именем Российской Федерации
30 июня 2015 года город Омск
Центральный районный суд города Омска в составе председательствующего судьи Рязановой О.А., при секретаре Речкиной И.В., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Советского административного округа г. Омска в интересах неопределенного круга лиц к Администрации города Омска, департаменту городского хозяйства Администрации города Омска об оборудовании линий наружного освещения,
у с т а н о в и л :
Прокурор Советского административного округа города Омска обратился в суд с исковым заявлением в интересах неопределенного круга лиц к Администрации города Омска, департаменту городского хозяйства Администрации города Омска об оборудовании линий наружного освещения
В обоснование требований указывает, что прокуратурой САО г.Омска совместно с государственными инспекторами ОГИБДД полиции УМВД России по г.Омску проведено обследование автомобильных дорог муниципального значения общего пользования, расположенных на территории САО г.Омска. В результате проведенного совместно с ОГИБДД УМВД г.Омска обследования в марте 2015 года установлено, что по ул. Химиков, на участке от пр.Мира до ул. Комбинатская отсутствуют линии наружного освещения с четной стороны автомобильной дороги. Указанное является нарушением закона и создает угрозу причинения вреда здоровью и жизни участникам дорожного движения. По результатам проверки в адрес департамента городского хозяйства Администрации г.Омска 31.03.2015 внесено представление об устранении нарушений закона, в котором поставлен вопрос о строительстве линий наружного освещения. На сегодняшний день требование прокурора округа не исполнены, строительство линий наружного освещения по ул. Химиков не начато. По данным администрации г.Омска для строительства освещения по четной стороне улицы Химиков, на участке от пр.Мира до ул. Комбинатской, требуется строительство линии наружного освещения протяженностью 3700 м., ориентировочные затраты на выполнение работ составляют 7463 рублей. Согласно адресным инвестиционным программам г.Омска на 2015 год, плановый период 2016 и 2017 годов, утвержденным Решением Омского городского Совета от 17.12.2014 г. № 293 «О бюджете города Омска на 2015 год и плановый период 2016 и 2017 годов», ассигнования на строительство линии наружного освещения на указанном объекте не предусмотрены. В соответствии с Перечнем автомобильных дорог общего пользования местного значения участок дороги по ул. Химиков, от пр. Мира до ул. Комбинатская относится к автомобильной дороге общего пользования местного значения. Указанные участки дорог проходят через кварталы жилой застройки, в связи с чем организация их освещения имеет первоочередное значение. Органами ГИБДД полиции УМВД России по г.Омску направлена информация в адрес Администрации г.Омска о необходимости строительства новых линий наружного освещения улично-дорожной сети. Просит признать бездействие Администрации г.Омска, департамента городского хозяйства Администрации г.Омска, по непринятию мер к строительству линий уличного освещения по четной стороне ул. Химиков на участке от пр.Мира до ул.Комбинатская незаконным; обязать принять меры к строительству уличного освещения в соответствии с требованиями действующего законодательства.
В судебном заседании старший помощник прокурора Советского административного округа города Омска ЛЕВ, действующая на основании доверенности, уточнила исковые требования и просила признать бездействие Администрации г.Омска, департамента городского хозяйства Администрации г.Омска, департамента строительства Администрации г.Омска, по непринятию мер к строительству линий наружного освещения по четной стороне ул. Химиков на участке от пр.Мира до ул.Комбинатская незаконным; обязать ответчика принять меры к строительству наружного освещения в соответствии с требованиями действующего законодательства.
В судебное заседание представитель Администрации города Омска не явился, о времени и месте разбирательства по делу извещен надлежащим образом.
Представитель департамента городского хозяйства Администрации города Омска БОЮ, действующий на основании доверенности, пояснил, что в бюджете города Омска на 2014 и плановый период 2015 и 2016 годы не сформированы статьи расходов на осуществление освещения указанных улиц. В случае удовлетворения исковых требований просит установить срок для исполнения решения до 31.12.2017 года.
Представитель департамента строительства Администрации города Омска ДЛВ, действующая на основании доверенности, в судебном заседании в удовлетворении требований прокурора Советского административного округа г. Омска просила отказать. Представила письменный отзыв на иск.
Представитель третьего лица ОГИБДД полиции УМВД России по г. Омску в судебное заседание не явился, о времени и месте судебного заседания извещен надлежащим образом.
Заслушав стороны, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
В соответствии с ч. 4 ст. 1 Устава города Омска, принятого Решением Омского городского Совета от 20.09.1995 № 92, понятия «муниципальное образование городской округ город Омск Омской области», «муниципальное образование город Омск», «город Омск» используются как равнозначные.
В соответствии со ст. 16 Федерального закона от 06.10.2003 № 131 - ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления» к вопросам местного значения городского округа относится, в том числе дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах городского округа и обеспечение безопасности дорожного движения на них, включая создание и обеспечение функционирования парковок (парковочных мест), осуществление муниципального контроля за сохранностью автомобильных дорог местного значения в границах городского округа, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством РФ; организация благоустройства территории городского округа (включая освещение улиц, озеленение территории, установку указателей с наименованиями улиц и номерами домов, размещение и содержание малых архитектурных форм), а также использования, охраны, защиты, воспроизводства городских лесов, лесов особо охраняемых природных территорий, расположенных в границах городского округа.
Статьей 13 Федерального закона от 08.11.2007 № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в РФ и о внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ», к полномочиям органов местного самоуправления в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности относятся: осуществление муниципального контроля за обеспечением сохранности автомобильных дорог местного значения; осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог; осуществление иных полномочий, отнесенных настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами, законами субъектов РФ к полномочиям органов местного самоуправления.
В силу ст. 52 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ», органы местного самоуправления обеспечивают сбалансированность местных бюджетов и соблюдение установленных федеральными законами требований к регулированию бюджетных правоотношений, осуществлению бюджетного процесса, размерам дефицита местных бюджетов, уровню и составу муниципального долга, исполнению бюджетных и долговых обязательств муниципальных образований (часть 2). Формирование, утверждение, исполнение местного бюджета и контроль за его исполнением осуществляются органами местного самоуправления самостоятельно с соблюдением требований, установленных Бюджетным кодексом РФ и настоящим Федеральным законом, а также принимаемыми в соответствии с ними законами субъектов РФ (ч. 3).
Согласно ч. 1 ст. 53 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ», расходы местных бюджетов осуществляются в соответствии с Бюджетным кодексом РФ.
Из ст. 6. Бюджетного кодекса РФ, следует, что полномочия органов местного самоуправления в области обеспечения безопасности дорожного движения являются расходными обязательствами муниципальных образований. Расходными обязательствами признаются обусловленные законом, иным нормативным правовым актом, договором или соглашением обязанности публично-правового образования (РФ, субъекта РФ, муниципального образования) или действующего от его имени казенного учреждения предоставить физическому или юридическому лицу, иному публично-правовому образованию, субъекту международного права средства из соответствующего бюджета.
Согласно п. 1 ст. 8 ГК РФ гражданские права и обязанности возникают из оснований, предусмотренных законом и иными правовыми актами, а также из действий граждан и юридических лиц, которые хотя и не предусмотрены законом или такими актами, но в силу общих начал и смысла гражданского законодательства порождают гражданские права и обязанности.
Из приведенных норм права следует, что обязанность по совершению определенных действий может быть возложена, в том числе, на орган местного самоуправления, только в случае, если указанная обязанность возникла у него в силу закона, договора или иного законного основания.
В соответствии с ч. 4 ст. 6 Федерального закона от 10 декабря 1995 г. № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» к полномочиям органов местного самоуправления городского округа в области обеспечения безопасности дорожного движения относится осуществление мероприятий по обеспечению безопасности дорожного движения на автомобильных дорогах местного значения, в том числе на объектах улично-дорожной сети, в границах городского округа при осуществлении дорожной деятельности. Полномочия органов местного самоуправления в области обеспечения безопасности дорожного движения являются расходными обязательствами муниципальных образований.
В соответствии с ч. 3 ст. 8 Устава города Омска, принятого Решением Омского городского Совета от 20 сентября 1995 г. № 92, Администрация г. Омска является исполнительно-распорядительным органом местного самоуправления г. Омска.
В соответствии с п.п. 21 п. 1 ст. 14, п.п. 5 ч. 1 ст. 16 Федерального закона № 131-ФЗ и п.п. 27 ч. 1 ст. 9 Устава г. Омска, к вопросам местного значения городского округа относится организация освещения улиц, а также дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах городского округа и обеспечение безопасности дорожного движения на них.
Согласно положениям ст. 21 вышеназванного Устава основной задачей Администрации г. Омска является обеспечение функций и полномочий, предоставленных исполнительно-распорядительному органу муниципального образования г. Омск действующим законодательством, муниципальными правовыми актами.
Постановлением Омского городского Совета от 25.07.2012 № 169 «Об утверждении структуры администрации города Омска» утверждена структура Администрации г. Омска, согласно которой, в структуру Администрации входят соответствующие департаменты, в том числе департамент городского хозяйства Администрации г. Омска, департамент строительства Администрации г. Омска.
Согласно п. 1 Положения о департаменте строительства Администрации города Омска, утверждённого решением Омского городского совета от 29.06.2014 № 416, департамент строительства Администрации города Омска является структурным подразделением Администрации города Омска, подчинен и подотчетен Мэру города Омска.
В соответствии с п. 20.6 Положения о департаменте строительства Администрации города Омска, утверждённого решением Омского городского совета от 29.06.2014 № 416, департамент строительства Администрации города Омска организует работу по проектированию, строительству и реконструкции муниципальных объектов наружного освещения, расположенных на территории города Омска.
В силу ч.ч. 1, 2 ст. 12 Федерального закона от 10.12.1995 № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» ремонт и содержание дорог на территории РФ должны обеспечивать безопасность дорожного движения. Обязанность по обеспечению соответствия состояния дорог при их содержании установленным техническим регламентам и другим нормативным документам возлагается на лиц, осуществляющих содержание автомобильных дорог.
Согласно п. 5 ст. 6 Федерального закона от 08.11.2007 № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в РФ» к собственности субъекта РФ относятся автомобильные дороги, которые включены в перечень автомобильных дорог общего пользования регионального или межмуниципального значения либо перечень автомобильных дорог не общего пользования регионального или межмуниципального значения, утверждаемые высшим исполнительным органом государственной власти субъекта РФ.
Согласно ст. 3 указанного Закона дорожная деятельность - деятельность по проектированию, строительству, реконструкции, капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог.
В п.п. 1, 5, 12 ст. 3 ФЗ «Об автомобильных дорогах и дорожной деятельности в РФ и внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ» от 08.11.2007 № 257-ФЗ даны следующие понятия: - автомобильная дорога - объект транспортной инфраструктуры, предназначенный для движения транспортных средств и включающий в себя, в том числе, элементы обустройства автомобильных дорог; - элементы обустройства автомобильных дорог - сооружения, к которым относятся, в том числе, и объекты, предназначенные для освещения автомобильных дорог; - содержание автомобильной дороги - комплекс работ по поддержанию надлежащего технического состояния автомобильной дороги, оценке ее технического состояния, а также по организации и обеспечению безопасности дорожного движения.
Согласно п.п. 4.6.1.1 Гост Р 52766-2007 «Дороги автомобильные общего пользования, элементы обустройства, общие требования» стационарное электрическое освещение на автомобильных дорогах предусматривают на участках, проходящих по населенным пунктам и за их пределами на расстоянии от них не менее 100 м.
Согласно п. 2.5. СНиП 2.05.02-85, стационарное электрическое освещение на автомобильных дорогах следует предусматривать на участках в пределах населенных пунктов, а при наличии возможности использования существующих электрических распределительных сетей - также на больших мостах, автобусных остановках, пересечениях дорог.
В соответствии с п. 2.5 Строительных норм и правил СНиП 2.05.02-85 «Автомобильные дороги», утверждённых постановлением Госстроя от 17.12.1985 № 233, стационарное электрическое освещение на автомобильных дорогах следует предусматривать на участках в пределах населённых пунктов, а при наличии возможности использования существующих электрических распределительных сетей - также на больших мостах, автобусных остановках, пересечениях дорог I и II категорий между собой и с железными дорогами, на всех соединительных ответвлениях узлов пересечений и на подходах к ним на расстоянии не менее 250 м, на кольцевых пересечениях и на подъездных дорогах к промышленным предприятиям или их участках при соответствующем технико-экономическом обосновании.
В судебном заседании установлено, что 18.05.2015 ОГИБДД полиции УМВД России по г.Омску и Прокуратурой Советского административного округа г. Омска была проведена проверка соблюдения законодательства о безопасности дорожного движения. По результатам проверки установлено, что на автомобильной дороге по четной стороне ул. Химиков до ул. Комбинатская отсутствует наружное освещение. (л.д.5).
Обратное в судебном заседании не доказано в соответствии со ст. 56 ГПК РФ.
При таких обстоятельствах суд приходит к выводу о том, что обязанность по организации наружного освещения отнесена к ведению Администрации города Омска и должна осуществляться Администрацией города Омска через свои структурные подразделения - департамент строительства Администрации города Омска, поскольку в функции департамента строительства Администрации города Омска входит организация работ по проектированию, строительству муниципальных объектов наружного освещения, расположенных на территории города Омска. В функции департамента городского хозяйства входит организация наружного освещения, то есть содержание в исправном состоянии имеющихся объектов наружного освещения.
В этой связи суд считает, что надлежащими ответчиками по делу являются Администрация г. Омска, департамент строительства Администрации г. Омска.
Как указывалось выше, факт отсутствия объектов наружного освещения на автомобильной дороге по четной стороне ул. Химиков до ул. Комбинатская в судебном заседании не оспаривался, подтверждается материалами дела.
Доводы представителей ответчиков об отсутствии финансирования работ из бюджета являются несостоятельными, поскольку данные обстоятельства не определяют наличие или отсутствие необходимости в выполнении этих работ и не освобождает от обязанности надлежащего содержания дорог, в том числе по надлежащему наружному освещению.
Таким образом, суд удовлетворяет требования прокуратуры САО в части обязания Администрацию города Омска в лице департамента строительства Администрации города Омска обеспечить наружное освещение на автомобильной дороге по четной стороне ул. Химиков до ул. Комбинатская.
Суд отказывает в удовлетворении требований в части признания незаконным бездействия Администрации города Омска в лице департамента городского хозяйства Администрации города Омска, департамента строительства Администрации города Омска по непринятию мер в части обеспечения безопасности дорожного движения по размещению наружного освещения в Советском АО г. Омска на автомобильной дороге по четной стороне ул. Химиков до ул. Комбинатская по следующим основаниям.
Суду не представлено доказательств того, что в Администрацию г. Омска либо в структурные подразделения Администрации г. Омска были обращения по вопросу организации объектов наружного освещения. Такая необходимость была выявлена в 2014 году в ходе проверки. Доказательствами иного суд не располагает.
Кроме того, мероприятия по строительству линий наружного освещения на территории города Омска осуществляются в рамках реализации подпрограммы «Обеспечение функционирования и развития объектов жилищно-коммунального хозяйства, благоустройство и озеленение» муниципальной программы города Омска «Обеспечение населения доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами, благоустройство территории городского округа» на 2014 - 2018 годы, утвержденной постановлением Администрации города Омска от 14.10.2013 № 1171-п.
Адресной инвестиционной программой города Омска, утвержденной Решением Омского городского Совета от 17.12.2014 № 293 «О бюджете города Омска на 2015 год и плановый период 2016 и 2017 годов» (в редакции Решения Омского городского Совета от 15 апреля 2015 года № 323), предусмотрены ассигнования на финансирование мероприятия «Строительство линий наружного освещения города Омска» в размере 22 166,43 тыс. рублей на строительство линий наружного освещения в городе Омске.
Бюджетом города Омска на 2015 год и плановый период 2016 и 2017 годов на строительство линий наружного освещения предусмотрены следующие ассигнования: на 2015 год - 20 796 224,16 млн. рублей, на 2016 год - 6 млн. рублей, на 2017 год - 6 млн. рублей. Главным распорядителем бюджетных средств в 2015 году по указанному мероприятию определен департамент строительства Администрации города Омска.
Таким образом, в пределах существующего финансирования, Администрация города Омска в лице департамента городского хозяйства Администрации города Омска, департамента строительства Администрации города Омска осуществляет Мероприятия по строительству линий наружного освещения на территории города Омска.
Кроме того, суд соглашается с доводами представителей ответчиков о необходимости установления сроков исполнения работ по организации наружного освещения спорных участков. При этом, суд учитывает необходимость соблюдения бюджетного законодательства, сроков и порядка проведения аукционов в целях заключения муниципальных контрактов на выполнение подрядных работ, сезонного вида работ и строительных периодов. В этой связи суд считает обоснованным установить срок выполнения работ по организации наружного освещения до 30.11.2017.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194 - 199 ГПК РФ, суд
р е ш и л :
Исковые требования прокурора Советского административного округа г. Омска в интересах неопределенного круга лиц к Администрации города Омска, департаменту городского хозяйства Администрации города Омска об оборудовании линий наружного освещения удовлетворить.
Обязать Администрацию города Омска в лице департамента строительства Администрации города Омска принять меры к строительству линий наружного освещения по четной стороне улицы Химиков на участке от проспекта Мира до улицы Комбинатская в городе Омске в соответствии с установленными требованиями в срок до 30 ноября 2017 года.
Решение может быть обжаловано сторонами в Омский областной суд путем подачи в Центральный районный суд города Омска апелляционной жалобы в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Судья О.А. Рязанова