Гр.дело 2-84 /2016
РЕШЕНИЕ
именем Российской Федерации
г. Избербаш 09 марта 2016 года
Избербашский городской суд Республики Дагестан в составе:
председательствующего - федерального судьи Муртазалиева М.М.
при секретаре Абакаровой Б.Г.
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Абакаргаджиевой С.М., поданному представителем Гаджиевым Г.О., к Администрации городского округа «Город Избербаш» о понуждении предоставить жилое помещение специализированного жилого фонда во внеочередном порядке,
установил:
Абакаргаджиева С.М. через своего представителя Гаджиева Г.О., обратилась в суд с указанным иском и в его обоснование указала, что она состоит на учете для получения жилья, включена в списки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. На ее обращение о предоставлении жилья, Администрация ГО «г.Избербаш» обещает предоставить жилье, однако, по настоящее время ей жилье не предоставлено, в связи с чем, просит суд обязать Администрацию ГО «г. Избербаш» обеспечить ее во внеочередном порядке жильем по договору специализированного найма.
В судебном заседании истица Абакаргаджиева С.М. поддержала свое исковое заявление и просила удовлетворить его по основаниям, указанным в нем. При этом, пояснила, что состоит на учете на получение жилья в Администрации города с 2013 года под <данные изъяты>, на ее обращение в Администрацию города о предоставлении жилья, ей обещают предоставить жилье, но очередь не продвигается и жилье ей не предоставляется. Отсутствие у нее своего жилья создает ей определенные неудобства, так как она вынуждена снимать квартиру, нести дополнительные расходы, что для нее обременительно при наличии троих несовершеннолетних детей. Полагает, что ее право на получение жилья во внеочередном порядке, как лица, оставшегося без попечения родителей, нарушено.
Представитель истицы Гаджиев Г.О., действующий на основании доверенности, исковое заявление поддержал и просил удовлетворить его, утверждая, что право истицы на внеочередное получение жилья нарушено.
Представитель ответчика - Администрации ГО «Город Избербаш» Магомедов А.Р., действующий на основании доверенности, с иском не согласился, просил в удовлетворении его отказать, мотивируя тем, что Администрация ГО «г.Избербаш» не отказывало Абакаргаджиевой С.М. в предоставлении жилья. Жилье ей будет предоставлено по мере поступления средств и приобретения соответствующего жилья для этих целей, а также с учетом лиц, которые ранее ее состоят в списках. По его мнению, предоставление ей жилья ранее этих лиц, нарушит права этих лиц.
Привлеченное судом к участию в деле в качестве третьего лица- Министерство образования и науки РД, будучи надлежаще извещено о времени и месте рассмотрения дела, своего представителя в суд не направило, об уважительных причинах неявки в суд представителя не сообщило, отложить дело рассмотрением или рассмотреть в отсутствие своего представителя не просило.
В связи с этим, в соответствии со ст. 167 ГПК РФ дело рассмотрено в отсутствие представителя третьего лица.
Выслушав объяснения сторон, огласив материалы дела, суд приходит к следующему выводу.
В соответствии с Законом Республики Дагестан от 25.11.2008 «О наделении органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов Республики Дагестан государственными полномочиями Республики Дагестан по обеспечению жилой площадью детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» с 01.01.2009 г. полномочия по обеспечению жилой площадью детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, возложены на органы местного самоуправления муниципальных образований.
Исходя из этого, суд считает, что Администрация городского округа «город Избербаш» обосновано привлечена к участию в деле в качестве ответчика.
В качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований, по делу было привлечено Министерство образования и науки Республики Дагестан, так как в соответствии с Постановлением Правительства РД от 02.06.2009 г. №161 «Об утверждении порядка обеспечения жильем детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа за счет средств Республиканского бюджета Республики Дагестан», в целях реализации Закона Республики Дагестан от 04.12.2008 г. № 57 «О наделении органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов Республики Дагестан государственными полномочиями Республики Дагестан по обеспечению жилой площадью детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», Министерство образования и науки Республики Дагестан определено уполномоченным органом, осуществляющим контроль за исполнением органами местного самоуправления государственных полномочий Республики Дагестан по обеспечению жильем детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа.
Однако, Министерство образования и науки Республики Дагестан, получив копию определения суда о подготовке дела к слушанию, копию искового заявлении и документов, приложенных к исковому заявлению, свое мнение по поводу искового требования Абакаргаджиевой С.М. не выразило, какие-либо возражения в суд не направило.
Согласно части 1 ст. 109.1 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее ЖК РФ) предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
В соответствии со статьей 8 Федерального закона от 21.12.1996 г. № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» (в редакции Федерального закона от 29.02.2012 г. № 15-ФЗ) (далее - Федеральный закон о социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей) лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.
Жилые помещения предоставляются лицам, указанным в абзаце первом пункта 1, по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия. В случаях, предусмотренных законодательством субъектов Российской Федерации, жилые помещения могут быть предоставлены лицам, указанным в абзаце первом пункта 1, ранее чем по достижении ими возраста 18 лет.
По заявлению в письменной форме лиц, указанных в абзаце первом пункта 1 и достигших возраста 18 лет, жилые помещения предоставляются им по окончании срока пребывания в образовательных организациях, учреждениях социального обслуживания населения, учреждениях системы здравоохранения и иных учреждениях, создаваемых в установленном законом порядке для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также по завершении получения профессионального образования, либо окончании прохождения военной службы по призыву, либо окончании отбывания наказания в исправительных учреждениях.
Орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации в порядке, установленном законом субъекта Российской Федерации, формирует список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями в соответствии с пунктом 1 статьи 8 поименованного Закона.
В список включаются лица, указанные в абзаце 1 пункта 1 указанной статьи и достигшие возраста 14 лет. Предоставление детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилых помещений в соответствии с названным пунктом 1 является основанием для исключения этих лиц из списка (пункты 1,3).
По договорам найма специализированных жилых помещений они предоставляются в виде жилых домов, квартир, благоустроенных применительно к условиям соответствующего населенного пункта, по нормам предоставления площади жилого помещения по договору социального найма (пункт 7).
Таким образом, как следует из содержания приведенных правовых норм, федеральный законодатель определил основания и условия предоставления жилых помещений по договорам найма специализированных жилых помещений лицам, указанным в абзаце первом пункта 1 статьи 8 Федерального закона о социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Судом установлено, что решением Избербашского городского суда от ДД.ММ.ГГГГ г. установлен факт отсутствия родительского попечения в отношении Абакаргаджиевой С.М. и было постановлено обязать Администрацию ГО «г.Избербаш» поставить ее на учет для получения жилья во внеочередном порядке.
Исполняя решение суда, Администрация ГО «г.Избербаш» поставила Абакаргаджиеву С.М. на учет для улучшения жилищных условий по категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, с ДД.ММ.ГГГГ г. под №, что усматривается из справки Жилищно-правового отдела по учету и распределению жилья Администрации ГО «г.Избербаш» от ДД.ММ.ГГГГ г. за №.
Согласно данным отдела Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии РД по г. Избербаш за Абакаргаджиевой С.М. сведений о наличии жилья в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним, отсутствуют.
Из изложенного следует, что истица Абакаргаджиева С.М. на законных основаниях была принята на учет Администрацией ГО «Город Избербаш» для улучшения жилищных условий в списках детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, включена в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в целях обеспечения жильем.
В то же время, представитель Администрации ГО «г.Избербаш» считает, что иск Абакаргаджиевой С.М. подлежит оставлению без удовлетворения, так как Администрация ГО «г.Избербаш» не отказывало ей в обеспечении жильем и обеспечит ее жильем по мере поступления финансовых средств, выделяемых на эти цели Правительством РД, а также по мере продвижения очереди.
Однако, с таким доводом представителя ответчика суд согласиться не может по следующим основаниям.
Как было указано, Абакаргаджиева С.М. была поставлена на учет Администрацией ГО «г.Избербаш» в 2013 г., в течение более 2-х лет не обеспечена жильем, хотя по решению суда Администрация города обязана была обеспечить ее жильем во внеочередном порядке.
Бездействие Администрации ГО «г.Избербаш» противоречит ст.8 Федерального закона от 21.12.1996 г. за № 159 «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» (в ред. от 29.02.2012 №15-ФЗ), ст. 8 Закона Республики Дагестан от 29.12.2004 № 58 (ред. от 11.03.2013) «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» и другим законам.
Требование истицы Абакаргаджиевой С.М. соответствует правовым нормам, определяющим основания и условия предоставления жилых помещений по договорам найма специализированных жилых помещений лицам, указанным в абзаце первом пункта 1 статьи 8 Федерального закона о социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Довод представителя ответчика- Администрации ГО «г.Избербаш» о том, что Абакаргаджиева С.М. состоит в очередности под № и будет обеспечена по мере поступления средств, фактически означает, что она будет обеспечена жильем в порядке очередности.
Указанный довод противоречит как нормам закона, так и решению суда, вступившего в законную силу и имеющую силу преюдиции.
Ни статья 8 Федерального закона о социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, ни иные статьи указанного Закона не устанавливают очередность внутри данного списка в качестве условия предоставления жилого помещения по договору найма специализированного жилого помещения соответствующей категории граждан.
Содержащееся в пункте 3 статьи 8 Федерального закона о социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, указание на то, что формирование списка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями, осуществляется в порядке, установленном законом субъекта Российской Федерации, само по себе не означает, что предоставление жилых помещений специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений должно осуществляться в соответствии с какой-либо очередностью.
В данном случае установление законом субъекта Российской Федерации порядка предоставления жилых помещений специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений предполагает установление процедурных правил по формированию соответствующего списка - определение перечня документов, которые должны быть представлены, органа, в который должны быть представлены соответствующие документы, и т.п.
По своей сути формирование субъектом Российской Федерации списка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями, означает констатацию уполномоченным на то органом наличия предусмотренных федеральным законом оснований для реализации указанной категорией лиц права на предоставление жилого помещения по договору найма специализированного жилого помещения.
Кроме того, формирование списков детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями, может иметь своей целью определение потребности в соответствующих объемах ежегодного финансирования (объем субвенций), выделяемого на цели обеспечения жильем детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
При этом отсутствие надлежащего финансирования на цели обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, также не может служить основанием для отказа в обеспечении указанной категории граждан жильем по договору найма специализированного жилого помещения.
Таким образом, требование истицы Абакаргаджиевой С.М. о предоставлении во внеочередном порядке жилья обосновано на норме закона, ею представлены в суд допустимые и достоверные доказательства, оцененные судом в соответствии с требованиями ст. 67 ГПК РФ об относимости, допустимости и достоверности каждого доказательства в отдельности, а также достаточности и взаимную связь доказательств в их совокупности. Эти доказательства подтверждают право Абакаргаджиевой С.М. на получение во внеочередном порядке жилья, поэтому ее требование подлежит удовлетворению.
На основании изложенного, руководствуясь ст.8 Федерального закона от 21.12.1996 г. за № 159 «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» (в ред. от 29.02.2012 №15-ФЗ), ст. 8 Закона Республики Дагестан от 29.12.2004 № 58 (ред. от 11.03.2013) «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», ст. 109.1 ЖК РФ, ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд
решил:
исковое заявление Абакаргаджиевой С.М., поданное представителем Гаджиевым Г.О., удовлетворить в полном объеме.
Обязать Администрацию городского округа «Город Избербаш» Республики Дагестан обеспечить Абакаргаджиеву С.М. во внеочередном порядке благоустроенным жилым помещением, не ниже установленных социальных норм, из специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховном Суде Республики Дагестан в течение одного месяца со дня оглашения, путем подачи жалобы в Избербашский городской суд.
Председательствующий-судья Муртазалиев М.М.