дело № 2-867/15
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
(заочное)
город Омск 18 марта 2015 г.
Центральный районный суд города Омска в составе председательствующего судьи Эннс Т.Н. при секретаре судебного заседания Маркиной И.В., с участием истца Васильева Р.В., представителя истца Васильева В.В., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Васильева Р.В. к Министерству образования Омской области, о включении в список лиц, из числа детей-сирот, нуждающихся в предоставлении жилого помещения,
УСТАНОВИЛ:
Истец Васильев Р.В. обратился в Центральный районный суд города Омска с иском к Министерству образования Омской области, о включении в список лиц, из числа детей-сирот, нуждающихся в предоставлении жилого помещения. В обоснование иска указал, что относится к лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Мать В.Х.Г. умерла ДД.ММ.ГГГГ г., отец признан безвестно отсутствующим. Постановлением Администрации Омска опекуном над несовершеннолетним Васильевым Р.В. был назначен брат. В соответствии с ЖК РФ и ФЗ № 159-ФЗ от 21.12.1996 г. «О дополнительных гарантиях по и поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» он имеет право на внеочередное обеспечение жилым помещением на условиях договора социального найма после прекращения опеки. После прекращения опеки ответчик обязан был предоставить ему жилое помещение на условиях договора социального найма вне очереди не ниже установленных социальных норм, вне зависимости от наличия иных лиц данной категории, однако до настоящего времени этого сделано не было.
Просит обязать Министерство образования Омской области, Министерство имущественных отношений Омской области, департамент жилищной политики Администрации г. Омска предоставить Васильеву Р.В. благоустроенное жилое помещение по договору социального найма площадью не ниже установленных социальных норм во внеочередном порядке за счет средств бюджета Омской области.
В период рассмотрения гражданского дела судом истец уточнил требования, просил обязать Министерство образования Омской области включить его в список лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, нуждающихся в предоставлении жилых помещений по договору найма специализированного жилого помещения, требования к Министерству имущественных отношений и департаменту жилищной политики Администрации города Омска о предоставлении жилого помещения не поддержал.
В судебном заседании истец Васильев Р.В. исковые требования с учетом уточнений поддержал в полном объеме. Дополнил, что он обратился в Министерство образования Омской области, где ему разъяснили, что необходимо представить решение суда о признании его отца умершим. Так как не представлены документы, подтверждающие утрату в несовершеннолетнем возрасте родительского попечения со стороны отца, ему отказывают в принятии на учет. В период рассмотрения гражданского дела судом, он повторно обратился в Министерство образования Омской области, ему объяснили, что он повторно должен предоставить те же самые документы, решение суда об объявлении отца умершим ему уже не предлагают предоставить. Повторное предоставление для него всех документов затруднительно, так как нужно собирать все документы, ехать в деревню Русско-Полянского района по месту регистрации и предоставлять новые справки. Считает, что первый раз он предоставил все необходимые документы. Просит обязать Министерство образования Омской области включить его в список лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, нуждающихся в предоставлении жилых помещений по договору найма специализированного жилого помещения.
Представитель истца – Васильев В.В., исковые требования поддержал, дополнил, что после смерти матери он оформил попечительство над братом до его совершеннолетия. Считает, что брату в постановке на учет отказывают необоснованно, так как без попечения отца они остались еще в 2007 году, имеется решение суда о признании его безвестно отсутствующим, брат постоянно получал пенсию по случаю потери кормилица – отца.
Представители ответчиков Министерства образования Омской области, Министерства имущественных отношений Омской области, департамента жилищной политики Администрации г. Омска в судебное заседание не явились, о дате и времени рассмотрения гражданского дела извещены надлежащим образом, о причинах неявки суду не сообщили.
С учетом мнения истца и в соответствии со ст. 233 ГПК РФ дело рассмотрено судом в порядке заочного производства.
Выслушав истца и его представителя, исследовав материалы гражданского дела, суд приходит к следующему выводу.
В соответствии со ст. 18 Конституции Российской Федерации права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими, они определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием.
Согласно свидетельству о рождении Васильева Р.В., ДД.ММ.ГГГГ года рождения его родителями являются: отец – В.В.М., мать – В.Х.Г. (л.д. 8).
Решением Половинского районного суда <адрес> от 30 мая 2007 года В.В.М. признан безвестно отсутствующим с 01 марта 2006 года (л.д. 9-10).
Согласно свидетельству о смерти мать истца В.Х.Г. ДД.ММ.ГГГГ умерла (л.д. 11).
Приказом департамента образования Администрации города Омска от 20 марта 2014 года № над несовершеннолетним Васильевым Р.В. установлено попечительство, попечителем назначен брат В.В.В. (л.д. 12).
Судом установлено, что управлением опеки и попечительства департамента образования Администрации г. Омска в Министерство образования Омской области предоставлялись сведения о Васильеве Р.В., как о лице, достигшем возраста 14 лет, но не достигшем возраста 18 лет, которое подлежит обеспечению жилым помещением.
Распоряжением Министерства образования Омской области от 05 мая 2014 года № Васильеву Р.В. отказано во включении в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, достигших возраста 23 лет, чье право на обеспечение жилым помещением не реализовано, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями в соответствии с Федеральным законом «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (л.д. 30-31).
Согласно информации Министерства образования Омской области от 04.02.2015 года, для включения в список Васильеву Р.В. необходимо представить документы, подтверждающие утрату Васильевым Р.В. в несовершеннолетнем возрасте родительского попечения со стороны отца (решение суда о признании отца умершим) (л.д. 26-27).
Согласно справке ФГБОУ ВПО «<данные изъяты>» от 25.02.2015 года Васильев Р.В. является студентом 1 курса факультета <данные изъяты> очной формы обучения с финансированием за счет средств федерального бюджета.
По сведениям ГП Омской области «Омский центр ТИЗ» и Управления Росреестра по Омской области истец в числе собственников недвижимого имущества не значится (л.д. 34, 42).
Статья 1 Федерального закона от 21.12.1996 № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» определяет общие принципы, содержание и меры социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» закрепляет следующие понятия:
- дети-сироты - лица в возрасте до 18 лет, у которых умерли оба или единственный родитель;
- дети, оставшиеся без попечения родителей, - лица в возрасте до 18 лет, которые остались без попечения единственного или обоих родителей в связи с отсутствием родителей или лишением их родительских прав, ограничением их в родительских правах, признанием родителей безвестно отсутствующими, недееспособными (ограниченно дееспособными), находящимися в лечебных учреждениях, объявлением их умершими, отбыванием ими наказания в учреждениях, исполняющих наказание в виде лишения свободы, нахождением в местах содержания под стражей, подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений; уклонением родителей от воспитания детей или от защиты их прав и интересов, отказом родителей взять своих детей из воспитательных, лечебных учреждений, учреждений социальной защиты населения и других аналогичных учреждений и в иных случаях признания ребенка оставшимся без попечения родителей в установленном законом порядке;
- лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей - лица в возрасте от 18 до 23 лет, у которых, когда они находились в возрасте до 18 лет, умерли оба или единственный родитель, а также которые остались без попечения единственного или обоих родителей и имеют в соответствии с настоящим Федеральным законом право на дополнительные гарантии по социальной поддержке.
Из указанных положений следует, что понятие «лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» трансформировано из понятий «дети-сироты» и «дети, оставшиеся без попечения родителей», так как к лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей относятся лица, у которых до достижения ими 18 лет, умерли оба или единственный родитель, либо которые в возрасте до 18 лет остались без попечения единственного или обоих родителей.
В соответствии со ст. 4 указанного выше Федерального закона дополнительные гарантии по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, предоставляемые в соответствии с действующим законодательством, обеспечиваются и охраняются государством.
Федеральные органы исполнительной власти и органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации осуществляют разработку и исполнение целевых программ по охране и защите прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, обеспечивают создание для них государственных учреждений и центров.
Положениями статьи 8 вышеназванного Федерального закона (в редакции Федерального закона от 29 февраля 2012 г. № 15-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», вступившего в законную силу с 01.01.2013) установлено, что детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.
Жилые помещения предоставляются лицам, указанным в абзаце первом настоящего пункта, по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия. В случаях, предусмотренных законодательством субъектов Российской Федерации, жилые помещения могут быть предоставлены лицам, указанным в абзаце первом настоящего пункта, ранее, чем по достижении ими возраста 18 лет.
По заявлению в письменной форме лиц, указанных в абзаце первом настоящего пункта и достигших возраста 18 лет, жилые помещения предоставляются им по окончании срока пребывания в образовательных учреждениях, учреждениях социального обслуживания населения, учреждениях системы здравоохранения и иных учреждениях, создаваемых в установленном законом порядке для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также по завершении обучения в образовательных организациях профессионального образования, либо окончании прохождения военной службы по призыву, либо окончании отбывания наказания в исправительных учреждениях.
Указанная статья закона является специальной нормой, определяющей основания и порядок предоставления жилой площади детям-сиротам, детям, оставшимся без попечения родителей, а также лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
В соответствии с ч.2 ст. 4 Федерального закона от 29 февраля 2012 г. № 15-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» действие положений статьи 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 года № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» (в редакции настоящего Федерального закона) и Жилищного кодекса Российской Федерации (в редакции настоящего Федерального закона) распространяется на правоотношения, возникшие до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, в случае, если дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не реализовали принадлежащее им право на обеспечение жилыми помещениями до дня вступления в силу настоящего Федерального закона.
В силу ФЗ от 29.02.2012 № 15-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», вступившего в силу с 01.01.2013 г., а также в соответствии с Порядком, утвержденным постановлением Правительства Омской области от 19 декабря 2012 № 284-п, с 01 января 2013 года полномочия на ведение списка детей-сирот, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями осуществляется Министерством образования Омской области.
Жилищное законодательство РФ в части обеспечения социально незащищенных граждан жилыми помещениями, основано на заявительном характере учета лиц, нуждающихся в обеспечении жильем. Указанный учет свидетельствует о наличии предусмотренных законодательством РФ оснований для признания гражданина нуждающимся в жилом помещении и, как следствие, последующую реализацию права на предоставление жилого помещения по договору социального найма.
До достижения возраста 23 лет дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, и лица из их числа, в целях реализации своего права на обеспечение вне очереди жилым помещением должны встать на учет нуждающихся в получении жилых помещений. По достижении 23 лет указанные граждане уже не могут рассматриваться в качестве лиц, имеющих право на предусмотренные Федеральным законом РФ от 21.12.1996 г. № 159-ФЗ меры социальной поддержки, так как они утрачивают одно из установленных законодателем условий получения такой социальной поддержки (ст. 1 Федерального закона № 159-ФЗ). Отсутствие указанных лиц на учете нуждающихся в жилых помещениях без учета конкретных причин, приведших к этому, само по себе не может рассматриваться в качестве безусловного основания для отказа в его жилищном обеспечении.
Судебным разбирательством установлено, что Министерством образования Омской области Васильеву Р.В. отказано во включении в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей по причине того, что не представлены документы, подтверждающие утрату Васильевым Р.В. в несовершеннолетнем возрасте родительского попечения со стороны отца, а именно решение суда о признании его умершим.
Как указано выше, решением Половинского районного суда <адрес> от 30 мая 2007 года отец истца - В.В.М. признан безвестно отсутствующим с 01 марта 2006 года (л.д. 9-10).
Из копии пенсионного дела истца, представленной по запросу суда ГУ-УПФ РФ в <адрес>, следует, что Васильев Р.В. является получателем пенсии по случаю потери кормильца, а именно: с 13.06.2007 года по 31.01.2014 года как ребенок, потерявший одного из родителей, с 01.02.2014 года по настоящее время, как круглый сирота. Основанием для назначения пенсии Васильеву Р.В. в 2007 году является копия решения Половинского районного суда <адрес> от 30 мая 2007 о признании отца истца безвестно отсутствующим (л.д. 77-93).
Таким образом, судом установлено, что истец остался без попечения отца с 2007 году, а с 2014 года, в связи со смертью матери, без попечения обоих родителей. При этом, в возрасте до 18 лет над несовершеннолетним устанавливалась опека, опекуном назначен брат истца. Таким образом, суд приходит к выводу о том, что истец относится к категории лиц, из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, нуждающихся в предоставлении жилых помещений.
В связи с тем, что иных оснований, для отказа Васильеву Р.В. во включении его в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, судом не установлено и Министерством образования не представлено, суд полагает необходимым обязать Министерство образования Омской области включить истца в список лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, нуждающихся в предоставлении жилых помещений.
Руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования Васильева Р.В. к Министерству образования Омской области, о включении в список лиц, из числа детей-сирот, нуждающихся в предоставлении жилого помещения удовлетворить.
Обязать Министерство образования Омской области включить Васильева Р.В. ДД.ММ.ГГГГ года рождения в список лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, нуждающихся в предоставлении жилых помещений по договору найма специализированного жилого помещения.
Ответчик вправе подать в суд, принявший заочное решение, заявление об отмене этого решения суда в течение семи дней со дня вручения им копии этого решения
Решение может быть обжаловано сторонами также в Омский областной суд через Центральный районный суд г. Омска в апелляционном порядке в течение месяца по истечении срока подачи ответчиком заявления об отмене этого решения суда, а в случае, если такое заявление подано, - в течение месяца со дня вынесения определения суда об отказе в удовлетворении этого заявления.
Судья Т.Н. Эннс