Дело № 2-1132/2019
РЕШЕНИЕ
именем РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
20 июня 2019 года г. Бахчисарай
Бахчисарайский районный суд Республики Крым в составе:
председательствующего судьи Скисова А.Е.,
при секретаре Чолах Л.Х.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в г.Бахчисарай гражданское дело по иску Мирошниченко М.А. к Государственному бюджетному учреждению здравоохранения Республики Крым «Дом ребенка «Елочка», третье лицо Министерство здравоохранения Республики Крым о перерасчете заработной платы и взыскании заработной платы и надбавки,-
УСТАНОВИЛ:
Мирошниченко М.А. обратилась в Бахчисарайский районный суд Республики Крым с исковым заявлением к ГБУЗ Республики Крым «Дом ребенка «Елочка», третье лицо Министерство здравоохранения Республики Крым о перерасчете заработной платы за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, исходя из размера должностного оклада <данные изъяты> рублей в месяц, в соответствии с Указом Президента Российской Федерации № от ДД.ММ.ГГГГ "О мероприятиях по реализации государственной социальной политики", и взыскании заработной платы за период с ДД.ММ.ГГГГ года по ДД.ММ.ГГГГ года в размере <данные изъяты> копеек, и надбавки за увеличенный объем работы в размере <данные изъяты> копеек.
Исковые требования мотивированы тем, что на основании приказа №-л от ДД.ММ.ГГГГ и трудового договора от ДД.ММ.ГГГГ, истец была принята на должность специалиста по социальной работе в ГБУЗ РК «Дом ребёнка «Ёлочка».
Согласно Приказа Минздравсоцразвития Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № «О внесении изменений в приложение к приказу Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № «Об утверждении штатных нормативов медицинского, педагогического и прочего персонала домов ребёнка» на 1 должность специалиста по социальной работе приходится 50 детей.
Большую половину ДД.ММ.ГГГГ года, в доме ребёнка находилось не менее 90 детей. Средняя численность детей за ДД.ММ.ГГГГ год в ГБУЗ РК «Дом ребёнка «Ёлочка» составляла 83 ребёнка.
В ГБУЗ РК «Дом ребёнка «Ёлочка» была вакантная должность специалиста по социальной работе, но именно истец выполняла все функции специалиста по социальной работе в отношении всех детей. В виду указанных обстоятельств, истцу была установлена надбавка за увеличенный объём работ.
Таким образом, заработная плата истца состояла из оклада - <данные изъяты> рублей и надбавки за увеличенный объем работы в размере <данные изъяты> рублей, а всего <данные изъяты> рублей.
Во время работы, истцу стало известно, что в ДД.ММ.ГГГГ года, в адрес ГБУЗ РК «Дом ребёнка «Ёлочка» поступило письмо из планово-экономического управления отдела оплаты труда Министерства здравоохранения Республики Крым, о не выполнении ГБУЗ РК «Дом ребёнка «Ёлочка», Указа Президента Российской Федерации № от ДД.ММ.ГГГГ, в части социальных работников. В соответствии с этим Указом, целевой показатель заработной платы социального работника с начала ДД.ММ.ГГГГ года должен составлять <данные изъяты> рублей.
С ДД.ММ.ГГГГ, на основании приказа №-л, истец также занимала должность юрисконсульта (по внутреннему совместительству) на 0,5 ставки, что составляло - <данные изъяты> рубля.
Всего по двум должностям (ДД.ММ.ГГГГ г.) заработная плата истца составляла <данные изъяты> рублей.
С ДД.ММ.ГГГГ года, истцу была установлена надбавка за интенсивность труда в размере 40% к окладу. Таким образом, при начислении истцу надбавки за увеличенный объём работы в размере - 50 % от оклада, и 40 % за интенсивность (всего 90%), ее заработная плата по должности специалиста по социальной работе составила <данные изъяты> рублей, а совместно с занимаемой ею должностью юрисконсульта составила - <данные изъяты> рублей.
Истец считает, что достижение целевого показателя, установленного Указом Президента Российской Федерации, за счёт суммирования заработной платы юрисконсульта к заработной плате специалиста по социальной работе, является не правомерным.
ДД.ММ.ГГГГ истец уволена по соглашению сторон. При получении полного расчёта, она поняла, что образовавшаяся задолженность по заработной плате специалиста по социальной работе в расчёт не включена.
Считая, что заработная плата специалиста по социальной работе, должна составлять не менее <данные изъяты> рублей, истец обратилась в Государственную инспекцию по труду и отдел оплаты труда планово-экономического управления Министерства здравоохранения Российской Федерации. В своём ответе от ДД.ММ.ГГГГ, Инспекция по труду РК порекомендовала истцу обратиться в суд.
Представитель истца Рачев Д.К. в судебном заседании исковые требования поддержал в полном объеме и просил суд их удовлетворить.
Представители ответчика ГБУЗ Республики Крым «Дом ребенка «Елочка» Васюков А.В., Шаповалова Т.Д., Лесик Е.А., в судебном заседании возражали против удовлетворения исковых требований и просили в их удовлетворении отказать на основании своих письменных возражений.
Представитель третьего лица Министерства здравоохранения Республики Крым в судебное заседание не явился, о дне и месте судебного разбирательства извещался надлежащим образом.
Выслушав представителей сторон, изучив материалы дела, исследовав предоставленные доказательства, суд приходит к следующему.
Согласно трудового договора № от ДД.ММ.ГГГГ и приказа о приеме на работу от ДД.ММ.ГГГГ №-л, истец Мирошниченко М.А. принята на работу в ГБУЗ Республики Крым «Дом ребенка «Елочка» на должность специалиста по социальной работе, с окладом <данные изъяты> рублей.
В соответствии с приказом о приеме на работу от ДД.ММ.ГГГГ №-л, Мирошниченко М.А. принята на работу в ГБУЗ Республики Крым «Дом ребенка «Елочка» на должность юрисконсульта по совместительству, с окладом <данные изъяты> рубля, на основании трудового договора от ДД.ММ.ГГГГ №.
Кроме того, как усматривается из материалов дела, истцу была установлена надбавка за увеличенный объем работы в размере 50 % и надбавка за интенсивность труда в размере 40% к окладу.
Приказами от ДД.ММ.ГГГГ №-л и №-л, вышеуказанные трудовые договора были прекращены на основании п. 1 ч. 1 ст. 77 ТК РФ, по соглашению сторон.
Согласно соглашений о расторжении трудовых договоров № от ДД.ММ.ГГГГ, ГБУЗ Республики Крым «Дом ребенка «Елочка» и истец пришли к соглашению о расторжении трудовых договоров и о их прекращении с ДД.ММ.ГГГГ. На момент подписания данных соглашений стороны претензий к друг другу не имели.
Неоднократными проверками Министерства здравоохранения Республики Крым и Инспекции по труду Республики Крым, нарушений при выплате истцу заработной платы, не выявлено.
В силу статьи 15 ТК РФ трудовые отношения - отношения, основанные на соглашении между работником и работодателем о личном выполнении работником за плату трудовой функции (работы по должности в соответствии со штатным расписанием, профессии, специальности с указанием квалификации; конкретного вида поручаемой работнику работы), подчинении работника правилам внутреннего трудового распорядка при обеспечении работодателем условий труда, предусмотренных трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами, трудовым договором.
Заработная плата (оплата труда работника) представляет собой вознаграждение за труд в зависимости от квалификации работника, сложности, количества, качества и условий выполняемой работы, а также компенсационные выплаты (доплаты и надбавки компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, работу в особых климатических условиях и на территориях, подвергшихся радиоактивному загрязнению, и иные выплаты компенсационного характера) и стимулирующие выплаты (доплаты и надбавки стимулирующего характера, премии и иные поощрительные выплаты). Под окладом (должностным окладом) понимается фиксированный размер оплаты труда работника за исполнение трудовых (должностных) обязанностей определенной сложности за календарный месяц без учета компенсационных, стимулирующих и социальных выплат (статья 129 ТК РФ).
В соответствии со статьей 135 ТК РФ, заработная плата работнику устанавливается трудовым договором в соответствии с действующими у данного работодателя системами оплаты труда. Системы оплаты труда, включая размеры тарифных ставок, окладов (должностных окладов), доплат и надбавок компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, системы доплат и надбавок стимулирующего характера и системы премирования, устанавливаются коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами в соответствии с трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права. Условия оплаты труда, определенные трудовым договором, не могут быть ухудшены по сравнению с установленными трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами. Условия оплаты труда, определенные коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами, не могут быть ухудшены по сравнению с установленными трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права.
В соответствии с трудовым законодательством регулирование трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений может осуществляться путем заключения, изменения, дополнения работниками и работодателями коллективных договоров, соглашений, трудовых договоров. Коллективные договоры, соглашения, трудовые договоры не могут содержать условий, ограничивающих права или снижающих уровень гарантий работников по сравнению с установленными трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права. Если такие условия включены в коллективный договор, соглашение или трудовой договор, то они не подлежат применению (статья 9 ТК РФ).
К числу основных принципов правового регулирования трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений статья 2 ТК РФ относит обязанность сторон трудового договора соблюдать условия заключенного договора, включая право работодателя требовать от работников исполнения ими трудовых обязанностей и бережного отношения к имуществу работодателя и право работников требовать от работодателя соблюдения его обязанностей по отношению к работникам, трудового законодательства и иных актов, содержащих нормы трудового права.
В силу статьи 57 ТК РФ обязательными для включения в трудовой договор являются, в частности, условия оплаты труда (в том числе размер тарифной ставки или оклада (должностного оклада) работника, доплаты, надбавки и поощрительные выплаты); компенсации за тяжелую работу и работу с вредными и (или) опасными условиями труда, если работник принимается на работу в соответствующих условиях, с указанием характеристик условий труда на рабочем месте.
Таким образом, система оплаты труда применительно к статье 135 ТК РФ включает:
- фиксированный размер оплаты труда (оклад, тарифные ставки) с учетом квалификации, сложности, количества и качества выполненной работы (статья 143 ТК РФ);
- доплаты, надбавки компенсационного характера (например, статья 146 ТК РФ - Оплата труда в особых условиях; статья 147 ТК РФ - Оплата труда работников, занятых на тяжелых работах, работах с вредными и (или) опасными и иными особыми условиями труда; статья 148 ТК РФ - Оплата труда на работах в местностях с особыми климатическими условиями; статья 149 ТК РФ - Оплата труда в других случаях выполнения работ в условиях, отклоняющихся от нормальных);
- доплаты и надбавки стимулирующего характера (статья 191 ТК РФ).
При этом, установленный в организации локальными нормативными актами фиксированный размер оплаты труда основан на нормах прямого действия, поскольку они служат непосредственным основанием для соответствующей выплаты работнику, полностью отработавшего норму рабочего времени и выполнившего трудовые обязанности в нормальных условиях труда. Издание работодателем дополнительного приказа в таком случае не требуется.
Стимулирующие выплаты, в отличие от компенсационных, зависят от усмотрения работодателя.
Согласно статье 144 Трудового кодекса Российской Федерации системы оплаты труда работников государственных учреждений субъектов Российской Федерации и муниципальных учреждений регулируются коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.
Таким образом, вопросы о порядке и условиях оплаты труда работников государственных учреждений субъектов Российской Федерации и муниципальных учреждений, в том числе вопросы повышения оплаты труда, относятся к компетенции органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления.
Указом Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 г. № 597 "О мероприятиях по реализации государственной социальной политики" (далее - Указ) в части повышения заработной платы отдельных категорий работников предусмотрено повышение к 2018 году средней заработной платы социальных работников, включая социальных работников медицинских организаций, младшего медицинского персонала (персонала, обеспечивающего условия для предоставления медицинских услуг), среднего медицинского (фармацевтического) персонала (персонала, обеспечивающего условия для предоставления медицинских услуг) - до 100% от средней заработной платы в соответствующем регионе; работников медицинских организаций, имеющих высшее медицинское (фармацевтическое) или иное высшее образование, предоставляющих медицинские услуги (обеспечивающих предоставление медицинских услуг), врачей - до 200% от средней заработной платы в соответствующем регионе.
С целью более тесной увязки роста заработной платы с повышением эффективности деятельности учреждений, качества, доступности услуг приняты отраслевые "дорожные карты", в том числе в сфере здравоохранения. Основные целевые показатели, обеспечивающие увязку повышения заработной платы с нагрузкой персонала, повышением качества, доступности предоставляемых социальных услуг в региональных "дорожных картах", дифференцированы с учетом региональной специфики.
Достижение показателей, определенных Указом, осуществляется в отношении соответствующей категории работников в целом. При этом сохраняется обусловленная различиями в сложности труда дифференциация в оплате труда работников, занимающих различные должности, относящиеся к одной категории.
Таким образом, заработная плата конкретного работника будет зависеть от его квалификации, сложности, количества и качества выполняемой работы и может быть как выше, так и ниже целевого значения, установленного указами для соответствующей категории работников (Письмо Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 28.12.2015 года № 14-1/ООГ-10413).
При этом в сумму начисленной заработной платы работников списочного состава по основной работе включается оплата труда по совместительству.
Средняя заработная плата Мирошниченко М.А. за ДД.ММ.ГГГГ год, с учетом учебных отпусков и отпусков без сохранения заработной платы, составила 94,8 % от целевого показателя.
В соответствии с названными нормами права, а также исходя из условий трудовых договоров, Устава и Положения об оплате труда ГБУЗ Республики Крым «Дом ребенка «Елочка», суд, разрешая заявленные истцом требования, приходит к выводу о том, что поскольку заработная плата конкретного работника зависит от его квалификации, сложности, количества и качества выполняемой работы и может быть как выше, так и ниже целевого значения, установленного Указом для соответствующей категории работников, учитывая, что истцу были установлены две надбавки: за увеличенный объем работы в размере 50 % и надбавка за интенсивность труда 40%, и размер заработной платы истца, которая составила 94,8 % от целевого показателя, а также то, что начисление премий, как стимулирующих выплат, зависит от усмотрения работодателя, эффективности и результативности труда работника, действиями работодателя, связанными с премированием истца и выплате ей заработной платы, дискриминации последней допущено не было.
Таким образом, выплаты, по поводу которых возник спор, не нарушают права истца на гарантированное вознаграждение за труд в рамках статьи 129 ТК РФ (в зависимости от квалификации работника, сложности, количества, качества и условий выполняемой работы, а также с учетом компенсационных выплат в виде доплат и надбавок компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, работу в особых климатических условиях и на территориях, подвергшихся радиоактивному загрязнению).
Исходя из вышеизложенного, суд считает необходимым в удовлетворении исковых требований, отказать.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд,
РЕШИЛ:
В удовлетворении исковых требований Мирошниченко Марии Артуровны – отказать в полном объеме.
Решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный суд Республики Крым через Бахчисарайский районный суд Республики Крым в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Решение суда в окончательной форме принято 21.06.2019 года.
Председательствующий: А.Е.Скисов