Дело № <данные изъяты>
РЕШЕНИЕ
резолютивная часть
Именем Российской Федерации
<данные изъяты>г. <данные изъяты>
<данные изъяты>
Московский областной суд в составе:
председательствующего судьи Елизаровой М.Ю.
при секретаре <данные изъяты>
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению ЗАО «<данные изъяты>» об установлении кадастровой стоимости земельных участков в соответствии с их рыночной стоимостью, руководствуясь ст.ст. 175-180,249 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суд,
РЕШИЛ:
административное исковое заявление ЗАО «<данные изъяты>» об установлении кадастровой стоимости земельных участков равной их рыночной стоимости – удовлетворить частично.
Установить кадастровую стоимость земельного участка категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: для размещения многоквартирных жилых домов с подземными автостоянками площадью <данные изъяты> кв.м., с кадастровым номером <данные изъяты> расположенного в <данные изъяты> по состоянию на <данные изъяты> в размере 193599360 (сто девяносто три миллиона пятьсот девяносто девять тысяч триста шестьдесят) рублей 00 копеек на период с <данные изъяты> до даты внесения сведений в государственный кадастр недвижимости о кадастровой стоимости, определенной в рамках проведения очередной государственной кадастровой оценки.
и земельного участка категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: для размещения многоквартирных жилых домов с подземными автостоянками площадью <данные изъяты> кв.м., с кадастровым номером <данные изъяты> расположенного в <данные изъяты> по состоянию на <данные изъяты> в размере 4445 100 (четыре миллиона четыреста сорок пять тысяч сто) рублей 00 копеек на период с <данные изъяты> до даты внесения сведений в государственный кадастр недвижимости о кадастровой стоимости, определенной в рамках проведения очередной государственной кадастровой оценки.
В части установления кадастровой стоимости равной рыночной стоимости исходя из размера определенного в отчете <данные изъяты> об определении рыночной стоимости земельных участков площадью <данные изъяты> кв. метров и <данные изъяты> кв. метров, кадастровые номера <данные изъяты> и <данные изъяты> подготовленного ООО «Оценочная компания Лик» ЗАО «<данные изъяты>» - отказать.
Датой подачи заявления ЗАО «<данные изъяты>» в Комиссию по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при У. Росреестра по <данные изъяты> о пересмотре их кадастровой стоимости считать <данные изъяты>.
На решение может быть подана апелляционная жалоба в Московский областной суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной.
Судья Елизарова М.Ю.
Дело № <данные изъяты>
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
<данные изъяты>г. <данные изъяты>
<данные изъяты>
Московский областной суд в составе:
председательствующего судьи Елизаровой М.Ю.
при секретаре <данные изъяты>
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению ЗАО «<данные изъяты>» об установлении кадастровой стоимости земельных участков в соответствии с их рыночной стоимостью,
у с т а н о в и л :
ЗАО «<данные изъяты>» обратилось в Московский областной суд с административным исковым заявлением об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости принадлежащих ему земельных участков категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: для размещения многоквартирных жилых домов с подземными автостоянками, площадью 41760 кв.м., с кадастровым номером <данные изъяты> и площадью 660 кв. метров с кадастровым номером <данные изъяты>, расположенные в <данные изъяты>.
В обоснование требований заявитель ссылается на то, что кадастровая стоимость земельных участков значительно превышает их рыночную стоимость, что нарушает право заявителя на уплату справедливо установленных налогов.
ЗАО «<данные изъяты>» просит установить кадастровую стоимость принадлежащих ему земельных участков в размере их рыночной стоимости, определенной на дату кадастровой оценке исходя из размера определенного в отчете <данные изъяты> об определении рыночной стоимости земельных участков подготовленного ООО «Оценочная компания Лик» в размере 192513600.00 рублей и 3891360.00 рублей и положительного экспертного заключения о соответствии отчета требованиям законодательства Российской Федерации об оценочной деятельности, подготовленный НП «Саморегулируемая организация оценщиков «Экспертный совет».
В судебном заседании представитель административного истца по доверенности <данные изъяты> не оспаривая результаты проведенной по делу судебной оценочной экспертизы, настаивала на удовлетворении требований исходя из стоимости определенной в отчете об оценке подготовленного по заказу ЗАО «<данные изъяты>».
Представитель Министерства имущественных отношений <данные изъяты> по доверенности <данные изъяты> указал, что Министерство не оспариваем право заявителя на установление кадастровой стоимости принадлежащих истцу участков равной рыночной, однако из анализа отчета представленного административным истцом следует, что в ходе составления отчета оценщиком допущены нарушения Ф. стандартов оценки, что повлекло недостоверное определение его рыночной стоимости. Также возражал против установления кадастровой стоимости участков равной рыночной определенной судебной экспертизой, поскольку из анализа экспертизы следует, что в ходе ее проведения экспертом допущены нарушения Ф. стандартов оценки, что повлекло недостоверное определение рыночной стоимости участков.
Представитель Филиала ФГП «Ф. кадастровая палата Ф. службы государственной регистрации, кадастра и картографии» по <данные изъяты> по доверенности <данные изъяты> оставил требования на усмотрение суда.
Представители У. Ф. службы государственной регистрации, кадастра и картографии по <данные изъяты> и Министерства экологии природопользования <данные изъяты> в суд представителей не направили. Извещены.
Лица, участвующие в деле, извещенные надлежащим образом о месте и времени судебного заседания, в судебное заседание не явились, своих представителей не направили, в связи, с чем на основании части 7 статьи 150, части 4 статьи 247 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд считает возможным рассмотреть дело в их отсутствие.
Суд, выслушав участвующих в деле лиц, заслушав эксперта, исследовав и оценив собранные по делу доказательства в их совокупности, находит требования ЗАО «Новая усадьба» подлежащими удовлетворению частично исходя из следующего.
Как следует из материалов дела, ЗАО «Новая Усадьба» на праве собственности принадлежат два земельных участков, площадью 41760 кв.м., с кадастровым номером <данные изъяты> и площадью 660 кв. метров с кадастровым номером <данные изъяты>, расположенные в <данные изъяты>
Право собственности ЗАО зарегистрировано в У. Ф. регистрационной службы по МО в 2008 и в 2009году году (свидетельств о государственной регистрации л.д.18,73).
По данным кадастровых паспортов земельные участки имеют категорию земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: для размещения многоквартирных жилых домов с подземными автостоянками. Сведения о земельных участках внесены в государственный кадастр объектов недвижимости в 2007году.
Распоряжением Министерства экологии и природопользования <данные изъяты> <данные изъяты> -РМ от <данные изъяты> утверждены результаты очередной кадастровой оценки земельных участков проведенной по состоянию на <данные изъяты>, в том числе и участков административного истца.
Согласно справок о кадастровой стоимости объектов недвижимости, кадастровая стоимость участка площадью 41760 кв.м., с кадастровым номером <данные изъяты> по состоянию на <данные изъяты> определена 544281048 рублей и площадью 660 кв. метров с кадастровым номером <данные изъяты> по состоянию на <данные изъяты> в размере 8602143,00рублей.
Административный истец полагая, что кадастровая стоимость принадлежащих ему участков необоснованно завышена, чем затронуты его права по несению налогового бремени в справедливом размере. С целью установления рыночной стоимости земельных участков обратился в ООО «Оценочная компания ЛиК», где оценщиком Здвижковой Р.Н. был подготовлен отчет <данные изъяты> об определении рыночной стоимости земельных участков (л.д.27). По данным оценщика рыночная стоимость участка площадью 41760 кв.м., с кадастровым номером <данные изъяты> по состоянию на <данные изъяты> определена 192513600.00 рублей участка площадью 660 кв. метров с кадастровым номером <данные изъяты> 3891360.00 рублей.
По итогам проведения экспертизы на подтверждение стоимости отчета об оценке, по мнению эксперта НС «Саморегулируемая организация оценщиков «Экспертный совет» отчет об определении рыночной стоимости земельных участков истца соответствует требованиям Ф. закона об оценочной деятельности в РФ, Ф. стандартам оценки. Экспертным советом дано положительное заключение на отчет об оценке (л.д.19).
Пункт 3 статьи 36 Конституции Российской Федерации гласит, что условия и порядок пользования землей определяются на основе Ф. закона.
Согласно статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации от <данные изъяты> N 136-ФЗ (далее – ЗК РФ) использование земли в Российской Федерации является платным. Формами платы за использование земли являются земельный налог (до введения в действие налога на недвижимость) и арендная плата.
Порядок исчисления и уплаты земельного налога устанавливается законодательством Российской Федерации о налогах и сборах.
Статья 57 Конституции Российской Федерации гласит, что каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы.
Согласно пункта 1 статьи 388 Налогового кодекса Российской Федерации от <данные изъяты> N 117-ФЗ (далее НК РФ) физические лица, обладающие земельными участками на праве собственности, признаются плательщиками земельного налога.
Согласно статьи 390 НК РФ, налоговая база земельного налога определяется как кадастровая стоимость земельных участков, признаваемых объектом налогообложения.
Кадастровая стоимость земельного участка определяется в соответствии с земельным законодательством Российской Федерации.
Понятие кадастровой стоимости закреплено в пункте 3 Ф. стандарта оценки «Определение кадастровой стоимости объектов недвижимости (ФСО № 4)» (утв. Приказом Минэкономразвития РФ <данные изъяты> от 22.10.2010). Под кадастровой стоимостью понимается установленная в процессе государственной кадастровой оценки рыночная стоимость объекта недвижимости, определенная методами массовой оценки, или, при невозможности определения рыночной стоимости методами массовой оценки, рыночная стоимость, определенная индивидуально для конкретного объекта недвижимости в соответствии с законодательством об оценочной деятельности.
В силу пункта 2 статьи 66 ЗК РФ для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель, за исключением случаев, определенных пунктом 3 настоящей статьи.
Согласно пункта 3 статьи 66 ЗК РФ в случаях определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости.
Таким образом, нормами Ф. законодательства предусмотрена возможность определения кадастровой стоимости земельного участка, как в результате проведения государственной кадастровой оценки, так и путем установления его кадастровой стоимости равной рыночной стоимости, определенной индивидуально для этого земельного участка.
Удовлетворяя заявленные требования суд, учитывает, что правовые основы регулирования оценочной деятельности в отношении объектов оценки, принадлежащих Российской Федерации, субъектам Российской Федерации или муниципальным образованиям, физическим лицам и юридическим лицам определены Ф. законом от <данные изъяты> N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" (далее - Закон об оценочной деятельности).
Статьей 24.18 поименованного Закона за физическими лицами закреплено право на оспаривание результатов определения кадастровой стоимости в случае, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права и обязанности этих лиц. В случае оспаривания результатов определения кадастровой стоимости рыночная стоимость объекта недвижимости должна быть определена на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость.
При этом под рыночной стоимостью объекта оценки понимается наиболее вероятная цена, по которой данный объект оценки может быть отчужден на открытом рынке в условиях конкуренции, когда стороны сделки действуют разумно, располагая всей необходимой информацией, а на величине цены сделки не отражаются какие-либо чрезвычайные обстоятельства (ст. 3 Закона об оценочной деятельности).
Итоговым документом, составленным по результатам определения стоимости объекта оценки независимо от вида определенной стоимости, является отчет об оценке объекта (далее - отчет).
Итоговая величина рыночной стоимости, указанная в отчете, составленном по основаниям и в порядке, которые предусмотрены Законом об оценочной деятельности, признается достоверной и рекомендуемой, если в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, или в судебном порядке не установлено иное (ст. 12 Закона об оценочной деятельности).
В целях проверки отчета проводится экспертиза, результатом которой является положительное или отрицательное экспертное заключение, подготовленное экспертом или экспертами саморегулируемой организации оценщиков. Виды экспертизы, порядок ее проведения, требования к экспертному заключению и порядку его утверждения устанавливаются Ф. стандартом оценки (ст. 17.1 Закона об оценочной деятельности).
В соответствии с положениями ст. 24.18 и 24.20 Закона об оценочной деятельности установление в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость, является основанием для пересмотра результатов определения кадастровой оценки. Сведения об изменении кадастровой оценки на основании решения суда подлежат внесению в государственный кадастр недвижимости в соответствии с п. 11 ч. 2 ст. 7 Ф. закона от <данные изъяты> N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости".
По мысли Ф. законодателя, как это следует из положений статьи 11 Ф. закона от <данные изъяты> N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации", отчет не должен допускать неоднозначное толкование или вводить в заблуждение, что диктует необходимость указания в отчете сведений, имеющих существенно важное значение для полного и недвусмысленного толкования результатов проведения оценки объекта оценки, отраженных в отчете, в соответствии с требованиями Ф. стандартов оценки.
В ходе рассмотрения дела Министерством имущественных отношений <данные изъяты> предоставлен анализ отчета об оценке рыночной стоимости земельных участков административного истца, согласно которого выявлены замечания, указывающие на допущение оценщиком при составлении отчета принципов существенности и обоснованности, закрепленных Ф. стандартами об оценке (л.д.121).
На аналогичные замечания, указывающие на допущение оценщиком при составлении отчета Ф. стандартов об оценке указала в своем решении Комиссия по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при У. Росреестра по <данные изъяты> отклоняя поданное ЗАО «Новая усадьба» <данные изъяты> заявление.
Судом при рассмотрении дела был допрошен эксперт НС «Саморегулируемая организация оценщиков «Экспертный совет» Горев С.В., поддержавший положительное экспертное заключение, данное на отчет <данные изъяты> от <данные изъяты> об определении рыночной стоимости двух земельных участков истца. Эксперт указал, что не усмотрел при проверке отчета нарушений оценщиком ФСО и требований ФЗ «Об оценочной деятельности». Расчет стоимости объектов соответствует выбранным оценщиком подходам.
По ходатайству административного истца судом назначена по делу судебная оценочная экспертиза, направленная на определение рыночной стоимости земельных участков по состоянию на <данные изъяты>, проведение которой поручено эксперту ООО «Апхилл» Муромскому С.А.
По заключению эксперта №ОД-159/15 от <данные изъяты> в качестве рыночной стоимости определена стоимость участков истца, полученная в рамках сравнительного подхода. Так по состоянию на <данные изъяты> рыночная стоимость участка площадью 41760 кв.м., с кадастровым номером <данные изъяты> определена в размере 193599 360.00рублей участка площадью 660 кв. метров с кадастровым номером <данные изъяты> в размере 4445100.00 рублей.
Министерство имущественных отношений <данные изъяты> не согласившись с результатами судебной оценочной экспертизы представило анализ экспертного заключения согласно которого эксперт не должным образом обосновал отказ от применения доходного подхода. Объективы аналоги не относятся к одному сегменту рынка с объектами оценки. Министерство несогласно также с применение корректировки на дату предложения, местоположения и площадь.
В судебном заседании допрошен эксперт Муромский С.А., который пояснил, что в экспертном заключении им полно обоснован отказ от применения доходного подхода. В отчете содержится принскрит объекта аналога №2, из которого видны все характеристики данного аналога влияющие на его стоимость. Все примененные объекты аналоги относятся к одному сегменту рынка с объектами оценки. Применение и обоснование всех корректировок приведено в описательной части судебной экспертизы.
Заключение судебной экспертизы со стороны Министерства имущественных отношений <данные изъяты> с учетом допроса эксперта подверглось сомнении, в связи, с чем представителем заявлено ходатайство о назначении по делу повторной судебной экспертизы, поскольку как полагает представитель определенная экспертом стоимость одного квадратного места участков не соответствует рынку, так как по данным комиссии созданной при У. оценки планирования и финансового контроля Министерства имущественных отношений рыночная стоимость 1 кв. метра участка в данном сегменте рынка колеблется от 6000 до 8000.00 рублей.
В силу статьи 59 КАС РФ заключение эксперта относится к числу доказательств по делу, на основании которых суд устанавливает наличие или отсутствие обстоятельств, обосновывающих требования и возражения лиц, участвующих в деле, а также иных обстоятельств, имеющих значение для правильного рассмотрения и разрешения административного дела. Указанное доказательство подлежит оценке судом в соответствии со статьей 84 КАС РФ в совокупности с другими доказательствами по делу.
У суда отсутствуют основания сомневаться в правильности выводов экспертизы, поскольку заключение эксперта мотивировано, выводы предельно ясны, обоснованы исследованными экспертом обстоятельствами и не содержат противоречий. Указанное выше заключение эксперта соответствует требованиям, предъявляемым к отчету об оценке недвижимого имущества законодательством об оценочной деятельности и Ф. стандартами оценки, отвечает требованиям относимости, допустимости и не вызывает сомнений в достоверности.
Руководствуясь статьей 82 КАС РФ и положениями Закона об оценочной деятельности, судя признает заключение эксперта N ОД159/15 от 02.09.2015г. надлежащим доказательством, подтверждающим рыночную стоимость земельного участка с кадастровым номером <данные изъяты> и <данные изъяты>, определенную по состоянию на дату его кадастровой оценки.
Оснований для удовлетворения заявленного представителем Министерства имущественных отношений МО ходатайства о назначении по делу повторной судебной оценочной экспертизы об установлении рыночной стоимости объектов недвижимости истца не имеется, поскольку каких-либо достоверных и достаточных доказательств занижения рыночной стоимости земельных участков определенной экспертом суду не представлено, экспертное заключение содержит подробное описание проведенного исследования, сделаны выводы и получен ответ на поставленный судом вопрос. Экспертное заключение понятно по своему содержанию, составлено в доступной форме изложения и не содержит суждений, позволяющих иначе переоценить выводы эксперта.
В судебном заседании не установлено обстоятельств, указывающих на то, что рыночная стоимость земельных участков не соответствует сложившемуся рынку цен на дату установления кадастровой стоимости этого участка, т.е. на <данные изъяты>. Доказательств обоснованности данных доводов, равно как и влияние указанных Министерством имущественных отношений МО в анализе экспертизы недостатков на изменение определенной экспертом рыночной стоимости участков стороной Министерства имущественных отношений МО не представлено. Также не представлены и доказательства которые опровергали бы определенную экспертом рыночную стоимость земельных участков, и свидетельствовали бы о их рыночной стоимости в ином размере. Доводы являются голословными, и носят предположительный характер.
С учетом системного толкования приведенных законов и нормативных актов, подлежащих применению в настоящем деле, а также представленных по делу доказательств, оцененных судом на предмет достаточности и допустимости, суд приходит к выводу об удовлетворении заявленных ЗАО «<данные изъяты>» требований исходя из результатов судебной экспертизы.
В случае изменения кадастровой стоимости земельного участка по решению суда новые сведения применяются с 1 января календарного года, в котором подано соответствующее заявление о пересмотре кадастровой стоимости, но не ранее даты внесения в государственный кадастр недвижимости кадастровой стоимости, которая являлась предметом оспаривания (часть 5 статьи 24.20 Закона об оценочной деятельности).
В силу пункта 5 статьи 4 Ф. закона от <данные изъяты> № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» орган кадастрового учета вносит сведения в государственный кадастр недвижимости на основании поступивших в этот орган документов в установленном названным Ф. законом порядке.
Согласно пункту 23 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации N 28, если на момент принятия решения суда в государственный кадастр недвижимости внесены сведения о кадастровой стоимости, установленные в результате проведения очередной государственной кадастровой оценки, в резолютивной части решения должно содержаться указание на период действия определенной судом кадастровой стоимости.
Как усматривается из материалов дела, Распоряжением Министерства экологии и природопользования <данные изъяты> №566-РМ от <данные изъяты> утверждены очередные результаты государственной кадастровой оценки земель в составе населенных пунктов на территории <данные изъяты>, в соответствии с которыми определена кадастровая стоимость земельных участков с кадастровыми номерами <данные изъяты> и <данные изъяты> по состоянию на <данные изъяты>
Таким образом, период действия кадастровой стоимости земельных участков с кадастровыми номерами <данные изъяты> и <данные изъяты>, установленной в судебном порядке в размере их рыночной стоимости по состоянию на <данные изъяты>, ограничен датой внесения сведений в государственный кадастр недвижимости о кадастровой стоимости названного объекта недвижимого имущества, утвержденной распоряжением.
Принимая во внимание изложенное, установление судом рыночной стоимости земельных участков является основанием для органа кадастрового учета внести такую стоимость в качестве новой кадастровой стоимости в государственный кадастр недвижимости.
Руководствуясь ст.ст. 175-180,249 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суд,
РЕШИЛ:
административное исковое заявление ЗАО «<данные изъяты>» об установлении кадастровой стоимости земельных участков равной их рыночной стоимости – удовлетворить частично.
Установить кадастровую стоимость земельного участка категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: для размещения многоквартирных жилых домов с подземными автостоянками площадью 41760 кв.м., с кадастровым номером <данные изъяты> расположенного в <данные изъяты> по состоянию на <данные изъяты> в размере 193599360 (сто девяносто три миллиона пятьсот девяносто девять тысяч триста шестьдесят) рублей 00 копеек на период с <данные изъяты> до даты внесения сведений в государственный кадастр недвижимости о кадастровой стоимости, определенной в рамках проведения очередной государственной кадастровой оценки.
и земельного участка категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: для размещения многоквартирных жилых домов с подземными автостоянками площадью 660 кв.м., с кадастровым номером <данные изъяты> расположенного в <данные изъяты> по состоянию на <данные изъяты> в размере 4445 100 (четыре миллиона четыреста сорок пять тысяч сто) рублей 00 копеек на период с <данные изъяты> до даты внесения сведений в государственный кадастр недвижимости о кадастровой стоимости, определенной в рамках проведения очередной государственной кадастровой оценки.
В части установления кадастровой стоимости равной рыночной стоимости исходя из размера определенного в отчете <данные изъяты> об определении рыночной стоимости земельных участков площадью 41760 кв. метров и 660 кв. метров, кадастровые номера <данные изъяты> и <данные изъяты> подготовленного ООО «Оценочная компания Лик» ЗАО «<данные изъяты>» - отказать.
Датой подачи заявления ЗАО «<данные изъяты>» в Комиссию по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при У. Росреестра по <данные изъяты> о пересмотре их кадастровой стоимости считать <данные изъяты>.
На решение может быть подана апелляционная жалоба в Московский областной суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной.
Судья Елизарова М.Ю.