Решение по делу № 2-1087/2015 (2-11764/2014;) от 12.12.2014

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

Дело № 2-1087/2015

25 ФИО7 2015 года г. Уфа

Кировский районный суд г. Уфы Республики Башкортостан в составе:

председательствующего судьи Рамазановой З.М.,

при секретаре Газизовой ФИО8.З.,

с участием представителя истца ФИО1ФИО5,

представителя ответчика Администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан, третьего лица Управления по земельным ресурсам Администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан ФИО4,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению ФИО1 о признании незаконными действий Администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан в предоставлении в собственность земельного участка, обязании Администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан подготовить и направить проект договора купли-продажи земельного участка,

у с т а н о в и л:

ФИО1 обратился в суд с исковым заявлением о признании незаконными действий Администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан об отказе в предоставлении в собственность земельного участка, обязании Администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан подготовить и направить проект договора купли-продажи земельного участка.

В обоснование заявленных требований указано на то, что ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 обратился в Администрацию городского округа город Уфа Республики Башкортостан (вх. № 01-01-30780) с заявлением о предоставлении в порядке ст. 36 Земельного кодекса РФ в собственность за плату земельного участка, на котором расположен принадлежащий истцу на праве собственности индивидуальный жилой дом литеры Б, Б1, Б2, общей площадью 81,9 кв.м., по адресу: г. Уфа, Кировский район, <адрес>. Земельный участок с кадастровым номером 02:55:050621:1409, площадью 953 кв.м. Разрешенный вид использования - для завершения строительства и обслуживания индивидуальных жилых домов (литеры Б,В), цокольного этажа (литер Б1), пристроя (литер Б2).

За ФИО1 зарегистрировано право собственности на объект недвижимости - индивидуальный жилой дом, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права собственности от ДД.ММ.ГГГГ.

Письмом № В12457 от ДД.ММ.ГГГГ Управление по земельным ресурсам Администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан отказало в предоставлении земельного участка в собственность со ссылкой на ст. 6 Водного кодекса РФ, п.8. ст. 27 Земельного кодекса РФ.

Заявитель не согласен с указанным отказом, считает его неправомерным.

Согласно заключению специалиста ООО «Топограф» расстояние от земельного участка с кадастровым номером 02:55:050621:1409 до ближайшей поворотной точки береговой полосы реки, расположенной в границах кадастрового квартала 02:55:050621 составляет более 50 метров.

Согласно кадастровой выписке земельного участка с кадастровым номером 02:55:050621:1409 участок полностью относится к категории земель населенных пунктов и не имеет каких-либо ограничений в использовании.

Сам по себе факт нахождения земельного участка в пределах водоохранной зоны (в состав которой не входит береговая полоса) не означает, что собственник объектов недвижимости, расположенных на таком участке, не вправе приобрести такой участок в собственность.

В соответствии с вышеизложенным отказ в предоставлении земельного участка, расположенного по адресу: г. Уфа, Кировский район, <адрес>, с кадастровым номером 02:55:050621:1409, площадью 953 кв.м., занимаемый принадлежащим на праве собственности ФИО1 объектом недвижимости не обоснован и не соответствует действующему законодательству и существенно нарушает права ФИО1, предусмотренные п. 4 ст. 28, 36 Земельного кодекса РФ, т.е. ограничивает исключительное право ФИО1 на приобретение указанного земельного участка в собственность.

На основании вышеизложенного, ФИО1 просит суд признать незаконными действия Администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан об отказе в предоставлении в собственность земельного участка расположенного по адресу: г. Уфа, Кировский район, <адрес>, с кадастровым номером 02:55:050621:1409, площадью 953 кв.м., обязать Администрацию городского округа город Уфа Республики Башкортостан подготовить и направить проект договора купли-продажи земельного участка, расположенного по адресу: г. Уфа, Кировский район, <адрес>, с кадастровым номером 02:55:050621:1409, площадью 953 кв.м.

Истец, надлежащим образом извещенный о времени и месте рассмотрения дела, в суд не явился. Имеется заявление о рассмотрении дела без его участия.

Представитель третьего лица –МУП «Уфаводоканал», надлежащим образом извещенный о времени и месте рассмотрения дела, в суд не явился. Причины неявки в суд неизвестны.

В соответствии со ст. 167 гражданского процессуального кодекса РФ суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц.

Представитель истца ФИО1ФИО5, действующий по доверенности от ДД.ММ.ГГГГ, заявленные требования поддержал, просил удовлетворить в полном объёме.

