АРБИТРАЖНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ БУРЯТИЯ
670001, г. Улан-Удэ, ул. Коммунистическая, 52,
e-mail: info@buryatia.arbitr.ru, web-site:http://buryatia.arbitr.ru.
Именем Российской Федерации
Р Е Ш Е Н И Е
г. Улан-Удэ
«28» июня 2010 года Дело №А10-2431/2010
Резолютивная часть решения объявлена «28» июня 2010 года
В полном объёме решение изготовлено «28» июня 2010 года
Арбитражный суд Республики Бурятия в составе судьи Мархаевой Г.Д-С., при ведении протокола судебного заседания секретарем Филатьевым И.Т., рассмотрев в открытом судебном заседании дело по заявлениюУправления государственного автодорожного надзора по Республике Бурятия о привлечении индивидуального предпринимателя Куприянова Александра Семеновича к административной ответственности, предусмотренной частью 3 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
при участии:
заявителя: Панькова О.Н., представителя по доверенности от 13 января 2010 года №02-54;
ответчика: не явился, извещен (уведомление телеграфом от 24 июня 2010 года);
установил:
Управление государственного автодорожного надзора по Республике Бурятия Федеральной службы по надзору в сфере транспорта Министерства транспорта Российской Федерации (далее - УГАДН по РБ, Управление) обратилось в суд с заявлением к индивидуальному предпринимателю Куприянову Александру Семеновичу (далее – ИП Куприянову А.С.) о привлечении к административной ответственности за совершение правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ).
Представитель заявителя в судебном заседании поддержал заявленные требования и пояснил, что 16 июня 2010 года инспектором УГАДН по РБ была проведена внеплановая проверка соблюдения ИП Куприяновым А.С. лицензионных требований в сфере перевозки пассажиров автомобильным транспортом. В ходе проверки было установлено, что ИП Куприяновым А.С. допущены нарушения условий, предусмотренных лицензией, а именно: лицензиат не организовал работу водителя в соответствии с требованиями, обеспечивающими безопасность дорожного движения, не обеспечил контроль за соблюдением установленного режима работы водителей, ведением документации по учету рабочего времени и времени отдыха, в путевых листах, представленных лицензиатом, отсутствует заполнение ряда строк, предусмотренных для обязательного заполнения – прохождение послерейсового медицинского осмотра водителя; лицензиат не организовал проведение послерейсовых медицинских осмотров водителей; у лицензиата билетная продукция не соответствует установленным требованиям, а именно отсутствует следующие реквизиты: наименование организации выдавшей билет, стоимость билета.
В действиях ИП Куприянова А.С. усматриваются признаки административного правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 14.1 КоАП РФ.
ИП Куприянов А.С. в судебное заседание не явился. О времени месте рассмотрения настоящего дела извещен надлежащим образом.
Руководствуясь частями 2, 3 статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд считает возможным рассмотреть дело в его отсутствие.
Из материалов дела следует, что 25 мая 2005 года Куприянов Александр Семенович зарегистрирован в качестве индивидуального предпринимателя, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации 03 №000547269 (л.д.16).
07 июня 2005 года ИП Куприянову А.С. выдана лицензия №АСС 03 004822 на осуществление перевозки пассажиров автомобильным транспортом, оборудованным для перевозок более 8 человек (л.д.14-15).
16 июня 2010 года государственным инспектором УГАДН по РБ в отношении ИП Куприянова А.С. была проведена внеплановая проверка на предмет соблюдения лицензионных требований в сфере перевозки пассажиров автомобильным транспортом, о чем составлен акт (л.д.7-9).
16 июня 2010 года государственным инспектором УГАДН по РБ в отношении ИП Куприянова А.С. был составлен протокол об административном правонарушении, предусмотренном частью 3 статьи 14.1 КоАП РФ.
Из указанного протокола следует, что ИП Куприяновым А.С. были нарушены требования пунктов 4 Положения «О лицензировании перевозок пассажиров автомобильным транспортом оборудованным для перевозок более 8 человек (за исключением случая, если указанная деятельность осуществляется для обеспечения собственных нужд юридического лица или индивидуального предпринимателя)», утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.10.2006 г. № 637; статей 20, 23 Федерального закона от 10.12.1995 г. № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения»; статей 2, 6, 20 Федерального закона от 08.11.2007 г. №259-ФЗ; приказа Министерства транспорта Российской Федерации от 20.08.2004 года №15; Приказа Министерства транспорта Российской Федерации от 09.03.1995 г. № 27; Приказа Министерства транспорта Российской Федерации от 08.01.1997 года №2; Приказа Министерства транспорта Российской Федерации от 18.09.2008 г. №152; приложение №1 Постановления Правительства Российской Федерации от 14.02.2009 г. № 112, которые выразились в следующем:
- лицензиат не организовал работу водителя в соответствии с требованиями, обеспечивающими безопасность дорожного движения, не обеспечил контроль за соблюдением установленного режима работы водителей, ведением документации по учету рабочего времени и времени отдыха, превысил продолжительность рабочего времени водителей;
- в путевых листах, представленных лицензиатом, отсутствует заполнение ряда строк, предусмотренных для обязательного заполнения – прохождение послерейсового медицинского осмотра водителя;
- лицензиат не организовал проведение послерейсовых медицинских осмотров водителей;
- у лицензиата билетная продукция не соответствует установленным требованиям, а именно отсутствует следующие реквизиты: наименование организации выдавшей билет, стоимость билета.
Таким образом, ИП Куприяновым А.С. не соблюдаются лицензионные требования и условия, выполнение которых обязательно при осуществлении лицензируемого вида деятельности.
Выслушав объяснение представителя заявителя, исследовав представленные доказательства, суд находит заявленные требования подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии с частью 6 статьи 205 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дела о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании устанавливает, в том числе, имелись ли событие административного правонарушения и факт его совершения лицом, в отношении которого составлен протокол об административном правонарушении, имеются ли основания для привлечения к административной ответственности лица, в отношении которого составлен протокол, а также определяет меры административной ответственности.
В силу части 5 статьи 205 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации по делам о привлечении к административной ответственности обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для составления протокола об административном правонарушении, не может быть возложена на лицо, привлекаемое к административной ответственности.
Следовательно, обстоятельства, послужившие основанием для составления протокола и привлечения к административной ответственности, должен доказать административный орган.
Согласно части 1 статьи 2.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
В соответствии с частью 3 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях осуществление предпринимательской деятельности с нарушением условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией), влечет наложение административного штрафа на должностных лиц от трех тысяч до четырех тысяч рублей.
В соответствии с пунктом 62 статьи 17 Федерального закона от 08 августа 2001 года №128-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» лицензированию подлежат перевозки пассажиров автомобильным транспортом, оборудованным для перевозок более восьми человек (за исключением случая, если указанная деятельность осуществляется для обеспечения собственных нужд юридического лица или индивидуального предпринимателя).
В силу статьей 5 названного Федерального закона Правительство Российской Федерации утверждает положения о лицензировании конкретных видов деятельности.
Реализуя предоставленные полномочия, Правительство Российской Федерации Постановлением от 30 октября 2006 года №637 утвердило Положение о лицензировании перевозок пассажиров автомобильным транспортом, оборудованным для перевозок более 8 человек (за исключением случая, если указанная деятельность осуществляется для обеспечения собственных нужд юридического лица или индивидуального предпринимателя) (далее – Положение).
Согласно пункту 4 названного Положения лицензионными требованиями и условиями при осуществлении перевозок пассажиров являются, в том числе: соблюдение лицензиатом установленных законами и иными нормативными правовыми актами в области автомобильного транспорта требований по организации и осуществлению перевозок пассажиров; соблюдение лицензиатом установленных статьей 20 Федерального закона "О безопасности дорожного движения" основных требований по обеспечению безопасности дорожного движения при осуществлении им деятельности, связанной с эксплуатацией транспортных средств, используемых для перевозок пассажиров;
Статьей 20 Федерального закона от 10.12.1995 №196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» (далее -Федеральный закон «О безопасности дорожного движения») установлено, что юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие на территории Российской Федерации деятельность, связанную с эксплуатацией транспортных средств, обязаны:
- организовывать работу водителей в соответствии с требованиями, обеспечивающими безопасность дорожного движения;
- соблюдать установленный законодательством Российской Федерации режим труда и отдыха водителей;
- создавать условия для повышения квалификации водителей и других работников автомобильного и наземного городского электрического транспорта, обеспечивающих безопасность дорожного движения;
- анализировать и устранять причины дорожно-транспортных происшествий и нарушений правил дорожного движения с участием принадлежащих им транспортных средств;
- организовывать и проводить с привлечением работников органов здравоохранения предрейсовые медицинские осмотры водителей, мероприятия по совершенствованию водителями навыков оказания доврачебной медицинской помощи пострадавшим в дорожно-транспортных происшествиях;
- обеспечивать соответствие технического состояния транспортных средств требованиям безопасности дорожного движения и не допускать транспортные средства к эксплуатации при наличии у них неисправностей, угрожающих безопасности дорожного движения;
Согласно пунктам 3-5 Положения об особенностях режима рабочего времени и времени отдыха водителей автомобилей, утвержденного Приказом Министерства транспорта Российской Федерации от 20.08.2004 г. № 15, особенности режима рабочего времени и времени отдыха, предусмотренные Положением, являются обязательными при составлении графиков работы (сменности) водителей. Расписания и графики движения автомобилей во всех видах сообщений должны разрабатываться с учетом норм Положения; графики работы (сменности) на линии составляются работодателем для всех водителей ежемесячно на каждый день (смену) с ежедневным или суммированным учетом рабочего времени и доводятся до сведения водителей не позднее чем за один месяц до введения их в действие. Графиками работы (сменности) устанавливается время начала, окончания и продолжительность ежедневной работы (смены), время перерывов для отдыха и питания, время ежедневного (междусменного) и еженедельного отдыха. График работы (сменности) утверждается работодателем с учетом мнения представительного органа работников; на междугородных перевозках при направлении водителей в дальние рейсы, при которых водитель за установленную графиком работы (сменности) продолжительность ежедневной работы не может вернуться к постоянному месту работы, работодатель устанавливает водителю задание по времени на движение и стоянку автомобиля с учетом норм Положения.
В силу пункта 3.3.2 "Положения об обеспечении безопасности дорожного движения в предприятиях, учреждениях, организациях, осуществляющих перевозки пассажиров и грузов", утвержденного Приказом Минтранса Российской Федерации от 09.03.1995 N 27 с учетом норм трудового законодательства и Положения о рабочем времени и времени отдыха водителей должны быть составлены графики работы водительского состава, организован контроль за соблюдением установленного режима работы водителей, ведение документации по учету рабочего времени и времени отдыха.
В соответствии с пунктами 5.2.2 и 5.2.3 Приказа Министерства транспорта Российской Федерации от 08.01.1997 г. № 2 владельцы автобусов обязаны разрабатывать графики (расписания) движения - на основе определения нормативных значений скоростей движения автобусов на маршруте и отдельных его участках между остановочными пунктами, с учетом соблюдения режимов труда и отдыха водителей, регламентируемых действующими нормативными документами. Обеспечить каждого водителя, выполняющего регулярные автобусные перевозки, графиком движения на маршруте с указанием времени и мест остановок в пути на отдых, обед и ночлег, схемой маршрута с указанием опасных участков (в случае рейсов большой протяженности).
В соответствии со статьей 2 Устава автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта, утвержденного Федеральным законом от 8 ноября 2007 года N 259-ФЗ, под путевым листом понимается документ, служащий для учета и контроля работы транспортного средства, водителя.
В соответствии со статьей 6 названного Устава обязательные реквизиты и порядок заполнения путевых листов утверждаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере транспорта, в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. Запрещается осуществление перевозок пассажиров и багажа, грузов автобусами, трамваями, троллейбусами, легковыми автомобилями, грузовыми автомобилями без оформления путевого листа на соответствующее транспортное средство.
Приказом Министерства транспорта Российской Федерации от 18.09.2008 г. № 152 утверждены «Обязательные реквизиты и порядок заполнения путевых листов», в соответствии с которым обязательные реквизиты и порядок заполнения путевых листов применяют юридические лица и индивидуальные предприниматели, эксплуатирующие легковые автомобили, грузовые автомобили, автобусы, троллейбусы и трамваи. Из Приказа следует, что путевой лист должен содержать следующие обязательные реквизиты: 1) наименование и номер путевого листа; 2) сведения о сроке действия путевого листа; 3) сведения о собственнике (владельце) транспортного средства; 4) сведения о транспортном средстве, в т.ч. показания одометра (полные км пробега) при выезде транспортного средства из гаража (депо) и его заезде в гараж (депо), дату (число, месяц, год) и время (часы, минуты) выезда транспортного средства с места постоянной стоянки транспортного средства и его заезда на указанную стоянку; 5) сведения о водителе, в том числе дату (число, месяц, год) и время (часы, минуты) проведения предрейсового и послерейсового медицинского осмотра водителя. Номер путевого листа указывается в заголовочной части в хронологическом порядке в соответствии с принятой владельцем транспортного средства системой нумерации. Собственники (владельцы) транспортных средств обязаны регистрировать оформленные путевые листы в журнале регистрации путевых листов.
В статье 23 Закона о безопасности дорожного движения указано, что медицинское обеспечение безопасности дорожного движения заключается, в том числе, в проведении предрейсовых, послерейсовых и текущих медицинских осмотров водителей транспортных средств.
Обязанность владельцев автобусов по организации проведения предрейсовых и послерейсовых медицинских осмотров водителей автобусов предусмотрена также п. 2.3.2 Положения об обеспечении безопасности перевозок пассажиров автобусами, утвержденного Приказом Министерства транспорта Российской Федерации от 08.01.1997 N 2.
Аналогичное требование содержится и в пункте 3.3.3 Приказа Министерства транспорта Российской Федерации от 09.03.1995 N 27 "Об обеспечении безопасности дорожного движения в предприятиях, учреждениях, организациях, осуществляющих перевозку грузов и пассажиров", в котором указано, что организация обязана обеспечить контроль за состоянием здоровья водителей, не допускать к управлению транспортными средствами лиц, находящихся в состоянии опьянения или в болезненном состоянии, для чего организовать проведение предрейсовых, межрейсовых и послерейсовых (в зависимости от условий работы) медицинских осмотров водителей транспортных средств в порядке, определяемом Министерством здравоохранения Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 2.2 Приказа Министерства транспорта Российской Федерации от 08.01.1997 г. № 2 к основным требованиям по обеспечению надежности водителей в процессе их профессиональной деятельности относятся: проведение в установленные сроки медицинского освидетельствования водителей; регулярное проведение предрейсовых и послерейсовых медицинских осмотров водителей.
В силу пунктов 42-43 Правил перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 14 февраля 2009 г. N 112, проезд пассажиров по маршрутам регулярных перевозок осуществляется по билетам. Билет должен содержать обязательные реквизиты. Формы и обязательные реквизиты билетов представлены в приложении N 1. На билете допускается размещение дополнительных реквизитов.
Судом установлено, что ИП Куприяновым А.С. были нарушены лицензионные условия при осуществлении перевозок пассажиров, установленные вышеприведенными нормативными правовыми актами.
Так, ИП Куприяновым А.С. допущены нарушения условий, предусмотренных лицензией, а именно: лицензиат не организовал работу водителя в соответствии с требованиями, обеспечивающими безопасность дорожного движения, не обеспечил контроль за соблюдением установленного режима работы водителей, ведением документации по учету рабочего времени и времени отдыха, в путевых листах, представленных лицензиатом, отсутствует заполнение ряда строк, предусмотренных для обязательного заполнения – прохождение послерейсового медицинского осмотра водителя; лицензиат не организовал проведение послерейсовых медицинских осмотров водителей; у лицензиата билетная продукция не соответствует установленным требованиям, а именно отсутствует следующие реквизиты: наименование организации выдавшей билет, стоимость билета.
Факт осуществления ИП Куприяновым А.С. предпринимательской деятельности с нарушением условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией), т.е. совершение им административного правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, подтверждается исследованными судом доказательствами: протоколом об административном правонарушении №190 от 16.06.2010 года, путевыми листами (л.д.10-11), графиком работы водителя (л.д. 12), копиями билетов (л.д. 13), актом проверки от 16.06.2010 года (л.д.7-9).
Согласно примечанию к статье 2.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, несут административную ответственность как должностные лица, если законом не установлено иное.
Судом проверено соблюдение процессуальных требований при привлечении ответчика к административной ответственности, нарушений при этом не выявлено.
Суд не находит оснований для освобождения ИП Куприянова А.С. от административной ответственности в связи с малозначительностью административного правонарушения.
При назначении административного наказания суд учитывает характер совершенного правонарушения, личность виновного, отсутствие отягчающих административную ответственность обстоятельств и приходит к выводу о назначении в качестве наказания административного штрафа в минимальном размере.
В соответствии с частью 2 статьи 206 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации по результатам рассмотрения заявления о привлечении к административной ответственности арбитражный суд принимает решение о привлечении к административной ответственности или об отказе в удовлетворении требования административного органа о привлечении к административной ответственности.
Руководствуясь статьями 167-170, 206 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
Р Е Ш И Л:
Заявленное требование удовлетворить.
Привлечь индивидуального предпринимателя Куприянова Александра Семеновича, 03.02.1958 года рождения, место рождения: Республика Бурятия, Кижингинский район, с. Михайловка, ОГРН 305032314500791, проживающего по адресу: 670031, г. Улан-Удэ, ул. Бабушкина 5-33, к административной ответственности по части 3 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в виде взыскания штрафа в размере трех тысяч рублей.
Выдать исполнительный лист.
Перечисление штрафа производить по следующим реквизитам:
Получатель УФК МФ по РБ УГАДН по РБ, наименование платежа - штраф по статье 14.1, ИНН 0323023580, КБК 106 116 90040040000140, КПП 032601001, ОКАТО 81401000000, расчетный счет 401 018 106 000 000 100 02 ГРКЦ НБ РБ, БИК 048142001.
Решение по настоящему делу вступает в законную силу по истечении 10 рабочих дней со дня его принятия, если не подана апелляционная жалоба. В случае подачи апелляционной жалобы решение, если оно не отменено и не изменено, вступает в законную силу со дня принятия постановления арбитражного суда апелляционной инстанции.
Решение может быть обжаловано в Четвертый арбитражный апелляционный суд в течение 10 рабочих дней со дня принятия, а также в кассационном порядке в Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа в течение двух месяцев с даты вступления решения по делу в законную силу.
Апелляционная и кассационная жалобы подаются через арбитражный суд, принявший решение.
В случае обжалования решения в порядке апелляционного или кассационного производства информацию о времени, месте и результатах рассмотрения дела можно получить на интернет-сайте Четвертого арбитражного апелляционного суда http://4aas.arbitr.ru/ или Федерального арбитражного суда Восточно-Сибирского округа http://fasvso.arbitr.ru/.
Согласно ст.32.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях административный штраф должен быть уплачен лицом, привлеченным к административной ответственности, не позднее тридцати дней со дня вступления в законную силу решения суда.
Судья Г.Д.-С. Мархаева