Решение по делу № 33-103/2018 (33-2700/2017;) от 19.12.2017

Судья Телушкина Г.Ю. Дело №33-103/2018

Докладчик Леснова И.С.

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Мордовия в составе:

председательствующего Литюшкина В.И.,

судей Козлова А.М., Лесновой И.С.,

при секретаре Яшкиной Ю.В.

рассмотрела в открытом судебном заседании 17 января 2018 г. в г. Саранске дело по иску Левина Н.Н. к Главному управлению МЧС России по Республике Мордовия о возложении обязанности заключить договор социального найма жилого помещения по апелляционной жалобе Левина Н.Н., Левиной Ю.Н. на решение Октябрьского районного суда г.Саранска Республики Мордовия от 13 октября 2017 г.

Заслушав доклад судьи Лесновой И.С., судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Мордовия

установила:

Левин Н.Н. обратился с иском к Главному управлению МЧС России по Республике Мордовия (далее – ГУ МЧС России по РМ) о возложении обязанности заключить договор социального найма жилого помещения мотивируя требования тем, что с 27 июня 1985 г. по 15 августа 2012 г. проходил службу в Государственной противопожарной службе МЧС России в должности старшего прапорщика внутренней службы, помощника начальника караула пожарной части №31 ФКУ «1 отряд федеральной противопожарной службы по Республике Мордовия», уволен по п. «Б» части 1 статьи 58 (по достижению предельного возраста). Выслуга составила 29 лет 01 месяц 10 дней. 4 января 2003 г. он с семьей поставлен на учет граждан, нуждающихся в жилых помещениях в Администрацию г.о.Саранск, а так же 25 июня 2003 г. им подан рапорт о постановке на очередь для получения жилья с составом семьи из 4 человек. Протоколом заседания жилищной комиссии ГУ МЧС России по РМ №5 от 19 мая 2010 г. проверен и установлен факт правомочности постановки на учет истца в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий (получении жилья).

20 апреля 2012 г. на основании решения жилищной комиссии ГУ МЧС России по РМ от 22 марта 2010 г. №3 между ответчиком и Левиным Н.Н. заключен договор найма служебного помещения №155, на основании которого Левину Н.Н. и его семье предоставлено во владение и пользование за плату служебное жилое помещение, находящееся в государственной собственности, общей площадью 73,4 кв.м., расположенное по адресу: <адрес>. Договор заключен на время прохождения службы. Постановлением Президиума Верховного суда Республики Мордовия от 23 марта 2017 г. по делу №44-г-6 принято решение об удовлетворении исковых требований ГУ МЧС России по РМ о выселении Левина Н.Н. и членов его семьи из служебного жилого помещения без предоставления другого жилого помещения. Обратившись к ответчику с заявлением о заключении с ним договора социального найма занимаемого им жилого помещения и передаче жилого помещения в муниципальную собственность, Левин Н.Н. получил отказ в связи с отсутствием у Главного управления жилых помещений жилищного фонда Российской Федерации социального использования, чем по мнению истца, нарушил его конституционное право на жилище и незаконно отказал в заключении договора социального найма. Ссылаясь на положения статей 6 и 7 Федерального закона от 30 декабря 2012 г. №283-ФЗ «О социальных гарантиях сотрудникам некоторых федеральных органов исполнительной власти и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», отмечал, что он и его семья занимают жилое помещение общей площадью 73,4 кв.м., тогда как норма предоставления составляет 72 кв.м. (4x18). Площадь занимаемого истцом и его семьей жилого помещения превышает норму предоставления на 1,4 кв.м., что не противоречит действующему законодательству, в связи с чем просил обязать ГУ МЧС России по РМ исключить служебное жилое помещение: квартиру общей площадью 73,4 кв.м., расположенную по адресу: <адрес> из специализированного жилищного фонда, заключить с ним договор социального найма указанного жилого помещения и передать данное жилое помещение в муниципальную собственность (т.1, л.д.3-8).

Решением Октябрьского районного суда г.Саранска Республики Мордовия от 13 октября 2017 г. отказано в удовлетворении исковых требований Левина Н.Н. (т.2, л.д.85-94).

В апелляционной жалобе Левин Н.Н. и Левина Ю.Н. ставят вопрос об отмене решения суда, как вынесенное с нарушением норм материального и процессуального права. Оспаривая вывод суда о пропуске срока исковой давности, указывают, что судом незаконно не принято во внимание то обстоятельство, что исковые требования основаны на нормах Федерального закона от 30 декабря 2012 г. №283-ФЗ «О социальных гарантиях сотрудникам некоторых федеральных органов исполнительной власти и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», который на момент написания письма №762 от 12 октября 2012 г. ФКУ «Управление госэкспертизы и жилищного обеспечения МЧС России» не был принят и, соответственно, отсутствовала правовая норма, изложенная в статье 6 вышеуказанного Федерального закона. Отмечают, что вышеуказанным письмом истцу сообщено, что площадь занимаемого им служебного помещения превышает площадь, которая в 2012 году могла быть ему предоставлена по договору социального найма, в связи с чем отсутствуют основания для перевода спорного жилья (квартиры) в категорию постоянного жилья. Одновременно, согласно пункту 14 приказа №5 МЧС России от 12 октября 2012 г., сотрудники ФПС, принятые на учет до 1 марта 2005 г. в целях последующего предоставления им жилых помещений по договорам социального найма, сохраняют право состоять на данном учете до получения ими жилых помещений по договорам социального найма. Утверждают, что учреждение уверило Левина Н.Н., что при указанных в письме обстоятельствах он сохраняет право на получение жилого помещения по договору социального найма, в связи с чем полагал, что ему будет предоставлено жилое помещение по договору социального найма. Считают, что статьей 6 Федерального закона от 30 декабря 2012 г. №283-ФЗ установлена обязанность ответчика предоставить Левину Н.Н. жилое помещение по договору социального найма. Утверждают, что его право на обеспечение жилым помещением не может быть ограничено сроками исковой давности. Указывают, что исходя из Рекомендаций по отнесению жилых помещений к определенному виду жилых помещений специализированного жилищного фонда, предоставлению жилых помещений по договорам социального найма и в собственность бесплатно, в распоряжении подразделений МЧС России, являющихся балансодержателями, не имелось иных жилых помещений кроме жилых помещений специализированного жилищного фонда и именно на такие жилые помещения следует заключать договора социального найма. Следовательно, довод об отсутствии в оперативном управлении ГУ МЧС России по РМ жилых помещений социального назначения не имеет значения для дела. Обращают внимание на то, что право собственности на спорную квартиру принадлежит Российской Федерации и является жилым помещением жилищного фонда Российской Федерации. В связи с тем, что в распоряжении МЧС России имеется только жилье специализированного жилищного фонда, следовательно нормы Федерального закона от 30 декабря 2012 г. №283-ФЗ распространяются именно на указанный жилищный фонд. Полагают, что именно ГУ МЧС России по РМ, как работодатель Левина Н.Н., должен предоставить ему жилье по договору социального найма (т.2, л.д.105-108).

В отзыве на апелляционную жалобу руководитель МТУ Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Республике Мордовия, Республике Марий Эл, Чувашской Республике и Пензенской области Ерохин И.С. и в возражениях на апелляционную жалобу начальник ГУ МЧС России по РМ Наумов А.Г. просят решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.

В судебное заседание истец Левин Н.Н., третьи лица Левин А.Н., Костюненкова М.В., представитель третьего лица МЧС России, представитель администрации городского округа Саранск не явились, о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом, о причинах неявки в суд не известили, доказательств в подтверждение наличия уважительных причин неявки суду не представили, об отложении разбирательства по делу суд не просили.

Руководитель МТУ Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Республике Мордовия, Республике Марий Эл, Чувашской Республике и Пензенской области Ерохин И.С. представил заявление о рассмотрении дела в отсутствие представителя.

При таких обстоятельствах и на основании части третьей статьи 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее – ГПК РФ), судебная коллегия приходит к выводу о возможности рассмотрения дела в отсутствие указанных лиц.

Изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, поступивших возражений относительно нее, заслушав объяснения представителя истца (третье лицо) Левиной Ю.Н., представителя истца Скороходовой Е.И., представителя ответчика ГУ МЧС России по РМ Крыловой Ю.А., судебная коллегия с учетом положений статьи 327.1 ГПК РФ приходит к следующему.

Как установлено судом и следует из материалов дела, Левин Н.Н. с 27 июня 1985 г. проходил службу в Государственной противопожарной службе МЧС России в должности старшего прапорщика внутренней службы, помощника начальника караула пожарной части <№> ФГКУ «1 отряд федеральной противопожарной службы по Республике Мордовия».

Приказом №125-НС от 15 августа 2012 г. уволен со службы по пункту «б» части статьи 58 Положения о службе в органах внутренних дел Российской Федерации, утвержденного постановлением Верховного Совета Российской Федерации от 23 декабря 1992 г. №4202-1 (по достижении предельного возраста). На день увольнения выслуга Левина Н.Н. составила в календарном исчислении 29 лет 01 месяц 10 дней.

Как следует из рапорта от 24 июня 2003 г., протокола заседания жилищной комиссии ГУ МЧС России по РМ №5 от 19 мая 2010 г., списка нуждающихся в улучшении жилищных условий, Левин Н.Н. с составом семьи из 4-х человек поставлен на учет для улучшения жилищных условий по месту прохождение его службы (т.1, л.д.9,152-144).

Согласно договору найма служебного жилого помещения №155 от 20 апреля 2012 г. Левину Н.Н. и членам его семьи: жене Костюненковой М.В., детям Левиной Ю.Н., Левину А.Н. передано за плату во владение и пользование жилое помещение, расположенное по адресу: <адрес>, общей площадью 73,4 кв.м., находящееся в государственной собственности, для временного проживания на время прохождения службы (т.1, л.д.15-17).

Из свидетельств о государственной регистрации права от 14 декабря 2011 г. 13 ГА 580880 и от 8 февраля 2010 г. следует, что вышеуказанная квартира находится в собственности Российской Федерации и передана в оперативное управление ГУ МЧС России по РМ (т.1, л.д.82,83).

Распоряжением Территориального управления Росимущества в Республике Мордовия №96-р от 11 марта 2010 г. <адрес> Республики Мордовия отнесена к служебному жилому помещению специализированного жилищного фонда (т.1, л.д.79-81).

Согласно справке ГУ МЧС России по РМ от 11 октября 2017 г. №6045-1-65, у ГУ МЧС России по РМ жилищный фонд социального использования отсутствует (т.2, л.д.70).

Сообщением ГУ МЧС России по РМ №53-1-44 от 28 июня 2017 г. Левину Н.Н. отказано в предоставлении жилых помещений по договору социального найма в связи с отсутствием у ГУ МЧС России по РМ жилищного фонда социального использования (т.2, л.д.47,48).

Как установлено судом первой инстанции и не оспаривается участниками процесса, Левин Н.Н. составом семьи из 4-х человек состоит в списке сотрудников, принятых на учет нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма ГУ МЧС России по РМ, его нуждаемость в предоставлении жилого помещения, право состоять на жилищном учете в указанном списке и его право на получении квартиры по договору социального найма согласно очередности ответчиком не оспаривается.

Кроме этого, истец составом семьи из 4-х человек состоит на учете нуждающихся в жилых помещениях в Администрации г.о.Саранск.

Разрешая спор и отказывая в удовлетворении исковых требований, суд первой инстанции исходил из того, что спорное жилое помещение является служебным, вопрос исключения спорного жилого помещения из специализированного жилищного фонда должен решаться МЧС России, так же, истец воспользовался своим правом на предоставление единовременной социальной выплаты в порядке, предусмотренном законом. Кроме этого, истцу об отказе в предоставлении ему спорного жилого помещения с заключением договора социального найма стало известно в 2012-2013 г.г., а обратился в суд с иском 15 августа 2017 г., то есть за пределами установленного законом трехгодичного срока исковой давности, без уважительных причин его пропуска.

Судебная коллегия соглашается с выводами суда первой инстанции, поскольку они основаны на правильном применении действующего законодательства, объективной оценке фактических обстоятельств дела, при этом исходит из следующего.

Как следует из материалов дела и установлено судом, Левин Н.Н. поставлен на учет лиц, нуждающихся в улучшении жилищных условий, с 25 июня 2003 г.

До вступления в силу Жилищного кодекса Российской Федерации (далее – ЖК РФ), граждане, поставленные на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий, имели право на получение жилья по договору социального найма.

С вступлением с 1 марта 2005 г. в силу ЖК РФ правом на предоставление жилья по договору социального найма обладают лишь лица, перечисленные в статье 49 указанного кодекса.

Вместе с тем, в соответствии с частью 2 статьи 6 Федерального закона от 29 декабря 2004 г. №189-ФЗ «О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации» граждане, принятые на учет до 1 марта 2005 г., в целях последующего предоставления им жилых помещений по договорам социального найма, сохраняют право состоять на данном учете до получения ими жилых помещений по договорам социального найма. Указанные граждане снимаются с данного учета по основаниям, предусмотренным пунктами 1, 3 - 6 части 1 статьи 56 Жилищного кодекса Российской Федерации, а также в случае утраты ими оснований, которые до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации давали им право на получение жилых помещений по договорам социального найма. Указанным гражданам жилые помещения по договорам социального найма предоставляются в порядке, предусмотренном Жилищным кодексом Российской Федерации, с учетом положений настоящей части.

В соответствии с правовой позицией, изложенной в Определении Конституционного Суда Российской Федерации от 1 декабря 2009 г. №1549-О-П, положения части 2 статьи 6 в ее конституционно-правовом истолковании не предполагают возможность снятия с учета нуждающихся в жилых помещениях граждан, до 1 марта 2005 г. принятых на учет для предоставления жилья по договорам социального найма, по причине изменения после указанной даты в законодательном порядке оснований постановки на такой учет.

Указанная норма закреплена и в пункте 14 Приказа МЧС России от 12 января 2012 г. №5 (ред. от 16 мая 2016 г.) «Об утверждении Порядка учета в системе МЧС России сотрудников федеральной противопожарной службы Государственной противопожарной службы, нуждающихся в жилых помещениях, и предоставления им жилых помещений», согласно которому сотрудники ФПС, принятые на учет до 1 марта 2005 г. в целях последующего предоставления им жилых помещений по договорам социального найма, сохраняют право состоять на данном учете до получения ими жилых помещений по договорам социального найма.

Предоставление Левину Н.Н. спорного жилого помещения в качестве служебного имело место в период действия ЖК РФ.

В соответствии со статьей 92 ЖК РФ служебные жилые помещения относятся к жилым помещениям специализированного жилищного фонда. Использование жилого помещения в качестве специализированного жилого помещения допускается только после отнесения такого помещения к специализированному жилищному фонду с соблюдением требований и в порядке, которые установлены уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти, за исключением случаев, установленных федеральными законами. Включение жилого помещения в специализированный жилищный фонд с отнесением такого помещения к определенному виду специализированных жилых помещений и исключение жилого помещения из указанного фонда осуществляются на основании решений органа, осуществляющего управление государственным или муниципальным жилищным фондом.

В соответствии с разъяснениями, содержащимися в пункте 41 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 2 июля 2009 г. №14 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации», использование жилого помещения в качестве специализированного жилого помещения, за исключением случаев, предусмотренных федеральными законами, допускается только после отнесения его к специализированному жилищному фонду решением органа, осуществляющего управление государственным или муниципальным жилищным фондом, в соответствии с установленным порядком и требованиями (часть 2 статьи 92 ЖК РФ), которые в настоящее время определены Правилами отнесения жилого помещения к специализированному жилищному фонду, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 26 января 2006 г. №42.

В соответствии с пунктом 12 названных Правил спорное жилое помещение включено в служебный жилищный фонд.

Как следует из материалов дела, спорная квартира находится в собственности Российской Федерации и оперативном управлении ГУ МЧС России по РМ.

Спорное жилое помещение отнесено к служебному жилому помещению специализированного жилищного фонда распоряжением Территориального управления Росимущества в Республике Мордовия, что является основанием статуса служебного жилого помещения. Нарушений порядка отнесения жилого помещения к специализированному жилищному фонду не допущено. Изменение статуса помещения относится к исключительной компетенции собственника. Статус служебного может быть прекращен только в силу соответствующего решения собственника жилого помещения, при этом изменение его статуса относится к исключительной компетенции собственника, является его правом, а не обязанностью.

Таким образом, спорное жилое помещение предоставлено Левину Н.Н. в качестве служебного на время прохождения службы (пункт 5 договора найма служебного жилого помещения), трудовые отношения прекращены, законных оснований для пользования жилым помещением у истца и членов его семьи нет.

С учетом представленных доказательств коллегия приходит к выводу о том, что квартира, расположенная по адресу: <адрес>, правовой режим служебного жилого помещения не утратила.

Доказательств, опровергающих выводы суда первой инстанций, истцом не представлено.

Согласно разделам 3 и 4 Положения о Министерстве Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 11 июля 2004 г. №868 (ред. от 26 октября 2017 г.) «Вопросы Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий» МЧС России в соответствии с возложенными на него задачами осуществляет: учет жилищного фонда в системе МЧС России; учет в системе МЧС России военнослужащих спасательных воинских формирований, сотрудников федеральной противопожарной службы, спасателей аварийно-спасательных служб и аварийно-спасательных формирований и федеральных государственных гражданских служащих, признанных в установленном порядке нуждающимися в жилых помещениях, а так же имеет специализированный жилищный фонд: служебные жилые помещения и жилые помещения в общежитиях.

В силу пункта 9 вышеуказанного Положения, МЧС России осуществляет в установленном порядке функции по управлению государственным имуществом.

Таким образом, судебная коллегия соглашается с выводом суда первой инстанции о том, что решение по вопросу исключения спорного жилого помещения из специализированного жилищного фонда должно принимать Министерство Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий.

В соответствии со статьей 49 ЖК РФ по договору социального найма малоимущим гражданам предоставляется жилое помещение государственного или муниципального жилищного фонда. Жилые помещения жилищного фонда Российской Федерации или жилищного фонда субъекта Российской Федерации по договорам социального найма предоставляются иным определенным федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации категориям граждан, признанных по установленным настоящим Кодексом и (или) федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации основаниям нуждающимися в жилых помещениях. Данные жилые помещения предоставляются в установленном настоящим Кодексом порядке, если иной порядок не предусмотрен указанным федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации.

По смыслу приведенной нормы права, предоставление жилого помещения по договору социального найма из государственного жилищного фонда возможно только при наличии специального регулирования, устанавливающего право соответствующей категории граждан на обеспечение жильем из указанного жилищного фонда, при условии признания таких граждан нуждающимися в жилых помещениях и вне зависимости от их имущественного положения.

В соответствии со статьей 41 Федерального закона от 22 августа 2004 г. №122-ФЗ «О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием федеральных законов «О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» и «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», вступившего в силу с 1 января 2005 г., часть вторая статьи 8 Федерального закона №69-ФЗ от 21 декабря 1994 г «О пожарной безопасности», предусматривавшая право предоставления в первоочередном порядке личному составу Государственной противопожарной службы жилой площади в виде отдельной квартиры или дома по установленным действующим законодательством нормам территориальными органами Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, органами местного самоуправления, а также предприятиями, на которых созданы подразделения Государственной противопожарной службы, признана утратившей силу.

Вместе с тем, приведенные нормы закона не устанавливают право указанных категорий лиц, к которому относится истец, на внеочередное получение жилого помещения.

Из материалов дела следует и не оспаривается истцом, что он состоит на очереди под номером 9.

В силу части 2 статьи 6 Федерального закона от 30 декабря 2012 г. №283-ФЗ, сотрудникам, гражданам Российской Федерации, указанным в части 1 настоящей статьи, по их желанию может быть предоставлена единовременная социальная выплата на приобретение или строительство жилого помещения в соответствии со статьей 4 этого же федерального закона с одновременным снятием их с учета в качестве нуждающихся в жилых помещениях.

Согласно части 1 статьи 4 указанного Федерального закона предусмотрено, что сотрудник, имеющий общую продолжительность службы в учреждениях и органах не менее 10 лет в календарном исчислении, имеет право на единовременную социальную выплату для приобретения или строительства жилого помещения один раз за весь период государственной службы, в том числе в учреждениях и органах.

Во исполнение Указа Президента Российской Федерации от 28 июня 1999 г. №825 (ред. от 16 марта 2007 г.) пунктом 1 Постановления Правительства Российской Федерации от 29 сентября 1999 г. №1095 «Вопросы обеспечения жильем увольняемых со службы сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации, Государственной противопожарной службы Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, а также граждан, уволенных со службы из указанных органов и учреждений» установлено, что увольняемые со службы сотрудники органов внутренних дел Российской Федерации, Государственной противопожарной службы МЧС России, учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, содержащихся за счет средств федерального бюджета, граждане, уволенные со службы из указанных органов и учреждений, а также члены их семей, признанные в установленном порядке нуждающимися в получении жилых помещений или улучшении жилищных условий и имеющие в соответствии с законодательством Российской Федерации право на обеспечение жильем за счет средств федерального бюджета, обеспечиваются жилыми помещениями преимущественно путем выпуска и погашения государственных жилищных сертификатов.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 21 марта 2006 г. №153 «О некоторых вопросах реализации подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» федеральной целевой программы «Жилище» на 2011 - 2015 годы» предусмотрено, что формой государственной финансовой поддержки обеспечения граждан жильем в рамках реализации подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» федеральной целевой программы «Жилище» на 2011 - 2015 годы, утвержденной Постановлением Правительства Российской Федерации от 17 декабря 2010 г. №1050, является предоставление им за счет средств федерального бюджета социальной выплаты на приобретение жилья, право на получение которой удостоверяется государственным жилищным сертификатом.

Согласно абзацу пятому подпункта «а» пункта 5 Правил выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов в рамках реализации основного мероприятия «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» государственной программы Российской Федерации «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации», правом на участие в подпрограмме по выдаче государственных жилищных сертификатов обладают сотрудники Государственной противопожарной службы МЧС России, содержащиеся за счет средств федерального бюджета и увольняемые со службы по достижении ими предельного возраста пребывания на службе, или по состоянию здоровья, или в связи с организационно-штатными мероприятиями, общая продолжительность службы которых в календарном исчислении составляет 10 лет и более.

Формой государственной финансовой поддержки обеспечения граждан жильем в рамках реализации вышеуказанного мероприятия данной государственной программы, является предоставление им за счет средств федерального бюджета социальной выплаты на приобретение жилья, право на получение которой удостоверяется государственным жилищным сертификатом.

Истец в силу абзаца 5 подпункта «а» пункта 5 Правил выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов в рамках реализации подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» федеральной целевой программы «Жилище» на 2002 -2010 годы» обладает правом на получение социальной выплаты, удостоверяемой сертификатом, как уволенный со службы по достижении предельного возраста пребывания на службе и имеющий общую продолжительность службы в календарном исчислении более 10 лет.

Таким образом, при наличии оснований, указанных в данных нормативных актах, истец не лишен права на реализацию социальной гарантии в установленной в указанных нормативных актах форме, то есть путем предоставления единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилья, о чем судом первой инстанции сделан правильный вывод.

Из протокола заседания жилищной комиссии ГУ МЧС России по РМ от 25 июля 2017 г. №35 следует, что за Левиным Н.Н. признано право на получение социальной выплаты для приобретения жилья, удостоверяемой сертификатом в рамках федеральной целевой программы «Жилище» на 2015-2020 годы, в рамках которой ГУ МЧС России по РМ 1 августа 2017 г. в МЧС России (Управление стратегического планирования и организационной работы) направлены списки граждан, изъявивших желание получить социальную выплату для приобретения жилья, удостоверяемой сертификатом. В указанном списке под порядковым номером 3 указан Левин Н.Н. (т.1, л.д. 199-23).

Распоряжением МЧС России №512 от 11 октября 2017 г. намечен порядок оформления и выдачи государственных жилищных сертификатов в 2018 году (т.2, л.д.69).

Таким образом, Левин Н.Н. воспользовался своим правом на предоставление единовременной социальной выплаты в порядке, предусмотренном законом.

Отказывая в удовлетворении исковых требований, суд пришел к обоснованному выводу о том, что исполнение установленной статьей 6 Федерального закона №283-ФЗ обязанности по обеспечению Левина Н.Н. жилым помещением не свидетельствует о его праве на предоставление занимаемой служебной квартиры на условиях договора социального найма. Данная квартира относится к специализированному жилищному фонду. Кроме того, Левин Н.Н. не имеет преимуществ по получению жилья по договору социального найма перед другими лицами, принятых на учет в качестве нуждающихся и включенных в соответствующие списки ранее него.

В соответствии с пунктом 2 Порядка учета в системе МЧС России сотрудников федеральной противопожарной службы государственной противопожарной службы, нуждающихся в жилых помещениях, и предоставления им жилых помещений, учет сотрудников ФПС, нуждающихся в служебных жилых помещениях и жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, проходящих службу в подразделениях МЧС России, расположенных на территории Центрального федерального округа, осуществляется федеральным казенным учреждением «Управление государственной экспертизы и жилищного обеспечения Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий», а сотрудников ФПС, проходящих службу в подразделениях МЧС России, расположенных на территориях других федеральных округов Российской Федерации, осуществляется территориальными подразделениями Уполномоченного органа.

Жилые помещения по договорам социального найма предоставляются сотрудникам ФПС и членам их семей в соответствии с решением о предоставлении служебных жилых помещений сотрудникам ФПС, которое принимается комиссией Уполномоченного органа (территориального подразделения Уполномоченного органа) в порядке очередности исходя из даты принятия на учет сотрудника ФПС с учетом социальных гарантий, установленных законодательными и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации. Решение о предоставлении служебных жилых помещений и план распределения служебных жилых помещений утверждаются руководителем Уполномоченного органа (пункты 11,17 Порядка).

Решения о предоставлении жилья по договору социального найма уполномоченным органом в отношении истца и члена его семьи не принималось. Соответственно у истца право на получение спорного жилья на условиях договора социального найма не возникло.

Приведенные нормы закона не устанавливают право указанных категорий лиц, к которым относится истец, на внеочередное получение жилого помещения.

Таким образом, доводы апелляционной жалобы о том, что нормы Федерального закона от 30 декабря 2012 г. №283-ФЗ распространяются на специализированный жилищный фонд, поскольку в распоряжении подразделений МЧС России, не имелось иных, в связи с чем ГУ МЧС России по РМ, как работодатель Левина Н.Н., должен предоставить ему жилье по договору социального найма, сводятся к изложению правовой позиции, выраженной в суде первой инстанции и являвшейся предметом исследования и нашедшей верное отражение и правильную оценку в решении суда, основаны на ошибочном толковании норм материального права, направлены на иную оценку обстоятельств дела, установленных и исследованных судом в соответствии с правилами статей 12, 56 и 67 ГПК РФ, а потому не могут служить основанием для отмены правильного по существу решения суда.

Доказательств утраты спорной квартирой статуса служебного жилья материалы дела не содержат, решение об исключении данного жилого помещения из служебного фонда собственником не принималось, правовые основания для заключения с истцом договора социального найма отсутствуют.

В доводах жалобы Левин Н.Н. и Левина Ю.Н. ссылаются на то, что у суда первой инстанции не имелось оснований для применения срока исковой давности, поскольку требования основаны на нормах Федерального закона от 30 декабря 2012 г. №283-ФЗ, который на момент написания письма №762 от 12 октября 2012 г. ФКУ «Управление госэкспертизы и жилищного обеспечения МЧС России» не был принят и, соответственно, отсутствовала правовая норма, изложенная в статье 6 вышеуказанного Федерального закона, а так же то, что право на обеспечение жилым помещением не может быть ограничено сроками исковой давности, судебной коллегией считается несостоятельной.

Судебная коллегия соглашается с решением суда первой инстанции, так как по существу решение является верным. Вывод суда о том, что истец обратился в суд с иском по истечении срока исковой давности, является обоснованным, причем является самостоятельным основанием для отказа в иске.

При этом судебная коллегия исходит из следующего.

В силу статьи 196 ГК РФ общий срок исковой давности составляет три года со дня, определяемого в соответствии со статьей 200 настоящего Кодекса.

Согласно статье 200 Гражданского кодекса Российской Федерации, если законом не установлено иное, течение срока исковой давности начинается со дня, когда лицо узнало или должно было узнать о нарушении своего права и о том, кто является надлежащим ответчиком по иску о защите этого права.

Исковая давность применяется судом только по заявлению стороны в споре, сделанному до вынесения судом решения.

Истечение срока исковой давности, о применении которой заявлено стороной в споре, является основанием к вынесению судом решения об отказе в иске.

Рассматривая ходатайство представителя ответчика о применении срока исковой давности, судом первой инстанции правильно указано, что письмом ФКУ «Управление государственной экспертизы и жилищного обеспечения МЧС России» от 12 октября 2012 г. №762-2-10-3 начальнику ГУ МЧС России по РМ сообщается, что исключение жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес> из специализированного жилого фонда и предоставления данного жилого помещения Левину Н.Н. на основании договора социального найма не представляется возможным, т.к. общая площадь квартиры превышает требуемую норму предоставления жилой площади для Левина Н.Н. и членов его семьи. В этом же письме ему предложено реализовать право на улучшение жилищных условий через участие подпрограмме федеральной целевой программы «Жилище» на 2011-2015 годы (т.2, л.д. 65-66).

Факт поступления данного документа в ГУ МЧС России по РМ и доведения его до сведения истца подтверждается выпиской из журнала учета входящих документов (т.2, л.д.67-68), истцом не оспорен.

Таким образом, судом первой инстанции установлено, что Левину Н.Н. об отказе в предоставлении ему спорного жилого помещения с заключением договора социального найма стало известно в 2012-2013 годах, что подтверждается объяснениями Левина Н.Н., данными в ходе судебного заседания, что указанное письмо он получил в 2012-2013 г.г., точнее не помнит, в то время как истец обратился в суд 15 августа 2017 г., то есть за пределами установленного законом трехгодичного срока исковой давности.

Согласно разъяснениям, данным в пункте 15 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 29 сентября 2015 г. №43 «О некоторых вопросах, связанных с применением норм Гражданского кодекса Российской Федерации об исковой давности» истечение срока исковой давности является самостоятельным основанием для отказа в иске (абзац второй пункта 2 статьи 199 ГК РФ). Если будет установлено, что сторона по делу пропустила срок исковой давности и не имеется уважительных причин для восстановления этого срока для истца - физического лица, то при наличии заявления надлежащего лица об истечении срока исковой давности суд вправе отказать в удовлетворении требования только по этим мотивам, без исследования иных обстоятельств дела.

По смыслу вышеприведенных положений закона, бремя доказывания уважительности причин пропуска срока для обращения в суд возлагалось на сторону истца.

Доказательств, свидетельствующих о наличии обстоятельств, предусмотренных статьей 205 Гражданского кодекса Российской Федерации, истцом не представлено.

Таким образом, истцом пропущен срок для обращения с указанными исковыми требованиями, при этом доказательств уважительности причин пропуска установленного законом срока им в нарушение статьи 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации не представлено, что, в силу пункта 2 части 2 статьи 199 Гражданского кодекса Российской Федерации является основанием для отказа в иске.

Иные выводы суда первой инстанции и доводы жалобы не имеют правового значения для правильного разрешения спора, так как в связи с истечением срока исковой давности требования Левина Н.Н. в любом случае не могли быть удовлетворены.

При разрешении спора суд правильно определил обстоятельства, имеющие значение для дела, распределил бремя их доказывания между сторонами, всесторонне, полно и объективно исследовал имеющиеся в деле доказательства.

Нарушений или неправильного применения норм материального и процессуального права судом допущено не было, в связи с чем, судебная коллегия находит решение законным и обоснованным, не усматривая оснований для его отмены, как о том ставится вопрос в апелляционной жалобе.

Руководствуясь пунктом 1 статьи 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Мордовия

определила:

решение Октябрьского районного суда г.Саранска Республики Мордовия от 13 октября 2017 г. оставить без изменения, апелляционную жалобу Левина Н.Н., Левиной Ю.Н. – без удовлетворения.

Председательствующий

Литюшкин В.И.

Судьи

Козлов А.М.

Леснова И.С.

33-103/2018 (33-2700/2017;)

Категория:
Гражданские
Статус:
РЕШЕНИЕ оставлено БЕЗ ИЗМЕНЕНИЯ
Истцы
Левин Н.Н.
Ответчики
ГУ МЧС России по РМ
Суд
Верховный Суд Республики Мордовия
Судья
Леснова Инесса Станиславовна
17.01.2018[Гр.] Судебное заседание
25.01.2018[Гр.] Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
25.01.2018[Гр.] Передано в экспедицию
Решение (?)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее