Дело № 2-550/2015
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
г. Дубовка 2 сентября 2015 г.
Дубовский районный суд Волгоградской области
в составе: председательствующего судьи Ускова Г.В.,
при секретаре судебного заседания Костиной О.А.,
с участием: помощника прокурора <адрес> Бударина Е.Е., удостоверение № №,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора <адрес> к муниципальному казённому образовательному учреждению <данные изъяты> средняя общеобразовательная школа Дубовского муниципального района Волгоградской области, администрации Дубовского муниципального района <адрес> об обязывании действий,
установил:
прокурор <адрес> обратился в суд с иском к муниципальному казённому образовательному учреждению <данные изъяты> средняя общеобразовательная школа с требованием о возложении обязанности по оборудованию здания охранной сигнализацией и каналом передачи тревожных сообщений и к администрации Дубовского муниципального района <адрес> с требованием о возложении обязанности обеспечить финансирование в целях приобретения и установления оборудования системы охранной сигнализации и канала передачи тревожных сообщений для здания <данные изъяты> средняя общеобразовательная школа.
В обоснование исковых требований указано, что прокуратурой <адрес> проведена проверка исполнения законодательства об антитеррористической защищенности в деятельности <данные изъяты> средняя общеобразовательная школа, в ходе которой установлено, что руководством <данные изъяты> средняя общеобразовательная школа не проводятся мероприятия, направленные на уменьшение возможности криминальных проявлений, а именно в учреждении отсутствует охранная сигнализация, кроме того, отсутствует канал передачи тревожных сообщений, что также подтверждается информацией администрации Дубовского муниципального района <адрес>.
Согласно Уставу <данные изъяты> средняя общеобразовательная школа, к компетенции образовательного учреждения относится материально- техническое обеспечение и оснащение образовательного процесса, оборудование помещений в соответствии с государственными и местными нормами и требованиями. Кроме того, учреждении несет в установленном законодательством РФ порядке ответственность за жизнь и здоровье обучающихся и работников во время образовательного процесса. Учредителем <данные изъяты> средняя общеобразовательная школа является администрация Дубовского муниципального района <адрес>.
В соответствии с п. 3 ч. 1 ст. 17 Федерального закона от 06 октября 2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» в целях решения вопросов местного значения органы местного самоуправления муниципальных районов обладают полномочиями по финансированию обеспечению деятельности муниципальных казённых учреждений и финансового обеспечения выполнения муниципального задания бюджетными и автономными муниципальными учреждениями, а также формирование и размещение муниципального заказа.
Исполнение требований нормативных правовых актов по обеспечению технической укрепленности и антитеррористической защищенности является обязанностью не только образовательных организаций, но и органов местного самоуправления. Выполнение этой обязанности направлено на обеспечение безопасности детей и работников организации во время образовательного процесса, их защиту от любых посягательств со стороны третьих лиц. Данная мера является одной из профилактических мер, направленной на противодействие террористической деятельности.
В связи с тем, что <данные изъяты> средняя общеобразовательная школа и администрация Дубовского муниципального района нарушают интересы граждан Российской Федерации, прокурор <адрес> обращается в защиту интересов граждан в суд в порядке ст. 45 ГПК РФ.
Представитель ответчика - муниципального казённого дошкольного представитель ответчика МКДОУ <данные изъяты> СОШ, представитель администрации Дубовского муниципального района, извещённые надлежащим образом о времени и месте рассмотрения данного вопроса, в судебное заседание не явились, о причинах неявки не сообщили.
В силу ч.4 ст.167 ГПК РФ, судом определено рассмотреть дело в отсутствие ответчиков.
В судебном заседании участвующий в деле прокурор Бударин Е.Е. исковые требования поддержал по основаниям, указанным в иске, просил их удовлетворить.
Выслушав объяснения истца, исследовав материалы дела, суд находит исковые требования прокурора подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
В п. 3 ст. 3 «Конвенции о правах ребенка» указано, что государства - участники конвенции обеспечивают, чтобы учреждения, службы и органы, ответственные за заботу о детях или их защиту, отвечали нормам, установленным компетентными органами, в частности в области безопасности и здравоохранения и с точки зрения численности и пригодности их персонала, а также компетентного надзора. Российская Федерация приняла на себя обязательства, в том числе международно-правовые, по обеспечению безопасности в детских учреждениях, в данном случае по обеспечению противодействия терроризму в дошкольных и школьных учреждениях.
В соответствии с п. 4 ст. 3 Федерального закона «О противодействии терроризму» № 35-ФЗ от 06 марта 2006 г. противодействие терроризму - деятельность органов государственной власти и органов местного самоуправления по предупреждению терроризма, выявлению, предупреждению, пресечению, раскрытию и расследованию террористического акта, минимизации и (или) ликвидации последствий проявлений терроризма.
Из п. 3 ст. 5 названного Закона следует, что органы местного самоуправления обязаны принимать меры по профилактике и борьбе с терроризмом, а также минимизации и (или) ликвидации последствий его проявления. Участие в профилактике терроризма выражается в обеспечении антитеррористической защищенности зданий и сооружений, в которых размещены муниципальные учреждения, в частности учреждения образования.
Согласно п. 7 ч. 1 ст. 2 указанного закона одним из основных принципов противодействия терроризму является приоритет мер его предупреждения.
В силу ч. 13 ст. 30 Федерального закона от 30 декабря 2009 г. № 384-Ф3 «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений» для обеспечения защиты от несанкционированного вторжения в здания и сооружения необходимо соблюдение следующих требований: в зданиях с большим количеством посетителей (зрителей), а также в зданиях образовательных, медицинских, банковских организаций, на объектах транспортной инфраструктуры должны быть предусмотрены меры, направленные на уменьшение возможности криминальных проявлений и их последствий; в предусмотренных законодательством Российской Федерации случаях в зданиях и сооружениях должны быть устроены системы, телевизионного наблюдения, системы сигнализации и другие системы, направленные на обеспечение защиты от угроз террористического характера и несанкционированного вторжения.
Согласно пункту 6.48 Свода правил СП 118.13330.2012 СНиП 31-06-2009 «Общественные здания и сооружения», утвержденного Приказом Министерства регионального развития РФ от 29 декабря 2011 г. № 635/10 для комплексной безопасности и антитеррористической защищенности учреждений образования и их учащихся следует предусматривать помещения для охраны с установкой в них систем видеонаблюдения, пожарной и охранной сигнализации и канала передачи тревожных сообщений в органы внутренних дел (вневедомственной охраны) или ситуационные центры «Службы 112».
Статьёй 4 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» определено, что отношения в сфере образования регулируются Конституцией Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, а также другими федеральными законами, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, содержащими нормы, регулирующие отношения в сфере образования.
Пунктами 3, 6, 7 ст. 28 Федерального закона № 273-ФЗ к компетенции образовательной организации в установленной сфере деятельности относятся материально-техническое обеспечение образовательной деятельности, оборудование помещений в соответствии с государственными и местными нормами и требованиями, в том числе в соответствии с федеральными государственными образовательными _ стандартами, федеральными государственными требованиями, образовательными стандартами; образовательная организация обязана осуществлять свою деятельность в соответствии с законодательством об образовании, в том числе: создавать безопасные условия обучения, воспитания обучающихся, присмотра и ухода за обучающимися, их содержания в соответствии с установленными нормами, обеспечивающими жизнь и здоровье обучающихся, работников образовательной организации; соблюдать права и свободы обучающихся, родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся, работников образовательной организации.
Образовательная организация несёт ответственность в установленном законодательством Российской Федерации порядке за невыполнение или ненадлежащее выполнение функций, отнесенных к её компетенции, за реализацию не в полном объеме образовательных программ в соответствии с учебным планом, качество образования своих выпускников, а также за жизнь и здоровье обучающихся, работников образовательной организации. За нарушение или незаконное ограничение права на образование и предусмотренных законодательством об' образовании прав и свобод обучающихся, родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся, нарушение требований к организации и осуществлению образовательной деятельности образовательная организация и её должностные лица несут административную ответственность в соответствии с Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях.
На основании ст. 34, 41 указанного закона обучающимся предоставляются академические права, в том числе и на уважение человеческого достоинства, защиту от всех форм физического и психического насилия, оскорбления личности, охрану жизни и здоровья.
Из содержания приведенных норм права следует, что на образовательную организацию, как объект с массовым пребыванием людей, возлагается обязанность по обеспечению комплексной безопасности находящихся в ней обучающихся и работников.
В то же время исполнение требований нормативно-правовых актов по обеспечению технической укрепленности и антитеррористической защищенности является обязанностью также и органов местного самоуправления.
В силу п. 6.1 ч. 1 ст. 15 Федерального закона 06 октября 2003 г. № 131-Ф3 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения муниципального района относится участие в профилактике терроризма и экстремизма, а также в минимизации и (или) ликвидации последствий проявлений терроризма и экстремизма на территории муниципального района.
В соответствии с п. 3 ч. 1 ст. 17 названного закона в целях решения вопросов местного значения органы местного самоуправления муниципальных районов обладают полномочиями по финансированию обеспечению деятельности муниципальных казенных учреждений и финансового обеспечения выполнения муниципального задания бюджетными и автономными муниципальными учреждениями, а также формирование и размещение муниципального заказа.
Как следует из п. 6.1 ч. 1 ст. 15 данного закона муниципальный район наделён полномочиями на участие в профилактике терроризма, а также минимизации и (или) ликвидации последствий проявлений терроризма на территории муниципального района. В частности, участие в профилактике терроризма выражается в обеспечении антитеррористической защищенности зданий и сооружений, в которых размещены муниципальные учреждения образования.
Согласно пп. 3, 5, 7 ст. 9 Федерального закона № 273-ФЗ к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов по решению вопросов местного значения в сфере образования относятся: создание условий для осуществления присмотра и ухода за детьми, содержания детей в муниципальных образовательных организациях; обеспечение содержания зданий и сооружений муниципальных образовательных организаций, обустройство прилегающих к ним территорий; осуществление иных установленных настоящим Федеральным законом полномочий в сфере образования.
Утвержденная Президентом Российской Федерации 05 октября 2009 г. «Концепция противодействия терроризму в Российской Федерации» предусматривает, что субъектами противодействия терроризму являются уполномоченные органы государственной власти и органы местного самоуправления, в компетенцию которых входит проведение мероприятий по противодействию терроризму. В правовом обеспечении противодействия терроризму принимают участие все уполномоченные органы государственной власти и органы местного самоуправления.
В силу п. 42 «Концепции противодействия терроризму в Российской Федерации», утвержденной Президентом Российской Федерации 05 октября 2009 года, расходы на финансирование мероприятий в области противодействия терроризму определяются каждым субъектом Российской Федерации и органом местного самоуправления самостоятельно за счет средств своих бюджетов.
Таким образом, исполнение требований нормативно-правовых актов по обеспечению антитеррористической защищенности является обязанностью не только образовательных учреждений, но и органа местного самоуправления как субъекта антитеррористической деятельности, обеспечивающего финансирование учреждения. Выполнение этой обязанности направлено на обеспечение безопасности детей и работников организации во время образовательного процесса, их защиту от любых посягательств со стороны третьих лиц. Данная мера является одной из профилактических мер, направленной на противодействие террористической деятельности.
Судом установлено, что прокуратурой <адрес> проведена проверка исполнения законодательства об антитеррористической защищенности в деятельности <данные изъяты> средняя общеобразовательная школа, в ходе которой установлено, что руководством <данные изъяты> средняя общеобразовательная школа не проводятся мероприятия, направленные на уменьшение возможности криминальных проявлений, а именно в учреждении отсутствует система охранной сигнализации и канала передачи тревожных сообщений.
Согласно пп. 1.6, 5.1,5.2 Устава <данные изъяты> средняя общеобразовательная школа её учредителем является администрация <данные изъяты> муниципального района <адрес>. К компетенции учредителя относится, в том числе, финансовое обеспечение образовательного учреждения (л.д.12-38).
Между тем, в <данные изъяты> средняя общеобразовательная школа вопреки требованиям ст. 2 Федерального закона от 06 марта 2006 года № 35-ФЗ «О противодействии терроризму», п. 1 ч. 13 ст. 30 Федерального закона от 30 декабря 2009 года № 384-ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений» отсутствует система охранной сигнализации и канала передачи тревожных сообщений.
Данный факт подтверждается сведениями, предоставленными начальником отдела образования администрации Дубовского муниципального района <адрес> - письмо № от ДД.ММ.ГГГГ с приложением (л.д.9, 10-11), доказательств обратного суду не представлено.
Учитывая, что установка системы охранной сигнализации и канала передачи тревожных сообщений в образовательной организации является обязательной в силу закона, а в настоящее время <данные изъяты> средняя общеобразовательная школа такой системой не оснащено, отсутствие системы охранной сигнализации и канала передачи тревожных сообщений в образовательном учреждении отрицательно сказывается на комплексной безопасности лиц, пребывающих в учреждении, поскольку деятельность школы при указанных обстоятельствах не обеспечивает в полной мере исполнение требований действующего законодательства в области антитеррористической защищенности, не позволяет обеспечить постоянный контроль, предупреждение террористических актов и чрезвычайных ситуаций на территории данного образовательного учреждения, что может повлечь неблагоприятные последствия, связанные с причинением вреда жизни и здоровью граждан, а также ущерб имуществу - иск подлежит удовлетворению.
В соответствии со ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российских муниципальных образований.
Согласно ст. 56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
Доводы представителя ответчика администрации Дубовского муниципального района <адрес> ФИО10, изложенные в возражениях на иск, о том, что законом не предусмотрено в обязательном порядке установление систем охранной сигнализации и канала передачи тревожных сообщений в образовательных учреждениях, суд считает несостоятельными в силу вышеприведённых норм закона.
Кроме того, действующее законодательство не связывает выполнение органами местного самоуправления требований по обеспечению антитеррористической безопасности с их финансовыми возможностями, отсутствие финансовой возможности на их выполнение не может являться основанием для отказа в удовлетворении требований прокурора.
Доводы ответчика <данные изъяты> средняя общеобразовательная школа- директора ФИО11, изложенные в письменных возражениях имеющихся в материалах дела (л.д.46-47), о достаточности мер по антитеррористической защищенности, несостоятельны по указанным выше основаниям.
При этом суду в нарушение ст. 56 ГПК РФ не представлены доказательства безусловной защищённости здания <данные изъяты> средняя общеобразовательная школа от проявлений терроризма и экстремизма.
Оценивая в совокупности исследованные судом доказательства, учитывая, что в <данные изъяты> средняя общеобразовательная школа отсутствует система охранной сигнализации и канала передачи тревожных сообщений, тогда как это необходимо в силу действующих правовых норм, денежные средства на установку охранной сигнализации и канала передачи тревожных сообщений образовательному учреждению администрацией Дубовского муниципального района <адрес> не выделены, суд приходит к выводу об обоснованности и законности настоящего иска прокурора.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 194-199 ГПК РФ, суд
решил:
исковое заявление прокурора <адрес> удовлетворить.
Возложить на администрацию Дубовского муниципального района <адрес> обязанность по обеспечению финансирования в целях приобретения и установки оборудования системы охранной сигнализации и канала передачи тревожных сообщений для здания муниципального казённого образовательного учреждения <данные изъяты> средняя общеобразовательная школа Дубовского муниципального района <адрес>.
Возложить на муниципальное казённое образовательное учреждение <данные изъяты> средняя общеобразовательная школа Дубовского муниципального района <адрес> обязанность по оборудованию здания указанной образовательной организации системой охранной сигнализации и канала передачи тревожных сообщений.
Решение в течение месяца со дня принятия его в окончательной форме может быть обжаловано в Волгоградский областной суд через Дубовский районный суд <адрес>.
Мотивированное решение составлено 7 сентября 2015 г.
Судья (подпись) Г.В.Усков
Копия верна: судья Г.В. Усков