Арбитражный суд Республики Тыва
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
г. Кызыл
Дело № А-69-770/08-3
21 марта 2008 г.
Резолютивная часть решения объявлена 18 марта 2008 года. Полный текст решения изготовлен 21 марта 2008 года.
Судья Арбитражного суда Республики Тыва Донгак Ш.О. при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Монгуш Я.О., рассмотрев в судебном заседании заявление Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Республике Тыва о привлечении индивидуального предпринимателя Земцова Константина Александровича к административной ответственности, предусмотренной ч. 2 ст. 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях
при участии в заседании:
от заявителя: Верпета З.К. представителя по доверенности от 12.03.2008г.;
УСТАНОВИЛ:
Управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Республике Тыва (далее заявитель, Управление Роспотребнадзора по РТ) обратилось в суд с заявлением о привлечении индивидуального предпринимателя Земцова Константина Александровича к административной ответственности, предусмотренной ч. 2 ст. 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее КоАП РФ).
В судебном заседании заявитель поддержал заявленные требования, дополнительных заявлений и ходатайств не представил.
Представитель ответчика не согласился с заявленными требованиями, считает, что отсутствует вина в совершении вменяемого правонарушения, поскольку осуществляет вид деятельности по аренде офисных машин и оборудования вычислительной техники, т.е. отсутствует игорный бизнес.
Изучив материалы дела, суд установил:
Из материалов дела видно, что Земцов К.А. зарегистрирован в качестве индивидуального предпринимателя в Межрайонной инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам № 1 по Республике Тыва 22 мая 2006г.
Как установлено материалами дела, на основании распоряжения Управления Роспотребнадзора по РТ от 16 января 2008г. № 15 с 16 января по 17 января 2008г. проведена внеплановая проверка лотерейных клубов, организованных индивидуальным предпринимателем Земцовым К.А., находящихся по адресам, г. Кызыл, ул. Дружбы, 13, ул. Лопсанчапа, 9, ул. Лопсанчапа, 35, ул. Красноармейская, 131, по контролю за соблюдением Закона Российской Федерации «О защите прав потребителей», Федерального закона «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», Федерального закона «О лотереях».
По результатам проверки был выявлен факт незаконного предпринимательства по распространению лотерейных билетов и проведению Всероссийской бестиражной стимулирующей лотереи «Вперед за удачей» индивидуальным предпринимателем Земцовым К.А. в соответствии с договорами с ООО «Сплин Групп» г. Москва № 17 от 21.12.2007г, № 019 от 21.12.07г., № 016 от 16.12.07г., № 22/РТ от 04.01.08г. с нарушением Федерального закона от 11.11.2003г., № 138-ФЗ «О лотереях» с изменениями от 21.07.2005г., 02.02.2006г. в отсутствие разрешения на проведение лотереи, права на ведение соответствующего вида предпринимательской деятельности. При этом Земцов К.А. в соответствии с условиями заключенных договоров (п. 2.2.2.) и дополнительных соглашений к договорам не обладает специальной правоспособностью, предусмотренной абз. 2 п. 3 ст. 49 Гражданского кодекса, когда такое разрешение обязательно.
18 января 2008г. Управлением Роспотребнадзора по РТ составлен акт по результатам мероприятия по контролю № 15/1, на основании которого составлен протокол об административном правонарушении № 19/15.
Усмотрев в действиях предпринимателя состав административного правонарушения, предусмотренного в части 2 статьи 14.1 КоАП РФ, Управление Роспотребнадзора по РТ обратилось в арбитражный суд с заявлением о привлечении Земцова К.А. к административной ответственности.
Исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
Статьей 4 Федерального закона № 138-ФЗ от 11.11.2003 "О лотереях" предусмотрено, что Российской Федерацией осуществляется государственное регулирование отношений, возникающих в области организации и проведения лотерей, включая издание в установленном порядке нормативных правовых актов.
Во исполнение Федерального закона "О лотереях" Правительством Российской Федерации принято Постановление № 338 от 05.07.2004, согласно которому уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию лотерейной деятельности, является Министерство финансов Российской Федерации. Пунктом 2 этого же Постановления на Федеральную налоговую службу возложена обязанность по рассмотрению уведомлений о проведении стимулирующих лотерей.
Приказом Минфина РФ от 09.08.2004 N 66н, зарегистрированным в Минюсте РФ 10.09.2004 N 6014, утверждены "Правила проведения стимулирующей лотереи". Согласно пункту 1 Правил организатор стимулирующей лотереи должен не менее чем за 20 дней до дня начала проведения лотереи направить в уполномоченный орган уведомление о ее проведении.
Пунктом 2 Правил установлено, что Федеральная налоговая служба, уполномоченный орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или уполномоченный орган местного самоуправления в течение пятнадцати дней со дня получения уведомления о проведении стимулирующей лотереи вносит в соответствующий реестр лотерей информацию о проведении стимулирующей лотереи с присвоением лотерее государственного регистрационного номера или принимает решение о запрете проведения стимулирующей лотереи.
Как следует из материалов дела, ООО «Авис Групп» - организатор лотереи «Бабло 1», «Бабло 2» г. Балашиха, Московская обл., поручило ООО «Сплин Групп» г.Москва реализацию лотерейных билетов, согласно договору от 03.12.2007 г. № 01/ВЛ, пункт 1.1, т.е. ООО «Сплин Групп» в соответствии с требованиями статьи 2 Закона 138-ФЗ является распространителем, а не оператором, как указано в договоре. В силу требований указанного закона «распространитель» не наделен правом выступать от имени организатора или оператора. В нарушение этого требования ООО «Сплин Групп» выступило от лица «оператора» заключив с ПБОЮЛ Земцовым К.А. договор № 016/В от 16.12.2007 г. на распространение лотерейных билетов.
Согласно статье 183 ГК РФ «Заключение сделки неуполномоченным лицом», при отсутствии полномочий действовать от имени другого лица или при превышении таких полномочий сделка считается заключенной от имени и в интересах совершившего ее лица, если только другое лицо в последствии прямо не одобрит данную сделку.
Право на осуществление деятельности по распространению лотерейных билетов и
проведение лотереи от своего имени у ИП Земцова К.А. отсутствует, т.к. в
силу статьи 6 Федерального закона № 138-ФЗ и статьи 17 Федерального
закона от 08.08.2001г. № 128 ФЗ «О лицензировании отдельных видов
деятельности» на проведение лотереи необходимо разрешение.
Отдельными видами деятельности, перечень которых определяется законом,
юридическое лицо может заниматься только на основании специального
разрешения (лицензии) и нахождение в обороте отдельных видов объектов
гражданских прав, допускается только по специальному разрешению.
Лицензия, являясь разрешительным документомна осуществление соответствующего вида деятельности, служит основанием возникновения
специальной правоспособности и представляет собойспециальное разрешение на осуществление соответствующего вида деятельности.
В соответствии с требованиями статьи 2 абз. 6, абз. 9 Федерального закона № 138 ФЗ «О лотереях» организатор и оператор лотереи - юридические лиц, т.е. выдача разрешения на проведение лотереи предусмотрена только юридическим лицам.
Из вышеизложенного, следует, что Земцов К.А. осуществлял незаконную предпринимательскую деятельность по проведению лотереи не обладая специальной правоспособностью, не имея специального разрешения, допустил нарушения требований Федеральных законов, тем самым совершив административное правонарушение, ответственность за совершение которого предусмотрена статьей 14.1 ч.2 КоАП РФ.
В соответствии с частью 2 статьи 14.1 КоАП РФ осуществление предпринимательской деятельности без специального разрешения (лицензии), если такое разрешение (такая лицензия) обязательно (обязательна) влечет наложение административного штрафа на должностных лиц - от сорока до пятидесяти минимальных размеров оплаты труда.
На основании изложенного, заявление административного органа подлежит удовлетворению.
Руководствуясь ст. ст. 167-170, 176, 206 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации суд
Р Е Ш И Л:
Заявление Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Республике Тыва о привлечении индивидуального предпринимателя Земцова Константина Александровича к административной ответственности, предусмотренной ч. 2 ст. 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях удовлетворить.
Привлечь к административной ответственности индивидуального предпринимателя Земцова Константина Александровича , 12.07.1980 г. рождения, м.р. г. Кызыл, проживающего по адресу: г. Кызыл, ул. Лопсанчапа 39, кв. 38, зарегистрированного в качестве индивидуального предпринимателя в Межрайонной инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам № 4 по Республике Тыва 22 мая 2006г. (свидетельство серии 17 № 000345170) по ч. 2 ст. 14.1. Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в виде наложения административного штрафа в размере 4 000 рублей.
На решение может быть подана апелляционная жалоба в течение 10 дней со дня его принятия.
Судья Ш.О. Донгак