УИД 69RS0040-02-2019-006175-37
Дело 2а-81/2020
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
27 января 2020 года г. Тверь
Центральный районный суд города Твери в составе:
председательствующего судьи Кузьминой Т.В.,
при секретаре Симадоновой Е.Д.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 6 по Тверской области к Гундыреву А.В. о взыскании задолженности по налогам, пени,
УСТАНОВИЛ:
Межрайонная ИФНС России № 6 по Тверской области обратилась в Центральный районный суд г. Твери с требованиями к Гундыреву А.В. о взыскании задолженности по налогам, пени.
В обоснование административных исковых требований указано, что по данным, поступившим в инспекцию в электронном виде, Гундыреву А.В. принадлежат следующие земельные участки: кадастровый №, дата регистрации владения – ДД.ММ.ГГГГ, дата прекращения владения – ДД.ММ.ГГГГ, площадь объекта – 1500 кв.м., адрес объекта – <адрес>, кадастровый №, дата регистрации владения – ДД.ММ.ГГГГ, дата прекращения владения – ДД.ММ.ГГГГ, площадь объекта – 1500 кв.м., адрес объекта – <адрес> кадастровый №, дата регистрации владения – ДД.ММ.ГГГГ, дата прекращения владения – ДД.ММ.ГГГГ, площадь объекта – 1500 кв.м., адрес объекта – <адрес> По данным, поступившим в инспекцию в электронном виде, Гундыреву А.В. принадлежит следующие объекты недвижимости: кадастровый №, дата регистрации владения – ДД.ММ.ГГГГ, дата прекращения владения – ДД.ММ.ГГГГ, адрес объекта – <адрес> кадастровый №, дата регистрации владения – ДД.ММ.ГГГГ, дата прекращения владения – ДД.ММ.ГГГГ, адрес объекта – <адрес> кадастровый №, дата регистрации владения – ДД.ММ.ГГГГ, дата прекращения владения – ДД.ММ.ГГГГ, адрес объекта – <адрес> кадастровый №, дата регистрации владения – ДД.ММ.ГГГГ, дата прекращения владения – ДД.ММ.ГГГГ, адрес объекта – <адрес> кадастровый №, дата регистрации владения – ДД.ММ.ГГГГ, дата прекращения владения – ДД.ММ.ГГГГ, адрес объекта – <адрес>, кадастровый №, дата регистрации владения – ДД.ММ.ГГГГ, дата прекращения владения – ДД.ММ.ГГГГ, адрес объекта – <адрес>. В соответствии с налоговым уведомлением № 157075110 от 21 сентября 2017 года налогоплательщику были начислены и предложены к уплате: налог на имущество физических лиц за 2016 год по сроку уплаты 01 декабря 2017 года в сумме 3006 рублей; земельный налог за 2014, 2016 годы по сроку уплаты 01 декабря 2017 года в сумме 667 рублей. Налоговое уведомление было направлено в адрес административного ответчика согласно списку заказных писем № 776711 и считается полученным на шестой день с момента отправки по почте (ст. 52 НК РФ). Поскольку земельный налог и налог на имущество физических лиц не был уплачен, налогоплательщику было направлено требование № 7472 от 14 декабря 2017 года на уплату налогов в общей сумме 3673 рубля по сроку уплаты 01 декабря 2017 года. Согласно списку заказных писем № 940802, которое считается полученным на шестой день с момента направления заказного письма (ст. 69 НК РФ). В связи с неуплатой налога на имущество физических лиц налогоплательщику начислены пени в сумме 9 рублей 92 копеек за период со 02 декабря 2017 года по 13 декабря 2017 года, за неуплату земельного налога - в сумме 2 рублей 20 копеек за период с 02 декабря 2017 года по 13 декабря 2017 года, расчет приведен. В соответствии с налоговым уведомлением № 68353358 от 12 октября 2016 года административному ответчику были начислены и предложены к уплате: налог на имущество физических лиц за 2015 год по сроку уплаты 01 декабря 2016 года в сумме 1578 рублей; земельный налог за 2015 год по сроку уплаты 01 декабря 2016 года в сумме 730 рублей. Расчет исчисленного земельного налога и налога на имущество физических лиц подробно приведен в налоговом уведомлении № 68353358 от 21 октября 2016 года. Налоговое уведомление было направлено в адрес налогоплательщика согласно списку заказных писем № 383637 и считается полученным на шестой день с момента отправки по почте (ст. 52 НК РФ). Поскольку земельный налог и налог на имущество физических лиц не был уплачен, административному ответчику было направлено требование № 1552 от 30 декабря 2016 года на уплату налогов в общей сумме 2248 рублей по сроку уплаты до 01 декабря 2016 года, согласно списку заказных писем № 437760, которое считается полученным на шестой день с момента направления заказного письма (ст. 69 НК