Мотивированное решение изготовлено 26 января 2015 года
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
20 января 2015 года Артемовский городской суд Свердловской области в составе: председательствующего судьи Поджарской Т.Г., с участием истца Новикова В.Р., представителя ответчика территориального отраслевого исполнительного органа государственной власти Свердловской области - Управления социальной политики Министерства социальной политики Свердловской области по Артемовскому району Денискиной О.Ю., при секретаре Антоновой Л.Е., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Новикова В.Р. к территориальному отраслевому исполнительному органу государственной власти Свердловской области - Управлению социальной политики Министерства социальной политики Свердловской области по Артемовскому району о признании права на обеспечение жильем по договору найма жилого помещения специализированного жилищного фонда как за лицом из числа детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, обязании принять на учет для целей предоставления жилого помещения специализированного жилищного фонда Свердловской области в срок до 30 дней с момента вступления решения в законную силу,
УСТАНОВИЛ:
Новиков В.В. обратился в суд к территориальному отраслевому исполнительному органу государственной власти Свердловской области - Управлению социальной политики Министерства социальной политики Свердловской области по Артемовскому району о признании права на обеспечение жильем по договору найма жилого помещения специализированного жилищного фонда как за лицом из числа детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, обязании принять на учет для целей предоставления жилого помещения специализированного жилищного фонда Свердловской области в срок до 30 дней с момента вступления решения в законную силу.
В обоснование иска Новиков В.Р. указал, что он относится к категории лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Постановлением главы администрации <адрес> <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ. № над истцом была установлена опека ФИО12 проживающим по адресу:<адрес>.
При установлении опеки закрепления жилого помещения за истцом не производилось, по месту жительства опекуна он не был зарегистрирован.
Постановлением Главы МО «Артемовский район» от ДД.ММ.ГГГГ. № ФИО12 был освобожден от обязательств опекуна и новым опекуном назначена ФИО4
По месту жительства опекуна, расположенного по адресу: <адрес> истец зарегистрирован <данные изъяты>. в качестве опекаемого, при этом в квартире общей площадью 47кв.м. зарегистрировано <данные изъяты> человека и норма на каждого составляет <данные изъяты>.м., туалет находится на улице, согласно информации БТИ дом имеет 80% износа.
Постановлением Главы МО «Артемовский район» от ДД.ММ.ГГГГ. № за истцом закреплена жилая площадь по адресу: <адрес>.
Однако, впоследствии выяснилось, что по данному адресу никого жилого помещения нет и постановлением Главы Администрации Артемовского городского округа № от ДД.ММ.ГГГГ. постановление Главы МО «<адрес>» от ДД.ММ.ГГГГ. № признано утратившим силу.
Согласно положениям Федерального законаот 29.02.2012 N15-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", вступившим в силу 01.01.2013, и в соответствии с п. 2 ст. 4 которого, предусмотренное им правовое регулирование распространяется на правоотношения,возникшие до дня вступления в силу Федерального закона, в случае, если дети- сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не реализовали принадлежащее им право на обеспечение жилыми помещениями до дня вступления в силу Федерального закона.
В соответствии с п. 8 ч. 1 ст. 92 Жилищного кодекса Российской Федерации, введенным Федеральным законом от 29.02.2012 N15-ФЗ, к жилым помещениям специализированного жилищного фонда относятся жилые помещения для детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
В силу ст. 8 Федерального закона от 21.12.1996 N159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" (далее Закона), в редакции Федерального закона от 29.02.2012 N15-ФЗ, детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.
Жилые помещения предоставляются им по достижении возраста 18 лет, по окончании срока пребывания в образовательных учреждениях, учреждениях социального обслуживания населения, учреждениях системы здравоохранения и иных учреждениях, создаваемых в установленном законом порядке для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также по завершении обучения в образовательных организациях профессионального образования, либо окончании прохождения военной службы по призыву, либо окончании отбывания наказания в исправительных учреждениях.
Право на обеспечение жилыми помещениями по основаниям и в порядке, которые предусмотрены настоящей статьей, сохраняется за лицами, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, до фактического обеспечения их жилыми помещениями (ч. 9 ст. 8 Закона).
Таким образом, федеральное законодательство гарантирует право детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на обеспечение жилыми помещениями, в том числе и после достижения ими возраста 23 лет.
После отмены ДД.ММ.ГГГГ. постановления Главы МО «Артемовский район» от <данные изъяты>. №, т. е. тогда когда истцу уже исполнилось 23 года, он обратился в Управление социальной политики Министерства социальной политики Свердловской области по Артемовскому району, где ему специалистом устно было указано, что т. к. он достиг возраста 23 года, то он утратил право на обеспечение жильем по договору найма жилого помещения специализированного жилищного фонда как за лицом из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Поскольку в данном случае имело место ненадлежащее выполнение обязанностей по защите жилищных прав истца в тот период, когда он был несовершеннолетним со стороны органов опеки и попечительства, которые 26.04.2000г. закрепили за ним несуществующую жилую площадь, а право детей- сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на получение жилья вне очереди является одной из гарантий их социальной поддержки, оно сохраняется за лицами из числа таких детей на весь период до получения ими соответствующего жилья независимо от того, какого возраста они достигли, постольку считает, что обстоятельство достижения истцом возраста, превышающего предел, установленный законом, само по себе не может являться основанием для лишения его права на жилье, которое гарантировано жилищным законодательством.
В судебном заседании истец Новиков В.Р. исковые требования поддержал в полном объеме, суду пояснил, что он не знал о существующем у него праве на обеспечение жилым помещением. ДД.ММ.ГГГГ года он обращался устно в орган опеки с вопросом о постановке на учет на обеспечение жильем по договору найма жилого помещения специализированного жилого помещения как лицо из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, ему было отказано, так как он достиг двадцати трех лет и потерял это право. Ему было направлено письмо о предоставлении документов, но он больше по данному вопросу в отдел опеки и попечительства не обращался. Так же, пояснил, что у него в собственности имеется жилое помещение по адресу: <адрес>. Квартира находиться в залоге у банка, так как приобретена по ипотеке. Просит исковые требования удовлетворить.
Представитель ответчика Управления социальной политики по Артемовскому району Денискина О.Ю. возражала против удовлетворения исковых требований.
Как следует из отзыва на исковое заявление, Новиков В.Р. относился к категории лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Его мать - ФИО22, лишена родительских прав решением <адрес> народного суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ г., отца юридически нет. Постановлением Главы муниципального образования «<адрес>» от ДД.ММ.ГГГГ № Новикову В. Р. был назначен опекун - ФИО4. Постановлением Главы муниципального образования «<адрес>» от ДД.ММ.ГГГГ № за Новиковым В. Р. была закреплена жилая площадь по адресу: <адрес>. Новиков В. Р. зарегистрирован по месту жительства по адресу: <адрес>.
Федеральный закон от 21.12.1996 № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. м лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» определяет общие принципы, содержание и меры социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Статьей 1 к последним указанный закон относит лиц в возрасте от 18 до 23 лет, которые остались без попечения единственного или обоих родителей и имеют в соответствии с данным законом право на дополнительные гарантии по социальной поддержке.
В соответствии с п. 1 ст. 8 вышеуказанного закона детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а так же детям- сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признаемся невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц в порядке установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.
Жилые помещения предоставляются лицам, указанным в абзаце первом названного пункта, по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия. В случаях, предусмотренныхзаконодательством субъектов Российской Федерации, жилые помещения могут быть предоставлены лицам, указанным в абзаце первом названного пункта, ранее чем по достижении ими возраста 18 лет.
По заявлению в письменной форме лиц, указанных в абзаце первом названного пункта и достигших возраста 18 лет, жилые помещения предоставляются им по окончании срока пребывания в образовательных организациях, учреждениях социального обслуживания населения, учреждениях системы здравоохранения и иных учреждениях, создаваемых в установленном законом порядке для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также по завершении получения профессионального образования, либо окончании прохождения военной службы по призыву, либо окончании отбывания наказания в исправительных учреждениях.
Как следует из преамбулы и статьи 1 вышеуказанного закона, его положения распространяются на детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, до достижения ими возраста 23 лет.
Из смысла вышеуказанных норм следует, что гарантируемая детям-сиротам, детям, детям, оставшимся без попечения родителей, и лицам из их числа социальная поддержка, в том числе, обеспечение благоустроенными жилыми помещениями специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений, должна быть реализована до достижения ими 23-летнего возраста.
Следовательно, если лицо из вышеуказанной категории граждан до достижении возраста 23 лет не обратилось в территориальный исполнительный орган государе генной власти Свердловской области в сфере социальной защиты населения с заявлением о предоставлении жилого помещения специализированного жилищного фонда. -о оно утрачивает право на льготное обеспечение жильем, в связи с тем, что утрачивается одно из установленных законом условий получения такой социальной поддержки (возраст до 23 лет). Новиков В. Р. в Управление социальной политики по Артемовскому району до достижения им возраста 23 лет не обращался.
Так же, не противоречит вышеизложенному и п. 9 ст. 8 вышеуказанного Федерального закона, поскольку право на обеспечение жилыми помещениями по основаниям и в порядке, которые предусмотрены этой статьей, сохраняются за лицами, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, до фактического обеспечения их жилыми помещениями, в случае наличия их письменного обращения в возрасте от 18 до 23 лет в территориальный исполнительный орган государственной власти Свердловской области в сфере социальной защиты населения и нереализованного права на жилое помещение, допущенного по независящим от таких граждан причинам.
Данная позиция нашла свое подтверждение и в Определении Конституционного суда РФ от 24.01.2013 № 120-0 «Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданина Серебренникова Николая Сергеевича на нарушение его конституционных прав абзацем 2 пункта 1 статьи 8 Федерального закона от 21.12.1996 № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», где указано, что в исключение из общего правила о необходимости государственной поддержки детей, т. е. лиц 18 -летнего возраста (пункт 1 статьи 54 Семейного кодекса РФ), лишившихся или ограниченных в возможности иметь содержание от своих родителей и нуждающихся по этой причине в социальной защите, законодатель распространил действие названного Федерального закона на лиц, достигших возраста 18 лет, и предоставил им право пользоваться соответствующими, мерами социальной поддержки до достижения возраста 23 лет.
Представитель ответчика дополнительно пояснила, что Новиков В.Р. на устном приеме обращался в Управление социальной политики по Артемовскому району по вопросу постановки на учет для получения специализированного жилого помещения как лицо из числа детей, оставшихся без попечения родителей, в ДД.ММ.ГГГГ году. В связи с тем, что он является членом семьи нанимателя жилого помещения по адресу: <адрес>, письмом от ДД.ММ.ГГГГ ему был разъяснен порядок установления факта невозможности проживания в данном жилом помещении с указанием документов, которые ему необходимо предоставить в отдел опеки и попечительства. По обращению Управления социальной политики по Артемовскому <адрес> постановлением Администрации АГО от ДД.ММ.ГГГГ № было отменено закрепление за Новиковым В.Р. жилого помещения по адресу: <адрес>, как ошибочно закрепленного. После этого Новиков В.Р. в Управление социальной политики по <адрес> району по вопросу постановки на учет для получения специализированного жилого помещения с заявлением не обращался.
Суд, заслушав лиц, участвующих в деле, исследовав письменные доказательства по делу, находит иск не подлежащим удовлетворению по следующим основаниям:
Общие принципы, содержание и меры социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, определены Федеральным закона от 21.12.1996 № 159-ФЗ (ред. от 25.11.2013) «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей».
В соответствии со ст. 1 Федерального закона от 21.12.1996 № 159-ФЗ лицами из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей признаются - лица в возрасте от 18 до 23 лет, у которых, когда они находились в возрасте до 18 лет, умерли оба или единственный родитель, а также которые остались без попечения единственного или обоих родителей и имеют в соответствии с настоящим Федеральным законом право на дополнительные гарантии по социальной поддержке.
В соответствии со ст. 8 вышеуказанного Закона детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.
Жилые помещения предоставляются лицам, указанным в абзаце первом настоящего пункта, по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия.
По заявлению в письменной форме лиц, указанных в абзаце первом настоящего пункта и достигших возраста 18 лет, жилые помещения предоставляются им по окончании срока пребывания в образовательных организациях, учреждениях социального обслуживания населения, учреждениях системы здравоохранения и иных учреждениях, создаваемых в установленном законом порядке для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также по завершении получения профессионального образования, либо окончании прохождения военной службы по призыву, либо окончании отбывания наказания в исправительных учреждениях.
Проживание детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в ранее занимаемых жилых помещениях, нанимателями или членами семей нанимателей по договорам социального найма либо собственниками которых они являются, признается невозможным, если это противоречит интересам указанных лиц в связи с наличием одного из следующих обстоятельств:
1) проживание на любом законном основании в таких жилых помещениях лиц:
лишенных родительских прав в отношении этих детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (при наличии вступившего в законную силу решения суда об отказе в принудительном обмене жилого помещения в соответствии с частью 3 статьи 72 Жилищного кодекса Российской Федерации);
страдающих тяжелой формой хронических заболеваний в соответствии с указанным в пункте 4 части 1 статьи 51 Жилищного кодекса Российской Федерации перечнем, при которой совместное проживание с ними в одном жилом помещении невозможно;
2) жилые помещения непригодны для постоянного проживания или не отвечают установленным для жилых помещений санитарным и техническим правилам и нормам, иным требованиям законодательства Российской Федерации;
3) общая площадь жилого помещения, приходящаяся на одно лицо, проживающее в данном жилом помещении, менее учетной нормы площади жилого помещения, в том числе если такое уменьшение произойдет в результате вселения в данное жилое помещение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;
4) иное установленное законодательством субъекта Российской Федерации обстоятельство.
Порядок установления факта невозможности проживания детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в ранее занимаемых жилых помещениях, нанимателями или членами семей нанимателей по договорам социального найма либо собственниками которых они являются, устанавливается законодательством субъекта Российской Федерации.
Орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации в порядке, установленном законом субъекта Российской Федерации, формирует список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями (далее - список) в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи.
По договорам найма специализированных жилых помещений они предоставляются лицам, указанным в пункте 1 настоящей статьи, в виде жилых домов, квартир, благоустроенных применительно к условиям соответствующего населенного пункта, по нормам предоставления площади жилого помещения по договору социального найма.
Дополнительные гарантии прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на имущество и жилое помещение относятся к расходным обязательствам субъекта Российской Федерации.
Отношения, связанные с учетом граждан для целей предоставления жилых помещений государственного специализированного жилищного фонда Свердловской области, в том числе, для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей регулируются Законом Свердловской области от 22.03.2006 № 17-ОЗ (ред. от 18.11.2013) «Об учете граждан для целей предоставления жилых помещений государственного специализированного жилищного фонда Свердловской области» (принят Областной Думой Законодательного Собрания Свердловской области 28.02.2006), с учетом внесенных в него изменений Законом Свердловской области от 19.12.2012 № 107-ОЗ.
В соответствии с п.п. 6 ст. 2 Закона Свердловской области от 22.03.2006 № 17-ОЗ учету для целей предоставления жилых помещений государственного специализированного жилищного фонда Свердловской области подлежат, в том числе, дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, достигшие возраста 14 лет, и лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, достигшие возраста 14 лет, лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, для целей предоставления жилых помещений для детей-сирот (подп. 6 введен Законом Свердловской области от 19.12.2012 № 107-ОЗ).
В соответствии с п. 6 ст. 5 Закона Свердловской области от 22.03.2006 № 17-ОЗ, граждане, указанные в подпункте 6 статьи 2 настоящего Закона, принимаются на учет для целей предоставления жилых помещений для детей-сирот на основании документов, содержащих сведения о том, являются или не являются эти граждане нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений.
Согласно ст. 19 Закона Свердловской области от 22.03.2006 № 17-ОЗ государственные органы Свердловской области, государственные учреждения Свердловской области, государственные унитарные предприятия Свердловской области, а также органы опеки и попечительства, указанные в пункте 1 статьи 17 настоящего Закона, на основе сведений, включенных в книги учета граждан, состоящих на учете для целей предоставления жилых помещений государственного специализированного жилищного фонда Свердловской области, составляют списки граждан, состоящих на учете для целей предоставления жилых помещений государственного специализированного жилищного фонда Свердловской области.
Списки граждан, состоящих на учете для целей предоставления жилых помещений для детей-сирот составляются раздельно по каждому муниципальному образованию, расположенному на территории Свердловской области, в котором этим гражданам должны предоставляться жилые помещения для детей-сирот (часть шестая введена Законом Свердловской области от 18.11.2013 № 114-ОЗ).
Таким образом, на территориальный отраслевой исполнительный орган государственной власти Свердловской области - Управление социальной политики Министерства социальной политики Свердловской области по Артемовскому району возложены полномочия по принятию на учет для целей предоставления жилых помещений специализированного жилищного фонда Свердловской области и включение в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилым помещением.
Порядок установления факта невозможности проживания детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в ранее занимаемых жилых помещениях, нанимателями или членами семей нанимателей по договорам социального найма либо собственниками которых они являются, утвержден постановлением Правительства Свердловской области от 20.03.2013 года № 341-ПП.
Настоящий Порядок определяет процедуру проведения проверки наличия оснований, дающих право на предоставление детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилых помещений государственного специализированного жилищного фонда Свердловской области путем установления факта невозможности проживания в ранее занимаемых ими жилых помещениях.
В соответствии с п. 4 данного Порядка факт невозможности проживания детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в ранее занимаемых жилых помещениях устанавливается управлениями социальной политики на основании заявления ребенка-сироты, ребенка, оставшегося без попечения родителей, достигшего возраста 14 лет, лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по форме согласно приложению к настоящему Порядку.
Заявление подается в управление социальной политики по месту учета детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, или месту жительства лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
В судебном заседании установлено, что Новиков В.Р. родился ДД.ММ.ГГГГ в <адрес>, его родителями являются ФИО25 и ФИО22 (копия свидетельства о рождении - л.д. 5).
Решением <адрес> районного суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ ФИО22 лишена родительских прав в отношении несовершеннолетнего сына Новикова Вячеслава Романовича, ДД.ММ.ГГГГ года рождения. Решение суда вступило в законную силу ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 10-12).
Согласно постановлению главы администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № опеку над несовершеннолетним Новиковым В.Р. осуществлял ФИО12, поскольку мать несовершеннолетнего решением Железнодорожного районного суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ лишена родительских прав, отца юридически нет (л.д.9).
Согласно постановлению главы муниципального образования «<адрес>» от ДД.ММ.ГГГГ № ФИО12 освобожден от обязанностей опекуна, несовершеннолетний Новиков В.Р. передан под опеку ФИО4 (л.д. 8).
Постановлением главы муниципального образования «<адрес>» от ДД.ММ.ГГГГ № за несовершеннолетним Новиковым В.Р. закреплена жилая площадь по адресу: <адрес>, до его совершеннолетия согласно социальной норме жилья (л.д.7).
Постановлением Администрации Артемовского городского округа от ДД.ММ.ГГГГ № постановление главы муниципального образования «<адрес>» от ДД.ММ.ГГГГ № «О закреплении жилой площади за опекаемым Новиковым Вячеславом Романовичем» признано утратившим силу (л.д. 6).
Согласно справке МБУ АГО «Центр по расчету и выплате субсидий и приватизации жилья» от ДД.ММ.ГГГГ №, Новиков В.Р. зарегистрирован по адресу: <адрес>, совместно с ним по указанному адресу зарегистрированы: ФИО12 <данные изъяты> г.р.; ФИО29., <данные изъяты> г.р.; ФИО22., <данные изъяты>.р. (л.д. <данные изъяты>).
Согласно свидетельству о государственной регистрации права Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по <адрес>, выданному ДД.ММ.ГГГГ года, Новикову В.Р. и ФИО32. принадлежит на праве общей совместной собственности жилое помещение, расположенное по адресу: <адрес>, общей площадью 60,4 кв.м. (л.д.40).
Согласно письму Управления социальной политики по Артемовскому району от ДД.ММ.ГГГГ №, Новикову В.Р. как члену семьи нанимателя жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес>, был разъяснен порядок установления факта невозможности проживания в данном жилом помещении с указанием документов, которые ему необходимо предоставить в отдел опеки и попечительства (л.д. 23).
В соответствии со ст. 8 Федерального закона от 21.12.1996 № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» (в ред. Федерального закона от 08.02.1998 № 17-ФЗ, действовавшей до 01.01.2013 года), дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), имевшие закрепленное жилое помещение, сохраняют на него право на весь период пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания населения, а также в учреждениях всех видов профессионального образования независимо от форм собственности, на период службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, на период нахождения в учреждениях, исполняющих наказание в виде лишения свободы.
Дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм.
Таким образом, судом установлено, что истец Новиков В.Р., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, до 18 лет относился к категории детей, оставшихся без попечения родителей, в период с 18 до 23 лет - к категории лиц из числа детей, оставшихся без попечения родителей, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ за Новиковым В.Р. было закреплено жилое помещение по адресу: <адрес>, закрепленное ошибочно, что следует из пояснений представителя ответчика и сторонами не оспаривается. Суд считает, что факт ошибочного закрепления данного жилого помещения за Новиковым В.Р. безусловно явился препятствием для его постановки на учет в целях получения жилья до достижения возраста 23 лет, то есть, до ДД.ММ.ГГГГ года, что признается судом уважительной причиной.
Так же, судом установлено, что Новикову В.Р. на праве общей совместной собственности принадлежит жилое помещение, расположенное по адресу: <адрес>, общей площадью 60,4 кв.м. Так же, Новиков В.Р. является членом семьи нанимателя жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес>.
При этом, Новиков В.Р. к ответчику в установленном порядке с заявлением о принятии на учет в целях предоставления специализированного жилого помещения и с заявлением об установлении факта невозможности проживания в данных жилых помещениях после ДД.ММ.ГГГГ до настоящего времени не обращался, что следует из пояснений самого истца и сторонами не оспаривается, доказательств обратного суду не представлено.
Также, истцом не представлено доказательств невозможности проживания в данных жилых помещениях и при рассмотрении дела в суде.
На основании вышеизложенного, суд пришел к выводу о том, что в удовлетворении исковых требований Новикову В.Р. следует отказать.
На основании изложенного и, руководствуясь ст. ст. 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
В удовлетворении исковых требований Новикову В.Р. к территориальному отраслевому исполнительному органу государственной власти Свердловской области - Управлению социальной политики Министерства социальной политики Свердловской области по Артемовскому району о признании права на обеспечение жильем по договору найма жилого помещения специализированного жилищного фонда как за лицом из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, обязании принять на учет для целей предоставления жилого помещения специализированного жилищного фонда Свердловской области в срок до 30 дней с момента вступления решения суда в законную силу, отказать.
Решение может быть обжаловано в Судебную коллегию по гражданским делам Свердловского областного суда с подачей апелляционной жалобы через Артемовский городской суд Свердловской области в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Судья Т.Г. Поджарская