Дело № 2-2701/2015
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
26 мая 2015 года
Свердловский районный суд г. Перми в составе:
Председательствующего судьи Яринской Ю.А.,
при секретаре Богдан А.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Тюнева С. В. к Министерству финансов Российской Федерации, ГУ МВД России по Пермскому краю, МО МВД России «<адрес>» о признании ненадлежащими условий содержания в ИВС, взыскании компенсации морального вреда,
УСТАНОВИЛ:
Тюнев С.В. обратился в суд с иском к Министерству финансов Российской Федерации, ГУ МВД России по Пермскому краю, МО МВД России «<адрес>» о признании ненадлежащими условий содержания в ИВС, взыскании компенсации морального вреда, при этом указал, что он в период предварительного следствия по уголовному делу содержался в ИВС МО МВД России «<адрес>»: с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ с ДД.ММ.ГГГГ. по ДД.ММ.ГГГГ с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ
В данном ИВС он содержался в ненадлежащих условиях, не соответствующих требованиям действующего законодательства: в камерах отсутствовали кровати, матрацы, постельные принадлежности были в непригодном состоянии, индивидуальные спальные места не предоставлялись. В связи с чем, он был вынужден спать на нарах, на которых приходилось спать всем содержащимся в камере, не раздеваясь, из-за отсутствия постельных принадлежностей. Было неудобство, раздражение и как следствие недосыпание, бессонница. В камерах отсутствовали краны с водопроводной водой, умывальник, санитарные узлы с соблюдением приватности. При этом отправление естественных надобностей происходило на глазах, находящихся в камере из-за отсутствия ограждения. Санитарный узел находился в 1-2 метрах от места, где они был вынуждены спать и есть, поскольку камеры были небольшого размера. В камере стояло зловоние. Данные обстоятельства унижали его достоинство, причиняли нравственные страдания, переживания, вызывали угнетение и нервозность, чувство мерзости и отвращения, способствовали депрессивному состоянию.
Камеры находились в антисанитарном состоянии. В камерах была повышенная влажность и бактериальная загрязнённость, поскольку камеры находились в подвальном помещении, и во время дождя их заливало водой, здание не было надлежащим образом оснащено водоотводной системой. Камера надлежащим образом не вентилировалась и не проветривалась. Принудительная вентиляция не включалась. Имевшееся окошко, находилось ниже уровня земли, не обеспечивало циркуляции воздуха ввиду маленького размере и чрезмерной загороженности. Почти все заключённые в камере были курящими. В камере стояли клуб табачного дыма, было тяжело дышать, из-за дефицита свежего воздуха возникала слабость, головокружение, недомогание, усугублялось депрессивное состояние, портилось настроение.
Лампа дневного освещения в камере отсутствовала, камера очень плохо освещалась одной лампой, мощностью не более 40 Вт, которая была вмонтирована в стену, в связи с чем, свет от этой лампы распространялся лишь на четверть от общего выдаваемого лампой объёма света. Читать и писать при таких условиях было затруднительно, быстро начинали устать и болеть глаза. Возникали нервозность, раздражение, беспокойство, поскольку нужно было готовиться к процессуальным действиям. Стол, скамейки, табуреты, стулья в камере отсутствовали. Пищу принимали на нарах в неприемлемых условиях.
Дезинфекция, дезинсекция, дератизация и кварцевание камер не производились.
Камеры были переполнены что создавала негативную обстановку и атмосферу, нервозность и неудобства, тесноту, и способствовало конфликтным ситуациям между заключёнными. Возможность помывки в душе не предоставлялась. Средства индивидуальной гигиены, предметы в первой необходимости (мыло, туалетная бумага, зубная паста и щетка, кружки, ложки) не предоставлялись. Он вынужден был просить их у других, что также влекло унижение его человеческого достоинства.
Литература, издания периодической печати и настольные игры не выдавались, что лишало возможности просвещения, информационной осведомлённости, досуга.
Питьевой воды в камерах всегда хватало на всех и на все время, а доступа к питьевой воде (иным источникам) не было.
Отсутствовали полки для туалетных принадлежностей, шкафы для хранения индивидуальных принадлежностей и продуктов, вешалки для одежды. Не было тазов для гигиенических целей и стирки, что ограничивало возможность соблюдения личной гигиены. Не было телевизора, радио. Пищу раздавали лица, не имеющие на это право, а именно: водворённые в ИВС за несколько суток пьянства, бродяжничества. При раздаче пищи они не переодевались в спецодежду. Не проходили медосмотры. Питание было плохого качества приготовления. Прогулки не предоставлялись, прогулочные дворики отсутствовали. В камере отсутствовала кнопка вызова дежурного сотрудника ИВС, отсутствовала автоматическая пожарная сигнализация. В камере совместно с ним содержались больные различными заболеваниями. Все указанное заставляло его нервничать, переживать и находится в постоянном напряжении и беспокойстве, отрицательно влияли на психику, несли неудобства и раздражение, недосыпание, бессонницу, депрессивное состояние.
Всё вышеизложенное причиняло ему моральный вред.
Истец просит признать ненадлежащими условий содержания в ИВС, взыскать компенсацию морального вреда в размере -СУММА1-.
Истец в судебное заседание не прибыл, извещался.
Представитель ответчика – ГУ МВД России по Пермскому краю, в судебное заседание не прибыл, просил рассмотреть дело в его отсутствие, исковые требования не признаёт.
Представитель ответчика – Министерства финансов РФ, в судебное заседание не прибыл, извещался.
Представитель ответчика – МО МВД России «<адрес>», в судебное заседание не прибыл, просил рассмотреть дело в его отсутствие, ранее изложенные доводы поддержал.
Представитель третьего лица – Управление федерального казначейства РФ по Пермскому краю, в судебное заседание не прибыл, извещался.
Суд, изучив материалы дела, пришел к следующему.
Согласно ст. 17 Конституции Российской Федерации, в Российской Федерации признаются и гарантируются права и свободы человека и гражданина согласно общепризнанным принципам и нормам международного права и в соответствии с настоящей Конституцией.
Согласно ст. 18 Конституции Российской Федерации, права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими.
Согласно ст. 21 Конституции Российской Федерации, достоинство личности охраняется государством. Ничто не может быть основанием для его умаления.
Никто не должен подвергаться пыткам, насилию, другому жестокому или унижающему человеческое достоинство обращению или наказанию.
Согласно ст. 4 Федерального закона от 15.07.1995 г. "О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений", содержание под стражей осуществляется в соответствии с принципами законности, справедливости, презумпции невиновности, равенства всех граждан перед законом, гуманизма, уважения человеческого достоинства, в соответствии с Конституцией Российской Федерации, принципами и нормами международного права, а также международными договорами Российской Федерации и не должно сопровождаться пытками, иными действиями, имеющими целью причинение физических или нравственных страданий подозреваемым и обвиняемым в совершении преступлений, содержащимся под стражей (далее - подозреваемые и обвиняемые).
Согласно ст. 17 Федерального закона от 15.07.1995 г. "О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений", подозреваемые и обвиняемые имеют право:
- получать бесплатное питание, материально-бытовое и медико-санитарное обеспечение;
- пользоваться ежедневной прогулкой продолжительностью не менее одного часа;
- пользоваться собственными постельными принадлежностями, а также другими вещами и предметами, перечень и количество которых определяются Правилами внутреннего распорядка.
Согласно ст. 22 Федерального закона от 15.07.1995 г. "О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений", подозреваемые и обвиняемые обеспечиваются бесплатным питанием, достаточным для поддержания здоровья и сил по нормам, определяемым Правительством Российской Федерации. Подозреваемым и обвиняемым предоставляется право приобретать по безналичному расчету продукты питания, предметы первой необходимости, а также другие промышленные товары.
Согласно ст. 23 Федерального закона от 15.07.1995 г. "О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений", подозреваемым и обвиняемым создаются бытовые условия, отвечающие требованиям гигиены, санитарии и пожарной безопасности.
Подозреваемым и обвиняемым предоставляется индивидуальное спальное место.
Подозреваемым и обвиняемым бесплатно выдаются постельные принадлежности, посуда и столовые приборы, туалетная бумага, а также по их просьбе в случае отсутствия на их лицевых счетах необходимых средств индивидуальные средства гигиены (как минимум мыло, зубная щетка, зубная паста (зубной порошок), одноразовая бритва (для мужчин), средства личной гигиены (для женщин).
Все камеры обеспечиваются средствами радиовещания, а по возможности телевизорами, холодильниками и вентиляционным оборудованием.
В соответствии с п. 42 Правил внутреннего распорядка изоляторов временного содержания подозреваемых и обвиняемых органов внутренних дел", утвержденных Приказом МВД РФ от 22.11.2005 г. № 950, подозреваемым и обвиняемым создаются бытовые условия, отвечающие требованиям гигиены, пожарной безопасности, нормам санитарной площади в камере на одного человека, установленным Федеральным законом.
Подозреваемые и обвиняемые, содержащиеся в ИВС, обеспечиваются ежедневно бесплатным трехразовым горячим питанием по нормам, определяемым Правительством Российской Федерации.
В соответствии с п. 43 Правил внутреннего распорядка изоляторов временного содержания подозреваемых и обвиняемых органов внутренних дел", утвержденных Приказом МВД РФ от 22.11.2005 г. № 950, подозреваемые и обвиняемые обеспечиваются для индивидуального пользования:
спальным местом;
постельными принадлежностями: матрацем, подушкой, одеялом;
постельным бельем: двумя простынями, наволочкой;
полотенцем;
столовой посудой и столовыми приборами на время приема пищи: миской, кружкой, ложкой.
Указанное имущество выдается бесплатно во временное пользование.
Бритвенные принадлежности (безопасные бритвы либо станки одноразового пользования, электрические или механические бритвы) выдаются подозреваемым и обвиняемым по их просьбе с разрешения начальника ИВС в установленное время не реже двух раз в неделю. Пользование этими приборами осуществляется этими лицами под контролем сотрудников ИВС.
В соответствии с п. 44 указанных Правил, для общего пользования в камеры в соответствии с установленными нормами и в расчете на количество содержащихся в них лиц выдаются:
мыло хозяйственное;
бумага для гигиенических целей;
В соответствии с п. 45 указанных Правил, камеры ИВС оборудуются:
индивидуальными нарами или кроватями;
столом и скамейками по лимиту мест в камере;
шкафом для хранения индивидуальных принадлежностей и продуктов;
санитарным узлом с соблюдением необходимых требований приватности;
краном с водопроводной водой;
вешалкой для верхней одежды;
полкой для туалетных принадлежностей;
бачком для питьевой воды;
радиодинамиком для вещания общегосударственной программы;
кнопкой для вызова дежурного;
урной для мусора;
светильниками дневного и ночного освещения закрытого типа;
приточной и/или вытяжной вентиляцией;
детскими кроватями в камерах, где содержатся женщины с детьми;
тазами для гигиенических целей и стирки одежды.
В соответствии с п. 48 указанных Правил, при отсутствии в камере системы подачи горячей водопроводной воды горячая вода (температурой не более +50 °С), а также кипяченая вода для питья выдаются ежедневно с учетом потребности.
В соответствии с п. 49 указанных Правил 49, для написания предложений, заявлений и жалоб подозреваемым и обвиняемым по их просьбе выдаются письменные принадлежности (бумага, шариковая ручка).
Истцом представлена справка о нахождении в ИВС в <адрес> в спорные периоды. Ответчики данные обстоятельства не опровергают.
В соответствии со ст. 151 Гражданского кодекса Российской Федерации, если гражданину причинен моральный вред (физические или нравственные страдания) действиями, нарушающими его личные неимущественные права, либо посягающими на принадлежащие гражданину другие нематериальные блага, а также в других случаях, предусмотренных законом, суд может возложить на нарушителя обязанность денежной компенсации указанного вреда.
При определении размеров компенсации морального вреда суд принимает во внимание степень вины нарушителя и иные заслуживающие внимания обстоятельства. Суд должен также учитывать степень физических и нравственных страданий, связанных с индивидуальными особенностями лица, которому причинен вред.
В соответствии со ст. 1101 Гражданского кодекса Российской Федерации, компенсация морального вреда осуществляется в денежной форме.
Размер компенсации морального вреда определяется судом в зависимости от характера причиненных потерпевшему физических и нравственных страданий, а также степени вины причинителя вреда в случаях, когда вина является основанием возмещения вреда. При определении размера компенсации вреда должны учитываться требования разумности и справедливости.
Характер физических и нравственных страданий оценивается судом с учетом фактических обстоятельств, при которых был причинен моральный вред, и индивидуальных особенностей потерпевшего.
В соответствии со ст. 1069 Гражданского кодекса Российской Федерации, причиненный гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления либо должностных лиц этих органов, в том числе в результате издания не соответствующего закону или иному правовому акту акта государственного органа или органа местного самоуправления, подлежит возмещению. Вред возмещается за счет соответственно казны Российской Федерации, казны субъекта Российской Федерации или казны муниципального образования.
В соответствии со ст. 1071 Гражданского кодекса Российской Федерации, в случаях, когда в соответствии с настоящим Кодексом или другими законами причиненный вред подлежит возмещению за счет казны Российской Федерации, казны субъекта Российской Федерации или казны муниципального образования, от имени казны выступают соответствующие финансовые органы, если в соответствии с пунктом 3 статьи 125 настоящего Кодекса эта обязанность не возложена на другой орган, юридическое лицо или гражданина.
Учитывая, что в заявленный период истец содержался в ИВС в условиях, которые не соответствовали требованиям законодательства, чем были нарушены нематериальные права истца, лицами, участвующими в деле, в силу ст.56 ГПК РФ, данные обстоятельства не оспорены, суд считает возможным удовлетворить требования истца о возмещении морального вреда в размере -СУММА2-.
Руководствуясь ст.ст.194 – 199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования удовлетворить частично.
Взыскать с Казны Российской Федерации в пользу Тюнева С. В. компенсацию морального вреда в размере -СУММА2-.
Обязанность по исполнению решения суда после его вступления в законную силу возложить на Министерство финансов Российской Федерации.
В удовлетворении остальной части исковых требований Тюневу С. В. отказать.
Решение в течение месяца со дня принятия в окончательной форме может быть обжаловано в Пермский краевой суд через Свердловский районный суд г. Перми.
Судья: Ю.А. Яринская
Мотивированное решение изготовлено 01 июня 2015 года.