале 6 выделы 19, 24, делянка №3 Ихальского участкового лесничества ГКУ РК «Лахденпохское центральное лесничество» выявлено нарушение подпунктов «з» и «к» пункта 13 Правил заготовки древесины, а именно: оставление не вывезенной в установленный срок древесины объемом (...) куб.м, несоблюдение способов и сроков очистки мест рубок от порубочных остатков и захламление лесов на площади (...) га.
По постановлению №857/15л основанием для привлечения юридического лица к административной ответственности послужило то обстоятельство, что 15 июня 2015 г. при проведении должностными лицами Ихальского участкового лесничества осмотра мест рубок в квартале 6 выделы 8, 11 делянка №6 Ихальского участкового лесничества ГКУ РК «Лахденпохское центральное лесничество» выявлено нарушение подпунктов «з» и «к» пункта 13 Правил заготовки древесины, а именно: оставление не вывезенной в установленный срок древесины объемом (...) куб.м, несоблюдение способов и сроков очистки мест рубок от порубочных остатков и захламление лесов на площади (...) га.
Проверяя законность и обоснованность привлечения юридического лица к административной ответственности, судья пришел к выводам об отмене постановлений должностного лица и возвращении дел на новое рассмотрение.
Выводы судьи основаны на том, что нарушения допущены одним юридическим лицом, при совершении одних и тех же действий при заготовке древесины, выявлены при проведении одной проверки в период с 15 по 17 июня 2015 г., на территории одного квартала Ихальского участкового лесничества, используемого на основании одного договора аренды, поэтому образуют единый состав административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 8.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. Полагает, что должностное лицо должно было вынести одно постановление о назначении административного наказания за выявленные нарушения, между тем в нарушение части 5 статьи 4.1 названного Кодекса вынесло шесть постановлений, в результате чего неоднократно привлекло юридическое лицо за одно административное правонарушение к административной ответственности.
С указанными выводами судьи согласиться нельзя.
Согласно части 1 статьи 4.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях при совершении лицом двух и более административных правонарушений административное наказание назначается за каждое совершенное административное правонарушение.
Согласно пункту 53 Правил заготовки древесины организация и проведение работ по заготовке древесины осуществляются в соответствии с технологической картой разработки лесосеки, которая составляется на каждую лесосеку перед началом ее разработки на основе данных отвода и таксации.
Пункт 12 данных Правил устанавливает, что рубка лесных насаждений на каждой лесосеке, трелевка, частичная переработка, хранение и вывоз заготовленной древесины осуществляется лицом, использующим лесной участок в целях заготовки древесины, в течение 12 месяцев с даты начала декларируемого периода согласно лесной декларации, или в течение срока, установленного договором купли-продажи лесных насаждений, - в случае заготовки древесины на основании договора купли-продажи лесных насаждений.
В соответствии с пунктами 84, 94 ГОСТ 18486-87 (Государственный стандарт Союза ССР. Лесоводство. Термины и определения. утвержден и введен в действие постановлением Госстандарта СССР от 10.12.1987 №4445) лесосека - это участок леса, отведенный для рубок главного пользования, лесовосстановительных рубок, рубок ухода за лесом и санитарных. Лесосечная делянка - часть лесосеки, отграниченная в натуре.
Как следует из материалов дел об административных правонарушениях, вмененные ОАО «Лахденпохский ЛПХ» нарушения выявлены на различных лесосечных делянках, отграниченных друг от друга. На них проводились работы по заготовке древесины в соответствии с различными технологическими картами разработки лесосек.
Согласно лесным декларациям каждая лесосечная делянка имеет различное географическое положение, площадь и объемы заготовки древесины по разным древесным породам. На лесосечных делянках обнаружен различный объем невывезенной древесины на разных площадях.
При таких обстоятельствах оснований для рассмотрения дел об административных правонарушениях в рамках одного производства с вынесением одного постановления не имелось, поскольку каждое нарушение, за которое юридическое лицо привлечено к административной ответственности по части 1 статьи 8.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях отдельным постановлением должностного лица, образует самостоятельное событие административного правонарушения.
Соответственно, дела об административных правонарушениях в отношении ОАО «Лахденпохский ЛПХ» подлежали рассмотрению в рамках разных производств. Юридическому лицу при доказанности наличия в его действиях состава каждого административного правонарушения наказание должно было назначаться за каждое административное правонарушение отдельным постановлением.
При таких обстоятельствах при рассмотрении жалоб на постановления судьей допущено нарушение части 1 статьи 4.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и сделан ошибочный вывод о нарушении должностным лицом части 5 статьи 4.1 названного Кодекса. Данное нарушение явилось существенным и не позволило всесторонне, полно и объективно рассмотреть дела об административных правонарушениях.
Учитывая изложенное, обжалованное решение судьи подлежит отмене, дела об административных правонарушениях с жалобами ОАО «Лахденпохский ЛПХ» - возвращению на новое рассмотрение в Лахденпохский районный суд Республики Карелия.
Руководствуясь пунктом 4 части 1 статьи 30.7, статьей 30.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья
решил:решение судьи Лахденпохского районного суда Республики Карелия от 09 марта 2016 г. по делам об административных правонарушениях, предусмотренных частью 1 статьи 8.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении открытого акционерного общества «Лахденпохский леспромхоз» отменить, дела возвратить на новое рассмотрение в Лахденпохский районный суд Республики Карелия.
Судья |
С.В.Коваленко |