РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
23 мая 2013 года город Пермь
Пермский районный суд Пермского края в составе:
председательствующего судьи Степановой М.В.,
при секретаре Андриевской М.С.,
с участием представителя истца Главатских Л.М. – адвоката Вшивковой Е.В., действующей на основании ордера,
представителя ответчика Комитета имущественных отношений администрации Пермского муниципального района – Зотиной Т.Б., действующей на основании доверенности,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Главатских Л.М. к Комитету имущественных отношений администрации Пермского муниципального района об отмене решения об отказе в предоставлении земельного участка в собственность, возложении обязанности предоставить документы для проведения кадастровых работ и осуществления государственного кадастрового учета, издании решения о предоставлении земельного участка в собственность, заключении договора о передаче земельного участка в собственность,
установил:
Главатских Л.М. обратилась в суд с иском к Комитету имущественных отношений администрации Пермского муниципального района об отмене решения от ДД.ММ.ГГГГ № об отказе в предоставлении земельного участка для ведения личного подсобного хозяйства в собственность бесплатно, возложении обязанности предоставить в месячный срок со дня принятия решения судом схему на кадастровом плане или кадастровой карте земельного участка, расположенного в кадастровом квартале №, ограниченного с востока дорогой Пермь-Екатеринбург, с запада – земельными участками, находящимися по адресу: <адрес>, с юга – <адрес>, для ведения личного подсобного хозяйства, площадью <данные изъяты> га, также иные документы в отношении земельного участка для проведения кадастровых работ и осуществления государственного кадастрового учета этого земельного участка в порядке, установленном Федеральным законом «О государственном кадастре недвижимости»; издании в двухнедельный срок со дня предоставления кадастрового паспорта испрашиваемого земельного участка решения о предоставлении ей земельного участка, площадью <данные изъяты> га, в собственность бесплатно и предоставлении ей копии такого решения с приложением кадастрового паспорта этого земельного участка; в недельный срок со дня издания решения о предоставлении ей земельного участка для ведения личного подсобного хозяйства в собственность бесплатно - заключения договора о передаче земельного участка в собственность бесплатно.
В обоснование заявленных требований указала, что ДД.ММ.ГГГГ истец обратилась к главе Пермского муниципального района с заявлением о предоставлении в собственность бесплатно вышеуказанного земельного участка по основаниям, предусмотренным ст. 81 Земельного кодекса РФ (далее – ЗК РФ), а также в соответствии со ст. 3 Федерального закона от 07.07.2003 года № 112-ФЗ «О личном подсобном хозяйстве» и Законом Пермского края от 02.09.2003 года № 965-193 «Об установлении предельных (максимальных и минимальных) размеров земельных участков, предоставляемых гражданам в собственность». ДД.ММ.ГГГГ решением Комитета имущественных отношений администрации Пермского муниципального района №з отказано в предоставлении земельного участка, поскольку для ведения личного подсобного хозяйства предоставляются земельные участки только из состава земель сельскохозяйственного назначения в соответствии со ст. 81 ЗК РФ. Испрашиваемых земельный участок находится в черте населенного пункта и предусмотрен проектом генерального плана <адрес> для индивидуального жилищного строительства, следовательно, не может быть предоставлен для целей не связанных со строительством, предлагают приобрести указанный земельный участок через торги. Истец считает данный отказ незаконным в связи с тем, что просит предоставить земельный участок для целей не связанных со строительством, а для ведения личного подсобного хозяйства, поэтому необходимо руководствоваться ст. 34 ЗК РФ. Поскольку она зарегистрирована по месту постоянного проживания в <адрес>, отказ в предоставлении ей земельного участка для ведения личного подсобного хозяйства является незаконным. Испрашиваемый участок не принадлежит никому на праве собственности, не зарезервирован для муниципальных или государственных нужд, следовательно, является свободным и может быть предоставлен для ведения личного подсобного хозяйства, площадью 0,25 га, бесплатно. Считает необоснованной ссылку ответчика на то, что земельные участки для этих целей могут быть предоставлены только из земель сельскохозяйственного назначения. Для ведения личного подсобного хозяйства предоставляются земельные участки, расположенные в границах населенного пункта, которые не могут относиться к землям сельскохозяйственного назначения. Генеральный план <адрес> отсутствует, поэтому ссылка на него является незаконной. Земельные участки для ведения личного подсобного хозяйства предоставляются с учетом зонирования территории населенного пункта, действующим законодательством разрешено их предоставление в жилых зонах. Отказом в предоставлении ей земельного участка для ведения личного подсобного хозяйства нарушены ее конституционные права, позволяющие иметь в частной собственности землю.
Истец – Главатских Л.М. в судебное заседание не явилась, о времени месте судебного заседания извещена надлежащим образом.
Представитель истца – адвокат Вшивкова Е.В., действующая на основании ордера, поддержала требования Главатских Л.М., по изложенным в исковом заявлении доводам. Указала, что истец имеет право на бесплатное получение земельного участка в собственность для ведения личного подсобного хозяйства, поскольку является жителем <адрес>. Проект генерального плана застройки <адрес> в настоящее время не утвержден и юридической силы не имеет.
Представитель ответчика Комитета имущественных отношений администрации Пермского муниципального района – Зотина Т.Б., действующая на основании доверенности, в судебном заседании с исковыми требованиями не согласилась, считает отказ в предоставлении земельного участка для ведения личного подсобного хозяйства в собственность Главатских Л.М. бесплатно законным и обоснованным. Указывает, что истец ссылается на нормы, которые связаны со строительством и застройкой зон, тогда как, вопрос о предоставлении земельного участка ставиться для целей не связанных со строительством. Положениями ст. 30 ЗК РФ предусмотрена возможность предоставления земельного участка в границах населенного пункта за плату, тогда как истец просит предоставить ей земельный участок бесплатно. Бесплатное предоставление земельного участка возможно за пределами границ населенных пунктов на землях сельскохозяйственного назначения.
Третье лицо – администрация Бершетского сельского поселения о времени и месте судебного заседания извещена надлежащим образом, представила заявление о рассмотрении дела без участия их представителя, в котором указано, что претензий по иску не имеют.
Суд, заслушав участников процесса, исследовав материалы дела, приходит к выводу, что исковые требования не обоснованы и не подлежат удовлетворению по следующим основаниям.
Согласно ст. 254 Гражданского процессуального кодекса РФ гражданин, организация вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы.
В соответствии со ст. 15 ЗК РФ граждане и юридические лица имеют право на равный доступ к приобретению земельных участков в собственность. Земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, могут быть предоставлены в собственность граждан и юридических лиц, за исключением земельных участков, которые в соответствии с настоящим Кодексом, федеральными законами не могут находиться в частной собственности.
ДД.ММ.ГГГГ Главатских Л.М. обратилась к Главе администрации Пермского муниципального района с заявлением о предоставлении в собственность земельного участка для ведения личного подсобного хозяйства, которое является формой непредпринимательской деятельности по производству и переработке сельскохозяйственной продукции, не связанной со строительством в кадастровом квартале №, ограниченный с востока дорогой Пермь-Екатеринбург, с запада – земельными участками, находящимися по адресу: <адрес>, с юга – <адрес> (л.д. 13-14).
ДД.ММ.ГГГГ Комитет имущественных отношений администрации Пермского муниципального района отказал в предоставлении Главатских Л.М. в собственность вышеуказанного земельного участка для ведения личного подсобного хозяйства в порядке ст. 81 ЗК РФ, так как данный земельный участок расположен в черте населенного пункта и предусмотрен проектом генерального плана Бершетского сельского поселения (<адрес>) для индивидуального жилищного строительства, соответственно, он не может быть предоставлен для целей не связанных со строительством. На заседании комиссии от ДД.ММ.ГГГГ принято решение разработать проект планировки в отношении данной территории для предоставления земельных участков для индивидуального жилищного строительства через торги, что следует из ответа Комитет имущественных отношений администрации Пермского муниципального района №з и протокола №з заседания Комиссии по земельным отношениям (л.д. 15, 16).
Согласно ст. 81 ЗК РФ гражданам, изъявившим желание вести личное подсобное хозяйство, земельные участки предоставляются в соответствии с настоящим Кодексом, федеральным законом о личном подсобном хозяйстве.
Под личным подсобным хозяйством в силу п. 1 ст. 2 Федерального закона от 07.07.2003 года № 112-ФЗ «О личном подсобном хозяйстве» понимается форма непредпринимательской деятельности по производству и переработке сельскохозяйственной продукции.
В соответствии с п. 1 ст. 4 Федерального закона «О личном подсобном хозяйстве» для ведения личного подсобного хозяйства могут использоваться земельный участок в границах населенного пункта (приусадебный земельный участок) и земельный участок за пределами границ населенного пункта (полевой земельный участок).
При этом приусадебный земельный участок используется для производства сельскохозяйственной продукции, а также для возведения жилого дома, производственных, бытовых и иных зданий, строений, сооружений с соблюдением градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил и нормативов.
Полевой земельный участок используется исключительно для производства сельскохозяйственной продукции без права возведения на нем зданий и строений.
Пунктом 3 ст. 3 Федерального закона «О личном подсобном хозяйстве» определено, что земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, для ведения личного подсобного хозяйства предоставляются гражданам, которые зарегистрированы по месту постоянного проживания в сельских поселениях.
Истец Главатских Л.М. зарегистрирована по месту жительства по адресу: <адрес>, что следует из справки №, выданной ДД.ММ.ГГГГ Администрацией Бершетского сельского поселения (л.д. 31).
Порядок предоставления гражданам земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для целей, не связанных со строительством, предусмотрен статьей 34 ЗК РФ.
В соответствии со ст. 34 ЗК РФ граждане, заинтересованные в предоставлении или передаче земельных участков в собственность или в аренду из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для целей, не связанных со строительством, подают заявления в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления. Орган местного самоуправления на основании заявления либо обращения исполнительного органа государственной власти, с учетом зонирования территорий в месячный срок со дня поступления указанных заявления или обращения утверждает и выдает заявителю схему расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории. Заявитель обеспечивает за свой счет выполнение в отношении земельного участка кадастровых работ и обращается с заявлением об осуществлении государственного кадастрового учета этого земельного участка в порядке, установленном Федеральным законом «О государственном кадастре недвижимости». Исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, в двухнедельный срок со дня представления кадастрового паспорта испрашиваемого земельного участка принимает решение о предоставлении этого земельного участка в собственность за плату или бесплатно либо о передаче в аренду земельного участка заявителю, и направляет ему копию такого решения с приложением кадастрового паспорта этого земельного участка.
Таким образом, Земельный кодекс Российской Федерации предусматривает, что земельные участки должны использоваться согласно их целевому назначению, принадлежности к той или иной категории и разрешенному использованию.
Согласно статьям 9 и 36 (части 2 и 3) Конституции Российской Федерации земля и другие природные ресурсы используются и охраняются в Российской Федерации как основа жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории, могут находиться в частной, государственной, муниципальной и иных формах собственности, владение, пользование и распоряжение ими осуществляются их собственниками свободно, если это не наносит ущерба окружающей среде и не нарушает прав и законных интересов иных лиц, а условия и порядок пользования землей определяются на основе федерального закона.
В развитие приведенных конституционных положений Земельный кодекс Российской Федерации в числе основных принципов земельного законодательства закрепляет принцип приоритета охраны земли как важнейшего компонента окружающей среды и средства производства в сельском хозяйстве и лесном хозяйстве перед использованием земли в качестве недвижимого имущества, принцип приоритета сохранения особо ценных земель, согласно которому изменение целевого назначения ценных земель сельскохозяйственного назначения ограничивается или запрещается в порядке, установленном федеральными законами (подп. 2, 6 и 8 п. 1 ст. 1 ЗК РФ).
Так, статья 1 ЗК РФ, определяя основные принципы земельного законодательства, предусматривает, что земли делятся по целевому назначению на категории, правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к определенной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территории и требованиями законодательства. Этот принцип развивается в статье 7 ЗК РФ, уточняющей, что использование земли производится в соответствии с установленным для них целевым назначением с учетом принадлежности к той или иной категории и вида разрешенного использования земель с учетом зонирования территории.
Комитету имущественных отношений администрации Пермского района для рассмотрения по существу вопроса о предоставлении земельного участка в собственность, для целей не связанных со строительством, необходимо располагать сведениями о зонировании территории, поскольку при рассмотрении обращений о предоставлении земельных участков п. 4 ст. 34 ЗК РФ предусмотрена обязанность органа местного самоуправления учитывать зонирование территории при предоставлении земельных участков.
Градостроительное зонирование предполагает наличие правил землепользования и застройки, утверждающих градостроительные регламенты для каждой территориальной зоны, градостроительные регламенты определяют правовой режим входящих в состав соответствующих зон земельных участков. Согласовывая градостроительные регламенты для соответствующих территорий (зон), уполномоченные органы и организации тем самым фактически согласовывают возможность использования земельных участков для тех или иных целей.
На основании п. 8 ст. 1 Градостроительного кодекса РФ документом градостроительного зонирования, в котором, в том числе устанавливаются территориальные зоны, являются правила землепользования и застройки.
Виды разрешенного использования устанавливаются в соответствии с правилами землепользования и застройки.
В соответствии со ст. 85 ЗК РФ в состав земель населенных пунктов могут входить земельные участки, отнесенные в соответствии с градостроительными регламентами к следующим территориальным зонам: 1) жилым; 2) общественно-деловым; 3) производственным; 4) инженерных и транспортных инфраструктур; 5) рекреационным; 6) сельскохозяйственного использования; 7) специального назначения; 8) военных объектов; 9) иным территориальным зонам.
Поскольку зонирования территории нет, землепользование и застройка устанавливаются градостроительным регламентом для каждой территориальной зоны индивидуально. Правилами землепользования и застройки устанавливается градостроительный регламент для каждой территориальной зоны индивидуально, с учетом особенностей ее расположения и развития, а также возможности территориального сочетания различных видов использования земельных участков (жилого, общественно-делового, производственного, рекреационного и иных видов использования земельных участков). Градостроительные регламенты обязательны для исполнения всеми собственниками земельных участков, землепользователями, землевладельцами и арендаторами земельных участков независимо от форм собственности и иных прав на земельные участки.
В соответствии со ст. 14 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения поселения относятся утверждение генеральных планов поселения, правил землепользования и застройки, утверждение подготовленной на основе генеральных планов поселения документации по планировке территории, выдача разрешений на строительство (за исключением случаев, предусмотренных Градостроительным кодексом Российской Федерации, иными федеральными законами), разрешений на ввод объектов в эксплуатацию при осуществлении муниципального строительства, реконструкции объектов капитального строительства, расположенных на территории поселения, утверждение местных нормативов градостроительного проектирования поселений, резервирование земель и изъятие, в том числе путем выкупа, земельных участков в границах поселения для муниципальных нужд, осуществление земельного контроля за использованием земель поселения.
В соответствии со сведениями предоставленными ответчиком, генеральный план Бершетского сельского поселения (земельного массива в кадастровом квартале №) находится на стадии утверждения.
Согласно ст. 41 Градостроительного кодекса РФ подготовка документации по планировке территории осуществляется в целях обеспечения устойчивого развития территорий, выделения элементов планировочной структуры (кварталов, микрорайонов, иных элементов), установления границ земельных участков, на которых расположены объекты капитального строительства, границ земельных участков, предназначенных для строительства и размещения линейных объектов. Подготовка документации по планировке территории, предусмотренной настоящим Кодексом, осуществляется в отношении застроенных или подлежащих застройке территорий. В случае установления границ незастроенных и не предназначенных для строительства земельных участков подготовка документации по планировке территории осуществляется в соответствии с земельным, водным, лесным и иным законодательством.
В силу положений ст. 34 ЗК РФ ответчик обоснованно отказал истцу в связи с тем, что предоставление земельного участка для целей (ведения личного подсобного хозяйства), не связанных со строительством, в черте населенного пункта не возможно, поскольку отсутствует зонирование территории Бершетского сельского поселения. Поэтому оснований для предоставления документов на проведение кадастровых работ и осуществления кадастрового учета (утверждение и выдача схемы расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте территории) не имеется.
Исковые требования о возложении обязанности на Комитет имущественных отношений администрации Пермского муниципального района издать решение о предоставлении земельного участка в собственность, заключении договора о передаче земельного участка в собственность также удовлетворению не подлежат, поскольку в соответствии со ст. 421 ГК РФ граждане и юридические лица свободны в заключении договора. Понуждение к заключению договора не допускается, за исключением случаев, когда обязанность заключить договор предусмотрена настоящим Кодексом, законом или добровольно принятым обязательством.
Учитывая вышеизложенное, суд приходит к выводу, что исковые требования Главатских Л.М. подлежат оставлению без удовлетворения.
Руководствуясь ст.ст. 194-198, 199 Гражданского процессуального кодекса РФ, суд
решил:
В удовлетворении иска Главатских Л.М. к Комитету имущественных отношений администрации Пермского муниципального района об отмене решения об отказе в предоставлении земельного участка в собственность, возложении обязанности предоставить документы для проведения кадастровых работ и осуществления государственного кадастрового учета, издании решения о предоставлении земельного участка в собственность, заключении договора о передаче земельного участка в собственность отказать.
На решение может быть подана апелляционная жалоба в течение одного месяца с момента изготовления решения в окончательной форме в Пермский краевой суд через Пермский районный суд Пермского края.
Судья (подпись):
Копия верна:
Судья М.В. СтепановаСправка.
Мотивированное решение изготовлено в окончательной форме ДД.ММ.ГГГГ.
Судья М.В. Степанова