Дело № 2а-1621/16-24
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
02 февраля 2016 года г. Петрозаводск
Петрозаводский городской суд Республики Карелия в составе:
председательствующего судьи Картавых М.Н.,
при секретаре Ильиной Е.М.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению ФКУ «Военный комиссариат Республики Карелия» к Территориальному органу Росздравнадзора по РК о признании предписания № от ДД.ММ.ГГГГ незаконным,
установил:
Административный истец обратился в судебном порядке с административным иском по тем основаниям, что предписанием Территориального органа Росздравнадзора по Республике Карелия (далее - Росздравнадзор) от ДД.ММ.ГГГГ № об устранении выявленных нарушений Федеральному казенному учреждению «Военный комиссариат Республики Карелия» (далее - Военный комиссариат) предписано в срок до ДД.ММ.ГГГГ., а далее постоянно, обеспечить повышение квалификации медицинских работников в соответствии с требованиями, установленными Положением о лицензировании медицинской деятельности (за исключением указанной деятельности, осуществляемой медицинскими и другими организациями, входящими в частную систему здравоохранения, на территории инновационного центра «Сколково», утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ. №. Военный комиссариат считает данное предписание создающим препятствия к осуществлению его прав и реализации законных интересов и незаконно возлагающим на него обязанности.
В судебном заседании представитель ФКУ «Военный комиссариат Республики Карелия» К, действующий на основании доверенности, заявленные требования поддержал.
Представитель административного ответчика, действующего на основании доверенности, Е в судебном заседании считала иск обоснованным и подлежащим удовлетворению по основаниям, изложенным в отзыве, пояснила, что сами они не могут отменить свое предписание так как законодательством предусмотрены полномочия Росздравнадзора по выдаче предписаний и контролю за их исполнением, однако нормативные правовые акты не относят к полномочиям ТО Росздравнадзора отмену результатов проводимой проверки, в связи с чем, предписание может быть отменено только судом.
Суд, заслушав лиц, участвующих при рассмотрении дела, исследовав письменные материалы дела, приходит к выводу об удовлетворении административного иска.
В соответствии с ч. 1 ст. 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее – КАС РФ) гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
Из материалов дела следует, что территориальным органом Росздравнадзора по РК на основании приказа руководителя ТО Росздравнадзора от ДД.ММ.ГГГГ №-пр. «О проведении внеплановой документарной проверке» в период с ДД.ММ.ГГГГ - ДД.ММ.ГГГГ проведена внеплановая документарная проверка с целью контроля за исполнением предписания об устранении выявленных нарушений от ДД.ММ.ГГГГ №, выданного Федеральному казенному учреждению "Военный комиссариат Республики Карелия" (далее - ФКУ Военный комиссариат Республики Карелия») по итогам плановой выездной проверки соблюдения лицензионных требований.
По итогам проведения внеплановой проверки в отношении ФКУ «Военный комиссариат Республики Карелия» был составлен протокол об административном правонарушении № от ДД.ММ.ГГГГ.
Постановлением руководителя ТО Росздравнадзора от ДД.ММ.ГГГГ № ФКУ «Военный комиссариат Республики Карелия» признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.21 ст.19.5 КоАП РФ. Данным постановлением на ФКУ «Военный комиссариат Республики Карелия» наложен штраф в размере <данные изъяты> рублей. ТО Росздравнадзора по результатам внеплановой проверки ФКУ «Военный комиссариат Республики Карелия» было выдано предписание об устранении выявленных нарушений от ДД.ММ.ГГГГ №.
Решением Петрозаводского городского суда от ДД.ММ.ГГГГ постановление руководителя ТО Росздравнадзора от ДД.ММ.ГГГГ № отменено, производство по делу прекращено в связи с отсутствием состава административного правонарушения. Судом была установлена правомерность действий ФКУ «Военный комиссариат Республики Карелия» по соблюдению лицензионных требований.
Данное решение не оспаривалось ТО Росздравнадзора и вступило в законную силу ДД.ММ.ГГГГ.
В Предписаниях об устранении выявленных нарушений от ДД.ММ.ГГГГ № и от ДД.ММ.ГГГГ № Росздравнадзор обязал Военный комиссариат обеспечить повышение квалификации медицинских работников в соответствии с лицензионным требованием Положения с получением свидетельства по «Организации освидетельствования граждан, исполняющих воинскую обязанность».
Постановление Правительства РФ от 16.04.2012 N 291 "О лицензировании медицинской деятельности (за исключением указанной деятельности, осуществляемой медицинскими организациями и другими организациями, входящими в частную систему здравоохранения, на территории инновационного центра "Сколково")" (вместе с "Положением о лицензировании медицинской деятельности (за исключением указанной деятельности, осуществляемой медицинскими организациями и другими организациями, входящими в частную систему здравоохранения, на территории инновационного центра "Сколково")") вступило в законную силу (отдельные положения) с 25.06.2013.
Лицензия на осуществление медицинской деятельности выдана ФКУ «Военный комиссариат Республики Карелия» в 2011 году.
Согласно п.46 ст.12 Федерального закона от 04.05.2011 №99-ФЗ медицинская деятельность (за исключением указанной деятельности, осуществляемой медицинскими организациями и другими организациями, входящими в частную систему здравоохранения, на территории инновационного центра "Сколково") подлежит лицензированию.
Медицинскую деятельность в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 16.04.2012 №291 «О лицензировании медицинской деятельности (за исключением указанной деятельности, осуществляемой медицинскими организациями и другими организациями, входящими в частную систему здравоохранения, на территории инновационного центра "Сколково"» составляют работы (услуги), в том числе по военно-врачебной экспертизе.
В пп. «г» п.5 действующего в 2011 году Постановления Правительства РФ от 22.01.2007 N 30 "Об утверждении Положения о лицензировании медицинской деятельности" отсутствовало требование к соискателю лицензии наличия «дополнительного медицинского или иного необходимого для выполнения заявленных работ (услуг) профессионального образования...».
Действующим Постановлением Правительства РФ от 16.04.2012 N 291 п.п. «д» п.4 установлено, что лицензионными требованиями, предъявляемыми к соискателю лицензии на осуществление медицинской деятельности является наличие заключивших с соискателем лицензии трудовые договоры работников, имеющих среднее, высшее, послевузовское и (или) дополнительное медицинское или иное необходимое для выполнения заявленных работ (услуг) профессиональное образование и сертификат специалиста (для специалистов с медицинским образованием), чем на данный момент является «организация освидетельствования граждан, исполняющих воинскую обязанность».
При проведении внеплановой проверки ФКУ «Военный комиссариат Республики Карелия» руководствовался тем, что под «иным дополнительным образованием» понимается цикл «организация освидетельствования граждан, исполняющих воинскую обязанность».
Письмом № Федеральная служба по надзору в сфере здравоохранения изложила правовую позицию по спорному вопросу, противоположную правовой позиции её территориального органа. Таким образом, врачи ФКУ «Военный комиссариат Республики Карелия» имеют действующие сертификаты специалистов по своим специальностям.
Исполнимость предписания является важным требованием к данному виду ненормативного акта и одним из элементов законности предписания, поскольку предписание исходит от государственного органа, обладающего властными полномочиями, носит обязательный характер и для его исполнения устанавливается определенный срок, за нарушение которого наступает административная ответственность. Кроме того, требования предписания должны вытекать из предписанных законодательством правовых норм и требований подзаконных актов.
Таким образом, проанализировав положения действующего законодательства, представленные сторонами доказательства, суд считает необходимым административный иск удовлетворить.
Руководствуясь ст. ст. 175 - 180, 227 КАС РФ, суд
р е ш и л:
Административный иск ФКУ «Военный комиссариат Республики Карелия» удовлетворить.
Признать предписания Территориального органа Росздравнадзора по РК № от ДД.ММ.ГГГГ незаконным.
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Карелия через Петрозаводский городской суд Республики Карелия в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Судья М.Н. Картавых
Мотивированное решение изготовлено 03 февраля 2016 года.