Дело № 5-11/2015
ОПРЕДЕЛЕНИЕ
о передаче по подведомственности
25 февраля 2015 года г. Николаевск-на-Амуре
Судья Николаевского-на-Амуре городского суда Хабаровского края Е.Н. Головина,
рассмотрев представленные материалы дела об административном правонарушении в отношении юридического лица Администрации Нигирьского сельского поселения Николаевского муниципального района Хабаровского края, ИНН 2705020465, ОГРН 1032700110321, адрес места нахождения: 682447, Хабаровский край, Николаевский район, с. Нигирь, ул. Школьная, д.20, о привлечении к административной ответственности за административное правонарушение по ч.3 ст. 20.4 КоАП РФ,
УСТАНОВИЛ:
В Николаевский-на-Амуре городской суд Хабаровского края поступил административный материал в отношении юридического лица Администрации Нигирьского сельского поселения Николаевского муниципального района Хабаровского края о привлечении к административной ответственности по ч.3 ст.20.4 КоАП РФ.
Изучив представленные материалы дела, суд приходит к выводу о необходимости направления административного материала по подведомственности в орган, осуществляющий федеральный государственный пожарный надзор, исходя из следующих обстоятельств.
В соответствии со ст. 29.4 КоАП РФ при подготовке дела судье следует установить, относится ли к его компетенции рассмотрение данного дела.
Компетенция судей в рассмотрении дел об административных правонарушений закреплена положениями ст.23.1 КоАП РФ и расширительному толкованию не подлежит, в указанной статье приведены те составы административных правонарушений, которые относятся к компетенции судей либо могут быть рассмотрены судьями на основании определений о передаче материала на рассмотрение судьи.
Рассмотрение дел по ч.3 ст.20.4 КоАП РФ в рамках положений ст.23.1 КоАП РФ не относится к компетенции судьи ни напрямую (ч.1 ст.23.1 КоАП РФ), ни в случае передачи такого дела на рассмотрение судьи на основании вынесенного данным органом определения (ч.2 ст.23.1 КоАП РФ).
Суд также учитывает, что санкция ч.3 ст.20.4 КоАП РФ предусматривает административную ответственность для юридических лиц только в виде административного штрафа в размере от ста пятидесяти тысяч рублей до двухсот тысяч рублей, и меры ответственности, применяемые только судьей, не предусматривает, административное расследование по делу не проводилось.
В соответствии со ст.23.34 КоАП РФ к компетенции органов, осуществляющих федеральный государственный пожарный надзор относится рассмотрение дел об административных правонарушений, в том числе по ст.20.4 КоАП РФ.
В соответствии с п.3 указанной статьи предусмотрено, что должностные лица, указанные в п.5-7 части 2 настоящей статьи, вправе рассматривать дела об административных правонарушениях, совершенных гражданами и должностными лицами.
Вместе с тем следует учитывать следующее.
Ч. 1 ст. 28.3 КоАП РФ установлено, что протоколы об административных правонарушениях составляются должностными лицами органов, уполномоченных рассматривать дела об административных правонарушениях в соответствии с главой 23 КоАП РФ, в пределах своей компетенции.
Перечень должностных лиц, имеющих право составлять протоколы об административных правонарушениях, устанавливается уполномоченными федеральными органами исполнительной власти и уполномоченными органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в соответствии с задачами и функциями, возложенными на эти органы федеральным законодательством (ч. 4 ст. 28.3 КоАП РФ).
Положения приведенных норм свидетельствуют о том, что для определения полномочий должностных лиц органов, осуществляющих государственный контроль (надзор), на составление протоколов об административных правонарушениях согласно ч. 1 ст. 28.3 КоАП РФ, необходимо выяснить, к компетенции какого органа отнесено рассмотрение соответствующего дела об административных правонарушениях, а затем выяснить, включены ли такие должностные лица в установленный этим органом перечень должностных лиц, уполномоченных составлять протоколы об административных правонарушениях.
В ч. 1 ст. 23.34 КоАП РФ определено, что дела об административных правонарушениях, предусмотренных ст. 20.4 данного Кодекса, уполномочены рассматривать органы, осуществляющие государственный пожарный надзор.
В силу ст. 6 Федерального закона от 21 декабря 1994 г. N 69-ФЗ "О пожарной безопасности" (с последующими изменениями и дополнениями) к органам государственного пожарного надзора относятся федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на решение задач в области пожарной безопасности, в лице структурного подразделения его центрального аппарата, в сферу ведения которого входят вопросы организации и осуществления государственного пожарного надзора, а также иные структурные подразделения, указанные в данной статье.
Уполномоченным федеральным органом исполнительной власти по надзору и контролю в сфере обеспечения пожарной безопасности является Министерство Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (п. 1 Положения о Министерстве Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (далее - МЧС России), утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 11 июля 2004 г. N 868, с последующими изменениями и дополнениями).
Руководители соответствующих органов государственного пожарного надзора по должности одновременно являются: главными государственными инспекторами субъектов Российской Федерации по пожарному надзору; главными государственными инспекторами специальных и воинских подразделений федеральной противопожарной службы по пожарному надзору.
Перечень иных должностных лиц органов государственного пожарного надзора (государственных инспекторов) и их прав и обязанностей по осуществлению государственного пожарного надзора определяется Правительством Российской Федерации.
В соответствии с Положением о Федеральном государственном пожарном надзоре, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 12.04.2012 г. N 290, государственным инспекторам городов (районов) субъектов Российской Федерации по пожарному надзору предоставлены полномочия на осуществление государственного пожарного надзора за соблюдением требований пожарной безопасности организациями, а также должностными лицами и гражданами. В рамках осуществления указанной деятельности эти лица уполномочены составлять протоколы и рассматривать дела об административных правонарушениях в соответствии с законодательством Российской Федерации об административных правонарушениях (пп.З п.9).
В ч. 2 ст. 23.34 КоАП РФ предусмотрено, что государственные инспектора городов (районов) субъектов Российской Федерации по пожарному надзору уполномочены рассматривать дела об административных правонарушениях от имени органов, осуществляющих пожарный надзор.
Приказом МЧС России от 05.04.2012 г. № 176 (в ред. от 27.12.2013 г.) утвержден перечень должностных лиц органов федерального государственного пожарного надзора, уполномоченных составлять протоколы о соответствующих административных правонарушениях.
Из этого перечня следует, что государственные инспектора городов (районов) субъектов Российской Федерации по пожарному надзору вправе составлять протоколы об административных правонарушениях, предусмотренных ст. 20.4 КоАП РФ, а соответственно и рассматривать их, исходя из системного толкования вышеприведенных норм права (положений ч.1 ст.28.3, ч.1 ст.23.34, ст.23.1 КоАП РФ) либо направлять их на рассмотрение лицам, указанным в пп. 1-4 п.2 ст.23.34 КоАП РФ.
При таких обстоятельствах административный материал и приложенные к нему документы необходимо передать для рассмотрения по подведомственности в Отдел надзорной деятельности по г. Николаевску-на-Амуре и Николаевскому муниципальному району.
На основании изложенного, и руководствуясь ст.29.4 КоАП РФ, судья,
ОПРЕДЕЛИЛ:
Передать протокол об административном правонарушении и приложенные к нему материалы в отношении юридического лица Администрации Нигирьского сельского поселения Николаевского муниципального района Хабаровского края, о привлечении к административной ответственности за административное правонарушение по ч.3 ст. 20.4 КоАП РФ, для рассмотрения по подведомственности в Отдел надзорной деятельности по г. Николаевску-на-Амуре и Николаевскому муниципальному району.
Определение может быть обжаловано в Хабаровский краевой суд через Николаевский-на-Амуре городской суд Хабаровского края в течение 10 суток со дня его вынесения.
Судья Е.Н. Головина