Дело № 2-422/2018
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
30 октября 2018 года г. Никольск
Никольский районный суд Вологодской области в составе председательствующего судьи Шмаковой О.А., при секретаре Верховцевой Е.А., с участием заместителя прокурора Никольского района Бороздиной В.В., рассмотрев в открытом судебном заседании исковое заявление прокурора Никольского района Вологодской области к администрации Зеленцовского сельского поселения возложении обязанности по организации сбора отработанных ртутьсодержащих ламп на территории муниципального образования,
УСТАНОВИЛ
Прокурор Никольского района обратился в суд с исковым заявлением в интересах неопределённого круга лиц к администрации Зеленцовского сельского поселения, в котором просил обязать администрацию организовать сбор ртутьсодержащих ламп, определить место первичного сбора и размещения отработанных ртутьсодержащих ламп и обеспечить информирование потребителей ртутьсодержащих ламп о местах первичного сбора ртутьсодержащих ламп в течение двух месяцев с момента вступления решения суда в законную силу
В обоснование требований указал, что прокуратурой района проведена проверка исполнения законодательства в сфере обращения с отходами производства и потребления, в части осветительных устройств, электрических ртутьсодержащих ламп (отходами I и II класса опасности). В результате проверки установлено, что администрацией Зеленцовского сельского поселения надлежащим образом не реализованы закреплённые федеральным законодательством полномочия в сфере отношений, связанных с охраной окружающей среды, в том числе по сбору отработанных ртутьсодержащих ламп, информированию потребителей о местах первичного сбора ртутьсодержащих ламп.
Администрацией Зеленцовского сельского поселения нарушены требования ст. 3, 8 Федерального закона Российской Федерации от 24.06.1998 года № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления», ст.7 Федерального закона Российской Федерации от 10.01.2002 года №7-ФЗ «Об охране окружающей среды», ст.10 Федерального закона Российской Федерации от 23.11.2009 года №261-ФЗ «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», а также ст. 14 Федерального закона Российской Федерации от 06.10.2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».
Администрацией Зеленцовского сельского поселения в нарушение требований законодательства сбор отработанных ртутьсодержащих ламп на территории сельского поселения не организован, не определены места первичного сбора и размещения ртутьсодержащих ламп у потребителей, информирование потребителей ртутьсодержащих ламп о местах первичного сбора не производится.
По мнению прокурора, указанное бездействие ответчика затрагивает права и законные интересы неопределенного круга лиц, поскольку может повлечь за собой загрязнение окружающей природной среды незаконным размещением ртутьсодержащих ламп, создает угрозу жизни, здоровью граждан, причинения вреда животным и растениям.
Заместитель прокурора Бороздина В.В. в судебном заседании исковые требования поддержала в полном объёме.
Представитель администрации Зеленцовского сельского поселения в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом, просил рассмотреть дело без их участия. Возражений относительно заявленных требований не представил.
Выслушав лиц, участвующих в деле, оценив представленные доказательства в их совокупности, суд находит требования прокурора подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии со ст. 42 Конституции Российской Федерации, ст. 11 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» и ст.8 Федерального закона от 30.03.1999 года № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», все граждане имеют право на благоприятную окружающую среду.
Согласно ст.51 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» отходы производства и потребления, в том числе радиоактивные отходы, подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для окружающей среды и регулироваться законодательством Российской Федерации.
Такие же требования закреплены статьей 22 Федерального закона «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения».
В соответствии с п. 1 ст. 8 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» организация сбора и вывоза мусора и бытовых отходов относится к полномочиям органов местного самоуправления в области обращения с отходами.
Согласно ст.3 указанного Закона хозяйственная и иная деятельность органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, юридических и физических лиц, оказывающая воздействие на окружающую среду, должна осуществляться на основе принципов соблюдения прав человека на благоприятную окружающую среду, обеспечение благоприятных условий жизнедеятельности человека.
В силу пункта 8 «Правил обращения с отходами производства и потребления в части осветительных устройств, электрических ламп, ненадлежащие сбор, накопление, использование, обезвреживание, транспортирование и размещение которых может повлечь причинение вреда жизни, здоровью граждан, вреда животным, растениям и окружающей среде» (утв. Постановлением Правительства РФ от 3 сентября 2010 года N 681) органы местного самоуправления организуют сбор отработанных ртутьсодержащих ламп и информирование юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и физических лиц о порядке осуществления такого сбора.
Отработанные ртутьсодержащие лампы в соответствии с федеральным классификационным каталогом отходов (4 71 101 01 52 1) (утв. приказом Федеральной службы по надзору в сфере природопользования от 22 мая 2017г. № 242) отнесены к отходам I класса опасности, которые в соответствии со ст. 4.1 Федерального закона от 24 июня 1998г. № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» являются чрезвычайно опасными отходами.
Согласно Федерального классификационного каталога отходов, утвержденного приказом Министерства природных ресурсов Российской Федерации от 02 декабря 2002г. года N 786, ртутные лампы, люминесцентные ртутьсодержащие трубки отработанные и брак относятся к первому классу опасности.
Статьей 4.1 Федерального закона «Об отходах производства и потребления» установлено, что отходы 1 класса опасности относятся к чрезвычайно опасным отходам.
Статьей 13 Федерального закона от 24 июня 1998 года N 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» установлено, что порядок сбора отходов на территориях муниципальных образований, предусматривающий их разделение на виды (пищевые отходы, текстиль, бумага и другие), определяется органами местного самоуправления и должен соответствовать экологическим, санитарным и иным требованиям в области охраны окружающей среды и здоровья человека.
Пунктом 18 части 1 статьи 14 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» определено, что организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора относятся к вопросам местного значения поселения.
Судом установлено, что администрацией Зеленцовского сельского поселения в нарушение вышеперечисленных требований природоохранного и санитарного законодательства сбор ртутьсодержащих ламп на территории муниципального образования не организован.
Из исследованной в судебном заседании письменной информации, предоставленной главой администрации сельского поселения в прокуратуру Никольского района следует, что сбор ртутьсодержащих ламп от населения и учреждений, расположенных на территории сельского поселения, не организован, перечень мест первичного сбора и размещения отработанных ртутьсодержащих ламп у потребителей не определен, нормативные правовые акты, регламентирующие порядок сбора ртутьсодержащих ламп от населения и учреждений, расположенных на территории поселения, отсутствуют, информирование населения о местах первичного сбора и размещения отработанных ртутьсодержащих ламп, о системе организации сбора ртутьсодержащих ламп от населения и учреждений, расположенных на территории поселения, не осуществлялось.
Таким образом, учитывая изложенное, исковые требования прокурора подлежат удовлетворению. Срок, о котором просит прокурор, - в течение двух месяцев с момента вступления решения суда в законную силу, суд считает разумным и достаточным для исполнения данной обязанности.
На основании изложенного, руководствуясь ст.197, 198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ
Исковые требования прокурора Никольского района удовлетворить.
Обязать администрацию Зеленцовского сельского поселения в течение двух месяцев с момента вступления решения суда в законную силу организовать сбор отработанных ртутьсодержащих ламп у потребителей ртутьсодержащих ламп, определить место первичного сбора и размещения отработанных ртутьсодержащих ламп у потребителей ртутьсодержащих ламп, обеспечить информирование потребителей ртутьсодержащих ламп на территории поселения о местах первичного сбора ртутьсодержащих ламп в соответствии с требованиями действующего законодательства.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Вологодский областной суд через Никольский районный суд Вологодской области в течение месяца с момента вынесения.
Судья О.А. Шмакова