Судья Яковлева Л.М. Дело № 33а-1571/2019
Докладчик Бажанов А.О.
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Республики Мордовия в составе
председательствующего Тамарова Ю.П.,
судей Бажанова А.О. и Середы Л.И.,
при секретаре Ермаковой С.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании 15 августа 2019 г. в г. Саранске Республики Мордовия административное дело по апелляционному представлению прокурора на решение Зубово-Полянского районного суда Республики Мордовия от 30 мая 2019 г.
Заслушав доклад судьи Бажанова А.О., судебная коллегия
установила:
федеральное казенное учреждение «Исправительная колония № <№> Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Республике Мордовия» (далее также - ФКУ ИК-<№> УФСИН России по Республике Мордовия) обратилось в суд с заявлением об установлении административного надзора в отношении Драганова И.В. на срок восемь лет с административными ограничениями в виде обязательной явки для регистрации два раза в месяц в орган внутренних дел по месту жительства или пребывания или фактического нахождения для регистрации; запрета пребывания вне жилого или иного помещения, являющегося местом жительства либо пребывания поднадзорного лица в ночное время суток в период с 22 до 6 часов по местному времени; запрета выезда за пределы Челябинской области.
В обоснование административного иска административный истец указал, что Драганов И.В. отбывает наказание в виде лишения свободы по приговору Челябинского областного суда от 25 января 2005 г. (измененного постановлением Зубово-Полянского районного суда Республики Мордовия от 30 марта 2017 г.) по которому он осужден за совершение преступлений, предусмотренных пунктом «<данные изъяты>» части <данные изъяты> статьи <данные изъяты>, пунктом «<данные изъяты>» части <данные изъяты> статьи <данные изъяты> Уголовного кодекса Российской Федерации. Преступления Драгановым И.В. совершены при опасном рецидиве преступлений.
В силу указанных обстоятельств в соответствии с положениями статей 3, 6 Федерального закона от 6 апреля 2011 г. № 64-ФЗ «Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы» (далее Федеральный закон № 64-ФЗ) административный истец просил установить в отношении Драганова И.В. административный надзор на вышеуказанный срок и административные ограничения.
Решением Зубово-Полянского районного суда Республики Мордовия от 30 мая 2019 г. административный иск об установлении административного надзора с административными ограничениями в отношении Драганова И.В. удовлетворен.
Суд установил в отношении Драганова И.В. административный надзор сроком на три года, исчисляемым со дня постановки на учёт в органе внутренних дел по избранному месту жительства, пребывания или фактического нахождения.
Суд установил в отношении поднадзорного лица на период административного надзора следующие административные ограничения:
- обязательную явку два раза в месяц в орган внутренних дел по месту жительства, пребывания или фактического нахождения для регистрации, установленный данным органом;
- запрет пребывания вне жилого помещения, являющегося местом жительства либо пребывания поднадзорного лица, или иного помещения, пригодного для постоянного проживания и (или) по адресу которого поднадзорное лицо подлежит постановке на учёт в органе внутренних дел, в промежуток времени с 22 до 06 часов по местному времени (ночное время);
- запрет выезда за пределы территории <данные изъяты>, а в случае перемены места жительства на другой субъект Российской Федерации – за пределы территории этого субъекта Российской Федерации по избранному месту жительства.
В апелляционном представлении прокурор района просил отменить решение суда первой инстанции, отказать административному истцу в удовлетворении административных исковых требований, указав, что основания для установления административного надзора в отношении Драганова И.В. отсутствуют, т.к. приговором Челябинского областного суда от 25 января 2005 г. не установлен вид рецидива, а злостным нарушителем порядка отбывания наказания Драганов И.В. не признавался.
В судебное заседание представитель административного истца ФКУ ИК-<№> УФСИН России по Республике Мордовия, административный ответчик Драганов И.В. не явились, о времени и месте судебного заседания надлежаще извещены, сведений о причинах неявки не представили, и отложить разбирательство дела не просили.
Оснований для отложения судебного разбирательства, предусмотренных Кодексом административного судопроизводства Российской Федерации, не усматривается, и судебная коллегия пришла к выводу о возможности рассмотрения дела в отсутствие указанных лиц.
В судебном заседании старший прокурор отдела прокуратуры Республики Мордовия Межевова Ю.В. в заключении полагала, что решение суда первой инстанции подлежит отмене, а в административном иске должно быть отказано по основаниям, указным в апелляционном представлении прокурора.
Рассмотрев на основании части 1 статьи 308 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации дело в полном объеме, судебная коллегия приходит к следующему.
Как следует из материалов дела, Драганов И.В. на основании приговора Челябинского областного суда от 25 января 2005 г. с учетом изменений, внесенных постановлением Зубово-Полянского районного суда Республики Мордовия от 30 марта 2017 г., осужден по пункту «<данные изъяты>» части <данные изъяты> статьи <данные изъяты>, пункту «<данные изъяты>» части <данные изъяты> статьи <данные изъяты> Уголовного кодекса Российской Федерации, на основании частей 3 и 5 статьи 69 Уголовного кодекса Российской Федерации, к 14 годам 10 месяцам лишения свободы без штрафа с отбыванием наказания в исправительной колонии строгого режима.
Приговором Южноуральского городского суда от 21 декабря 2004 г. Драганов И.В. признан виновным в совершении <данные изъяты> по части <данные изъяты> статьи <данные изъяты> части 3 Уголовного кодекса Российской Федерации с применением части 3 статьи 69 Уголовного кодекса Российской Федерации к 3 годам лишения свободы без штрафа с отбыванием наказания в исправительной колонии строгого режима. В приговоре отсутствуют сведения о наличии в действиях Драганова И.В. рецидива преступлений.
Как указано выше, к наказанию, назначенному по приговору от 25 января 2005 г., присоединено наказание, назначенное по приговору от 21 декабря 2004 г. по правилам части 5 статьи 69 Уголовного кодекса Российской Федерации.
По сведениям исправительного учреждения, Драганов И.В. подлежал освобождению из ФКУ ИК-<№> УФСИН России по Республике Мордовия по отбытии срока 23 июля 2019 г.
Указанные обстоятельства сомнений в достоверности не вызывают.
Разрешая дело, суд первой инстанции пришел к выводу, что в отношении административного ответчика должен быть установлен административный надзор.
Административный надзор устанавливается в соответствии с Федеральным законом № 64-ФЗ. Лица, в отношении которых устанавливается административный надзор, указаны в статье 3 Федерального закона.
Суд первой инстанции установил в отношении административного ответчика административный надзор по основанию, предусмотренному частью 1 статьи 3 Федерального закона № 64-ФЗ. Административный надзор установлен в связи с тем, что ответчик имеет непогашенную судимость за совершение особо тяжких преступлений при рецидиве преступлений. При этом суд установил в отношении ответчика административный надзор сроком на три года, исчисляемым со дня постановки на учёт в органе внутренних дел по избранному месту жительства, пребывания или фактического нахождения.
Судебная коллегия не может согласиться с указанным выводом суда первой инстанции, доводы апелляционного представления заслуживают внимания.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 3 Федерального закона № 64-ФЗ административный надзор устанавливается судом при наличии оснований, предусмотренных частью 3 данной статьи, в отношении совершеннолетнего лица, освобождаемого или освобожденного из мест лишения свободы и имеющего непогашенную либо неснятую судимость за совершение тяжкого или особо тяжкого преступления.
В силу пункта 1 части 3 статьи 3 Федерального закона № 64-ФЗ в отношении указанного в части 1 настоящей статьи лица административный надзор устанавливается, если лицо в период отбывания наказания в местах лишения свободы признавалось злостным нарушителем установленного порядка отбывания наказания.
Согласно пункту 17 разъяснений Пленума Верховного Суда Российской Федерации, изложенных в постановлении от 16 мая 2017 г. № 15 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы» при отсутствии в приговоре указания на наличие рецидива преступлений в действиях лица, в отношении которого устанавливается административный надзор, суд в рамках дела об административном надзоре не вправе самостоятельно устанавливать данные обстоятельства.
Если в приговоре имеются сведения о совершении указанным лицом преступления при рецидиве преступлений, однако вид рецидива не определен, административный надзор может быть установлен при наличии оснований, предусмотренных частью 3 статьи 3 Закона.
Указанным приговором от 25 января 2005 г. установлено, что в действиях Драганова И.В. имеет место рецидив преступлений. При этом вид рецидива в приговоре не определен.
С учетом этого обстоятельства, а также исходя из того, что Драганов И.В. злостным нарушителем установленного порядка отбывания наказания не признавался, сведения об обратном в материалах дела отсутствуют, предусмотренных законом оснований для установления в отношении указанного лица административного надзора не имеется.
При указанных обстоятельствах судебная коллегия считает доводы апелляционного представления обоснованными и полагает необходимым отменить решение суда, принять новое решение об отказе в удовлетворении требований.
В соответствии с пунктом 2 статьи 309 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации по результатам рассмотрения апелляционных жалобы, представления суд апелляционной инстанции вправе отменить или изменить решение суда первой инстанции полностью или в части и принять по административному делу новое решение.
Основанием для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке в силу части 2 статьи 310 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации является неправильное применение норм материального права.
Учитывая изложенное, решение суда первой инстанции подлежит отмене с принятием нового решения об отказе в удовлетворении административного иска.
Руководствуясь пунктом 2 статьи 309 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Зубово-Полянского районного суда Республики Мордовия от 30 мая 2019 г. отменить, принять по делу новое решение, которым в удовлетворении административных исковых требований федерального казенного учреждения «Исправительная колония № 4 Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Республике Мордовия» об установлении административного надзора с административными ограничениями в отношении Драганова И.В. отказать.
Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано путем подачи кассационной жалобы непосредственно в Президиум Верховного Суда Республики Мордовия в течение шести месяцев со дня вступления апелляционного определения в законную силу.
Председательствующий Ю.П. Тамаров
судьи А.О. Бажанов
Л.И. Середа