Решение от 19.03.2015 по делу № 2-420/2015 (2-4739/2014;) от 23.06.2014

Дело № 2-420 (2015)

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

Резолютивная часть решения объявлена 19 марта 2015 года.

Решение суда в окончательной форме изготовлено 26 марта 2015 года.

19 марта 2015 года г.Брянск

Советский районный суд гор. Брянска в составе:

председательствующего судьи Ильюхиной О.Г.,

при секретаре Кузичевой Я.Ю.,

с участием заявителя Кочегаровой Н.Л.,

представителя заинтересованного лица –

Брянского городского Совета народных депутатов Корнюшиной Н.А.,

представителя заинтересованного лица –

Управления по строительству и развитию территории г. Брянска Абрамова Ю.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Кочегаровой Н.Л. об оспаривании нормативного правового акта Брянского городского Совета народных депутатов,

У С Т А Н О В И Л:

Кочегарова Н.Л. обратилась в суд с заявлением об оспаривании нормативного правового акта Брянского городского Совета народных депутатов, согласно которому просила суд признать недействующими частично Правила землепользования и застройки территории муниципального образования «город Брянск», утвержденные решением Брянского городского Совета народных депутатов от 28.05.2008 г. № 991 в редакции решения Брянского городского Совета народных депутатов от 26.02.2014 г. № 1184 (п. 1.2, добавляющий в условно разрешенные виды использования недвижимости для зоны городских озелененных территорий общего пользования (Р1) «культовые объекты»). В обоснование иска Кочегарова Н.Л. указывает, что оспариваемое решение содержит положение о добавлении в условно разрешенные виды использования недвижимости для зоны городских озелененных территорий общего пользования (Р1) культовых объектов, чем нарушается право заявителя на благоприятную окружающую среду, гарантированное ст. 42 Конституции РФ, на доступ на территорию общего пользования, предназначенную для рекреации. Заявитель полагает, что капитальное строительство в зоне городских озелененных территорий общего пользования (Р1), где ограничено строительство и ведение хозяйственной деятельности, приводит к отрицательному влиянию на экологическую ситуацию в городе и на состояние здоровья. Также указанное решение не соответствует ст. 98 ЗК РФ, ст.ст. 36, 37 Градостроительного кодекса РФ, ст. 3 Федерального закона «Об охране окружающей среды», региональным нормативам градостроительного проектирования Брянской области, утвержденным постановлением администрации Брянской области от 04.12.2012 г. № 1121 (п. 4.1.1, 4.1.4, 4.1.6, 4.2.1, 4.2.10, 4.2.17, 4.2.23), ст. 26 главы 11 Правил землепользования и застройки территории муниципального образования «город Брянск», утвержденных решением Брянского городского Совета народных депутатов от 28.05.2008 г. № 991, в части предназначения зоны Р1.

Определением от 04 июля 2014 года к участию в деле в качестве заинтересованного лица привлечено Управление по строительству и развитию территории г. Брянска.

В судебном заседании заявитель требования поддержала, просила их удовлетворить по основаниям, изложенным в заявлении. Дополнительно указала, что официальный термин «культовые объекты» в градостроительном и ином законодательстве отсутствует, а являющийся синонимом термин «религиозные объекты» согласно классификатору видов разрешенного использования земельных участков, утвержденному Приказом Министерства экономического развития РФ от 01.09.2014 г., определен как объект капитального строительства (код 3.7). Исходя из положений ст. 35 ГрК РФ, допускается размещение культовых зданий в жилых зонах и в общественно-деловых зонах. В состав зон рекреационного назначения могут включаться зоны в границах территорий, занятых городскими лесами, скверами, парками, городскими садами, прудами, озерами…, а также в границах иных территорий, используемых и предназначенных для отдыха, туризма, занятий физической культурой и спортом. То есть оспариваемое решение противоречит градостроительному кодексу РФ. Поскольку на землях общего пользования действие градостроительного регламента не распространяется, строительство капитальных строений на такой территории, предназначенной для использования неопределенным кругом лиц, не предусмотрено. Возведение культового объекта на озелененных территориях общего пользования свидетельствует о нарушении целевого использования земельного участка.

Представитель заинтересованного лица - Брянского городского Совета народных депутатов Корнюшина Н.А. просила в удовлетворении заявленных требований отказать, поскольку оспариваемый нормативно-правовой акт не противоречит нормам действующего законодательства и не нарушает чьих-либо прав и законных интересов.

Дело рассмотрено на основании ст. 257 ГПК РФ в отсутствие представителя Управления по строительству и развитию территории г. Брянска, извещенного о рассмотрении дела надлежащим образом.

Выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

Согласно части 1 статьи 251 ГПК РФ гражданин, организация, считающие, что принятым и опубликованным в установленном порядке нормативным правовым актом органа государственной власти, органа местного самоуправления или должностного лица нарушаются их права и свободы, гарантированные Конституцией Российской Федерации, законами и другими нормативными правовыми актами, а также прокурор в пределах своей компетенции вправе обратиться в суд с заявлением о признании этого акта противоречащим закону полностью или в части.

В Постановлении Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 29.11.2007 г. № 48 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов полностью или в части» разъяснено, что существенными признаками, характеризующими нормативный правовой акт, являются: издание его в установленном порядке управомоченным органом государственной власти, органом местного самоуправления или должностным лицом, наличие в нем правовых норм (правил поведения), обязательных для неопределенного круга лиц, рассчитанных на неоднократное применение, направленных на урегулирование общественных отношений либо на изменение или прекращение существующих правоотношений (п. 9).

При рассмотрении дела по существу суду надлежит выяснять порядок принятия нормативного правового акта, в частности: полномочия органа (должностного лица) на издание нормативных правовых актов и их пределы; форму (вид), в которой орган (должностное лицо) вправе принимать нормативные правовые акты; предусмотренные правила введения нормативных правовых актов в действие, в том числе правила их опубликования.

Если суд установит, что при издании оспариваемого нормативного правового акта были нарушены требования законодательства хотя бы по одному из оснований, влекущих признание акта недействующим, он вправе принять решение об удовлетворении заявления без исследования других обстоятельств по делу, в том числе содержания оспариваемого акта (п. 17).

Судом установлено, что решением Брянского городского Совета народных депутатов от 26.02.2014 г. № 1184 «О внесении изменений в Правила землепользования и застройки территории муниципального образования «город Брянск» (для части территории муниципального образования), утвержденные Решением Брянского городского Совета народных депутатов от 28.05.2008 г. № 991» внесены изменения в статью 26 Главы 11 Правил землепользования и застройки территории муниципального образования «город Брянск» (для части территории муниципального образования) для зоны городских озелененных территорий общественного пользования (Р1) добавлены в условно разрешенные виды использования недвижимости: «культовые объекты».

Согласно п. 3 ст. 8 ГрК РФ к полномочиям органов местного самоуправления поселений в области градостроительной деятельности относятся: подготовка и утверждение документов территориального планирования поселений; утверждение местных нормативов градостроительного проектирования поселений; утверждение правил землепользования и застройки поселений; утверждение подготовленной на основании документов территориального планирования поселений документации по планировке территории, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Кодексом.

В соответствии с п.п. 26 ч.1 ст. 16, ст. 18 Федерального закона от 06.10.2003г. №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» утверждение правил землепользования и застройки отнесено к вопросам местного значения городского округа, перечень вопросов местного значения не может быть изменен иначе как путем внесения изменений и дополнений в указанный федеральный закон.

Полномочия по утверждению правил землепользования и застройки принадлежит представительным органам местного самоуправления (ст. 32 ГрК РФ).

На основании ст. 24 Устава города Брянска представительным органом местного самоуправления города Брянска является Брянский городской Совет народных депутатов.

Таким образом, оспариваемое решение принято в пределах компетенции Брянского городского Совета народных депутатов.

Также установлено, что указанный нормативно-правовой акт принят в форме решений, что соответствует положениям, установленным Решением Брянского городского Совета народных депутатов от 28.05.2008 № 991 «Об утверждении Правил землепользования и застройки территории муниципального образования «город Брянск» (для части территории муниципального образования)».

Оспариваемое решение опубликовано 28.02.2014 г. (источник публикации муниципальная газета «Брянск», № 08) и вступило в силу со дня официального опубликования.

Судом установлено, что указанные вопросы выносились на публичные слушания, что соответствует положениям ст. 28 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», ст. 18 Устава города Брянска, принятого Брянским городским Советом народных депутатов 30.11.2005г.

Таким образом, судом установлено, что оспариваемый акт принят с соблюдением установленной законом процедуры уполномоченным органом, опубликован и соответствует установленной форме.

В ходе рассмотрения дела заявителем порядок и процедура принятия решений не оспаривались.

Не соглашаясь с указанным решением, Кочегарова Н.Л. ссылается на противоречие указанного решения ст. 98 Земельного кодекса РФ, ст.ст. 35, 36, 37 Градостроительного кодекса РФ, ст. 3 Федерального закона «Об охране окружающей среды», региональным нормативам градостроительного проектирования Брянской области, утвержденным постановлением администрации Брянской области от 04.12.2012 г. № 1121 (п. 4.1.1, 4.1.4, 4.1.6, 4.2.1, 4.2.10, 4.2.17, 4.2.23), ст. 26 главы 11 Правил землепользования и застройки территории муниципального образования «город Брянск», утвержденных решением Брянского городского Совета народных депутатов от 28.05.2008 г. № 991, в части предназначения зоны Р1.

Согласно ч. 1 ст. 3 Градостроительного кодекса Российской Федерации (ГрК РФ) законодательство о градостроительной деятельности состоит из настоящего Кодекса, других федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, а также законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации.

Нормой ч. 3 ст. 4 ГрК РФ установлено, что к градостроительным отношениям применяется земельное, лесное, водное законодательство, законодательство об особо охраняемых природных территориях, об охране окружающей среды, об охране объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, иное законодательство Российской Федерации, если данные отношения не урегулированы законодательством о градостроительной деятельности.

В соответствии с ч. 1 и ч. 11 ст. 35 ГрК РФ в результате градостроительного зонирования могут определяться в том числе зоны рекреационного назначения, зоны особо охраняемых территорий, зоны специального назначения и иные виды территориальных зон. В состав зон рекреационного назначения могут включаться зоны в границах территорий, занятых городскими лесами, скверами, парками, городскими садами, прудами, озерами, водохранилищами, пляжами, береговыми полосами водных объектов общего пользования, а также в границах иных территорий, используемых и предназначенных для отдыха, туризма, занятий физической культурой и спортом.

Согласно п.2 ч. 4 ст. 36 ГрК РФ на земельные участки в границах территорий общего пользования градостроительные регламенты не распространяются.

На основании ч. 1, ч. 6 ст. 37 ГрК РФ разрешенное использование земельных участков и объектов капитального строительства может быть следующих видов: основные виды разрешенного использования; условно разрешенные виды использования; вспомогательные виды разрешенного использования, допустимые только в качестве дополнительных по отношению к основным видам разрешенного использования и условно разрешенным видам использования и осуществляемые совместно с ними. Предоставление разрешения на условно разрешенный вид использования земельного участка или объекта капитального строительства осуществляется в порядке, предусмотренном статьей 39 настоящего Кодекса.

Согласно ст. 85 Земельного кодекса РФ в состав земель населенных пунктов могут входить земельные участки, отнесенные в соответствии с градостроительными регламентами к следующим территориальным зонам: жилым; общественно-деловым; производственным; инженерных и транспортных инфраструктур; рекреационным; сельскохозяйственного использования; специального назначения; военных объектов; иным территориальным зонам. Границы территориальных зон должны отвечать требованиям принадлежности каждого земельного участка только к одной зоне. Правилами землепользования и застройки устанавливается градостроительный регламент для каждой территориальной зоны индивидуально, с учетом особенностей ее расположения и развития, а также возможности территориального сочетания различных видов использования земельных участков (жилого, общественно-делового, производственного, рекреационного и иных видов использования земельных участков). Для земельных участков, расположенных в границах одной территориальной зоны, устанавливается единый градостроительный регламент. Градостроительный регламент территориальной зоны определяет основу правового режима земельных участков, равно как всего, что находится над и под поверхностью земельных участков и используется в процессе застройки и последующей эксплуатации зданий, сооружений. Градостроительные регламенты обязательны для исполнения всеми собственниками земельных участков, землепользователями, землевладельцами и арендаторами земельных участков независимо от форм собственности и иных прав на земельные участки. Указанные лица могут использовать земельные участки в соответствии с любым предусмотренным градостроительным регламентом для каждой территориальной зоны видом разрешенного использования. Земельный участок и прочно связанные с ним объекты недвижимости не соответствуют установленному градостроительному регламенту территориальных зон в случае, если: виды их использования не входят в перечень видов разрешенного использования; их размеры не соответствуют предельным значениям, установленным градостроительным регламентом.

Согласно п. 9 ст. 85 Земельного кодекса Российской Федерации земельные участки в составе рекреационных зон, в том числе земельные участки, занятые городскими лесами, скверами, парками, городскими садами, прудами, озерами, водохранилищами, используются для отдыха граждан и туризма и являются территорией общего пользования.

Согласно п. 5 ст. 98 Земельного кодекса РФ на землях рекреационного назначения запрещается деятельность, не соответствующая их целевому использованию.

В силу ст. 26 Правил землепользования и застройки территории муниципального образования город Брянск (для части территории муниципального образования), утвержденных Решением Брянского городского Совета народных депутатов от 28.05.2008 г. № 991 рекреационные зоны определены на основе сложившегося особого природного ландшафта существующих городских лесов, парков, скверов и благоустроенных зеленых зон водных пространств и предназначены для организации отдыха населения. В рекреационные зоны включаются также особо охраняемые природные территории (зона Р0). Зона природных территорий с особым режимом использования определена для сохранения на территории города уникальных природных комплексов естественного происхождения, а также для недопущения хозяйственной деятельности на территориях городского поселения, где такая деятельность невозможна или нецелесообразна по требованиям экологического, водоохранного и культурно-исторического законодательства. В указанных зонах запрещено любое строительство и любые виды хозяйственной деятельности за исключением создания и поддержания парковых, лесопарковых и садово-парковых комплексов. Зона городских озелененных территорий общего пользования определена для создания и сохранения на территории города озелененных территорий, предназначенных для отдыха и пешеходных прогулок горожан, а также для улучшения экологической обстановки. В указанных зонах ограничено строительство и ведение хозяйственной деятельности (Р1).

Пунктами 1, 2 ст. 94 Земельного кодекса РФ определено, что к землям особо охраняемых территорий относятся земли, которые имеют особое природоохранное, научное, историко-культурное, эстетическое, рекреационное, оздоровительное и иное ценное значение, которые изъяты в соответствии с постановлениями федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации или решениями органов местного самоуправления полностью или частично из хозяйственного использования и оборота и для которых установлен особый правовой режим. К землям особо охраняемых территорий относятся земли: особо охраняемых природных территорий; природоохранного назначения; рекреационного назначения; историко-культурного назначения; особо ценные земли.

При этом, согласно пунктам 3 и 4 Земельного кодекса РФ порядок отнесения земель к землям особо охраняемых территорий федерального значения, порядок использования и охраны земель особо охраняемых территорий федерального значения устанавливаются Правительством Российской Федерации на основании федеральных законов. Порядок отнесения земель к землям особо охраняемых территорий регионального и местного значения, порядок использования и охраны земель особо охраняемых территорий регионального и местного значения устанавливаются органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления в соответствии с федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.

Вместе с тем, заявителем статус как земель рекреационного назначения так и особо охраняемых территорий не подтвержден, а для зоны городских озелененных территорий (Р1) особый режим использования земель, находящихся в данных зонах, не предусмотрен.

При этом в Правилах землепользования и застройки территории муниципального образования город Брянск в зоне городских озелененных территорий общего пользования предусмотрено ограничение строительства и ведения хозяйственной деятельности, запрета на строительство Правилами не предусмотрено.

Кроме того, к культовым объектам могут относится, как объекты недвижимого имущества, так и движимое имущество, например, временные строения, такие как часовни, иные сооружения, предметы, предназначенные для богослужения и иных религиозных целей, размещение которых также не запрещено в зоне городских озелененных территорий общего пользования.

По этим же основаниям не может быть принята во внимание ссылка заявителя на нарушение при принятии оспариваемого решения пунктов 4.1.1, 4.1.4, 4.1.6, 4.2.1, 4.2.10, 4.2.17, 4.2.23 Региональных нормативов градостроительного проектирования Брянской области, утвержденных Постановлением Администрации Брянской области от 04.12.2012 г. № 1121, а также ст. 26 главы 11 Правил землепользования и застройки территории муниципального образования «город Брянск», в части определения предназначения зоны Р1.

Привлеченные в качестве специалистов главный консультант отдела правового и кадрового обеспечения Департамента природных ресурсов и экологии Брянской области Щ.С.И. и начальник отдела планирования и градостроительного развития Управления по строительству и развитию территорий Щ.А.А. пояснили, что при принятии оспариваемого решения нарушений действующего законодательства не установлено.

В силу части 1 ст. 253 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд, признав, что оспариваемый нормативный правовой акт не противоречит федеральному закону или другому нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, принимает решение об отказе в удовлетворении заявления.

Кроме того, в обоснование нарушения своих прав, Кочегарова Н.Л. ссылается на возможность строительства в зоне Р1 капитальных культовых объектов в будущем.

Вместе с тем довод заявителя о возможном нарушении ее прав и законных интересов в будущем, не может являться основанием для удовлетворения заявленных требований, поскольку при условии необходимости доказать факт нарушения принадлежащих ей прав на момент рассмотрения дела в суде, заявитель не конкретизировала какие именно объекты капитального строительства возведены в зоне городских озелененных территорий общего пользования на территории г.Брянска после принятия оспариваемого решения.

В связи с чем также не нашли подтверждение доводы заявителя о нарушении при принятии оспариваемого решения ее права на благоприятную окружающую среду, предусмотренного ст. 42 Конституции РФ, ст. 3 Федерального закона «Об охране окружающей среды».

Поскольку оспариваемые нормативные положения не нарушают прав и законных интересов заявителей, не противоречат федеральному закону или другому нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, то в соответствии с частью 1 статьи 253 ГПК РФ в удовлетворении заявленных требований надлежит отказать.

С учетом изложенного, суд приходит к выводу об отказе Кочегаровой Н.Л. в удовлетворении исковых требований.

Руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░.░. ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░░░.

░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░. ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ 1 ░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░.

░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░.░. ░░░░░░░░    

2-420/2015 (2-4739/2014;)

Категория:
Гражданские
Статус:
ОТКАЗАНО в удовлетворении иска (заявлении, жалобы)
Истцы
Кочегарова Н.Л.
Другие
Брянский городской Совет народных депутатов
Суд
Советский районный суд г. Брянск
Дело на сайте суда
sovetsky.brj.sudrf.ru
23.06.2014Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
24.06.2014Передача материалов судье
25.06.2014Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
25.06.2014Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
04.07.2014Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
30.07.2014Судебное заседание
26.08.2014Судебное заседание
21.10.2014Судебное заседание
11.11.2014Судебное заседание
24.12.2014Судебное заседание
06.02.2015Судебное заседание
19.03.2015Судебное заседание
19.03.2015Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
28.05.2015Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
14.08.2015Дело оформлено
14.08.2015Дело передано в архив
19.03.2015
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее