Решение по делу № 3-6/2015 ~ М-3/2015 от 26.02.2015

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

24 июня 2015года г. Нальчик

Верховный Суд Кабардино-Балкарской Республики

в составе:

председательствующего Созаевой С.А.

при секретаре Отарове А.М.

с участием представителя Кучменова Х.Х. – Жигунова Р.Х., действующего на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ, представителя Прокурора КБР – Башиева Р.А., действующего на основании удостоверения ТО , выданного ДД.ММ.ГГГГ, представителя Главы КБР – Токаренко Ю.А.,действующей на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ, представителей Парламента КБР - Ворокова Р.В., действующего на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ, и Бажевой З.Ф., действующей на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ, представителя Министерства труда, занятости и социальной защиты КБР – Тхамоковой А.Х., действующей на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ, представителя Управления Министерства юстиции по КБР – Каловой М.Р., действующей на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Кучменова Х.Х. о признании абзаца 2 части 1 статьи 10 Закона Кабардино-Балкарской Республики от 29 декабря 2004 года №57-РЗ «О государственной социальной поддержке отдельных категорий граждан в Кабардино-Балкарской Республике» противоречащим федеральному законодательству в части регулирования уровня социальной защиты специалистов органов здравоохранения, проживающих и работающих в сельской местности КБР в области компенсации этой категории граждан ежемесячных денежных выплат за потребленные сетевой газ на отопление и электроэнергии на освещение,

У С Т А Н О В И Л:

29.12.2004 года Парламентом КБР был принят Закон Кабардино-Балкарской республики №57-РЗ «О государственной социальной поддержке отдельных категорий граждан в Кабардино-Балкарской республике», который был опубликован в газете Кабардино-Балкарская Правда от 30 декабря 2004 года №№320-321. В пункте 2 части первой статьи 10 Закона было указано, что специалистам учреждений здравоохранения, социального обслуживания населения, образования, культуры, государственной ветеринарной службы, физической культуры и спорта, работающим в сельской местности, предоставляется бесплатное получение жилой площади и жилищно-коммунальных услуг (водоснабжение, водоотведение, вывоз бытовых и других отходов, газ, электрическая и тепловая энергия - в пределах нормативов потребления указанных услуг, установленных органами местного самоуправления); лицам, проживающим в домах, не имеющих центрального отопления, - топлива, приобретаемого в пределах норм, установленных для продажи населению, и транспортных услуг для доставки этого топлива. Меры государственной социальной поддержки по оплате указанных услуг предоставляются независимо от вида жилищного фонда. Перечисленные меры государственной социальной поддержки сохраняются за специалистами, проживающими в сельской местности, после ухода на пенсию, если они проработали в сельской местности не менее десяти лет.

Законом Кабардино-Балкарской Республики от 10.04.2008 г. № 20-РЗ «О внесении изменений в Закон КБР «О государственной социальной поддержке отдельных категорий граждан в КБР» указанная норма была изменена и для указанной категории специалистов предусмотрено: «2) бесплатное получение жилой площади и ежемесячная денежная выплата в размере 200 рублей. Перечисленные меры государственной социальной поддержки распространяются на специалистов, проживающих и работающих в поселках городского типа. Право на получение ежемесячной денежной выплаты сохраняется за специалистами, проживающими в сельской местности, после ухода на пенсию, если они проработали в сельской местности не менее 10 лет.» ( пункт 2 части 1 статьи 10).

Постановлением Правительства Кабардино-Балкарской Республики от 08 мая 2008 года №108-ПП «Об осуществлении ежемесячной денежной выплаты специалистам, проживающим и работающим в сельской местности и поселках городского типа» (далее - Постановление Правительства КБР №108-ПП), было утверждено Положение «О порядке назначения выплаты и финансирования ежемесячных денежных выплат специалистам, проживающим и работающим в сельской местности и поселках городского типа» (далее - Положение о порядке назначения выплат), распространившее действие Закона КБР №57-РЗ на работников учреждений здравоохранения, проживающих и работающих в сельской местности и поселках городского типа.

Абзац 2 части 1 статьи 10 Закона Кабардино-Балкарской республики №57-РЗ от 29.12.2004 года «О государственной социальной поддержке отдельных категорий граждан в Кабардино-Балкарской республике» в редакции закона от 31.12.2014 N 75-РЗ – действующей на момент рассмотрения данного дела, изложен следующим образом: специалистам учреждений здравоохранения, социального обслуживания населения, культуры, государственной ветеринарной службы, физической культуры и спорта, проживающим и работающим в сельских населенных пунктах, предоставляются бесплатное жилое помещение и ежемесячная денежная выплата в размере 300 рублей. Право на ежемесячную денежную выплату сохраняется за специалистами, проживающими в сельских населенных пунктах, после ухода на пенсию, если они проработали в указанных населенных пунктах не менее 10 лет.

Кучменов Х.Х., обратился в Верховный Суд Кабардино-Балкарской республики (с учетом последующих изменений) с заявлением о признании противоречащим закону закрепление в тексте абзаца второго части 1 статьи 10 Закона Кабардино-Балкарской Республики от 29 декабря 2004 года №57-РЗ «О государственной социальной поддержке отдельных категорий граждан в Кабардино-Балкарской Республике» меры государственной социальной поддержки специалистов органов здравоохранения, проживающих и работающих в сельской местности КБР в виде ежемесячной денежной выплаты, требованиям, указанным в Конституции РФ, ФЗ-323 от 21.11.2011года «Об основах охраны здоровья граждан в РФ» и законоположениям, подтвержденным определением Конституционного суда РФ №383-О-П от 07.02.2008года, определением Верховного суда РФ от 10.12.2014года №42-АПГ 14-5, имеющим большую юридическую силу, в части регламентированного нарушения принципа сохранения прежнего уровня социальной защиты специалистов органов здравоохранения, проживающих и работающих в сельской местности КБР в области компенсации этой категории граждан ежемесячных денежных выплат за потребленные сетевой газ на отопление и электроэнергии на освещение, и не покрытием выплачиваемой этой группе граждан ежемесячной денежной выплатой их затрат на коммунальные услуги; признании недействующей относительно специалистов органов здравоохранения, проживающих и работающих в сельской местности КБР, регламентацию в абзаце втором части 1 статьи 10 Закона Кабардино-Балкарской Республики от 29 декабря 2004 года №57-РЗ «О государственной социальной поддержке отдельных категорий граждан в Кабардино-Балкарской Республике» меры государственной социальной поддержки в виде ежемесячной денежной выплаты, с момента вступления решения суда в законную силу; - абзаца 2 части 1 статьи 10 Закона Кабардино-Балкарской Республики от 29 декабря 2004 года №57-РЗ «О государственной социальной поддержке отдельных категорий граждан в Кабардино-Балкарской Республике» противоречащим федеральному законодательству в части регулирования уровня социальной защиты специалистов органов здравоохранения, проживающих и работающих в сельской местности КБР в области компенсации этой категории граждан ежемесячных денежных выплат за потребленные сетевой газ на отопление и электроэнергии на освещение.

Из заявления следует, что заявитель просит признать противоречащим федеральному законодательству абзац второй части первой статьи 10 Закона Кабардино-Балкарской Республики от 29 декабря 2004 года №57-РЗ «О государственной социальной поддержке отдельных категорий граждан в Кабардино-Балкарской Республике» в действующей редакции.

В обоснование заявленных требований Кучменов Х.Х. ссылался на то, что с ДД.ММ.ГГГГ работал фельдшером сельской амбулатории <адрес>, а в настоящее время медицинской сестрой этого же учреждения. На основании статьи 59 Жилищного Кодекса РСФСР и статьи 63 Основ законодательства об охране здоровья граждан в редакции, действовавшей до 1 января 2005 года, он, как медицинский работник, проживающий в сельской местности, имел право на бесплатную квартиру с отоплением и освещением.

Определенный оспариваемой нормой размер денежной выплаты не компенсирует плату за отопление и освещение, тем самым уменьшен объем ранее предоставляемой льготы в натуральной форме, что противоречит преамбуле и статье 153 Федерального закона от 22 августа 2004 г. N 122-ФЗ "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием федеральных законов "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 122-ФЗ), согласно которым вновь устанавливаемые размеры и условия оплаты труда (включая надбавки и доплаты), размеры и условия выплаты пособий (в том числе единовременных) и иных видов социальных выплат, гарантии и компенсации отдельным категориям граждан в денежной форме не могут быть ниже размеров и условий оплаты труда (включая надбавки и доплаты), размеров и условий выплаты пособий (в том числе единовременных) и иных видов социальных выплат, гарантий и компенсаций в денежной форме, предоставлявшихся соответствующим категориям граждан, по состоянию на 31 декабря 2004 г. Это также является нарушением конституционного принципа сохранения прежнего уровня социальной защиты специалистов органов здравоохранения, проживающих и работающих в сельской местности КБР в области компенсации этой категории граждан ежемесячных денежных выплат за потребленные сетевой газ на отопление и электроэнергии на освещение.

В судебное заседание Кучменов Х.Х. не явился, о дне слушания дела был извещен надлежащим образом, просил рассмотреть дело в его отсутствие.

Представители заинтересованных лицГлавы КБР, Парламента КБР, Министерства труда, занятости и социальной защиты КБР, Управления Министерства юстиции по КБР, возражали против удовлетворения заявленных требований, ссылаясь на то, что оспариваемая норма не противоречит федеральному законодательству, что единовременные денежные выплаты, предусмотренные оспариваемым законом, установлены не взамен и не с целью отмены натуральных льгот, ранее установленных частью второй статьи 63 Основ законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан, а в целях оказания субъектом Российской Федерации определенной им самостоятельно меры социальной поддержки данной категории специалистов.

Выслушав объяснения лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, заслушав заключение прокурора Башиева Р.А., полагавшего заявленные требования подлежащими отклонению в виду их необоснованности, суд находит требования заявителя подлежащими оставлению без удовлетворения по следующим основаниям.

Система мер социальной поддержки медицинских работников, работающих и проживающих в сельской местности, была введена постановлением ВЦИК и СНК РСФСР от 10 июня 1930 г. "О льготах квалифицированным работникам в сельских местностях и рабочих поселках" (утратило силу 8 мая 2003 г.). Пунктом 10 этого постановления квалифицированным медицинским, ветеринарным, сельскохозяйственным работникам и работникам просвещения, проживающим в сельских местностях и рабочих поселках, должны были предоставляться соответствующим местным исполкомом (по местно-бюджетным учреждениям) или подлежащим учреждением, предприятием или организацией бесплатные квартиры с отоплением и освещением в натуре. При отсутствии свободных квартир в домах, принадлежащих указанным исполкомам, учреждениям, предприятиям или организациям, необходимая и вполне годная жилая площадь с отоплением и освещением на работника и членов его семьи должна была предоставляться в наемных помещениях, с оплатой жилой площади, отопления и освещения за счет соответствующих исполкомов, учреждений или организаций по действительной их стоимости.

19 августа 1993 г. вступили в силу Основы законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан от 22 июля 1993 г. N 5487-1 (утратили силу 1 января 2012 г.), статья 63 которых в редакции, действовавшей до 1 января 2005 г., предусматривала, что врачи, провизоры, работники со средним медицинским и фармацевтическим образованием государственной и муниципальной систем здравоохранения, работающие и проживающие в сельской местности и поселках городского типа, а также проживающие с ними члены их семей имели право на бесплатное предоставление квартир с отоплением и освещением в соответствии с действующим законодательством (часть вторая).

Пунктом 50 статьи 35 Федерального закона N 122-ФЗ от 22 августа 2004 г. в статью 63 Основ законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан был внесен ряд изменений. В частности, часть вторая данной статьи, закреплявшая право врачей, провизоров, работников со средним медицинским и фармацевтическим образованием государственной и муниципальной систем здравоохранения, работающих и проживающих в сельской местности и поселках городского типа, а также проживающих с ними членов их семей на бесплатное предоставление квартир с отоплением и освещением в соответствии с действующим законодательством, признана утратившей силу. Одновременно статья 63 дополнена частями 4, 5 и 6, согласно которым меры социальной поддержки медицинских и фармацевтических работников устанавливаются в зависимости от того, в чьем ведении находятся организации здравоохранения, Правительством Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления.

Кроме указанных выше специальных законодательных актов частью 1 статьи 160 Жилищного кодекса Российской Федерации, введенного в действие с 1 марта 2005 года, предусмотрено также, что отдельным категориям граждан в порядке и на условиях, которые установлены федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления, могут предоставляться компенсации расходов на оплату жилых помещений и коммунальных услуг за счет средств соответствующих бюджетов.

Федеральным законом от 21 ноября 2011 года N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" Основы законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан от 22 июля 1993 года N 5487-1 и статья 35 Федерального закона от 22 августа 2004 года N 122-ФЗ признаны утратившими силу.

Статьей 72 Федерального закона "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" предусмотрено право медицинских работников на основные гарантии, предусмотренные трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Правительству Российской Федерации, органам государственной власти субъектов Российской Федерации и органам местного самоуправления предоставлено право устанавливать дополнительные гарантии и меры социальной поддержки медицинским работникам за счет соответственно бюджетных ассигнований федерального бюджета, бюджетных ассигнований бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов.

Законом Кабардино-Балкарской республики №57-РЗ от 29.12.2004 года «О государственной социальной поддержке отдельных категорий граждан в Кабардино-Балкарской республике» установлены меры социальной поддержки медицинским работникам и фармацевтическим работникам в виде предоставления бесплатного жилого помещения и ежемесячной денежной выплаты в размере 300 рублей. Право на ежемесячную денежную выплату сохранено за специалистами, проживающими в сельских населенных пунктах, после ухода на пенсию, если они проработали в указанных населенных пунктах не менее 10 лет (абзац 2 части 1 статьи 10 Закона).

Следует отметить, что в этой норме не конкретизировано, что ежемесячная денежная выплата является компенсацией расходов лиц, её получающих, на отопление и освещение их домов.

По утверждению представителей законодательного органа, эти выплаты являются мерой социальной поддержки данной категории специалистов за счёт бюджета Кабардино-Балкарской республики.

Суд считает эти доводы обоснованными.

При этом принимается во внимание, что действующее федеральное законодательство: ни Жилищный кодекс РФ, ни ФЗ - 323 от 21.11.2011 года «Об основах охраны здоровья граждан в РФ» не предусматривают право медицинских работников, проживающих в сельских населенных пунктах, на жилое помещение с бесплатным отоплением и освещением.

Суд не может признать обоснованным довод заявителя о противоречии оспариваемого положения части 1 статьи 153 Федерального закона N 122-ФЗ, согласно которой в рамках длящихся правоотношений для лиц, у которых возникло до 1 января 2005 г. право на компенсации в натуральной форме или льготы и гарантии, носящие компенсационный характер, закрепленные в отменяемых этим Федеральным законом нормах, данный Федеральный закон не может рассматриваться как не допускающий реализацию возникшего в указанный период права на эти компенсации, льготы и гарантии в форме и размерах, предусмотренных указанным Федеральным законом.

Положение части 1 статьи 153 Федерального закона N 122-ФЗ подлежит применению в соответствии с его конституционно-правовым смыслом, выявленным в определении Конституционного Суда Российской Федерации от 4 декабря 2007 г. N 965-О-П, согласно которому положения Федерального закона N 122-ФЗ, включая пункт 2 статьи 42 и часть 1 статьи 153, призванные обеспечить достижение заложенных в преамбуле данного Федерального закона целей, а также сохранение и возможное повышение ранее достигнутого уровня социальной защиты граждан с учетом специфики их правового, имущественного положения и других обстоятельств, не могут рассматриваться как не допускающие реализацию возникшего у заявителей до 1 января 2005 г. права на льготы по оплате жилья и коммунальных услуг. Как указал Конституционный Суд Российской Федерации в Постановлении от 15 мая 2006 г. N 5-П, изменение механизма предоставления социальных гарантий не должно вести к отмене этих гарантий или существенному снижению ранее достигнутого уровня их предоставления (пункт 2.3).

Таким образом, предоставление медицинским и фармацевтическим работникам, занятым на должностях в федеральных государственных учреждениях, мер социальной поддержки в виде ежемесячной денежной выплаты не свидетельствует о лишении данной категории лиц права на льготы, которыми они пользовались до 1 января 2005 г.

Возражая против удовлетворения заявленных Кучменовым Х.Х. требований, представители органов государственной власти КБР ссылались на то, что оспариваемой нормой установленны дополнительные выплаты, а сохранение прежнего уровня социальной защиты названной категории специалистов в жилищно-коммунальной сфере, по-прежнему находится в введении федеральных органов власти. Указанное подтверждается вступившими в силу судебными постановлениями судов общей юрисдикции и арбитражных судов.

В частности, решением Нальчикского городского суда КБР от 27 марта 2012года по иску Кучменова Х.Х. (заявителя по данному делу) постановлено: признать незаконными действия ООО «Газпром межрегионгаз «Пятигорск» по начислению в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ стоимость газа, использованного на отопление домовладения истца, обязать ООО «Газпром межругионгаз Пятигорск» внести изменения на лицевой счёт Кучменова Х.Х. по указанному дому, исключив из начисленной суммы <данные изъяты> рубля.

ДД.ММ.ГГГГ по заявлению Кучменова Х.Х. ООО «Газпром межрегионгаз «Пятигорск» были также внесены изменения на его лицевой счет, исключено из начисленной стоимости газа <данные изъяты> рублей.

Аналогичные решения были приняты по искам и заявлениям значительного числа медицинских и педагогических работников КБР.

В связи с этим ООО "Газпром межрегионгаз Пятигорск" (далее - общество) обратилось в Арбитражный суд Кабардино-Балкарской Республики с иском к Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации о взыскании <данные изъяты> рублей убытков, связанных с предоставлением в ДД.ММ.ГГГГ льгот педагогическим и медицинским работникам в соответствии с Законом Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 3266-1 "Об образовании" и Основами законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан от 22.07.1993 N 5487-1.

Решением Арбитражного суда КБР от 14.06.2013 года, оставленным без изменения постановлением апелляционного суда от 28.11.2013, постановлением Федерального арбитражного суда Северо - Кавказского округа от 27 февраля 2014 года и определением коллегии судей Высшего Арбитражного суда РФ от 28 апреля 2014года по делу N А20-1214/2012, с Российской Федерации в лице Минфина России в пользу названного Общества взысканы убытки в размере <данные изъяты> рубль.

Удовлетворяя исковое требование за счет казны Российской Федерации, суды руководствовались Законом об образовании, Основами законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан, Федеральным законом от 22.08.2004 N 122-ФЗ, статьями 16, 1069, 1071 Гражданского кодекса Российской Федерации, и исходили из того, что субъекту Российской Федерации - Кабардино-Балкарской Республике в спорный период денежные средства из федерального бюджета на финансирование расходов, связанных с предоставлением мер социальной поддержки педагогическим и медицинским работникам в сельской местности для компенсации льгот по оплате природного газа, в достаточном объеме не выделялись.

В частности, в постановлении Федерального арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 27 февраля 2014 года со ссылкой на названные нормативные акты и постановление Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 22.06.2006 N 23, указано, что положения Бюджетного кодекса Российской Федерации о совместном финансировании расходов на соответствующие цели не могут быть расценены как допускающие установление Российской Федерацией льгот с возложением обязанности по их финансированию на субъект Российской Федерации за счет собственных доходов последнего. Возложение этой обязанности по финансированию льгот означает передачу осуществления отдельных государственных полномочий на другой уровень власти, что в силу пункта 4 статьи 130, статей 133 и 136 названного Кодекса (в редакции, действовавшей до 01.01.2005), раздела 4 Программы развития бюджетного федерализма в Российской Федерации на период до 2005 года, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 15.08.2001 N 584, должно сопровождаться одновременной передачей необходимых финансовых средств нижестоящим бюджетам в форме субвенций. Если установившим льготы федеральным законом или принятым в его исполнение иным нормативным правовым актом обязанность по возмещению платы, не полученной от льготных категорий потребителей, возлагается на субъект Российской Федерации или муниципальное образование, то при недостаточности выделенных на эти цели средств из федерального бюджета взыскание должно осуществляться с Российской Федерации независимо от того, были ли предусмотрены соответствующие расходы в бюджете субъекта Российской Федерации или муниципального образования. Следует также учитывать, что факт заключения между организацией, предоставляющей потребителям бесплатно или по льготным ценам товары (работы, услуги) в рамках реализации установленных законом льгот, и соответствующим органом государственной власти субъекта Российской Федерации (муниципального образования) соглашения, регламентирующего порядок определения объема и оплаты неполученных доходов, подлежащих возмещению в связи с реализаций установленных федеральным законом льгот, не является сам по себе основанием для удовлетворения требования о взыскании неполученных доходов с субъекта Российской Федерации (муниципального образования).

При решении вопроса об определении публично-правового образования, за счет казны которого подлежат удовлетворению требования о взыскании убытков в связи с осуществляемым после 01.01.2005 предоставлением потребителям бесплатно или по льготным ценам товаров (работ, услуг), судам необходимо иметь в виду положения статей 84, 85 Бюджетного кодекса Российской Федерации (в редакции, действующей после 01.01.2005), статьи 26.3 Федерального закона от 06.10.1999 N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации", разграничивающие полномочия Российской Федерации и субъектов Российской Федерации по предметам совместного ведения, в том числе по вопросам социальной защиты населения, и устанавливающие принципы финансового обеспечения осуществления данных полномочий. Ответчиком по указанным делам выступает публично-правовое образование, к расходным обязательствам которого отнесено финансирование соответствующих льгот.

Статья 26.3 Федерального закона от 06.10.1999 N 184-ФЗ не предусматривает финансирования рассматриваемых по настоящему спору льгот за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации либо бюджета муниципального образования.

Как видно из материалов дела и установлено судебными инстанциями, Кабардино-Балкарской Республике в спорный период не выделялись средства из федерального бюджета в достаточном размере на финансирование расходов, связанных с предоставлением мер социальной поддержки педагогическим и медицинским работникам в сельской местности для компенсации льгот по оплате природного газа. Федеральный законодатель, наделив органы субъектов федерации и местного самоуправления полномочиями по социальной поддержке медицинских работников, не обеспечил передачу им необходимых материальных и финансовых средств. Возможность субъекта Российской Федерации или муниципального образования предусматривать в своем бюджете средства для финансирования мер социальной поддержки педагогических и медицинских работников не исключает обязанности Российской Федерации по компенсации выпадающих доходов.

Суды также указали что, ссылка Минфина РФ на то, что нормативно-правовыми актами Кабардино-Балкарской Республики закреплено правило о компенсации понесенных медицинскими и педагогическими работниками расходов по оплате жилого помещения, отклоняется. Имущественное положение медицинских и педагогических работников не может быть ухудшено в результате изменений в законодательстве; по сути, в спорный период сохранилось предоставление данным работникам льгот в натуральной форме за счет общества. В силу приведенных норм закона истец имеет право на компенсацию соответствующих убытков за счет Российской Федерации.

Решением Арбитражного суда Кабардино-Балкарской Республики от 14.01.2015года, оставленным без изменения судом апелляционной инстанции 17 июня 2015года с Российской Федерации в лице Минфина России за счет казны Российской Федерации также взыскано <данные изъяты> убытков причиненных перерасчетом оплаты за газ, произведенным на основании решений суда и заявлений абонентов – работников учреждений образования и здравоохранения в сельской местности. В обоснование принятых решений судебные инстанции исходили из тех же доводов, что неполученные доходы, связанные с предоставлением льгот по оплате природного газа, должны компенсироваться за счет средств федерального бюджета. Минфин России не представил доказательств, подтверждающих доведение Кабардино-Балкарской Республике средств федерального бюджета на компенсацию спорных выпадающих доходов.

Таким образом, указанными судебными постановлениями подтверждено, что права на льготы по оплате жилья и коммунальных услуг, возникшие у названной категории сельских специалистов до 1 января 2005 г., не отменены, они продолжают пользоваться этими льготами, расходы по реализации которых компенсируются за счёт федерального бюджета

В силу ч. 2 ст. 13 ГПК РФ вступившие в законную силу судебные постановления являются обязательными для всех без исключения органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений, должностных лиц, граждан, организаций и подлежат неукоснительному исполнению на всей территории Российской Федерации.

В то же время, в республиканском бюджете Кабардино-Балкарской республики на финансирование расходов по осуществлению ежемесячной денежной выплаты, в том числе и медицинским работникам, проживающим в сельской местности, ежегодно предусматриваются финансовые средства, превышающие размер средств, предусмотренных на эти цели, в предыдущем году: если в ДД.ММ.ГГГГ году на эти цели было выделено <данные изъяты> рублей, то в ДД.ММ.ГГГГ году – <данные изъяты> рублей. Размер ежемесячной денежной выплаты указанной категории граждан увеличивался с <данные изъяты> рублей в ДД.ММ.ГГГГ до <данные изъяты> рублей в ДД.ММ.ГГГГ.

Оспаривая абзац 2 части 1 статьи 10 Закона Кабардино-Балкарской республики №57-РЗ от 29.12.2004 года «О государственной социальной поддержке отдельных категорий граждан в Кабардино-Балкарской республике» заявитель, как следует из его заявления и выступлений его представителя в судебном заседании, ссылается на то, что указанная сумма не покрывает его расходы на отопление и освещение и ставит вопрос об увеличении размера единовременной денежной выплаты, о замене единовременной денежной выплаты единовременной денежной компенсацией расходов медицинских работников на отопление и освещение.

Однако, разрешение вопроса о необходимости увеличения этой суммы для компенсации расходов на оплату коммунальных услуг медицинских работников, работающих в сельской местности, является полномочием законодателя и не относится к компетенции суда.

Нельзя согласиться также с доводами заявителя, что обжалуемый Закон противоречит федеральному законодательству, так как был дополнен нормами, содержащими дискриминационный характер в отношении медицинских работников, по сравнению с работниками образования. В частности, Законом КБР №44-РЗ от 27.07.2009 года статья 10 Закона была дополнена частью 4, согласно которой специалисты учреждений образования, проживающие и работающие в сельской местности, имеют право на ежемесячную денежную компенсацию в полном размере расходов на оплату жилой площади с отоплением и освещением. В то время как работники здравоохранения получают лишь ежемесячные денежные выплаты в размере <данные изъяты> рублей.

Между тем, эти дополнения были внесены в связи с тем, что пункт 5 статьи 55 Закона Российской Федерации "Об образовании", в том числе и после внесенных в него названным ФЗ №122 от 22.08.2004 года изменений, предусматривал право педагогических работников на бесплатную жилую площадь с отоплением и освещением.

Это право гарантировано педагогическим работникам и статьёй 47 действующего Федерального закона от 29.12.2012 N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации", который также определил, что размер, условия и порядок возмещения расходов, связанных с предоставлением указанных мер социальной поддержки педагогическим работникам федеральных государственных образовательных организаций, устанавливаются Правительством Российской Федерации и обеспечиваются за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета, а педагогическим работникам образовательных организаций субъектов Российской Федерации, муниципальных образовательных организаций устанавливаются законодательством субъектов Российской Федерации и обеспечиваются за счет бюджетных ассигнований бюджетов субъектов Российской Федерации.

В то же время Федеральным законом N 122-ФЗ от 22 августа 2004 г. часть вторая статьи 63 Основ законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан, которая предусматривала такие же льготы для медицинских работников, была признана утратившей силу, а действующее федеральное законодательство не предусматривает право этой категории специалистов на бесплатное предоставление квартир с отоплением и освещением.

Таким образом, республиканское законодательство по названным основаниям не может быть рассмотрено как дискриминационное.

Как указано выше, заявитель оспаривает соответствие абзаца 2 части 1 статьи 10 Закона Кабардино-Балкарской республики №57-РЗ от 29.12.2004 года «О государственной социальной поддержке отдельных категорий граждан в Кабардино-Балкарской республике» в действующей редакции федеральному законодательству.

Таковыми являются Жилищный кодекс РФ и Федеральный закон от 21 ноября 2011 года N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации", который провозгласил право медицинских работников на основные гарантии, предусмотренные трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также возможность установления им дополнительных гарантии и меры социальной поддержки за счет соответственно бюджетных ассигнований федерального бюджета, бюджетных ассигнований бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов.

Меры социальной поддержки в виде компенсации расходов этой категории специалистов на отопление и освещение этот федеральный закон и Жилищный кодекс РФ не содержат.

Закон КБР «О государственной социальной поддержке отдельных категорий граждан в Кабардино-Балкарской республике» предусматривает, как того требует названный федеральный закон, дополнительную меру социальной защиты в виде ежемесячных выплат, сумма которых ежегодно увеличивается.

Такое правовое регулирование направлено на создание благоприятных условий для осуществления профессиональной деятельности и обеспечения социальной защищенности медицинских и фармацевтических работников, проживающих и работающих в сельских поселениях, поселках городского типа, и само по себе не может рассматриваться как нарушающее конституционные права граждан.

Признание же недействующим оспариваемой нормы повлечет нарушение права на ежемесячную денежную выплату как в отношении медицинских работников, у которых соответствующее право возникло до 1 января 2005 г., так и в отношении тех работников, которым право на получение ежемесячной денежной выплаты по оплате жилых помещений, отопления и освещения было впервые предоставлено указанной нормой.

Статья 1 Конституции РФ провозглашает Россию федеративным государством. В соответствии с пунктом 3 статьи 5 Конституции федеративное устройство Российской Федерации основано на разграничении предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации.

Защита прав и свобод человека и гражданина и социальная защита отнесены к совместному ведению Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. Ответственность за состояние дел в указанных сферах возлагается как на Российскую Федерацию, так и на каждый из ее субъектов. Введение субъектом Российской Федерации, дополнительной, по сравнению с действующим федеральным законодательством, меры социальной поддержки не может рассматриваться в качестве превышения полномочий законодательного органа Кабардино-Балкарской Республики, а изданный нормативный акт не может считаться противоречащим федеральному законодательству.

Таким образом, суд приходит к выводу о соответствии оспариваемой статьи 10 Закона КБР №57-ФЗ «О государственной социальной поддержке отдельных категорий граждан в КБР» в редакции Закона КБР от 31.12.2014 N 75-РЗ в оспариваемой части федеральному законодательству.

На основании изложенного и руководствуясь статьями 194, 195, 198, 252, 253 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, Верховный суд Кабардино-Балкарской Республики,

Р Е Ш И Л :

В удовлетворении заявления Кучменова Х.Х. о признании противоречащим закону закрепление в тексте абзаца второго части 1 статьи 10 Закона Кабардино-Балкарской Республики от 29 декабря 2004 года №57-РЗ «О государственной социальной поддержке отдельных категорий граждан в Кабардино-Балкарской Республике» меры государственной социальной поддержки специалистов органов здравоохранения, проживающих и работающих в сельской местности КБР в виде ежемесячной денежной выплаты, требования, указанным в Конституции РФ, ФЗ-323 от 21.11.2011года «Об основах охраны здоровья граждан в РФ» и законоположениям, подтвержденным определением Конституционного суда РФ №383-О-П от 07.02.2008года, определением Верховного суда РФ от 10.12.2014года №42-АПГ 14-5, имеющим большую юридическую силу, в части регламентированного нарушения принципа сохранения прежнего уровня социальной защиты специалистов органов здравоохранения, проживающих и работающих в сельской местности КБР в области компенсации этой категории граждан ежемесячных денежных выплат за потребленные сетевой газ на отопление и электроэнергии на освещение, и не покрытием выплачиваемой этой группе граждан ежемесячной денежной выплатой их затрат на коммунальные услуги;

признании недействующей относительно специалистов органов здравоохранения, проживающих и работающих в сельской местности КБР, регламентацию в абзаце втором части 1 статьи 10 Закона Кабардино-Балкарской Республики от 29 декабря 2004 года №57-РЗ «О государственной социальной поддержке отдельных категорий граждан в Кабардино-Балкарской Республике» меры государственной социальной поддержки в виде ежемесячной денежной выплаты, с момента вступления решения суда в законную силу, - отказать.

Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Российской Федерации в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме, через Верховный Суд Кабардино-Балкарской Республики.

Председательствующий Созаева С.А.

Копия верна

Судья Верховного Суда КБР С.А. Созаева

3-6/2015 ~ М-3/2015

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН ЧАСТИЧНО
Истцы
Прокуратура КБР
Другие
Территориальное управление Федерального агенства по управлению государственным имуществом в КБР
Правительство КБР
ФГБУ "Кабардино-Балкарский государстивенный высокогорный заповедник"
Местная администрация Черекского муниципального района КБР
Местная администрация Чегемского муниципального района КБР
Министерство природных ресурсов и экологии РФ
Суд
Верховный Суд Кабардино-Балкарской Республики
Судья
Созаева Сония Ануаровна
26.02.2015[И] Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
26.02.2015[И] Передача материалов судье
03.03.2015[И] Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
03.03.2015[И] Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
16.03.2015[И] Подготовка дела (собеседование)
23.03.2015[И] Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
27.03.2015[И] Судебное заседание
30.03.2015[И] Судебное заседание
01.04.2015[И] Судебное заседание
03.04.2015[И] Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
Решение (?)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее