Дело № 2-767/2016
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
19 июля 2016 года р.п. Москаленки Омской области
Москаленский районный суд Омской области в составе:
председательствующего судьи Дроздова А.В.,
с участием помощника прокурора Москаленского муниципального района Омской области ФИО1,
при секретаре ФИО4,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению прокурора Москаленского района Омской области в защиту интересов неопределенного круга лиц к ФИО5 об обязании устранить нарушения требований, указанных в предписании № от ДД.ММ.ГГГГ государственного инспектора Москаленского района Омской области по пожарному надзору,
УСТАНОВИЛ:
Прокурор Москаленского района Омской области обратился в суд исковым заявлением в защиту интересов неопределенного круга лиц к ФИО6 об обязании устранить нарушения требований, указанных в предписании № от ДД.ММ.ГГГГ государственного инспектора Москаленского района Омской области по пожарному надзору.
В обоснование заявленных требований прокурор Москаленского района Омской области указал, что прокуратурой проведена проверка соблюдения требований законодательства в пожарной безопасности, а также в сфере образования в РФ в деятельности ФИО7 в ходе которой установлено, что в ФИО8 отсутствует противопожарный люк на лестничной площадке, ведущей на чердак 2-го типа, деревянные конструкции чердачного помещения не обработаны огнезащитным составом, не обеспечено системой пожарной сигнализации дублирование светового и звукового сигналов о возникновении пожара на пульт подразделения пожарной охраны без участия работников объекта и (или) транслирующей этот сигнал организации.
В связи с выявленными нарушениями главным государственным инспектором Москаленского района по пожарному надзору ДД.ММ.ГГГГ директору ФИО9 было выдано предписание № об устранении вышеуказанных нарушений в срок до ДД.ММ.ГГГГ.
По информации начальника отдела надзорной деятельности и профилактической работы Марьяновского и Москаленского районов от ДД.ММ.ГГГГ установлено, что ФИО10 требования указанного предписания не выполнены, в связи с чем прокурор Москаленского района был вынужден обратиться в суд с указанными исковыми требованиями.
В судебном заседании помощник прокурора Москаленского района Омской области ФИО1 уточнила исковые требования, указав, что на момент рассмотрения дела ответчиком не исполнены часть нарушений, о которых указано в предписании, а именно: отсутствует противопожарный люк на лестничной площадке, ведущей на чердак 2-го типа, деревянные конструкции чердачного помещения не обработаны огнезащитным составом, (пункты предписания №№, 119/1/2-2).
От исковых требований по обеспечению системой пожарной сигнализации дублирование светового и звукового сигналов о возникновении пожара на пульт подразделения пожарной охраны без участия работников объекта и (или) транслирующей этот сигнал организации (пункт предписания №), прокурор отказывается, последствия отказа от иска разъяснены и понятны.
Представитель ответчика – ФИО11 области по доверенности ФИО2 в судебное заседание не явилась, в направленном в адрес суда отзыве на исковое заявление просит рассмотреть исковое заявление без её участия, уточненные исковые требования признает в полном объеме.
Представитель ответчика – ФИО12 в судебное заседание не явился, в направленном в адрес суда заявлении просит рассмотреть дело в его отсутствие, согласен с предъявленными исковыми требованиями.
По смыслу ст. 14 Международного пакта о гражданских и политических правах лицо само определяет объем своих прав и обязанностей в гражданском процессе. Лицо, определив свои права, реализует их по своему усмотрению. Распоряжение своими правами является одним из основополагающих принципов судопроизводства. Поэтому неявка лица, извещенного в установленном порядке о времени и месте рассмотрения дела, является его волеизъявлением, свидетельствующим об отказе от реализации своего права на непосредственное участие в судебном разбирательстве иных процессуальных правах, в связи с чем суд, с учетом мнения помощника прокурора, считает возможным рассмотреть дело при данной явке.
Исследовав материалы дела с учетом доводов сторон, суд приходит к следующему выводу.
Статьей 45 ГПК РФ предусмотрено, что прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов РФ.
В силу статьи 2 Конституции Российской Федерации человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства.
В соответствии с ч. 2 ст. 15 Конституции Российской Федерации, органы государственной власти, органы местного самоуправления, должностные лица, граждане и их объединения обязаны соблюдать Конституцию Российской Федерации и законы.
В пункте 3 статьи 3 «Конвенции о правах ребенка» указано, что государства - участники Конвенции обеспечивают, чтобы учреждения, службы и органы, ответственные за заботу о детях или их защиту, отвечали нормам, установленным компетентными органами, в частности в области безопасности и здравоохранения и с точки зрения численности и пригодности их персонала, а также компетентного надзора.
Как следует из ст. 6 Конвенции о правах ребенка, государства-участники признают, что каждый ребёнок имеет неотъемлемое право на жизнь; обеспечивают в максимально возможной степени выживание и здоровое развитие ребенка.
Статьей 38 Конституции Российской Федерации установлено, что материнство и детство, семья находятся под защитой государства.
Таким образом, Российская Федерация приняла на себя обязательства, в том числе международно-правовые, по обеспечению безопасности в детских учреждениях, в данном случае по обеспечению противодействия терроризму в дошкольных и школьных учреждениях.
Исходя из положений ст. 12 ГПК РФ правосудие по гражданским делам осуществляется на основе состязательности и равноправия сторон. Суд, сохраняя независимость, объективность и беспристрастность, осуществляет руководство процессом, разъясняет лицам, участвующим в деле, их права и обязанности, предупреждает о последствиях совершения или не совершения процессуальных действий, оказывает лицам, участвующим в деле, содействие в реализации их прав, создает условия для всестороннего и полного исследования доказательств, установления фактических обстоятельств и правильного применения законодательства при рассмотрении и разрешении гражданских дел.
В соответствии со ст. 56 ГПК РФ, содержание которой следует рассматривать в контексте с положениями ч. 3 ст. 123 Конституции РФ и ст. 12 ГПК РФ, закрепляющих принципы состязательности гражданского судопроизводства и принцип равноправия сторон, каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
Согласно статье 57 ГПК РФ, доказательства представляются сторонами и другими лицами, участвующими в деле. Суд вправе предложить им представить дополнительные доказательства, о чем судом указано сторонам в определении от ДД.ММ.ГГГГ о принятии искового заявления к производству суда и подготовке дела к судебному разбирательству.
Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ № 69-ФЗ «О пожарной безопасности» (далее - Закон) определены общие правовые, экономические и социальные основы обеспечения пожарной безопасности в Российской Федерации, регулирует в этой области отношения между органами государственной власти, органами местного самоуправления, учреждениями, организациями, иными юридическими лицами, независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, а также между общественными объединениями, должностными лицами, гражданами Российской Федерации, иностранными гражданами, лицами без гражданства.
Согласно статье 1 Закона, под пожарной безопасностью понимается состояние защищенности личности, имущества, общества и государства от пожаров; требования пожарной безопасности - специальные условия социального и (или) технического характера, установленные в целях обеспечения пожарной безопасности законодательством Российской Федерации, нормативными документами или уполномоченным государственным органом; нарушение требований пожарной безопасности - невыполнение или ненадлежащее выполнение требований пожарной безопасности.
В соответствии с частью 4 статьи 5 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" (далее – Закон об образовании), в Российской Федерации реализация права каждого человека на образование обеспечивается путем создания федеральными государственными органами, органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления соответствующих социально-экономических условий для его получения, расширения возможностей удовлетворять потребности человека в получении образования различных уровня и направленности в течение всей жизни.
Пунктом 15 части 3 статьи 28 Закона об образовании, к компетенции образовательной организации в установленной сфере деятельности относится, в частности, создание необходимых условий для охраны и укрепления здоровья, организации питания обучающихся и работников образовательной организации.
Исходя из содержания пункта 8 части 1 статьи 41 Закона об образовании, охрана здоровья обучающихся включает в себя обеспечение безопасности обучающихся во время пребывания в организации, осуществляющей образовательную деятельность.
В силу пункта 2 части 3 статьи 28 вышеприведенного Закона об образовании, к компетенции образовательной организации в установленной сфере деятельности относятся материально-техническое обеспечение образовательной деятельности, оборудование помещений в соответствии с государственными и местными нормами и требованиями, в том числе в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами, федеральными государственными требованиями, образовательными стандартами.
Образовательная организация обязана осуществлять свою деятельность в соответствии с законодательством об образовании, в том числе создавать безопасные условия обучения, воспитания обучающихся, присмотра и ухода за обучающимися, их содержания в соответствии с установленными нормами, обеспечивающими жизнь и здоровье обучающихся, работников образовательной организации (пункт 2 части 6 статьи 28 Закона об образовании).
Согласно части 7 статьи 28 Закона об образовании, образовательная организация несет ответственность в установленном законодательством Российской Федерации порядке за невыполнение или ненадлежащее выполнение функций, отнесенных к ее компетенции, за реализацию не в полном объеме образовательных программ в соответствии с учебным планом, качество образования своих выпускников, а также за жизнь и здоровье обучающихся, работников образовательной организации.
Как установлено судом ФИО13 является юридическим лицом.
Согласно положениям Устава ФИО14 целями деятельности учреждения является образовательная деятельность, формирование общей культуры личности обучающихся на основе усвоения обязательного минимума содержания общеобразовательных программ, их адаптации к жизни в обществе, создание основы для осознанного выбора и последующего освоения профессиональных образовательных программ, воспитание гражданственности, трудолюбия, уважения к правам и свободам человека, любви к окружающей природе, Родине, формирование здорового образа жизни.
Учреждение осуществляет обучение и воспитание в интересах личности, общества, государства, обеспечивает охрану здоровья и создание благоприятных условий для разностороннего развития личности, в том числе возможности удовлетворения потребности обучающегося в самообразовании и получении дополнительного образования.
Учреждение создает условия для реализации гражданами РФ гарантированного государством права на получение общедоступного и бесплатного общего образования.
Предметом деятельности учреждения является образовательная деятельность.
Учредителем ФИО15 является ФИО16 области.
Функции и полномочия учредителя от имени ФИО17 области в пределах своих полномочий осуществляет ФИО18.
Согласно части 1 статьи 6 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» пожарная безопасность объекта защиты считается обеспеченной при выполнении одного из следующих условий:
1) в полном объеме выполнены требования пожарной безопасности, установленные техническими регламентами, принятыми в соответствии с Федеральным законом "О техническом регулировании", и пожарный риск не превышает допустимых значений, установленных настоящим Федеральным законом;
2) в полном объеме выполнены требования пожарной безопасности, установленные техническими регламентами, принятыми в соответствии с Федеральным законом "О техническом регулировании", и нормативными документами по пожарной безопасности.
В соответствии с частями 2 и 3 статьи 4 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности», к нормативным правовым актам Российской Федерации по пожарной безопасности относятся технические регламенты, принятые в соответствии с Федеральным законом "О техническом регулировании", федеральные законы и иные нормативные правовые акты Российской Федерации, устанавливающие обязательные для исполнения требования пожарной безопасности.
К нормативным документам по пожарной безопасности относятся национальные стандарты, своды правил, содержащие требования пожарной безопасности, а также иные документы, содержащие требования пожарной безопасности, применение которых на добровольной основе обеспечивает соблюдение требований настоящего Федерального закона.
Пунктом 5.4.5 Приказ МЧС России от ДД.ММ.ГГГГ № "Об утверждении свода правил "Системы противопожарной защиты. Обеспечение огнестойкости объектов защиты" (вместе с "СП 2.13130.2012. Свод правил...") определено, что пределы огнестойкости и классы пожарной опасности конструкций чердачных покрытий в зданиях всех степеней огнестойкости не нормируются, а кровлю, стропила и обрешетку, а также подшивку карнизных свесов допускается выполнять из горючих материалов, за исключением специально оговоренных случаев.
Конструкции фронтонов допускается проектировать с ненормируемыми пределами огнестойкости, при этом фронтоны должны иметь класс пожарной опасности, соответствующий классу пожарной опасности наружных стен с внешней стороны.
Сведения о конструкциях, относящихся к элементам чердачных покрытий, приводятся проектной организацией в технической документации на здание.
В зданиях I - IV степеней огнестойкости с чердачными покрытиями, при стропилах и (или) обрешетке, выполненных из горючих материалов, кровлю следует выполнять из негорючих материалов, а стропила и обрешетку в зданиях I степени огнестойкости подвергать обработке огнезащитными составами I группы огнезащитной эффективности, в зданиях II - IV степеней огнестойкости огнезащитными составами не ниже II группы огнезащитной эффективности по ГОСТ 53292, либо выполнять их конструктивную огнезащиту, не способствующую скрытому распространению горения.
В зданиях классов С0, С1 конструкции карнизов, подшивки карнизных свесов чердачных покрытий следует выполнять из материалов НГ, Г1 либо выполнять обшивку данных элементов листовыми материалами группы горючести не менее Г1. Для указанных конструкций не допускается использование горючих утеплителей (за исключением пароизоляции толщиной до 2 мм), и они не должны способствовать скрытому распространению горения.
На основании пункта 8.4 "СНиП 21-01-97*. Пожарная безопасность зданий и сооружений", которые приняты и введены в действие Постановлением Минстроя РФ от ДД.ММ.ГГГГ № в редакции от ДД.ММ.ГГГГ, в чердаках зданий, кроме зданий класса Ф1.4, следует предусматривать выходы на кровлю, оборудованные стационарными лестницами, через двери, люки или окна размерами не менее 0,6 х 0,8 м.
Выходы из лестничных клеток на кровлю или чердак следует предусматривать по лестничным маршам с площадками перед выходом, через противопожарные двери 2-го типа размерами не менее 0,75 х 1,5 м. Указанные марши и площадки могут быть стальными, должны иметь уклон не более 2:1 и ширину не менее 0,9 м.
В зданиях классов Ф1, Ф2, Ф3 и Ф4 высотой до 15 м допускается устройство выходов на чердак или кровлю из лестничных клеток через противопожарные люки 2-го типа с размерами 0,6 х 0,8 м по закрепленным стальным стремянкам.
В ходе проведенной главным государственным инспектором Москаленского района по пожарному надзору ДД.ММ.ГГГГ были выявлены нарушения в ФИО19 отсутствует противопожарный люк на лестничной площадке, ведущей на чердак 2-го типа, деревянные конструкции чердачного помещения не обработаны огнезащитным составом.
В связи с выявленными нарушениями главным государственным инспектором Москаленского района по пожарному надзору ДД.ММ.ГГГГ директору ФИО20 было выдано предписание № об устранении вышеуказанных нарушений в срок до ДД.ММ.ГГГГ.
По информации начальника отдела надзорной деятельности и профилактической работы Марьяновского и Москаленского районов от ДД.ММ.ГГГГ установлено, что ФИО21 требования указанного предписания не выполнены.
Согласно Уставу образовательного учреждения – ФИО22, его учредителем является ФИО23 области, чьи полномочия от имени учредителя осуществляет ФИО24 является некоммерческой организацией, осуществляющей оказание муниципальных услуг, выполнение работ и (или) исполнение муниципальных функций в целях обеспечения реализации полномочий Москаленского муниципального района Омской области в сфере образования, финансовое обеспечение деятельности которого осуществляется за счет средств местного бюджета на основании субсидий.
Поскольку финансирование образовательного учреждения осуществляется за счет средств бюджета муниципального района, обязанность по устранению выявленных нарушений в равной степени возложена как на образовательное учреждение, так и на органы управления образованием.
Согласно части 5 ст. 123.22 ГК РФ, бюджетное учреждение отвечает по своим обязательствам всем находящимся у него на праве оперативного управления имуществом, в том числе приобретенным за счет доходов, полученных от приносящей доход деятельности, за исключением особо ценного движимого имущества, закрепленного за бюджетным учреждением собственником этого имущества или приобретенного бюджетным учреждением за счет средств, выделенных собственником его имущества, а также недвижимого имущества независимо от того, по каким основаниям оно поступило в оперативное управление бюджетного учреждения и за счет каких средств оно приобретено.
По обязательствам бюджетного учреждения, связанным с причинением вреда гражданам, при недостаточности имущества учреждения, на которое в соответствии с абзацем первым настоящего пункта может быть обращено взыскание, субсидиарную ответственность несет собственник имущества бюджетного учреждения.
Таким образом, орган местного самоуправления, являющийся учредителем общеобразовательного учреждения, должен закрепить за ним имущество, пригодное для ведения образовательного процесса и обустроить прилегающую к учреждению территорию в соответствии с установленными правилами и нормами.
Выявленные в ходе проверки нарушения, затрагивают права неопределенного круга лиц, которые обучаются или могут находиться в данном общеобразовательном учреждении, ставят под угрозу их жизнь и здоровье, в связи с чем указанные нарушения должны быть устранены.
Отсутствие в бюджете денежных средств не освобождает ответчиков от решения вопросов местного значения, отнесенных к их компетенции, поскольку действующее законодательство не связывает реализацию полномочий, возложенных на них законом с наличием финансовой возможности.
Суд приходит к выводу, что неисполнение требований нормативно-правовых актов по обеспечению пожарной безопасности является обязанностью не только образовательных учреждений, но и органов местного самоуправления, поскольку администрация Москаленского муниципального района Омской области, являясь собственником имущества бюджетного учреждения, должна создать безопасные условия для организации учебного процесса в образовательном учреждении.
Выполнение этих обязанностей направлено на обеспечение безопасности учащихся и работников учреждения во время образовательного процесса, их защиту от любых посягательств со стороны третьих лиц. Данные меры являются профилактическими мерами.
При этом суд исходит из того, что имеющиеся нарушения в образовательном учреждении отрицательно сказываются на комплексной безопасности лиц, пребывающих в учреждении, поскольку не обеспечивается надлежащая противопожарная безопасность объекта, так как не позволяет обеспечить постоянный контроль, предупреждение возникновения пожаров и чрезвычайных ситуаций на территории данного образовательного учреждения.
Осуществление деятельности ФИО25 при указанных обстоятельствах не обеспечивает в полной мере исполнение требований действующего законодательства в области противопожарной безопасности, что может повлечь неблагоприятные последствия, связанные с причинением вреда жизни и здоровью граждан, а также ущерб имуществу.
Решение суда в первую очередь признает за детьми право на реализацию конституционного принципа приоритета интересов ребенка, его жизни и здоровья, путем обеспечения определенных мер безопасности.
По правилу, установленному пунктом 19 ст. 333.36 НК РФ от уплаты государственной пошлины по делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции, а также мировыми судьями, государственные органы, органы местного самоуправления, выступающие по делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции, а также мировыми судьями, в качестве истцов или ответчиков, освобождаются.
В соответствии со ст.103 ГПК РФ суд считает необходимым взыскать с ответчика ФИО26 судебные издержки в виде государственной пошлины.
При решении вопроса о взыскании государственной пошлины, суд исходит из требований ч. 2 ст.333.20 НК РФ, которая предусматривает, что суды общей юрисдикции, исходя из имущественного положения плательщика, вправе уменьшить размер государственной пошлины.
Учитывая финансовое положение ФИО27 существа иска в интересах граждан, суд считает возможным снизить размер государственной пошлины до 300 рублей.
Руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Обязать ФИО28 устранить нарушения требований, указанных в пунктах № предписания № от ДД.ММ.ГГГГ государственного инспектора Москаленского района Омской области по пожарному надзору.
При недостаточности в ФИО29 денежных средств для устранения выявленных нарушений, субсидиарную ответственность возложить на ФИО30.
Взыскать с ФИО31 государственную пошлину в местный бюджет Москаленского муниципального района Омской области в размере 300 (Триста) рублей.
Решение может быть обжаловано в Омский областной суд через Москаленский районный суд Омской области в течение месяца со дня вынесения решения в окончательной форме.
Судья подпись А.В. Дроздов
"КОПИЯ ВЕРНА" Подпись судьи _________________________ Секретарь судебного заседания________________ (Наименование должности работника аппарата суда) ФИО4 (инициалы, фамилия) «19» июля 2016 года. |