РФ). В связи с неуплатой налога на имущество физических лиц должнику начислены пени в сумме 9 рублей 11 копеек за период с 02 декабря 2016 года по 19 декабря 2016 года. За неуплату земельного налога административному ответчику начислены пени в сумме 4 рублей 38 копеек за период с 02 декабря 2016 года по 19 декабря 2016 года. До настоящего времени требования административным ответчиком не исполнены. Инспекцией предпринимались попытки по взысканию недоимок в рамках приказного судопроизводства. Инспекция обратилась к мировому судье судебного участка Центрального района г. Твери с заявлением от 25 марта 2019 года о вынесении судебного приказа на взыскание с Гундырева А.В. недоимки по обязательным платежам в общей сумме 5946 рублей 61 копейки. Определением от 05 апреля 2019 года мировым судьей инспекции отказано в принятии заявления о вынесении судебного приказа в связи с пропуском шестимесячного срока на подачу заявления. Поскольку спорная задолженность не уплачена налогоплательщиком, у инспекции имеются законные основания для обращения в суд в порядке административного судопроизводства. 29 апреля 2019 года инспекция обратилась в Центральный районный суд г. Твери с административным исковым заявлением на взыскание с Гундырева А.В. недоимки и пени по обязательным платежам в общей сумме 5946 рублей 61 копейки. На основании вступившего в законную силу определения Центрального районного суда г. Твери от 11 июня 2019 года судом в адрес инспекции возвращено административное исковое заявление с приложенными материалами по причине не устранения недостатков искового заявления в полном объеме. Межрайонная ИФНС России № 6 по Тверской области просит восстановить пропущенный срок на подачу заявления в связи с тем, что не восстановление пропущенного срока повлечет невозможность взыскания спорной суммы налога и пени и, как следствие, нанесет ущерб бюджету Осташковского городского округа Тверской области, взыскать к Гундырева А.В. недоимку по земельному налогу за 2015-2016 годы в сумме 1397 рублей, пени в сумме 6 рублей 58 копеек, недоимку по налогу на имущество физических лиц за 2015-2016 годы в сумме 4524 рублей, пени в сумме 19 рублей 03 копеек.
Определением судьи от 28 ноября 2019 года к участию в деле в качестве заинтересованного лица привлечено Управление федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Тверской области.
В судебное заседание представитель административного истца - Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России № 6 по Тверской области не явился, будучи извещенным о дате, времени и месте слушания дела надлежащим образом, об отложении дела слушанием не просил.
В судебное заседание ответчик Гундырев А.В. не явился, будучи извещенным о дате, времени и месте слушания дела надлежащим образом, об отложении дела слушанием не просил, возражений не представил.
Извещение ответчика произведено судом в соответствии с правилами ст.ст. 96-99 КАС РФ.
В судебное заседание представитель заинтересованного лица - Управления федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Тверской области не явился, будучи извещенным о дате, времени и месте слушания дела надлежащим образом, об отложении дела слушанием не просил, возражений не представил.
Судом определено о рассмотрении дела в отсутствие неявившихся участников процесса.
Исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
В соответствии со ст. 57 Конституции РФ каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы.
Согласно ст. 3 НК РФ каждое лицо должно уплачивать законно установленные налоги и сборы. Законодательство о налогах и сборах основывается на признании всеобщности и равенства налогообложения. Ни на кого не может быть возложена обязанность уплачивать налоги и сборы, а также иные взносы и платежи, обладающие установленными настоящим Кодексом признаками налогов или сборов, не предусмотренные настоящим Кодексом либо установленные в ином порядке, чем это определено настоящим Кодексом.
В соответствии с подп. 1, 7 п. 1 ст. 23 НК РФ налогоплательщики обязаны уплачивать законно установленные налоги; выполнять законные требования налогового органа об устранении выявленных нарушений законодательства о налогах и сборах, а также не препятствовать законной деятельности должностных лиц налоговых органов при исполнении ими своих служебных обязанностей.
Согласно п. 2, подп. 1 п. 3 ст. 44 НК РФ обязанность по уплате конкретного налога возлагается на налогоплательщика с момента возникновения установленных законодательством о налогах и сборах обстоятельств, предусматривающих уплату данного налога. Обязанность по уплате налога прекращается с его уплатой налогоплательщиком.
Как следует из ст. 45 НК РФ, налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах. Обязанность по уплате налога должна быть выполнена в срок, установленный законодательством о налогах и сборах. Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом налогоплательщику требования об уплате налога.
Ст. 216 НК РФ установлено, что налоговым периодом признается календарный год.
Согласно ст. 388 НК РФ налогоплательщиками земельного налога признаются организации и физические лица, обладающие земельными участками, признаваемыми объектом налогообложения в соответствии со ст. 389 настоящего Кодекса, на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения, если иное не установлено настоящим пунктом.
В соответствии с п. 1 ст. 389 НК РФ объектом налогообложения признаются земельные участки, расположенные в пределах муниципального образования, на территории которого введен налог.
П. 1 ст. 391 НК РФ установлено, что налоговая база определяется в отношении каждого земельного участка как его кадастровая стоимость по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом.
В соответствии с п. 3 ст. 396 НК РФ сумма земельного налога (сумма авансовых платежей по земельному налогу), подлежащая уплате в бюджет налогоплательщиками, являющимися физическими лицами, исчисляется налоговыми органами.
Согласно ст. 394 НК РФ налоговые ставки устанавливаются нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований и не могут превышать 0,3 процента в отношении земельных участков, не используемых в предпринимательской деятельности, приобретенных (предоставленных) для ведения личного подсобного хозяйства, садоводства или огородничества, а также земельных участков общего назначения, предусмотренных Федеральным законом от 29 июля 2017 года N 217-ФЗ "О ведении гражданами садоводства и огородничества для собственных нужд и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации".
Согласно Решению Совета депутатов Заевского сельского поселения Пеновского района Тверской области от 21 ноября 2014 года № 10 в отношении хозяйственных строений или сооружений, площадь каждого из которых не превышает 50 кв.м. и которые расположены на земельных участках, предоставленных для ведения личного подсобного, дачного хозяйства, огородничества, садоводства или индивидуального жилищного строительства, установлена налоговая ставка от кадастровой стоимости земельноых участков в размере 0,3%.
Как установлено в судебном заседании, в 2014-2016 годах административному ответчику принадлежало на праве собственности следующее имущество: земельный участок, расположенный по адресу: <адрес>, кадастровый №; земельный участок, расположенный по адресу: <адрес>, кадастровый №, земельный участок, расположенный по адресу: <адрес>, кадастровый №.
В соответствии с положениями ст. 400 НК РФ налогоплательщиками налога (далее в настоящей главе - налогоплательщики) признаются физические лица, обладающие правом собственности на имущество, признаваемое объектом налогообложения в соответствии со статьей 401 настоящего Кодекса.
В силу ст. 401 НК РФ объектом налогообложения признается расположенное в пределах муниципального образования (города федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга или Севастополя) следующее имущество: 1) жилой дом; 2) жилое помещение (квартира, комната); 3) гараж, машино-место; 4) единый недвижимый комплекс; 5) объект незавершенного строительства; 6) иные здание, строение, сооружение, помещение.
В соответствии с п. 1 ст. 399 НК РФ налог на имущество физических лиц (далее в настоящей главе - налог) устанавливается настоящим Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований, вводится в действие и прекращает действовать в соответствии с настоящим Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований и обязателен к уплате на территориях этих муниципальных образований.
Как установлено в судебном заседании, в 2014-2016 годах административному ответчику принадлежало на праве собственности следующее имущество: здание, расположенное по адресу<адрес>, кадастровый №; здание, расположенное по адресу: <адрес>, кадастровый №, здание, расположенное по адресу: <адрес> кадастровый №, здание, расположенное по адресу: <адрес> кадастровый №, здание, расположенное по адресу: <адрес>, кадастровый №, здание, расположенное по адресу: <адрес>, кадастровый №.
Налоговым уведомлением № 68353358 от 12 октября 2016 года налоговым органом Гундыреву А.В. было сообщено, что ему необходимо в срок не позднее 01 декабря 2016 года, оплатить в том числе налог на имущество физических лиц за 2015 год в размере 7555 рублей 92 копеек, земельный налог за 2015 год в сумме 119418 рублей, налоговое уведомление было направлено в адрес административного ответчика согласно списку заказных писем № 383637.
Однако, Гундыревым А.В. налог на имущество физических лиц, земельный налог за 2015 год в полном объеме оплачены не были.
Поскольку обязанность по уплате налога на имущество физических лиц, земельного налога не была исполнена административным ответчиком в установленные законом сроки, налоговым органом в адрес административного ответчика направлено требование № 1552 от 20 декабря 2016 года об уплате налога на имущество физических лиц за 2015 год в размере 1518 рублей, пени в размере 9 рублей 11 копеек, об уплате земельного налога за 2015 год в размере 730 рублей, пени в размере 4 рублей 38 копеек, в срок до 14 февраля 2017 года, направление требования административному ответчику подтверждается списком заказных писем № 437760.
Сведений об исполнении административным ответчиком в полном объеме требований налогового уведомления и налогового требования в материалы дела не представлено.
Налоговым уведомлением № 157075110 от 21 сентября 2017 года налоговым органом Гундыреву А.В. было сообщено, что ему необходимо в срок не позднее 01 декабря 2017 года, оплатить в том числе налог на имущество физических лиц за 2014, 2016 годы в размере 19718 рублей, земельный налог за 2016 год в сумме 121216 рублей, налоговое уведомление было направлено в адрес административного ответчика согласно списку заказных писем № 776711.
Однако, Гундыревым А.В. налог на имущество физических лиц, земельный налог за 2014, 2016 годы в полном объеме оплачены не были.
Поскольку обязанность по уплате налога на имущество физических лиц, земельного налога не была исполнена административным ответчиком в установленные законом сроки, налоговым органом в адрес административного ответчика направлено требование № 7472 от 14 декабря 2017 года об уплате налога на имущество физических лиц за 2016 год в размере 3006 рублей, пени в размере 9 рублей 92 копеек, об уплате земельного налога за 2016 год в размере 667 рублей, пени в размере 2 рублей 20 копеек, в срок до 06 февраля 2018 года, направление требования административному ответчику подтверждается списком заказных писем № 940802.
Согласно п. 1 ст. 72 НК РФ исполнение обязанности по уплате налогов и сборов может обеспечиваться пеней.
Положениями п. 1 ст. 75 НК РФ предусмотрено, что пеней признается установленная настоящей статьей денежная сумма, которую налогоплательщик должен выплатить в случае уплаты причитающихся сумм налогов, в том числе налогов, уплачиваемых в связи с перемещением товаров через таможенную границу Таможенного союза, в более поздние по сравнению с установленными законодательством о налогах и сборах сроки.
Пеня начисляется, если иное не предусмотрено настоящей статьей и главами 25 и 26.1 настоящего Кодекса, за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога начиная со следующего за установленным законодательством о налогах и сборах дня уплаты налога по день исполнения обязанности по его уплате включительно. Сумма пеней, начисленных на недоимку, не может превышать размер этой недоимки (п. 3 ст. 75).
Согласно п. 5 ст. 75 НК РФ пени уплачиваются одновременно с уплатой сумм налога и сбора или после уплаты таких сумм в полном объеме.
Принимая во внимание, что задолженность по налогу на имущество в установленные законом сроки в полном объеме не оплачена, Межрайонной инспекцией Федеральной налоговой службы № 6 по Тверской области насчитаны пени за просрочку уплаты налога на имущество физических лиц, земельного налога за период 2015-2016 годов в размере 19 рублей 03 копеек и в размере 6 рублей 58 копеек.
Административным истцом пропущен срок предъявления в суд административного искового заявления и заявлено ходатайство о его восстановлении.
В соответствии с п. 1 ст. 48 НК РФ в случае неисполнения налогоплательщиком (плательщиком сбора, плательщиком страховых взносов) - физическим лицом, не являющимся индивидуальным предпринимателем (далее в настоящей статье - физическое лицо), в установленный срок обязанности по уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов налоговый орган (таможенный орган), направивший требование об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов (налоговый орган по месту жительства физического лица в случае снятия этого лица с учета в налоговом органе, направившем требование об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов), вправе обратиться в суд с заявлением о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов за счет имущества, в том числе денежных средств на счетах в банке, электронных денежных средств, переводы которых осуществляются с использованием персонифицированных электронных средств платежа, драгоценных металлов на счетах (во вкладах) в банке, и наличных денежных средств, этого физического лица в пределах сумм, указанных в требовании об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, с учетом особенностей, установленных настоящей статьей.
Согласно ч. 2 ст. 48 НК РФ заявление о взыскании подается в суд общей юрисдикции налоговым органом (таможенным органом) в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, если иное не предусмотрено настоящим пунктом. Если в течение трех лет со дня истечения срока исполнения самого раннего требования об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, учитываемого налоговым органом (таможенным органом) при расчете общей суммы налога, сбора, пеней, штрафов, подлежащей взысканию с физического лица, такая сумма налогов, сборов, пеней, штрафов превысила 3000 рублей, налоговый орган (таможенный орган) обращается в суд с заявлением о взыскании в течение шести месяцев со дня, когда указанная сумма превысила 3 000 рублей.
Таким образом, обстоятельства, связанные с соблюдением налоговым органом установленного п. 2 ст. 48 НК РФ срока на обращение в суд и уважительностью причин в случае его пропуска, являются юридически значимыми при разрешении спора по настоящему делу и, учитывая публичный характер правоотношений, подлежат исследованию судом независимо от того, ссылались ли на них стороны в ходе судебного разбирательства.
Согласно п. 3 ст. 48 НК РФ требование о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов за счет имущества физического лица может быть предъявлено налоговым органом (таможенным органом) в порядке искового производства не позднее шести месяцев со дня вынесения судом определения об отмене судебного приказа.
Пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления о взыскании может быть восстановлен судом.
Ограничение предъявления налоговым органом административного искового заявления в суд определенным законом сроком преследует цель упорядочения процесса взыскания недоимки и повышения эффективности работы налоговых органов.
Как следует из материалов дела, 03 апреля 2019 года Межрайонная ИФНС России № 6 по Тверской области посредством почтового отправления обратилась к мировому судье судебного участка № 3 Центрального района г. Твери с заявлением о вынесении судебного приказа о взыскании с Гундырева А.В. недоимки по обязательным платежам в размере 5946 рублей 61 копейки.
Определением мирового судьи судебного участка № 3 Центрального района г. Твери от 05 апреля 2019 года Межрайонной ИФНС России № 6 по Тверской области отказано в принятии заявления о вынесении судебного приказа о взыскании с Гундырева А.В. недоимки по земельному налогу, пени, недоимки на имущество физических лиц, пени в связи с поступлением заявления о вынесении судебного приказа за пределами сроков, предусмотренных ч. 2 ст. 48 НК РФ.
Определение обжаловано не было и вступило в законную силу.
С настоящим административным иском Межрайонная ИФНС России № 6 по Тверской области посредством почтового отправления обратилась в суд 29 августа 2019 года.
Таким образом, пропуск срока для обращения с заявлением о выдаче судебного приказа свидетельствует о несоблюдении налоговым органом процедуры взыскания задолженности по налогу и пени, пропуске срока предъявления в суд заявления о взыскании налогов и пени.
В качестве уважительной причины пропуска налоговым органом срока может быть признано только наличие обстоятельств, объективно препятствовавших налоговому органу своевременно обратиться в суд с заявлением о взыскании с налогоплательщика причитающихся к уплате сумм налоговых платежей.
Административным истцом не приведено доводов и не представлено доказательств в обоснование причин пропуска срока, заявлением инспекция только просит восстановить пропущенный срок.
При таких обстоятельствах следует признать, что 6-месячный срок на предъявление в суд заявления о взыскании налогов и пени пропущен административным истцом по неуважительной причине, восстановлению не подлежит, в связи с чем заявленные налоговым органом административные исковые требования не подлежат удовлетворению. При этом вопреки доводами административного истца невозможность взыскания денежных средств, предполагаемое нанесение ущерба бюджету муниципального образования, не является уважительной причиной для восстановления пропущенного срока.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 175-180, 286-290 КАС РФ, суд
РЕШИЛ:
В удовлетворении требований административного искового заявления Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 6 по Тверской области к Гундыреву А.В. о взыскании задолженности по налогам, пени отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Тверской областной суд через Центральный районный суд г. Твери в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Председательствующий Т.В. Кузьмина
Решение в окончательной форме изготовлено 10 февраля 2020 года.
Председательствующий Т.В. Кузьмина