Представитель Администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан и Управления по земельным ресурсам Администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан ФИО4, действующая по доверенностям от ДД.ММ.ГГГГ и ДД.ММ.ГГГГ, просила в удовлетворении заявленных требований отказать.

Выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав представленные доказательства, суд приходит к следующему.

В соответствии со статьей 36 Конституции РФ граждане и их объединения вправе иметь в частной собственности землю.

В силу положений пункта 3 статьи 55 Конституции РФ права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.

Пунктом 4 статьи 28 Земельного кодекса РФ не допускается отказ в предоставлении в собственность граждан и юридических лиц земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, за исключением случаев: изъятия земельных участков из оборота; установленного федеральным законом запрета на приватизацию земельных участков; резервирования земель для государственных или муниципальных нужд.

Не допускается отказ в предоставлении в собственность граждан и юридических лиц земельных участков, ограниченных в обороте и находящихся в государственной или муниципальной собственности, если федеральным законом разрешено предоставлять их в собственность граждан и юридических лиц.

Пунктом 2 статьи 27 Земельного кодекса РФ установлен запрет на предоставление земельных участков, отнесенных к землям, ограниченным в обороте, в частную собственность, за исключением случаев, установленных федеральными законами.

В силу пп. 14 п. 5 ст. 27 Земельного кодекса РФ, находящиеся в государственной или муниципальной собственности земельные участки в первом и втором поясах зон санитарной охраны водных объектов, используемых для целей питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, ограничиваются в обороте.

Согласно п. 1 ст. 65 Водного кодекса РФ водоохранными зонами являются территории, которые примыкают к береговой линии морей, рек, ручьев, каналов, озер, водохранилищ и на которых устанавливается специальный режим осуществления хозяйственной и иной деятельности в целях предотвращения загрязнения, засорения, заиления указанных водных объектов и истощения их вод, а также сохранения среды обитания водных биологических ресурсов и других объектов животного и растительного мира.

Пунктом 4 статьи 18 Федерального закона «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» установлено, что проекты округов и зон санитарной охраны водных объектов, используемых для питьевого, хозяйственно-бытового водоснабжения и в лечебных целях, утверждаются органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации при наличии санитарно - эпидемиологического заключения о соответствии их санитарным правилам.

В соответствии п.п. 1.2, 1.4, 1.13, 1.17 Санитарных правил и нормам 2.1.4.1110-02 «Зоны санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения», утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача РФ ДД.ММ.ГГГГ № 10, СанПиН определяют санитарно-эпидемиологические требования к организации и эксплуатации зон санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения. Зона санитарной охраны организуются на всех водопроводах, вне зависимости от ведомственной принадлежности, подающих воду, как из поверхностных, так и из подземных источников. Проект зон санитарной охраны с планом мероприятий должен иметь заключение центра государственного санитарно - эпидемиологического надзора и иных заинтересованных организаций, после чего утверждается в установленном порядке. Отсутствие утвержденного проекта зон санитарной охраны не является основанием для освобождения владельцев водопровода, владельцев объектов, расположенных в границах зона санитарной охраны, организаций, индивидуальных предпринимателей, а также граждан от выполнения требований, предъявляемых СанПиН.

Следовательно, отсутствие утвержденного в соответствии с требованиями действующего законодательства проекта зон санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения не может свидетельствовать о том, что на земельные участки, попадающие в указанные зоны в соответствии с требованиями СанПиН, а также на земельные участки, попадающие в зону санитарной охраны, утвержденные на основании ранее действовавшего законодательства, не распространяются ограничения, установленные законом.

Действующим законодательством Российской Федерации не предусмотрен единый документ, подтверждающий отнесение земельных участков к ограниченным в обороте, отнесение земельных участков к ограниченным в обороте может быть подтверждено документами о предоставлении земельных участков, сведениями из государственного кадастра объектов недвижимости, иными сведениями.

В частности, проектом «Санитарно - топографическое обследование зоны санитарной охраны водопроводных сооружений и источников водоснабжения г. Уфы», утвержденным ФИО2 Республики Башкортостан от ДД.ММ.ГГГГ № 801-р определены границы зоны санитарной охраны первого, второго поясов источника водоснабжения г. Уфы, что позволяет без специальных познаний с учетом общедоступных картографических материалов достоверно определить, что спорный земельный участок находится во втором поясе зоны санитарной охраны водопроводных сооружений и источников водоснабжения г.Уфы.

Кроме того, на основании Решения Совета городского округа г. Уфа Республики Башкортостан от ДД.ММ.ГГГГ «О правилах землепользования и застройки городского округа г. Уфы Республики Башкортостан» сведения об особых условиях землепользования земельными участками (нахождение их в санитарной зоне охраны водозаборов, II пояс) внесены в государственный кадастр недвижимости.

Согласно 2.3.2.3 СанПин 2.1.4.1110-02 боковые границы второго пояса зон санитарной охраны (далее по тексту - ЗСО) от уреза воды при летне-осенней меже не должны быть расположены на расстоянии не менее 500 м при равнинном рельефе. Граница второго пояса ЗСО определяется гидродинамическими расчетами исходя из условий, что микробное загрязнение, поступающее в водоносный пласт за пределами второго пояса, не достигает водозабора (подл. 2.2.2.2 СанПин 2.1.4.1110-02).

Основными параметрами, определяющими расстояние от границ второго пояса ЗСО до водозабора, является время продвижения микробного загрязнения с потоком подземных вод к водозабору.

ФИО2 Республики Башкортостан за № 801-р от ДД.ММ.ГГГГ утвержден проект «Санитарно-топографическое обследование зон санитарной охраны водопроводных сооружений и источников водоснабжения города Уфы», разработанный институтом «Коммунводоканалпроект» в 1994 году, которым установлены границы зоны санитарной охраны первого, второго поясов источников водоснабжения города Уфа РБ.

Судом установлено, что ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 обратился в Администрацию городского округа город Уфа Республики Башкортостан (вх. № 01-01-30780) с заявлением о предоставлении в порядке ст. 36 Земельного кодекса РФ в собственность за плату земельного участка с кадастровым номером 02:55:050621:1409, на котором расположен принадлежащий заявителю на праве собственности индивидуальный жилой дом литеры Б,Б1,Б2, по адресу: г. Уфа, Кировский район, <адрес>.

Согласно свидетельству от ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 является собственником объекта недвижимости - жилого дома, расположенного по адресу: г. Уфа, Кировский район, <адрес>, что подтверждается также выпиской из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним от ДД.ММ.ГГГГ.

Как усматривается из кадастровой выписки о земельном участке от ДД.ММ.ГГГГ, местоположение земельного участка с кадастровым номером 02:55:050621:1409 – Республика Башкортостан, г. Уфа, Кировский район, <адрес>, площадь 953+/-11 кв. м., категория земель – земли населённых пунктов, разрешенное использование - для завершения строительства и обслуживания индивидуальных жилых домов (литеры Б,В), цокольного этажа (литер Б1), пристроя (литер Б2), сведения о правах отсутствуют, дата внесения номера в государственный кадастр недвижимости – ДД.ММ.ГГГГ. Сведения о земельном участке носят временный характер, дата истечения действия временного характера – ДД.ММ.ГГГГ.

Согласно уведомлению Управления Росреестра по Республике Башкортостан от ДД.ММ.ГГГГ в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним запрашиваемые сведения относительно земельного участка с кадастровым номером 02:55:050621:1409, расположенного по адресу: Республика Башкортостан, г. Уфа, Кировский район, <адрес>, отсутствуют.

Письмом № В12457 от ДД.ММ.ГГГГ Управление по земельным ресурсам Администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан отказало ФИО1 в предоставлении земельного участка в собственность со ссылкой на ст. 6 Водного кодекса РФ, п.8. ст. 27 Земельного кодекса РФ.

В обоснование заявленных требований ФИО1 представил заключение специалиста ООО «Топограф» от ДД.ММ.ГГГГ, согласно которому земельный участок с кадастровым номером 02:55:050621:1409, адрес местоположения: Республика Башкортостан, г. Уфа, Кировский район, <адрес>, до ближайшей поворотной точки береговой полосы реки, расположенной в границах кадастрового квартала 02:55:050625, составляет более 50 метров.

Согласно письму МУП «Уфаводоканал» городского округа город Уфа от ДД.ММ.ГГГГ земельный участок с кадастровым номером 02:55:050621:1408, находящийся по адресу: г. Уфа, Кировский район, <адрес>, расположен на территории II пояса Зоны санитарной охраны Демско-Затонского водозабора МУП «Уфаводоканал».

Из письма филиала ФГБУ «ФКП Росреестра по Республике Башкортостан» от ДД.ММ.ГГГГ следует, что по сведениям государственного кадастра недвижимости земельный участок с кадастровым номером 02:55:050621:1409 частично расположен в границах водоохраной зоны реки и прибрежной защитной полосы.

При таких обстоятельствах суд приходит к выводу о том, что спорный земельный участок находится во втором поясе зоны санитарной охраны водопроводных сооружений и источников водоснабжения г. Уфы, относится к землям, ограниченным в обороте.

В связи с изложенным суд не усматривает оснований для предоставления в собственность истцу спорного земельного участка.

Как следует из обстоятельств дела, сведения о границах зоны санитарной охраны внесены в Государственный кадастр недвижимости, что подтверждается кадастровым паспортом на испрашиваемый земельный участок, фрагментом схемы границ второго пояса зон санитарной охраны питьевых заборов г. Уфы, утвержденной в составе проекта «Санитарно - топографическое обследование зоны санитарной охраны водопроводных сооружений и источников водоснабжения г. Уфы», утвержденным ФИО2 Республики Башкортостан от ДД.ММ.ГГГГ № 801-р, из которых следует, что спорный земельный участок находится в санитарной зоне охраны водозаборов, II пояса.

Довод истца о том, что собственник жилого дома имеет исключительное право на приобретение в собственность земельного участка, на котором он расположен, суд находит несостоятельным, поскольку абзацем вторым пункта 2 статьи 27 Земельного кодекса Российской Федерации закреплено, что земельные участки, отнесенные к землям, ограниченным в обороте, не предоставляются в частную собственность, за исключением случаев, установленных федеральными законами.

Пункт 8 статьи 28 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 178-ФЗ "О приватизации государственного и муниципального имущества" также предусматривает, что отчуждению в соответствии с данным Федеральным законом не подлежат земельные участки в составе земель особо охраняемых природных территорий и объектов.

Пунктом 4 статьи 1 Градостроительного кодекса РФ закреплено, что зонами с особыми условиями использования территорий являются охранные, санитарно-защитные зоны, зоны охраны объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации (далее - объекты культурного наследия), водоохранные зоны, зоны затопления, подтопления, зоны санитарной охраны источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, зоны охраняемых объектов, иные зоны, устанавливаемые в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Поскольку испрашиваемый истцом земельный участок расположен в границах территории с особыми условиями использования – во втором поясе зоны санитарной охраны источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, то передача его в собственность невозможна вне зависимости от того застроен земельный участок строениями либо на нем отсутствуют объекты недвижимости.

Ссылка истца на ст. 36 ЗК РФ, предоставляющей, по его мнению, исключительное право собственнику жилого дома на приобретение в собственность земельного участка под ним, основана на неправильном толковании нормы материального права, без учета системного и взаимосвязанного анализа положений ЗК РФ, регламентирующих порядок вовлечения в гражданско-правовой оборот земельного участка как объекта земельных отношений.

Разрешая настоящий спор, суд также отмечает, что истец обратился с заявлением о предоставлении земельного участка в собственность при действующем договоре аренды испрашиваемого земельного участка от ДД.ММ.ГГГГ, данные о расторжении договора аренды материалы дела не содержат.

Кроме того, в материалы дела не представлен акт согласования истцом границ земельного участка с землепользователями смежных земельных участков, как доказательство отсутствия спора относительно границ земельного участка.

Исходя из установленных обстоятельств дела и приведенных норм закона, суд приходит к выводу об отказе в удовлетворении требований ФИО1 о признании незаконными действий Администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан об отказе в предоставлении в собственность земельного участка, обязании Администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан подготовить и направить проект договора купли-продажи земельного участка.

Руководствуясь ст.ст.12, 194-199 ГПК РФ, суд

р е ш и л:

В удовлетворении исковых требований ФИО1 о признании незаконными действий Администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан в предоставлении в собственность земельного участка, обязании Администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан подготовить и направить проект договора купли-продажи земельного участка отказать.

Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Башкортостан в течение месяца со дня изготовления решения в окончательном виде с подачей жалобы через Кировский районный суд г. Уфы Республики Башкортостан.

Судья З.М. Рамазанова

2-1087/2015 (2-11764/2014;)

Категория:
Гражданские
Статус:
ОТКАЗАНО в удовлетворении иска (заявлении, жалобы)
Истцы
Воробьев В.И.
Ответчики
АГО г. Уфа РБ
Другие
УЗР АГО г. уфа РБ
Суд
Кировский районный суд г. Уфы
Дело на странице суда
kirovsky.bkr.sudrf.ru
12.12.2014Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
15.12.2014Передача материалов судье
17.12.2014Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
17.12.2014Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
14.01.2015Подготовка дела (собеседование)
14.01.2015Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
28.01.2015Судебное заседание
11.02.2015Судебное заседание
04.03.2015Судебное заседание
25.03.2015Судебное заседание
30.03.2015Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
19.05.2015Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
22.09.2015Дело оформлено
05.12.2015Дело передано в архив
25.03.2015
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее