Решение по делу № 33а-10798/2017 от 03.08.2017

Судья: Кузнецова Е.Ю. Дело № 33а-10798/2017

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

18 августа 2017 года г.Самара

Судебная коллегия по административным делам Самарского областного суда в составе:

председательствующего – Вачковой И.Г.,

судей – Никоновой О.И., Хаировой А.Х.,

при секретаре – Татариновой Г.Ю.,

рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по административному иску Межрайонной ИФНС России № 1 по Оренбургской области к Дорогиной Л.Н. о взыскании задолженности по земельному налогу,

по апелляционной жалобе Дорогиной Л.Н. на решение Кировского районного суда г. Самара от 19 июня 2017 года, которым постановлено:

«Исковые требования Межрайонной ИФНС России № 1 по Оренбургской области к Дорогиной Л.Н. о взыскание задолженности по земельному налогу, удовлетворить.

Взыскать с Дорогиной Л.Н. в пользу Межрайонной ИФНС России по Оренбургской области недоимку по земельному налогу в сумме 3 098 рублей и пени в сумме 2 142,41 рублей, а всего в общей сумме 5 240 рублей 41 копейку.

Взыскать с Дорогиной Л.Н. государственную пошлину в доход государства в размере 400 рублей».

Заслушав доклад по делу судьи Самарского областного суда Вачковой И.Г., объяснения Дорогиной Л.Н., поддержавшей доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия

УСТАНОВИЛА:

Межрайонная ИФНС России № 1 по Оренбургской области обратилась в суд с административным иском к Дорогиной Л.Н. о взыскании недоимки по земельному налогу за 2013-2014 годы, указав, что последняя является плательщиком указанного налога в связи с наличием в ее собственности земельного участка (993/125000 доли) с кадастровым номером , расположенного по адресу: <адрес>. На основании ч.ч.2, 3 ст. 52, ст. ст. 362, 408, 396 НК РФ Дорогиной Л.Н. исчислен земельный налог в размере 3 098 руб., о чем ей направлено налоговые уведомления об уплате исчисленной суммы налогов в срок не позднее 01.10.2015. Установленная законом обязанность по уплате налога не исполнена, в связи с чем, в адрес Дорогиной Л.Н. направлены требования об уплате налогов и пени, которые оставлены налогоплательщиком без исполнения.

Ссылаясь на то, что в добровольном порядке недоимка по земельному налогу не погашена, административный истец просил взыскать с Дорогиной Л.Н. задолженность по земельному налогу за 2013-2014 годы в размере 3 098 руб., пени 2 142,41 руб., а всего 5 240,41 руб.

Судом постановлено вышеуказанное решение, с которым не согласилась Дорогина Л.Н., в апелляционной жалобе ставит вопрос об отмене решения как незаконного и необоснованного, указав, что решение суда не соответствует положениям ст.ст. 176, 226 КАС РФ, поскольку она как пенсионер освобождена от уплаты земельного налога. Кроме того, считает, что истцом пропущен срок подачи иска. В деле отсутствуют доказательства направления требования налогоплательщику.

В заседании судебной коллегии Дорогина Л.Н. доводы апелляционной жалобы поддержала, просила решение суда отменить по основаниям изложенным в жалобе.

Представитель Межрайонной ИФНС России № 1 по Оренбургской области в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом.

В силу ч. 2 ст. 306, ст. 150 КАС РФ судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в отсутствии не явившихся лиц, участвующих в деле, извещенных надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела.

Изучив материалы дела, доводы апелляционной жалобы, заслушав пояснения Дорогиной Л.Н., проверив законность и обоснованность судебного решения в соответствии с п. 1 ст. 308 КАС РФ, судебная коллегия приходит к следующим выводам.

Согласно ст. 57 Конституции РФ, ст. 3, пп. 1 п. 1 ст. 23 Налогового кодекса РФ каждый налогоплательщик обязан платить законно установленные налоги и сборы.

В соответствии со ст.286 КАС РФ органы государственной власти, иные государственные органы, органы местного самоуправления, другие органы, наделенные в соответствии с федеральным законом функциями контроля за уплатой обязательных платежей (далее - контрольные органы), вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением о взыскании с физических лиц денежных сумм в счет уплаты установленных законом обязательных платежей и санкций, если у этих лиц имеется задолженность по обязательным платежам, требование контрольного органа об уплате взыскиваемой денежной суммы не исполнено в добровольном порядке или пропущен указанный в таком требовании срок уплаты денежной суммы и федеральным законом не предусмотрен иной порядок взыскания обязательных платежей и санкций.

Административное исковое заявление о взыскании обязательных платежей и санкций может быть подано в суд в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате обязательных платежей и санкций. Пропущенный по уважительной причине срок подачи административного искового заявления о взыскании обязательных платежей и санкций может быть восстановлен судом.

В соответствии с пунктом 1 статьи 65 Земельного кодекса РФ, использование земли в Российской Федерации является платным. Формами платы за использование земли являются земельный налог (до введения в действие налога на недвижимость) и арендная плата.

На основании ст. 388 Налогового кодекса РФ налогоплательщиками земельного налога признаются организации и физические лица, обладающие земельными участками, признаваемыми объектом налогообложения в соответствии со статьей 389 настоящего Кодекса, на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения, если иное не установлено настоящим пунктом.

Согласно п.1 ст.389 Налогового кодекса РФ объектом налогообложения признаются земельные участки, расположенные в пределах муниципального образования (городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя), на территории которого введен налог.

В соответствии с п. 4 ст. 69 Налогового кодекса РФ требование об уплате налога должно быть исполнено в течение восьми дней с даты получения указанного требования, если более продолжительный период времени для уплаты налога не указан в этом требовании.

Налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах – пункт 1 статьи 45 Налогового кодекса РФ.

Согласно 390 Налогового кодекса РФ налоговая база определяется как кадастровая стоимость земельных участков, признаваемых объектом налогообложения в соответствии со статьей 389 настоящего Кодекса. Кадастровая стоимость земельного участка определяется в соответствии с земельным законодательством Российской Федерации.

Согласно абз. 1 и 4 ч. 1 и ч.4 ст. 391 Налогового кодекса РФ налоговая база определяется в отношении каждого земельного участка как его кадастровая стоимость по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом. Изменение кадастровой стоимости земельного участка в течение налогового периода не учитывается при определении налоговой базы в этом и предыдущих налоговых периодах, если иное не предусмотрено настоящим пунктом.

Для налогоплательщиков - физических лиц налоговая база определяется налоговыми органами на основании сведений, которые представляются в налоговые органы органами, осуществляющими государственный кадастровый учет, ведение государственного кадастра недвижимости и государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним.

Согласно ст.48 НК РФ в случае неисполнения физическим лицом обязанности по уплате налога, сбора, пеней, штрафов налоговый орган вправе обратиться в суд с заявлением о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов за счет имущества в пределах сумм, указанных в требовании об уплате налога, сбора, пени, штрафа.

Из материалов дела следует, что за 2013-2014 годы Дорогиной Л.Н. начислен земельный налог с физических лиц, обладающих земельным участком, расположенным в границах городских округов в сумме 3 098 руб., в связи с наличием в данном налоговом периоде в ее собственности земельного участка (993/125000 доли) с кадастровым номером , расположенного по адресу: <адрес>, с направлением в адрес налогоплательщика налоговых уведомлений №347524 со сроком уплаты до 05.11.2014 и №467414 со сроком уплаты до 01.10.2015.

В связи с неуплатой налога в установленный срок налоговым органом в адрес Дорогиной Л.Н. направлены требования об уплате налога №7556, которым предложено в срок до 02.02.2015 уплатить недоимку по налогу, а также начисленные пени и №22891, которым предложено в срок до 26.01.2016 уплатить недоимку по налогу, а также начисленные пени.

Направление налоговых уведомлений и требований подтверждается соответствующими реестрами заказной корреспонденции.

Поскольку, в установленный срок задолженность не погашена, 22.06.2016 мировым судьей судебного участка №8 Кировского судебного района г.Самары Самарской области по заявлению Межрайонной ИФНС России № 1 по Оренбургской области вынесен судебный приказ о взыскании с Дорогиной Л.Н. недоимки по земельному налогу и пени в размере 5 240, 41 руб., госпошлины в размере 200 руб.

Определением от 15.07.2016 судебный приказ отменен по заявлению Дорогиной Л.Н.

В срок, предусмотренный ст.48 Налогового кодекса РФ, 17.11.2016 Межрайонная ИФНС России № 1 по Оренбургской области обратилась в суд с настоящим иском для взыскания указанной недоимки и пени.

Установив данные обстоятельства, суд пришел к правильному выводу об обоснованности требований Межрайонная ИФНС России № 1 по Оренбургской области, поскольку административный иск предъявлен в пределах установленного законом срока.

Доводы Дорогиной Л.Н. о том, что ее доля не выделена в натуре из общего имущества, и она никогда не пользовалась земельным участком, не имеют правового значения для рассматриваемого спора и не могут послужить основанием для отмены решения, поскольку не свидетельствуют об отсутствии у Дорогиной Л.Н. обязанности по уплате земельного налога. Проверив расчет задолженности, суд обоснованно взыскал с нее задолженность и пени по земельному налогу за 2013-2014 год в размере 5 240 руб.

Вопрос о взыскании с административного ответчика государственной пошлины судом разрешен правильно, с учетом положений п. 1 п. 1 ст. 333.19 Налогового кодекса РФ.

Доводы апелляционной жалобы Дорогиной Л.Н. о том, что она является пенсионером, в связи, с чем подлежит освобождению от уплаты земельного налога, не могут служить основанием для отмены решения суда, так как не свидетельствуют о неправильном определении обстоятельств, имеющих значение для дел, либо ошибочном применении норм права.

Права налогоплательщиков предусмотрены статьей 21 Налогового кодекса РФ, согласно которой налогоплательщики имеют право использовать налоговые льготы при наличии оснований и в порядке, установленном законодательством о налогах и сборах.

Статьей 56 Налогового кодекса РФ предусмотрено, что льготами по налогам и сборам признаются предоставляемые отдельным категориям налогоплательщиков и плательщиков сборов предусмотренные законодательством о налогах и сборах преимущества по сравнению с другими налогоплательщиками или плательщиками сборов, включая возможность не уплачивать налог или сбор либо уплачивать их в меньшем размере. Нормы законодательства о налогах и сборах, определяющие основания, порядок и условия применения льгот по налогам и сборам, не могут носить индивидуального характера. Льготы по федеральным налогам и сборам устанавливаются и отменяются Налоговым кодексом РФ. Льготы по региональным налогам устанавливаются и отменяются названным Кодексом и(или) законами субъектов Российской Федерации о налогах.

Пунктом 10 ст. 396 Налогового кодекса РФ налогоплательщики, имеющие право на налоговые льготы, должны представить документы, подтверждающие такое право, в налоговые органы по месту нахождения земельного участка, признаваемого объектом налогообложения в соответствии со статьей 389 настоящего Кодекса.

В случае возникновения (прекращения) у налогоплательщиков в течение налогового (отчетного) периода права на налоговую льготу исчисление суммы налога (суммы авансового платежа по налогу) в отношении земельного участка, по которому предоставляется право на налоговую льготу, производится с учетом коэффициента, определяемого как отношение числа полных месяцев, в течение которых отсутствует налоговая льгота, к числу календарных месяцев в налоговом (отчетном) периоде. При этом месяц возникновения права на налоговую льготу, а также месяц прекращения указанного права принимается за полный месяц.

Вместе с тем, доказательств того, что Дорогина Л.Н. в спорный период обращалась в налоговый орган с заявлением о предоставлении ей налоговой льготы по уплате налога и предоставления соответствующих документов, суду не представлено, в связи с чем сумма земельного налога не может считаться исчисленной с нарушением законодательства.

Ссылки в жалобе на тяжелое материальное положение не являются основаниями к отмене решения суда, а могут быть предметом рассмотрения вопроса об отсрочки или рассрочки по уплате налога и сбора (ст. 64 НК РФ) или исполнения решения суда (ст. 358 КАС РФ).

Доводы апелляционной жалобе о пропуске налоговым органом срока обращения в суд, не могут быть приняты во внимание по вышеизложенным мотивам.

Иных доводов, которые могли бы служить основанием для отмены решения суда, и указаний на обстоятельства, которые бы не были предметом судебного разбирательства, апелляционная жалоба не содержит.

На основании изложенного, руководствуясь ст. 309 КАС РФ, судебная коллегия по административным делам Самарского областного суда

ОПРЕДЕЛИЛА:

Решение Кировского районного суда г. Самары от 19 июня 2017 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Дорогиной Л.Н. - без удовлетворения.

Определение суда апелляционной инстанции вступает в силу со дня его принятия, может быть обжаловано в суд кассационной инстанции в течение шести месяцев со дня вступления в законную силу.

Председательствующий –

Судьи –

33а-10798/2017

Категория:
Административные
Статус:
РЕШЕНИЕ оставлено БЕЗ ИЗМЕНЕНИЯ
Истцы
МИФНС № 1 по Оренбургской области
Ответчики
Дорогина Л.Н.
Суд
Самарский областной суд
Судья
Вачкова И. Г.
18.08.2017[Адм.] Судебное заседание
24.08.2017[Адм.] Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
Решение (?)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее