Дело № 2а-813/2019
УИД 18RS0014-01-2019-001173-92
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
20 ноября 2019 года пос. Игра Удмуртской Республики
Игринский районный суд Удмуртской Республики в составе председательствующего судьи Емельяновой С.Н., рассмотрев в порядке упрощенного (письменного) производства административное дело по административному иску прокурора Игринского района УР в защиту интересов неопределенного круга лиц к Администрации МО «Комсомольское» о признании бездействия незаконным,
УСТАНОВИЛ:
Прокурор Игринского района Удмуртской Республики, со ссылками на нормы федеральных законов № 89-ФЗ от 24.06.1998 « Об отходах производства и потребления», № 131-ФЗ от 06.10.2003 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», № 52–ФЗ от 30.03.1999 «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», закон УР № 42-РЗ от 13.07.2005 « О местном самоуправлении в Удмуртской Республике», Правила благоустройства МО «Комсомольское», СанПиН 42-1284690-88 «Санитарные правила содержания территорий населенных мест», обратился в суд с административным иском в защиту интересов неопределенного круга лиц к Администрации муниципального образования «Комсомольское» о признании бездействия незаконным, указав при этом, что прокуратурой Игринского района УР в ходе проверки за исполнением законодательства в сфере обращения с твердыми коммунальными отходами выявлено, что место сбора твердых бытовых отходов, расположенное по адресу: УР, <адрес> не соответствует требованиям действующего законодательства, а именно: площадка под контейнеры для мусора не оборудована, водонепроницаемое покрытие отсутствует, площадка не имеет ограждения, препятствующего раздутию мусора ветром, в то время как накопление отходов допускается только в местах (на площадках) накопления отходов, соответствующих требованиям законодательства в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения и иного законодательства Российской Федерации.
Прокурор просит признать бездействие Администрации МО «Комсомольское», выразившееся в непринятии мер по установлению на территории муниципального образования «Комсомольское» по адресу : УР, <адрес> контейнерной площадки, отвечающей требованиям действующего законодательства и обязать Администрацию МО «Комсомольское» в срок до ДД.ММ.ГГГГ установить на территории муниципального образования « Комсомольское» по адресу: УР, <адрес> контейнерную площадку, отвечающую требованиям пункта 2.1.3. «СанПиН 42-128-4690-88», пункта 3.9.16 Правил благоустройства муниципального образования «Комсомольское».
В соответствии со ст. ст. 291, 292 КАС РФ дело рассмотрено без участия сторон в порядке упрощенного (письменного) производства без проведения устного разбирательства.
Суд, изучив требования и доводы, изложенные административным истцом в административном иске, исследовав материалы дела, пришел к следующему.
Согласно части 1 статьи 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
В соответствии со ст. 39 КАС РФ, п.4 ст. 27, п. 3 ст. 35 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации» прокурор вправе обратиться в суд с заявлением, если этого требует защита прав граждан и охраняемых законом интересов общества и государства, когда нарушены права и свободы значительного числа граждан, либо в силу иных обстоятельств нарушение приобрело особое общественное значение.
В соответствии с ч. 2 ст. 8 Федеральный закон от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов в области обращения с твердыми коммунальными отходами относятся: создание и содержание мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, за исключением установленных законодательством Российской Федерации случаев, когда такая обязанность лежит на других лицах; определение схемы размещения мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и ведение реестра мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов; организация экологического воспитания и формирования экологической культуры в области обращения с твердыми коммунальными отходами.
Органы местного самоуправления муниципального района осуществляют полномочия в области обращения с твердыми коммунальными отходами на территориях сельских поселений, если иное не установлено законом субъекта Российской Федерации (ч. 3 ст. 8 Федерального закона № 89-ФЗ).
Согласно ч. 3 ст. 14 Федерального закона от 06.10.2003 №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», ч. 1 ст. 7.4 Закона УР от 13.07.2005 № 42-РЗ «О местном самоуправлении в Удмуртской Республике» к вопросам местного значения сельского поселения относится, в том числе участие в организации деятельности по накоплению (в том числе раздельному накоплению) и транспортированию твердых коммунальных отходов.
Статьей 13.4 Федерального закона № 89-ФЗ предусмотрено, что накопление отходов допускается только в местах (на площадках) накопления отходов, соответствующих требованиям законодательства в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения и иного законодательства Российской Федерации. Места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов должны соответствовать требованиям законодательства Российской Федерации, указанным в пункте 1 настоящей статьи, а также правилам благоустройства муниципальных образований.
В силу ч. 1 ст. 22 Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» отходы производства и потребления подлежат сбору, накоплению, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению, условия и способы которых должны быть безопасными для здоровья населения и среды обитания и которые должны осуществляться в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
В соответствии с п. 2.1.3. «СанПиН 42-128-4690-88. Санитарные правила содержания территорий населенных мест», утвержденных Главным государственным санитарным врачом СССР 05.08.1988 №4690-88, на территории домовладений должны быть выделены специальные площадки для размещения контейнеров с удобными подъездами для транспорта. Площадка должна быть открытой, с водонепроницаемым покрытием и желательно огражденной зелеными насаждениями.
Согласно п. 3.9.13 Правил благоустройства муниципального образования «Комсомольское», утвержденных решением Совета депутатов муниципального образования «Комсомольское» от 23.05.2019 № 53-3 площадки для установки мусоросборников - специально оборудованные места, предназначенные для сбора твердых бытовых отходов (ТБО). Наличие таких площадок рекомендуется предусматривать в составе территорий и участков любого функционального назначения, где могут накапливаться ТБО.
Пунктом 3.9.16. Правил установлено, что обязательный перечень элементов благоустройства территории на площадке для установки мусоросборников включает: твердые виды покрытия, элементы сопряжения поверхности площадки с прилегающими территориями, контейнеры для сбора ТБО, ограждение, осветительное оборудование.
Постановлением Администрации МО «<адрес>» от ДД.ММ.ГГГГ № утвержден Реестр мест площадок накопления и график вывоза ТКО. Реестром установлен адрес места сбора ТКО: УР, <адрес>.
Судом, бесспорно, установлено, что в ходе проверки, проведенной прокуратурой Игринского района УР в октябре 2019 года, было выявлено, что по адресу: УР, <адрес>, площадка под контейнеры для мусора не оборудована: водонепроницаемое покрытие отсутствует, не имеет ограждения, препятствующего раздутию мусора ветром, в то время как накопление отходов допускается только в местах (на площадках) накопления отходов, соответствующих требованиям законодательства в области санитарно- эпидемиологического благополучия населения и иного законодательства Российской Федерации.
Статьей 13 Федерального закона №89-ФЗ установлено, что территории муниципальных образований подлежат регулярной очистке от отходов в соответствии с экологическими, санитарными и иными требованиями. Организация деятельности по накоплению (в том числе раздельному накоплению), сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию и захоронению твердых коммунальных отходов на территориях муниципальных образований осуществляется в соответствии с настоящим Федеральным законом.
Таким образом, требования законодательства возлагают на органы местного самоуправления поселений обязательную организацию, в том числе и накопления отходов, в соответствии с нормами санитарно-эпидемиологического и иного законодательства.
Согласно ст. 37 Федерального закона № 131-Ф3 местная администрация является постоянно действующим исполнительно-распорядительным органом местного самоуправления муниципального образования.
Непринятие мер по установлению (обустройству) на территории муниципального образования «Комсомольское» по адресу: УР, <адрес>, контейнерной площадки, отвечающей требованиям действующего законодательства, приводит к невозможности организации надлежащего накопления твердых коммунальных отходов (в том числе раздельного), что нарушает законодательство об отходах производства и потребления, а также санитарно-эпидемиологическое законодательство, что приводит к загрязнению окружающей среды, созданию антисанитарных условий, способствующих распространению различных видов заболеваний, загрязнению среды обитания объектов животного мира, и нарушению прав граждан неопределенного круга лиц, определить который не представляется возможным, на благоприятную окружающую среду, закрепленных в ст. 42 Конституции Российской Федерации и ст. 11 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды».
Срок, до которого прокурор просит обязать Администрацию МО «Комсомольское» установить на территории муниципального образования по адресу: УР, <адрес> контейнерную площадку, отвечающую требованиям пункта 2.1.3. «СанПиН 42-128-4690- 88», пункта 3.9.16. Правил благоустройства муниципального образования «Комсомольское», а, именно, до ДД.ММ.ГГГГ, является разумным и обеспечивает соблюдение баланса интересов сторон.
На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 175 - 180 КАС РФ, суд
РЕШИЛ:
административный иск прокурора Игринского района Удмуртской Республики в интересах неопределенного круга лиц к Администрации МО «Комсомольское» о признании бездействия незаконным, удовлетворить.
Признать бездействие Администрации МО «Комсомольское», выразившееся в непринятии мер по установлению на территории муниципального образования «Комсомольское» по адресу: УР, <адрес>, контейнерной площадки, отвечающей требованиям действующего законодательства, незаконным.
Обязать Администрацию МО «Комсомольское» в срок до ДД.ММ.ГГГГ установить на территории муниципального образования по адресу: УР, <адрес> контейнерную площадку, отвечающую требованиям пункта 2.1.3. «СанПиН 42-128-4690- 88», пункта 3.9.16. Правил благоустройства муниципального образования «Комсомольское» и сообщить о результатах исполнения судебного акта в течение одного месяца в Игринский районный суд УР и прокуратуру Игринского района УР.
На решение может быть подана апелляционная жалоба в течение 15 дней со дня получения лицами, участвующими в деле, копии решения, в Верховный суд УР через Игринский районный суд УР.
<данные изъяты>
<данные изъяты>